УДК 316.614
ОСОБЕННОСТИ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ В РОССИЙСКОМ ВОЕННОМ ВУЗЕ
© 2021 В. Н. Гурьянчик1, Т. В. Макеева2
1 канд. ист. наук, доцент e-mail: vit-gurjanchik@yandex. ru
2 канд. пед. наук, доцент e-mail: makeeva. [email protected]
Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского
Статья посвящена проблемам адаптации иностранных курсантов российских военных образовательных организаций. Авторы акцентируют внимание на сложностях и противоречиях этого процесса, негативном влиянии деструктивных явлений в общественной морали на формирование профессиональных личностных качеств курсантов военных вузов. Особое внимание авторы обращают на необходимость системного подхода в организации социально -воспитательной работы с иностранными курсантами, их интеграции в воспитательную систему военного вуза, обеспечение условий для продуктивной культурной ассимиляции и освоения норм и ценностей поликультурной среды российского общества. Авторы излагают результаты собственного эмпирического исследования и опроса военнослужащих из стран ближнего зарубежья, приводят характеристики обобщенных кросс-культурных барьеров, осложняющих процесс вхождения в российскую культурно -образовательную среду; а также называют факторы, способствующие успешной адаптации иностранных военнослужащих в социокультурной ситуации российского военного вуза.
Ключевые слова: социальная педагогика, социальная психология, кросс-культурная адаптация, средовой подход в педагогике, социокультурная среда, военный вуз, педагогика профессионального образования, иностранные курсанты, иностранные военные специалисты.
FEATURES OF CROSS-CULTURAL ADAPTATION OF FOREIGN CADETS IN A RUSSIAN MILITARY UNIVERSITY
© 2021 V. N. Guryanchik1, T. V. Makeeva2
1Candidate of Historical Sciences, Associate Professor e-mail: [email protected] 2Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor e-mail: [email protected]
Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia
The article is devoted to the problems of adaptation of foreign cadets of Russian military educational organizations. The authors focus on the difficulties and contradictions of this process, the negative impact of destructive phenomena in public morality on the formation of professional personal qualities of cadets of military universities. The authors pay special attention to the need for a systematic approach to organizing social and educational work with foreign cadets, their integration into the educational system of a military university, providing conditions for productive cultural assimilation and the development of norms and values of the multicultural environment of Russian society. The authors present the results of their own empirical research
and survey of military personnel from neighboring countries, give characteristics of generalized cross-cultural barriers that complicate the process of entering the Russian cultural and educational environment; as well as the factors contributing to the successful adaptation of foreign troops in the sociocultural situation of a Russian military university.
Keywords: social pedagogy, social psychology, cross-cultural adaptation, environmental approach in pedagogy, sociocultural environment, military university, vocational education pedagogy, foreign cadets, foreign military specialists.
В эпоху глобализации мир становится все меньше, при этом контактов между представителями различных этносов становится все больше. И то, что раньше было уделом немногих (дипломатов, торговцев, путешественников), сегодня становится неотъемлемой частью мирового процесса. Постоянство межэтнических, а следовательно, и межкультурных контактов требует от акторов социального взаимодействия наличия определенных знаний о культуре страны пребывания, навыков кросс-культурного взаимодействия. Несомненно, что успешность адаптивных процессов в условиях иной социокультурной реалии обусловлена двумя группами факторов. Во-первых, объективные социокультурные, политические, экономические, бытовые и прочие факторы, характеризующие данный социум. Во-вторых, субъективные личностные социально-психологические характеристики субъекта адаптации. Первая группа факторов включает в себя такие переменные, как степень сходства или различия между культурами (культурная дистанция); особенности культуры, к которой принадлежат мигранты (высококонтекстная или низкоконтекстная культура); особенности страны пребывания (способ влияния местного населения на иностранцев). Конечно, эти факторы не исчерпывают последствия внешнего воздействия на мигранта, они лишь представляют собой обобщенный образ объективной социокультурной среды пребывания, способствующей или препятствующей полноценной адаптации. Вторая группа факторов отражает индивидуальные демографические и личностные характеристики субъекта, его мотивационные установки, ценностные притязания и ожидания от новой социокультурной среды. Успешность социокультурной адаптации зависит от возраста и пола субъекта, уровня образования и личной предрасположенности к восприятию иной культуры. Кросс-культурная адаптация, по мнению Г. Триандиса, успешна, если люди способны устанавливать более короткую социальную дистанцию, оперируют укрупненными категориями и имеют низкую оценку по тесту авторитаризма [Triandis 1994]. Однако, как бы ни был подготовлен индивид к новой социокультурной реальности, он попадает в конкретную среду (профессиональную, образовательную, информационную, бытовую и пр.), имеющую свои сложившиеся в течение длительного времени традиции и обычаи, ритуалы и символы, окрашенные специфичным национальным колоритом. Все это способно вызвать определенный культурный шок у мигранта, глубина и продолжительность воздействия которого определяются как субъективными, так и объективными факторами.
Само понятие «культурный шок» в научный оборот ввел К. Оберг, утверждавший, «что вхождение в новую культуру сопровождается неприятными чувствами - потери друзей и статуса, отверженности, удивления и дискомфорта при осознании различий между культурами, а также путаницей в ценностных ориентациях, социальной и личностной идентичности» [Стефаненко 2004: 328]. Культурный шок предполагает лишь негативные последствия. Но на самом деле шок не всегда проявляется именно так, люди, сталкиваясь с проблемами вхождения в новую культуру, постепенно вырабатывают конструктивную модель поведения, принимая новые ценности, взвешенно оценивают проблемы и выбирают способы их преодоления. Основываясь и на позитивной стороне адаптации, Дж. Берри вместо термина «культурный шок»
предложил использовать более подходящее понятие - «стресс аккультурации» [Berry 1997]. Успешность адаптивных процессов во многом определяется целями пребывания в инокультурной среде. Студенты, как визитеры, имеют четко обозначенную цель -получение диплома о соответствующем образовании, что позволит им выстроить определенную карьеру на родине. Именно достижение этой цели и будущая выгода способствуют процессу приспособления студентов к новой социокультурной среде.
Процесс глобализации открыл границы образования, сделав его доступным для миллионов молодых людей по всему миру, тем самым сделав их одной из самых мобильных групп мигрантов. Образовательная миграция затронула десятки стран мира, вернула Россию в число ведущих стран-экспортеров образовательных услуг. В российских вузах обучаются студенты из стран Азии и Африки, Европы и Америки, получая медицинское, техническое, педагогическое, военное образование. Процессы культурной ассимиляции молодежи сегодня активно изучаются как в России, так и в зарубежных странах; исследователи пытаются найти эффективные способы вхождения молодого человека в «чужую культуру», приспособления к ней [Репринцев 2011; 2012; 2013; 2017; 2017а; 2017б; 2021; Сухоруков 2016; 2016а; 2016б; 2016в; 2016г; 2016д; 2017; 2020; 2020а; 2020б; 2021; 2021а; 2021б; 2021в; 2021г]. При этом чрезвычайно важно учитывать состояние общественной морали, ее способность ориентировать представителя «иной» культуры в системе нравственных ценностей российского общества [Булатников 2011; 2012; 2012а; 2012б; 2012в]. В этом контексте особенно продуктивной представляется идея «социального закаливания», связанная с преодолением «культурного шока» и осмыслением специфики своей собственной системы национальных ценностей, этнокультурной идентичности личности [Рожков 2016; 2017; 2017а; 2018]. Прибывающие в Россию образовательные мигранты сталкиваются, особенно в начальный период, с многочисленными трудностями природно-климатического, социально-политического, социально-бытового, культурно -исторического, языкового, образовательного и прочего характера. Все это ведет к определенной социальной изоляции иностранных студентов на первых этапах обучения. Исследователи проблемы социокультурной адаптации иностранных обучающихся отмечают: настороженное отношение со стороны российских студентов и даже преподавателей; отсутствие особого статуса «иностранный студент» и, как следствие, понимания проблем и трудностей социального взаимодействия; резкий контраст социальных норм страны проживания и принятых среди российского студенчества [Бухалко 2018: 201].
В отличие от гражданских вузов система подготовки иностранных кадров в военных образовательных организациях имеет четко обозначенную специфику, связанную с ограниченным объемом военно-технической информации, необходимостью соблюдения принятых в Вооруженных силах России правил субординации и воинских уставов, жесткой регламентацией жизнедеятельности и военно-служебных отношений. Кроме того, обучение по военным специальностям иностранных военных специалистов в вузах Министерства обороны закрепляется в договорах между странами по линии военно-технического сотрудничества и исходит из заключенных контрактов на поставку тех или иных видов вооружений и военной техники. Поэтому практически отсутствует возможность выбора учебного заведения, что заставляет иностранного военнослужащего принимать «навязанные» условия.
В российских военных вузах проходят подготовку иностранные военнослужащие из стран Азии, Африки и Латинской Америки, а также из стран СНГ. Приоритеты военно-технического сотрудничества России предопределяют и контингент, и количество иностранных военных специалистов, причем
военнослужащие с постсоветского пространства составляют большинство среди иностранных курсантов.
Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны (далее -ЯВВУ ПВО) является одним из основных военных образовательных учреждений, где осуществляется подготовка офицеров для противовоздушной обороны. В стенах училища получают образование не только российские юноши и девушки, но и иностранные военные специалисты из десятков стран мира. Авторы в 2017 г. провели анкетирование иностранных военнослужащих из стран Африки и Юго-Восточной Азии с целью определения влияния адаптивных барьеров на успешность приспособления иностранцев к военно-социальной и культурной среде. Полученные результаты позволили сделать выводы «о специфике адаптации иностранных образовательных мигрантов в военном вузе в зависимости от их национальных особенностей и о влиянии устоявшихся стереотипов представлений в глазах иностранцев» [Гурьянчик 2018: 132].
Продолжая изучать проблему адаптации иностранных курсантов российского военного вуза, авторы провели анкетирование военнослужащих стран СНГ, обучающихся в ЯВВУ ПВО. В опросе приняли участие 65 человек 1-5 курсов из Азербайджана (7 человек), Армении, Кыргызстана и Таджикистана (по 12 человек), Казахстана и Туркменистана (по 9 человек), Узбекистана (4 человека). Возраст респондентов варьируется от 18 до 27 лет. Все, за исключением одного туркмена, являются неженатыми. Несмотря на то что нас объединяет общая история, возраст иностранных курсантов говорит об их формировании как личности уже в собственной языковой и этнокультурной среде, существенно отличающейся от российской действительности. В то же время определенные отзвуки советской эпохи еще присутствуют на постсоветском пространстве. Многие из иностранных военнослужащих из этих стран имеют родственников, проживающих на территории России. Это обстоятельство позволяет предположить, что процесс адаптации курсантов из стран СНГ должен протекать успешнее и быстрее, чем у их сверстников из дальнего зарубежья.
В качестве подтверждения следует привести ответы курсантов на вопрос «Собирали ли Вы дополнительную информацию о городе и военном училище, в котором сейчас учитесь?». 65% опрошенных иностранцев отрицательно ответили на этот вопрос, и лишь 35% написали, что интересовались и городом, и военным училище, используя главным образом Internet. В большей степени активность в получении дополнительной информации характерна для военнослужащих из Узбекистана (75%), а в меньшей -Туркменистана (11%). Такой разброс ответов получился в силу того, что представители Туркменистана уже давно учатся в училище, прошло несколько выпусков офицеров для ПВО этой страны. В силу этого курсанты осведомлены в большей степени об условиях и специфике обучения от своих старших товарищей.
Пребывание в незнакомой стране связано с определенными надеждами и переживаниями. Уведенное новое всегда формирует определенное впечатление как в целом о стране, так и о конкретных людях. Первое впечатление достаточно сильное, способное на длительное время сформировать определенный стереотип о России. Опрошенные курсанты в качестве первых позитивных впечатлений на первое место ставят культуру, архитектуру, погодные условия и природу России. Некоторые отмечают определенную чистоту и порядок на улицах, транспортную доступность, развитость сферы услуг, русскую кухню. К сожалению, лишь 8 человек отметили в качестве позитивного первого впечатления отзывчивость россиян, а еще 14 курсантам ничего не понравилось.
Переезд за тысячи километров от родного дома и нахождение в другой социокультурной реалии всегда связаны с определенными тревогами, страхами
и ожиданиями. Это продиктовано изменениями как природно-климатического характера, так и длительностью пребывания в другой стране и получением образования на иностранном языке. Иностранные военные специалисты, отвечая на вопрос о первоначальных трудностях, с которыми они столкнулись, вполне естественно указали на незнание русского языка, суровый климат и разлуку с родными (табл. 1). При ответе на вопрос они могли выбирать несколько вариантов ответов.
Таблица 1
Оценка первоначальных проблем иностранных курсантов после приезда в Россию
(количество ответов)
Страна Варианты ответов Всего ответов
Незнание русского языка Проблемы, связанные с трудностями быта Суровый климат Проблемы со здоровьем Разлука с родными Отношения окружающих людей Трудностей не возникло
Азербайджан 1 - - - 2 - 4 7
Армения - - 2 3 - 2 7 14
Казахстан - - 1 - 1 1 6 9
Кыргызстан 1 - 2 - 3 - 7 13
Таджикистан 4 - 1 - 3 2 2 12
Туркменистан 4 1 1 1 - 1 3 11
Узбекистан - - 2 - - - 2 4
Итого 10 1 9 4 9 6 31 70
Следует отметить, что 31 человек указал на отсутствие каких-либо первоначальных трудностей вхождения в социокультурную среду. Однако есть среди опрошенных 6 человек, столкнувшихся с нетолерантным поведением окружающих людей, что не может не вызывать определенную тревогу. Практически иностранных курсантов не тревожат первоначальные трудности социально-бытовых условий. Для иностранных военнослужащих существует специальное общежитие, в котором все респонденты проживают вместе с представителями других государств, в том числе и дальнего зарубежья. Компактное проживание иностранных военных специалистов имеет как позитивные, так и негативные моменты. К первым относятся возможность развивать языковые навыки, так как общение между представителями разных государств возможно только на русском языке, приобщение к культуре других народов, непосредственное и продолжительное взаимодействие в рамках военно-образовательной и социально-бытовой среды. Ко вторым можно отнести различия социально-бытовых традиций носителей национальной культуры, принятый на родине порядок и бытовой уклад жизни, характерные только для этого этноса. Впрочем, как показал опрос, 77% курсантов из стран СНГ совершенно или в целом устраивают бытовые условия их проживания. И лишь 18% высказали в той или иной степени неудовлетворение условиями их проживания. В качестве основных бытовых факторов, не устраивающих иностранцев, выделили: постоянный контроль руководства - 30%; шумные соседи - 21%; санитарно-бытовые условия и отсутствие возможности для самостоятельной работы - по 16%. Еще 17% опрошенных заявили, что их устраивает все.
Основная цель обучения в военном училище - это получение соответствующего военно-специального образования. А следовательно, военно-педагогический процесс является основным элементом и необходимым условием успешности не только образования, но и в целом адаптационного процесса. Переход молодежи из стен школы в высшее учебное заведение сопряжено с системными трудностями организации и осуществления образовательной деятельности, ломкой школьной урочной системы усвоения знаний. Для иностранцев этот процесс осложняется преподаванием всех предметов на русском языке и новой, отличной от национальной, системой организации учебного процесса. В военной образовательной среде к этим факторам добавляется и специфика военной службы. Несмотря на то что 86% опрошенных иностранных курсантов заявили, что знают русский язык отлично и хорошо (при 14% затруднившихся определить уровень усвоения языка), обучение на неродном языке в корне отличается от его применения в социально-бытовых, повседневных условиях. И все же большинство иностранцев в качестве основной проблемы обучения не выделяют языковой барьер, хотя он и имеет место быть (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика основных проблем, возникающих при обучении
(количество ответов)
Страна Варианты ответов Всего ответов
обучение на русском языке общение с другими курсантами на русском языке общение с преподавателями общение с другими людьми трудный распорядок дня
Азербайджан - - - 1 6 7
Армения - - - 1 11 12
Казахстан - - - 1 8 9
Кыргызстан - - 3 2 7 12
Таджикистан - - 6 2 4 12
Туркменистан 3 - 1 1 4 9
Узбекистан 2 - - 1 1 4
Итого 5 - 10 9 41 65
Как видно из ответов иностранцев, основной проблемой обучения для них является трудный распорядок дня (63%), ведь они обязаны в соответствии с контрактом следовать условиям организации образовательного процесса, предусмотренным в российском военном учебном заведении. Для 29% иностранных курсантов основной проблемой является общение с преподавателями и другими людьми. Представители Узбекистана и Туркменистана в качестве одной из проблем выделили обучение на русском языке. А вот при общении между собой у курсантов не возникает языковых барьеров. Это является следствием использования в учебном процессе военно-технического вуза специальной терминологии, которая трудно переводится на родной язык.
Определяя факторы успешной кросс-культурной адаптации, иностранные военные специалисты на первое место поставили социокультурные мероприятия в городе - 32%. И это не случайно, ведь Ярославль - город с тысячелетней историей, имеющий
уникальные памятники архитектуры. Кроме того, в городе располагаются десятки культурно-развлекательных объектов, посещение которых способствуют успешной адаптации иностранцев. Социально-психологическая поддержка со стороны курсантов -земляков со старших курсов и офицеров факультетов получили по 20%, психолого -педагогическая поддержка со стороны преподавателей - 18%. На последнее место иностранцы поставили проводимую в вузе воспитательную работу - 10%, что говорит о низкой эффективности мероприятий данного направления работы.
Эти ответы вполне коррелируются с мнением респондентов о степени влияния определенных групп людей на успешность процесса адаптации в военно-образовательной среде (табл. 3).
Таблица 3
Кто в большей степени оказал позитивное влияние на процесс социокультурной
адаптации (количество ответов)
Страна Варианты ответов Всего
Товарищи-земляки со старших курсов Руководство училища Офицеры факультетов Преподаватели ответов
Азербайджан 4 - 4 - 8
Армения 7 - 2 3 12
Казахстан 5 - 2 2 9
Кыргызстан 8 2 5 6 21
Таджикистан 3 - 6 4 13
Туркменистан 4 - 4 1 9
Узбекистан 3 - 1 2 6
Итого 34 2 24 18 78
Поддержка товарищей со старших курсов, отмеченная как основной фактор адаптации, может иметь не только позитивный аспект, связанный с конкретизацией различных ситуаций бытового и военно-служебного характера, что переводит их в разряд «знакомых». Негативность этой поддержки может проявляться в определенной замкнутости в общении как среди военнослужащих, так и среди населения, предпочтении земляков. Кроме того, иностранцы лишаются возможности приобретения собственного опыта кросс-культурного взаимодействия посредством живого общения и проигрывания конкретных ситуаций.
Выделяя социокультурные мероприятия в качестве основного фактора успешной адаптации, иностранные курсанты чаще всего посещают кинофильмы - 60% опрошенных, далее следуют посещение музеев - 24%, спектакли в театрах - 10% и выставки картин - 6%. А вот периодичность посещения культурных мероприятий достаточно низкая. Только 5% опрошенных заявили, что делают это еженедельно, еще 23% - ежемесячно, 35% - раз в несколько месяцев, 25% - раз в год. Среди опрошенных иностранцев 12% заявили, что вообще не посещают культурных мероприятий. Возможно, что такая позиция продиктована определенной религиозно-этнической замкнутостью, так как свободного времени у зарубежных курсантов достаточно, чтобы с определенной периодичность побывать на такого рода мероприятиях.
Несмотря на отдельное проживание, иностранные военные специалисты, обучающиеся в училище, постоянно контактируют с российскими курсантами как во время образовательного процесса, так и в бытовых условиях. В этой связи иностранцам было предложено оценить сложившиеся между ними и россиянами отношения (табл.
Таблица 4
Оценка отношений с российскими курсантами (количество человек)
Страна Варианты ответов Всего
Дружеские Приятельские Напряженные Нейтральные ответов
отношения отношения отношения отношения
Азербайджан 3 2 - 2 7
Армения 7 4 - 1 12
Казахстан 7 1 - 1 9
Кыргызстан 8 3 - 1 12
Таджикистан 11 - - 1 12
Туркменистан 5 2 1 1 9
Узбекистан 3 - - 1 4
Итого 44 12 1 8 65
Ответы респондентов показывают, что подавляющее большинство иностранцев (86%) сложившиеся отношения с российскими военнослужащими оценивают как дружеские и приятельские. Такая высокая оценка во многом говорит об успешности кросс-культурной адаптации на уровне межличностного общения с представителями принимающей стороны. Несомненно, что межкультурная коммуникация в рамках одного поколения делает процесс вхождения в незнакомую социокультурную среду более быстрым и эффективным. Именно исходя из этого военно-педагогический процесс организован в виде совместной образовательной деятельности с незначительными ограничениями для иностранных военнослужащих.
Отметим, что организация процесса подготовки военных кадров для иностранных государств должна основываться с учетом их социокультурных особенностей. В то же время успешность освоения образовательных программ зарубежными военнослужащими зависит от их способности воспринимать не только учебный материал, но и в целом особенности и детали российского социума и его военной социокультурной среды. Особенностью кросс-культурной адаптации курсантов из стран ближнего зарубежья, как показал опрос, является, во-первых, близость совместного исторического прошлого, делающего этот процесс гораздо эффективнее и позволяющего быстрее приспособиться к новой социальной среде. Во-вторых, наличие социокультурных связей между странами, в том числе и на родственном уровне, способствует более быстрому вхождению иностранцев в новую для них среду.
В-третьих, достаточно большое количество земляков на старших курсах обучения обеспечивает вновь прибывающих иностранных курсантов поддержкой вхождения в инокультурную среду, сохраняя при этом и особенности этнокультурного характера.
Библиографический список
Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.
Булатников И.Е. Воспитание ответственности: развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов железнодорожного транспорта в воспитательной системе образовательного учреждения. Курск: Мечта, 2011. 228 с.
Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. 2011а. № 1 (17). С. 79-90.
Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012а. № 3 (23). С. 60-72.
Булатников И.Е., Исаев И.Ф. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 2012б. № 4 (24). С. 23-35.
Булатников И.Е., Репринцев А.В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого -педагогический поиск. 2012в. № 22. С. 19-34.
Бухалко А.Д. Адаптация иностранных студентов к обучению в российском техническом вузе: проблемы и критерии оценки // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 199-203.
Гурьянчик В.Н., Макеева Т.В. Социокультурная адаптация иностранных курсантов российских военных вузов // Социологические исследования. 2018. №. 11 (415). С. 124-133.
Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2008. 366 с.
Репринцев А.В. Героизация национальной истории как основа формирования патриотизма и гражданственности молодежи в системе социального воспитания // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. Ярославль, 2021. С. 240-246.
Репринцев А.В. Методологические проблемы современного социального воспитания молодежи, или: есть ли сегодня социальный заказ на воспитание коллективистов? // Вестник Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 131-137.
Репринцев А.В. Миссия российского учительства сквозь призму наследия А.С. Макаренко: от социальной разобщенности - к сплоченному действию // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2013. № 1 (260). С. 19-26.
Репринцев А.В. Научно-педагогическая школа Бориса Зиновьевича Вульфова: эпоха, идеи, судьбы, наследники // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. Т. 18. № 1-1. С. 59-70.
Репринцев А.В. Социализация и воспитание современной молодежи сквозь призму «модернизации» и обеспечения безопасности страны // Известия Российской академии образования. 2012. № 2. С. 18-25.
Репринцев А.В. Социальные реформы в России сквозь призму философско-педагогической антропологии: от кризиса идентичности к деструкции культуры этноса // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2013. № 1 (16). С. 46-53.
Репринцев А.В. Этническая социализация подростков и молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и противоречия // Этнокультурное образование в современном мире / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017. С. 596-612.
Репринцев А.В. Этнокультурная социализация молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и тенденции // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары: ЧГПУ, 2017а. С. 91-96.
Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики
// Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2017б. Т. 33. №7 (256). С.142-149.
Рожков М.И. Практика социального воспитания: основные тенденции развития // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 13-18.
Рожков М.И. Свобода и воспитание // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 4. С. 8-12.
Рожков М.И. Социальные пробы как средство формирования социальной ответственности школьников // Журнал педагогических исследований. 2018. Т.3. № 2. С. 12-19.
Рожков М.И., Файтельсон В.А. Формирование готовности к жизни в условиях сетевого общества как компонент социализации ребенка // Ярославский педагогический вестник. 2017а. № 1. С. 47-51.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2004. 368 с.
СухоруковИ.С. Изучение особенностей этнокультурной идентичности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 110-116.
Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина,
2020. С. 292-299.
Сухоруков И.С. Клубный коллектив как социально-психологическая среда формирования этнокультурной идентичности подростка // Берегиня. 777. Сова. 2021. №3 (50). С. 216-230.
Сухоруков И.С. Миссия институтов социального воспитания в формировании этнокультурной идентичности подростков и юношества // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016а. С. 857-877.
Сухоруков И.С. Мотивационно-оценочные характеристики дифференциации «своих» и «чужих» в полиэтничной подростковой среде // Вестник Костромского государственного университета. 2020а. Т. 26. № 4. С. 14-24.
Сухоруков И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования / под ред Р.С. Сафина; И.Э. Вильданова. Казань: Школа, 2021а. С. 136-140.
Сухоруков И.С. Проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества в зеркале педагогической социологии: опыт эмпирического исследования // Вестник Костромского гос. ун-та. 2016б. Т. 22. № 4. С. 258-263.
Сухоруков И.С. Развитие этнокультурной идентичности подростков и юношества как условие возрождения духовно-нравственных основ российского общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию ЛИ. Уманского). Кострома: КГУ, 2016в. С. 230-240.
Сухоруков И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017. С. 710-733.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. / под ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: ЯГПУ, 2021б. С. 247-252.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016г. № 2 (29). С. 92-101.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. Ярославль, 2021в. С. 247-252.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016д. Т. 2. №4. С. 53-62.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. Чебоксары: ЧГПУ, 2020б. С. 196-204.
Сухоруков И.С. Этнокультурная идентичность и дифференциация «своих» и «чужих» в подростковой среде: особенности этнической социализации подростков в условиях глобализации культуры // Берегиня. 777. Сова. 2021г. №4 (51).
Berry J.W. Immigration, acculturation and adaptation // Applied psychology: An international review. 1997. Vol. 46. P. 5-34.
TriandisH.C. Culture and social behavior. N.Y.: McGraw-Hill, 1994. 330 с.