Научная статья на тему 'МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ'

МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
306
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Педагогика профессионального образования / средовой подход в образовании / культурная ассимиляция / иностранные студенты / образовательная среда университета / межэтническое и межкультурное взаимодействие / личностное и профессиональное развития студента. / Vocational education pedagogy / environmental approach to education / cultural assimilation / foreign students / university educational environment / interethnic and intercultural interaction / student's personal and professional development.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акиншина И. Б., Карабутова Е. А.

Авторы статьи анализируют проблемы и опыт организации межэтнического и межкультурного взаимодействия студентов в образовательной среде университета. Особое внимание уделено условиям эффективного социального и профессионального развития студентов в процессе межэтнического и межкультурного взаимодействия юношества в образовательной среде российских вузов. Исходя из опыта организации взаимодействия иностранных студентов в Белгородском государственном национальном исследовательском университете, авторы приводят характеристики обеспечения влияния наиболее важных факторов в среды в социально-педагогическом сопровождении межэтнического взаимодействия. Особенно подробно рассматривается комплексная программа адаптации иностранных студентов в рамках межэтнического и межкультурного взаимодействия в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC AND INTERCULTURAL INTERACTION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF RUSSIAN UNIVERSITIES

The authors of the article analyze the problems and experience of organizing interethnic and intercultural interaction of students in the educational environment of the university. The authors pay special attention to the conditions of effective social and professional development of students in the process of interethnic and intercultural interaction of youth in the educational environment of Russian universities. On the experience of organizing the interaction of foreign students at the Belgorod State National Research University, the authors give characteristics of ensuring the influence of the most important factors in the environment in the socio-pedagogical support of interethnic interaction. Particular attention is paid to a comprehensive program for the adaptation of foreign students within the framework of interethnic and intercultural interaction at the university.

Текст научной работы на тему «МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ»

УДК 378.4

МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

© 2021 И. Б. Акиншина1, Е. А. Карабутова2

'канд. пед. наук, доцент, кафедра иностранных языков, кафедра педагогики e-mail: A kinshina@bsu.edu.ru 2канд. пед. наук, доцент, кафедра иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: karabutova@bsu.edu.ru

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Авторы статьи анализируют проблемы и опыт организации межэтнического и межкультурного взаимодействия студентов в образовательной среде университета. Особое внимание уделено условиям эффективного социального и профессионального развития студентов в процессе межэтнического и межкультурного взаимодействия юношества в образовательной среде российских вузов. Исходя из опыта организации взаимодействия иностранных студентов в Белгородском государственном национальном исследовательском университете, авторы приводят характеристики обеспечения влияния наиболее важных факторов в среды в социально -педагогическом сопровождении межэтнического взаимодействия. Особенно подробно рассматривается комплексная программа адаптации иностранных студентов в рамках межэтнического и межкультурного взаимодействия в университете.

Ключевые слова: педагогика профессионального образования, средовой подход в образовании, культурная ассимиляция, иностранные студенты, образовательная среда университета, межэтническое и межкультурное взаимодействие, личностное и профессиональное развития студента.

INTERETHNIC AND INTERCULTURAL INTERACTION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF RUSSIAN UNIVERSITIES

© 2021 I. B. Akinshina1, E. A. Karabutova2

1Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Department of Pedagogy e-mail: A kinshinaabsu.edu.ru 2Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages and Professional Communication e-mail: karabulovaa bsu.edu.ru

Belgorod State National Research University

The authors of the article analyze the problems and experience of organizing interethnic and intercultural interaction of students in the educational environment of the university. The authors pay special attention to the conditions of effective social and professional development of students in the process of interethnic and intercultural interaction of youth in the educational environment of Russian universities. On the experience of organizing the interaction of foreign students at the Belgorod State National Research University, the authors give characteristics of ensuring the influence of the most important factors in the environment

in the socio-pedagogical support of interethnic interaction. Particular attention is paid to a comprehensive program for the adaptation of foreign students within the framework of interethnic and intercultural interaction at the university.

Keywords: vocational education pedagogy, environmental approach to education, cultural assimilation, foreign students, university educational environment, interethnic and intercultural interaction, student's personal and professional development.

В рамках Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации многие российские университеты стремятся привлечь абитуриентов из других стран, увеличить долю иностранных студентов в общей массе молодых людей, получающих высшее профессиональное образование в России. Растущее количество иностранных студентов свидетельствует о привлекательности российского образования, его качестве, высокой конкурентоспособности выпускников российских вузов на международном рынке труда. В условиях расширяющегося сотрудничества российских учебных заведений с иностранными вузами уже наблюдается тенденция увеличения контингента иностранных обучающихся в вузах России, что делает эту проблему актуальной. Об этом свидетельствуют и статистические данные, полученные в результате проведенного Центром социологических исследований Министерства образования и науки РФ исследования [Письменная 2009]. Согласно данным Центра, зарубежных студентов привлекает перспектива получения образования в РУДН, СПбГУ, Питерском политехническом, Казанском федеральном, Московском государственном университетах, в ряде крупных региональных вузов, в том числе и в Белгородском государственном национальном исследовательском университете, где из года в год растете количество студентов-иностранцев. Статистика свидетельствует о том, что в российских вузах в 2012-2013 гг. количество студентов-иностранцев составило 847 человек; в 2013-2014 гг. - 1 003; в 2014-2015 гг. - 1 932; в 2015-2016 гг. -2 774; в 2016-2017гг. - 2 820 [Обучение иностранных граждан... 2018: 180].

Вследствие этого, как отмечают Л.П. Веревкин, С.В. Карелов, А.Н. Ромеро, для российских университетов привлечение иностранных студентов является не только фактом международного престижа, статуса российского высшего образования, но и возможностью привлечения серьезных инвестиций в укрепление материальной базы университетов, расширения международных связей вузов, в том числе практики студенческих обменов, интеграции российских ученых в международное научное сообщество. Реализация таких масштабных и ответственных задач предполагает создание комфортных условий для учебы и проживания, обеспечения безопасности жизни иностранных студентов в вузе, городе, регионе, стране [Веревкин 2006: 15]. В этом контексте значительно актуализируется проблематика адаптации студентов -иностранцев в культурно-образовательной среде российских вузов, минимизации рисков и проблем вхождения в новую для иностранных студентов социокультурную ситуацию [Ромеро 2009]. С этих позиций для нас важно рассмотреть и интерпретировать опыт Белгородского государственного национального исследовательского университета в организации работы со студентами-иностранцами, их адаптации к реалиям социокультурной среды российского вуза. В этих целях мы обратились к анализу научно-педагогической литературы, сравнительному анализу, интерпретации практического опыта работы со студентами-иностранцами в НИУ БелГУ.

Разумеется, всякое обращение к исследованию заявленной нами проблематики строится на работах предшественников, имеющихся в этом плане научных публикаций. В этом контексте для нас особый интерес представляют исследования и публикации Л.П. Веревкина, Н.В. Гончаровой, О.Г. Доморовской, С.В. Карелова, В.Г. Литвиновича, Е.Е. Письменной, А.Ю. Ромеро. Проблемы межэтнического и межкультурного

взаимодействия рассматривают Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов, Е. Живкович, А.Д. Карнышев, Н.М. Лебедева, И.С. Сухоруков, А.Н. Татарко и др.; особенностям этнокультурной социализации и адаптации молодежи в российском обществе посвящены труды И.Е. Булатникова, И.П. Ильинской, И.В. Кожанова, А.В. Репринцева, М.И. Рожкова, И.С. Сухорукова и др.

Обсуждение и результаты. Согласно толковому словарю Т.Ф. Ефремовой, «межэтнический» социум понимается как «состоящий из представителей различных народов» [Современный толковый словарь...]. Поскольку в вузах учатся представители различных этносов и культур, то проблема межэтнического взаимодействия в условиях инокультуры становится значимой частью жизни иностранных студентов в российских вузах. Как известно, студенческий контингент, имеющий в своем составе представителей различных народов, вступает в межэтническое взаимодействие не только в процессе обучения, но и при проживании в студенческом кампусе. Межэтническое взаимодействие, характерное для деятельности и общения сообществ различной этнокультурной принадлежности, сопряжено с реальным социокультурным контекстом, обстоятельствами и ситуацией коммуникативного взаимодействия. На это указывают многие социальные психологи, подчеркивая интеркультурный контекст такого взаимодействия [Репринцев 2017; 2018; 2019; 2020; 2021; Сухоруков 2016; 2017; 2020; 2020а; 2020б; 2021; 2021а; Татарко 2010: 15-16]. Как отмечают исследователи, основными показателями референтности такого взаимодействия могут служить интенсивность, частота, содержательность, личностная заинтересованность всех субъектов, их социометрический статус, степень близости и др. [Булатников 2011; 2012; 2012а; 2012б; Ильинская 2016; 2017; 2018; Пашков 2020; Переславцева 2012; 2021; Сухоруков 2016; 2016а; 2016б; 2016в; 2016д; 2017; 2020; 2020а; 2020б; 2021; 2021а; 2021б; 2021в]. В социально-педагогической литературе под межэтническим взаимодействием понимаются «межъязыковые, межкультурные и другие контакты представителей различных этнических сообществ в разных сферах жизнедеятельности (в политике, образовании, культуре и т.д.), что ведет не только к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих групп и их отдельных представителей, но и к интеграции определенных качеств и свойств коммуникации» [Арутюнян 2006; Живкович 2018; Карнышев 1997; Павленко 2004].

Сегодня в Россию приезжает значительное количество мигрантов, которые включаются в экономическую и духовную жизнь общества, в систему социальных отношений. Есть и значительный объем зарубежных студентов, адаптация которых к особенностям русской культуры, социальным отношениям, менталитету и традициям русских пока еще не получила достаточного и глубокого осмысления в исследованиях педагогов и психологов, ограничивающихся лишь констатацией языковых проблем мигрантов [Доморовская 2007: 11]. О.Г. Доморовская подтверждает тот факт, что студенты-иностранцы - это наиболее адаптируемые группы мигрантов [Доморовская 2007: 11]. По мнению Н.В. Гончаровой, проблемы, которые возникают в процессе адаптации иностранных студентов, связаны с такими факторами, как языковые барьеры, взаимодействие с преподавателями и однокурсниками, психологическая атмосфера в группе [Гончарова 2015: 168]. Также в социально-педагогической литературе отмечено, что «восприятие этнического многообразия в российских вузах строится, в первую очередь, на противопоставлении "русские - нерусские"»; причем это отличие, согласно исследованию Н.В. Гончаровой, «зачастую возникает не только по этническому, но и по территориальному признаку ("кавказцы", "азиаты", "африканцы" и пр.)» [Там же: 169]. При этом исследователи проблем этнокультурной идентичности и межкультурных коммуникаций подчеркивают, что в студенческой среде российских университетов граждане Беларуси, Украины, Казахстана, Молдавии,

Армении, других бывших союзных республик не воспринимаются как явные иностранцы или мигранты, а свободное владение русским языком фактически снимает все потенциальные культурные отличия между ними [Сухоруков 2021в]. Согласно Н.В. Гончаровой, «...одним из важных факторов успешной адаптации студентов является национальный менталитет, стремление к самореализации в новой культурной среде» [Гончарова 2015: 166]. Более выраженным такое стремление оказывается в поведении представителей Туркмении, Китая, стран Африки и Кавказа. Обратной стороной этнокультурной сегрегации, разделения «по национальным квартирам» может быть ксенофобия, которая столь же опасна и нетерпима, как национализм, шовинизм, экстремизм. Опасность этих процессов состоит в неизбежном размежевании, неприятии «другого», открытом негативизме по отношению к представителям «других» этносов [Репринцев 2012; 2013; 2015; 2016; 2017а; 2017б; 2017в; 2018а; 2018б; 2018в; 2019а; Сухоруков 2020а; 2021в].

Как же выстроено межэтническое взаимодействие в Белгородском национальном исследовательском университете? Какие результаты оно дает?

Вопросы адаптации, межэтнического и межкультурного взаимодействия студентов в Белгородском государственном национальном исследовательском университете (НИУ «БелГУ») постоянно находятся в поле зрения руководства университета. На сайте НИУ БелГУ представлена подробная информация о содержании и организации работы с иностранными студентами. В НИУ БелГУ учатся почти три тысячи студентов из 91 страны мира. Более 50 иностранцев преподают в университете. В БелГУ работают пять международных научных лабораторий. С целым рядом университетов Европы, Азии, Тихоокеанского региона реализуются совместные научные и образовательные проекты. Университет имеет деловые связи партнерами в 35 странах, большие группы студентов включены в программы студенческих обменов, стажировок, практик. Академическая мобильность становится важным направлением деятельности университета [Белгородский государственный.]. Иностранные студенты, находясь в условиях, когда вокруг мало представителей своего народа и этноса, объединились в университете в неформальные объединения - землячества, нацеленные на оказание взаимопомощи в вопросах учебной деятельности и на коллективное решение жизненно важных проблем. На сегодняшний день в университете созданы и успешно работают: «Африканское студенческое землячество; Землячество студентов стран Латинской Америки и Эквадора; Землячество студентов Таджикистана; Землячество студентов Бразилии, Молдовы, Армении; Землячество студентов Китая; Землячество студентов Вьетнама и Узбекистана; Землячество студентов арабских (исламских) государств; Землячество студентов Индии» [Там же]. Координационную работу осуществляет Совет землячеств, который объединяет представителей стран ближнего и дальнего зарубежья, обучающихся в университете.

Совет землячеств университета проводит организационно-координирующую деятельность по следующим направлениям:

• защита интересов и прав иностранных студентов;

• реализация идей иностранных и российских студентов НИУ «БелГУ» с целью улучшения условий совместной общественной деятельности;

• содействие профессиональной адаптации студентов-иностранцев;

• содействие в разработке студенческих проектов и поощрение инициатив с целью вовлечения иностранных студентов в общественную жизнь университета;

• предоставление возможности информационного освещения в СМИ проводимых землячествами иностранных студентов НИУ «БелГУ» мероприятий и праздников;

• подготовка и презентация материалов, посвященных историческим событиям иностранных государств и России; проведение тематических выставок;

• помощь в организации и проведении культурных, образовательных, научных, спортивных мероприятий, концертов, кинопоказов, фестивалей, конференций, круглых столов, дебатов, форумов как на русском, так и на иностранных языках; организация встреч с известными людьми;

• организация семинаров и форумов по обсуждению вопросов истории, политики, экономики, искусства, аспектов СМИ, достижений в спорте, особенностей социального и культурного развития России и иностранных государств;

• организация социально-психологической поддержки и адаптации студентов-иностранцев к учебно-воспитательному процессу в университете и к условиям поликультурного региона;

• «организация и проведение мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения студентов в землячествах, укрепление сотрудничества и взаимодействия между обучающихся в НИУ «БелГУ» иностранными студентами и студентами-гражданами России»;

• «активное вовлечение иностранных студентов во все мероприятия, посвященные юбилейным датам университета, студенческим праздникам, важным событиям жизни представителей землячеств; подготовка и проведение вечеров; организация интернациональных встреч, спортивных мероприятий; подготовка студентов к участию в научных конференциях, фестивалях и политических диспутах»;

• формирование толерантности и позитивного отношения к российскому обществу и культуре на примере ознакомления с фактами истории и культурным наследием, с особенностями языкового выражения мыслей и традициями жителей Белгородской области и России;

• правовое и социально-нравственное воспитание иностранных студентов в соответствии с основными положениями действующего законодательства РФ о пребывании иностранных граждан на территории Белгородской области и России [Белгородский государственный... ].

Особое внимание в университете уделяется ежегодному фестивалю «Мир - это мы», который предоставляет новым поколениям российских и иностранных студентов ознакомиться с традициями национальных культур, костюмами и особенностями быта представителей зарубежных стран, национальными рецептами и блюдами. Интересно, что существующее взаимовлияние национальных кухонь не исключает своеобразия каждой из них. Все это отражается как на уровне номинантов потребляемых продуктов и особенностях питания каждой этнической общности, так и на языке межкультурного общения.

В университете проводится обширная работа по формированию этикета межкультурного взаимодействия и межнациональных толерантных отношений между представителями землячеств. Институт межкультурной коммуникации и международных отношений при активной поддержке отдела культурно-воспитательной деятельности университета ежегодно проводит фотовыставки «Мир - это мы», круглые столы «Давайте познакомимся», «Диалог культур и языков», касающиеся особенностей культуры и традиций разных стран. Особую популярность среди иностранных студентов приобрел фонетический конкурс «Я читаю стихи по-русски». С энтузиазмом участвуют студенты -представители зарубежных стран в «Фестивале народов мира». Студенты-иностранцы охотно принимают участие в различных творческих конкурсах факультетского, институтского и университетского уровней, а также в организации и проведении Международного дня студента. С 2014 г. интернациональный вокальный коллектив «Звездный алгоритм» набирает все больше и больше участников и поклонников.

На систематическую основу поставлены заседания клуба межкультурного общения «International friendship» [Белгородский государственный...]. Международный студенческий офис - новое студенческое объединение, открытое в 2015 г., - направлен на развитие международной деятельности и взаимодействия в сфере культуры и науки, межкультурной коммуникации, а также является местом социализации иностранных студентов. Представители иностранных землячеств университета - студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры из различных стран мира - участвуют в ежегодном академическом шествии [Белгородский государственный. ]. В плане анонсирования и освещения деятельности сообществ вуза по организации межкультурного и межэтнического взаимодействия студентов эффективно реализуются возможности и ресурсы внутренних корпоративных объединений. Так, на официальном сайте НИУ «БелГУ» размещается информация о планируемых мероприятиях научного, образовательного, культурного и других направлений для приглашения к участию студентов разных этнических групп. Результаты достижений студентов различных институтов университета находят отражение в ленте статей с лаконичным описанием и фотографиями. Газета «Вести», освещающая успехи и перспективы развития научно -образовательной и социально-культурной деятельности вуза, пользуется широкой популярностью среди студентов-иностранцев и граждан России. В режиме открытого доступа просматриваются ролики студентов-журналистов телевидения университета «ТУТ», представляющие собой репортажи о значимых событиях из жизни поликультурного социума студентов.

Заключение. Комплексная программа межкультурного и межэтнического взаимодействия студентов, реализующаяся в Белгородском государственном национальном исследовательском университете, помогает иностранным гражданам не только получать высшее и послевузовское образование, но и приобщаться к культурным ценностям российского народа. Для адаптации иностранных студентов к образовательной среде в университете и студенческом кампусе создаются определенные условия, которые способствуют доброжелательной коммуникации представителей различных этнических и культурных сообществ. В ходе межкультурного и межэтнического взаимодействия в образовательной среде вуза происходит диалог различных культур, что оказывает существенное влияние на развитие личности как иностранного, так и российского студента.

Библиографический список

Арутюнян Ю.В. Этносоциология / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 2006. 271 с.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет [Сайт]. URL: https:// www.bsu.edu. ru/bsu/l i nk/i ntern-coop/ (дата обращения: 12.09.2021).

БулатниковИ.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. № 4. С. 78-92.

Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. 2011. № 1 (17). С. 79-89.

Булатников И.Е., Исаев И.Ф. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 2012а. № 4 (24). С. 23-35.

Булатников И.Е., Репринцев А.В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого -педагогический поиск. 2012б. № 22. С. 19-34.

Веревкин Л.П., Карелов С.В. Иностранные студенты в российских вузах: мотивы приезда и перспективы трудоустройства // Энергия. 2006. № 5. С. 68.

Гончарова Н.В. Отношение к иностранным студентам в вузе: некоторые аспекты межэтнического взаимодействия // Симбирский научный вестник. 2015. № 4 (22). С. 165170.

Доморовская О.Г. Социально-педагогические условия адаптации студентов-мигрантов в культурно-образовательном пространстве вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2007. 22 с.

Живкович Е.Е. Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии: дис. ... канд. психол. наук. М., 2018. 328 с.

Ильинская И.П. Поликультурная среда в эстетическом развитии младшего школьника. Курск: ВИП, 2018. 264 с.

Ильинская И.П. Социализирующие потенциалы поликультурной среды и их реализация в условиях непрерывного образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: в 2 кн. Кн. 2 / под общ. ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань: КГАСУ, 2017. С. 26-31.

Ильинская И.П. Формирование патриотизма и гражданственности школьников в условиях нарастания «кризиса идентичности» и становления поликультурной среды // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4-2. С. 75-90.

Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ, 1997. 184 с.

Кожанов И.В. Сущность и структура этнокультурной социализации личности // Фундаментальные исследования. 2013. № 8-5. С. 1193-1197.

Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: стат. сб. Вып. 15. М.: ЦСИ, 2018. 184 с.

ПавленкоН.В., Таглин С.А. Общая и прикладная этнопсихология. М., 2004. 158 с.

Пашков С.В. Этические основы социального взаимодействия подростков и молодежи в информационной среде: от соборности русского мира - к разобщению? // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: сб. ст. Елец: ЕГУ им. И А. Бунина, 2020. С. 248-255.

Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2008. (4-е изд., стереотип.) 368 с.

Переславцева Л.И. Информационная среда как фактор формирования духовно -нравственной культуры современной молодежи // Вестник Костромского гос. ун -та им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 1-1. С. 105-107.

Переславцева Л.И. Образовательная среда вуза как фактор формирования жизненной стратегии личности // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст: сб. ст. / сост. Т.Е. Коровкина, отв. ред. Т.Н. Адеева, С.А. Хазова. Кострома, 2021. С. 212-215.

Письменная Е.Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию: вопросы теории и методики исследования: дис. ... докт. социол. наук. М., 2009. 328 с.

РепринцевА.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. №1. С. 88-96.

Репринцев А.В. Миссия российского учительства сквозь призму наследия А.С. Макаренко: от социальной разобщенности - к сплоченному действию // Известия Воронежского гос. педагогического университета. 2013. № 1 (260). С. 19-26.

Репринцев А.В. Образовательная среда вуза в системе факторов формирования этнокультурной идентичности юношества // Высшее и среднее профессиональное

образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития / под общ. ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. 2018. С. 42-48.

Репринцев А.В. Психологические основы этнической социализации подростков в процессе взаимодействия семьи и школы // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве / отв. ред. И.П. Ильинская. Белгород: БелГУ, 2018а. С. 7-10.

Репринцев А.В. Развитие теории социально-нравственного воспитания молодёжи в исследованиях И.Е. Булатникова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018б. № 2 (46). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/2544/ (дата обращения: 22.09.2021).

Репринцев А.В. Риски и противоречия социализации студенческой молодежи в условиях «модернизации» системы профессионального образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 85-90.

Репринцев А.В. Риски и противоречия этнической социализации детей и молодежи в контексте глобализации культуры // Этнопедагогика в контексте современной культуры: сб. науч. тр. / отв. ред. Л.Б. Абдуллина. Уфа: БГУ, 2018в. С.169-176.

Репринцев А.В. Социализация и инкультурация детей в совместной деятельности семьи и школы: от традиций этноса к реалиям глобализации // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сб. науч. тр. Ереван: РАУ, 2019. С. 324-330.

Репринцев А.В. Социализация юношества в современном социокультурном пространстве: остается ли в воспитании место для гуманизма? // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016. С. 59-74.

Репринцев А.В. Социальное и профессиональное развитие личности будущего учителя в воспитательной системе современного вуза: тревоги и надежды [Электронное издание] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. №4 (24). Т. 1. URL: Режим доступа: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/720/ (дата обращения: 22.09.2021).

Репринцев А.В. Труд как социокультурный и педагогический феномен в традиционном Русском мире: механизмы и факторы формирования этнокультурной идентичности личности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019а. № 1 (49). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3005/ (дата обращения: 22.09.2021).

Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Междунар. научно-практ. конф. Ереван: РАУ, 2020. С. 628-648.

Репринцев А.В. Этническая социализация подростков и молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и противоречия // Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017а. С. 596-612.

Репринцев А.В. Этнокультурная социализация молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и тенденции // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары: ЧГПУ, 2017б. С. 91-96.

Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики //

Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2017в. Т.33. №7 (256). С. 142149.

Ромеро А.Н. Иностранные студенты в российских вузах: проблемы межэтнического взаимодействия // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.2009. № 8 (42). С. 79-84.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ efrem ova/. (дата обращения: 13.08.2021).

Сухоруков И.С. Изучение особенностей этнокультурной идентичности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 110-116.

Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ им. И.А Бунина, 2020. С. 292-299.

Сухоруков И.С. Клубный коллектив как социально-психологическая среда формирования этнокультурной идентичности подростка // Берегиня. 777. Сова. 2021. №3 (50). С. 216-230.

Сухоруков И.С. Миссия институтов социального воспитания в формировании этнокультурной идентичности подростков и юношества // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016а. С. 857-877.

Сухоруков И.С. Мотивационно-оценочные характеристики дифференциации «своих» и «чужих» в полиэтничной подростковой среде // Вестник Костромского государственного университета. 2020а. Т. 26. № 4. С. 14-24.

Сухоруков И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования / под ред Р.С. Сафина; И.Э. Вильданова. Казань: Школа, 2021а. С. 136-140.

Сухоруков И.С. Проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества в зеркале педагогической социологии: опыт эмпирического исследования // Вестник Костромского гос. ун-та. 2016б. Т. 22. № 4. С. 258-263.

Сухоруков И.С. Развитие этнокультурной идентичности подростков и юношества как условие возрождения духовно-нравственных основ российского общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию ЛИ. Уманского). Кострома: КГУ, 2016в. С. 230-240.

Сухоруков И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017. С. 710-733.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. / под ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: ЯГПУ, 2021б. С. 247-252.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016г. № 2 (29). С. 92-101.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016д. Т. 2. №4. С. 53-62.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. Чебоксары: ЧГПУ, 20206. С. 196-204.

Сухоруков И.С. Этнокультурная идентичность и дифференциация «своих» и «чужих» в подростковой среде: особенности этнической социализации подростков в условиях глобализации культуры // Берегиня. 777. Сова. 2021в. №№4 (51).

Татарко, А.Н., Лебедева, Н.М. Психология межэтнических отношений. Этническая идентичность и стратегии межкультурного взаимодействия. URL: https://www.hse.ru/data/2010/12/02/1209570120/buchblock.pdf (дата

обращения: 12.07.2021).

Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in Contact: Studies in Cross-Cultural Interaction. Oxford, Pergamon, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.