УДК 37.013.42+37.061
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
© 2021 Л. М. Рышкова
канд. пед. наук, доцент, кафедра психологии образования и социальной педагогики e-mail: lrysh@yandex. ru
Курский государственный университет
Автор размышляет о возможностях и направлениях социально -педагогической деятельности в поликультурной образовательной среде. Ситуация в современной социально-педагогической практике осложняется ощутимым нарастание м миграционных процессов, происходящих по всему миру. Такие миграционные потоки порождают кризис идентичности, сложности адаптации к новым социокультурным условиям. Обеспечение адаптации детей и молодежи предполагает готовность социальных педагогов к организации социальной адаптации воспитанников, представляющих разные этносы, расы, религии, культуры, обеспечение равных условий для вхождения в новую социокультурную реальность. Особое внимание автор обращает на формы, методы и средства организации социально-педагогической работы в поликультурной образовательной среде.
Ключевые слова: социальная педагогика, социализация, поликультурное образование, социально-педагогическая деятельность, поликультурная образовательная среда, дети-мигранты, межэтническая толерантность, социальная безопасность.
THE MAIN DIRECTIONS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY
IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
© 2021 L. M. Ryshkova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Educational Psychology and Social Pedagogy e-mail: [email protected]
Kursk State University
The author reflects on the possibilities and directions of social and educational activities in a multicultural educational environment. The situation in modern socio-pedagogical practice is complicated by a tangible increase in migration processes taking place around the world. Such migration flows give rise to an identity crisis, difficulties in adapting to new socio-cultural conditions. Ensuring the adaptation of children and youth presupposes the readiness of social teachers to organize the social adaptation of pupils representing different ethnic groups, races, religions, cultures, and ensure equal conditions for driving into a new sociocultural reality. The author pays special attention to the forms, methods and means of organizing social and pedagogical work in a multicultural educational environment.
Keywords: social pedagogy, socialization, multicultural education, socio-pedagogical activity, multicultural educational environment, migrant children, interethnic tolerance, social security.
Поликультурность является сегодня одной из наиболее характерных черт образовательных систем практически во всех уголках планеты. А это означает и то, что такими же поликультурными являются образовательные учреждения, принимая в свои стены представителей разных рас, религий, культур, осуществляя их социализацию, их подготовку к жизни в поликультурном мире. Но такая ситуация порождает множество проблем для детей и молодежи, еще не имеющих внятных представлений о том, где «своя» культура, а где «чужая», не имеющих опыта жизни в действительно поликультурном мире. Именно по этой причине многие исследователи сегодня заявляют не только о сложностях социализации подрастающего поколения, но и о «кризисе культуры», порождающем множество социально-педагогических и психологических следствий для социального развития личности [Булатников 2011; 2012; 2012а; 2012б; 2012в; 2012г; 2012д; 2012е; 2013; 2013а; 2014; 2014а; Ильинская 2011; 2016; 2018; 2019; 2019а; 2020; 2020а; 2020б; Пашков А.Г. 2017; Пашков С.В. 2007; 2016; Репринцев 2000; 2009; 2009а; 2011; 2011а; 2-012; 2012а; 2013; 2015; 2016; 2016а; 2016б; Сухоруков 2016; 2016а; 2016б; 2016в; 2016г; 2016д; 2017; 2020; 2020а; 2020б]. Разумеется, усиление поликультурных тенденций в современном мире сопряжено с глобализацией национальных экономик, универсализацией образа жизни людей, открытием границ, миграцией больших масс людей, появлением очагов межэтнических конфликтов и потоками беженцев [Ильинская 2016; 2018; 2019; 2019а ]. Кризис культуры заботит многих исследователей, находит отражение в современных публикациях [Булатников 2012; 2012 а; 2012б; 2012в; Репринцев 2014; 2017; 2017а; 2017 б; 2017в; 2018; 2018а; 2018б; 2018в; 2019; 2019а; 2020; 2020а]. Задачами социально-воспитательного процесса является формирование у обучающихся готовности жить в обществе среди многообразия национальностей и этнических групп. При всех сложностях современной социализации детей и молодежи, при всем разнообразии и силе влияния многочисленных агентов и факторов социокультурной среды, школа и семья все еще остаются значимыми социально-педагогическими институтами, способными оказывать существенное влияние на формирование широкого спектра социально значимых качеств личности. В числе многих субъектов, реализующих задачи социального воспитания детей и молодежи в общеобразовательных организациях, следует выделить социального педагога, реализующего широкий спектр функций и видов деятельности, но основную его деятельность составляет именно социальное воспитание [Рожков 2016; 2017]. Важнейшей функцией социального педагога является «создание условий для достижения членами общества успешной социализированное™, которая предполагает баланс адаптации человека в обществе и обособления в нем» [Шептенко 2007: 36].
Одним из направлений социально-педагогической деятельности является воспитание у школьников готовности к взаимодействию и сотрудничеству. Как отмечает
A.В. Иванов, «это лучший способ избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов, в том числе этнических» [Социальная педагогика 2010: 198]. В рамках данного направления социально-педагогическая деятельность связана с идеями педагогики единого и целостного мира, воспитания человека культуры мира. По мнению
B.Г. Литвиновича, «человек культуры мира - свободная личность, способная к самоопределению в современном мире. С педагогической точки зрения это означает воспитание у детей и молодежи таких качеств, как высокий уровень самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки» [Литвинович 2008: 225]. Реализация этого направления социально-педагогической деятельности в поликультурной среде сопряжена с целым рядом целей и задач, среди которых, пожалуй, наиболее важными являются формирование широких знаний подростков и юношества о традициях, особенностях национальных
обычаев и образа жизни разных этносов, сопровождение процесса налаживания содержательных отношений и общения между представителями различных этнических групп и культур, развитие навыков межкультурного общения, развитие духовных ценностей подрастающего поколения. И, наконец, главная задача работы социального педагога и других педагогов, работающих в общеобразовательных организациях, - создать благоприятные условия обеспечения детям адекватного восприятия своей национальности, формирования у школьников позитивного отношения к представителям другой национальности. В целях решения указанных задач социальные педагоги используют такие методы, как дискуссии, беседы, кейс-методы, игровые технологии, проектную деятельность, тренинги. Например, в средних и старших классах можно включать в мероприятия и проводить отдельно дискуссии на темы «Молодежная субкультура -плюсы и минусы», «Глобальная деревня - это хорошо или плохо?», «Имеет ли границы толерантность?», «Стереотипы и предрассудки» [Супрунова 2013].
Игровая деятельность может быть представлена дидактическими и сюжетно -игровыми играми, например, на темы: «Наше интернациональное кафе», «Моя многокультурная семья». Участвуя в игре «Наше интернациональное кафе», школьники получают навыки коммуникации с людьми, отличающимися от них своими вкусами, знанием национальных блюд народов России.
И.П. Ильинская подробно анализирует возможности традиционного народного искусства в формировании интереса детей к культуре и традициям других народов. Исследователь подчеркивает потенциальную возможность «восхождения» через постижение народного искусства к общечеловеческим универсалиям в культуре, к общечеловеческим ценностям. По сути, искусство становится способом постижения человеческой морали, многообразия и единства культур [Ильинская 2020; 2020а; 2020б ]. В своих исследованиях и публикациях И.П. Ильинская показывает конкретные приемы и способы использования традиционной народной художественной культуры в полиэтничной образовательной среде в целях развития представлений детей об общечеловеческих ценностях. Исследователь разработала и опубликовала на страницах журнала «Начальная школа» большую программу, посвященную решению этой важной социально-педагогической задачи [Ильинская 2011; 2016].
Важным направлением социализации подростков и юношества в условиях поликультурной среды является организации просветительской работы, формирование базовых социально-нравственных представлений и установок, способствующих толерантному восприятию «инаковости» представителей «других» культур. Отсутствие работы в этом направлении неизбежно приводит к обострению межэтнических отношений в подростково-молодежной среде, росту напряженности и конфликтам. Об этом весьма убедительно пишет И.С. Сухоруков, показывая, как восприятие «своих» и «чужих» вызывает рост межэтнической напряженности и ведет к острым столкновениям в подростковой среде [Сухоруков 2020; 2020а; 2020б; 2021; 2021а; 2021б; 2021в; 2021г].
На этот аспект социально-педагогической деятельности обращает внимание и О.И. Гуренко: «Работа социального педагога в поликультурном обществе заключается не только в социальной поддержке, но и поликультурном просвещении населения в целом и предусматривает информирование посредством консультаций, реклам, профилактику и минимизацию негативных явлений в многокультурной среде, например, межэтнических конфликтов, через организацию и проведение межкультурных тренингов, реализацию поликультурных социальных проектов» [Гуренко 2014: 49]. В частности, обращение к потенциалу поликультурного просвещения, социально-педагогического проектирования способствует обеспечению условий для продуктивной самореализации личности, ее успешной социализации. В качестве объекта проектной деятельности может выступать поликультурная среда, образ жизни, сферы жизнедеятельности личности.
В качестве примера можно привести вариант проектной деятельности, о котором рассказывает О.И. Гуренко. Проект ориентирован на профилактику ксенофобии в подростково-молодежной среде, а его основная идея состоит в реализации разносторонней программы упреждения проявлений ксенофобии, расовой и религиозной нетерпимости, экстремизма и национализма в среде молодежи, формировании толерантного отношения к представителям «других» культур, уважения права каждого человека на свой собственный взгляд на мир, своей индивидуальности, обретения собственной идентичности, соответствия образу собственного Я. В этом же ряду находится и задача формирования гражданской позиции воспитанников, их социальной ответственности, их убеждений и мировоззрения, в том числе и в вопросах расовой, религиозной дискриминации представителей «других» этнических групп. Этот социально-педагогический проект разработан для подростков в возрасте от 14 до 17 лет.
В рамках проекта предполагаются следующие направления социально -педагогической деятельности: диагностика толерантности у обучающихся 9-11 классов, контакты и содержательное общение с представителями органов охраны правопорядка, правосудия; организация фестивалей национальных культур, национальных праздников, дискуссий и «круглых столов», проблемных семинаров с обсуждением межэтнических проблем. Полезны в этом плане организация кулинарных фестивалей, инициирование «кулинарной дипломатии», ярмарок декоративно-прикладного искусства и т.д. Основными итогами реализации подобного проекта должны стать более высокий уровень развития представлений подростков и юношества о ценностях культур отдельных народов, их традициях и обычаях, ощутимые изменения в отношении к представителям «других» культур и этнических групп, толерантное отношение к «инаковости» сверстников и способам их самовыражения, формирование культуры взаимодействия в подростково -молодежной среде, вовлечение подростков и юношей в различные виды и формы общественно-полезной деятельности, рост их социальной активности и инициативы, субъектности в организации жизнедеятельности своего сообщества, рост включенности воспитанников в организованные формы общественно-полезной и досуговой деятельности и т.д. [Гуренко 2014].
Массовая социально-педагогическая практика предлагает и такое направление деятельности в условиях поликультурной среды, как формирование безопасного пространства социального бытия ребенка. При всей кажущейся «очевидности» этой работы и ее актуальности в условиях нарастающих явлений школьного буллинга, участившихся расстрелов одноклассников, травли сверстников в социальных сетях формирование безопасной среды становится очень важным направлением социально -педагогической работы, реализации функции охраны и защиты детства. О.В. Гукаленко, В.Н. Пустовойтов подчеркивают: «Социальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, социальной группы или общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, социальных прав и свобод, среди которых право на жизнь, право на труд и его справедливую оплату, на бесплатное образование, охрану здоровья и медицинского обслуживания, право на достойный отдых, а также на гарантированную социальную защиту и социальное обслуживание со стороны государства» [Гукаленко 2017: 25].
Понятно, что правовой нигилизм в среде подростков и юношества нередко оборачивается большими проблемами и человеческими трагедиями. Правовая культура подростков, к сожалению, пока еще далека от желаемой, в результате возникает очень опасный крен в сторону криминальных сообществ, романтизации криминальной жизни, взаимодействия с криминальными структурами, а впоследствии примыкания к ним. Для социальных педагогов эта сфера социально-нравственного и правового развития подростков остается пока еще малоосвоенной, недостаточно проработанной.
На сегодняшний день очень актуальна информационная безопасность детей и подростков, так как информационное воздействие очень велико и зачастую опасно. Опасность негативного информационного воздействия на личность ребенка заключается в деформации его ценностных систем, формировании явлений социальной дезориентации и поведенческих нарушений. Кроме того, возникающая информационная зависимость исключает критическое отношение к получаемым сведениям. Однако, учитывая большую роль в сегодняшней реальности информационно-коммуникативных технологий, нужна более тонкая и выверенная система влияний на подростков и юношество, способная успешно формировать гражданско-патриотические качества в старших школьниках, закладывать прочный фундамент их социальной, жизненной позиции. Эта работа предполагает прочную сопряженность с реальными проблемами и заботаами подростков и юношества. Использование таких технологий предполагает проведение видеоконференций, посвященных наиболее важным вопросам и проблемам гражданского воспитания, становления социальности личности. Не менее важн ы грамотная организация интерактивных социальных проектов, интернет-олимпиад, организация среди молодежи конкурсов по разработке тематических сайтов, разработка игрового контента с патриотическим содержанием, широкое включение в учебный процесс в качестве средства обучения виртуальных музеев. О.В. Гукаленко, В.Н. Пустовойтов выделяют следующие задачи по созданию методологически обоснованной и практико-ориентированной социально-педагогической системы обеспечения безопасности детей и молодежи: «формирование у детей и молодежи системы ценностей, связанной с особенностями социокультурного развития России и мира; оказание помощи молодежи и детям в овладении способами и навыками социокультурной адаптации и межкультурной коммуникации; поддержание процесса формирования у детей и молодежи ясного представления о них самих, смысле их существования, проблемах человека и человечества; выявление готовности молодых людей противостоять проявлениям антикультуры; проектирование моделей и программ оптимизации подготовки педагогов к осуществлению социально-педагогической безопасности детей и молодежи» [Гукаленко 2017: 30].
Отдельным блоком в содержании социально-педагогической деятельности в условиях поликультурности следует выделить также социально-педагогическую работу с детьми-мигрантами и детьми - вынужденными переселенцами. Процесс социализации ребенка-мигранта проходит под влиянием семьи и других социальных институтов, в первую очередь школы, учреждений дополнительного образования, ближайшего социального окружения. В случаях, когда ценности семейного и общественного воспитания противоречат друг другу, велика вероятность формирования личности с выраженными асоциальными установками, с позитивным отношением к криминальной культуре. Вполне вероятна культурная ассимиляция детей из семей мигрантов, принятие культуры титульной нации. Но не в меньшей степени возможен дрейф таких детей в сторону маргинальности, духовного и морального декаданса. По данным практикующих социальных педагогов, подростки - выходцы из семей мигрантов в гораздо большей степени ощущают трудности адаптации к новой социальной среде, нормам и ценностям «новой» для детей мигрантов культуре. Одним из осложняющих этот процесс факторов оказывается степень владения языком титульной нации. Чем ниже уровень владения языком, тем выше чувство подавленности и социальной изоляции личности. А отсюда дополнительные проявления социальной неуспешности подростков. Более того, такие подростки нередко ощущают проявления «мигрантофобии» в среде сверстников и в среде взрослых; дети мигрантов привыкают к том, что их часто отвергают, унижают, оскорбляют, делают социальными изгоями. Отсюда и неизбежные «ответные» реакции
отвергнутых - зависть, раздражение, агрессия, нетерпимость к успешным и благополучным сверстникам.
Дети-мигранты представляют собой очень уязвимую группу детей, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи. В практике социально-педагогической работы выделяется несколько критериев их социальной адаптации. К ним относятся способность осваивать и принимать новые культурные правила и в то же время сохранять свою культурную самобытность, наличие условий для самореализации. Как отмечает Н.В. Михайлова, «отсутствие этих условий оказывается в некоторых случаях не менее важным препятствием для успешной адаптации, чем неудовлетворенность материальных потребностей» [Михайлова]. Кроме того, к критериям социальной адаптации детей-мигрантов можно отнести полноценное общение и взаимодействие с местным населением, степень удовлетворенности проживанием в стране, социальный статус мигрантов на новом месте поселения, психологическая удовлетворенность средой.
Главная цель социально-педагогической работы с детьми-мигрантами -формирование своевременной социальной адаптации у детей. Задачами социально-педагогической помощи в этом случае, будут формирование толерантного отношения к окружающим, формирование у детей-мигрантов межкультурной коммуникативной компетентности. Названные направления в поликультурной среде охватывают наиболее актуальные векторы социально-педагогической деятельности и неизменно связаны с основной целью социально-педагогической работы - успешной социализацией и адаптацией подрастающего поколения к динамично изменяющейся социокультурной ситуации.
Библиографический список
Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.
Булатников И.Е. Воспитание ответственности: развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов железнодорожного транспорта в воспитательной системе образовательного учреждения. Курск: Мечта, 2011. 228 с.
Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова. 2012а. Т. 18. № 1-1. С. 146-152.
Булатников И.Е. Деструкция общественной морали как проблема современного социального воспитания молодежи // Ярославский пед. вестник. Т. II. 2012б. №5. С. 24-30.
Булатников И.Е. Концепция социально-нравственного воспитания личности в педагогическом наследии А.С. Макаренко: диалектика социального и индивидуального // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 2 (26). С. 99-113
Булатников И.Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 2012в. №4 (24). С. 23-35.
Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012г. №3 (23). С. 60-72.
Булатников И.Е. Этические основания социально-педагогической концепции В.А. Сухомлинского в диалоге эпох и общественных отношений // Психолого -педагогический поиск. 2013а. №3 (27). С. 86-100.
Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К.Д. Ушинского // Известия РАО.2014. №3. С. 14-35.
Булатников И.Е. Этические основы философско-педагогической концепции // Известия Воронежского гос. педагогического университета. 2014а. № 3 (264). С. 28-33.
БулатниковИ.Е., Исаев И.Ф. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого -педагогический поиск. 2012д. №2 4 (24). С. 23-35.
Булатников И.Е., Репринцев А.В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого -педагогический поиск. 2012е. № 22. С. 19-34.
Гукаленко О.В., Пустовойтов В.Н. Безопасность детей и молодежи в поликультурном образовательном пространстве России: проблемы и перспективы//Вестник Бурятского государственного университета. 2017. №7. С. 25-33.
Гуренко О.И. Социально-педагогические технологии поликультурного просвещения населения // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы гетерогенных групп и инклюзивного образования. Рязань: РГУ, 2014. С. 45-52.
Ильинская И.П. Воспитание младших школьников в поликультурной среде // Начальная школа. 2011. № 5. С. 14.
Ильинская И.П. Дети как субъект эстетического восприятия и оценки традиционной поликультурной среды Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2019. №2 4 (43). С. 209-218.
Ильинская И.П. Поликультурное воспитание младших школьников средствами народной художественной культуры в эпоху цифровизации образования // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. ст. Чебоксары, 2020. С. 91-97.
Ильинская И.П. Программа «Эстетические традиции разных народов» // Начальная школа. 2016. № 4. С. 84-91.
Ильинская И.П. Психологические основы интеграции младших школьников в поликультурную образовательную среду // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сб. ст. 2019а. С. 143-149.
Ильинская И.П. Психологические основы формирования поликультурной компетентности педагога: возможности средового подхода // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сб. ст. Ереван, 2020а. С. 292-301.
Ильинская И.П. Социализирующие потенциалы поликультурной среды и их реализация в условиях непрерывного образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: в 2 кн. Кн. 2 / под общ. ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 26-31.
Ильинская И.П. Формирование патриотизма и гражданственности школьников в условиях нарастания «кризиса идентичности» и становления поликультурной среды // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4-2. С. 75-90.
Ильинская И.П. Эстетическое развитие ребенка в поликультурной среде. Курск: Мечта, 2018. 264 с.
Ильинская И.П., Кашкаров С.П. Региональный опыт взаимодействия семьи и школы в эстетическом и поликультурном воспитании младших школьников // Профессионально-педагогическая культура: стратегия развития воспитания. Белгород, 2016. С. 144-147.
Ильинская И.П., Панфилова В.В. К вопросу о поликультурном образовании в начальной школе // Начальная школа. 2020б. № 6. С. 57-58.
Ильинская И.П., Родиневич А.В. Поликультурное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности средствами народного искусства // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве: сб. ст. Белгород, 2018. С. 77-80.
Костикова Л.П. Идеи поликультурности в рамках Российского образовательного пространства // Вестник Рязанского гос. ун-та имени С.А. Есенина. 2008. № 4. С. 22-38.
Литвинович В.Г. Культура мира - основа социального воспитания молодёжи в условиях возрождения традиционных ценностей русского мира // Берегиня. 777. Сова. 2016. №3 (30). С. 95-101.
Литвинович В.Г. Поликультурное образование как условие воспитания детей и учащейся молодежи в духе идей культуры мира // Вестник Костромского гос. ун-та. 2008. № 4. С. 222-227.
Михайлова Н.В. Особенности организации работы с детьми-мигрантами (беженцами) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.academy.edu.by/files/Osipovichi%204.pdf- (дата обращения: 26.05.2019).
Пашков А.Г. Этнокультурное воспитание детей и молодежи в условиях глобализации современного мира // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сб. материалов. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2017. С. 450-454.
Пашков С.В. Проблемы развития духовно-нравственной культуры молодежи в условиях социальной неопределенности: миссия православного воспитания юношества // Труды Белгородской духовной семинарии. 2016. № 4. С. 90-100.
Пашков С.В. Социально-педагогические проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в контексте взаимодействия школы и православной церкви // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. Т. 13. № S. С. 123-129.
Пашков С.В. Формирование духовно-нравственного облика современной молодежи в контексте приобщения юношества к основам православной культуры // Психолого-педагогический поиск. 2010. № 13. С. 74-80.
Репринцев А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. 2013. №1(25). С. 26-39.
Репринцев А.В. Гуманизация отношений семьи и школы в обеспечении социализации ребенка: традиции этноса и реалии глобализации // Гуманизация образовательного пространства: сб. М., 2018. С. 124-132.
Репринцев А.В. Духовно-нравственная культура общества как фактор формирования антикоррупционного стандарта поведения личности: что может воспитание? // Психолого-педагогический поиск. 2009. №3 (11). С. 71-80.
Репринцев А.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. №1. С. 88-96.
Репринцев А.В. Методологические проблемы современного социального воспитания молодежи или есть ли сегодня социальный заказ на воспитание коллективистов? // Вестник Костромского гос. университета. 2011. №4. С. 131-137.
Репринцев А.В. Общинно-коллективистский этос традиционного Русского мира как альтернатива неолиберальной идеологии социального воспитания // Психология и педагогика социального воспитания: сб. ст. / под ред. А.Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой. Кострома, 2020. С. 33-40.
Репринцев А.В. Патриотизм и гражданственность как базовые ценности самосознания русского этноса // Психолого-педагогический поиск. 2009а. №2 (10). С. 6-17.
Репринцев А.В. Патриотизм и гражданственность как основа взаимодействия личности и социальной среды: диалектика вечного и временного // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4-2. С. 195-211.
Репринцев А.В. Проблемы приобщения юношества к истории и культуре Отчего края в контексте традиций и опыта русской педагогики // Известия РАО. 2014. № 3 (31). С. 75-93.
Репринцев А.В. Психологические основы этнической социализации подростков в процессе взаимодействия семьи и школы // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве / ред. И.П. Ильинская. Белгород, 2018а. С. 7-10.
Репринцев А.В. Развитие капитализма в российском образовании: взгляд из провинциального вуза // Психолого-педагогический поиск. 2011а. №2 (18). С. 24-42.
Репринцев А.В. Развитие теории социально-нравственного воспитания молодёжи в исследованиях И.Е. Булатникова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018б. № 2 (46). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/2544/ (дата обращения: 22.09.2021).
Репринцев А.В. Риски и противоречия социализации студенческой молодежи в условиях «модернизации» системы профессионального образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 85-90.
Репринцев А.В. Риски и противоречия этнической социализации детей и молодежи в контексте глобализации культуры // Этнопедагогика в контексте современной культуры: сб. науч. тр. / отв. ред. Л.Б. Абдуллина. Уфа: БГУ, 2018в. С.169-176.
Репринцев А.В. Рыночный тип личности как «социальный заказ» современному социальному воспитанию: традиции этноса и дебри «модернизации» // Ярославский педагогический вестник. Т. II. 2012. №5. С. 18-23.
Репринцев А.В. Социализация и воспитание современной молодежи сквозь призму «модернизации» и обеспечения безопасности страны // Известия РАО. 2012а. №2 (22). С. 18-25.
Репринцев А.В. Социализация и воспитание современной молодежи сквозь призму идеологии «модернизации» духовной сферы общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века. Кострома: КГУ, 2016а. С.196-208.
Репринцев А.В. Социализация и инкультурация детей в совместной деятельности семьи и школы: от традиций этноса к реалиям глобализации // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сб. ст. Ереван, 2019. С. 324-330.
Репринцев А.В. Социализация юношества в современном социокультурном пространстве: остается ли в воспитании место для гуманизма? // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов, 2016б. С. 59-74.
Репринцев А.В. Труд как социокультурный и педагогический феномен в традиционном Русском мире: механизмы и факторы формирования этнокультурной идентичности личности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019а. № 1 (49). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3005/ (дата обращения: 22.09.2021).
Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сб. ст. Ереван, 2020а. С. 628-648.
Репринцев А.В. Эстетическое отношение личности к действительности: сущность, структура. Формирование. Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2000. 182 с.
Репринцев А.В. Этническая социализация подростков и молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и противоречия // Этнокультурное образование в современном мире. / Науч. ред. Е.А. Александрова. 2017а. С. 596-612.
Репринцев А.В. Этническая социализация подростков и молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и противоречия // Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 20176. С. 596-612.
Репринцев А.В., Сухорукое И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2017в. Т. 33. №7 (256). С.142-149.
Ризванова А.Я., Никитина А.А. Ребенок в поликультурной среде [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1233270437/Rebenok.v.polikulturnoi. srede_
Rizvanova AYa Nikitina .AA Egorova AA.pdf (дата обращения: 27.05.2021).
Рожков М.И. Практика социального воспитания: основные тенденции развития // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 13-18.
Рожков М.И. Свобода и воспитание // Ярославский педагогический вестник. 2016. №4. С. 8-12.
Социальная педагогика / под общ. ред. проф. А.В. Иванова. М., 2010. 424 с.
СупруноваЛ. Л., СвиридченкоЮ. С. Поликультурное образование. М., 2013. 240 с.
СухоруковИ.С. Изучение особенностей этнокультурной идентичности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 110-116.
Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2020. С. 292-299.
Сухоруков И.С. Клубный коллектив как социально-психологическая среда формирования этнокультурной идентичности подростка // Берегиня.777.Сова. 2021. №3(50). С. 216-230.
Сухоруков И.С. Миссия институтов социального воспитания в формировании этнокультурной идентичности подростков и юношества // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016а. С. 857-877.
Сухоруков И.С. Мотивационно-оценочные характеристики дифференциации «своих» и «чужих» в полиэтничной подростковой среде // Вестник Костромского государственного университета. 2020а. Т. 26. № 4. С. 14-24.
Сухоруков И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования / под ред Р.С. Сафина, И.Э. Вильданова. Казань: Школа, 2021а. С. 136-140.
Сухоруков И.С. Проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества в зеркале педагогической социологии: опыт эмпирического исследования // Вестник Костромского гос. ун-та. 2016б. Т. 22. № 4. С. 258-263.
Сухоруков И.С. Развитие этнокультурной идентичности подростков и юношества как условие возрождения духовно-нравственных основ российского общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века. Кострома, 2016в. С. 230-240.
Сухорукое И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017. С. 710-733.
Сухорукое И.С. Традиционное народное искусство в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 20216. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4070/(дата обращения: 12.10.2021).
Сухорукое И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социаль-ное и профессиональное становление личности в эпоху больших вьвовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. / ред. И.Ю. Тарханова. Ярославль: ЯГПУ, 2021в. С. 247-252.
Сухорукое И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016г. № 2 (29). С. 92-101.
Сухорукое И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология. 2016д. Т. 2. №4. С. 53-62.
Сухорукое И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. Чебоксары, 2020б. С. 196-204.
Сухорукое И.С. Этнокультурная идентичность и дифференциация «своих» и «чужих» в подростковой среде: особенности этнической социализации подростков в условиях глобализации культуры // Берегиня. 777. Сова. 2021г. №4 (51). С. 191-208.
Шептенко П.А. Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. М., 2007. 207 с.