Научная статья на тему 'ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ: ОТ ЗНАНИЯ ЯЗЫКА – К ОСВОЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ДРУГИХ НАРОДОВ'

ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ: ОТ ЗНАНИЯ ЯЗЫКА – К ОСВОЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ДРУГИХ НАРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Этнопсихология / кросс-культурная психология / социальная педагогика / социализация / культурные ценности / этническая социализация / этнокультурная идентичность / диалог культур / поликультурное образование / билингвальность. / Ethnopsychology / cross-cultural psychology / social pedagogy / socialization / cultural values and standards / ethnic socialization / ethnocultural identity / dialogue of cultures / multicultural education / bilingualism.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малыхин А. Е.

В статье дается анализ феномена «диалога культур» в многокультурной среде, а также рассматриваются механизмы и условия успешной культурной интеграции личности в процессе ее социального воспитания. Автор приводит некоторые теоретические подходы и идеи, сложившиеся в опыте современной педагогики и психологии Германии, показывает противоречивость складывающейся в Европе ситуации с «диалогом культур», сложности культурной ассимиляции, интеграции мигрантов в европейскую культуру и стремление сохранить свою этнокультурную идентичность без погружения в культуру немецкого этноса. Отмеченысложности и противоречия процесса взаимодействия культур, их диалога, а также необходимость подготовки молодых людей к межкультурному и межнациональному взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGUE OF CULTURES AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF A MULTICULTURAL PERSONALITY: FROM KNOWING THE LANGUAGE TO MASTERING THE CULTURE OF OTHER NATIONS

The author of the article analyzes the phenomenon of “dialogue of cultures” in a modern multicultural environment, the mechanisms and conditions of productive inculturation of a person in the process of social education. The author gives some theoretical approaches and ideas that have been developed in the experience of modern pedagogy and psychology in Germany, shows the inconsistency of the situation in Europe with the “dialogue of cultures”, the complexity of cultural assimilation, the integration of migrants into European culture and the desire to preserve their ethnocultural identity without immersion in the culture of the German ethos. The author talks about the difficulties and contradictions of the process of interaction of cultures, their dialogue, notes the need to prepare young people for intercultural and interethnic interaction.

Текст научной работы на тему «ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ: ОТ ЗНАНИЯ ЯЗЫКА – К ОСВОЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ДРУГИХ НАРОДОВ»

УДК 37.035.8+37.013.42

ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ: ОТ ЗНАНИЯ ЯЗЫКА - К ОСВОЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ДРУГИХ НАРОДОВ

© 2021 А. Е. Малыхин

канд. пед. наук, доцент, кафедра романо-германской филологии e-mail: amalychm@Jist. ru

Курский государственный университет

В статье дается анализ феномена «диалога культур» в многокультурной среде, а также рассматриваются механизмы и условия успешной культурной интеграции личности в процессе ее социального воспитания. Автор приводит некоторые теоретические подходы и идеи, сложившиеся в опыте современной педагогики и психологии Германии, показывает противоречивость складывающейся в Европе ситуации с «диалогом культур», сложности культурной ассимиляции, интеграции мигрантов в европейскую культуру и стремление сохранить свою этнокультурную идентичность без погружения в культуру немецкого этноса. Отмечены сложности и противоречия процесса взаимодействия культур, их диалога, а также необходимость подготовки молодых людей к межкультурному и межнациональному взаимодействию.

Ключевые слова: этнопсихология, кросс-культурная психология, социальная педагогика, социализация, культурные ценности, этническая социализация, этнокультурная идентичность, диалог культур, поликультурное образование, билингвальность.

DIALOGUE OF CULTURES AS A CONDITION FOR THE FORMATION

OF A MULTICULTURAL PERSONALITY: FROM KNOWING THE LANGUAGE TO MASTERING THE CULTURE OF OTHER NATIONS

© 2021 A. E. Malikhin

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Romano-Germanic Philology e-mail: [email protected]

Kursk State University

The author of the article analyzes the phenomenon of "dialogue of cultures" in a modern multicultural environment, the mechanisms and conditions of productive inculturation of a person in the process of social education. The author gives some theoretical approaches and ideas that have been developed in the experience of modern pedagogy and psychology in Germany, shows the inconsistency of the situation in Europe with the "dialogue ofcultures", the complexity of cultural assimilation, the integration of migrants into European culture and the desire to preserve their ethnocultural identity without immersion in the culture of the German ethos. The author talks about the difficulties and contradictions of the process of interaction of cultures, their dialogue, notes the need to prepare young people for intercultural and interethnic interaction.

Keywords: ethnopsychology, cross-cultural psychology, social pedagogy, socialization, cultural values and standards, ethnic socialization, ethnocultural identity, dialogue of cultures, multicultural education, bilingualism.

Развитие современного мира сегодня невозможно представить без многостороннего взаимодействия между странами и народами, без содержательных и взаимовыгодных контактов между людьми. Глобализация интенсифицирует межкультурное и межэтническое взаимодействие, универсализируя локальные этнические культуры, стирая различия между ними. Человеческую историю невозможно представить себе без диалога культур. Это обусловлено невозможностью ее обособления и обогащением за счет других культур. Очень точно такое свойство культуры подметил Д.С. Лихачев: «общаясь, люди создают друг друга». В диалоге культур кроется потребность во взаимодействии, взаимопомощи и во взаимообогащении. Кроме того, он является одним из условий формирования поликультурной личности. Через развитие этого диалога формируется личность, которая способна жить в поликультурном мире. В условиях поликультурного мира важнейшим и ключевым условием мирного сосуществования представителей различных национальностей является диалог культур. Поликультурное воспитание личности активно обсуждается учеными с точки зрения общечеловеческой морали и ценностей, диалога культур [Булатников 2011; 2012; 2012а; 2012б; 2014; Калачева 2003; Литвинович 2010; 2012; 2014; 2016; Репринцев 2003; 2012; 2016; 2017; 2017а; 2018; 2018а; 2018б; 2018в; Сухоруков 2016; 2016а; 2016б; 2017; 2020; 2020а; 2020б; 2021; 2021а; 2021б; 2021в]. Такое воспитание становится непременным условием формирования представителя мультикультурного общепланетарного сообщества. В этой связи необходимо отметить, что само формирование человека культуры происходит только благодаря диалогу культур - родной и иностранной. Само вхождение в мир культуры иностранной способствует развитию личности человека как субъекта родной культуры. Здесь уместно вспомнить слова великого Гете, заметившего, что «человек столько раз человек, сколько языков он знает». Понимание другого народа - это не только понимание его языка, это уважение и понимание его культуры.

Особую важность задача формирования поликультурной личности приобретает для изучающих иностранные языки и культуры, потому что здесь как никогда рельефно выступают различия в образе жизни и менталитете разных народов, которые могут служить в определенной степени барьером в достижении диалога. Преодоление такого барьера происходит благодаря обращению к общечеловеческим ценностям. Именно общечеловеческие ценности мы можем рассматривать как элемент, объединяющий народы, выступающий в качестве основы диалога культур. Диалог культур по сути своей -взаимопонимание. Достичь его возможно лишь через призму некоего единения и отождествления с другими культурами и общечеловеческими ценностями, отраженными в Декларации ООН о культуре мира. Поэтому поликультурное воспитание личности заключается в овладении культурно-образовательными ценностями и адаптации к иным культурным ценностям путем взаимодействия личности с представителями и явлениями других культур. Под таким углом зрения различия в поликультурном и интернациональном воспитании становятся наиболее рельефными. Если поликультурное воспитание нацелено на учет национальных и этнических особенностей, то интернациональное формирует личность вне культуры какого-либо этноса. Отсюда напрашивается вывод о том, что поликультурное воспитание в некоторой степени становится средством сохранения и развития этнических культур, а через ценности этих культур, интегрированных в практику воспитания и обучения, -эффективным инструментом решения актуальных проблем человечества.

В мире уже накоплен определенный опыт взаимодействия культур в едином образовательном пространстве. Но, несмотря на этот опыт, проблема поликультурного воспитания остается острой и в тех странах, где многие национальности живут вместе

и где возможно столкновение различных культур на различной почве. Это столкновение может происходить уже начиная со школы. В школах даже больше, чем где-либо еще, так как в школах этнические группы вынуждены находиться вместе, в то время как в других областях сообщества этнические группы часто могут жить бок о бок, но не сталкиваясь друг с другом

Школы часто являются «межкультурной лабораторией» общества. Но не все учителя признают это. Если в школе много иностранных (в основном не «иностранных», а «родных») детей, само собой разумеется, что такая ситуация принимается во внимание, но если в классе только один ребенок другой национальности, то проблема может носить скрытый характер. И когда рядом со школой не живут люди определенных этнических групп, часто трудно осознать, что мир стал глобальной деревней. Даже когда дети в таких ставших многонациональными странах, как Франция, Нидерланды или Германия, растут в относительно изолированной общине, где нет китайских ресторанов, итальянских закусочных или гастарбайтеров из Северной Африки, по телевизору они получают информацию о различных культурах и религиях.

Сегодня дети ежедневно смотрят по телевидению метеорологические карты по всей Европе, картины всей земли. Они видят, например, столкновения протестантов и католиков в Северной Ирландии, мусульман и православных на Балканах, а также индусов и сикхов в Индии. Они видят в жизни потоки беженцев с Ближнего Востока, отношение к которым в странах Западной Европы неоднозначно [Декларация...]. Дети, однажды покидая монокультурный дом или общину, должны быть готовы к многокультурным (и еще лучше межкультурным) встречам и взаимодействию [Rhoers 1992; 2000; Wintersteiner 1999; Walter 1998]. Таким образом, поликультурное образование и воспитание становится обязанностью для каждой школы, поскольку обеспечивает подготовку будущих поколений к жизни в поликультурном, полиэтничном мире [Библер 1989; Самерханова 2006; Тагиров 2002]. Понятно, что во многом формирование поведенческих установок в сознании подростков и молодежи связано с доминирующими социальными стереотипами, политическими идеологемами, транслируемыми информационной средой, принимаемыми политическими решениями на уровне государств. Способность к самостоятельности, критическому восприятию мифов и фейков, к определенной степени независимости в понимании процессов межэтнического взаимодействия, культурной ассимиляции, интеграции представителей разных культур (по сути - детей мигрантов) в культуру титульной нации приобретает ныне особое значение в условиях глобализации в таких областях, как экономика и культура. Эта ситуация значительно актуализирует необходимость реализации образования в духе мира - целостной социально-педагогической концепции, в которой базовыми идеями стали принципы строительства справедливого, равного для всех, гуманного и гармоничного мира. Разработчики этой концепции убеждены в том, что детей необходимо учить жить в мире и согласии, что единственным и самым разумным способом строительства такого справедливого мира может стать образование в духе мира [Friedrich Minssen 1970; Giesecke Hermann 1999; Gugel Günther 1999].

Проведенные в 90-е гг. ХХ в. масштабные исследования и значительный практический опыта педагогики мира доказывают возможность продуктивного влияния воспитательных и социализирующих влияний референтных субъектов социокультурной среды на базовые миролюбивые идеалы, ценностные ориентации и убеждения подростков [Aspelagh 1996; Hartmut et al. 1997; Lohmann, Weiße-Münster 1994]. Как показали эти исследования, реальная включенность подростков и молодежи в миролюбивую практику, в реальные дела по укреплению и сохранению мира обусловлена приобретенными ребенком в детстве и отрочестве идейно-смысловыми

представлениями, взглядами, мировоззренческими установками. Именно этими взглядами и установками определяются позиция взрослеющего человека, юного гражданина, его отношение к реалиям социальной действительности, взаимодействие с окружающими людьми, с представителями других этносов и культур. Основной акцент в педагогике мира обращен к предотвращению межнациональных, межрелигиозных конфликтов, предупреждению насилия, террора в отношении к другим народам и отдельным людям [Giesecke 1999].

Исследования Ганса Никласа и Эне Остерман из Франкфурта позволили определить основные идеи и цели педагогики мира, образования в духе мира. В частности, франкфуртские исследователи назвали пять таких задач.

Первая. Критический анализ природы насилия в социальной среде и межэтнических отношениях. Формой насилия может быть война, власть; насилие может быть расовым, гендерным, социальным, экономическим. Важно понимать и критически оценивать природу, источники насилия, упреждать их появление.

Вторая. Анализ общественной миссии армии, ее предназначения и роли в общественной жизни и межэтнических отношениях. Армия не может и не должна быть средством разрешения межэтнических конфликтов, противоречий в обществе и на межгосударственном уроне. Оружие не может быть главным аргументом в разрешении экономических, политических, религиозных или межэтнических противоречий и проблем.

Третья. Интеграционные процессы в Европе, миграционные потоки, перемещение производства крупных экономических компаний в развивающиеся страны предполагают усиление внимания к проблемам межэтнического взаимодействия, толерантного отношения к представителям «других» рас, религий и культур, формирования в детях и молодежи межкультурной компетентности. Такая задача сопряжена с необходимостью предупреждения нарастания проявлений национализма, экстремизма, расовой и религиозной нетерпимости.

Четвертая. Ориентация образования в духе мира на преодоление страха, тревожности, агрессивности в развитии межэтнических отношений. Здесь особенно важно формирование базовой позитивной установки по отношению к «другим» -нельзя воспринимать «другого» как потенциальную угрозу, как возможную агрессию, необходимо развивать в подрастающем поколении гуманистический взгляд на представителей «других» этносов и культур, учить контролировать собственные страхи, тревожность, потенциальную агрессию.

Пятая. Развитие коммуникативной культуры детей и молодежи, опыта межкультурного и межэтнического взаимодействия. Развитие и использование коммуникативных стратегий разрешения конфликтов как альтернативы насилию означает построение системы отношений, свободных от применения силы [Nicklas 1993].

Очевидно, перечисленные задачи можно дополнить еще несколькими.

Сегодня к людям приходит осознание того, что современный мир очень хрупок, в нем все взаимозависимо и тесно сопряжено. Необходимо, чтобы евроцентристская позиция в вопросах экологической, экономической и политической безопасности была преодолена, чтобы произошло развитие глобальных основ мышления и поведения человека в проблемных сферах жизнедеятельности народов. Насилие в СМИ, репортажи о кризисах и военных конфликтах, ориентирование в информационном потоке - это темы, которые становятся очень актуальными в период перехода от индустриального общества к постиндустриальному, в век информационных и коммуникативных технологий. Основной целью и ядром образования в духе мира можно считать способность конструктивного разрешения конфликтов [Calließ 1987].

Сложный и противоречивый современный мир открывается входящему в жизнь молодому человеку множеством проблем и вопросов, решение которых не всегда получает подкрепление сложившимися нормами и правилами общественной морали. Да и сама общественная мораль сегодня выглядит весьма противоречиво, находится в явном кризисе [Булатников 2012: 78-79]. Эта противоречивость морали создает крайне сложную ситуацию в социальном воспитании детей и молодежи, обеспечении условий для их продуктивной социализации, освоения норм и ценностей традиционной культуры [Репринцев 2013: 26-27]. Действительно, становление поликультурного мира, глобализация культуры, миграция значительных этнических групп, смешение локальных культур дезориентируют молодого человека, делают окружающую социокультурную реальность расплывчатой, «универсальной», «общечеловеческой», лишая очень важного признака - «своей», «родной», «корневой культуры». Последствия такой дезориентации проявляются довольно быстро: «чужие» культуры молодой человек начинает принимать за «свою», а свою культуру перестает замечать, ценить, сохранять. Размышляя о патриотизме и гражданственности современного человека, А.В. Репринцев напомнил очень точное определение этому явлению - манкурт - человек, забывший о своих национальных исторических корнях [Репринцев 2016: 198]. Понятно, что такой социальный типаж назван условно, с опорой на известные литературные черты, сформулированные Чингизом Айтматовым. Но типаж этот сегодня очень распространен и во многом порожден процессами глобализации культуры [Репринцев 2012].

Социализация предполагает не только обретение личностью социально -типичного - того, что свойственно всем людям, но и понимание своей связи с национальной культурой, с той историей и географией места, в котором человек появился на свет и которому принадлежит до конца своих дней. Недаром русский народ часто напоминает детям: «Где родился - там и пригодился», «Своя земля и горсти мила». Сложный и болезненный процесс социализации личности, формируя уважительное отношение ко всем людям, ко всем расам, религиям и культурам, не может оставлять на откуп стихии формирование любви к своему Отечеству, к своей национальной истории и духовным корням [Репринцев 2015: 91]. С этих важных духовных образований в сознании личности начинается истинный патриотизм и гражданственность, уважение к моральному выбору предков: «Надо учиться заново быть русскими, любить и ценить свой народ, свою историю и культуру, уважать прошлое и моральный выбор отцов. Надо перестать заниматься переписыванием своей истории в угоду политической конъюнктуре. Надо ценить жизнь и понимать ее быстротечность. Надо уважать человеческую личность и ее право быть самой собой» [Булатников 2012а: 151]. Процессы изменения облика современного мира требуют приведения всей системы педагогического сопровождения этнической социализации детей и молодежи в соответствие с новыми социокультурными реалиями. Сегодня в число важных факторов социализации можно с полным основанием включать социальные сети, Интернет, откуда любой школьник получает массу важной для него информации, черпает сведения о своей стране, ее истории и культуре. Важно обеспечить возможность получения ребенком честной, объективной информации, которая позволит ему занять собственную позицию, обрести свой собственный взгляд на прошлое, настоящее и будущее, занять твердую гражданскую позицию. В этом плане особенно важно вести диалог, откровенный разговор с детьми, не бояться самых сложных вопросов и давать на них честные ответы.

На эффективность процесса формирования культуры мира, базовых социально-нравственных установок молодых людей, их миролюбивой позиции и включенность в практическую деятельность по сохранению и укреплению мира оказывают влияние глобальные общественные процессы, которые также определяют жизнь каждой страны в отдельности: нарастание остроты экологических проблем, неравенство в экономическом

развитии отдельных стран и целых континентов, мощные миграционные потоки, осложняющие жизнь коренного населения многих этнических групп, особенно в Европе. Эти процессы ярче всего проявляются в интернализации «мировой экономики», создании «универсальной культуры» и т.д. Стержневой идеей процесса формирования культуры мира должно выступать управление инициативой и активностью самих молодых людей, обеспечение комплекса условий для постижения своей национальной истории и культур ы, знакомства с историей и культурой других народов. Необходимо усиливать «воспитывающий» потенциал не только традиционного образовательного процесса (особенно дисциплин гуманитарного цикла), но в еще большей степени важны эффективные каналы социально-нравственного развития детей и молодежи, с которыми в сознание юных граждан приходят идеи добрососедства и миролюбия, гуманизма и сотрудничества.

Библиографический список

Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения). // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42.

Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского гос.ун-та. 2012. № 1. С. 146-152.

Булатников И.Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 2012а. №4 (24). С. 23-35.

Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. 2011. № 1 (17). С. 79-90.

Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012б. №3 (23). С.60-72.

Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К.Д. Ушинского // Известия РАО. 2014. №3. С.14-35.

Декларация тысячелетия Организации Объединённых Наций // Установление культуры мира: универсальные ценности и гражданское общество. Тверь: МФО, 2001.

Калачёва И.И. Молодёжь и поликультурное образование в высшей школе Беларуси. Минск: Тесей, 2003. 160 с.

Литвинович В.Г. Культура мира - основа социального воспитания молодёжи в условиях возрождения традиционных ценностей русского мира // Берегиня. 777. Сова. 2016. №3 (30). С. 95-101.

Литвинович В.Г. Культура мира как базовая культура учащейся молодёжи // Известия ВГПУ. 2014. №2(263). С. 30-32.

Литвинович В.Г. Культура мира как фактор социального развития личности // Вестник Костромского государственного университета. 2012. Т. 18. № 1. С. 158-162.

Литвинович В.Г. Организационно-педагогические условия воспитания студентов университета в духе культуры мира: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома: КГУ, 2010. 22 с.

РепринцевА.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. №1. С. 88-96.

Репринцев А.В. Образовательная среда вуза в системе факторов формирования этнокультурной идентичности юношества // Высшее и среднее профессиональное

образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития / под общ. ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. 2018. С. 42-48.

Репринцев А.В. Патриотизм и гражданственность как основа взаимодействия личности и социальной среды: диалектика вечного и временного // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4-2. С. 195-211.

Репринцев А.В. Психологические основы этнической социализации подростков в процессе взаимодействия семьи и школы // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве / ред. И.П. Ильинская. Белгород, 2018а. С. 7-10.

Репринцев А.В. Развитие теории социально-нравственного воспитания молодёжи в исследованиях И.Е. Булатникова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018б. № 2 (46). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/2544/ (дата обращения: 20.09.2021)

Репринцев А.В. Региональная культура как фактор профессионального воспитания // Alma mater (Вестник высшей школы). 2003. № 5. С. 46-50.

Репринцев А.В. Риски и противоречия социализации студенческой молодежи в условиях «модернизации» системы профессионального образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 85-90.

Репринцев А.В. Риски и противоречия этнической социализации детей и молодежи в контексте глобализации культуры // Этнопедагогика в контексте современной культуры: сб. науч. тр. / отв. ред. Л.Б. Абдуллина. Уфа: БГУ, 2018в. С.169-176.

Репринцев А.В. Рыночный тип личности как «социальный заказ» современному социальному воспитанию: традиции этноса и дебри «модернизации» // Ярославский педагогический вестник. Т. II. 2012. №5. С. 18-23.

Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости БелГУ. 2017а. Т.33. №7 (256). С. 142-149.

Самерханова Э.К. Образовательное пространство как педагогическая реальность // Мир образования - образование в мире. 2006. №3. С. 37-45.

Сухоруков И.С. Изучение особенностей этнокультурной идентичности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 110-116.

Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020. С. 292-299.

Сухоруков И.С. Клубный коллектив как социально-психологическая среда формирования этнокультурной идентичности подростка // Берегиня. 777. Сова. 2021. №3 (50). С. 216-230.

Сухоруков И.С. Мотивационно-оценочные характеристики дифференциации «своих» и «чужих» в полиэтничной подростковой среде // Вестник Костромского государственного университета. 2020а. Т. 26. № 4. С. 14-24.

Сухоруков И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования / под ред Р.С. Сафина; И.Э. Вильданова. Казань: Школа, 2021а. С. 136-140.

Сухоруков И.С. Проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества в зеркале педагогической социологии: опыт эмпирического исследования // Вестник Костромского гос. ун-та. 2016а. Т. 22. № 4. С. 258-263.

Сухорукое И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017. С. 710-733.

Сухорукое И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова. 2016б. №2 (29). С. 92-101.

Сухорукое И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. / под ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: ЯГПУ, 2021б. С. 247-252.

Сухорукое И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. Чебоксары: ЧГПУ, 2020б. С. 196-204.

Сухорукое И.С. Этнокультурная идентичность и дифференциация «своих» и «чужих» в подростковой среде: особенности этнической социализации подростков в условиях глобализации культуры // Берегиня. 777. Сова. 2021в. №4 (51).

Тагирое Э.Р. Культура мира - идеология развития человечества. Казань: Центр оперативной печати, 2002. 120 с.

Aspelagh R. Education for a Peace Culture. In: Burns, R.J., R. Aspelagh (eds.) Three Decades of Peace Education Around the World. An Anthology. New York-London: Garland ,1996, Р 321-339.

CalließLob Praxis der Umwelt- und Friedenserziehung. 3 Bde. Düsseldorf: 1987. Friedrich Minssen Umgang mit Konflikt - Kern der Friedenserziehung // Bundeszentrale für politische Bildung: Probleme der Friedenserziehung. Bonn: 1970. S. 54-70.

GieseckeHermann Nicht das Leben, nur die Bildung bildet// Psychologie heute. 1999. №9. S. 54-59

Gugel Günther, Uli Jäger Global Handeln für Frieden und Entwickldung. Voraussetzungen, Ansätze, Beispiele // Tübingen: 1999.

Hartmut Baiser, Harmut Schrewe, Nicole Schaaf Schulprogramm Gewaltprävention. Ergebnisse aktueller Modellversuche. Neuwied, 1997.

Bildung für nachhaltige Entwicklung // World University Service Globales Lernen. Wiesbaden, 1998.

Lohmann Ingrid und Weiße-Münster W. Dialog zwischen den Kulturen: erziehungshistorische und religionspädagogische Gesichtspunkte interkultureller Bildung. Waxmann Verlag GmbH. Münster/Waxmann Publishing Co. New York, 1994.

Nicklas Hans, Ostermann Änne Friedesnfähigkeit. Aspekte der bisherigen friedesnpädagogischen Diskussioin und Perspektiven für die Zukunft // Gewalt im Alltag und in der Weltpolitik/ Johan Galtung. Münster, 1993

Rhoers H. Die Einheit Europas und die Sicherung des Weltfriedens. Frankfurt: P. Lang,

1992.

Rhoers H. Studien zur Pädagogik der Gegenwart. Weinheim: Deutscher Studienverlag, 2000. The Hague Agenda for Peace and Justice for the 21st Century. The Hague Appeal for Peace, c/o IWTC, 777 UN Plaza, New York, NY, 10017, 1999.

Wintersteiner Werner Pädagogik des Anderen. Bausteine für eine Friedenspädagogik in der Postmoderne. Münster: Agenda-Verlag, 1999.;

Walter Alfred Friede als Streit der Freiheit mit sich selbst. Frankfurt/M.: Peter Lang Verlag, 1998. S. 261.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.