Научная статья на тему 'ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРНУЮ АССИМИЛЯЦИЮ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ'

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРНУЮ АССИМИЛЯЦИЮ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
531
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Глобализация / социальные процессы / социальная педагогика / культурная ассимиляция / культурная интеграция / миграция / внедрение информационных технологий / старение / социально-педагогическая работа / межпоколенные проекты. / Globalization / social processes / social pedagogy / cultural assimilation / cultural integration / migration / the introduction of information technology / aging / socio pedagogical work / intergenerational projects.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фокин В. А.

Глобальные социальные процессы, происходящие в мире, затрагивают и Россию, обнажая общие, универсальные проблемы в жизни локальных этнических обществ. Среди таких социально-педагогических проблем в настоящее время оказывается культурная ассимиляция детей и молодежи, их адаптация в культуру титульного этноса. Для социально-педагогической теории и практики сегодня особую актуальность приобретает выявление наиболее важных барьеров в такой культурной ассимиляции и социально-педагогическое сопровождение вхождения детей «другого» этноса в культуру титульной нации, преодоление негативных явлений в этой работе, налаживанию межкультурного диалога, преодолению межэтнических конфликтов. Не менее важным вектором социально-педагогической работы является налаживание межпоколенного диалога в обществе, обеспечение условий для культурной трансмиссии. В этом плане весьма полезен опыт социально-педагогической работы, сложившийся в зарубежных странах, в полиэтничных обществах. Автор приводит примеры такого опыта, рассматривает возможность его применения в социокультурной ситуации российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фокин В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBALIZATION OF SOCIAL PROCESSES AND THEIR INFLUENCE ON CULTURAL ASSIMILATION OF CHILDREN AND YOUTH

The global social processes taking place in the world also affect Russia, exposing common, universal problems in the life of local ethnic societies. Among such socio-pedagogical problems today is the cultural assimilation of children and youth, their adaptation to the culture of the titular ethnic group. For socio-pedagogical theory and practice, the identification of themost important barriers in such cultural assimilation and the socio-pedagogical support of the entry of children of a “different” ethnic group into the culture of a titular nation, overcoming negative phenomena in this work, establishing an intercultural dialogue, and overcoming ethnic conflicts are of particular relevance. An equally important vector of social and pedagogical work is the establishment of an intergenerational dialogue in society, and the provision of conditions for cultural transmission. In this regard, the experience of socio-pedagogical work that has developed in foreign countries and in multi-ethnic societies is very useful. The author gives examples of such an experience, considers the possibility of its application in the sociocultural situation of Russian society.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРНУЮ АССИМИЛЯЦИЮ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

УДК 37.013.73+316.6

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРНУЮ АССИМИЛЯЦИЮ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

© 2021 В. А. Фокин

докт. пед. наук, профессор e-mail: _ fokine@,mail. ru

Костромской государственный университет

Глобальные социальные процессы, происходящие в мире, затрагивают и Россию, обнажая общие, универсальные проблемы в жизни локальных этнических обществ. Среди таких социально-педагогических проблем в настоящее время оказывается культурная ассимиляция детей и молодежи, их адаптация в культуру титульного этноса. Для социально-педагогической теории и практики сегодня особую актуальность приобретает выявление наиболее важных барьеров в такой культурной ассимиляции и социально-педагогическое сопровождение вхождения детей «другого» этноса в культуру титульной нации, преодоление негативных явлений в этой работе, налаживанию межкультурного диалога, преодолению межэтнических конфликтов. Не менее важным вектором социально-педагогической работы является налаживание межпоколенного диалога в обществе, обеспечение условий для культурной трансмиссии. В этом плане весьма полезен опыт социально-педагогической работы, сложившийся в зарубежных странах, в полиэтничных обществах. Автор приводит примеры такого опыта, рассматривает возможность его применения в социокультурной ситуации российского общества.

Ключевые слова: глобализация, социальные процессы, социальная педагогика, культурная ассимиляция, культурная интеграция, миграция, внедрение информационных технологий, старение, социально-педагогическая работа, межпоколенные проекты.

GLOBALIZATION OF SOCIAL PROCESSES AND THEIR INFLUENCE ON CULTURAL ASSIMILATION OF CHILDREN AND YOUTH

© 2021 V. A. Fokin

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor e-mail: _ fokine@mail.ru

Kostroma State University

The global social processes taking place in the world also affect Russia, exposing common, universal problems in the life of local ethnic societies. Among such socio -pedagogical problems today is the cultural assimilation of children and youth, their adaptation to the culture of the titular ethnic group. For socio-pedagogical theory and practice, the identification of the most important barriers in such cultural assimilation and the socio-pedagogical support of the entry of children of a "different" ethnic group into the culture of a titular nation, overcoming ne gative phenomena in this work, establishing an intercultural dialogue, and overcoming ethnic conflicts are of particular relevance. An equally important vector of social and pedagogical work is the establishment of an intergenerational dialogue in society, and the provision of conditions for cultural transmission. In this regard, the experience of socio-pedagogical work that has developed in foreign countries and in multi-ethnic societies is very useful. The author gives examples of such an experience, considers the possibility of its application in the sociocultural situation of Russian society.

Keywords: globalization, social processes, social pedagogy, cultural assimilation, cultural integration, migration, the introduction of information technology, aging, socio-pedagogical work, intergenerational projects.

Глобальные мировые процессы в политике, экономике, экологии, масштабные природные катаклизмы оказывают серьезное влияние на развитие современного российского общества. Эти процессы имеют как позитивные, так и негативные последствия. Например, если сравнить нынешнее развитие экономики, позволяющее удовлетворить любой массовый вкус и любую индивидуальную потребность представителей общества потребления, с положением дел в этой области, например, в XIX в., то здесь достижения очевидны [Репринцев 2015; 2016; 2017; 2018]. Негативные же последствия глобальных процессов, о которых пойдет речь (миграция, старение населения) выражаются в таких социальных проблемах, как безработица, бедность, алкоголизм, наркомания, рост преступности и др. Возникают проблемы и социально-педагогического плана [Булатников 2010; 2012; 2012а; 2012б; 2012в; 2014]. Например, негативными последствиями миграции являются невозможность детей и молодежи получить достойное образование в новой стране, насилие над ними, трудности в адаптации в новом социуме и др. [Сухоруков 2016; 2016а; 2017; 2020; 2021; 2021а; 2021б; 2021в; 2021г; 2021д; 2021е]. Решение этих проблем требует интеграции усилий различных государственных и общественных структур, общественных деятелей, представителей религиозных организаций. Важно участие и социальных педагогов, в задачи которых входит защита детей и детства, обеспечение условий для их продуктивной социализации [Тарасова 2017; Хагуров 2011]. Проблемы успешной адаптации взрослых, детей и молодежи в новых условиях многогранны. К одной из её граней относится и культурная ассимиляция детей и молодежи в новой стране, в новом для них социуме.

Культурная ассимиляция - сложный и нередко болезненный социально-психологический и педагогический феномен, предполагающий «погружение» в культуру другого народа, ее принятие, освоение, превращение в «свою» [Имфопедия]. Кроме уже названной культурной ассимиляции, выделяют следующие уровни культурной адаптации : сепарация - уровень, при котором человек полностью отрицает чужую культуры; маргинализация - уровень, когда не только теряется идентичность с собственной культурой, но и отсутствует идентификация с культурой большинства; интеграция -уровень, когда происходит идентификация как с новой, так и со старой культурой [Пашков 2019; 2019а; 2020]. Последний уровень культурной адаптации, культурную интеграцию, мы и рассмотрим подробнее в этой статье.

Под культурной интеграцией мы понимаем процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между людьми, между творцами и потребителями культур, процесс согласования национальных форм культуры, традиций и новаций. Культурная интеграция требует специальных социально-педагогических мер, которые позволят минимизировать негативные последствия в общении, взаимодействии, возникающие между представителями различных культур (взрослыми и детьми) с жителями новой страны и вызванные их перемещением в эту страну в поисках работы, лучшей жизни, бегства от военных действий и природных катастроф, иных катаклизмов.

Прежде чем мы рассмотрим влияние глобальных социальных процессов на культурную интеграцию детей и молодых людей, кратко проанализируем сущность этих самых процессов. Назовем ряд глобальных социальных процессов, которые имеют непосредственное отношение к теме, которую мы рассматриваем.

Первая и наиболее важная для социальной педагогики проблема - миграция, в которую вовлечены и взрослые, и дети. Этот процесс чаще всего связан со сложными

обстоятельствами жизни людей, порожденными войной, разрухой, голодом, отсутствием условий для жизни, национальными конфликтами, поиском работы. Наиболее общей проблемой и причиной миграции является поиск работы, возможности заработать деньги на жизнь и содержание семьи. Трудовые мигранты сегодня заполонили Европу, пересекли Атлантику и пытаются найти прибежище в Америке, Канаде - преимущественно в благополучных и экономически развитых странах, с высоким уровнем жизни и гарантированной социальной поддержкой. С родителями-мигрантами чаще всего приезжают и дети, вынужденные осваиваться в новой социокультурной среде, адаптироваться к новым условиям жизни, постигать новую для них культуру. Среди мигрантов в европейских странах значителен поток беженцев из стран Восточной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока, Средней Азии, Юго-Восточной Азии. Не является исключением и Россия, в которую устремились трудовые мигранты из Средней Азии, Молдавии, Украины. Есть среди них и выходцы из охваченных войной районов Донецкой и Луганской республик. И всем приехавшим детям нужна социально-педагогическая помощь, сопровождение. Это особенно важно в тех случаях, когда дети не владеют русским языком, не могут быстро адаптироваться к новой среде.

Вторая проблема, нуждающаяся в грамотном решении, - возросшее количество рисков и угроз детям, порожденных торговлей «живым товаром», сопряженных с насилием, рабством, медицинскими проблемами. В этом случае дети становятся фактически жертвами, превращаются в «товар». Такое уродливое явление стало вполне реальным фактом в современном «цивилизованном» мире. Защита прав и свобод таких детей является важной задачей всех международных институтов и организаций. Одним из последних резонансных негативных международных событий, касающихся законного перемещения детей, стал случай жестокого обращения новых родителей над приёмным двухлетним российским ребенком в США, приведший к его смерти. Этот случай инициировал принятие в России Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2013 г. Среди общественности этот закон известен как «закон Димы Яковлева». Культурная интеграция таких российских детей за рубежом является проблемой, которая требует специального изучения и решения. Взрослые люди и дети, включенные в глобальный миграционный процесс, нуждаются в культурной интеграции в общество новой страны проживания. Для этого им и членам их семей требуется специальная социально-педагогическая культурная поддержка по созданию равных возможностей, условий для жизнедеятельности в новом социуме.

Огромные социальные последствия порождает внедрение новых информационных технологий (¡Г) в экономику, торговлю, бизнес вообще, в общение и т.д. Происходит это в таких их проявлениях, как информационные коммуникации, социальные сети, Интернет, которые стали неотъемлемой частью жизни современного человека, привычной и необходимой средой для всей цивилизации. Эти информационные посредники обеспечивают моментальное виртуальное общение, разнообразное знакомство приехавших людей с культурой страны проживания без всякой бюрократии и цензуры и др. Глобализация ^ обладает интеграционными характеристиками, связывая рыночные экономики разных стран в единое целое посредством современных технологий. Решая проблемы культурной интеграции, педагоги, помогая взрослым и детям осваивать современные Щ дают им возможность быстрее адаптироваться в новой обстановке, так как человеку, владеющему Щ легче и успешнее осваивать новую информацию, общаться, взаимодействовать с себе подобными, чем не владеющему. Приведу пример личного взаимодействия с молодыми людьми из РФ и различных стран с использованием

возможностей такой глобальной социальной сети, как Твиттер, с целью их культурной адаптации. С 2012 г. веду твиттер FokinVlad, где пропагандирую идеи здорового образа жизни, эффективного образования, долголетия (геронтологии), свои хобби (цветоводство, сбор тематических анекдотов и др.). У меня достаточно много как российских, так и зарубежных читателей. Среди них есть школьники и студенты. Эти молодые люди задают по электронной почте много вопросов по интересующим их проблемам ЗОЖ, эффективного обучения, успешного старения, юмора, выращивания цветов и др. Ответы на эти вопросы представляю и в твиттере, что в конечном итоге позволило мне опубликовать их в журналах издательства «Социальное обслуживание». В частности, опубликованы две подборки «Советы столетних», две подборки «Геронтологические анекдоты», статьи, посвященные проблемам геронтологии «Геронтология в твиттах» и др. [Фокин 2014; 2015; 2016].

Назову еще один процесс, связанный с глобализацией и культурной интеграцией. Это воссоединение Крыма с Россией, строительство Крымского моста, которые вызвали значительное перемещение людей из России в этот регион (приехали строители, возвратились и возвращаются в регион крымские татары, многие россияне со своими семьями из северных регионов решили начать новую жизнь в теплом Крыму и др.). Все это потребовало активной социально-педагогической работы педагогов с приехавшими вместе со взрослыми детьми по их успешной культурной интеграции в новом многонациональном окружении, которое существует на полуострове Крым. Полуостров Крым известен своим многовековым культурным наследием. В 2015 г. автор вместе с коллегами специально исследовал воспитательный потенциал археологических и культурных памятников Крыма и социально-педагогическую работу с детьми в этом регионе [Симиновский, Фокин 2015].

Необходимо отметить и еще один характерный феномен - практически наблюдаемый почти во всех странах планеты процесс старения населения. Этот фактор оказывает влияние на процессы социализации детей и молодежи, их интеграцию в социальную среду. Характерно это явление и для Российской Федерации, в которой удельный вес пожилых людей в общей массе населения страны заметно и довольно быстро растет [Статистика]. Именно по этой причине был запущен национальный проект «Демография», смысл которого состоял в увеличении рождаемости и преодолении негативной тенденции старения населения. Однако этот проект пока надежд не оправдал, тенденция продолжает набирать силу. А это означает, что нужны продуманные шаги по реализации масштабных программ социально-педагогического сопровождения семей, в которых есть пожилые, в которых есть дети, нуждающиеся в мерах психолого-педагогической поддержки и адаптации.

В России наметилась тенденция, которая характерна для многих стран мира, когда представители разных поколений, носящих культуру, образ жизни своего времени, стараются жить отдельно друг от друга. Однако в нашей стране большинство «старых и малых» живут сегодня «порознь», продолжая интенсивно контактировать, взаимодействовать, но живя автономно; чаще всего дети проживают с родителями, а уже вступая во взрослую самостоятельную жизнь, ищут возможность отделиться от родительской семьи, жить в собственном жилище. Пожилые люди вносят существенный финансовый вклад в семейный бюджет, помогают взрослым членам семьи в обучении внуков, в уходе за ними. Поэтому важно всем заинтересованным лицам, включая и педагогов, решать проблемы культурной интеграции, укреплять межпоколенные связи.

Учитывая большое количество глобальных социальных процессов, которые имеют негативные последствия для успешной культурной интеграции детей и молодежи в новых условиях, остановимся на социально-педагогических мерах,

которые позволят эту интеграцию успешно осуществлять. В нашей трактовке сущности социально-педагогического влияния на культурную интеграцию детей и молодежи в новой среде мы придерживаемся концептуальной идеи А.В. Репринцева о влиянии образовательной среды на формирование этнокультурной идентичности детей и юношества: «Моделируя определенным образом среду, мы можем оказывать значительное и эффективное воздействие на сознание человека, задавая ему определенную стилистику поведения и отношений, внедряя в его сознание соответствующие социальные стандарты и нормы, формируя в нем через среду поведенческие установки и привычки» [Репринцев 2015: 76]. Исследователь обстоятельно излагает результаты проводимых им поисков [Репринцев 2016а; 2016б; 2017а; 2017б; 2017в; 2018а; 2018б; 2020; 2020а].

Можно представить несколько социально-педагогических проектов, ориентированных на укрепление межпоколенческих отношений, содержательное взаимодействие поколений «отцов и детей». В частности, исследования Е.В. Фокиной позволяют обратить внимание на социализирующий потенциал таких проектов и возможность интенсификации вертикальной и горизонтальной культурной трансмиссии. Такие проекты, по мнению исследователя, способствуют налаживанию прочных связей между «детьми, отцами и дедами», росту взаимопонимания, сотрудничества, духовного единства, освоению ценностей старшего поколения, формированию уважительного отношения к прошлому, к истории семьи и рода [Фокина 2012].

Одним из наиболее известных и успешных межпоколенных проектов, объединяющих поколения, восстанавливающих связь времен, можно назвать проект «Бессмертный полк». Понятно, что отношение к этому проекту в большинстве семей и в сознании молодежи сопряжено с памятью о войне, о тех членах семьи, кто ценой своей жизни заплатил за Великую Победу. Проект объединяет огромную массу людей общей болью и общей памятью о войне, о боли и страдании, но и о радости героической Победы. Разумеется, проект служит мощным средством социальной интеграции людей, формирования патриотических чувств, пробуждения ответственности в молодых людях за судьбу страны, будущее Отечества.

Целенаправленное исследование механизмов установления и поддержания межпоколенного взаимодействия было предпринято мною в 2017-2018 гг. В ходе исследования оценивалось влияние межпоколенческих проектов досуговой направленности на социально-нравственное развитие подростков и юношества [Фокин 2018]. Одним из важных аспектов этого исследования был анализ массовой социально -педагогической практики и организации межпоколенного взаимодействия.

Проект «Бабушкины университеты» ориентирован на продуктивное сотрудничество поколений, ретрансляцию социального опыта, поддержание семейно -бытовых традиций, формирование готовности подростков и юношества к самостоятельной семейной жизни. Суть этого проекта состоит в передаче от старшего поколения к молодому поколению некоторых семейных секретов и обычаев, обсуждении семейной истории и судеб предков, формировании ценностного отношения к истории семьи и рода; параллельно с этим общением молодые участники проекта осваивают «секреты» кулинарного мастерства, ухода и хранения домашних вещей, ухода за домом и садом, за комнатными растениями, особенности содержания домашних животных - весь комплекс семейно-бытовых отношений.

Не менее интересен и полезен в плане социального воспитания детей и укрепления межпоколенных отношений проект «Улица нашей памяти», в рамках которого подростки, юношество знакомятся с историей улицы, на которой живут и которая объединяет всех жителей в целое сообщество. По сути, речь идет о пробуждении

исторической памяти в подростках и молодежи, о реконструкции событий местной истории, о судьбах земляков, проживавших на этой же улице, в этих домах, о поступках и подвигах, совершенных земляками. На таком историческом материале формируется ценностное отношение молодежи к истории малой родины, к ее творцам и их деяниям. Подобные проекты ориентируют на бережное, уважительное отношение подростков к прошлому, на восстановление временной связи, соединяющей прошлое, настоящее и будущее, на понимание быстротечности жизни и необходимости не растрачивать жизнь по пустякам.

Среди других проектов социально-педагогической направленности, ориентированных на укрепление межпоколенных отношений, представляет интерес проект «Алло, бабуля». Понятно, что такой проект сопряжен с поддержанием отношений между близкими «на расстоянии» - это «трансграничный» проект, в рамках которого внуки и их бабушки, дедушки вынуждены общаться по телефону, через современные системы коммуникации, через Скайп, Viber, WhatsApp, Telegram. Подростки активно помогают старшему поколению осваивать современные средства связи, мессенджеры, опыт работы с компьютером. В ходе таких контактов вполне естественными выглядят разговоры о жизненных ценностях, о принципах строительства отношений с людьми, о дружбе и любви, о жизненном и профессиональном самоопределении человека. Звонки бабушкам только повод к разговору, к взаимодействию. Предметом общения становится широкий диапазон тем и вопросов, ответы на которые чрезвычайно важны для подростков и юношества, а для пожилых служат основой обретения смысла жить, ощущать свою востребованность, свою необходимость, способность помочь своим внукам, поделиться опытом жизни.

Педагогам - организаторам различных дел, направленных на культурную ассимиляцию детей и молодежи в новой среде и обществе, важно всегда бережно относиться к культурному достоянию страны проживания, языку коренных жителей, уважать традиции национальных территорий. Необходимо бережно хранить и укреплять межпоколенные связи. Для это нужно знать сущность, последствия глобальных социальных процессов, что позволит эффективнее строить социально-педагогическую работу.

Библиографический список

БулатниковИ.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.

Булатников И.Е. Аксиологические основы развития социальной и профессиональной ответственности личности: что может воспитание? // Вестник Костромского государственного университета. 2010. Т. 16. № 1. С. 110-120.

Булатников И.Е. Личность. Мораль. Воспитание: Проблемы социально -нравственного становления личности в условиях глобализации культуры // Булатников И.Е. Избр. тр.: в 2 т. Т. 1. Курск: «Издательский дом ВИП», 2017. 392 с.

Булатников И.Е. Педагогическое наследие Б.З. Вульфова в контексте «модернизации» современного российского образования: традиции и уроки системного подхода // Образование личности. 2012а. № 2. С. 36-47.

Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012б. №3 (23). С. 60-72.

Булатников И.Е., Репринцев А.В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого-педагогический поиск. 2012в. № 22. С. 19-34.

Имфопедия. URL: https://infopedia.su/1x50b2.html (дата обращения: 20.03.2019).

Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 года. URL: http://www^.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/ageing_progr.pdf (дата обращения: 20.06.2019).

Население России // Статистика. URL: http://www.2019-god.com/naselenie-rossii-na-2019-god (дата обращения: 20.11.2020).

Пашков С.В. Семья в системе духовно-нравственных ценностей русского мира: традиции истории и реалии глобализирующейся культуры // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2019. № 9. С. 7889.

Пашков С.В. Традиционная семья в истории и культуре русского мира: вызовы времени и реалии глобализации // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2019а. № 4 (43). С. 196-208.

Пашков С.В. Этические основы социального взаимодействия подростков и молодежи в информационной среде: от соборности русского мира - к разобщению? // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020. С. 248-255.

Репринцев А.В. Патриотизм и гражданственность как основа взаимодействия личности и социальной среды: диалектика вечного и временного // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4-2. С. 195-211.

Репринцев А.В. Проблемы этнической социализации подростков и юношества в контексте формирования отношения молодежи к национальной истории и ее героям // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. ст. Чебоксары, 2020. С. 150158.

РепринцевА.В. Развитие теории социально-нравственного воспитания молодёжи в исследованиях И.Е. Булатникова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 2 (46). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/2544/ (дата обращения: 22.09.2021).

Репринцев А.В. Риски и противоречия социализации студенческой молодежи в условиях «модернизации» системы профессионального образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 85-90.

Репринцев А.В. Риски и противоречия этнической социализации детей и молодежи в контексте глобализации культуры // Этнопедагогика в контексте современной культуры: сб. науч. тр. / отв. ред. Л.Б. Абдуллина. Уфа: БГУ, 2018а. С. 169-176.

Репринцев А.В. Социализация и воспитание современной молодежи сквозь призму идеологии «модернизации» духовной сферы общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века. Кострома: КГУ, 2016а. С.196-208.

Репринцев А.В. Социализация юношества в современном социокультурном пространстве: остается ли в воспитании место для гуманизма? // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016б. С. 59-74.

Репринцев А.В. Социально-нравственное развитие личности: от гуманистических традиций русского мира - к реалиям современного неолиберализма // Гуманизация образовательного пространства: сб. ст. Саратов, 2020а. С. 98-107.

Репринцев А.В. Этническая социализация подростков и молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и противоречия // Этнокультурное

образование в современном мире / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017 а. С. 596-612.

Репринцев А.В. Этнокультурная социализация молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и тенденции // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары: ЧГПУ, 2017б. С. 91-96.

Репринцев А.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. №1. С. 88-96.

Репринцев А.В. Образовательная среда вуза в системе факторов формирования этнокультурной идентичности юношества // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале XXI века: состояние, проблемы, перспективы развития: в 2 кн. Кн. 1 / под ред. Р.С. Сафина; Е.А. Корчагина. Казань: Школа, 2018б. С. 42-48.

Репринцев А.В., Сухорукое И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2017в. Т. 33. №7 (256). С. 142-149.

Симиновский П.М., Фокин В.А. Формирование ценностного отношения детей и юношества к истории и культуре Отчего края. Итоги экспедиции в Крым // Социально-нравственное становление личности в культурно-образовательной среде Отчего края. Курск, 2015. С. 51-54.

Статистика. URL: https://sites.google.com/site/ruregdatav1/russia,

http://www.helpage.org/global-agewatch/population-ageing-data/country-ageingdata/?country=Russian%2 B Federation (дата обращения: 20.03.2021)

Сухоруков И.С. Изучение особенностей этнокультурной идентичности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 110-116.

Сухоруков И.С. Клубные сообщества в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 2 (119). С. 33-44. DOI 10.20323/1813-145Х-2021-2-119-33-44

Сухоруков И.С. Клубный коллектив как социально-психологическая среда формирования этнокультурной идентичности подростка // Берегиня. 777. Сова. 2021а. №3(50). С. 216-230.

Сухоруков И.С. Миссия институтов социального воспитания в формировании этнокультурной идентичности подростков и юношества // Гуманизация образовательного пространства: сб. ст. [Электр. издание]. Саратов: СГУ, 2016а. С. 857-877.

Сухоруков И.С. Мотивационно-оценочные характеристики дифференциации «своих» и «чужих» в полиэтничной подростковой среде // Вестник Костромского гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. 2020. Т. 26. № 4. С. 14-24.

Сухоруков И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования / под ред Р.С. Сафина; И.Э. Вильданова. Казань: Школа, 2021б. С. 136-140.

Сухоруков И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире / ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017. С. 710-733.

Сухоруков И.С. Традиционное народное искусство в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021 в. №3(59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4070/(дата обращения: 21.10.2021).

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира //

Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: междисциплинарный дискурс: сб. ст. / ред. И.Ю. Тарханова. Ярославль, 2021. С. 247-252.

Сухоруков И.С. Этнокультурная идентичность и дифференциация «своих» и «чужих» в подростковой среде: особенности этнической социализации подростков в условиях глобализации культуры // Берегиня. 777. Сова. 2021д. №4(51). С. 216-230.

Сухоруков И.С. Этнокультурная идентичность как основа формирования жизненной стратегии личности подростка // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст: сб. ст. / сост. Т.Е. Коровкина: отв. ред. Т.Н. Адеева, С.А. Хазова. Кострома: КГУ, 2021е. C. 92-98.

Тарасова О.И. Психическое здоровье как проблема информационной интенсификации системы образования // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. № 52 (17). С. 234-235.

Фокин В.А. 100 советов от 100-летних // Работник социальной службы. 2014. №5. С. 138-146.

Фокин В.А. Сто новых советов от 100-летних или продолжение темы познания // Работник социальной службы. 2015. №3. С. 147-156.

Фокин В.А. Геронтологические анекдоты // Работник социальной службы. 2016. №12. С. 116-120.

Фокин В.А. Содержательная вариативность межпоколенных проектов как условие успешности социального воспитания школьников // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 17-24.

Фокина Е.В. Педагогические условия реализации межпоколенных проектов в социальном воспитании подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома. 2012. 22 с.

Хагуров Т.А. «Человек потребляющий». Антропологическая девиантология массовой культуры. LAMBERT Academic Pulishing, Germany Saarbrucken 2011. 292 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.