Научная статья на тему 'ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ НА ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА'

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ НА ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Глобализация культуры / поликультурная образовательная среда (ПОС) / педагогика начального образования / социальное воспитание / этнопедагогика / эстетическое воспитание / феноменология поликультурной среды / средовой подход в эстетическом воспитании. / Globalization of culture / multicultural educational environment / primary education pedagogy / social education / ethnopedagogy / aesthetic education / phenomenology of a multicultural environment / environmental approach in aesthetic education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильинская И. П., Шеховская Н. Л.

Авторы размышляют о феноменологических основах анализа поликультурной образовательной среды, принципах и механизмах интеграции школьника в педагогическую среду образовательного учреждения и социум. Особое внимание в статье уделяется способам и механизмам эстетизирующего влияния полиэтнической и поликультурной образовательной среды на формирование опыта поведения личности школьника, принятие норм и ценностей поликультурной среды. Представленные принципы выступают в качестве теоретической основы моделирования процесса эстетического воспитания школьников, присвоения ими ценностей поликультурной среды, нравственных нормативов поведения в такой среде на основе постижения ценностей своей родной культуры, истории своего народа. Авторы рассуждают о сложностях и противоречиях социального развития личности школьника в условиях становления полиэтничного мира, глобализации культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENOLOGY OF A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: PRINCIPLES AND MECHANISMS OF INFLUENCE ON THE SOCIAL DEVELOPMENT OF THE STUDENT’S PERSONALITY PHENOMENOLOGY OF A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: PRINCIPLES AND MECHANISMS OF INFLUENCE ON THE SOCIAL DEVELOPMENT OF THE STUDENT’S PERSONALITY

The author reflects on the phenomenological foundations of the analysis of a multicultural educational environment, the principles and mechanisms of integrating a student in the pedagogical environment of the educational institution and society. The author pays special attention to the ways and mechanisms of the aesthetic effect of the multiethnic and multicultural environment on the formation of the student’s personality behavior experience, the adoption of the norms and values of the multicultural environment. The presented principles act as the theoretical basis for modeling the process of students’ aesthetic education, their appropriation of the values of a multicultural environment, moral standards of behavior in such an environment on the basis of comprehension of the values of their native culture, the history of their people. The authors discuss the difficulties and contradictions of the social development of the student’s personality in the conditions of the formation of a multiethnic world, globalization of culture.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ НА ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

УДК 37.013.42+373.3+316.6

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ НА ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

© 2021 И. П. Ильинская1, Н. Л. Шеховская2

1 канд. пед. наук, доцент e-mail: [email protected] 2 докт. пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики e-mail: [email protected]

Белгородский национальный исследовательский университет

Авторы размышляют о феноменологических основах анализа поликультурной образовательной среды, принципах и механизмах интеграции школьника в педагогическую среду образовательного учреждения и социум. Особое внимание в статье уделяется способам и механизмам эстетизирующего влияния полиэтнической и поликультурной образовательной среды на формирование опыта поведения личности школьника, принятие норм и ценностей поликультурной среды. Представленные принципы выступают в качестве теоретической основы моделирования процесса эстетического воспитания школьников, присвоения ими ценностей поликультурной среды, нравственных нормативов поведения в такой среде на основе постижения ценностей своей родной культуры, истории своего народа. Авторы рассуждают о сложностях и противоречиях социального развития личности школьника в условиях становления полиэтничного мира, глобализации культуры.

Ключевые слова: глобализация культуры, поликультурная образовательная среда (ПОС), педагогика начального образования, социальное воспитание, этнопедагогика, эстетическое воспитание, феноменология поликультурной среды, средовой подход в эстетическом воспитании.

PHENOMENOLOGY OF A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: PRINCIPLES AND MECHANISMS OF INFLUENCE ON THE SOCIAL DEVELOPMENT OF THE STUDENT'S PERSONALITY PHENOMENOLOGY OF A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: PRINCIPLES AND MECHANISMS OF INFLUENCE ON THE SOCIAL DEVELOPMENT OF THE STUDENT'S PERSONALITY

© 2021 I. P. Ilyinskaya 1, N. L. Shekhovskaya 2

1 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor e-mail: [email protected] 2 Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy

e-mail: shehovskaya@,bsu.edu.ru

Belgorod National Research University

The author reflects on the phenomenological foundations of the analysis of a multicultural educational environment, the principles and mechanisms of integrating a student in the pedagogical environment of the educational institution and society. The author pays special attention to the ways and mechanisms of the aesthetic effect of the multiethnic and multicultural environment on the formation of the student's personality behavior experience, the adoption of the norms and values of the multicultural environment. The presented principles act as the theoretical basis for modeling the process of students' aesthetic education, their

appropriation of the values of a multicultural environment, moral standards of behavior in such an environment on the basis of comprehension of the values of their native culture, the history of their people. The authors discuss the difficulties and contradictions of the social development of the student's personality in the conditions of the formation of a multiethnic world, globalization of culture.

Keywords: globalization of culture, multicultural educational environment, primary education pedagogy, social education, ethnopedagogy, aesthetic education, phenomenology of a multicultural environment, environmental approach in aesthetic education.

Современный мир стремительно меняет свой облик, универсализируя бытие людей, наполняя его - бытие - новыми идеями и смыслами, внедряя «общечеловеческие» нормы и ценности. Значительные миграционные потоки стирают этнокультурные различия между странами и народами, формируя поликультурную среду, в которой разница между « мы» и «они» почти исчезла, растворив в дымке времени национальную историю и культурные архетипы конкретного народа. Универсальность становится всеобщим трендом, задающим вектор движения людей к «безнациональному» миру. Уже прочно вошло в человеческий лексикон словосочетание «гражданин мира», фиксирующее не принадлежность человека к конкретной национально-территориальной группе, этносу, а его способность (и возможность!) жить в любом уголке планеты и не испытывать душевного дискомфорта, «тоски по родине», ностальгии по «дыму отечества»... В таком контексте привычные нравственные идеологемы «патриотизм» и «гражданственность» становятся «архаизмами», атрибутами «ушедшего прошлого» - «отжившего и ненужного». Либеральные идеологи сегодня частенько повторяют компрадорское выражение, ставшее знаменем социальных трансформаций в 90-е гг.: «Патриотизм - прибежище негодяев». Новая социально-педагогическая концепция, разрабатываемая в постсоветской России, должна все-таки определиться: нужны ли патриоты в поликультурном мире или необходимо воспитывать поликультурную личность, порвавшую с национальным и стремящуюся к общечеловеческому. Публикации известных специалистов в области социально-нравственного развития личности убеждают в том, что либеральная идеология, пришедшая в Россию вместе с буржуазными реформами 90-х гг., не имеет ничего общего с духовными устоями, на которых прочно и твердо выстраивался много веков традиционный Русский мир [Белозерцев 2013; 2014; 2014а; 2015; Булатников 2011; 2012; 2013; 2014; 2015; Репринцев 2009; 2013; 2015; 2016; 2016а; 2016б; 2017; 2017а; 2017б; 2017в; 2018]. И совершенно неожиданным оказалось на фоне активного насаждения либеральной идеологии заявление президента России о бесперспективности либеральной идеи, ее несовпадении с культурным кодом России, с традициями и нормами русской национальной культуры.

Сегодня весь мир с тревогой наблюдает за событиями в Германии, за развитием идеологии «мультикультурализма», в соответствии с которой титульный этнос добровольно уступает свой дом приехавшим в него мигрантам, стремящимся «красиво жить за счет принимающей стороны». Аппетиты гостей растут стремительно, вынуждая многих коренных немцев покидать родину и искать себе новое место под солнцем. В публикациях последних лет появилось множество свидетельств проявлений толерантности по отношению к мигрантам и добровольного отказа немцев от собственных культурных, религиозных традиций, обычаев, норм, замещаемых «нейтральными» или традициями и нормами национальной культуры мигрантов (запрет на свинину и мармеладного «Мишку» в немецких детских садах, «Зимняя ярмарка» вместо «Рождественской ярмарки», «Фестиваль света» вместо Дня святого Мартина, «поздравление с праздником» вместо «поздравление с Рождеством».) [Дебрер 2019]. Возникает вполне закономерный вопрос: чего ждать российской системе образования, как отвечать на изменения в социокультурной среде, на каких идеях выстраивать социальное

воспитание и образование детей и молодежи, чтобы не допустить отрыва новых поколений юных граждан России от своих исторических и культурных корней?

Известно, что Россия всегда была многонациональной страной, полиэтничным государством. В Российской Федерации ныне проживает более 140 «больших» и «малых» народов и народностей, практически все они имеют свой язык, свою национальную культуру. Среди 145 миллионов граждан России численность более 1 миллиона человек имеют семь этнических групп: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне. Прогнозы демографов показывают, что в структуре российского населения в ближайшие 2-3 десятилетия произойдут существенные изменения, которые отразятся на ситуации в образовательных учреждениях, в общественной и политической жизни страны. Значит, необходимо уже сегодня готовиться к этим изменениям, понимая их неизбежность и значительное влияние на социальное поведение детей и молодежи, их отношение к представителям «других» этносов, их языку, культуре, обычаям, традициям, верованиям, образу жизни. Эти обстоятельства актуализируют осмысление феномена поликультурной образовательной среды (ПОС), принципов ее формирования, механизмов и способов влияния на социальное поведение личности и всю систему отношений с внешней средой.

Феноменология поликультурной среды предполагает обращение к работам Э. Гуссерля и его последователей, понимавших природу социальных объектов в их абсолютном интенциональном стихийном саморазвитии, в открытости и доступности взгляду познающего субъекта. При этом субъективный опыт восприятия и интерпретации реальности является не продуктом субъективных ассоциаций и «чистого опыта», а итогом выявления всех причинно-следственных связей, благодаря которым объект социальной реальности возникает, рождается, развивается, а в конечном счете утрачивает свою изначальную трансцедентальную сущность. Следовательно, для феноменологии важен первичный опыт познающего субъекта, его личное видение природы социального феномена, внутренней структуры объекта, принципов функционирования, всей системы взаимоотношений образующих его элементов [Булатников 2012б]. Иначе говоря, важна не сама реальность исследуемого феномена, а то, как она воспринимается и оценивается познающим субъектом. Для феноменологического анализа поликультурной среды важно попытаться уйти от «чистого знания» о среде в ее идеальном виде к постижению сущности такой среды как целостного явления, упорядоченной совокупности элементов, взаимодействие которых порождает нечто большее, чем простое множество деталей объекта, рождающих в совокупности целостность, упорядоченную систему, множественную стройную логику взаимодействия частей и целого [Булатников 2012д].

Педагогическая наука и практика отечественного образования живут сегодня в инновационном режиме, что обусловливает разработку новых теорий и технологий, выявление принципов и закономерностей. Опираясь на понятия средового подхода, можно констатировать специфические особенности современной образовательной среды, в частности ее поликультурный характер. Эта особенность подвигает нас к пересмотру теоритических основ процесса становления личности школьника в образовательной среде, в нашем случае - вопросов эстетического воспитания, формирования эстетической культуры личности подрастающего поколения. Каким же образом поликультурная образовательная среда (ПОС) оказывает влияние на становление личности современного школьника? Каковы принципы и механизмы эстетического становления личности школьника в поликультурной среде?

В своем исследовании при моделировании процесса формирования эстетической культуры школьников в поликультурной образовательной среде мы опирались

на положения культурологического, аксиологического, личностного методологических подходов и выделяли три уровня. Первый уровень - общекультурный, и целью педагогической деятельности здесь выступает эстетическая самореализация младшего школьника. Второй уровень - образовательный, направлен на эстетическую инкультурацию младшего школьника и третий уровень - личностный, ориентирован на эстетическую идентификацию младшего школьника, то есть на идентификацию путем присвоения эстетических ценностей народа. В соответствии с представленными уровнями нами были описаны принципы и механизмы формирования эстетической культуры младшего школьника в ПОС [Ильинская 2012: 14-27].

На первом уровне, направленном на эстетическую самореализацию личности в культуротворческой деятельности, выделяются следующие принципы общего порядка: культуросообразности, природосообразности, целостности.

Педагогика культуросообразна по своей природе. В определенные периоды педагогический процесс отражал и отражает специфические особенности и культурный уровень учителя как носителя и транслятора культурных ценностей своей эпохи. Принцип культуросообразности позволяет обосновать объективно существующую связь человека и культуры, как системы ценностей, и развитие человеческой личности в соответствии с этой системой. Культурные ценности во многом носят эстетический характер, что делает современный процесс эстетического воспитания направленным на формирование эстетической культуры личности. На основе принципа культуросообразности осуществляется приобщение к истокам национальной культуры; при постижении этнического искусства народа актуализируются вопросы о влиянии и взаимопроникновении культур, что приводит к диалогу культур как способу развития самой культуры. Встраивание в образовательный процесс различных этнических культур предопределяет включение в эту диаду и региональной культуры, которая является отражением многоликой российской культуры.

На втором уровне принцип культуросообразности уточняется в принципе культуротворчества, дающем представление о механизмах инкультурации ребенка в соответствии с современной социокультурной ситуацией. Изучая и присваивая культурные образцы, младший школьник включается в творческую деятельность по конструированию своей реальности, своего мира, то есть творит свое жизненное пространство [Ильинская 2012: 14-27]. Культуротворчество возможно только в процессе освоения личностью разных культур и носит гуманный характер, основывается на гуманистических ценностях, что предполагает развитие человека, его духовной сферы. Путь позитивного развития личности, его духовное восхождение невозможны безактивной внутренней позиции субъекта, без воплощения особенностей внутреннего мира личности. Стремление к духовному росту и развитию выступает в качестве основы для созидательной деятельности на благо другого человека и общества в целом. Присущее человеку от природы стремление к позитивному развитию, к приумножению гуманистических ценностей, благ, восхождению личности на позитивных началах и отражает сущность принципа позитивного восхождения.

В соответствии с вышеописанными принципами в контексте проблемы нашего исследования интерпретируются и принципы природосообразности-возрастосообразности-индивидуализации, и принципы целостности-гоменизации-комплексности [Ильинская 2018: 120-122]. Безусловно, они имеют свою специфику, определяемую контекстом процесса эстетического развития личности младшего школьника, выражающуюся в механизмах усвоения конкретных знаний, действий.

На втором уровне моделирования деятельность направлена на формирование личности, способной к инкультурации средствами художественно-эстетической деятельности, к жизни в режиме диалога культур, взаимодействию с иными культурами,

толерантности, что требует создания определенной среды. Эта идея реализуется через следующие принципы, обеспечивающие эффективное функционирование ПОС: социального партнерства, поликультурности, народности [Ильинская 2012: 14-27].

Раскрывая принцип социально-педагогического партнерства, в первую очередь стоит отметить, что в соответствии с ФГОС НОО основная линия, отражающая направленность всего процесса формирования личности школьника, - обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, что отражает современный социальный заказ общества и государства. Эстетические ценности суть есть ценности духовные, а эстетическая культура находится в неразрывной связи с культурой духовно -нравственной. Традиционные мировые эстетические ценности Истины, Добра и Красоты постигаются младшими школьниками, начиная с органичной и простейшей для человека социальной общности - семьи. Поэтому первым и самым сильным фактором влияния эстетического развития ребенка, усвоения им эстетических ценностей является семья.

Реализация возможностей образовательной среды, направленных на формирование эстетической сферы личности, не может происходить вне рамок тесного взаимодействия семьи с другими субъектами формирования эстетической культуры личности, основными из которых являются школа, учреждения дополнительного образования, культуры и образования, общественные организации и конфессиональные институты. Единство целей, сходство форм, методов и приемов воспитания (экскурсии, выставки и т.п.) позволяют большинству указанных субъектов взаимодействовать, создавая ту необходимую образовательную среду, в которой формируется эстетическая культура личности младшего школьника.

Принцип социально-педагогического партнерства конкретизируется в принципе эстетической ориентации ПОС и предполагает смещение акцентов в приобщении младших школьников к базовым национальным ценностям в сторону художественно-эстетического воспитания. Так, важными становятся приобщение обучающихся к эстетическим ценностям Истины, Добра, Красоты, акцентирование внимания на единстве и целостности духовной жизни человека и общества, неразрывной связи нравственного и эстетического контекстов. Как правило, в живом деле воспитания подрастающего поколения четко разграничить нравственные и эстетические начала, ценности не представляется возможным: они тесно взаимосвязаны и неразрывны (нравственное всегда эстетично, эстетическое по форме, нравственное по содержанию). Приобщение к эстетическим ценностям осуществляется с учетом конкретного природного и социального окружения ребенка, его индивидуальных интересов и ценностных ориентаций. Постижение ребенком эстетических ценностей опирается на эстетический и социокультурный опыт, накопленный им в системе отношений между носителями различных культур. Такой опыт носит неповторимый индивидуальный характер, что позволяет создавать ему свою индивидуальную образовательную среду, пересекающуюся с такими же индивидуальными средами других субъектов образования. Для организации образовательной среды класса, школы необходимо признание свободного развития личности в соответствии с ее способностями, что предполагает достаточно большую насыщенность среды. Свобода выбора не может быть реализована в условиях отсутствия выбора. Такой контекст организации ПОС обусловливает реализацию принципа барьерности, предполагающего нейтрализацию отрицательных влияний среды на формирование личности младшего школьника.

Принцип реализации идей поликультурного воспитания, принцип поликультурности. В контексте нашего исследования реализация этого принципа подразумевает знакомство обучающихся с художественной культурой своего и других народов и формирование позитивного настроя при восприятии и взаимодействии с инокультурными проявлениями в образовательной, а в дальнейшем и в социальной

среде в целом. Этот принцип конкретизируется в принципе полилогичности, в основе которого лежит одна из важнейших феноменологических характеристик культуры -диалогичность [Данилюк 2005: 178-179]; полилог же на современном уровне развития культуры и образования является средством и содержанием образования, направленным на освоение школьниками диалогических форм познания мира [Ходырева 2006:

161-162]. Этот принцип органично связан и конкретизируется в принципе толерантности, которая понимается нами как готовность к взаимопониманию и доброжелательному отношению к представителям других культур, народов, религий, к инокультурным проявлениям в целом, сколь бы малы они ни были. Толерантность предстает в качестве черты характера личности, в качестве способности к проявлению особых черт характера человека, выражающихся в спокойной, адекватной реакции на ситуацию, явления, объекты окружающей действительности, миролюбии, скромности, кротости, смирении, терпении и стремлении к выработке таких черт характера и такому поведению в конкретных ситуациях, требующих этого.

Принцип народности является одним из принципов построения образовательной политики государства и содержания образования в области формирования эстетической культуры личности. Он отражает модель, стереотип, видение человека культурного текущей и будущей эпох с целью развития личности общества в целом. Мы воспитываем подрастающее поколение, будущее нашей страны, свое будущее, то есть мы воспитываем нацию. Идея ответственности за будущее страны наполняется определенным содержанием, отражающим аспекты понимания национальной идеи, а также идеи интеграции мировых и национальных ценностей. Идеи соотнесения опыта прошлого, настоящего и будущего, идеи национальной школы раскрываются и конкретизируются в принципе этнической ориентации, подразумевающем наполнение конкретной образовательной среды, среды образовательного учреждения этнокультурным компонентом. Этнокультурное содержание образовательной среды -это не только предметы и мероприятия, направленные на постижение знаний о культуре и традициях своего народа, но и эстетизация среды в народном стиле, использование средств музейной педагогики, это и особенная позиция педагога, организация праздников и воспитание патриотизма, что оказывает влияние на чувственно -мотивационную сферу личности, реагирующей на такие проявления и влияния образовательной среды, и позволяет говорить о реализации принципа антропоцентризма, разработанного и описанного в своих исследованиях О.В. Гукаленко. Принцип антропоцентризма совместно с принципами народности и этнической ориентации складывается в триаду принципов, позволяющих на основе этнокультурного компонента содержания образования построить траекторию приобщения младшего школьника к национальным идеалам, к ценностям своей культуры, своего народа. Реализация принципа антропоцентризма позволяет такое содержание сделать для обучающегося личностно значимым, дает возможность личности определить свое место в среде, пространстве, жизни, образовании, сформировать в том числе и эстетические качества личности на основе национальных ценностных предпочтений.

На третьем уровне основной целью выступает формирование личности, способной к идентификации средствами художественно-эстетической деятельности. Реализация такой цели невозможна без включения ребенка в творческую деятельность, поскольку личность должна быть поставлена в позицию субъекта, занимать активную позицию. Эстетическая деятельность есть деятельность творческая. Эта органичная взаимосвязь позволяет создать условия для идентификации младшего школьника на достаточно высоком уровне. Таким образом, ПОС может выступать средой, способствующей повышению эффективности процесса идентификации младшего школьника по национальному и другим признакам

средствами искусства, его эстетической идентификации, то есть признания своей принадлежности к конкретной культуре путем присвоения эстетически значимых предметов и образцов народного искусства (моя песня, национальный костюм моего народа и др.). Какова же специфика организации такой среды? На наш взгляд, вначале необходимо обозначить событийный подход к пониманию и построению ПОС, наиболее полно описанный в трудах Л.И. Новиковой и Д.В. Григорьева.

Для эстетической идентификации ребенка необходима активизация его внутренних духовных сил, направленных на постижение и присвоение культурных ценностей на основе его внутренних потребностей и предпочтений. На этой основе формируется и развивается способность к переживанию и сопереживанию, вчувствованию, что необходимо для усвоения и воспроизводства личностью эстетического опыта человечества в творческой деятельности. Эти задачи могут быть успешно решены только в том случае, если в ПОС будут реализованы принципы художественной педагогики, позволяющие «осуществлять» механизмы развития творческих способностей, художественно-эстетических мотивов и потребностей, эстетических чувств (в широком смысле) младших школьников. Процесс эстетической идентификации младших школьников сопровождается присвоением и творением собственных эстетических ценностей, что возможно лишь через вчувствование, со-действие, со-творчество, со-переживание, с одной стороны, и развитие, духовный рост личности, с другой стороны. В связи с этим основными принципами художественной педагогики в контексте нашего исследования выступают: принцип выявления доминирующей способности, принцип интеграции, принцип мотивации [Ильинская 2012: 14-27].

Принцип выявления доминирующей способности (В.А. Разумный) является одним из основных специфических принципов художественной педагогики. Человек (в усредненном варианте) обладает очень широким спектром способностей, но среди них всегда выделяется доминанта, его «преимущественная эмоционально -творческая способность», на развитии которой в дальнейшем необходимо акцентировать внимание [Разумный 2000: 314-315]. Принцип выявления доминирующей способности конкретизируется в принципах опоры на творчество и опоры на самостоятельность обучающегося, которые тесно связаны между собой, отражая специфические черты одного процесса - процесса открытия и создания ребенком для себя нового. Основным условием реализации этих принципов выступает тесная связь образования с интересами и жизнью обучающихся в процессе присвоения эстетических ценностей культуры.

Не менее значимыми представляются нам и принципы интеграции, погружения, проблемности, которые отражают специфику содержания образования при отборе учителем учебной информации и специфику усвоения этой информации, а также действий обучающимися, что в целом характеризует механизмы организации влияния ПОС на личность младшего школьника. В современной педагогической науке все острее ощущается необходимость в увеличении эстетического компонента в содержании воспитательного и образовательного процесса в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Это объясняется не только поиском утраченных общественных идеалов, попытками повысить уровень массовой культуры нации, но и сензитивностью дошкольного и младшего школьного возраста к занятиям различными видами искусства.

Одним из наиболее эффективных средств эстетического развития детей младшего школьного возраста, формирования их эстетической культуры во всем многообразии ее компонентов представляются нам занятия, направленные на ознакомление детей с различными видами искусства, направлениями художественной культуры разных народов. Главное, на наш взгляд, компетентно организовать процесс ознакомления

учащихся с искусством, процесс вхождения ребенка в мир искусства через развитие способностей воспринимать красоту в различных ее проявлениях.

Решение поставленных задач возможно с помощью метода комплексного воздействия искусств средствами интегрированных занятий по изучению различных видов искусства. Это связано с особенностью самого искусства и с потребностью создания у ребенка целостной картины мира, где все находится в нерасторжимом единстве. Наиболее часто принцип интеграции проявляется в процессе организации и проведения комплексных занятий, объединяющих разнообразные виды художественно -эстетической деятельности.

Особая ценность реализации принципа интеграции заключается в возможности создания для ребенка ситуации изучения культуры в ее диалектической сущности единства и многообразия. Разностороннее освещение культуры как человеческого феномена и проявлений Человека культуры, его взаимодействия и отношений органично сочетается с организацией полиэтнической образовательной среды с помощью принципа интеграции. Ситуация изучения культуры представляется нам первым узловым моментом в механизме влияния ПОС на формирование личности младшего школьника. Многообразие культурных образцов, произведений народного искусства создает предпосылки для дальнейшего выбора идеала, эталона.

Принцип интеграции конкретизируется в принципе погружения, который позволяет при его реализации в образовательной среде усваивать новую информацию в деятельности на сознательном и подсознательном уровнях, способствует созданию среды, в которой учащиеся чувствуют себя свободно, не боятся совершить ошибку. Принцип погружения имеет свою особенную ценность не только в изучении культуры, но и для ситуации узнавания культуры, которая представляется вторым узловым моментом в процессе реализации механизмов влияния поликультурной образовательной среды на эстетическое развитие младшего школьника. Если в первом узловом моменте -ситуации изучения культуры - младший школьник лишь знакомиться с культурными образцами и не способен объяснить свой первичный выбор, симпатию к образцу, он часто осуществляется интуитивно, «по наитию», то в ситуации узнавания культуры присутствует осознание, способность к анализу, ассоциации с образцами и элементами родной культуры, наиболее часто встречающейся культуры, культуры, созвучной душе ребенка.

Принцип погружения дополняется принципом проблемности, приобретающим свою актуальность при групповых формах работы, коллективной творческой деятельности, проектной деятельности обучающихся. Он позволяет не только активно развивать чувственно-эмоциональную и волевую сферы личности, но и создать ситуацию выбора культуры, в которой младший школьник сможет выбирать и присваивать те культурные ценности и образцы, которые ему наиболее понятны, близки. Выбор культуры, как третий узловой момент в механизме влияния ПОС на эстетическое развитие младшего школьника, завершает вышеозначенную триаду: ситуация изучения культуры - ситуация узнавания культуры - ситуация выбора культуры. В широком спектре демонстрируемых культурных образцов, образцов народного искусства младший школьник выбирает понравившиеся образцы не всегда осознанно. Его предпочтения могут меняться на протяжении относительно небольшого промежутка времени, но он, несомненно, будет останавливать свой выбор в силу каких-то внутренних критериев красоты на конкретных эталонах, произведениях искусства. Вместе с тем ситуация выбора культуры свидетельствует о присвоении культурных эстетических образцов, то есть о культурной идентификации личности с помощью произведений народного искусства, о эстетической идентификации личности.

Принципы мотивации - психологической комфортности - романтики, интереса игры [Ильинская 2018: 131-132] отражают способы педагогически организованного влияния ПОС на личность младшего школьника и помогают сделать его более эффективным и комфортным для эмоционального благополучия младшего школьника.

Феномен поликультурной образовательной среды в современной гуманитарной научной мысли понимается весьма неоднозначно. Часто ПОС представляется учеными, педагогами в соответствии с теми или иными условиями, обстоятельствами, ситуацией (местом, страной, временем, конкретной национальной школой и др.), что мешает объективации проблемы и обусловливает поиск феноменологических черт, характеристик, не привязанных к конкретным условиям. Нами осуществлены поиск и описание принципов и механизмов влияние ПОС на развитие личности школьника, в частности на формирование эстетической культуры личности младшего школьника в соответствии с его возрастными особенностями и спецификой организации его обучения, воспитания и развития. Представленные нами принципы и механизмы могут лечь в основу конструирования образовательной среды школьника, моделирования процесса формирования его личности, в частности его эстетической культуры. Указанные принципы представлены в тесной взаимосвязи, неразрывно. С одной стороны, они соподчинены и детерминируют друг друга (особенно принципы, представленные в триадах); с другой стороны, каждый из описанных принципов обладает спецификой и самоценностью. Систематизация принципов в соответствии с тремя уровнями ценностно-целевых ориентиров формирования эстетической культуры школьников в поликультурной образовательной среде позволяет представить их в качестве упорядоченной последовательности элементов, то есть структурировать их в соответствии с необходимым видом деятельности. Так, принципы общего порядка носят общекультурный характер и представлены как принципы процесса формирования эстетической культуры младших школьников; принципы образовательного порядка направлены на организацию поликультурной образовательной среды; принципы личностного порядка направлены на отбор содержания образования для повышения эффективности процесса эстетического воспитания школьников.

Библиографический список

Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. 2-е изд. Курск: Мечта, 2013. 464 с.

Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С.78-92.

Булатников И.Е. Воспитание ответственности: развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов железнодорожного транспорта в воспитательной системе образовательного учреждения: монография. Курск: Мечта, 2011. 228 с.

Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова. 2012а. № 1. С. 146-152.

Булатников И.Е. Концепция социально-нравственного воспитания личности в педагогическом наследии А.С. Макаренко: диалектика социального и индивидуального // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 2 (26). С. 99-113.

Булатников И.Е. Педагогическое наследие Б.З. Вульфова в контексте «модернизации» современного российского образования: традиции и уроки системного подхода // Образование личности. 2012б. № 2. С. 36-47.

Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. 2011а. № 1 (17). С. 79-90.

Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012в. № 3 (23). С. 60-72.

Булатников И.Е. Социально-психологические основы развития ответственного отношения будущего специалиста транспорта к профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. № 2. С. 79-91.

Булатников И.Е. Этические основания социально-педагогической концепции В.А. Сухомлинского в диалоге эпох и общественных отношений // Психолого -педагогический поиск. 2013. № 3 (27). С. 86-100.

Булатников И.Е., Исаев И.Ф. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 2012г. № 4 (24). С. 23-35.

Булатников И.Е., Репринцев А.В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого -педагогический поиск. 2012д. № 22. С. 19-34.

Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 441 с.

Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: Актуальные проблемы. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 336 с.

Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика: Монография. Ростов-н/Д: изд-во РГПУ, 2003. 512 с.

Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2005. 24 с.

Дебрер С. «Затурканные» немцы перепутали толерантность с угодничеством. Исключив свинину из меню детсадов, немцы не избавят своих детей от издевательств мусульманских сверстников. URL: https://svpressa.ru/society/article/239983/ (дата обращения: 13.09.2021).

Демиденко С.В. Развитие социокультурной среды современного российского города: дисс. .канд. социол. наук. Ростов-н/Д, 2002. 194 с.

Ильинская И.П. Поликультурная среда в эстетическом развитии младшего школьника. Курск: Изд. дом ВИП, 2018. 263 с.

Ильинская И.П. Принципы формирования эстетической культуры младших школьников в полиэтнической образовательной среде // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 1 (21). С. 14-27.

Лебедева И.В. Социокультурная среда как фактор развития этнической общности: дис. ... канд. социол. наук. М., 2004. 162 с.

Малышев А.В. Модель социокультурной среды как средство развития культуры личности подростка // Педагогика искусства. 2013. № 3. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine (дата обращения: 13.07.2021).

Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. 103 с.

О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования // Педагогика, 2008. № 10. С. 9-28.

Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников. М.: Наука, 1997. 105 с.

Пашков А.Г., Репринцев А.В. Труд в системе средств социального развития личности. Курск: ООО «Издательский дом ВИП», 2019. 428 с.

РазумныйВ.А. Драматизм бытия или обретение смысла. М.: Пихта, 2000. 555 с.

Репринцев А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. 2013. №1(25). С. 26-39.

Репринцев А.В. Духовно-нравственная культура общества как фактор формирования антикоррупционного стандарта поведения личности: что может воспитание? // Психолого-педагогический поиск. 2009. №3 (11). С. 71-80.

Репринцев А.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. №1. С. 88-96.

Репринцев А.В. Патриотизм и гражданственность как базовые ценности самосознания русского этноса // Психолого-педагогический поиск. 2009а. №2 (10). С. 6-17.

Репринцев А.В. Патриотизм и гражданственность как основа взаимодействия личности и социальной среды: диалектика вечного и временного // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4-2. С. 195-211.

Репринцев А.В. Развитие теории социально-нравственного воспитания молодёжи в исследованиях И.Е. Булатникова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 2 (46). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/2544/ (дата обращения: 22.09.2021).

Репринцев А.В. Риски и противоречия социализации студенческой молодежи в условиях «модернизации» системы профессионального образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 85-90.

Репринцев А.В. Социализация и воспитание современной молодежи сквозь призму идеологии «модернизации» духовной сферы общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века. Кострома: КГУ, 2016а. С.196-208.

Репринцев А.В. Социализация юношества в современном социокультурном пространстве: остается ли в воспитании место для гуманизма? // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов, 2016б. С. 59-74.

Репринцев А.В. Эстетическое отношение личности к действительности: сущность, структура. Формирование. Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2000. 182 с.

Репринцев А.В. Этническая социализация подростков и молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и противоречия // Этнокультурное образование в современном мире / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017а. С. 596-612.

Репринцев А.В. Этнокультурная социализация молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и тенденции // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары: ЧГПУ, 2017б. С. 91-96.

Репринцев А.В., Сухорукое И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2017в. Т.33. №7 (256). С. 142149.

Сухоруков И.С. Изучение особенностей этнокультурной идентичности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 110-116.

Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ им. И.А.

Бунина, 2020. С. 292-299.

Сухоруков И.С. Клубный коллектив как социально-психологическая среда формирования этнокультурной идентичности подростка // Берегиня. 777. Сова. 2021. №3 (50). С. 216-230.

Сухоруков И.С. Миссия институтов социального воспитания в формировании этнокультурной идентичности подростков и юношества // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016. С. 857-877.

Сухоруков И.С. Мотивационно-оценочные характеристики дифференциации «своих» и «чужих» в полиэтничной подростковой среде // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26. № 4. С. 14-24.

Сухоруков И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования / под ред Р.С. Сафина; И.Э. Вильданова. Казань: Школа, 2021а. С. 136-140.

Сухоруков И.С. Проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества в зеркале педагогической социологии: опыт эмпирического исследования // Вестник Костромского гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 4. С. 258-263.

Сухоруков И.С. Развитие этнокультурной идентичности подростков и юношества как условие возрождения духовно-нравственных основ российского общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию ЛИ. Уманского). Кострома: КГУ, 2016. С. 230-240.

Сухоруков И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017. С. 710-733.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. / под ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: ЯГПУ, 2021б. С. 247-252.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016. № 2 (29). С. 92-101.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016а. Т. 2. №4. С. 53-62.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. Чебоксары: ЧГПУ, 2020а. С. 196-204.

Сухоруков И.С. Этнокультурная идентичность и дифференциация «своих» и «чужих» в подростковой среде: особенности этнической социализации подростков в условиях глобализации культуры // Берегиня. 777. Сова. 2021. №4 (51).

Ходырева Е.А. Становление индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде: дис. ... докт. пед. наук. Киров, 2006. 456 с.

Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.