УДК 37.013.32
РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Наталья Александровна Гончарова
доктор педагогических наук, профессор
па1а-а1еха@шай. гц Галина Вячеславовна Кретинина кандидат педагогических наук, доцент
па1а-а1еха@шай. гц Алексей Владимирович Власенко
аспирант а1ехв681шЬ@уапёех.т Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия.
Аннотация. В статье научно обоснована роль иностранного языка в духовно-нравственном воспитании личности обучающихся. Авторы уверены, что современные образовательные технологии способствуют духовно -нравственному воспитанию обучающихся, поскольку нацеливают на осмысление культуры народов родного и иностранного языков, на формирование ценностных приоритетов и ориентиров, на развитие интеллектуальных и речевых способностей обучающихся.
Ключевые слова: иностранный язык, духовно-нравственное развитие и воспитание, культура, личность обучающегося, современные образовательные технологии.
Как отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться - есть важнейшее условие успешного развития России» [5, С. 22]. В названной концепции утверждается, что «именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся» [5, С. 5]. В данной связи становится очевидным, что необходимо повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования.
Так, согласно существующему мнению, «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свойпотенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины является приоритетной задачей нашего государства в сфере воспитания молодежи»[5, С. 1]. Однако насколько очевидна потребность в целенаправленном формировании личности для подготовки к участию в общественной и культурной жизни всоответствии с социокультурными нормативными моделями, в воспитании толерантности и свободы культурного взаимодействия индивидуумов, настолько сложен в реализациивоспитательный процесс.
Заметим, что духовно-нравственное воспитание — это многогранный процесс непрерывного восхождения личности к высшим ценностям человеческого бытия. Духовно-нравственное воспитание«включает в себя формирование многокомпонентных новообразований, осуществляющих регуляцию нравственного поведения личности. <...>К данному процессу относится формированиенравственных поступков, привычек, чувств, знаний, взглядов, убеждений, идеалов, способных регулировать деятельность личности на уровне сознания» [5, С. 8-16]. Формирование духовно-нравственных ценностей происходит на протяжении всей жизни человека, но основным периодом сознательного зарождения и формирования этических идеалов,
нормнравственности и морали принято считать, согласно мнению ряда исследователей, именно школьный возраст (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович и др.). Полагаем, что вданной связи необходимаорганизация интегрированного в школьный предмет процесса нравственного просвещения обучающихся и специальной работы учителя над толкованием сути нравственных норм и отношений человека к обществу, к окружающим людям, к коллективу, к труду, к иностранной культуре, к самому себе.
Известно, что через изучение иностранного языка осмысляется культура народа, формируются ценностные приоритеты, развиваются интеллектуальные и речевые способности, эмоциональные и личностные качестваобучающихся. По существующему мнению,«обучение иностранному языку вносит значительный вклад в формирование характеристик,вошедших в портрет выпускника школы, среди которых доброжелательность, положительное отношение к миру и себе, уважительное отношение к культуре и духовным традициям своегонарода, к иной точке зрения. <...> Обучение иностранному языку пронизано стремлением положительно воздействовать на личность обучающихся, выстраивать систему ихценностных ориентиров» [1, С. 3]. Полагаем, что становление личности старшеклассника предполагает не только развитие умственных способностей, но и приобщение к общечеловеческимценностям.
Попутно заметим, что во все времена общество волновали и волнуют вопросы духовно-нравственного воспитания и совершенствования человека. Однако для того, чтобы понимать духовно-нравственную эволюцию, симптомы современной межнациональной напряженности и взаимосвязь вопросов нравственности и образования, необходимо изучить историю зарождения и развития понятий духовности и нравственности, начиная с древнего периода и до настоящих дней.
Так, обращаясь к историческому аспекту развития духовно-нравственного воспитания, необходимо понимать сущность и содержание,
анализировать основные составляющиенаучного понятия «духовно-нравственное воспитание», среди которых: «духовность», «нравственность», «духовное воспитание», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное развитие», «духовно-нравственные ценности», «культура» и пр. [3,4,6].
Известно, что в каждой эпохе в истории науки категория «духовность» и категория «нравственность» были предметом изучения и, согласно обоснованному мнению, «вызывали большой интерес у исследователей, которые представляли разные отрасли знания. <...>При анализе общественно-исторических предпосылок становления современного научного понимания этих категорий становится очевидным, что из развитие происходило сложно, боле того, их содержательные характеристики в различные эпохи имели зависимость от особенностей конкретного исторического этапа и преобладающих мировоззрений ученых» [5].Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют такие высшие духовные ценности, как индивидуально-личностные, к которым относятся права ребенка.
Проведенный анализ научных исследований способствует более глубокому осознанию сущности духовно-нравственного воспитания, позволяет наметить оптимальные пути исследования данного процесса. Следует отметить, что «Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» [7].
Духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирование ее нравственного поведения, развитие готовности служения на благо и на силу Отечества, на переосмысление отношения к своей Родине, развитие чувства патриотизма и гражданской идентичности. Вместе с тем изучение научной литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, наблюдение учебно-воспитательного процесса в школе, беседы, проведенные с учителями и родителями обучающихся, а также анкетирование среди обучающихся старших классов с целью анализа состояния духовно-нравственного воспитания показывает, что многие важные проблемы
духовно-нравственного воспитания обучающихся обусловлены рядом противоречии, среди которых:
- заявленные в федеральном государственном образовательном стандарте требования к личностным результатам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и недостаточным сопровождением учителей в реализации обозначенных требований;
- осознание учителем необходимости духовно-нравственного воспитания личности школьника в новых социально-экономических условиях и недостаточным вниманием школьных учебно-методических комплексов к реализации духовно-нравственного воспитания.
Однако разрешение указанных противоречий крайне сложно добиться в рамках узкой направленности школьной программы, в связи с чем представляется необходимым выстроить программу духовно-нравственного воспитания посредством принимаемых и реализуемых образовательными учреждениями новых педагогических и технических веяний, играющих неоспоримую роль в системе школьного иноязычного образования, акцентирующего внимание на духовно-нравственном воспитании обучающихся.
Исследователи уверены, что учитель иностранного языка должен ориентироваться в современных инновационных технологиях, идеях, школах, направлениях, не тратить время на открытие уже известного, а грамотно использовать весь накопленный российский педагогический опыт. Так, «в современных реалиях быть педагогически грамотным специалистом невозможно без изучения и знания всех образовательных технологий» [2, С. 4344]. Известно, что применение различных инноваций в современном педагогическом процессе в иноязычном школьном образовании достаточно широко. Тем не менее полагаем необходимым выделить следующие основные и наиболее востребованные инновационные технологии, использование которых в иноязычном школьном образовании позволяет учителям подбирать необходимый материал для проведения уроков иностранного языка,
способствующий глубокому осмыслению культуры народов родного и иностранного языков, формированию ценностных приоритетов и ориентиров, развитию интеллектуальных и речевых способностей и т.д. т.е. всему тому, что соотносится с духовно-нравственным воспитанием обучающихся.
Так, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках иностранного языка, внедрение ИКТ в содержание иноязычного образовательного процесса ведет к информатизации процесса изучения иностранного языка. Учитывая, что в современном обществе большую значимость приобретает повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни, информационные технологии и обучение с использованием современных программных и технических средств делает процесс обручения иностранному языку более эффективным, а процесс духовно-нравственного воспитания успешным.
В старших классах стали также популярными интерактивные методы обучения, среди которых модель открытого обсуждения, развивающую в обучающихся умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем. Именно условия создания коммуникации посредством использования иностранного языка позволяют обучающимся почувствовать себя свободнее, раскрепоститься при высказывании своих мыслей и демонстрации своего отношения к обсуждаемому предмету. В различных ситуациях определяются способности школьника лидировать, поддерживать, творить, признавать заслуги других, убеждать, уметь отстаивать свою позицию, поэтому обучающийся узнаёт себя как партнера по общению, выявляет в себе самые различные стороны личности, помогающие установить контакт или мешающие устанавливать контакт.
Наиболее успешно процесс духовно-нравственного воспитания школьников в процессе обучения иностранному языку будет происходить при соблюдении следующих условий:
- ориентации воспитания в процессе освоения программы курса иностранного языка на общечеловеческие духовные и нравственные ценности,
национальные и международные культурные традиции, особенности культуры носителя иностранного языка;
- целенаправленном повышении психологической готовности обучающихся к личностному самоопределению;
- обогащении самосознания обучающихся на основе освоения культурологических знаний, этнических ценностей.
Таким образом, мы рассмотрели роль иностранного языка в духовно-нравственном воспитании личности обучающихся. Современные образовательные технологии способствуют духовно-нравственному воспитанию обучающихся, поскольку нацеливают на осмысление культуры народов родного и иностранного языков, на формирование ценностных приоритетов и ориентиров, на развитие интеллектуальных и речевых способностей обучающихся.
Список литературы:
1. Биболетова, М.З., Ладыженская, Н.В. Воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык» / М.З. Биболетова, Н.В. Ладыженская // Иностранные языки в школе. -2015. -№3. -С. 2-10.
2. Гариманян, A.M. Современные инновационные технологии в школьном образовании / A.M. Гариманян // Инновационные технологии для Новой школы. Материалы конференции. - СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и инновационных технологий». - 2011. - С. 42-45.
3. Гончарова Н.А. Логический подход к формированию филологической компетенции студентов магистратуры педагогических вузов (на материале национальных вариантов английского языка): Дисс. ... докт. пед. наук / Н.А. Гончарова. - Ярославль, 2011. - 489 с.
4. Гончарова Н.А., Швецова В.М. Языковая личность в аспекте диалога культур: проблема восприятия языкового знака // Экология языка и речи. Материалы IX Международной научной конференции // Н.А. Гончарова, В.М. Швецова. - Тамбов, 2021. - С. 34-37.
5. Данилюк, А.Я., Кондаков, A.M., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 4-е издание / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. -М.: Просвещение, 2014. -23 с.
6. Кретинина Г.В. Методика обучения студентов филологических факультетов иноязычной спонтанной речи (английский язык как дополнительная специальность): автореф. дисс... к. пед. н. / Г.В. Кретинина. -Тамбов, 2002. - 20 с.
7. Приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 23, ст. 3357).
UDC 37.013.32
THE ROLE OF A FOREIGN LANGUAGE IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATIONOF THE PERSONALITY OF STUDENTS
Natalia A. Goncharova
Doctor of Science, Professor nata-alexa@mail .ru Galina V. Kretinina Ph.D., Associate Professor nata-alexa@mail .ru Alexey V. Vlasenko post-graduate student alexs68tmb@eandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article scientifically substantiates the role of a foreign language in the spiritual and moral education of the personality of students. The authors are confident that modern educational technologies contribute to the spiritual and moral education of students, as they aim to comprehend the culture of the peoples of the native and foreign languages, to form value priorities and guidelines, to develop the intellectual and speech abilities of students.
Keywords: foreign language, spiritual and moral development and upbringing, culture, personality of the student, modern educational technologies.
Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 27.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.
The article was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.