УДК 378
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА
© 2021 И. С. Галкина
доцент кафедры дизайна, член Союза дизайнеров России е-mail: gdhgfkgu.ru
Курский государственный университет
Автор анализирует теоретико-методологические подходы к феномену профессиональной культуры будущего дизайнера, размышляет о факторах и механизмах ее формирования в системе высшего профессионального образования. На основе теоретических представлений о природе профессиональной культуры дизайнера возможно грамотное ее формирование, обеспечение комплекса ценностно-целевых, содержательных, организационных предпосылок профессионально-личностного становления будущего специалиста, его саморазвития, самосовершенствования в образовательной среде вуза. Опираясь на идеи компетентностного подхода, автор обозначает основные пути и способы оценки сформированности профессиональной культуры будущего дизайнера.
Ключевые слова: педагогика профессионального образования, дизайн-образование, методология художественного образования, феноменология дизайна, проектная деятельность, профессиональная культура дизайнера, оценка эффективности дизайн-образования.
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ANALYSIS OF THE PHENOMENON PROFESSIONAL CULTURE OF THE FUTURE DESIGNER
© 2021 I. S. Galkina
Associate Professor of Design, Member of the Union of Designers of Russia
e-mail: gdhgfkgu.ru
Kursk State University
The author analyzes the theoretical and methodological approaches to the phenomenon of the professional culture of the future designer, reflects on the factors and mechanisms of its formation in the system of higher professional education. On the basis of theoretical ideas about the nature of the designer's professional culture, it is possible to competently form it, providing a complex of value-oriented, informative, organizational prerequisites for the professional and personal development of a future specialist, his self-development, and self-improvement in the educational environment of the university. Based on the ideas of the competence-based approach, the author identifies the main ways and means of assessing the formation of the professional culture of the future designer.
Keywords: pedagogy of vocational education, design education, methodology of art education, phenomenology of design, project activity, professional culture of a designer, evaluation of the effectiveness of design education.
Развитие современного общества и экономики сегодня невозможно представить без дизайна, ставшего, по сути, «двигателем» развития, важным фактором продвижения
товаров и услуг, качества жизни людей, моделирования новой социокультурной реальности. Оказывая значительное влияние на формирование вкусов больших социальных общностей, дизайн остается продуктом деятельности конкретных людей -дизайнеров, которые буквально творят культуру будущего, предопределяют облик мира, в котором предстоит жить и трудиться человечеству. В этом контексте миссия дизайнера чрезвычайно ответственна, от степени развития общей и профессиональной культуры дизайнера зависят базовые поведенческие установки людей, их представления, их вкусы, зависит развитие экономики, производства, потребительский спрос. Дизайнер, по сути, предопределяет будущее, его эстетический облик, его предметную и морально-психологическую среду [Бредихин 2014; 2014а; 2017; 2017а; 2018; Булатников 2012; Репринцев А.В. 2020; 2020а; Сафин 2020; Сухоруков 2016; 2016а; 2016б; 2016в; 2016г; 2016д; 2017; 2020; 2020а; 2021; 2021а]. Нынешняя ситуация в обществе, нередко определяемая как «кризис культуры», является моментом важного поворота общества к дизайну, к дизайн-деятельности, отражая значительно выросшие требования людей к качеству и условиям жизни, к окружающим их вещам и предметам, к облику комфортного и привлекательного быта. Эти сферы являются важными точками приложения профессиональных усилий и способностей дизайнеров, объектами их профессиональной деятельности. В этих объектах материализуется профессиональная культура дизайнера, его жизненное и профессиональное кредо. Как и всегда, в искусстве особенно ценится индивидуальный стиль деятельности, уникальность и неповторимость профессионального почерка художника. Значит, формирование профессиональной культуры дизайнера - важная задача системы профессионального образования, всего содержания этапа вхождения в профессию будущего ваятеля среды бытия людей.
Профессиональная подготовка дизайнеров - динамично развивающийся профиль высшего профессионального образования. Дизайн является основным средством проектирования современной материальной культуры. Современная культура в условиях научно-технического прогресса конструируется в материальной и, в определенной степени, в духовной сферах промышленным способом [Пигулевский 2014: 5]. В центре внимания дизайнера всегда стоит человек со своими не только материальными потребностями, но и духовными, эстетическими желаниями. Поэтому проектная деятельность дизайнера тесно связана с удовлетворением и духовных, и материальных потребностей человека. Разнообразные термины, такие как «стайлинг», «мода», возникли благодаря механизму производства и потребления товаров. Они приводят к быстрому изменению формообразования и информационному перенасыщению культуры путем ускорения сбыта товаров. С другой стороны, дизайнер, предопределяя вкусы общества, смотрит в будущее, пытается заложить идеальные представления о проектируемых предметах, визуальных коммуникациях и среде, с которой мы соприкасаемся ежедневно. Таким образом профессиональная культура дизайнера является одним из главных факторов формирования культурных запросов человека, определяющим не только духовное развитие, но и вкусы современного общества. Следовательно, мера ответственности дизайнера чрезвычайно высока: он сам становится одним из важнейших субъектов культуры.
Профессия дизайнера органически соединяет в себе совершенно разных видов профессиональной подготовки, в зависимости от специализации дизайнера, образующих качественно новое и единое эстетическое и духовное целое. В связи с этим профессиональная культура дизайнера должна содержать в себе те знания, умения и навыки самых разных видов деятельности, которые в совокупности образуют возможность и способность дизайнера творить новую реальность, моделировать новый, эстетически более комфортный и привлекательный митр. А целью профессиональной
подготовки будущих дизайнеров является не только узкопрофильной подготовка, но и формирование профессиональной культуры.
Разумеется, профессиональная культура дизайнера может быть рассмотрена с разных методологических позиций, показывая разные варианты и ракурсы в проявлении личности дизайнера и в том, как эта деятельность позволяет творить новую реальность.
Среди таких подходов можно назвать личностно-деятельностный, субъектный, аксиологический, целостный, системный, культурологический. - Этот ряд подходов можно было бы продолжить, но мы считаем, что эти подходы в совокупности являются основными. В чем их суть и как они предопределяют содержание и организацию процесса формирования личности дизайнера в вузе, как влияют на обретение им профессиональной культуры?
Каждый из этих подходов задает свой ракурс в рассмотрении феномена «профессиональной культуры дизайнера», указывая на специфические проявления личности и сформированность профессионально-необходимых качеств будущего специалиста.
Личностный подход в педагогике профессионального образования принято трактовать как ориентированность образовательного процесса на личность студента, его цели и ценности, мотивы и побуждения, потребности и интересы, чувства и переживания. Личностный подход предполагает максимальный учет индивидуальности студента, его неповторимых личностных качеств и свойств. Естественными результатами реализации личностного подхода являются индивидуализация профессионального образования, выстраивание индивидуальной образовательной траектории, опора на положительное в личности, учет темпов и глубины освоения содержания образования.
Деятельностный подход предполагает учет и реализацию связи между включенностью студента в практическую деятельность и достигаемыми им результатами образования. Вслед за психологами педагогика исходит из того, что все изменения в сознании студента, все его достижения и успехи являются продуктом его деятельности. Благодаря деятельности происходит становление субъектности личности, закрепляются важные личностные качества и профессиональные черты, обретается жизненный и профессиональный опыт. Деятельность служит источником саморазвития для студента, личностной и профессиональной самореализации.
Субъектный подход в профессиональном образовании принято интерпретировать как теоретико-методологическую основу, в соответствии с которой студент рассматривается как автор свой социальной и профессиональной биографии, как самостоятельная и самодостаточная личность, сознательно и целенаправленно творящая себя и свой мир. В этом контексте студен воспринимается не как пассивный продукт среды и обстоятельств, а как активный, деятельный преобразователь, как творец своей судьбы. Субъектность есть проявления сознательности личности, ее способности быть инициатором и реализатором своих собственных планов, желаний, установок.
Аксиологический подход предполагает устойчивую связь между внешним и внутренним в личности, между ценностно-смысловым базисом культуры и мерой ее укорененности в личности. Аксиологический подход рассматривает в качестве базовой, ведущей ценности самого человека, личность. Человек и есть «мера всех вещей» -важнейшая и непреходящая ценность. Для практики профессионального образования это положение особенно важно: человек - цель и ценность всякой деятельности, ее смысл и результат. Все другие ценности служат главному и самому важному -человеку, его развитию, его благополучию и счастью.
Целостный подход позволяет рассматривать образовательный процесс как целостную и четко структурированную систему, все элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены, находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Целостна, неделима и личность студента, включенного в образовательные отношения и деятельность. Целостность процесса достигается сбалансированностью, гармоничностью всех его частей и элементов, а целостность личности -гармоничностью всех сторон ее развития. Целостность образовательного процесса обеспечивается единством его субъектов, сбалансированностью и целостностью их влияний на личность студента, целостностью самой личности как продукта образовательной деятельности, ее главного результата.
Системный подход в профессиональном образовании выступает закономерным логическим продолжением целостного подхода, позволяя рассматривать образовательный процесс как единую динамическую систему, как устойчивую совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, обеспечивающих целенаправленные влияния на личность будущего специалиста. Системный подход предполагает понимание того, что система всегда больше, чем просто механическое сложение частей, это огромный синергетический эффект единства, целостности, усиливающий продуктивность влияний, позволяющий достичь максимального результата.
Культурологический подход позволяет рассматривать образование в системе культуры как ее важнейшую и органическую часть, как важную сферу общественной жизни, обеспечивающую воспроизводство, ретрансляцию культуры, ее передачу новым поколениям молодежи. Образование воспроизводит в сознании человека систему ценностей культуры, ее нормативы и смыслы, задает векторы самореализации, помогает молодым людям обрести этнокультурную и гражданскую идентичность. Культурологический подход позволяет рассматривать личность в ее постоянной связи с культурой, во взаимодействии с нею, стать ее субъектом - творцом и носителем ценностей культуры.
Эти и другие подходы служат основой в понимании современного образования, его сущности, его социальной миссии. Подход - это всегда совокупность идей, это всегда некое концептуальное их оформление, позволяющее определить возможную стратегию образовательной деятельности, ее ценностно-смысловые акценты, ее базовые принципы и закономерности, лежащие в их основе противоречия. Помимо названных подходов можно было бы говорить еще и о дифференцированном, индивидуальном, комплексном, гуманистическом, этнопедагогическом, гендерном, компетентностном и др. Подходов оказывается так много, что их смысл быстро теряется из виду, оказывается размыт и не очень ясен. Подход, на наш взгляд, это все-таки совокупность концептуальных идей, базовых принципов, на основе которых оказывается возможным найти ракурс в анализе сущности и структуры, содержания и организации образовательной деятельности.
Важно определиться с подходами и в понимании сущности профессиональной культуры дизайнера, психолого-педагогических идей, лежащих в основе ее - культуры - формирования. На наш взгляд, перечисленные выше подходы как раз и могут служить основой для понимания природы, сущности профессиональной культуры дизайнера, путей и способов ее формирования. Личность формируется в деятельности; именно деятельность служит той первоосновой, которая предопределяет содержательную сторону личности, ее направленность. При этом, конечно, важна субъектность будущего специалиста, целостность его личности, способность и готовность дизайнера к самостоятельному художественному творчеству [Репринцев М.А. 2016; 2016а; 2016б; 2016в; 2017; 2017а; 2017б]. Базовыми
ориентирами, задающими цели и ценности его профессиональной деятельности, служат ценности, их сопряженность с культурой, с традициями и нормами профессионального цеха, с сообществом художников. Культура - та сфера, в которой аккумулируется весь гуманистический базис цивилизации, ее ценностно-смысловое ядро. Освоение и присвоение этого культурного кода, его воплощение в профессиональной деятельности составляет суть приготовления к будущему самостоятельному творчеству художника, поиску собственного Я в искусстве.
Для рассмотрения термина «профессиональная культура дизайнера» необходимо ответить на несколько вопросов о появлении, формировании и развитии этой культуры у студентов. Профессиональная культура дизайнера тесно связана с огромным общекультурным наследием, включающим наследие художников и архитекторов предыдущих эпох. В условиях научно-технического прогресса современная культура развивается и в материальной, и в духовной сферах жизнедеятельности людей. Дизайн, как раз и является одним из основных средств проектирования современной материальной культуры. Проектируемая удобной и функциональной, среда, несмотря на насыщение ее огромным множеством вещей, во многом определяет духовную культуру общества. Под культурой понимается как «вторая природа», то есть все то, что создано человеком по отношению к «натуре», природе, так и «духовная культура», которая противопоставляется «технической цивилизации», несмотря на то что в современной культуре анализируется то, что создается серийным производством. Духовная культура - это ценности добра, истины, красоты, веры, то есть морали, философии, искусства, религии. Техническая цивилизация - это материальная основа функционирования общества - экономика и урбанистика, наука и техника [Пигулевский 2014: 5].
Процесс проектирования рассматривает дизайн целостно, включая весь спектр культуры и цивилизации, не только как проектирование для решения производственных задач, но и как сферу потребления и влияния на жизнь общества. Другими словами, в фокусе внимания дизайнера стоит прежде всего человек с его духовной культурой и материальными потребностями. Проектирование связано с удовлетворением этих потребностей, активно их формируя снова. Целостное понимание дизайна как проектной культуры предполагает внимание не только к производственной, но и к потребительской и коммуникативной характеристике дизайна. Дизайн занимает центральное место в практической эстетике, он строится на обновляющихся технологиях и подчинен эргономическим требованиям [Пигулевский 2012].
Сегодня применительно в профессиональной характеристике личности специалиста все чаще в лексике звучат «компетенции», «компетентность», выступая некоей противоположностью профессиональной культуры дизайнера. На наш взгляд, нет необходимости их противопоставлять, странно было бы представить дизайнера «компетентным», но «некультурным», как и наоборот - «культурным», но «некомпетентным». Профессиональная культура дизайнера - понятие более широкое, предполагающее не только его компетентность, но и широкий кругозор, высокую общую культуру, ориентацию на широкий спектр духовно-нравственных ценностей. Словом, профессиональная культура дизайнера - это еще и понимание и переживание им своей ответственности за результаты творческой деятельности.
В настоящее время все чаще под термином «компетентность» понимают широкий кругозор, эрудицию, личностный круг интересов дизайнера. В философии «компетентностного подхода» акцент ставится на готовность дизайнера к самостоятельной проектной деятельности за счет набора компетенций, который должен включать в себя все разнообразие культуры. Теоретические знания философии,
истории искусств еще не гарантируют успешного освоения навыков проектирования. Одним из главных факторов является психология личности, которая содержит в себе и творческую интуицию, и воображение, которые невозможно только технически запрограммировать. Без этих личностных качеств проектная деятельность не может быть успешной. Безусловно, приступая к новому проекту, дизайнер опирается на предыдущий опыт, пристально изучает аналоги и прототипы, но итогом его деятельности становится абсолютно новый продукт. Набор определенных компетенций не повлияет на успешное создание этого продукта. Идеология компетентностного подхода противоречит сути проектной работы и художественного творчества, в котором нет места плагиату. Важнейшую роль в успешности деятельности дизайнера играют его личностные природные способности. Даже овладев определенным набором компетенций, можно не стать грамотным специалистом-дизайнером. Такие примеры существуют, когда базовые способности у студента есть, но они не получают развития в процессе освоения компетенций. Часто это перерастает в личностную проблему, которая формирует у дизайнера неправильную самооценку и, следовательно, неадекватное поведение в профессиональном сообществе. Сегодня в образовании многое делается для развития в студентах способности к самообразованию и саморазвитию, которые невозможны без способностей к напряженному труду, без волевого усилия над собой. Без волевого напряжения, без самопреодоления все потенциальные способности не смогут получить профессионального развития, а будущий дизайнер не будет готов к самостоятельному продуктивному творчеству и решению проектных задач. Самостоятельность в поиске подходящей уникальной дизайн-концепции и ее реализация - один из важнейших элементов профессионального образования [Репринцев М.А. 2017в; 2018; 2018а]. Студент должен находиться в непрерывном поиске собственного стиля и средств его выражения. При этом преподаватель выступает тьютором, оценивающим обучающегося на всех этапах проектирования, стараясь максимально сохранить индивидуальную авторскую идею.
Профессия дизайнера сегодня популярна и востребована на рынке труда, что отражено в результатах многочисленных рейтингов и опросов. Но эта профессия обладает спецификой, которая отличает ее и от инженерных, и от художественных профессий. Дизайн находится на стыке материальной и духовной сферы и удовлетворяет как материальные, так и духовные потребности человека. Поэтому дизайнеру необходимо развивать естественно-научные, технические и гуманитарные знания, использовать опыт и знания живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Следовательно, целью профессиональной подготовки будущих дизайнеров становится не узконаправленная подготовка специалистов, а формирование у них такого уровня профессиональной культуры, при котором были бы интегрированы знания, умения и навыки самых различных профессиональных сфер: технической, гуманитарной, экономической, художественной, экологической, социальной. Дизайн подразумевает под собой художественное проектирование и конструирование, формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. Словари подчеркивают, что в узком смысле понятие «дизайн» представляет собой как вид художественного конструирования, так и его процесс. Профессиональные компетенции, обеспечивающие личностно-профессиональное развитие студентов, являются базисом формирования профессиональной культуры дизайнера. В данном контексте очень важен процесс достижения практических результатов в проектной деятельности за счет реализации поставленных профессиональных задач.
Дизайнерское творчество обосновано называют феноменом проектной деятельности, проектной культуры ХХ-ХХ1 вв. «Под проектной культурой студента-дизайнера как активного субъекта образовательного процесса следует понимать
культуру, представляющую собой систему преобразований мировоззренческих и профессиональных взглядов на картину мира, воплощенных в художественно выразительных образах с целью достижения высших способов организации бытия. Проектная культура проявляется в умении решать проблемы в условиях неопределенности задач и вариативности результатов. Процесс этот сопровождается не только профессионально-деятельностными характеристиками, но активизируется и внутренними духовными потребностями субъекта» [Каукина 2015].
Анализ современного состояния дизайн-образования показывает, что оно имеет значительные перспективы роста [Бахлова 2018]. И одним из наиболее «узких» мест в организации дизайн-образования является отсутствие целостной системы формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров. Смещение акцентов на формирование компетентности и компетенций, как показывает практический опыт, еще не гарантирует обретения студентами профессиональной культуры. Профессиональная культура является интегративной характеристикой личности, включающей в себя комплекс знаний, умений и навыков, формирующихся в процессе социокультурной, образовательной, проектной, производственной деятельности дизайнера. Процесс формирования профессиональной культуры неразрывно связан с практической деятельностью дизайнера, мотивами включения в нее. Отношение к проектной деятельности, профессиональная компетентность, креативность, профессиональное саморазвитие - главные критерии и показателями эффективности этого процесса. Проектный подход, как один из базовых в профессиональной деятельности, системный подход, выявляющий взаимодействие всех образовательных процессов, гуманистический подход, направленный на уникальность личности студента и его стремление к творческой самореализации являются методологической основой процесса формирования профессиональной культуры дизайнера. Профессиональная культура студента-дизайнера проявляется в умении решать проблемы в условиях неопределенности задач и вариативности возможных результатов профессиональной деятельности [Сафин 2017]. Выбор темы для проектов и постановка дальнейших задач не сопровождаются подробной инструкцией или алгоритмом действий для достижения эффективного результата в дизайн-проектировании. В этой работе одинаково значимы базовые знания рисунка и живописи, компьютерных технологий и основ композиции, законы цветописи и психологии восприятия - все это важные аспекты проектной деятельности, которые позволяют учесть и реализовать в конкретном дизайн-продукте широкий набор свойств, характеристик, качеств, делающих это продукт уникальным, эстетически совершенным.
Результаты формирования профессиональной культуры дизайнера в полной мере проявляются в дипломном проектировании, которое является важнейшим этапом проявления мастерства, признания готовности молодого специалиста к самостоятельной творческой деятельности профессиональным сообществом дизайнеров. На этом этапе студент демонстрирует такие личностные качества, как заинтересованность, активность, уверенность в себе, умение работать в команде, ответственность и др. По сути, это этап публичной демонстрации студентом своей готовности к самостоятельной творческой деятельности. В качестве примера можно привести выпускную квалификационную работу студентки М.М. Самошиной «Проект организации городской среды средствами стрит-арта для города Курска». Этот проект включал в себя глубокий ретроспективный анализ развития и жанровых особенностей уличного искусства, определение целевой аудитории, анализ зарубежных и отечественных аналогов стрит-арта в рамках современных тенденций в организации городской среды. Дипломницей было принято решение создать сюжетную композицию о здоровом образе жизни в городском парке «Боева дача». Путем длительного анализа
и эскизирования была найдена собственная стилистика иллюстраций для максимально выразительного дизайнерского решения среды. В работе над проектом студентка продемонстрировала самостоятельность и инициативу в принятие проектных решений, она успешно смогла отобрать и использовать нужный инструментарий в своей работе, что позволило разработать оригинальный, выразительный мурал. Студентка продемонстрировала грамотное владение методами проектной работы и умение решать поставленные творческие задачи. В результате был разработан не только проект росписи 144-метровой стены, но объемные буквы, флаги, сувенирная продукция и упаковки для продуктов питания. Студентка-дипломница продемонстрировала навыки создания оригинальной концепции оформления городской среды, отвечающей современным тенденциям в дизайне, умение работать с различными стилями графики, рисунок от руки и стилизацию, а также проявила оригинальное творческое мышление. На защите была представлена модель стены с росписью в масштабе, а также продемонстрированы фрагменты графики в натуральную величину. Маркетинговыми выводами студентка обосновала положительное влияние проектной разработки на формирование общественного внимания к эстетизации городской среды, обосновала эффективность влияния оформления пространства города на привлечение внимания людей к здоровому образу жизни. Проект студентки получил высокую оценку в профессиональном сообществе, признание специалистов, был замечен администрацией города и реализован на практике.
Профессиональная культура дизайнера не появляется сама по себе, не возникает случайно; она - результат длительной работы студента над собой, расширения своего кругозора, постижения законов искусства, развития практических умений и навыков профессиональной деятельности, освоения возможностей современных информационных ресурсов, компьютерных технологий, существенно ускоряющих творческий процесс и помогающих художнику в поиске наиболее удачного решения проектной задачи. Но какими бы совершенными ни были технические помощники, какой бы мощной и содержательной ни была бы информационная среда, самым важным и самым референтным субъектом в строительстве самого себя для будущего дизайнера является университетский преподаватель. Именно он чаще всего служит для студента примером мастерства, профессионализма; именно преподаватель задает критерии оценки личности в искусстве; именно с него студент чаще всего берет пример и творит себя. Ответственность преподавателя в этом творении очень высока: в искусстве мастерство передается «из рук в руки» - от мастера к ученику. В этой удивительной эстафете творческого наследования мастер всегда ищет возможность не слепого копирования себя в ученике, а поддержки и развития того, что заложено в будущем дизайнере природой -уникальность человеческой личности, ее неповторимость, ее способность быть собой, отражая в творчестве свое собственное видение мира и его преобразование по законам красоты.
Библиографический список
Бахлова Н.А. Формирование профессиональных компетенций будущих дизайнеров на основе междисциплинарного диагностического комплекса (в образовательном процессе вуза): дис. ... канд. пед. наук. Орел: ОГУ, 2018. 244 с.
Бредихин А.П. Модернизация высшего художественно-педагогического образования: традиции и инновации // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 1 (29). С. 35-50.
Бредихин А.П. Проблемы инкультурации молодежи в современном социуме: личность между традициями этноса и реалиями образования // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары: ЧГПУ, 2017. С. 402-406.
Бредихин А.П. Проблемы современного художественно-педагогического образования в контексте «модернизации»: время утраченных иллюзий // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014а. № 1 (262). С. 52-60.
Бредихин А.П. Проблемы социализации молодежи в контексте трансформации национальной культуры и образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017а. С. 3-8.
Бредихин А.П. Профессионально-личностное развитие студентов-дизайнеров в образовательной среде вуза // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития: в 2 кн. Кн. 1 / под ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань, 2018. С. 322-328.
Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.
Волчегорская Е.Ю. Личностный подход в педагогике искусства: монография / Е.Ю. Волчегорская. М.: Спутник+, 2007. 199 с.
Каукина О.В. Методологический аспект формирования проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки // Вестник волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015. № 4 (19). С. 92-101.
ПигулевскийВ.О. Дизайн и культура. Харьков: Гуманитарный Центр, 2014. 316 с.
Пигулевский В.О. Практическая эстетика. Харьков: Lap Lambert, 2012. 176 с.
Репринцев А.В. Дизайнер в «обществе потребления»: служение Христу или мамоне? // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 1 / редколлегия: Х.С. Гафаров (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2020. С. 15-26.
Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Международная научно-практическая конференция. Ереван, 2020а. С. 628-648.
Репринцев М.А. Потенциал проектной деятельности в профессиональном образовании дизайнеров: компетентностный подход // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 4. С. 183-187.
Репринцев М.А. Проектная деятельность в системе профессионального образования дизайнеров: потенциалы компетентностного подхода // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: материалы 11-ой Междунар. научно-практ. конф.: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 90-95.
Репринцев М.А. Профессионально-личностное развитие будущих специалистов-дизайнеров средствами проектной деятельности // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. 2016а. С. 778-787.
Репринцев М.А. Психологические основы формирования профессионализма будущих дизайнеров средствами проектной деятельности // Страховские Чтения. 2018. № 26. С. 233-241.
Репринцев М.А. Психологические ресурсы профессионально-личностной самоактуализация студентов-дизайнеров в процессе проектной деятельности // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века. Кострома: КГУ, 2016б. С.320-328.
Репринцев М.А. Развитие композиционного мышления будущих дизайнеров средствами проектной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2016в. №6. С. 181-187.
Репринцев М.А. Социально-нравственные основы проектирования городской среды: миссия и компетентность профессионала-дизайнера // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития / под общ.ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань, 2018а. С. 207-213.
Репринцев М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: компетентностный подход в профессиональной подготовке дизайнера // Формирование этнокультурной компетентности субъектов педагогического процесса в условиях поликультурной образовательной среды. Йошкар-Ола, 2017а. С. 56-65.
Репринцев М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: опыт разработки и реализации проектов историко-этнографических комплексов // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары, ЧГПУ, 2017б. С. 464-469.
Репринцев М.А. Этнокультурные традиции как основа профессиональной деятельности дизайнера: от композиционного замысла - до реализации проекта // Этнокультурное образование в современном мире / науч. ред. Е.А. Александрова. М., 2017в. С. 612-631.
Сафин Р.С., Корчагин Е.А. Непрерывное профессиональное образование: взаимосвязь с производством // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: в 2 кн. Кн. 1 / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 67-72.
Сухоруков И.С. Изучение особенностей этнокультурной идентичности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 110-116.
Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020. С. 292-299.
Сухоруков И.С. Миссия институтов социального воспитания в формировании этнокультурной идентичности подростков и юношества // Гуманизация образовательного пространства. [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016а. С. 857-877.
Сухоруков И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования / под ред Р.С. Сафина; И.Э. Вильданова. Казань: Школа, 2021. С. 136-140.
Сухоруков И.С. Проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества в зеркале педагогической социологии: опыт эмпирического исследования // Вестник Костромского гос. ун-та. 2016б. Т. 22. № 4. С. 258-263.
Сухоруков И. С. Развитие этнокультурной идентичности подростков и юношества как условие возрождения духовно-нравственных основ российского общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию Л.И. Уманского). Кострома: КГУ, 2016в. С. 230-240.
Сухоруков И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017. С. 710-733.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016г. № 2 (29). С. 92-101.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. Ярославль: ЯГПУ, 2021а. С. 247-252.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016д. Т. 2. №4. С. 53-62.
Сухоруков И. С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. науч. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2020а. С. 196-204.