Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИЭТНИЧНОГО СОЦИУМА. ОБ ИСТОКАХ ПАТРИОТИЗМА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИЭТНИЧНОГО СОЦИУМА. ОБ ИСТОКАХ ПАТРИОТИЗМА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальная педагогика / социальное воспитание / патриотизм / гражданственность / толерантность / поликультурная среда / подростково-молодежные сообщества. / Social pedagogy / social education / patriotism / citizenship / tolerance / multicultural environment / adolescent and youth communities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко А. А.

Автор статьи обращается к анализу социально-педагогической ситуации в поликультурном социуме, с тревогой констатирует сложности и противоречия формирования патриотических и гражданских качеств современных подростков и молодежи, размышляет о необходимости разработки и реализации государственной стратегии в области социального воспитания подрастающего поколения. В статье акцентируется внимание на сложностях и противоречиях организации социального воспитания в поликультурной среде, в полиэтничном Краснодарском крае. В качестве социально-психологической основы воспитания патриотизма и гражданственности в среде подростков и юношества автор видит социальные общности, подростково-молодежные объединения, основанные на дружбе, проявлении уважения к представителям разных рас, религий и культурных традиций. По мнению автора, этот принцип работал и будет работать, ибо он основан на прочных многовековых традиционных ценностях русской цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF POLYETHNIC SOCIETY. ON THE SOURCES OF PATRIOTISM IN THE POLYCULTURAL ENVIRONMENT

The author of the article turns to the analysis of the socio-pedagogical situation in a multicultural society, notes with concern the difficulties and contradictions in the formation of patriotic and civic qualities of modern adolescents and youth, reflects on the need to develop and implement a state strategy in the field of social education of the younger generation. The author focuses on the complexities and contradictions of the organization of social education in a multicultural environment, in the multiethnic Krasnodar Territory. The author sees social communities, adolescent and youth associations based on friendship, a manifestation of respect for representatives of different races, religions and cultural traditions as a socio-psychological basis for the education of patriotism and citizenship among adolescents and youth. According to the author, this principle has worked and will continue to work, because it is based on the strong centuries-old traditional values of Russian civilization.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИЭТНИЧНОГО СОЦИУМА. ОБ ИСТОКАХ ПАТРИОТИЗМА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»

УДК 37.013

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИЭТНИЧНОГО СОЦИУМА.

ОБ ИСТОКАХ ПАТРИОТИЗМА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ 1

© 2021 А. А. Остапенко

докт. пед. наук, профессор e-mail: ost101@mail.ru

Кубанский государственный университет

Автор статьи обращается к анализу социально-педагогической ситуации в поликультурном социуме, с тревогой констатирует сложности и противоречия формирования патриотических и гражданских качеств современных подростков и молодежи, размышляет о необходимости разработки и реализации государственной стратегии в области социального воспитания подрастающего поколения. В статье акцентируется внимание на сложностях и противоречиях организации социального воспитания в поликультурной среде, в полиэтничном Краснодарском крае. В качестве социально-психологической основы воспитания патриотизма и гражданственности в среде подростков и юношества автор видит социальные общности, подростково-молодежные объединения, основанные на дружбе, проявлении уважения к представителям разных рас, религий и культурных традиций. По мнению автора, этот принцип работал и будет работать, ибо он основан на прочных многовековых традиционных ценностях русской цивилизации.

Ключевые слова: социальная педагогика, социальное воспитание, патриотизм, гражданственность, толерантность, поликультурная среда, подростково-молодежные сообщества.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF POLYETHNIC SOCIETY.

ON THE SOURCES OF PATRIOTISM IN THE POLYCULTURAL ENVIRONMENT

© 2021 A. A. Ostapenko

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor e-mail: ost101@mail.ru

Kuban State University

The author of the article turns to the analysis of the socio-pedagogical situation in a multicultural society, notes with concern the difficulties and contradictions in the formation of patriotic and civic qualities of modern adolescents and youth, reflects on the need to develop and implement a state strategy in the field of social education of the younger generation. The author focuses on the complexities and contradictions of the organization of social education in a multicultural environment, in the multiethnic Krasnodar Territory. The author sees social communities, adolescent and youth associations based on friendship, a manifestation of respect for representatives of different races, religions and cultural traditions as a socio-psychological basis for the education of patriotism and citizenship among adolescents and youth. According to the author, this principle has worked and will continue to work, because it is based on the strong centuries-old traditional values of Russian civilization.

1 Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проект РФФИ № 19-011-00440 «Глубинные причины подростковой (нео)криминализации в современной России».

Keywords: social pedagogy, social education, patriotism, citizenship, tolerance, multicultural environment, adolescent and youth communities.

Формула здорового национального воспитания в современной России

Полиэтничный и поликонфессиональный регион в устах сегодняшних «стратегов» воспитания - это источник повышенного числа межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Попробуем посмотреть на это иначе. Может ли полиэтничность и поликонфессиональность обладать в большей степени воспитательным, нежели конфликтным потенциалом? Безусловно, но для этого в головах этих «стратегов» должна быть иная воспитательная стратегия. Какая же?

В преддверии саммита G20 27 июня 2019 г. президент Российской Федерации В.В. Путин в интервью газете «The Financial Times» устроил «похороны» либерализма: «Так называемая либеральная идея, она, по-моему, себя просто изжила окончательно. <...> Эта либеральная идея предполагает, что вообще ничего не надо делать. Убивай, грабь, насилуй - тебе ничего, потому что ты мигрант, надо защищать твои права. Какие права? Нарушил - получи наказание за это. <...> Поэтому сама эта идея себя изжила, и она вступила в противоречие с интересами подавляющего большинства населения. <...> Традиционные ценности стабильнее, важнее для миллионов людей, чем эта либеральная идея, которая, на мой взгляд, прекращает своё существование, действительно» [Путин 2019]. Основываясь на либерализме, нам больше двух десятилетий внушали чуждые нам ценности толерантности и мультикультурализма. Региональные «стратеги» воспитания по сей день носятся с ними, как курица с яйцом. Хотя об их крахе на Западе почти десять лет назад заявляли и канцлер Германии, и премьер Британии. Но вспомним, что с момента спонтанной дискуссии тогдашнего президента РФ Д.А. Медведева и премьера В.В. Путина о путях национального воспитания на заседании Госсовета России 27 декабря 2010 года прошло более десяти лет. Напомню, что они тогда высказали противоположные взаимоисключающие позиции, касающиеся направлений национального воспитания. Медведев ратовал за национальное воспитание на основе проамериканской межэтнической толерантности, а Путин напомнил об интернациональной дружбе на основе общесоветского патриотизма, заявив, что «есть только одно, что может заменить то, что неплохо работало раньше, - это общероссийский патриотизм» [Стенографический. 2010].

Патриотизм, на основе которого взращиваются два «дивно близких нам» чувства уважения к людям другой веры и межнациональной (когда-то говорили «интернациональной») дружбы, - вот нормальная формула современного национального воспитания [Белозерцев 2013]. Зачем нам толерантность, которая изначально (по определению) предполагает, что человек другой веры и национальности плох и зол? Зачем нам его терпеть? Его надо уважать! С ним надо дружить! Межконфессиональное уважение и межнациональная дружба, основанные на общероссийском патриотизме, — таков принцип здорового национального воспитания в современной России. Этот принцип работал и будет работать, ибо он основан на прочных многовековых традиционных ценностях русской цивилизации, объединивших в «цветущей сложности» (К.Н. Леонтьев) разные национальные культуры и разные традиционные ценности.

Так же как со-бытийная (термин В.И. Слободчикова) разновозрастная общность обладает б0льшим воспитательным потенциалом, чем основанная на конкуренции и соревновательности одновозрастная, так и со-дружеская многонациональная и многоконфессиональная общность обладает б0льшим

воспитательным потенциалом, чем основанная на толерантности мононациональная или моноконфессиональная. Причина здесь проста и, надеюсь, очевидна. Человек растёт через даяние, а не через потребление. Общество становится солидарным и соборным через взаимоуважение и со-дружество, а не через конкуренцию.

Необходима коррекция воспитательной парадигмы на утверждение Добра и Красоты

Некоторое время назад представители Краснодарского института развития образования попросили оказать им помощь в реализации поручения краевого министерства образования по спешной подготовке комплекса мероприятий с целью профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде. Надо признаться, эти явления сегодня тревожат не только чиновников, поскольку в молодежный экстремизм во всех его проявлениях - политических, религиозных, националистических, социально-протестных - набирает силу, вовлекая в свои ряды все новых и новых адептов. Надо признаться и в том, что «профилактические усилия» явно не дают результатов, поскольку количество включенных в различные формы экстремистских сообществ подростков и юношества неуклонно растет. Газеты, интернет-издания, социальные сети пестрят сообщениями о потасовках футбольных фанатов, бесчинствах татуированных подростков с символикой криминальных сообществ на футболках, о погромах и разборках на глазах у многочисленных прохожих - подобных сюжетов много, они все вызывают вполне обоснованную тревогу не только представителей власти, но всего общества.

Встречи и дискуссии с практическими работниками образования, с руководителями школ, с педагогами-психологами, с классными руководителями неизбежно приводят к осознанию того, что все педагогическое сообщество встревожено резким подъемом экстремистских установок в подростково-молодежной среде, ощутимым увеличением количества юных террористов, участившимся случаями использования подростками оружия. На фоне роста данных о наркомании, сексуальной распущенности, алкоголизме, ранних беременностях, подростковых суицидах усиливающиеся тенденции неокриминализации, экстремизации подростков и юношества воспринимаются чрезвычайно тревожно [Булатников 2012; 2012а; 2012б; 2012в; 2013; 2014; Сухоруков 2020а; 2020б; 2021в; 2021г; 2021д; 2021е; Хагуров 2016; 2016а; 2019; 2021].

Понятно, что суть «профилактических мероприятий» в отношении этих опасных социальных болезней сводится традиционно к нескольким беседам, классным часам в игровой форме, встречам с представителями органов внутренних дел, с медицинскими работками и т.д. При этом старшие школьники иронично хихикают, слушая бессмысленные и бесполезные монологи школьных гостей. Понятно и то, что продуктивность таких «профилактических мероприятий» ничтожно мала. Корни социальных болезней лежат гораздо глубже, порождены сложными социальными противоречиями, разрешить которые «профилактические мероприятия» не могут [Ильинская 2016; Пашков 2017; Репринцев 2015; 2016; 2017; 2020; 2021; 2021а; Сухоруков 2016; 2016а; 2016б; 2016в; 2020; 2021; 2021а; 2021б; 2021ж]. Об этих противоречиях вполне обоснованно пишут сегодня многие исследователи, акцентируя внимание на состоянии общественной морали, на глубоких социально-экономических противоречиях, которые находятся за пределами школы, - они лежат в сфере социально-экономических отношений, порождены социальной стратификацией в обществе и, следовательно, не могут быть «вылечены» силами только одной школы.

В чем же мне видятся возможности профилактики экстремизма в подростково-молодежной среде? Что можно предложить для начала такой работы?

Во-первых, следует прекратить пропаганду толерантности, мультикультурализма, религиозной и этнической лояльности, поскольку подобные установки, на мой взгляд, противоречат положениям Стратегии национальной безопасности России. Нужно прекратить «пропагандировать» экстремизм, радикализм, поскольку упоминания об этих явлениях служат определенным средством «рекламы» этих антиобщественных явлений.

Во-вторых, все содержание современного социального воспитания необходимо строить на принципах строительства дружественного, уважительного отношения к представителям «других» рас, религий, культур. Основой для такого социального воспитания могут и должны выступать патриотизм, интернационализм, осознание своей гражданской и этнокультурной идентичности.

В-третьих, все имеющиеся силы, время и средства необходимо направить на культивирование добродетелей, на пропаганду традиционных ценностей. Нужно предлагать достойные примеры добротворчества, служения своему народу и Отечеству, уважения права каждого человека на принадлежность к культуре, религии, образу жизни, системе ценностей.

Упоминание о пороке уже служит своеобразной рекламой порока. Следовательно, необходимо говорить и показывать старшим школьникам достойные образцы добродетели, социального служения, высокой гражданственности. Сегодня воспитательная работа в школе «оснащена» таким количеством документов, перечисление которых уже вызывает внутренний протест и отторжение: достаточно посмотреть на сайте регионального министерства образования раздел «Воспитательная работа». Но среди предлагаемых рубрик нет даже упоминания о духовно-нравственном воспитании, трудовом воспитании, формировании межнациональных и межконфессиональных отношений в среде подростков - вероятно, эти направления социального воспитания не являются для чиновников приоритетными. Потому и результаты социального воспитания детей и молодежи именно таковы: растут неокриминализация, количество экстремистских сообществ и суицидальных поступков. Словно и не было твердых слов президента России о необходимости восстановления духовных скреп, о традиционных ценностях русского этноса. Словно и не было Стратегии национальной безопасности России. Словно и не было внятно произнесено: «К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины». Но вместо всего действительно важного и необходимого в среде подростков инициируются множественные кампании: антинаркотическая, антитеррористическая, антиэкстремистская, антисуицидальная, антиСПИД. Очень удобно и отчитываться перед начальством: «мы провели целый ряд акций!...» Только все эти акции ничего принципиально не меняют в среде старших школьников, не меняют их отношения к жизни, к реалиям социального бытия. Пора все-таки скорректировать воспитательную парадигму на утверждение Добра и Красоты. Пора вести пропаганду действительно важнейших ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ценностей.

Библиографический список

Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. 2-е изд. Курск: Мечта, 2013. 464 с.

Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.

Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова. 2012а. № 1. С. 146-152.

Булатников И.Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 20126. №4 (24). С. 23-35.

Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012в. №3 (23). С. 60-72.

Булатников И.Е. Этические основания социально-педагогической концепции

B.А. Сухомлинского в диалоге эпох и общественных отношений // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 3 (27). С. 86-100.

Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К. Д. Ушинского // Известия РАО. 2014. №3.

C. 14-35.

Ильинская И.П. Формирование патриотизма и гражданственности школьников в условиях нарастания «кризиса идентичности» и становления поликультурной среды // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4-2. С. 75-90.

Пашков С.В. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в системе современного российского образования. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2017. 152 с.

Путин В.В. Интервью газете The Financial Times // Сайт Президента России. 27 июня 2019 г/URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/interviews/60836 (дата обращения: 13.07.2021).

Репринцев А.В. Героизация национальной истории как основа формирования патриотизма и гражданственности молодежи в системе социального воспитания // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. Ярославль, 2021. С. 240-246.

Репринцев А.В. Искусство и человек в системе духовных ценностей постиндустриального мира: векторы эволюции смыслов и эталонов культуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос.ун-та. 2021а. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4068/ (дата обращения: 27.10.2021).

Репринцев А.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. №1. С. 88-96.

Репринцев А.В. Патриотизм и гражданственность как основа взаимодействия личности и социальной среды: диалектика вечного и временного // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4-2. С. 195-211.

Репринцев А.В. Проблемы этнической социализации подростков и юношества в контексте формирования отношения молодежи к национальной истории и ее героям // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. ст. Чебоксары, 2020. С. 150158.

Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т.33. №7(256). С. 142149.

Стенографический отчёт о совместном заседании Госсовета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике // Сайт

Президента России. 27 декабря 2010 г. URL:

http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/9913 (дата обращения: 12.10.2021).

Сухорукое И. С. Изучение особенностей этнокультурной идентичности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 110-116.

Сухорукое И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: сб. ст. Елец, 2020. С. 292-299.

Сухорукое И.С. Клубные сообщества в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 2 (119). С. 33-44.

Сухорукое И.С. Клубный коллектив как социально-психологическая среда формирования этнокультурной идентичности подростка // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2021а. №3 (50). С. 216-230.

Сухорукое И.С. Мотивационно-оценочные характеристики дифференциации «своих» и «чужих» в полиэтничной подростковой среде // Вестник Костромского государственного университета. 2020а. Т. 26. № 4. С. 14-24.

Сухорукое И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования: сб. ст. Казань, 2021б. С. 136140.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. Ярославль, 2021в. С. 247-252.

Сухорукое И.С. Проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества в зеркале педагогической социологии: опыт эмпирического исследования // Вестник Костромского гос. ун-та. 2016а. Т. 22. № 4. С. 258-263.

Сухорукое И.С. Традиционное народное искусство в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос.ун-та. 2021г. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4070/ (дата обращения: 30.10.2021).

Сухорукое И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. / под ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: ЯГПУ, 2021д. С. 247-252.

Сухорукое И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016б. № 2 (29). С. 92-101.

Сухорукое И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. ст. Чебоксары, 2020б. С. 196-204.

Сухорукое И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016в. Т. 2. №4. С. 53-62.

Сухоруков И.С. Этнокультурная идентичность и дифференциация «своих» и «чужих» в подростковой среде: особенности этнической социализации подростков в условиях глобализации культуры // Берегиня. 777. Сова. 2021е. №4 (51).

Сухоруков И.С. Этнокультурная идентичность как основа формирования жизненной стратегии подростка // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст: сб. ст. / сост. Т.Е. Коровкина, отв. ред. Т.Н. Адеева, С.А. Хазова. Кострома, 2021ж. С. 92-98.

Хагуров Т.А. В поисках глубинных причин подростковой (нео)криминализации: от экономической социологии к социологии детства и гендерной психологии // Этнос и общество в контексте межнациональных отношений. Краснодар, 2019. С. 429-441.

Хагуров Т.А. Молодёжный экстремизм в фокусе исследования: вводные замечания // Социальная педагогика. 2016. № 3. С. 4-8.

Хагуров Т.А. Социальное воспитание детей и молодежи в современном обществе как деструкция традиционной культуры детства // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016а. № 2 (29). С. 193-199.

Хагуров Т.А., Чепелева Л.М. Социально-психологические причины распространения субкультуры "АУЕ" (неявные факторы актуальной проблемы) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. №2. С. 322-339.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.