Научная статья на тему 'РАЗМЫШЛЕНИЯ О РОЛИ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

РАЗМЫШЛЕНИЯ О РОЛИ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / РОЛЬ УЧИТЕЛЯ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежов Андрей Николаевич, Гончарова Наталья Александровна, Власенко Алексей Владимирович

В статье обозначена роль учителя в современно обществе. Авторами сделан краткий экскурс в историю становления понятия «учитель», обозначены современные требования общества к деятельности учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ежов Андрей Николаевич, Гончарова Наталья Александровна, Власенко Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONING ABOUT THE ROLE OF THE TEACHER IN THE MODERN WORLD

The article outlines the role of the teacher in modern society. The authors made a brief digression into the history of the formation of the concept of «teacher», outlined the modern requirements of society for the activities of teachers.

Текст научной работы на тему «РАЗМЫШЛЕНИЯ О РОЛИ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

УДК 378.4

РАЗМЫШЛЕНИЯ О РОЛИ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Андрей Николаевич Ежов

студент

michyatut554@gmail .com Наталья Александровна Гончарова

доктор педагогических наук, профессор

nata-alexa@mail. т Алексей Владимирович Власенко

аспирант alexs68tmb@eandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье обозначена роль учителя в современно обществе. Авторами сделан краткий экскурс в историю становления понятия «учитель», обозначены современные требования общества к деятельности учителя.

Ключевые слова: учитель, роль учителя, современное общество, педагогическая деятельность, образовательный процесс.

Истоки профессии Учитель уходят корнями вглубь веков. Значимость учителя в формировании общества очень значительна несмотря на то, что учитель занимается развитием и воспитанием молодого поколения. Учитель создает то поколение, которое продолжит дело предшествующего поколения, но уже на более высоком уровне развития общества, в котором живет данное молодое поколение. Можно заметить, что учитель формирует определенную перспективу общества, корректирует будущее культуры и науки.

Так, известные деятели просвещения во все времена и эпохи очень высоко оценивали значимость и роль учителя в формировании того общества, в котором жили их современники. Великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670), внесший огромный вклад в развитие педагогики как науки, справедливо настаивал на том, что должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем».

Попутно следует отметить, что Учитель - слово достаточно молодое. Данное слово в русской речи появилось приблизительно два века назад, а укрепилось в речи и прочно вошло в речевой обиход около века назад. Значение слова «учитель» суммировалось из числа понятий, появившихся ранее слова «учитель», а именно: из понятий «святой отец», «воспитатель», «наставник», «проповедник», «магистр». Например, святые отцы полтора века назад учили Вере. Само слово «учитель» происходит от слова «учить». Более столетия назад семья сама решала, что предпринять для обучения и воспитания своих детей. Лишь семьи с большим доходом могли себе позволить нанимать гувернанток и гувернёра (ныне учитель). Даже на сегодняшний день понятие «учитель» дополняется различными уточнениями и дефинициями.

Современные требования общества к деятельности учителя повышаются в соответствии с ростом научного знания, с разработкой научных технологий, с достижениями в области смежных наук [3,4,6]. В тоже время реализация учителем данных требований, несомненно, способствует развитию данного общества.

Деятельность учителя в мире, выполнение им общественных функций, корректируется в соответствии с теми переменами, которые происходят в обществе в целом. Исследователи полагают, что по-другому и быть не может: «учитель существует в мире, в обществе, в результате чего совместно с миром, с обществом испытывает аналогичные эволюционные, а также новаторские изменения, которые происходят в мире и обществе» [2]. Логично утверждается, что в «различные исторические периоды общественная значимость учителя преображалась от роли ремесленника, работающего по найму, до государственного должностного лица» [1].

Каждый учитель не просто обучает преподаваемой дисциплине, но также осуществляет педагогическую деятельность. Это означает, что учитель регулярно находится в контакте с детьми, с родителями, с коллегами по работе, с другими людьми и выполняет установленные требования в соответствии с функциями педагогической деятельности [5]. В ряде исследований выявлено (Щербаков Александр Ильич, Сластенин Виталий Александрович), что в образовательном процессе обязательно осуществляются взаимосвязанные с обучающимися функции учителя, среди которых:

организаторская функция - сопряженная с привлечением обучающихся в педагогические этапы и содействие в проявлении обучающимися инициативы;

информационная функция - объединяющая предоставление научной, нравственно-эстетической и мировоззренческой информации;

прогностическая функция - проявляющаяся в высокой квалификации учителя формулировать курс воспитательной работы на любой стадии воспитания;

диагностическая функция - совмещенная с исследованием уровня обученности и воспитанности обучающихся;

конструктивно-проектировочная функция - предоставляющая выбор в подборе учебного материала и допускающая постановку отдаленных многообещающих целей обучения и воспитания;

творческая - характеризующая подходы, применяемые учителем к осуществлению творческого процесса в педагогической работе;

коммуникативная - допускающая формирование положительного отношения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Учитель обязан обладать способностью использовать в своей деятельности знания из области педагогической науки (педагогические концепции) и ведущий преподавательский опыт [7]. Совокупность данных знаний образовывает сущность педагогической профессии. Безусловно, первоначальные шаги учителя в профессии не будут легкими. В самом начале педагогическая деятельность учителя характеризуется интенсивным обращением к готовым методическим пособиям и соответствующим научным изданиям. Со временем, скапливая определенный опыт, а также расширяя круг интересов в разных науках, имея стремление и решимость в достижении педагогических целей, учитель перестанет обращаться к готовым методическим материалам и станет мастером преподавательской деятельности. Академические познания, практика преподавания, стремление искать, изучать, пробовать вводить новые педагогические веяния в собственной работе будут обязательными составляющими педагогической деятельности.

В том случае, когда учитель увлеченно выполняет свою работу, детям становится интересен процесс обучения, а итогом будет являться понимающий и образованный ребенок. Ян Амос Коменский был уверен, что: «должность учителя — одна из непревзойденных под солнцем» и, конечно же, ни один учитель никогда не сможет сомневаться в точности данного высказывания.

Следовательно, учитель является важной фигурой для школьников в качестве настоящего помощника в образовательном процессе. Именно учитель должен понимать, какими свойствами обладает физиологический и психологический возрастной период доверенных ему детей. Каждый учитель представляет собой как бы навигатор для актуальных ориентаций детей, для того чтобы, школьник смог научиться принимать от учителя и самостоятельно добывать знания. Значимость учителя не однозначна и весьма многогранна.

Проводя много времени с детьми, учитель способен быть «третьим родителем» ребенка. Учитель может быть положительным примером для обучающихся, в особенности для тех детей, у которых отсутствует крепкая семья. Перечисленные качества учителя являются основой педагогического процесса в современном мире.

Список литературы:

1. Традиционные формы взаимодействия представителей дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников как условие развития личности ребенка / А.С. Белякова, Н.А. Гончарова, Г.В. Кретинина, Н.В. Мелехова Н.В. // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

2. Соотношение традиций и инноваций в образовательном процессе / Е.А. Васильева, Н.А. Гончарова, Г.В. Кретинина, Н.В. Мелехова // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

3. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Интернет-ресурсы на занятиях по иностранному языку как фактор повышения мотивации студентов неязыковых вузов к формированию коммуникативной компетенции // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 28.

4. Гончарова Н.А., Хаусманн-Ушкова Н.В. История возникновения и основные тенденции развития метода case-study в отечественном иноязычном образовании: теоретический аспект проблемы исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 195. С. 131-138.

5. Гончарова Н.А. Перечень основных инновационных форм взаимодействия участников педагогического процесса // Н.А. Гончарова, Г.В. Кретинина // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

6. Гончарова Н.А. Современные тенденции в подготовке магистра филологического образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 12. Ч. 2. С. 49-52.

7. К вопросу о значимости традиционных и инновационных процессов в национальной системе образования / А.А. Можарова, О.В. Аверков, Н.А. Гончарова, Г.В. Кретинина // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

UDC 378.4

REASONING ABOUT THE ROLE OF THE TEACHER IN THE MODERN WORLD

Andrey N. Ezhov

undergraduate student michyatut554@gmail .com Natalia A. Goncharova Doctor of Science, Professor nata-alexa@mail .ru Alexey V. Vlasenko post-graduate student alexs68tmb@eandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article outlines the role of the teacher in modern society. The authors made a brief digression into the history of the formation of the concept of «teacher», outlined the modern requirements of society for the activities of teachers.

Keywords: teacher, the role of the teacher, modern society, pedagogical activity, educational process.

Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 27.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.