Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИКИ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежов Андрей Николаевич, Гончарова Наталья Александровна, Власенко Алексей Владимирович

В статье очерчена значимость теоретической подготовки учителя и практический аспект реализации теоретических знаний. Подчеркивается, что целенаправленное развитие профессиональных способностей и формирование личности учителя обладает множеством мотивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ежов Андрей Николаевич, Гончарова Наталья Александровна, Власенко Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL KNOWLEDGE AND PRACTICAL ART IN THE ACTIVITY OF A TEACHER

The article outlines the importance of theoretical teacher training and the practical aspect of the implementation of theoretical knowledge. It is emphasized that the purposeful development of professional abilities and the formation of the teacher's personality has many motives.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ»

УДК 378.4

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Андрей Николаевич Ежов

студент

michyatut554@gmail .com Наталья Александровна Гончарова

доктор педагогических наук, профессор

^а-а1еха@тай. т Алексей Владимирович Власенко

аспирант alexs68tmb@eandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье очерчена значимость теоретической подготовки учителя и практический аспект реализации теоретических знаний. Подчеркивается, что целенаправленное развитие профессиональных способностей и формирование личности учителя обладает множеством мотивов.

Ключевые слова: учитель, ученики, теоретическое знание, практическая деятельность, воспитание.

Значимые общественно-педагогически1проблемы являются одной из проблем подготовки учителя в современном мире. Занимаясь педагогикой как наукой, многие ученые проявили особый интерес к проблемам, связанным с деятельностью педагога, а также к концепции разработки решения выявленных проблем [3; 5]. Выявлено, что наиболее существенный минус в процессе просвещения имеется недостаток наставников, компетентных в области выполнения собственных обязательств.

Значительная социальная значимость учителя требует от учителя тех основных свойств и качеств, которыми обязан владеть любой учитель, а также предъявляет к личности учителя высокие требования [1; 4; 7]. Основоположником данных требований считается деятель научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский, точка зрения которого гласит следующее: «Учитель обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно только в том случае, если он имеет свое мировоззрение. Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждении можно действовать только убеждением».

Собственные убеждения и педагогические взгляды учителя невозможно подменить ни контролем, ни практическими руководствами. Учитель, который утратил собственные убеждения и взгляды, перевоплощается в незрячего исполнителя посторонних указаний.

Одними из основных областей знаний учителя считаются знания, которые касаются не только знаний в области преподаваемой дисциплины, но и охватывают область педагогических знаний [2; 8]. Обязанность учителя — это оперировать разнообразными понятными, чёткими и установленными знаниями согласно тем наукам, которым он станет обучать. Цель любого учителя - дать всестороннее обширное образование своим ученикам.

Учитель должен иметь такие знания в области педагогики, которые позволили бы ему отчётливо определить ту или иную задачу воспитания, чтобы контролировать и направлять деятельность учеников в нужное русло на всех стадиях обучения. Специальные знания в области педагогики необходимы

учителю также для активизации интеллектуальных возможностей и познавательного интереса учеников. Кроме того, как обосновано в педагогических работах, одних теоретических знаний учителю недостаточно. Учителю необходимо освоить искусство преподавания учебных дисциплин на практике, приобрести умения педагогического мастерства. Подобные умения базируются на основах теоретических наук, однако данные умения характеризуются отличительными моментами и приобретаются только на практике.

Помимо вышеизложенного, учителю, который будет работать в школе, необходимо обладать множеством способностей, значимых именно для выполнения педагогической деятельности. Учителю также нужно научиться правильно и красиво писать, читать текст выразительно, рисовать, чертить и даже петь. Однако учитель не обязан огранивать свою педагогическую деятельность приобретёнными знаниями. Весьма немаловажно сформировать в учителе умение и стремление к непрерывному расширению собственного педагогического и научного кругозора [6]. Так, Константин Дмитриевич Ушинский был уверен в следующем: «Учитель живет до тех пор, пока учится». Данное высказывание в современных условиях обретает особенный смысл: жизнь сама определила актуальную проблему постоянного образования для педагога.

Целенаправленное развитие профессиональных способностей и формирование личности учителя, как и любая деятельность и работа, обладает множеством мотивов. Как правило мотивацией и основой самообразования педагога является необходимость в саморазвитии. С целью выстраивания определенных действий по своему самосовершенствованию, учитель опирается на уровень своей самооценки.

Так, специалисты в области психологии фиксируют два способа развития адекватной самооценки любой личности, в том числе и личности учителя. Первый способ заключается в сравнении уровня собственных требований учителя с имеющимися результатами в области выполняемой

педагогической деятельности, второй способ - сравнить имеющиеся собственные результаты с мнениями коллег.

Безусловно, ошибочный выбор такой профессии, как Учитель, может стоить подопечным ученикам очень дорого, поскольку цена такой ошибки — это жизнь, здоровье, а также уровень знаний доверенных учителю детей. Не зря существует утверждение: «Учитель учителю рознь». Зачастую учителя сталкиваются с тем, что ученики бывают разные по темпераменту, способностям, характеру. Есть дети, которые ведут себя с разными учителями по-разному, например, с одними учителями дети активные, с другими -пассивные. Это означает, что и определенные личные качества, и профессионализм учителя влияет на поведение учеников. Как известно, уважение к личности учителя не формируется спонтанным образом, а является итогом тяжелого умственного и душевного труда[4].

Известно, что в различные периоды времени учитель были остается очень почитаемым в обществе человеком [2]. Было время, когда учитель был едва ли не единственным образованным человеком в определенной социальной среде, особенно в сельской местности, а осведомленность учителя являлась -главным источником знаний. В настоящее время главные источники информации - интернет, телевидение, книги, журналы и радио - отодвинули значимость учителя в получении нужной информации, отняв у него приоритет в образовательном процессе. Теперь учителю требуется прикладывать большие усилия в своей работе, чтобы на сегодняшний день быть более осведомленным, подтверждая тем самым особую роль учителя для всех участников образовательного процесса, и в главной степени для детей и их родителей, доказывая основание на уважительное отношение и авторитет.

Однако учитель не только лишь обучает и дает знания. Он осуществляет сложную воспитательную работу, требующую от него самоотречения. Точка зрения учителя, его мировосприятие и безмерная любовь — это то, что на сегодняшний день особенно важно для учеников, и это то, что требует от учителя время, сил и полной самоотдачи. Сложно ли такое? Да, сложно.

Конечно же, только учитель способен говорить о собственных учениках с непритворным интересом, только учитель с неподдельной решимостью может защищать своих учеников перед администрацией школы и даже перед родителями учеников, только учитель способен вести с детьми многочисленные разговоры на разные темы, только учитель способен сформировать у ученика тягу к определенному роду деятельности, которую ученик будет выполнять в будущем после окончания школы. Естественно, что все это является немаловажным в процессе воспитания учеников.

Постоянно ли ученики школы ценят тяжелую педагогическую деятельность учителя и оказывают ему уважение? К сожалению, это не так. Стоит только вспомнить, какое количество раз мы в душе гневались на учителя, когда нам предполагалось ответить за свои действия и поступки. Оценивание деятельности учителя зависит не только от его компетентной работы, которая заключается в передачи знаний ученикам, но и от его манеры общения, внешнего вида. Конечно же, все учителя подвергались какой-либо критике со стороны своих учеников. Из огромного числа учителей только немногим удалось «заслужить» нашу любовь и доверие. Однако в настоящее время достичь этого ещё труднее. Конечно же труд учителя тяжелый, но мы очень требовательны в запросах к нему, совершенно забывая о том, что и мы сами должны с уважением и любовью относиться к учителю. Учитель не только даёт знания в области науки, но и обучает тому, как правильно дружить и взаимодействовать в команде, помогает в достижении поставленной цели, обучает решать непростые жизненные вопросы.

Очевидно, что значимость учителя в мире очень важна. Учитель - это не просто человек, работающий по найму. Учитель является настоящим примером для подражания. Учителя помогают не только в обучении, но и в воспитании, волнуются за неудачи своих учеников, совместно радуются достижениям своих воспитанников, строго наказывают за невыученные уроки и могут искренне веселиться над шалостями.

Уважение к учителям считается таким же аспектом порядочности, как и уважение к самым близким(родителям), любовь к Отчизне. Учителя являются обязательной частичкой существования общества, они будто связывают целые поколение между собой, передавая собственный опыт и познания младшим. В связи с этим можно сказать, что необходимо уважать и не забывать учителей, оказывать им помощь для того, чтобы как можно больше извлекать от них «доброго, умного, вечного».

Список литературы:

1. Белякова А.С., Гончарова Н.А., Кретинина Г.В., Мелехова Н.В. Преимущества и недостатки традиционных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников: теоретический аспект проблемы исследования // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

2. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Перечень основных инновационных форм взаимодействия участников педагогического процесса // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

3. Гончарова Н.А. Современные тенденции в подготовке магистра филологического образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2013. № 12. Ч. 2. С. 49-52.

4. Ежов А.Н., Власенко А.В., Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Тенденции и перспективы развития системы воспитания и обучения в русле педагогических прогнозов // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

5. Кретинина Г.В. Методика обучения студентов филологических факультетов иноязычной спонтанной речи (английский язык как дополнительная специальность): автореф. дисс. канд. пед. наук. Тамбов, 2002. 20 с.

6. Манаенкова М. П. К проблеме формирования профессиональной культуры педагога // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: Материалы XVIII Международной научно-практической Internet-

конференции. Тамбов: Издательский дом "Державинский". 2022. С. 63-67. -EDN VPGDJS.

7. Можарова А.А., Аверков О.В., Гончарова Н.А., Кретинина Г.В.К вопросу о значимости традиционных и инновационных процессов в национальной системе образования // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

8. Мухортова Я.А., Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Участие в диалоге культур как фактор сформированности социокультурной компетенции обучающихся // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 190.

UDC378.4

THEORETICAL KNOWLEDGE AND PRACTICAL ART IN THE ACTIVITY OF A TEACHER

Andrey N. Ezhov

student

michyatut554@gmail .com Natalia A. Goncharova Doctor of Science, Professor nata-alexa@mail .ru Alexey V. Vlasenko student

alexs68tmb@eandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article outlines the importance of theoretical teacher training and the practical aspect of the implementation of theoretical knowledge. It is emphasized that the purposeful development of professional abilities and the formation of the teacher's personality has many motives.

Keywords: teacher, students, theoretical knowledge, practical activity, education.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10. 2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.