УДК 316.752+ 37.013.42 + 791.6
ВОЕННО-УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
© 2021 Е. А. Митюков
аспирант кафедры общей педагогики e-mail: evgen769mit@mail. ru
Воронежский государственный педагогический университет
В статье автор обращается к анализу влияний факторов и механизмов личностного и профессионального развития будущих специалистов в условиях военно-учебного центра (ВУЦ). Автор опирается на идеи системного подхода в оценке эффективности влияний факторов образовательной системы ВУЦ, приводит результаты эмпирического исследования, демонстрирующего различия в оценке таких влияний студентами и преподавателями ВУЦ. Особое внимание автор уделяет механизмам влияний факторов ВУЦ, способам реализации потенциала образовательной системы ВУЦ, иллюстрирует степень референтности преподавателей ВУЦ в оценках будущих военных специалистов. Автор подчеркивает значимость личности преподавателя в личностном и профессиональном развитии студентов, акцентирует внимание на гуманистических ценностях российского образования, традициях и нормах русского воинства.
Ключевые слова: педагогика и психология профессионального образования, системный подход в образовании; профессиональная идентичность, образовательная система военно-учебного центра, факторы и механизмы влияния на личность студента.
MILITARY TRAINING CENTER IN THE SYSTEM OF MODERN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION: FACTORS AND MECHANISMS OF INFLUENCE ON THE PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENT YOUTH
© 2021 E. A. Mityukov
Postgraduate student of the Department of General Pedagogy e-mail: evgen769mit@mail. ru
Voronezh State Pedagogical University
The author turns to the analysis of the influences of factors and mechanisms of personal and professional development of future specialists in a military training center (VTC). The author relies on the ideas of a systematic approach in assessing the effectiveness of the influences of the factors of the educational system of the OUTC, gives the results of an empirical study that demonstrates the differences in the assessment of such influences by students and teachers of the OUTC. The author pays special attention to the mechanisms of influence of the factors of the OUTS, ways of realizing the potential of the educational system of the OUTS, illustrates the degree of reference of the teachers of the OUTS in the assessments of future military specialists. The author emphasizes the importance of the teacher's personality in the personal and professional development of students, focuses on the humanistic values of Russian education, the traditions and norms of the Russian army.
Keywords: pedagogy and psychology of vocational education, systemic approach in education; professional identity, educational system of the military training center, factors and mechanisms of influence on the personality of the student.
Развитие современной системы высшего профессионального образования органично сопряжено с теми масштабными задачами, которые предстоит решать будущим специалистам [Педагогика профессионального образования 2004; Репринцев 2013; Суббето 1994]. Переживаемый обществом «кризис культуры» актуализирует поиск путей и способов модернизации системы высшего профессионального образования, приведения его в соответствие с растущими требованиями к качеству подготовки будущих специалистов [Булатников 2009; 2011; 2012; 2012а; 2012б; 2012в; 2012г; 2014; 2015]. Среди важных и ответственных задач модернизации образования особое внимание и поддержку со стороны государства получили военно-учебные центры, интегрированные в систему высшего профессионального образования и осуществляющие подготовку военных специалистов различного уровня и профиля. Необходимость подготовки таких специалистов обусловлена целым рядом причин внешнего и внутреннего порядка и вполне четко сформулирована в поручении Президента РФ от 13 февраля 2014 г. № Пр-349 «О создании системы военной подготовки студентов образовательных организаций высшего образования», в материалах Коллегии Министерства обороны РФ от 21 января 2014 г. об организации военной подготовки студентов вузов по военно-учетным специальностям для обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации военно-обученным мобилизационным ресурсом; в директиве Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 16 августа 2014 года № 315/4/3939 «Об организации военной подготовки студентов образовательных организаций высшего образования по военно-учетным специальностям солдат (матросов), сержантов (старшин) запаса в 2014 году», в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 № 427-р «О военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования». Все эти документы конституируют военно-учебные центры как важные элементы целостной системы подготовки будущих военных специалистов, владеющих современными знаниями, опытом, техническими, информационными ресурсами, способными эффективно решать самые сложные и ответственные задачи обеспечения безопасности и обороноспособности страны. Понятно, что ключевым элементом в эффективности любой социальной системы является человек, его личностные и профессиональные качества [Пашков А.Г. 2002; Пашков С.В. 2020; Репринцев 2012; 2015; 2017; 2020; 2021; Сухоруков 2020; 2020а; 2020б]. Их сформированность во многом зависит от деятельности военно-учебного центра, профессионализма преподавателей, содержания и характера взаимоотношений со студентами ВУЦ. По сути, ВУЦ представляет собой целостную социально-педагогическую систему, в которую интегрируются студенты для профессиональной военной подготовки и получения военных специальностей [Дьяченко 1983; 1985; 1988; 1989; 1999; 2003; Юсупов 2019]. Целостность этой системы предполагает согласованность и упорядоченность всех ее элементов, их четкие и функциональные связи, логику действий, понимание специфики реализуемых функций в единых для всех субъектов системы целях и ценностях влияний на личностное и профессиональное становление подготавливаемых специалистов.
Понимание ВУЦ как целостной социально-педагогической системы опирается на принцип холизма - упорядоченной целостности всех элементов системы, их взаимную обусловленность и взаимозависимость. Такие отношения субъектов системы сравнимы с «сообщающимися сосудами», когда изменение одного элемента неизбежно влечет изменения остальных. Принцип холизма предполагает целостное рассмотрение системы и описание тех функциональных связей, в которых каждый из ее элементов находится по отношению друг к другу. Холизм позволяет рассматривать рядоположные элементы
системы как основу для их взаимодействия, в котором каждый элемент имеет «свои» специфические функции и содержание деятельности, обращенные к общей, единой для всех элементов цели социально-педагогической системы [Барышников 1996; Блауберг 1973; Бордовская 2005; Выжлецов; Караковский 2000; Коротких 2006; Кузнецова 2001; Кузьмин 1980; Кузьмина 1980; Садовский 1974; Сидоркин 1989; Системное... 1983; Системный... 1979; Степанов 1998]. В таком распределении функций и содержания деятельности кроется важный синергетический эффект системы - получение максимального социально-педагогического результата при минимуме (или оптимуме) усилий, затрат сил и средств для достижения общего совокупного результата деятельности системы. ВУЦ как раз и ориентирован на такой синергетический эффект, позволяя получить максимальный результат при минимуме затрат на подготовку современных военных специалистов, готовых к выполнению профессиональных задач на уровне самых современных требований и стандартов. Социально-педагогическая система имеет не только специфическую целевую установку, детерминирующую все разнообразие содержания ее деятельности, но и набор субъектов системы, оказывающих социализирующие, образовательные, развивающие влияния на будущих военных специалистов, проходящих подготовку в ВУЦ. Целевая установка системы предопределяет вовлеченность в ее жизнедеятельность субъектов, разделяющих и принимающих цель и ценности, идеи и принципы деятельности системы. Именно принятие целей и ценностей системы служит основанием для реализации потенциала каждого субъекта, специфических функций и содержания деятельности субъекта в обеспечении развития студентов. Следует подчеркнуть, что целостная система - это всегда нечто большее, чем просто сумма частей; системность позволяет оптимизировать влияния на личность, упорядочить их, обеспечить максимально возможный результат при минимуме затрат. Системность служит, по сути, важным методологическим подходом, позволяющим выстраивать эффективную модель личностного и профессионального развития будущих специалистов с учетом профиля образования, получаемого ими в ВУЦ. «Понятие "система" - (от греч. зуз1еша -составленное из частей, соединенное) - есть явление сложное, представляющее совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» [Булатников 2009: 97].
Принцип холизма позволяет констатировать и то, что в рамках целостной системы ВУЦ взаимодействовать между собой могут лишь рядоположные элементы системы, относящиеся к одному уровню субъекты. Рассматривая ВУЦ как целостную социально-педагогическую систему, мы можем говорить о тех субъектах, которые имеют примерно одинаковый статус в системе, выполняют близкие по значимости, но разные по содержанию функции в рамках системы, являются необходимыми и референтными по степени влияния на будущих военных специалистов агентами среды ВУЦ. В традиционных образовательных системах такими субъектами являются кафедры, деканаты, преподаватели, вспомогательные службы, лаборатории, специализированные кабинеты, мастерские, библиотеки и информационная служба, кураторы, психологическая служба и т.д. В совокупности они образуют целостную социально-педагогическую систему, осуществляющую непрерывное влияние на будущих специалистов, их личностное и профессиональное становление. Однако в реальной практике профессионального образования их влияния имеют неодинаковую значимость в оценке тех, кому эти влияния предназначены - в оценке студентов.
Могут существенно отличаться оценки студентами не только потенциально возможного влияния отдельных факторов образовательной системы ВУЦ, но и того, как реально потенциал этих факторов реализуется. В некоторых случаях влияния отдельных факторов могут быть недостаточно эффективными в силу низкой продуктивности используемых механизмов и способов влияния, моделируемых
в образовательной системе ВУЦ социально-педагогических, психолого-педагогических, организационно-педагогических условий. В самом деле, военный центр может иметь квалифицированные и компетентные кадры, включать в свой состав опытных и профессионально подготовленных преподавателей, но отсутствие необходимых условий может существенно препятствовать эффективному взаимодействию преподавателей и студентов, в ходе которого формируются личностные и профессиональные качества будущих военных специалистов. Значит, для оценки эффективности влияний факторов всей образовательной системы ВУЦ важен не только потенциал факторов, но и механизмы его реализации, моделируемые условия и способы влияния на личностное, социально-профессиональное развитие студентов, формирование в них Я-концепции, представлений о своем будущем в избранной сфере профессиональной деятельности.
Интеграция субъектов социально-педагогической системы ВУЦ в целостный и единый организм предполагает понимание каждым из них общей целевой установки системы. Целевая установка позволяет задать определенную логику, последовательность влияний ВУЦ на будущих военных специалистов, обозначить основные параметры их личностного и профессионального развития. По сути, целевая установка системы позволяет увидеть некий прообраз личности специалиста, его идеальную модель. В этом случае влияния каждого из субъектов системы будут обращены к формированию тех сторон и качеств личности, которые для каждого из субъектов наиболее возможны. Значит, речь идет о возможных сферах личностного и профессионального развития, которые могут быть обеспечены влияниями отдельных субъектов.
Опираясь на работы Л.И. Новиковой, Е.Н. Степанова, И.А. Колесниковой, Е.Н. Барышникова, И.Е. Булатникова, М.Н. Коротких, А.П. Бредихина, Н.В. Кузьминой, можно утверждать, что образовательная система ВУЦ «есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов образования (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат» [Моделирование 1995: 134]. По сути, система ВУЦ - это «развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов, ради которых система создаётся; совместной деятельности людей, её реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы» [Там же].
В работах педагогов, опирающихся на концепцию системности, обозначены основные подходы к выделению компонентов образовательной системы. В частности, опираясь на работы Н.В. Кузьминой, можно выделить такие компоненты системы, как целевая установка, позволяющая объективировать своеобразный образовательный социальный заказ на профессиональную подготовку специалиста, отвечающего требованиям общества; содержание деятельности образовательной системы, адекватное целевой установке; механизмы и способы усвоения содержания образования; преподаватели и студенты как необходимые и органичные элементы системы и др. Взаимодействие этих элементов служит основой для формирования личности будущего специалиста [Кузьмина 1980: 162-163]. Развивая идеи Л.И. Новиковой, Е.Н. Степанов рассматривает образовательную систему как «способ организации жизнедеятельности членов конкретного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующий развитию личности» [Степанов 1998: 5]. В развитии образовательной системы исследователи выделяют четыре этапа: на первом этапе происходит проектирование образовательной системы; на втором - формирование
системы, отработка ее содержания и способов влияния на студентов; на третьем -устойчивая реализация потенциала образовательной системы, ее возможностей; на четвертом - обновление образовательной системы, модернизация ее целей и содержания деятельности [Степанов 1998].
Безусловно, ценностно-целевая установка образовательной системы ВУЦ сопряжена с профессионально-личностным развитием будущих военных специалистов, формированием в них качеств, соответствующих самым современным представлениям о защитнике Отечества. Целевая установка образовательной системы задает очень важные стратегические ориентиры деятельности всех субъектов системы, моделирует некий идеальный образ, Я-концепцию военного специалиста, формирует мотивы включения каждого студента в процесс самообразования, самовоспитания, саморазвития. С этой точки зрения важна актуализация потенциала всех факторов образовательной системы, использование имеющихся ресурсов и механизмов в профессионально-личностном развитии будущих военных специалистов.
Таблица 1
Оценка субъектами образовательной системы ВУЦ эффективности влияния факторов на личностное и профессиональное развитие будущих военных специалистов (март 2021, п=450)
№ Факторы Преподав атели Студенты А
1. Преподаватели кафедр ВУЦ, их профессионализм, гуманное отношение к студентам 2,8 2,1 0,7
2. Образовательная среда ВУЦ, ее ориентированность на подготовку военных специалистов 2,9 1,9 1,0
3. Лаборатории и кабинеты ВУЦ, их включенность в образовательную деятельность и работу со студентами 2,3 2,2 0,1
4. Информационная среда ВУЦ, обеспечивающая профессионально-личностное развитие студентов 2,4 2,2 0,2
5. Студенческая группа как профессионально-ориентированное сообщество будущих специалистов 2,5 1,8 0,7
6. Совместный досуг, ориентированный на специфику армейской жизни 2,1 2,5 -0,4
7. Участие в работе спортивных секций, объединений, формирующих здоровый образ жизни 2,5 2,4 0,1
8. Библиотека ВУЦ, доступ к современной литературе по профилю военной подготовки студентов 2,6 2,1 0,5
9. Встречи и общение с опытными командирами, военными специалистами, участниками боевых действий 2,8 2,3 0,5
10. Традиции и нормы профессионального военного сообщества, принятые способы взаимодействия 2,8 2,2 0,6
11. Стиль жизни воинского коллектива, отношения в коллективе 2,5 2,1 0,4
12. Руководство ВУЦ, руководители структурных подразделений ВУЦ 2,8 2,2 0,6
13. Органы студенческого самоуправления, их авторитет и способность влиять на жизнедеятельность ВУЦ 2,5 1,8 0,7
14. Клубные объединения, объединения по интересам, их включенность в организацию досуга студентов ВУЦ 2,4 2,1 0,3
15. Наличие в среде ВУЦ примеров выполнения воинского долга, Галереи воинской славы, героических поступков 2,6 2,4 0,2
Для оценки эффективности влияния факторов образовательной системы ВУЦ мы провели опрос включенных в ее жизнедеятельность субъектов - студентов и преподавателей, а также работников вспомогательных служб. Итоги опроса обозначили
«зоны несовпадения» оценки потенциала отдельных факторов образовательной системы и эффективности их влияния на личностное и профессиональное развитие будущих военных специалистов. Такая оценка осуществлялась в балльной системе от 0 до 3 (от «не влияет» до «влияет в максимальной степени») (табл. 1).
Как показывают итоги опроса, оценки влияния факторов образовательной системы ВУЦ отличаются в ответах преподавателей и студентов; преподаватели заметно выше оценивают влияния факторов, нежели студенты. Тем не менее в некоторых позициях их оценки имеют минимальные отличия, что свидетельствует о достаточно высоком уровне влияния отдельных факторов образовательной системы ВУЦ. Эффективность факторов выше в тех случаях, в которых значение А стремится к 0. И наоборот, эффективность влияния ниже в тех случаях, в которых разница оценок превышает 1,0. Наглядно эти результаты представлены в диаграмме (рис. 1).
Преподаватели
■Студенты
Наличие в среде ВУЦ примеров выполнения
Преподаватели кафедр ВУЦ, их... 3
Клубные объединения, объединения по.
Органы студенческого самоуправления, их.
Руководство ВУЦ, руководители.
Стиль жизни воинского коллектива, отношения в.
Традиции и нормы профессионального.
Встречи и общение с опытными командирами
Образовательная среда ВУЦ, ее.
Лаборатории и кабинеты ВУЦ, их включенность в ...
Информационная среда ВУЦ, обеспечивающая.
Студенческая группа как профессионально-.
Совместный досуг, ориентированный на.
Участие в работе спортивных секций,. Библиотека ВУЦ, доступ к современной литературе.
Д
Рис. 1. Оценка субъектами образовательной системы ВУЦ эффективности влияния факторов на личностное и профессиональное развитие будущих военных специалистов (март 2021, п=450)
Диаграмма наглядно иллюстрирует незначительное расхождение в оценках преподавателей и студентов эффективности влияния факторов образовательной системы ВУЦ. Большая часть этих оценок достаточно близка, соответствует реальным влияниям. Однако студенты заметно ниже оценивают реальное влияние факторов, тем самым обозначая «зону роста», ресурс потенциального развития образовательной системы ВУЦ. Есть и одна неожиданность: студенты и преподаватели по-разному оценивают потенциал совместного досуга, его ориентированность на специфику армейской жизни. Очевидно, студенты остаются приверженцами традиционных форм организации своего досуга, не связывая его с аскетизмом и казарменным бытом армейской жизни. В целом итоги опроса показывают достаточно эффективное
и сбалансированное влияние всех факторов образовательной системы ВУЦ на личностное и профессиональное развитие будущих военных специалистов.
Влияния факторов образовательной системы ВУЦ на личность студента всегда связаны с обращением к конкретным механизмам, с помощью которых потенциал этих факторов реализуется, трансформируется из внешнего во внутренние процессы самой личности студента. Механизмы выступают своеобразной трансмиссией, передаточным устройством, ретранслирующим информацию, порождающим эмоции, включающим в деятельность. О механизмах личностного и профессионального развития основательно размышляет И.Е. Булатников, апеллируя к мнению А.В. Мудрика, И.С. Марьенко, В.С. Мухиной, А.В. Петровского, Габриэль Тард, Ури Бронфенбренера, в числе механизмов называющих подражание, прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость), идентификацию и обособление личности, закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции; импринтинг (запечатление), экзистенциальный нажим, идентификацию (отождествление), рефлексию и т.д. Однако, как считает И.Е. Булатников, к этим механизмам следует добавить целый ряд других, позволяющих трансформировать внешние воздействия во внутренние психические процессы самой личности. «Думается, что важнейшими механизмами социально-нравственного развития личности могут выступать перцепция, эмпатия, интеракция, рефлексия, порождающие широкий диапазон эмоциональных состояний человека и являющихся источником его активности, практической деятельности и отношений, формирования его представлений, идеалов, убеждений, стереотипов, развития его опыта социально-нравственного поведения» [Булатников 2017:121]. Исследователь конкретизирует свою точку зрения тем, что основными механизмами формирования представлений об окружающем мире и других людях в сознании личности и ее индивидуальном социальном опыте служат общение с окружающими людьми, взаимодействие с ними, их восприятие и понимание, способность «ставить себя на место другого человека», интерпретировать их состояние и переживания, анализировать их эмоции и мотивы поведения, цели и ценности, намерения и реальные поступки.
Что дает нам знание механизмов влияния факторов ВУЦ на личностное и профессиональное развитие будущих военных специалистов? Само по себе знание этих механизмов не гарантирует высокой эффективности влияний образовательной системы ВУЦ на личность студента. Однако набор механизмов, обращение к ним преподавателей ВУЦ свидетельствует о разнообразии приемов и способов влияния, их обращенности к человеку, к его реальным переживаниям и мотивам, целям и ценностям, к социальному и профессиональному опыту каждого конкретного студента. Разумеется, выбор названных способов и средств во многом детерминирован условиями, в которых осуществляется образовательный процесс, референтностью субъектов, включенных в него, точностью и адресностью их влияний, наличием «обратной связи» - информации о результатах таких влияний, их трансформации в личный и профессиональный опыт каждого будущего военного специалиста. И, пожалуй, самым главным субъектом таких влияний был и остается преподаватель ВУЦ, его личные и профессиональные качества, способность быть примером для подражания, для формирования Я-концепции, выстраивания собственной траектории жизни, актуализации мотивов саморазвития, самообразования, самосовершенствования [Репринцев 2020а; 2020б; 2020в].
В этом контексте мы решили уточнить у студентов, как они воспринимают своих наставников, в какой степени готовы брать с них пример. В частности, мы попросили студентов ВУЦ в ходе опроса оценить степень выраженности профессиональных качеств преподавателей ВУЦ в баллах от -3 до +3 (табл. 2; рис. 2). Разумеется, речь шла
о своеобразном «коллективном портрете» преподавателя, исключающем персонифицированность оценки. Это собирательный образ преподавателя ВУЦ служит ориентиром для будущих военных специалистов, задает им критерии оценки и самих себя.
Таблица 2
Оценка студентами степени выраженности личностных и профессиональных качеств преподавателей ВУЦ (март 2021, п=450)
Профессиональные качества преподавателей ВУЦ Степень выраженности профессиональных качеств
-3 -2 -1 0 +1 +2 +3
%
Педагогический такт, культура отношений 1,88 1,10 2,88 11,34 22,77 26,50 33,51
Методическое мастерство 0,00 0,74 0,00 1,26 47,06 19,33 31,61
Принципиальность, твердость, честность 0,00 0,00 2,10 8,24 18,23 42,02 29,41
Образцовое служение своей профессии 0,00 0,00 0,00 2,52 19,75 48,32 29,41
Терпимость к недостаткам других людей 0,00 0,00 6,30 12,71 23,95 34,03 23,01
Глубокое знание своего предмета 0,42 3,78 3,36 7,14 24,79 44,79 15,55
Доброта, гуманизм, личное обаяние 7,18 4,62 8,82 1,68 38,66 24,43 14,61
Ярко выраженная гражданская позиция 0,00 0,00 9,66 24,79 30,67 24,37 10,50
Широкий кругозор, эрудиция 0,00 0,00 0,84 2,94 58,40 28,57 9,24
Социальная апатия, инертность 21,43 32,77 12,18 14,29 19,33 0,00 0,00
Личная скромность, сдержанность 3,36 7,14 2,10 10,92 25,21 51,26 0,00
Целеустремленность, способность к эмоционально-волевой саморегуляции 1,26 3,36 7,14 22,27 43,70 22,27 0,00
Высокая общая культура, интеллигентность 5,88 11,34 13,45 9,24 34,87 25,21 0,00
Порядочность, ответственность 5,88 9,24 10,08 15,97 16,81 42,02 0,00
Гуманизм, уважение к личности студента 8,82 9,66 22,27 34,03 24,37 0,84 0,00
Равнодушие, безучастие 11,76 22,69 0,00 24,79 31,51 9,24 0,00
Бескорыстие, щедрость 1,68 18,49 13,45 8,82 44,12 13,45 0,00
Закрытость, самоизоляция 33,19 27,73 22,69 10,92 5,46 0,00 0,00
В оценках студентов заметно доминирование важных в профессиональном и личностном плане качеств преподавателей ВУЦ, составляющих наиболее важный и педагогически ценный блок личностных проявлений, определяющих меру гуманистичности образовательной системы ВУЦ, ее ориентированности на личность студента, на будущего военного специалиста. Наиболее высокие оценки в интерпретации будущих военных специалистов получили такие проявления и личностные качества их наставников, в которых оказалось наиболее ярко выражено методическое мастерство преподавателей ВУЦ; культура отношений и педагогический такт; честность, твердость преподавателей, их принципиальность; готовность к образцовому служению Отечеству и исполнение воинского долга; высокая требовательность к себе толерантное отношение к недостаткам других; гуманизм и доброта в отношениях с коллегами и студентами; профессиональное владение своим предметом; твердая гражданская позиция, социальный оптимизм и др. Именно в этих
качествах проявляется преподаватель, его значимость для личности студента, готовность будущего специалиста «творить себя» на примере своих наставников.
Рис. 2. Оценка студентами степени выраженности личностных и профессиональных качеств
преподавателей ВУЦ (март 2021, п=450)
Значит, использование механизмов личностного и профессионального развития студентов ВУЦ во многом (если не во всем) предопределяется личными качествами преподавателей, богатством арсенала средств их влияния, воздействия на сознание и поведение своих юных коллег, формирования представлений о профессионализме, о воинском мастерстве в конкретной сфере, о чести и достоинстве защитника Отечества, мужестве и твердости духа российского воина. Конечно, личностное и профессиональное развитие студента во многом зависит от его внутренних мотивов, его целей и ценностей [Ананьев 2001; Ушинский 2013]. Как показывает практический опыт, абсолютное большинство студентов ВУЦ - это молодые люди, сознательно решившие получить военное образование и военную специальность. Предлагаемое в ВУЦ содержание военного образования во многом соответствует стремлению юношей к физическому и морально-волевому саморазвитию, обретению прочных знаний и навыков в военной специальности, а его - образования - реализаторами и организаторами являются конкретные преподаватели. Именно они выступают наиболее важными субъектами образовательной системы ВУЦ, именно они задают планку требований к себе и другим, формируя представление будущих военных специалистов об идеальном образе Я, о мастерстве, профессионализме, о добросовестном служении своему народу и Отечеству.
Невозможно обойти вниманием и еще один важный аспект в понимании миссии ВУЦ в личностном и профессиональном развитии будущих военных специалистов. Речь идет о «социальном заказе» на формирование личности с определенным набором качеств и свойств, соответствующих образу гражданина и патриота, защитника Отечества. В условиях рыночного мироустройства, доминирования материальных ценностей, власти денег сегодня становится все сложнее вести диалог с молодежью, убеждать будущих
защитников Отечества в незыблемости нравственных принципов и гражданской позиции русского воинства, в формировании в молодых людях готовности к самопожертвованию во имя благополучия и независимости Родины. В этом контексте особенно важен личный пример преподавателей ВУЦ, их реальный боевой опыт, их личная позиция и отношение к социально-экономическим реалиям современного российского общества. Значит, и в этом вопросе ключевой фигурой эффективности деятельности образовательной системы ВУЦ является преподаватель, его социальная и профессиональная позиция, его общественная активность, его неравнодушное отношение к делам и заботам своего народа, своей страны.
Библиографический список
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. СПб, 1996. 122 с.
Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.
Бордовская Н.В. Системная методология современных педагогических исследований // Педагогика. 2005. № 5. С. 21-29.
Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.
Булатников И.Е. Воспитательная система образовательного учреждения как фактор развития социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов // Психолого-педагогический поиск. 2009. № 2 (10). С. 96-113.
Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского государственного университета. 2012а. № 1. С. 146-152.
Булатников И.Е. Деструкция общественной морали как проблема современного социального воспитания молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2012б. Т. II. №5. С. 24-30.
Булатников И.Е. Личность. Мораль. Воспитание: Проблемы социально-нравственного становления личности в условиях глобализации культуры: избр. тр. И.Е. Булатникова / предисл. и ред. А.В. Репринцева: в 2 т. Т. 1. Курск: «ВИП», 2017. 392 с.
Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. 2011. № 1 (17). С. 79-90.
Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012в. №3 (23). С. 60-72.
Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К.Д. Ушинского // Известия РАО. 2014. №3. С. 14-34.
Булатников И.Е. Этические основы русского образования в философско-педагогической концепции Е.П. Белозерцева // Психолого-педагогический поиск. 2015. №1 (33). С. 110-133.
Булатников И.Е., Репринцев А.В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого-педагогический поиск. 2012г. № 22. С. 19-34.
Выжлецов Г.П. Системная методология в гуманитарном познании. URL : http://www.sofik-rgi.narod.ru/avtori/slovo_misl/vijlecov.htm (дата обращения: 30.08.2021)
Дьяченко М.И. Взаимоотношения в многонациональном воинском коллективе. М.: Прогресс, 1989. 281 с.
Дьяченко М.И. Военная психология и педагогика. Минск: Военная академия, 1999. 357 с.
Дьяченко М.И. Морально-психологическая устойчивость многонационального воинского коллектива // Военная мысль. 1988. №4. С. 64-72.
Дьяченко М.И. Психология высшей военной школы. М., 1983. 383 с.
Дьяченко М.И. Психология высшей школы. Минск: Тесей, 2003. 352 с.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Минск: Изд-во «Университетское», 1985. 206 с.
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / под общ. ред. Н.Л. Селивановой. М.: Пед. общ-во России, 2000. 256 с.
Коротких М.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса (на материале сельской школы): дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2006. 234 с.
Кузнецова А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. 152 с.
Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. 2-е изд. М.: Политиздат, 1980. 312 с.
Кузьмина Н.В. и др. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 172 с.
Моделирование воспитательных систем: теория - практике / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. М.: Изд-во РОУ, 1995. 144 с.
Пашков А.Г. Воспитательная система педагогического вуза: цели, ценности, содержание деятельности // Воспитательная система педагогического вуза: проблемы становления / под ред. А.В. Репринцева. Курск: Изд-во КГУ, 2002. С. 41-55.
Пашков С.В. Этические основы социального взаимодействия подростков и молодежи в информационной среде: от соборности Русского мира - к разобщению? // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020. С. 248-255.
Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 368 с.
Репринцев А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. 2013. №1 (25). С. 26-39.
Репринцев А.В. Героизация национальной истории как основа формирования патриотизма и гражданственности молодежи в системе социального воспитания // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс / под ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль, 2021. С. 240-246.
Репринцев А.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. № 1. С. 88-96.
Репринцев А.В. Общинно-коллективистский этос традиционного русского мира как альтернатива неолиберальной идеологии социального воспитания // Психология и педагогика социального воспитания / ред. А.Г. Кирпичник, А.Г. Самохвалова. Кострома: КГУ, 2020. С. 33-40.
Репринцев А.В. Проблемы этнической социализации подростков и юношества в контексте формирования отношения молодежи к национальной истории и ее героям //
Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. науч. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2020а. С. 150-158.
Репринцев А.В. Рыночный тип личности как продукт «модернизации» современного российского образования: что ждать от реформ? // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 3. С. 33-43.
Репринцев А.В. Социально-нравственное развитие личности: от гуманистических традиций Русского мира - к реалиям современного неолиберализма // Гуманизация образовательного пространства: сб. науч. ст. Саратов: СГУ, 2020б. С. 98-107.
Репринцев А.В. Ценностно-смысловые ориентиры профессионально-личностного развития будущего специалиста в условиях социокультурных трансформаций // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера. Казань, 2020в. С. 26-34.
Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 33. №7 (256). С. 142-149.
Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974. 276 с.
Сидоркин АМ. Методология системного подхода в педагогике. М.: НИИОП, 1989.
57 с.
Системное исследование процесса воспитания: подход, предмет, методы / Пед. о-во РСФСР, Центр. совет; под ред. А.Т. Куракина, Л.И. Новиковой. М., 1983. 88 с.
Системный подход в воспитании / под ред. Л.И. Новиковой, А.Т. Куракина. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1979. 78 с.
Степанов Е.Н. Воспитательная система класса. Псков, 1998. 97 с.
Суббето А.И. Системологические основы образовательных систем: в 2 ч. М., 1994.
Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020. С. 292-299.
Сухоруков И.С. Мотивационно-оценочные характеристики дифференциации «своих» и «чужих» в полиэтничной подростковой среде // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. 2020а. Т. 26. № 4. С. 14-24.
Сухоруков И.С. Современный сельский мир и проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков: выживает ли традиционная русская культура под натиском глобализации? // Социокультурные и психолого-педагогические факторы развития субъектов образовательного пространства сельских территорий. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2020б. С. 181-186.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. I. СПб.: Лань, 2013. 371 с.
Юсупов В.В., Шамрей В.К., Корзунин В.А., Овчинников Б.В. Военно-медицинская академия в становлении и развитии профессионального психологического отбора военнослужащих // Известия российской военно-медицинской академии. 2019. Т. 38. № 3 (2019). С. 5-12.