Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Культуроведческий подход в образовании / этнопедагогика / этнокультуроведческая компетенция / младший школьник / русские народные сказки / уроки родного языка. / Cultural approach to education / ethnopedagogy / ethnocultural competence / primary school student / Russian folk tales / native language lessons.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Т. В.

В статье рассматриваются методические аспекты, связанные с формированием этнокультуроведческой компетенции учащихся начальных классов в процессе изучения родного языка. Объектом формирования названной компетенции являются русские народные сказки. Предлагаются упражнения и задания, нацеленные на формирование этнокультуроведческой компетенции, описываются фрагменты уроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE PRIMARY SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF STUDYING RUSSIAN FOLK TALES

The article discusses the methodological aspects associated with the formation of ethnocultural competence of primary school students in the process of learning their language. The object of the formation of this competency is Russian folk tales. Exercises and assignments aimed at the formation of ethnocultural competence are offered, fragments of l essons are described.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

УДК 373.3+ 37.013.42+316.614+ 316.6

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

© 2021 Т. В. Яковлева

канд. пед. наук, доцент e-mail: yakovleva@bsu. edu. ru

Белгородский национальный исследовательский университет

В статье рассматриваются методические аспекты, связанные с формированием этнокультуроведческой компетенции учащихся начальных классов в процессе изучения родного языка. Объектом формирования названной компетенции являются русские народные сказки. Предлагаются упражнения и задания, нацеленные на формирование этнокультуроведческой компетенции, описываются фрагменты уроков.

Ключевые слова: культуроведческий подход в образовании, этнопедагогика, этнокультуроведческая компетенция, младший школьник, русские народные сказки, уроки родного языка.

FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE PRIMARY SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF STUDYING RUSSIAN FOLK TALES

© 2021 T. V. Yakovleva

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor e-mail: yakovleva@bsu.edu.ru

Belgorod National Research University

The article discusses the methodological aspects associated with the formation of ethnocultural competence of primary school students in the process of learning their language. The object of the formation of this competency is Russian folk tales. Exercises and assignments aimed at the formation of ethnocultural competence are offered, fragments of lessons are described.

Keywords: cultural approach to education, ethnopedagogy, ethnocultural competence, primary school student, Russian folk tales, native language lessons.

В настоящее время активно реализуется одна из главных функций школы -этнокультуроведческая, формируется новый вектор развития практики образования, ориентирующейся на культуросообразную личность, обладающую выразительным духовным потенциалом, уважительно относящуюся к своей национальной истории и культуре [Булатников 2012; 2013; 2014; Репринцев 2015; 2018; 2018а; 20186; 2018в; 2019]. В условиях духовно-нравственного возрождения России, интереса общества к проблеме этнического самосознания, обновления русской национальной школы во всей остроте встаёт вопрос о необходимости введения в число непреходящих приоритетов школьного образования воспитание национального достоинства, развитие чувства гордости за русский народ, его историю и культуру [Булатников 2012а; 2013 а;

2014а; Репринцев 2020; 2020а; 20206; 2020в; 2021; 2021а; Сухоруков 2916; 2016а; 2020; 2021; 2021а; 20216].

Именно начальная школа должна закладывать основы формирования этнокультуроведческой компетенции учащихся. В начальной школе формируется этнокульутроведческая личность ребенка [Ильинская 2016; 2018; 2018а; 2019; 2020]. В связи с этим усиливается социальная значимость уроков родного русского языка, их этнокультуроведческая направленность. Уроки родного языка обладают огромным созидательным потенциалом, включающим 6огатейший пласт литературного и историко-культурного наследия нашего народа, формирующего в детях базовые элементы гражданственности, патриотизма, чувства национальной гордости и достоинства, уважительного отношения к национальным героям и их подвигам. Ведь ученик начальной школы как губка впитывает все то народное, национальное, которое формирует основные жизненные постулаты.

Особыми возможностями для социально-нравственного развития личности школьника, формирования его духовной культуры обладают произведения устного народного творчества, несущие в себе заряд подлинной высокой нравственности. Народ, по мнению Г.Н. Волкова, и с этим невозможно не согласиться, настоящий воспитатель и педагог, талантливый, грамотный, самобытный. Можно с уверенностью утверждать, что, как отмечает Г.Н. Волков, в опыте наших отцов и дедов подлинная мудрость, подлинный талант. Передаваемые из уст в уста, хранимые в народной памяти, произведения устного народного творчества являются важнейшим элементом в традиционной народной культуре, интегрируют в себе богатейший духовный опыт народа, отражают все грани национального характера [Аникин 2009: 100].

Особенно значимы в целях формирования этнокультуроведческой компетенции детей русские народные сказки. Именно на них дети постигают богатство родного языка. Сказка знакомит младших школьников с традициями, обычаями, обрядами русского народа.

В сказках чаще всего содержится позитивный исход жизненных коллизий и трудностей, герои сказок обретают свободу и сохраняют человеческое достоинство, неизменно добро побеждает зло. Это вполне естественно формирует в ребенке чувство доброты, справедливости, желание быть справедливым. Эти качества характера, души являются основой оптимизма, образного восприятия картины окружающей действительности, наиболее типичных проявлений национального характера. Несомненно, традиционные сказки служат важнейшим средством формирования духовно-нравственной культуры детей, их этнокультурного развития.

В условиях реализации компетентностного подхода выделяется этнокультуроведческая компетенция, формирование которой предполагает «способность к пониманию языка в отражении народной культуры, а также неразрывную связь с историей самого народа, специфику русского языка в национально-культурном аспекте...» [Яковлева 2004: 24]. Как показывает практика, многие педагоги мало обращаются к использованию воспитательного потенциала традиционной русской народной сказки. Между тем для этнокультурного развития сказка обладает уникальным и незаменимым потенциалом.

Основные методические положения, связанные с формированием этнокультуроведческой компетенции учащихся, можно представить таким образом:

• постижение выразительных возможностей и богатства русского языка служит основой для освоения традиций и ценностей национальной культуры, формирования нравственных качеств самобытной национальной личности, ведь язык отражает важнейшие качества человека, но и в значительной степени формирует его как собственно личность.

• изучать русский язык - это значит познать русскую национальную культуру. Четкое понимание, что русскому языку мы учимся постоянно, - это убеждение, что в процессе изучения языка мы приобщаемся к богатствам всей национальной культуры.

Важнейшим компонентом этнокультуроведческого образования является язык как признак нации, ведь «он более устойчив и важен для нации, чем государственная и территориальная общность, а своеобразие культуры базируется на языке» [Яковлева 2004: 12]. Русский язык обладает уникальной выразительностью, метафоричностью, образностью. Их использование особенно необходимо в тех случаях, когда речь идет о формировании гражданских качеств личности, отношения к Родине, ее истории и культуре, о воспитании традиционных черт национального характера в юных гражданах страны. В этом контексте вполне уместно обозначить некоторые возможные направления реализации этнокультурного подхода в процессе изучения русских народных сказок:

- во-первых, акцент в процессе анализа текста на традиционных личностных качествах русского человека, обычаях и нормах Русского мира, принципах отношений между людьми;

- во-вторых, осмысление ценностно-смыслового ядра самосознания русского человека и его влияния на совершаемый сказочным героем нравственный выбор;

- в-третьих, освоение богатства и выразительных возможностей русского языка, традиционной народной лексики, наиболее характерных выражений, пословиц, поговорок.

Этнокультуроведческое образование должно осуществляться комплексно, опираться на идеи подлинной интеграции уроков русского языка и литературного чтения, а его естественным продолжением должна стать содержательная внеурочная деятельность. Бесспорно, традиционная русская сказка обладает богатейшим воспитательным потенциалом, о котором в свое время глубоко и основательно размышлял К.Д. Ушинский. По мнению исследователей, национальная специфика русской народной сказки ощущается «в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, в том, что в ней рисуется уклад русской жизни, преимущественно крестьянской, определённые социальные отношения» [Аникин 2009: 24]. Из этого благодатного социально-педагогического потенциала рождается масштабный и богатейший практический опыт формирования духовно-нравственной культуры детей, их подлинно народного духа средствами обращения к русским народным сказкам. Об этом же писал и Геннадий Никандрович Волков, подчеркивая, что сказки выступают «областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний» [Волков 2009: 19].

Вполне естественно, что обращение детей к сказочному материалу и его осмысление начинается с пробуждения в детях интереса. Именно глубокий и прочный интерес детей порождает устойчивое положительное отношение школьников к сказочному сюжету и его героям. В этих целях могут быть внедрены и использованы такие этапы урока, как «По страницам сказок» (дети рассказывают самые интересные эпизоды из прочитанных дома волшебных сказок), «У книжной полки» (краткий пересказ сказок, прочитанных дома). Важным аспектом формирования этнокультурной компетентности младших школьников является освоение специальных терминов, понятийного ряда, специфической сказочной лексики, а ее его результатом станет богатый и активный словарь, отражающий владение детьми редкими и редко употребляемыми словами и терминами.

Важную роль в формировании этнокультуроведческой компетенции младших школьников выполняет лингвоисторический комментарий. Он позволяет решить

важную задачу - помочь школьнику понять, насколько чудесны образы в сказках, как они отражают представления прошлого, культуру народа в целом. Такой лингвоисторический комментарий касается той сферы сказочной реальности, которую можно отнести к волшебству, магии, чуду. Понятно, что в этом ряду оказываются феномены и процессы, которые в реальной жизни не происходят, объяснить их традиционной логикой невозможно. И тем не менее сфера воображаемого, волшебного в сказочном мире манит детей, притягивает особой силой, наполняет восприятие сказки и сказочных событий особой аурой романтики. Конечно, в ходе анализа сказки учитель акцентирует внимание на роли верований, воображения, особенностях религиозного мышления человека, отражающегося в вере в чудо, в волшебство.

Подобные сюжеты особенно важны, когда речь идет о справедливости, о чести и достоинстве сказочного героя, о борьбе сил добра и зла.

В качестве иллюстрации приведу пример, который продемонстрировала учитель одной из школ города Белгорода. Обсуждая с детьми сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», учитель обратилась к детям с вопросом:

- Дети, а кто является героями сказки? Как вы думаете, какие герои являются носителями добра, а какие - носителями зла? Что делают они в сказке?

- А кто помнит, откуда появляется ведьма? Как вы думаете, что означает фраза «откуда ни возьмись»? А что означает слово «оборотилась»?

- Как вы думаете, почему в сказке именно Иванушка оказался способен распознать злые силы?

Вполне естественно, дети излагают собственные версии и суждения, демонстрируя степень погруженности в традиционные сказочные сюжеты и опыт анализа сказочных сюжетов. В итоге этого обсуждения очень важен итоговый этнокультурный комментарий педагога, аккумулирующий важнейшие идейно-смысловые линии сюжета:

Конечно, только связанный с волшебным миром человек способен разглядеть ведьму - представительницу этого волшебного мира. Иванушка не смог бы распознать ведьму, если бы он оставался обычным человеком, но он из обычного человека превратился в козленочка - в существо волшебное. Поэтому и смог распознать ведьму.

- А кто из вас помнит, как ожила Аленушка? Какую роль сыграла в этом ключевая вода?

И здесь также важен этнокультурный комментарий педагога:

Древние люди не всегда могли дать исчерпывающее объяснение явлениям природы, силам стихии и потому верили в магические силы, искали поддержки у сил природы - воды, реки, ветра, неба, деревьев. В давние времена люди считали, что вода обладает магическими свойствами, способна исцелять, оживлять, пробуждать от долгого сна, избавлять от болезней.

Разумеется, это только один из множества возможных вариантов реализации этнокультурного потенциала обращения к русской народной сказке. Возможности для творчества здесь безграничны - все зависит от творческого воображения учителя и его желания организовать нужный и очень полезный совместный с детьми анализ сказки.

Проведение уроков родного языка с этнокультуроведческим наполнением способствует расширению и углублению знаний о русских народных сказках, усвоению этнокультуроведческой лексики, формированию целостной картины мира. Основная цель таких уроков не только изучение определенного языкового факта или усвоение правила, но и работа с текстом, на основе которого происходит усвоение

этнокультуроведческой лексики. Текст этнокультуроведческого характера придает определённую целостность уроку.

Реальная интеграция уроков литературного чтения и русского языка позволяет учителю проводить более глубокий языковой анализ сказки, показывать учащимся практическое использование знаний грамматики. Обращение к сказкам, изученным в начальной школе, позволяет не только актуализировать знания, но и провести анализ на более высоком уровне с учётом приобретённого за год опыта. Язык русской народной сказки настолько богат и ярок, что позволяет использовать текст сказки при изучении практически всех разделов грамматики. Обращение к воспитательному потенциалу русских народных сказок, по нашему мнению, продуктивно влияет на формирование этнокультуроведческой компетенции младших школьников. В качестве перспектив дальнейшего исследования мы планируем рассмотреть возможности таких жанров фольклора, как загадка, песня, скороговорка, потешка и других малых форм в формировании этнокультуроведческой компетенции обучающихся.

Библиографический список

Аникин В.П. Русская народная сказка: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2009. 255 с.

Белозерцев Е.П. «Русский мир» и философия отечественного образования // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (266). С. 46-52.

БулатниковИ.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.

Булатников И.Е. Диалектика добра и красоты в философско-педагогическом наследии В.А. Разумного // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 3 (31). С. 42-52.

Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012а. № 23. С. 60-72.

Булатников И.Е. Этизация образования в концепции В.А. Сухомлинского: современное прочтение наследия великого педагога-гуманиста // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2013. № 2 (261). С. 24-33.

Булатников И.Е. Этические основания социально-педагогической концепции В.А. Сухомлинского в диалоге эпох и общественных отношений // Психолого-педагогический поиск. 2013а. № 3 (27). С. 86-100.

Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К.Д. Ушинского // Известия Российской академии образования. 2014а. № 3 (31). С. 14-34.

Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2009. 168 с.

Ильинская И.П. Гуманистические основы интеграции младших школьников в поликультурную образовательную среду // Гуманизация образовательного пространства: сб. ст. Саратов, 2018. С. 66-77.

Ильинская И.П. Дети как субъект эстетического восприятия и оценки традиционной поликультурной среды Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2019. № 4 (43). С. 209-218.

Ильинская И.П. Поликультурное воспитание младших школьников средствами народной художественной культуры в эпоху цифровизации образования // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. ст. Чебоксары, 2020. С. 91-97.

Ильинская И.П. Формирование патриотизма и гражданственности школьников в условиях нарастания «кризиса идентичности» и становления поликультурной среды // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4-2. С. 75-90.

Ильинская И.П. Эстетический потенциал этнокультурной социализации младших школьников: проблемы и тенденции реализации // Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования: сб. ст. [Электронный ресурс]. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. 2018а. С. 61-69.

Репринцев А.В. Героизация национальной истории как основа формирования патриотизма и гражданственности молодежи в системе социального воспитания // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. Ярославль, 2021. С. 240-246.

Репринцев А.В. Гуманизация отношений семьи и школы в обеспечении социализации ребенка: традиции этноса и реалии глобализации // Гуманизация образовательного пространства сборник. М., 2018. С. 124-132.

Репринцев А.В. Искусство и человек в системе духовных ценностей постиндустриального мира: векторы эволюции смыслов и эталонов культуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021а. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4068/ (дата обращения: 22.10.2021).

Репринцев А.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. №1. С. 88-96.

Репринцев А.В. Общинно-коллективистский этос традиционного русского мира как альтернатива неолиберальной идеологии социального воспитания // Психология и педагогика социального воспитания: сб. ст. / под ред. А.Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой. Кострома, 2020. С. 33-40.

Репринцев А.В. Проблемы этнической социализации подростков и юношества в контексте формирования отношения молодежи к национальной истории и ее героям // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. ст. Чебоксары, 2020а. С. 150-158.

Репринцев А.В. Психологические основы этнической социализации подростков в процессе взаимодействия семьи и школы // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве / отв. ред. И.П. Ильинская. Белгород, 2018а. С. 7-10.

Репринцев А.В. Риски и противоречия этнической социализации детей и молодежи в контексте глобализации культуры // Этнопедагогика в контексте современной культуры: сб. науч. тр. / отв. ред. Л.Б. Абдуллина. 2018б. С. 169-176.

Репринцев А.В. Социально-нравственное развитие личности: от гуманистических традиций Русского мира - к реалиям современного неолиберализма // Гуманизация образовательного пространства: сб. ст. Саратов, 2020б. С. 98-107.

Репринцев А.В. Труд в системе факторов этнокультурной социализации современной молодежи: диалектика социального и индивидуального // Ярославский педагогический вестник. 2018в. № 6. С. 31-46.

Репринцев А.В. Труд как социокультурный и педагогический феномен в традиционном Русском мире: механизмы и факторы формирования этнокультурной идентичности личности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3005/ (дата обращения: 22.09.2021).

Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сб. ст. Ереван, 2020в. С. 628-648.

Сухоруков И.С. Изучение особенностей этнокультурной идентичности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 110-116.

Сухоруков И.С. Традиционное народное искусство в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. №3(59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4070/(дата обращения: 21.10.2021).

Сухоруков И. С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. Ярославль, 2021а. С. 247-252.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: 2016а. № 2 (29). С. 92-101.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе : сб. ст. Чебоксары, 2020. С. 196-204.

Сухоруков И.С. Этнокультурная идентичность как основа формирования жизненной стратегии подростка // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст : сб. ст. / сост. Т.Е. Коровкина, отв. ред. Т.Н. Адеева, С.А. Хазова. Кострома, 2021б. С. 92-98.

Яковлева Т.В., Дёмичева В.В. Программа этнокультуроведческого образования младших школьников средствами русского языка. Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2004. 29 с.

Яковлева Т.В., Дёмичева В.В.. Еременко О.И. Этнокультуроведческое образование младших школьниов. Германия: Ламберт. 2016. 88 с.

Яковлева Т.В. Формирование национального самосознания школьника. Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2014. 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.