Научная статья на тему 'ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Протасова Нина Валентиновна

В настоящей статье рассматриваются особенности текстовой деятельности на материале иноязычных текстов в системе непрерывного образования. Обучение текстовой деятельности на уроках иностранного языка в школе создает условия для развития способностей к приобретению знаний, умений и навыков у обучающихся старших классов негуманитарного профиля, у них улучшаются подготовка по предметам профильной направленности. При этом текстовая деятельность, на материале иноязычных текстов, подготавливает школьников к поступлению в высшие ученые заведения по выбранному профилю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Протасова Нина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXTUAL ACTIVITY AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST AT THE ENGLISH LESSONS AT THE SYSTEM OF LIFELONG LEARNING

The present article is considered the peculiarities of textual activity on the material of foreign language texts in the system of lifelong learning. Teaching the textual activity at the lessons of foreign language sets the stage for conditions to the development of knowledge and skills at senior pupils of non-humanitarian profile. In this respect, textual activity helps pupils to enter the university according their interests and profile of learning.

Текст научной работы на тему «ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 372.881.111.1

ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нина Валентиновна Протасова

кандидат филологических наук, доцент

golovina-nina@bk.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются особенности текстовой деятельности на материале иноязычных текстов в системе непрерывного образования. Обучение текстовой деятельности на уроках иностранного языка в школе создает условия для развития способностей к приобретению знаний, умений и навыков у обучающихся старших классов негуманитарного профиля, у них улучшаются подготовка по предметам профильной направленности. При этом текстовая деятельность, на материале иноязычных текстов, подготавливает школьников к поступлению в высшие ученые заведения по выбранному профилю.

Ключевые слова: текстовая деятельность, познавательный интерес, профиль обучения, непрерывное образование, специальные тексты.

Одной из главных целей современного образовательного процесса является переход к личностной парадигме деятельности. Во главу угла исследователи ставят интересы личности. Следует отметить, что личность человека неразрывно связана с процессом познания. Сущность человеческого познания, его структура и формы с древних времен интересовали не только философов, таких как Аристотель, Платон, Эпикур, Ф Бекон др., но и педагогов практиков, к которым относятся Я.А. Коменский, П. Ф Каптерев,К. Д. Ушинский и др. [7].Их учения в области познания высоко ценятся современными исследователями, заложившими теоретические основы возникновения и развития знания.

Познание рассматривается исследователями как совокупность способов, приемов, методов приобретения знания и непосредственно связано с развитием познавательного интереса [2,3,4]. У обучающихся старших классов негуманитарного профиля познавательный интерес связан с профессиональным самоопределением. Профильная направленность средней общеобразовательной школы позволяет старшеклассникам продолжить обучение в 10-11 классах согласно их склонностям и интересов. Интерес, согласно учению Гельвенция, движет человеком на протяжении всей жизни [1]. Выбрав негуманитарный профиль старшеклассники, можно сказать, определяются с выбором будущей профессии. Чаще всего, обучающиеся старших классов негуманитарного профиля выбирают обучение, где профильными предметами являются биология и химия, подготавливая себя, таким образом, к поступлению в медицинский институт. Другие школьники выбирают математику, физику, информатику и тем самым, определяют выбор технического вуза, так как хотят стать инженерами. Обучение в профильных классах средней общеобразовательной школы создает условия для всестороннего развития личности обучающегося, его самореализации и самоактуализации, для максимального раскрытия личности каждого обучающегося, развития его индивидуальных способностей, познавательного интереса, способно повышать предметную компетенцию обучающихся [5].

В системе современного образования иностранный язык занимает особое место в силу познавательных и развивающих функций. Безусловно, большая роль отводиться средствам обучения. Учитывая интересы и склонности обучающихся, их увлеченность компьютерными программами, им предлагались цифровые неаутентичные/ аутентичные научно-популярные, научные тексты, позволяющие обеспечить старшеклассников необходимой информацией по профилю обучения. Преимущество цифровых текстов том, что они предлагают научные сведения из первоисточников, в связи, с чем отличаются актуальностью и новизной материала. Предлагаемые тексты способны расширять и углублять знания умения и навыки профильной направленности, развивать познавательный интерес к иностранному языку. Текстовая деятельность на материале иноязычных текстов способна увеличить объем знаний школьников по математике, физике, информатике, химии, биологии и другим предметам естественно-математического цикла.

Следует отметить, что тексты профильной направленности подбираются согласно учебному плану по предметам естественно-математического цикла. Большое значение отводится темам, которые изучаются в рамках программы школы, так как предлагаемые тексты дополняют материал, изучаемый на уроках естественно-математического цикла. Вместе с тем, текстовая деятельность на материале иноязычных текстов значительно расширяет возможности обучающихся старших классов негуманитарного профиля в приобретении новых знаний умений и навыков профильной направленности, что позволяет им опережать своих одноклассников по предметам естественно-математического цикла, приобретая знания умении и навыки по интересам. Наряду с предметными знаниями, умениями и навыками у школьников значительно улучшается их лингвистическая подготовка, в связи с тем, что старшеклассники многократно повторяют языковой материал в проведении структурно-смыслового анализа, у них увеличивается объем лексико-грамматических знаний умений и навыков, они обогащаются новым лексическим материалом, в частности новыми терминами и понятиями.

Текстовая деятельность на материале иноязычных текстов подготавливает обучающихся старших классов негуманитарного профиля к поступлению в высшие учебные заведения. Выбранный профиль обучения определяет круг предметов, которым старшеклассники уделяют больше внимания в образовательном процессе и по которым они сдают выпускные экзамены, что позволяет школьникам, набрав нужное количество балов, поступить в выбранный ими университет.

Изучение иностранного языка в университетах на неязыковых специальностях обычно длится полтора, два года. И если на первом курсе обучающимся предлагаются тексты общей тематики, то на втором курсе они работают со специальными текстами, которые способны обеспечить их новыми сведениями, понятиями, явлениями [6]. В процессе текстовой деятельности, на материале иноязычных текстов, обучающиеся узнают много фактов, которые они смогут использовать в будущей профессиональной деятельности. Овладевая предметными знаниями, согласно выбранной профессии, обучающиеся улучшают знания умения и навыки по иностранному языку.

В заключении отметим, что текстовая деятельность на материале иноязычных текстов является одним из факторов развития познавательного интереса обучающихся старших классов негуманитарного профиля. С одной стороны, текстовая деятельность дает фундаментальные знания по предметам естественно-математического цикла, с другой стороны, улучшает лексико-грамматические знания умения и навыки по иностранному языку. При этом обучающиеся старших классов негуманитарного профиля, продолжая обучаться в высших учебных заведениях, могут использовать приобретенные по иностранному языку в школе знания, умения и навыки, а также дополнять их новыми, придавая им глубину.

Список литературы:

1. Гельвенций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. Сочинения в 2-х томах, Т. 2, М., 1974. С. 115.

2. Гончарова Н.А. Формирование профессионального сознания студентов неязыковых вузов в процессе овладения иностранным языком // Тамбов на карте генеральной: социально-экономический, социокультурный, образовательный, духовно-нравственный аспекты развития региона: материалы Всероссийской научной конференции. Мичуринск. 2016. С. 210.

3. Гончарова Н.А., КретининаГ.В. Межпредметный аспект формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 27.

4. Гончарова Н.А., Швецова В.М. Языковая личность в аспекте диалога культур: проблема восприятия языкового знака // Экология языка и речи. Материалы IX Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения заслуженного работника высшей школы РФ, доктора филологических наук, профессора Нины Георгиевны Блохиной. Тамбов, 2021. С.34-37.

5. Коммуникативно-когнитивный подход в реализации целей обучения иностранным языкам в школе и в вузе: Межвузовский сборник научных статей. - Н. Новгород: НГЛУ им Н.А. Добролюбова 2007. С. 46.

6. Кретинина, Г. В. Методика обучения студентов филологических факультетов иноязычной спонтанной речи (английский язык как дополнительная специальность): автореф. дисс.. к. пед. н. / Г. В. Кретинина. -Тамбов, 2002. 20 с.

7. Разин А.В. Философия учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2015. 496 с.

UDC 372.881.111.1

TEXTUAL ACTIVITY AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST AT THE ENGLISH LESSONS AT THE SYSTEM

OF LIFELONG LEARNING

Nina V. Protasova

Candidate of Philological Sciences Associate Professor golovina-nina@bk.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The present article is considered the peculiarities of textual activity on the material of foreign language texts in the system of lifelong learning. Teaching the textual activity at the lessons of foreign language sets the stage for conditions to the development of knowledge and skills at senior pupils of non-humanitarian profile. In this respect, textual activity helps pupils to enter the university according their interests and profile of learning.

Key words: textual activity, cognitive interest, profile of learning, lifelong learning, texts on specific learning.

Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 27.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.