Научная статья на тему 'ПУТИ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА'

ПУТИ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Педагогика профессионального образования / дизайн-образование / методология художественного образования / феноменология дизайна / проектная деятельность / профессиональная культура дизайнера / оценка эффективности дизайн-образования. / Pedagogy of vocational education / design education / methodology of art education / phenomenology of design / project activity / professional culture of a designer / assessment of the effectiveness of design education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина И. С.

Автор анализирует наиболее эффективные пути и способы развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров в образовательном процессе современного университета, размышляет о влиянии комплекса психолого-педагогических условий на результаты овладения студентами профессиональной компетентностью в системе высшего профессионального художественного образования. На основе теоретических представлений о сущности профессиональных компетенций дизайнера и специфике их формирования в образовательном процессе вуза возможно грамотное информирование, обеспечение комплекса ценностноцелевых, содержательных, организационных предпосылок профессионально-личностного становления будущего специалиста, его саморазвития, самосовершенствования. Опираясь на идеи компетентностного подхода, автор обозначает основные пути и способы оценки сформированности профессиональных компетенций будущих дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галкина И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS AND METHODS OF DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE DESIGNERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

The author analyzes the most effective ways and means of developing professional competencies of future designers in the educational process of a modern university, reflects on the influence of a complex of psychological and pedagogical conditions on the results of students' mastering professional competence in the system of higher professional art education. On the basis of theoretical ideas about the essence of professional competencies of a designer and the specifics of their formation in the educational process of a university, it is possible to form them competently, to provide a complex of value-target, substantive, organizational prerequisites for the professional and personal formation of a future specialist, his self-development, selfimprovement. Based on the ideas of the competence-based approach, the author outlines the main ways and means of assessing the formation of professional competencies of future designers.

Текст научной работы на тему «ПУТИ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 378

ПУТИ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА

© 2021 И. С. Галкина

доцент кафедры дизайна, член Союза дизайнеров России е-mail: gdhgfkgu@mail. ru

Курский государственный университет

Автор анализирует наиболее эффективные пути и способы развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров в образовательном процессе современного университета, размышляет о влиянии комплекса психолого-педагогических условий на результаты овладения студентами профессиональной компетентностью в системе высшего профессионального художественного образования. На основе теоретических представлений о сущности профессиональных компетенций дизайнера и специфике их формирования в образовательном процессе вуза возможно грамотное их формирование, обеспечение комплекса ценностно -целевых, содержательных, организационных предпосылок профессионально-личностного становления будущего специалиста, его саморазвития, самосовершенствования. Опираясь на идеи компетентностного подхода, автор обозначает основные пути и способы оценки сформированности профессиональных компетенций будущих дизайнеров.

Ключевые слова: педагогика профессионального образования, дизайн-образование, методология художественного образования, феноменология дизайна, проектная деятельность, профессиональная культура дизайнера, оценка эффективности дизайн-образования.

WAYS AND METHODS OF DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE DESIGNERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

© 2021 I. S. Galkina

Associate Professor of Design, Member of the Union of Designers of Russia

е-mail: gdhgfkgu@mail.ru

Kursk State University

The author analyzes the most effective ways and means of developing professional competencies of future designers in the educational process of a modern university, reflects on the influence of a complex of psychological and pedagogical conditions on the results of students' mastering professional competence in the system of higher professional art education. On the basis of theoretical ideas about the essence of professional competencies of a designer and the specifics of their formation in the educational process of a university, it is possible to form them competently, to provide a complex of value-target, substantive, organizational prerequisites for the professional and personal formation of a future specialist, his self-development, self-improvement. Based on the ideas of the competence-based approach, the author outlines the main ways and means of assessing the formation of professional competencies of future designers.

Keywords: pedagogy of vocational education, design education, methodology of art education, phenomenology of design, project activity, professional culture of a designer, assessment of the effectiveness of design education.

Современное профессиональное художественное образование активно осваивает идеи и принципы компетентностного подхода. Его внедрение в образовательную практику вызвало неоднозначную реакцию в художественно-педагогическом сообществе, о чем вполне обоснованно и с тревогой писали многие исследователи, отмечая опасности и противоречивость самой идеи - стандартизировать художественное творчество, загнать его в «прокрустово ложе» заданных норм, правил, алгоритмов [Бредихин 2014; 2014а; 2017; 2017а; 2018; 2021; Быстрова 2021; Панкина 2021; Репринцев А.В. 2020; 2020а; 2021; Репринцев М.А. 2016; 2016а; 2016б; 2016в; 2017; 2017б; 2017в; Сухоруков 2020; 2020а; 2021; 2021а; 2021б]. Большинство авторов оценивают как весьма спорную идею внедрения компетентностного подхода в процесс художественного образования, в частности - в процесс профессиональной подготовки будущих дизайнеров. В этом контексте твердую и вполне определенную позицию занимают А.П. Бредихин, Ю.А. Мациевская, М.А. Репринцев, Е.Л. Толстых, отмечая необходимость большей свободы в творческой деятельности дизайнеров, потребность в уходе от стереотипов, стандартов, заданных моделей и образцов [Бредихин 2014; 2018; 2021; Репринцев М.А. 2018; 2018а; 2020; 2020а; 2021]. Надо признать, что в содержании профессиональной подготовки дизайнеров некоторая степень «стандартизации» возможна - в той части, которая касается базовых знаний, умений, владений, без освоения которых деятельность дизайнера оказывается невозможна в принципе. Но более высокий ее уровень - уже не уровень начинающего ученика, а освоившего необходимый минимум профессионального багажа будущего специалиста - предполагает большую творческую свободу, поиск индивидуального творческого стиля художника, обретение собственного дизайнерского «почерка» [Репринцев М.А. 2018; 2018а; 2020; 2020а; 2021; Сухоруков 2016; 2016а; 2016б; 2016в; 2016г; 2016д; 2017]. С этих позиций можно говорить о том, что на начальном этапе дизайн-образования компетентностный подход и формирование профессиональных компетенций могут быть вполне приемлемым ориентиром, позволяющим выйти в их формировании на необходимый и достаточный уровень, некий оптимум. Попробуем представить возможные варианты некоторых путей и способов развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров в образовательном процессе современного вуза.

Не вызывает сомнений, что одной из главных тенденций в развитии современного общества является повышение интереса граждан к эстетической и материальной сторонам жизни. Люди стремятся покупать как можно больше красивых товаров, чтобы соответствовать растущим эстетическим вкусам, заметно растущим требованиям к окружающим человека вещам и предметам, эстетично обустроить свой дом и жить в ногу со временем. Деятельность дизайнеров направлена на удовлетворение эстетических потребностей людей, моделирование комфортной и эстетичной среды бытия человека. Дизайн, с одной стороны, создает современную культуру, используя ее накопленный опыт, а с другой - является важным инструментом развития творческого потенциала личности, объединяя достижения искусства, науки и техники. Развитие дизайна предполагает опору на растущие эстетические требования людей к качеству и внешнему виду вещей и окружающей среды; дизайн не может отставать от развития науки и технологий, от разработки и внедрения новых материалов и способов эстетизации среды человеческого бытия. Эти процессы тесно взаимосвязаны, взаимно определяют друг друга. Безусловно, профессиональное художественное образование играет важную роль в формировании образа будущей профессии дизайнера и обретении будущими дизайнерами профессиональной компетентности.

Это в полной мере относится к дизайнерам-графикам, специализирующимся преимущественно в сфере современной полиграфии, разработки и внедрения фирменного стиля, рекламы, упаковки, веб-дизайна и т.д. В последнее время эти виды деятельности интенсивно развиваются, но уровень продуктов деятельности дизайнеров не всегда соответствует современным растущим требованиям как заказчиков, так и потребителей. Об этом несоответствии вполне обоснованно пишет в своих публикациях А.В. Репринцев, подчеркивая значимость нравственной культуры дизайнера, его растущую социальную ответственность за качество продвигаемых товаров и услуг, за результаты прямого или косвенного влияния на сознание и поведение значительных масс людей (потребителей) [Репринцев А.В. 2020; 2020а; 2021]. В этом контексте, конечно, как и в любой профессии, вполне достаточно «специалистов», которые не в полной мере соответствуют уровню мастера, профессионала. Понятно, что успешность графического дизайнера в профессиональной деятельности напрямую зависит от овладения студентами знаниями, умениями и навыками, а также от сформированности мотивов саморазвития, самообразования, самосовершенствования.

Обратим внимание на то, что профессиональная деятельность дизайнера предполагает аккумулирование знаний из самых разных сфер - от геологии и географии, истории и биологии до экологии и экономики. Такой диапазон профессиональных знаний дизайнера связан с тем, что объектом его деятельности является широкий набор сред и объектов недвижимости, пространств и рекламных конструкций, что предполагает его серьезную осведомленность в вопросах экономики, эргономики, основ архитектуры и строительного дела, географии и экологии - знание всех этих научных областей позволяет принимать грамотные проектные и планировочные решения, находить наиболее рациональный и эстетичный вариант решения творческой задачи. Дизайнер при помощи художественных средств и образов структурирует визуальную среду, окружающую человека, создает для него психологически комфортную атмосферу. Мера овладения дизайнером специальными знаниями, умениями и технологиями, сформированность опыта проектной деятельности и мотивов саморазвития и самосовершенствования предопределяют успешность будущей самостоятельной профессиональной деятельности дизайнера.

Обоснование наиболее рациональных путей и способов развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров сопряжено с тремя важнейшими сферами самосознания личности: когнитивной, эмоционально-волевой и деятельно-практической. Естественно, что для каждой из этих сфер личности необходим и свой, специфический набор средств, обеспечивающих освоение компетенций, их интериоризацию и перевод в устойчивые профессиональные знания, умения, владения. Заметим, что понятие «компетентность» напрямую связано с такими понятиями, как «компетентный», «компетенция». В Словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «компетентный» определяется как «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области человек (компетентный специалист; компетентное суждение)», а также «обладающий компетенцией». Российские документы по модернизации образования, а также рекомендации Совета Европы трактуют понятие «компетентность», связывая ее с выполнением сложных практических задач, и рассматривают как синтез когнитивной, информационной, этической, социальной и коммуникативной составляющих, подчеркивая тем самым ее интеграционную роль в образовании [Бахлова 2018; Богачева 2012; Волчегорская 2007; Зеер 2002; Зимняя 2003; Каукина 2015; Сафин 2017; Степашкина 2005; Чошщанов 1996]. Большинство российских ученых считают компетентность одним из субъективных факторов продуктивной деятельности специалиста наряду с типом направленности

личности, уровнем способностей и рассматривают ее как способ существования знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации, нахождению будущим специалистом своего места в мире. В трактовке сущности компетентности и компетенций мы придерживаемся позиции А.В. Хуторского, по мнению которого «компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [Хуторской 2002 ]. Таким образом, если компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке человека, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере, то компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере [Хуторской 2003: 62].

Среди многих видов и форм организации образовательного процесса, пожалуй, наиболее продуктивным с точки зрения формирования профессиональных компетенций дизайнеров является «Проектирование», в рамках которого происходит отработка всего комплекса профессиональных знаний, умений, владений, накопление опыта творческой деятельности, углубление представлений об истории искусства вообще и дизайна -в частности, обогащение представлений о стилистических особенностях, выразительных средствах, творческой индивидуальности дизайнера и т.д. Особенность дизайнерского проектирования состоит в создании объектов дизайна, интегрирующих утилитарно-практическое и художественное начала, обеспечивающих достижение единства пользы и красоты, утилитарного и эстетического. В процессе работы в рамках курса «Проектирование» у студентов-дизайнеров развиваются профессиональные навыки проектной работы в стилеобразовании, создании графических серий с использованием графических констант и способов их вариативного применения, формообразовании знаков, создания знаковых систем, поливариантных разработок композиций, в создании стилевых комплексов, пиктографических изображений и систем информационно -коммуникационной ориентации, архитектоническом, композиционном, конструктивном решении облика многостраничного издания, создания различных носителей графического дизайна и многофункциональных комплексов. Это очень важные элементы, из которых складывается весь набор профессиональных компетенций дизайнера, его профессиональная готовность к самостоятельной деятельности, его творческая индивидуальность.

Среди многих возможных путей эффективного развития профессиональной компетентности будущих дизайнеров в рамках дисциплины «Проектирование» оказывается возможным и вполне уместным использование различных образовательных технологий, приемов, средств, позволяющих реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход, опираться на реальные возможности и накопленный каждым конкретным студентом профессиональный опыт, учитывать интересы будущего дизайнера, его личные предпочтения и вкусовые пристрастия. В ходе изучения дисциплины используются традиционные и инновационные образовательные технологии: лабораторные занятия, технологии объяснительно-иллюстративного, информационного, личностно ориентированного; профессионально ориентированного, проектного, группового обучения, обучение в сотрудничестве, коллективной мыслительной деятельности, организации самостоятельной работы; развития критического мышления и экспертно-оценочная технология. Часть занятий проводится в интерактивной форме в виде разминки, «мозгового штурма», презентации

с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением, просмотр и обсуждение слайд-шоу и видеофильмов, используются такие формы работы, как коллективные решения творческих задач, работа в малых группах, моделирование производственных процессов и ситуаций.

Выполнение заданий по дисциплине «Проектирование» должно представлять собой единый проектно-творческий и учебно-познавательный процесс, который позволяет развить творческие способности студента, закреплять проектные навыки, расширять специальные базовые и дополнительные общекультурные знания и опыт. Программные задания должны располагаться в методической последовательности, в системе «от простого - к сложному». Вся работа каждого студента в рамках курса «Проектирование» имеет определенную логику - поэтапности, «восхождения» к мастерству, к дизайнерскому акме.

На первом этапе выполняются простые графические серии, основанные на типовых иллюстрациях и единообразных шрифтовых блоках, отображающие основные композиционные законы и принципы, затем задания усложняются и проектные работы выполняются с учетом постановки и решения новых , более сложных проектных задач, позволяющих формировать у будущих дизайнеров опыт исследовательской и проектной работы в разных направлениях проектирования, развивать навыки создания комплексных конструктивных, графических, шрифтовых форм, сложных композиционных ходов, более глубокой смысловой и аналитической интерпретации визуальной коммуникации на основе свободного владения техническими средствами и мультимедийными технологиями. Студенты приобретают навыки творческого подхода к художественному процессу, нового оригинального стилевого, графического, художественного языка; демонстрируют устойчивый опыт создания авторских объектов арт-дизайна. На первом этапе необходимо организовать правильное усвоение студентами базовых знаний и профессионально значимой информации, а также освоение способов и методов профессионального дизайн -мышления. На данном этапе необходимо постараться раскрыть креативные способности будущих дизайнеров и помочь им обрести свободу композиционного самовыражения. Не менее важно развитие умений пользоваться объемно-пространственными средствами моделирования, так как именно они помогают соединить логику и воображение студента.

На втором этапе общепрофессионального обучения важную роль играет накопление необходимого количества профессиональных знаний, становление интеллектуальных умений и профессиональных навыков работы с технологиями формообразования по схеме «погружения в контекст»; развитие умения создавать комплексные проекты; составлять рецензии и аннотации; развитие умения оформлять творческие проекты и собственные выставочные экспозиции.

На последующих этапах обучения необходимо совершенствовать навыки систематизации, углубления и обобщения полученных знаний. На данных этапах творческой работы используются технологии тренинга профессионально-коммуникативных умений.

Развитие профессиональных компетенций будущих дизайнеров реализуется через понимание эстетических, коммуникативных проблем профессиональной деятельности, умение поставить в ней художественно-образные, конструктивно-технологические, коммуникативно-информационные задачи и решать их визуально-художественными средствами. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность путей развития профессиональных компетенций обучающегося в вузе, включает: создание творческого пространства, позволяющего студентам проявлять профессиональную компетентность; развитие личной позиции обучающихся в учебно -

творческой деятельности; развитие креативности и самостоятельности; внедрение передовых творческих идей отечественного и зарубежного дизайн-образования в содержание и методику подготовки обучающихся, позволяющие развить у студента художнические навыки, умение критически оценивать существующие и создавать новые дизайн-объекты. Дизайнер - один из активных субъектов, творцов культуры, а потому его ответственность за результаты профессионально деятельности будет неуклонно расти [Булатников 2012; 2012а; 2012б; 2012в]. Это означает, что нравственный облик дизайнера, широта его общей культуры неизбежно проявит себя в продуктах его творчества. Это облик, эта общая и профессиональная культура дизайнеров сегодня ваяется в стенах университета, формируется наставниками будущих творцов культуры. В этом союзе молодости и зрелости, энергии и опыта кроется будущий успех начинающих дизайнеров, а путь к вершинам мастерства лежит через упорный труд, через постоянную работу над собой, над своими профессиональными умениями и навыками, над своим творческим опытом.

Библиографический список

Бахлова Н.А. Формирование профессиональных компетенций будущих дизайнеров на основе междисциплинарного диагностического комплекса (в образовательном процессе вуза): дис. ... канд. пед. наук. Орел: ОГУ, 2018. 200 с.

Богачева Л.С. Компетентность и компетенция как понятийно -терминологическая проблема // Актуальные вопросы современной педагогики. Уфа: Лето, 2012. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2556/ (дата обращения: 16.10.2021).

Бредихин А.П. Модернизация высшего художественно-педагогического образования: традиции и инновации // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 1 (29). С. 35-50.

Бредихин А.П. Проблемы инкультурации молодежи в современном социуме: личность между традициями этноса и реалиями образования // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары: ЧГПУ, 2017. С. 402-406.

Бредихин А.П. Проблемы современного художественно-педагогического образования в контексте «модернизации»: время утраченных иллюзий // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014а. № 1 (262). С. 52-60.

Бредихин А.П. Проблемы социализации молодежи в контексте трансформации национальной культуры и образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017а. С. 3-8.

Бредихин А.П. Профессионально-личностное развитие студентов-дизайнеров в образовательной среде вуза // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21 -го века: состояние, проблемы, перспективы развития: в 2 кн. Кн. 1 / под ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань, 2018. С. 322-328.

Бредихин А.П. Развитие профессионального художественного образования в условиях глобализации культуры: традиции, проблемы, противоречия // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4069/ (дата обращения: 11.10.2021).

Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.

Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012а. № 23. С. 60-72.

Булатников И.Е., Исаев И.Ф. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 20126. № 24. С. 023-035.

Булатников И.Е., Репринцев А.В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 22. С. 19-34.

Быстрова Т.Ю. Теоретико-методологические и мировоззренческие основы современного дизайна и дизайн-образования // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4091/(дата обращения: 11.10.2021).

Волчегорская Е.Ю. Личностный подход в педагогике искусства. М.: Спутник+, 2007. 199 с.

Зеер Э.Ф. Ключевые компетенции, определяющие качество образования. // Образование в Уральском регионе: научные основы развития : сб. ст. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед.ун-та, 2002. Ч. 2. С. 23-25.

Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 34-42.

Каукина О.В. Методологический аспект формирования проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015. № 4 (19). С. 92-101.

Панкина М.В. Проблемы развития непрерывного дизайн-образования и дизайн-мышления // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4093/ (дата обращения: 11.10.2021).

Репринцев А.В. Дизайнер в «обществе потребления»: служение Христу или Мамоне? // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: сб. ст.: в 2 ч. Ч. 1 / редколлегия: Х.С. Гафаров (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2020. С. 15-26.

Репринцев А.В. Искусство и человек в системе духовных ценностей постиндустриального мира: векторы эволюции смыслов и эталонов культуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. 2021. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4068/ (дата обращения: 11.10.2021).

Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Ереван, 2020а. С. 628-648.

Репринцев М.А. Потенциал проектной деятельности в профессиональном образовании дизайнеров: компетентностный подход // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 4. С. 183-187.

Репринцев М.А. Проектная деятельность в системе профессионального образования дизайнеров: потенциалы компетентностного подхода // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики : сб. ст.: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 90-95.

Репринцев М.А. Проектная деятельность в системе средств современного дизайн-образования: от профессиональных компетенций - к обретению индивидуального творческого стиля художника // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4078/ (дата обращения: 11.10.2021).

Репринцев М.А. Проектная деятельность как форма взаимодействия субъектов дизайн-образования и бизнеса: диалектика личностного и профессионального // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно -образовательного кластера: сб. ст. Казань, 2020. С. 286-292.

Репринцев М.А. Профессионально-личностное развитие будущих специалистов-дизайнеров средствами проектной деятельности // Гуманизация образовательного пространства: материалы междунар. науч. конф., Саратов, 20-21 октября 2016 г. [Электронное издание]. М.: Перо, 2016а. С. 778-787.

Репринцев М.А. Психологические основы формирования профессионализма будущих дизайнеров средствами проектной деятельности // Страховские чтения. 2018. №26. С. 233-241.

Репринцев М.А. Психологические ресурсы профессионально-личностной самоактуализация студентов-дизайнеров в процессе проектной деятельности // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века. Кострома: КГУ, 2016б. С. 320-328.

Репринцев М.А. Развитие композиционного мышления будущих дизайнеров средствами проектной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2016в. №6. С.181-187.

Репринцев М.А. Социально-нравственные основы проектирования городской среды: миссия и компетентность профессионала-дизайнера // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21 -го века: состояние, проблемы, перспективы развития / под общ. ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань, 2018а. С.207-213.

Репринцев М.А. Цифровой проект в современном дизайн-образовании: развивающие возможности и условия реализации // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: сб. ст. Елец: ЕГУ, 2020а. С.273-279.

Репринцев М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: компетентностный подход в профессиональной подготовке дизайнера // Формирование этнокультурной компетентности субъектов педагогического процесса в условиях поликультурной образовательной среды. Йошкар-Ола, 2017а. С. 56-65.

Репринцев М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: опыт разработки и реализации проектов историко-этнографических комплексов // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары, ЧГПУ, 2017б. С. 464-469.

Репринцев М.А. Этнокультурные традиции как основа профессиональной деятельности дизайнера: от композиционного замысла - до реализации проекта // Этнокультурное образование в современном мире / науч. ред. Е.А. Александрова. М., 2017в. С. 612-631.

Сафин Р.С., Корчагин Е.А. Непрерывное профессиональное образование: взаимосвязь с производством // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: в 2 кн. Кн. 1 / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 67-72.

Степашкина Л.Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-09.htm. (дата обращения: 12.05.2021).

Сухоруков И.С. Изучение особенностей этнокультурной идентичности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 110-116.

Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях

цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020. С. 292-299.

Сухоруков И.С. Миссия институтов социального воспитания в формировании этнокультурной идентичности подростков и юношества // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016а. С. 857-877.

Сухоруков И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования / под ред Р.С. Сафина, И.Э. Вильданова. Казань: Школа, 2021. С. 136-140.

Сухоруков И.С. Проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества в зеркале педагогической социологии: опыт эмпирического исследования // Вестник Костромского гос. ун -та. 2016б. Т. 22. № 4. С. 258-263.

Сухоруков И.С. Развитие этнокультурной идентичности подростков и юношества как условие возрождения духовно-нравственных основ российского общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию Л.И. Уманского). Кострома: КГУ, 2016в. С. 230-240.

Сухоруков И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017. С. 710-733.

Сухоруков И.С. Традиционное народное искусство в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021а. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4070/ (дата обращения: 12.10.2021).

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016г. № 2 (29). С. 92-101.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. Ярославль: ЯГПУ, 2021б. С. 247-252.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016д. Т. 2. №4. С. 53-62.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2020а. С. 196-204.

Толковый словарь русского языка // http: / / www.vedu.ru/ExpDi c/12640.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно -ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. URL:

http://www.eidos.ru/!ournal/2002/0423.htm. (дата обращения: 13.10.2020).

Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. М.: Народное образование, 1996. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.