УДК 378.14
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
© 2021 Л. И. Переславцева
канд. пед. наук, доцент, заведующий отделом менеджмента качества образования е-mail: trusheva@yandex. ru
Белгородский государственный институт искусств и культуры
В статье обращается внимание на актуальность вопросов взаимодействия между культурами. Делается акцент на особом значении решения проблемы формирования опыта межкультурного взаимодействия студенческой молодежи среди обучающихся вузов искусств и культуры. Пути развития у обучающихся способности к межкультурному взаимодействию рассматриваются автором на уровне образовательной с реды вуза.
Ключевые слова: средовой подход в педагогике, образовательная среда вуза, межкультурное взаимодействие, профессионально-личностное развитие, поликультурная образовательная среда, информационная среда, социальное взаимодействие.
INTERCULTURAL INTERACTION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION AS A FACTOR OF PROFESSIONAL AND PERSONAL
DEVELOPMENT OF STUDENTS
© 2021 L. I. Pereslavtseva
Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Head of Education Quality Management Department е-mail: [email protected]
Belgorod State Institute of Arts and Culture
The article draws attention to the relevance of issues of interaction between cultures. The emphasis is placed on the special importance of solving the problem of formation of experience of intercultural interaction of students among students of universities of arts and culture. Ways of developing students ' ability to intercultural interaction is considered by the author at the level of the educational environment of higher school.
Keywords: environmental approach in pedagogy, educational environment of higher school, intercultural interaction, professional and personal development, multicultural educational environment, information environment, social interaction.
Третье тысячелетие является эпохой усиливающейся глобализации. Это связано с усилением информационных, научных и культурных потоков. Благодаря повсеместной информатизации размываются национальные границы распространения информации, происходит расширение взаимодействия и сотрудничества, формируется глобальная система знаний, объединяющая разные культуры. В современном мире все более актуальными становятся вопросы взаимодействия между культурами.
Понятие культуры неоднозначно. Неизмеримостью и глубинностью человеческого бытия, выражающего культуру, объясняет П.С. Гуревич широту толкования данного понятия и его применения: «... в той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура» [Гуревич 200]. Количество подходов к толкованию феномена культуры, ее интерпретации стремительно растет, но не приближает к окончательному и бесспорному определению. Последние несколько десятилетий ознаменовались появлением еще трехсот определений, но ни одно из них не приблизило исследователей к сути объяснения этого многоликого феномена [Маркова 2003]. По определению А. Швейцера, культура представляет собой духовный прогресс (индивидов, всевозможных сообществ), материальный прогресс [Швейцер 1973]. Анализ исследований в области онтологии позволил выявить, что культура - это явление, наполненное различными формами опыта; межкультурное взаимодействие является социальным взаимодействием, «.субъект существует на перекрестье столь многих культурных миров, что он вынужден принимать образцы культурного опыта каждой из групп частично, не имея возможности полностью интегрироваться в одну из них» [Недорезова 2009].
Естественно, что процессы глобализации и интернационализации затронули систему профессионального образования, способствуя возникновению качественно новых подходов, которые ориентируют образовательный процесс на общечеловеческие ценности [Репринцев 2012; 2013; 2015; 2016; 2016а; 2017; 2018; 2018а; 2018б; 2018в; 2019; 2020]. И это закономерно, поскольку следствием значительных модернизационных процессов, происходящих ныне в России и в мире, как неоднократно писал в своих исследованиях И.Е. Булатников, явились «тектонические сдвиги» в состоянии нравственной культуры людей, глубокие изменения в общественной морали, в представлениях человека о нормах и ценностях культуры: «Глобализация культурного пространства, размывая традиционные моральные нормы, делает процесс нравственного воспитания стихийным, неуправляемым, выхолащивает оценочную базу восприятия и интерпретации человеческих поступков, в т.ч. в профессиональной сфере» [Булатников 2011: 82].
«Кризис культуры», о котором размышляет И.Е. Булатников, не только затронул общественную мораль, но и проник в среду образовательных учреждений, оказал влияние на умы и понимание жизненных смыслов теми, кто только готовится к жизни и труду в новых социокультурных реалиях. Отклик системы образования на глубинные изменения в общественной жизни явно запаздывает - сегодня очевидна растерянность и отсутствие точного понимания в том, куда, в каком направлении и как должна развиваться система образования, как должна обеспечивать подготовку молодежи к жизни и труду в условиях глобализации культуры, интенсификации межкультурного взаимодействия. Это реальная проблема современного образования, которая осознается всеми участниками образовательной деятельности [Педагогика профессионального.]. Очевидно и то, что личные и профессиональные ориентиры современного юношества выстраиваются не в канонических нормах традиционной национальной культуры, а задают прагматический вектор, рационализирующий отношения с социальной средой, привносящий в эти отношения холодный расчет, выгоду, пользу для себя [Булатников 2011; 2012; 2012а; 2012б; Репринцев 2011; 2012; 2012а; 2013; 2013а; 2015; 2016; 2017; 2020; 2020а; Сухоруков 2016; 2016а; 2016б; 2016в; 2016г; 2016д; 2017; 2019; 2020; 2020а; 2021; 2021а; 2021б]. Конечно, инерционность сознания, опора на прежний опыт побуждают ориентировать подростков и молодежь на прежнюю систему жизненных координат, но входящее в жизнь поколение быстрее ориентируется в новой реальности, делая свой выбор не в пользу прежних ценностей и идей, а исходя из собственной оценки ситуации, видя и понимая всю палитру рыночной модели общественного мироустройства. Конечно,
представители старшего поколения не хотят (да и не смогут) принять такой моральный выбор собственных детей, тем самым только усиливая конфликт «отцов и детей», обостряя и без того напряженные межпоколенческие отношения. В этом контексте система образования и социального воспитания пока не может найти «универсальный» выход из ситуации и предложить содержание образования и социального воспитания, которое бы органично вписывалось бы в складывающуюся систему общественных отношений. Отсюда те дисгармонии и противоречия, которые совпадают с внедрением образовательных стандартов во всех звеньях образовательной системы. Уже само понятие «стандарт» предполагает соответствие некому социальному эталону, органично совпадающему с тем типом личности, который наилучшим образом вписывается в систему социальных отношений. Но есть ли такой «стандарт» личности? Да и возможен ли он? Поиски ответов на эти и другие вопросы носят фундаментальный, методологический характер. Не ответив на них, невозможно строить модель будущего образования [Репринцев 2011; 2011а; 2013; 2013б; 2016; 2016а; 2018; 2018а; 2018б; 2018в; 2019; 2021]. Молодежи необходимы ориентиры, которые позволят каждому молодому человеку понять, каким нужно строить себя, какие качества личности позволят найти свое место в жизни, вписаться в сложившуюся модель общественных отношений. Вполне логично в этом контексте понять и то, на каких идеях и принципах возможно строительство межкультурных отношений, продуктивное межэтническое взаимодействие.
Актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО 3++) относят межкультурное взаимодействие к категории универсальных компетенций. Особое значение межкультурное взаимодействие молодежи приобретает среди обучающихся вузов искусств и культуры. Умение определять культурные различия и особенности, содействие пониманию и взаимодействию в рамках реализуемых социокультурных проектов, культурно -досуговых программ и пр. - это профессиональная область деятельности будущих специалистов социально-культурной сферы.
Что же может предложить и каким образом способна обеспечить образовательная среда вуза подготовку юных граждан к продуктивному межкультурному взаимодействию?
В философии образования образовательная среда есть многомерное пространство, адекватное тенденциям и динамике современной культуры и соответствующее потребностям студенческой молодежи [Крылова 2000: 193-194]. По мнению Е.П. Белозерцева, среда представляет собой «средоточие», совокупность потенциала культурных, исторических, природных и социальных условий, обеспечивающих жизнедеятельность больших социальных сообществ [Белозерцев 2000: 283]. Среда задает некий условный «общепринятый» стандарт, норматив, которому должно соответствовать поведение и отношения людей в социокультурной среде.
С этих позиций можно говорить и о потенциале образовательной среды вуза, специфике такой среды в профильном вузе - институте искусств и культуры. Среда такого вуза представляет собой совокупность разнообразных субъектов влияния (образовательных, информационных, рекреационных, досуговых, развивающих), посредством которых обеспечивается влияние на социальное и профессиональное развитие студентов. По сути, это масштабный комплекс условий и факторов, оказывающих значительное влияние на будущих специалистов, формирующих в них широкий комплекс социальных, личностных и профессиональных качеств, позволяющих будущим специалистам успешно интегрироваться в социальную и профессиональную среду и продуктивно реализовывать свою субъектность, свою социальную и профессиональную миссию. Основными результатами такой интеграции
личности в образовательную среду вуза являются устойчивые ценностные ориентации, убеждения, социальная и профессиональная позиция, жизненный опыт. Как отмечает В.А. Ясвин, образовательная среда должна обеспечить каждому студенту условия для продуктивного социального личностного развития [Ясвин 2001: 177].
Расширяющиеся научно-творческие связи с зарубежными вузами, международный образовательный обмен, реализация вузовских программ определяют становление профессионально-личностных качеств будущих специалистов, являются показателями качества профессионального образования. Расширяется и усложняется миссия преподавателя: «.. .Миссия Учителя в современном образовании как раз в том и состоит, чтобы обеспечить социально-экономический прорыв, создать духовные, интеллектуальные, человеческие предпосылки для прихода в жизнь новой генерации людей, способных на принципиально новом уровне реализовывать свой созидательный потенциал, жить в демократичном, справедливом мире», - пишет А.В. Репринцев, вкладывая в понимание Миссии профессиональный и социальный смысл [Репринцев 2013: 20]. «.Для общества немаловажное значение имеет то, какую культуру несет в себе учитель, ибо от этого зависит, какой будет культура общества в будущем» [Репринцев 2012]. Поэтому логично, что будущим учителям особенно важно «уметь работать с различными в культурном отношении людьми, правильно понимать человеческое различие, быть толерантными к ним, уметь утверждать своими личными делами и словами культурный плюрализм в обществе» [Дмитриев 1999: 74].
Межкультурное взаимодействие становится фактором профессионально-личностного становления будущих специалистов сферы искусства и культуры, если в профессиональном образовании реализуются определенные принципы. Построение взаимоотношений субъектов образовательной среды на высоком нравственном и культурном уровне предполагает опору на принцип гуманистической направленности взаимодействия. Этот принцип отражает характер взаимоотношений между ними. Основными образовательными стратегиями, способствующими межкультурному взаимодействию, будут являться: «снятие негативных стереотипов по отношению к другим культурам; развитие интереса к особенностям мировосприятия разных культур, эмпатии и терпимости; умение налаживать деловые контакты; ценностное отношение к многообразию в культурном и профессиональном аспекте» [Макаренко]. Так как ключевым фактором межкультурного взаимодействия являются стереотипы, целесообразна ориентация педагогической деятельности на формирование у будущих специалистов представлений о наличии как в межкультурной, так и в монокультурной коммуникации стереотипов [Булатников 2012; 2012а; 2012б; Сухоруков 2016; 2016а; 2017; 2019; 2020; 2020а; 2021; 2021а; 2021б]. А следовательно, очень важно научить студентов конструктивному их использованию для повышения эффективности межкультурного профессионального взаимодействия [Межкультурная академическая.]. Очень важно, чтобы студенты понимали, что в процессе межкультурного взаимодействия одни и те же ценности представителями разных культур воспринимаются по-разному. И тогда возможно исключить ситуации непонимания и добиться положительных результатов. Это достигается различными путями. Так, например, делается акцент на получении студентами представлений о расовых и религиозных различиях в локальных культурах, особенностях национальных традиций и образа жизни отдельных этносов. Студенты фактически формируют позитивную установку на межкультурное взаимодействие, поиск путей понимания и сотрудничества с представителями разных народов и культур. Актуальным является подход, направленный на формирование умений и навыков, которые повысят эффективность межкультурного взаимодействия.
Принцип целостности образовательного процесса предполагает, что профессионально-личностное развитие студентов осуществляется в процессе учебной и внеучебной деятельности. Опыт межкультурного взаимодействия формируется с опорой на применение активных и интерактивных методов обучения, подкрепляется реальной воспитательной практикой. Дискуссии, дебаты, кейс -технологии, ролевые игры и т.п., моделирующие актуальные социальные проблемы, проблемы в будущей профессиональной профессии, включают обучающихся в совместную работу, обеспечивают их познавательную активность, межкультурное взаимодействие.
Практическая деятельность позволяет осуществить реальное включение студентов в процесс социального взаимодействия, посредством которого становится возможным развитие всего спектра личностных и профессиональных качеств. Реальная деятельность служит источником всех перемен и формирующихся в личности представлений, убеждений, социального и профессионального опыта. Такая практическая деятельность позволяет ускорить социальное и профессиональное «взросление» студента, способствует его продуктивной творческой и личностной самореализации, накоплению социального и профессионального опыта [Рожков 2016; 2017; 2017а; 2019]. Важна такая практическая деятельность и с точки зрения накопления опыта межкультурного взаимодействия, сотрудничества с представителями различных этносов, преодоления стереотипов и достижению взаимопонимания. Невозможно научиться разрешать проблемные ситуации, в том числе в условиях межкультурного взаимодействия, не являясь включенным в эти ситуации. Поэтому и целесообразно включение студентов в систему профессиональных отношений, а если при этом формируется интерес к общению с представителями разных национальностей и культур, то развивается опыт межкультурного взаимодействия, приобретается потребность в нем. Будущие специалисты уже не довольствуются пассивными ролями обыкновенных слушателей. Современные студенты занимают позицию активных субъектов совместной деятельности, для них характерен активный поиск способов самореализации. На этом фоне создание условий для полноценного профессионально-личностного развития является приоритетной задачей педагога.
В условиях информационного общества главным ресурсом является информация. Поэтому информация и научное знание являются факторами, определяющими перспективы развития общества. В связи с этим ушло в прошлое представление о педагоге как о специалисте, представляющем своим ученикам определенную сумму знаний. Разрабатываемые методики и технологии отвечают нарастающей необходимости самостоятельного усвоения информации обучающимися: осуществляется опора на социокультурный опыт будущих специалистов, на наставничество и взаимную поддержку, на коллективную стратегию преподавания и обучения (обучение в сотрудничестве, групповые методы и пр.). Способствует развитию у студентов опыта межкультурного взаимодействия научно-исследовательская работа (углубляющая знания, позволяющая направленно применять имеющиеся знания и умения). В частности, проектные технологии, образующие основу межкультурного взаимодействия, позволяют не только развить навыки познавательной и творческой деятельности, но и организовать совместную работу, межкультурную коммуникацию, развить навыки самостоятельного ориентирования с культурных позиций. Образовательная среда вуза, обеспечивая развивающие возможности, формирует так необходимую в современном мире потребность в дальнейшем совершенствовании своих профессионально-личностных качеств. И наличие опыта межкультурного взаимодействия будет этому способствовать.
Библиографический список
Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. Волгоград: Перемена, 2000. 459 с.
БулатниковИ.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №№4. С. 78-92.
Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. 2011. № 1 (17). С. 79-89.
Булатников И.Е., Исаев И.Ф. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 2012а. № 4 (24). С. 23-35.
Булатников И.Е., Репринцев А.В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого -педагогический поиск. 2012б. № 22. С. 19-34.
Гуревич П.С. Философия культуры: учебник для вузов [Электронный ресурс]. М.: Nota Bene, 2000. 352 с.
Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Нар. образование, 1999. 208
с.
Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.
272 с.
Макаренко Э.Н. Формирование личностных качеств будущего учителя, необходимых для успешного взаимодействия в межкультурной академической среде [Электронный ресурс]. URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/21326 (дата обращения: 13.10.2021).
Маркова Н.Д. Социокультурные основания процесса формирования личностной структуры человека в условиях становления информационного общества: дис. ... канд. культурологии. Кемерово, 2003. 213 с.
Межкультурная академическая компетентность студентов педагогических специальностей: теоретический аспект: пособие / П.Д. Кухарчик, А.И. Андарало, А.В. Торхова и др. Минск: БГПУ, 2013. 116 с.
Недорезова В.Л., Блинов Л.В. Межкультурное взаимодействие в образовательной среде вуза как фактор формирования социальной компетентности студентов // Педагогическое образование и наука. 2009. № 12. С. 56-60.
Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластёнина. М.: Академия, 2004. 368 с.
Репринцев А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 1 (25). С. 26-39.
Репринцев А.В. Дизайнер в «обществе потребления»: служение Христу или Мамоне? // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: материалы IV Международной научно-практической конференции : в 2 ч. Ч. 1 / редколлегия: Х.С. Гафаров (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2020. С. 15-26.
Репринцев А.В. Искусство и человек в системе духовных ценностей постиндустриального мира: векторы эволюции смыслов и эталонов культуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. 2021. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4068/ (дата обращения: 23.10.2021).
Репринцев А.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. №1. С. 88-96.
Репринцев А.В. Методологические проблемы современного социального воспитания молодежи, или: есть ли сегодня социальный заказ на воспитание
коллективистов? // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. Т. 17. № 4. С. 131-137.
Репринцев А.В. Миссия российского учительства сквозь призму наследия А.С. Макаренко: от социальной разобщенности - к сплоченному действию // Известия Воронежского гос. педагогического университета. 2013а. № 1 (260). С. 19-26.
Репринцев А.В. Образовательная среда вуза в системе факторов формирования этнокультурной идентичности юношества // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21 -го века: состояние, проблемы, перспективы развития / под ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань, 2018. С. 42-48.
Репринцев А.В. Патриотизм и гражданственность как основа взаимодействия личности и социальной среды: диалектика вечного и временного // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4-2. С. 195-211.
Репринцев А.В. Развитие капитализма в российском образовании: взгляд из провинциального вуза // Психолого-педагогический поиск. 2011а. № 18. С. 24-42.
Репринцев А.В. Развитие теории социально-нравственного воспитания молодёжи в исследованиях И.Е. Булатникова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018а. № 2 (46). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/2544/ (дата обращения: 22.09.2021).
Репринцев А.В. Риски и противоречия социализации студенческой молодежи в условиях «модернизации» системы профессионального образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017. С. 85-90.
Репринцев А.В. Риски и противоречия этнической социализации детей и молодежи в контексте глобализации культуры // Этнопедагогика в контексте современной культуры: сб. науч. тр. / отв. ред. Л.Б. Абдуллина. Уфа: БГУ, 2018б. С. 169-176.
Репринцев А.В. Рыночный тип личности как продукт «модернизации» современного российского образования: что ждать от реформ? // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 3. С. 33-43.
Репринцев А.В. Социализация юношества в современном социокультурном пространстве: остается ли в воспитании место для гуманизма? // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов, 2016а. С. 59-74.
Репринцев А.В. Социальное и профессиональное развитие личности будущего учителя в воспитательной системе современного вуза: тревоги и надежды [Электронное издание] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012а. №4(24). Т. 1. URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/720/ (дата обращения: 12.10.2021).
Репринцев А.В. Социальные реформы в России сквозь призму философско-педагогической антропологии: от кризиса идентичности к деструкции культуры этноса // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2013б. № 1 (16). С. 46-53.
Репринцев А.В. Труд в системе факторов этнокультурной социализации современной молодежи: диалектика социального и индивидуального // Ярославский педагогический вестник. 2018в. № 6. С. 31-46.
Репринцев А.В. Труд как социокультурный и педагогический феномен в традиционном Русском мире: механизмы и факторы формирования этнокультурной идентичности личности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3005/ (дата обращения: 22.09.2021).
Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Ереван, 2020а. С. 628-648.
Рожков М.И. Практика социального воспитания: основные тенденции развития // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 13-18.
Рожков М.И. Свобода и воспитание // Ярославский педагогический вестник. 2016. №4. С. 8-12.
Рожков М.И. Социальные пробы как средство формирования социальной ответственности школьников // Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3. № 2. С. 12-19.
Рожков М.И., Файтельсон В.А. Формирование готовности к жизни в условиях сетевого общества как компонент социализации ребенка // Ярославский педагогический вестник. 2017а. № 1. С. 47-51.
Сухоруков И.С. Изучение особенностей этнокультурной идентичности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 110-116.
Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020. С. 292-299.
Сухоруков И.С. Миссия институтов социального воспитания в формировании этнокультурной идентичности подростков и юношества // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016а. С. 8 57-877.
Сухоруков И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования / под ред Р.С. Сафина; И.Э. Вильданова. Казань: Школа, 2021. С. 136-140.
Сухоруков И.С. Проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества в зеркале педагогической социологии: опыт эмпирического исследования // Вестник Костромского гос. ун -та. 2016б. Т. 22. № 4. С. 258-263.
Сухоруков И.С. Развитие этнокультурной идентичности подростков и юношества как условие возрождения духовно-нравственных основ российского общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию Л И. Уманского). Кострома: КГУ, 2016в. С. 230-240.
Сухоруков И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017. С. 710-733.
Сухоруков И.С. Традиционное народное искусство в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021а. №3(59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4070/(дата обращения: 21.10.2021).
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016г. № 2 (29). С. 92-101.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. Ярославль: ЯГПУ, 2021б. С. 247-252.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и
юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016д. Т. 2. №4. С. 53-62.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2020а. С. 196-204.
Сухоруков И.С., Голубченко А.И. Успешность обучения у студентов, использующих электронные образовательные ресурсы // Психология - наука будущего: поиск молодых ученых. Курск: КГУ, 2019. С. 91-94.
Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. 343 с.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.