УДК 37.013.42+316.61+ 316.454
ЗАЩИЩЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПРОДУКТИВНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В КРИЗИСНОМ ОБЩЕСТВЕ
© 2021 Г. А. Геллер
канд. пед. наук, доцент, кафедра психологии образования и социальной педагогики e-mail: geller1964@,mail. ru
Курский государственный университет
Автор статьи обращается к анализу идеи защищенности личности, размышляет о механизмах, способах и условиях обеспечения защищенности личности в образовательном процессе современной школы. Реалии современного образования формируют в школе ситуацию острой борьбы, конкуренции, социального выживания, к которым необходимо приспосабливать входящего в жестокий и опасный мир ребенка. Автор приводит некоторые эмпирические материалы, иллюстрирующие сложность и актуальность заявленной проблемы, предлагает конкретную модель обеспечения защищенности личности в школьном сообществе.
Ключевые слова: социальная педагогика, социальное воспитание, социальная психология, защищенность личности, личность и социальная среда, гуманизация образования, педагогическая поддержка развития личности, психологический климат детского коллектива.
PERSONAL SECURITY AS A CONDITION FOR PRODUCTIVE ETHNIC SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS IN A CRISIS SOCIETY
© 2021 G. A. Geller
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Educational Psychology and Social Pedagogy e-mail: [email protected]
Kursk State University
The author of the article turns to the analysis of the idea of personal security, reflects on the mechanisms, methods and conditions for ensuring personal security in the educational process of the modern school. The realities of modern education in school form a situation of intense struggle, competition, social survival, to which it is necessary to adapt a child entering a cruel and dangerous world. The author provide s some empirical materials illustrating the complexity and relevance of the stated problem, proposes a specific model for ensuring personal security in the school community.
Keywords: social pedagogy, social education, social psychology, personal security, personality and social environment, humanization of education, pedagogical support for personality development, psychological climate of the children's team.
Современная социокультурная реальность создает для человека большое количество избыточных напряжений, моральных перегрузок, барьеров, преодоление которых порождает сложные состояния нравственного выбора (Л. Кольберг), дезориентации, мучительных поисков ответа на самые сложные, экзистенциальные
вопросы бытия. Труднее всего преодолевать эти жизненные испытания в одиночку, не чувствовать своей принадлежности к большому и сильному миру, не быть им защищенным. Полиэтничный мир, глобализирующееся пространство бытия человека разрушают привычные и сложившиеся за многие века традиционные связи внутри общности, делают человека включенным в множество сред, но за всем этим множеством человек теряет одну, единственную - свою среду, свой коллектив, в котором он получает поддержку, одобрение, признание - обретает идентичность с коллективом, защиту коллектива. Великая сила «мы» окрыляет человека пониманием и переживанием своей принадлежности к социуму, с которым легче преодолевать трудности, строить общие планы и совместно их реализовывать. Объединяющим началом интеграции личности с коллективом выступает совместная деятельность, порождающая все богатство человеческих отношений. И защищенность - это, по сути, одно из важнейших среди таких отношений, в котором материализуется позиция коллектива к личности, равно как и позиция личности к коллективу. Такая связь личности и коллектива давно получила вполне точную формулировку: «Один - за всех, и все - за одного». А в опыте великого педагога А.С. Макаренко связь личности и коллектива определяется как «отношения ответственной зависимости и взаимной ответственности».
Защищенность личности в прежнем, коллективистском, понимании этого феномена сегодня практически почти полностью ушла из практики социального воспитания, уступив место культу индивидуализма, личного благополучия, гедонизма, социальной аномии [Булатников 2011; 2012; 2013]. Эти проявления обособленного социального существования человека во многом подпитываются «возвращением» в Россию идеологии капитализма, доминированием компрадорской психологии, рыночной моделью мироустройства общества [Репринцев 2012; 2013; 2014; 2015; 2018; 2019]. Это вовсе не означает, что коллективизм остался в далеком (советском) прошлом и не обнаруживает себя в нынешней буржуазной реальности, - есть воинские коллективы, есть сплоченные общности в различных сферах трудовой деятельности, где результаты труда одного человека предопределяют общий успех. Но коллективизма и его атрибутивной характеристики - защищенности личности - в образовательных учреждениях становится все меньше. И дело здесь не в недостатках социально -педагогической работы, а в ситуации в обществе, складывающейся системе ценностей, в образе жизни людей.
Современное человековедение озабочено необходимостью решения наболевших и весьма острых вопросов, таких как разрушение природной среды, заражение ее ядерными отходами, оскудение привычного ландшафта, распространение смертельных болезней, падение духовно-нравственных идеалов, ощущение молодежью утраты смысла жизни и неверие в завтрашний день, обесценивание человеческой жизни. Человек стремительно утрачивает представление о подлинности своего внутреннего мира, о специфически человеческом. Причинами тому являются разрушение традиционных культурных архетипов, подавление миром вещей среды обитания человека, рационализм мышления, утрата веры, господство быта и идеологии удовольствий и потребительства над человеком. Следствием становятся психологическая подавленность личности, ее эмоциональная неустойчивость, усиливающееся чувство тревоги и депрессия. Это - характеристика кризисного общества и сопутствующих такому положению проблем.
Отражением всеобщей нестабильности российского общества выступают отрицательные тенденции в образовании: кризис привычных ценностей, падение у обучающихся мотивации к учению, перегруженность и профессиональное выгорание у доброй массы педагогов, рост детской девиантности и делинквентности. Это лишь
немногие факторы, констатирующие «системное заболевание» современного образования как части общества. Сегодняшнее состояние экономической, социально-политической, духовно-нравственной, бытовой сфер делают жизнь большинства людей более трудной и жесткой. Наиболее уязвимыми в такой ситуации оказываются дети. Если взрослые имеют за плечами личный жизненный опыт, то дети страдают от непонимания возникающих проблем, они растеряны в мире противоречивой информации и бесконечной рекламы сиюминутных ценностей.
Источником конфликтов в школьной среде является имущественная селекция детей по уровню материального достатка родителей, что осложняет отношения между детьми, провоцирует деморализованность и агрессивность учащихся, особенно подростков. Ситуацию усугубляют проблемы этнической социализации подростков в поликультурной среде образовательного учреждения: различия по цвету кожи, религиозным убеждениям, особенности менталитета порой могут стать и зачастую становятся причиной конфликтов в детской или подростковой среде. И взрослые, с их немалым жизненным и психолого-педагогическим опытом, теряются в вопросах о мерах предотвращения разногласий, способах профилактики таких явлений.
Современная образовательная среда - это полиэтническое и поликультурное пространство, многообразие религиозных верований и взглядов, ментальных традиций и национальных интересов. И самой разумной «идеологией» этого пространства должна стать задача формирования у воспитанников осознания важности разнообразия этнокультурных групп и позитивного отношения к ним. В реальности этнос является одной из самых устойчивых социальных групп и для каждого человека становится важнейшим механизмом трансляции культурного опыта и традиций предков.
Согласно работам Т.В. Поштаревой, существуют признаки этноса, которые называют этнодифференцирующими. К ним, в частности, относят язык, нормы, историческую память, ценности, национальный характер, национальное сознание и поведение, народное искусство, народную педагогику и т.д. Параллельно с этими, казалось бы, разъединяющими факторами существует масса того, что, несомненно, становится этноинтегрирующими механизмами, - взаимопомощь, доверие, укорененность в своей культуре и уважение к достижениям представителей других наций и народов, искренняя поддержка совместных начинаний, проектов ради укрепления межнациональных связей и многое другое. Это обеспечит мультикультурный подход к воспитательной практике. Развивать эти направления может и должна педагогическая корпорация, наравне с родителями несущая ответственность за результаты образовательной политики государства.
Воздействие этих и других факторов позволяет задуматься о необходимости объединения усилий всех субъектов образовательного процесса - родителей, педагогов, ученых для построения так называемой дорожной карты по формированию атмосферы защищенности и безопасности воспитанника в семейной и школьной полиэтнической среде. Образовательное учреждение сегодня может и должно откликаться на угрозы реальности: с помощью компенсации и коррекции социального воспитания, оказания педагогической поддержки нуждающимся в ней детям и подросткам создавать атмосферу защищенности личности ученику любого возраста, пола, национальной принадлежности.
Защитные функции школы стали предметом пристального изучения в работах Л.И. Новиковой, В.Л. Караковского, А.А. Бодалева, З.А. Мальковой и других исследователей в области педагогики и психологии, которые на основании множества экспериментов сделали вывод о том, что образовательное учреждение имеет все возможности для обеспечения защитной атмосферы и безопасного пребывания обучающегося в его стенах. При создании определенных психолого-педагогических,
организационных и методических условий учреждение образования может стать гарантом безопасности, а значит, той защитной средой, которая «пропитана» гуманизмом и уважением к этнической самобытности человека. В такой атмосфере школьнику обязательно захочется проявить все лучшее, что в нем есть, показать свою творческую индивидуальность, самобытность и положительно проявить себя в различных видах деятельности.
К созидательным видам реализации самобытности и индивидуальности личности с полным основанием можно отнести создание ситуации успеха в индивидуальной и коллективной деятельности, творческие прорывы обучающихся, активное взаимодействие сверстников, основанное на общих целях, совместном труде и признании ценности каждого члена группы.
В конце прошлого - начале текущего столетия один из основоположников отечественной социальной психологии В.М. Бехтерев выдвинул идею комплексного изучения человека, где большое место занимает его взаимодействие с коллективом. На основе большого эмпирического материала ученый пришел к выводу, что ситуация непосредственного контакта человека с социальной группой существенно влияет на протекание психических процессов, на результативность деятельности человека и сопровождается возникновением новых феноменов, как групповых, так и индивидуальных. В ряду последних выделяются социально-психологические факторы, которые обусловливают защищенность личности.
В.М. Бехтерев прямо говорит о зависимости психического развития человека от его социального положения, результатов взаимодействия с окружающими людьми, принятия или отвержения его другими индивидами. Рефлексологическая теория Бехтерева гласит, что все сознательные и бессознательные процессы в человека обязательно проявятся внешне - в действии, бездействии, поведении... Это значит, что «коллективное сознание», принятые в группе ценности играют определяющую роль в формировании качеств, состояний, потребностей, мотивов поведения индивида.
В свою очередь, мы можем предположить, что защищенность или беззащитность человека также зависят от внутреннего климата социальной группы. Таким образом, изменяя психологические характеристики коллектива, можно существенно повлиять на степень защищенности конкретного его члена, культивируя взаимоотношения дружбы между представителями различных наций и народов, укрепляя внутренний стержень растущей личности.
В своей известной «Декларации прав ребенка» К.Н. Вентцель сравнивает деятельность учителя с предназначением акушера, который должен не мешать рождению человека, а в нашем случае - предоставить ребенку, ученику максимальные возможности для раскрытия всего лучшего, что заложено в нем природой и родителями. На деле это означает предоставление воспитаннику права на свободное и уникальное развитие, закрепленное в правах. Такая функция образовательного учреждения является охранительной и защитной по отношению к личности воспитанника, так как подготовка к жизни и труду в сочетании со свободным развитием позволяет предотвратить возможные деструктивные влияния окружающей среды в будущем.
Экспериментальные исследования и замеры, проведенные нами, позволяют выстроить многоуровневую структуру основных элементов защищенности личности обучающегося.
Во-первых, это уровень, связанный с ценностями и потребностями личности, -ценностно-ориентационный. Именно от него зависит принятие растущим человеком правил общения с окружающими, тем более что они разного пола, возраста, социального положения и этнической принадлежности.
Во-вторых, уровень, отражающий процесс познания человеком других языков и культур в целом, связанный со стремлением к адекватному восприятию окружающих людей, наций, мира во всем его многообразии, - когнитивный.
В-третьих, уровень, связанный с мотивами и целями поведения, направленный на реализацию имеющихся возможностей, в том числе творческих, - поведенческий.
Четвертый уровень имеет конкретную социальную сущность и выходит на определение культуры общения личности, ее статус в коллективе, степень восприятия групповых целей и ценностей - коммуникативный.
Замыкает многоуровневую структуру защищенности личности пятый элемент системы, от качества которого во многом зависит вектор дальнейшего развития человека. Речь идет о способности индивида оценить себя, других, определить причины удач и просчетов, проанализировать характер и продуктивность социального взаимодействия с окружающими людьми, наметить пути исправления допущенных ошибок - рефлексивно-оценочный уровень. Такое деление понятия защищенности по уровням имеет весьма условный характер, так как в разных обстоятельствах могут те или другие составляющие выходить на первый или последний план, что подчеркивает сложный и системный характер описываемого явления.
Современная теория и практика воспитания может предложить педагогам множество форм, средств и методов формирования этнокультурной компетентности и достойного поведения обучающихся в полиэтнической среде образовательного учреждения. Это диагностико-аналитические приемы - различные варианты опросников и анкет на выявление уровня толерантности обучающихся: методика группы исследователей Института социологии РАН под руководством В.С. Магуна по выявлению уровня сформироованности толерантной культуры учащихся, шкала социальной дистанции Э. Богардуса, методика этнических стереотипов Д. Катц и К. Брели, модифицированные тесты для определения выраженности этнической самоидентификации подростков М. Куна - Т.Макпартленда «Кто Я?» и целый ряд научных подходов.
Следующим направлением работы являются формирующие методы и приемы: кросс-культурный анализ жизненных ситуаций и явлений, дискуссионные и игровые формы, моделирование и реконструкция межэтнических отношений, метод контраста и рефлексии для развития чувств и осознания собственной идентичности, метод незаконченных предложений по теме единства и многообразия этносов и культур, упражнения и задания, требующие коллективного взаимодействия.
Для обеспечения защищенности личности важно воплотить в жизнь ряд психологических параметров совместной деятельности и отношений, которые должны благоприятно сказаться на самочувствии каждого ребенка, его отношении к окружающим сверстникам, равно как и отношении сверстников к нему. Среди таких условий - обеспечение позитивного эмоционального климата отношений в детской среде, проявление доброты, доверия, уважения друг к другу, взаимопонимания и эмпатии; развитие социальной активности воспитанников, обеспечение возможностей для проявления каждым ребенком инициативы, собственных способностей, своей субъектности в совместных делах детского коллектива. Важно использовать возможности «помогающих отношений» (К. Роджерс), через которые обеспечиваются признание личности, ее статуса в системе социальных отношений, безопасность, уверенность ребенка в себе и в других, осознание своей индивидуальности.
Надо признать, что готовность педагогов к обеспечению защищенности личности остается недостаточной. По нашим данным, около трети подростков отмечают, что считают школу своей, чувствуют себя в среде школы комфортно, уверенно. Но почти 40% школьников испытывают прямо противоположные чувства,
испытывают страх, тревогу, опасения, не чувствуют поддержки со стороны класса и учителя. Среди этой группы школьников более 10% явно относятся к самым незащищенным, тревожным, пребывающим в состоянии дискомфорта. Понятно, что эти дети более всего нуждаются во внимании окружающих, понимании и поддержке сверстников и педагогов.
Школа и учитель не могут быть безучастны, безразличны к судьбе каждого ребенка. Истинный гуманизм предполагает заинтересованность в воспитаннике, понимание его душевного состояния. Как в этой связи не вспомнить известное выражение педагога-новатора Е.Н. Ильина, признававшегося в том, что он «творит свой урок по живому лицу ребенка». Эта ответная реакция ребенка выражает очень многое: не только интерес к предмету, не только понимание происходящего, но и открытость воспитанника педагогу, высокую потребность в нем. Защищенность ребенка предполагает не его пассивно-созерцательную позицию в социальной среде, но умение и готовность быть самодостаточным, устойчивым к внешнему психологическому давлению, к перегрузкам, связанным с желанием некоторых сверстников подчинить воспитанника своему влиянию, сделать его поведение зависимым, манипулировать им. По сути, защищенность личности работает на обеспечение субъектности воспитанника, наращивание его способности выстраивать гармоничные отношения со сверстниками, но на условиях равенства, товарищества, партнерства, истинного сотрудничества.
Библиографический список:
Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. 2-е изд., перераб. и дополн. Курск: Мечта, 2013. 464 с.
Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.
398 с.
Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.
Булатников И.Е. Воспитание ответственности: развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов железнодорожного транспорта в воспитательной системе образовательного учреждения: монография. Курск: Мечта, 2011. 228 с.
Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012а. Т. 18. № 1-1. С.146-152.
Булатников И.Е. Деструкция общественной морали как проблема современного социального воспитания молодежи // Ярославский педагогический вестник. Т. К 2012б. № 5. C. 24-30.
Булатников И.Е. Концепция социально-нравственного воспитания личности в педагогическом наследии А.С. Макаренко: диалектика социального и индивидуального // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 2 (26). С. 99-113
Булатников И.Е. Личность. Мораль. Воспитание: Проблемы социально-нравственного становления личности в условиях глобализации культуры // Булатников И.Е. Избр. тр.: в 2 т. Т. 1. Курск: ООО «Издательский дом ВИП», 2017. 392 с.
Булатников И.Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 2012в. №4 (24). С. 23-35.
Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012г. №3 (23). С. 60-72.
Булатников И.Е. Этические основания социально-педагогической концепции
B.А. Сухомлинского в диалоге эпох и общественных отношений // Психолого -педагогический поиск. 2013а. №3 (27). С. 86-100.
Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К.Д. Ушинского // Известия РАО. 2014. №3.
C.14-35.
Булатников И.Е. Этические основы философско-педагогической концепции // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014а. № 3 (264). С. 28-33.
БулатниковИ.Е., Исаев И.Ф. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого -педагогический поиск. 2012д. № 4 (24). С. 23-35.
Булатников И.Е., Репринцев А.В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого -педагогический поиск. 2012е. № 22. С. 19-34.
Вентцель К.Н. Отделение школы от государства и декларация прав ребенка. М.: Типолит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1918. 16 с
Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 294 с.
Геллер Г.А. Защищенность личности как фактор нравственно-психологического здоровья школьников // Человек в педагогической системе К.Д. Ушинского. Курск, 19 95. С.84-85.
Геллер Г.А. Педагогическая поддержка развития ребенка в учреждении дополнительного образования: взгляд сквозь призму идеи защищенности личности // Педагогическая поддержка развития личности ребенка в учреждении дополнительного образования: теория и опыт / под ред. А.В. Репринцева. Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. С.219-225.
Геллер Г.А. Работа социального педагога с родителями как условие повышения воспитательного потенциала семьи // Социально-педагогическая помощь детям: теория и опыт. Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. С. 31-33.
Геллер Г.А. Семья в системе факторов формирования этнокультурной идентичности личности ребенка // Институты гражданского общества в модернизации социокультурного и образовательного пространства России : в 2 т. Т. 1. Курск: Курск. гос. ун-т, 2012. С. 243-246.
Ильинская И.П. Социализирующие потенциалы поликультурной среды и их реализация в условиях непрерывного образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: в 2 кн. Кн. 2 / под общ. ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 26-31.
Ильинская И.П. Формирование патриотизма и гражданственности школьников в условиях нарастания «кризиса идентичности» и становления поликультурной среды // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4-2. С. 75-90.
Пашков А.Г. Этнокультурное воспитание детей и молодежи в условиях глобализации современного мира // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности сборник материалов. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2017. С. 450-454.
Пашков С.В. Проблемы развития духовно-нравственной культуры молодежи в условиях социальной неопределенности: миссия православного воспитания юношества // Труды Белгородской духовной семинарии. 2016. № 4. С. 90-100.
Пашков С.В. Социально-педагогические проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в контексте взаимодействия школы и православной церкви // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. Т. 13. № S. С. 123-129.
Пашков С.В. Формирование духовно-нравственного облика современной молодежи в контексте приобщения юношества к основам православной культуры // Психолого-педагогический поиск. 2010. № 13. С. 74-80.
Поштарева Т.В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: Монография. Ставрополь: Литера, 2006. 299 с.
Репринцев А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. 2013. №1(25). С. 26-39.
Репринцев А.В. Духовно-нравственная культура общества как фактор формирования антикоррупционного стандарта поведения личности: что может воспитание? // Психолого-педагогический поиск. 2009. №3 (11). С. 71-80.
Репринцев А.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. №1. С. 88-96.
Репринцев А.В. Методологические проблемы современного социального воспитания молодежи или есть ли сегодня социальный заказ на воспитание коллективистов? // Вестник Костромского государственного университета. 2011. №4. С. 131-137.
Репринцев А.В. Общинно-коллективистский этос традиционного Русского мира как альтернатива неолиберальной идеологии социального воспитания // Психология и педагогика социального воспитания: материалы III Всерос. научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85 -летию со дня рождения А.Н. Лутошкина / под ред. А.Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой. 2020. С. 33-40.
Репринцев А.В. Патриотизм и гражданственность как базовые ценности самосознания русского этноса // Психолого-педагогический поиск. 2009. №2 (10). С. 6-17.
Репринцев А.В. Патриотизм и гражданственность как основа взаимодействия личности и социальной среды: диалектика вечного и временного // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4-2. С. 195-211.
Репринцев А.В. Проблемы приобщения юношества к истории и культуре Отчего края в контексте традиций и опыта русской педагогики // Известия РАО. 2014. № 3 (31). С. 75-93.
Репринцев А.В. Развитие капитализма в российском образовании: взгляд из провинциального вуза // Психолого-педагогический поиск. 2011а. №2 (18). С. 24-42.
Репринцев А.В. Развитие теории социально-нравственного воспитания молодёжи в исследованиях И.Е. Булатникова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 2 (46). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/2544/ (дата обращения: 13.08.2021).
Репринцев А.В. Риски и противоречия социализации студенческой молодежи в условиях «модернизации» системы профессионального образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 85-90.
Репринцев А.В. Рыночный тип личности как «социальный заказ» современному социальному воспитанию: традиции этноса и дебри «модернизации» // Ярославский педагогический вестник. Т. II. 2012. №5. С. 18-23.
РепринцевА.В. Социализация и воспитание современной молодежи сквозь призму «модернизации» и обеспечения безопасности страны // Известия РАО. 2012а. №2 (22). С. 18-25.
Репринцев А.В. Социализация и воспитание современной молодежи сквозь призму идеологии «модернизации» духовной сферы общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века. Кострома: КГУ, 2016а. С.196-208.
Репринцев А.В. Социализация и инкультурация детей в совместной деятельности семьи и школы: от традиций этноса к реалиям глобализации // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практич. конф. Ереван: РАУ, 2019. С. 324-330.
Репринцев А.В. Социализация юношества в современном социокультурном пространстве: остается ли в воспитании место для гуманизма? // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов, 2016б. С. 59-74.
Репринцев А.В. Труд как социокультурный и педагогический феномен в традиционном Русском мире: механизмы и факторы формирования этнокультурной идентичности личности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019а. № 1 (49). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3005/ (дата обращения: 22.09.2021).
Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Международная научно-практическая конференция. Ереван, 2020а. С. 628-648.
Репринцев А.В. Эстетическое отношение личности к действительности: сущность, структура. Формирование. Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2000. 182 с.
Репринцев А.В. Этническая социализация подростков и молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и противоречия // Этнокультурное образование в современном мире / науч. ред. Е.А. Александрова. 2017а. С. 596-612.
Репринцев А.В. Этнокультурная социализация молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и тенденции // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары: ЧГПУ, 2017б. С. 91-96.
Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 33. №27 (256). С. 142-149.
Рожков М.И. Практика социального воспитания: основные тенденции развития // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 13-18.
Рожков М.И. Свобода и воспитание // Ярославский педагогический вестник. 2016. №4. С. 8-12.
Рожков М.И. Социальные пробы как средство формирования социальной ответственности школьников // Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3. № 2. С. 12-19.
Рожков М.И., Файтельсон В.А. Формирование готовности к жизни в условиях сетевого общества как компонент социализации ребенка // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1. С. 47-51.
Рышкова Л.М. Воспитание «человека культуры» в общеобразовательной школе // Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодёжи в современных условиях. Брянск, БГУ им. акад. И.Г. Петровского, 2017. С. 70-73.
Рышкова Л.М. Гуманистические потенциалы взаимодействия социального
педагога с социально дезориентированными школьниками // Гуманизация образовательного пространства: сб. науч. ст. по материалам международного форума / Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. М.: Перо,
2018. С. 253-262.
Рышкова Л.М. Национальная культура в системе факторов преодоления дезориентирующих влияний среды в социально-нравственном развитии подростков // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Международная научно-практическая конференция. Ереван, 2020. С. 667-674.
Рышкова Л.М. Психологические основы взаимодействия социального педагога с социально дезориентированными школьниками в условиях деструкции общественной морали // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого -педагогические аспекты: сб. науч. тр. Междунар. научно-практ. конф. Ереван: РАУ,
2019. С. 336-342.
СухоруковИ.С. Изучение особенностей этнокультурной идентичности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 110-116.
Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина,
2020. С. 292-299.
Сухоруков И.С. Клубный коллектив как социально-психологическая среда формирования этнокультурной идентичности подростка // Берегиня. 777. Сова. 2021. №3 (50). С. 216-230.
Сухоруков И.С. Миссия институтов социального воспитания в формировании этнокультурной идентичности подростков и юношества // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016. С. 857-877.
Сухоруков И.С. Мотивационно-оценочные характеристики дифференциации «своих» и «чужих» в полиэтничной подростковой среде // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26. № 4. С. 14-24.
Сухоруков И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования / под ред Р.С. Сафина; И.Э. Вильданова. Казань: Школа, 2021а. С. 136-140.
Сухоруков И.С. Проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества в зеркале педагогической социологии: опыт эмпирического исследования // Вестник Костромского гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 4. С. 258-263.
Сухоруков И.С. Развитие этнокультурной идентичности подростков и юношества как условие возрождения духовно-нравственных основ российского общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию ЛИ. Уманского). Кострома: КГУ, 2016. С. 230-240.
Сухоруков И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017. С. 710-733.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов:
Междисциплинарный дискурс: сб. ст. / под ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: ЯГПУ, 2021б. С. 247-252.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016. № 2 (29). С. 92-101.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016а. Т. 2. №4. С. 53-62.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. Чебоксары: ЧГПУ, 2020а. С. 196-204.
Сухоруков И.С. Этнокультурная идентичность и дифференциация «своих» и «чужих» в подростковой среде: особенности этнической социализации подростков в условиях глобализации культуры // Берегиня. 777. Сова. 2021. №4 (51).