Романова Светлана Владимировна
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
В статье рассматривается вопрос формирования нравственной и эмоциональной позиции обучающихся в средней школе; концепция формирования духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе реализации различных педагогических технологий и личного примера учителя, обладающего нравственной культурой. Раскрываются понятия нравственности и морали. Моделируется педагогическая ситуация на уровне учебной дисциплины "Иностранный язык" в рамках формирования готовности обучающихся к реализации в реальной жизни моральных ценностей. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2017/6-2/57.11^1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 6(72): в 3-х ч. Ч. 2. C. 191-193. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/6-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список источников
1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. Изд. 3-е, стер. М.: Академия, 2006. 336 с.
2. Каргина Е. М. Заимствования как внешний путь обогащения словарного состава немецкого языка // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 9 (37). С. 64-66.
3. Кустова А. Е. Обучение иноязычным фразеологическим единицам при изучении французского языка как дополнительной специальности: дисс. ... к. пед. н. Екатеринбург, 2005. 221 с.
4. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку. М.: Просвещение, 1990. 223 с.
5. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1977. 214 с.
6. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1986. 212 с.
7. Яковлева Л. Н., Лукьянчикова М. С., Бузоева М. Д., Штарк К. Мозаика: книга для чтения: учебник нем. яз. для 11 кл. шк. с углубл. изуч. нем. яз. М.: Просвещение, 2005. 230 с.
THE SEQUENCE OF LEXICAL SKILLS FORMATION AND THE EXERCISE SYSTEM AIMED AT ITS REALIZATION DURING THE GERMAN LANGUAGE LESSONS IN HIGH SCHOOL
Romanenko Olesya Viktorovna, Ph. D. in Philology Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, Orenburg romanenko. olesya@mail. ru
The article deals with the notion "lexical skill" and its content. The characteristic of productive and receptive lexical skill is given. Having analyzed the various approaches to the sequence of stages in the formation of lexical skill, the author proposes the system of exercises for senior pupils and provides the examples in the German language.
Key words and phrases: the German language; senior pupils teaching; lexical skill; receptive skill; productive skill; systemacity; stage of formation; system of exercises.
УДК 372.881.111.1
В статье рассматривается вопрос формирования нравственной и эмоциональной позиции обучающихся в средней школе; концепция формирования духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе реализации различных педагогических технологий и личного примера учителя, обладающего нравственной культурой. Раскрываются понятия нравственности и морали. Моделируется педагогическая ситуация на уровне учебной дисциплины «Иностранный язык» в рамках формирования готовности обучающихся к реализации в реальной жизни моральных ценностей.
Ключевые слова и фразы: нравственность; мораль; общество; воспитание; культура. Романова Светлана Владимировна
Московский педагогический государственный университет Sverom@mail. гы
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Л. Н. Толстой
Система школьного образования, являясь одной из сфер духовного производства, оказалась пораженной технократическим подходом, для которого чужды категории нравственности, духовности, культуры. Такое положение вещей не могло не сказаться на образовании: оно в определенной мере перестало быть неотъемлемой частью культуры, утратило духовную ценность [9]. Образование - не статичная конструкция, а живой организм с душой, меняющийся во времени и пространстве. «Душа русского образования - православное воспитание - постоянно питается живительными соками истории и культуры своего народа» [2, с. 1]. Эмоциональное и психологическое влияние на обучающихся использовалось наряду с ликвидацией религиозной идеологии. Прежде всего, это появление новых церемоний и традиций, уничтоживших праздники и обряды, удовлетворяющих нравственно-психологическим потребностям личности. Расширение реальных возможностей для всестороннего развития, преумножения и широкого использования обучающимися духовных ценностей - непосредственная цель учителя. Наука и красота - основные законы построения жизни.
В центре внимания учителя должна быть личность обучаемого, а не обезличенный учебный процесс. Воспитание потеряло внутренние духовные начала, стало демагогическим. Возникли педагогические мифы о якобы широких возможностях воспитательных действий, о податливости, внушаемости личности в процессе воздействия на нее и другие.
192
ISSN 1997-2911. № 6 (72) 2017. Ч. 2
Таким воспитанием не стимулировалось нестандартное мышление обучающихся. Многие ученые подчеркивали, что такое положение вещей привело к постепенной деформации сознания подростков. Личность обучаемого отчуждалась от процесса подготовки, он понимал ненужность духовной активности, сомнений, критики, «острых» вопросов. Отсутствие объективности способствовало сокрытию собственного мнения.
Говоря об организационных формах нравственного воспитания на протяжении всего периода обучения в школе, отметим, что многие из них однообразны, бедны по содержанию, вынуждают обучающегося к созерцательно-пассивной форме восприятия. В процессе работы над заданием учащийся порой больше «слушает», чем «делает».
Сегодня еще бытует с мнением о том, что преобразования школы можно осуществить, совершенствуя и расширяя организационные формы воспитания, не меняя самой их сути. Правомерным является то, что от качества организации деятельности самих учащихся зависят степень влияния, качество и эффективность нравственного воспитания. Требуются также педагогические системы, которые воплощают в себе личностный (индивидуально-творческий), деятельностный и культурологический подход. Очевидно, что воспитание нравственности под силу только нравственно воспитанному учителю.
Воспитание возможно расценить как «питание» обучающегося необходимой ему информацией. Это удовлетворение его любознательности и реализация интереса в широкой сфере жизненно необходимых вопросов. При этом учитель является воплощением всей «правды мира» для пытливого ума. Невозможность найти ответы на задаваемые обучающимися разнообразные вопросы не имеет оправдания. Благодаря полученному образованию, воспитанию, гибкости ума, интуиции, собственному опыту, учитель обязан иметь объективный достойный ответ на вопрос своего ученика или найти возможность подготовить его.
Нравственность также можно охарактеризовать словом «нравиться». Воспитать нравственность невозможно - ее можно только формировать через личные качества учителя:
- его внешний вид, аккуратность, сдержанный деловой стиль в одежде, прическа, обувь и т.д.;
- тембр голоса, интонация, мимика, манера двигаться;
- коммуникабельность;
- способность учителя найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся и также решение любого вопроса с опорой на принцип «не навреди»;
- кругозор и глубокое знание преподаваемого предмета.
И только тогда появится у обучающегося способность воспринимать произведения искусства и нравственные свойства явлений действительности, то есть умение отличить красоту от уродства. Задача состоит в том, чтобы формировать понимание величия и красоты труда и его результатов.
Такое согласие с нравственным законом направляет на стремление к совершенству.
В русском языке слово «нравственность» появилось во второй половине XVIII века, впервые зафиксировано в «Словаре Российской Академии» в 1789 году, наряду с прямым заимствованием термина morale. Мораль - это «мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает» [5, с. 12]. На обыденном уровне мораль можно выразить через «золотое правило нравственности»: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе» [Там же, с. 24]. Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. Нравственность - это разум воли [9].
Нравственность - это мера ответственности за свои поступки, действия. Это понятие на законодательном уровне не рассматривается. Это закон бытия. Он важнее, чем законы, принятые Законодательным собранием и Государственной думой. Сущностная характеристика нравственности - это не причинять другим зла. Анализируя накопленный веками опыт взаимоотношений в обществе, каждый человек делает собственный вывод, из которого определяет для себя понятие нравственности. Поскольку учитель интегрирован в аудиторию, он является авторитетом для обучающихся и прививает нравственные ценности. Он как определившаяся со своим выбором взрослая личность, имеющая воспитание и образование, способен на своем месте оказать влияние на воспитание нравственности через фильтрацию информации, выдаваемой СМИ и Интернетом, анализируя тексты и задания, предложенные авторами УМК, используя накопленный исторический опыт. Например, работая над темой «Halloween», можно констатировать исторический факт события, но особенно развернуть тему единства семьи, творческого подхода к подготовке карнавала, гостеприимности соседей, подготовивших угощения для детей. Или на уроке о «Mother's Day» подчеркнуть важность мамы в жизни каждого человека, сопоставить эту дату отечественной. Необходимо вспомнить подвиг матерей, отправивших своих сыновей на войну, защищать Родину. Матерей, которые взяли на себя заботу о детях-сиротах, раненых солдатах, не задумываясь ни на секунду о своем собственном благополучии. Таким образом будет формироваться внутренняя установка обучающихся. Доминирование добра над злом из полученных уроков и знакомых с детства сказок поможет обучающемуся осуществить свой выбор. Любые события для обучающегося необходимо прокомментировать, давая хорошие и плохие характеристики, но сохраняя объективность.
Для формирования культуры обучающихся в контексте индивидуально-творческого подхода необходимо широко использовать гибкие педагогические технологии. У нас сейчас явственно ощущается эмоциональный голод. Возможно, отдаленность людей друг от друга и, как следствие этого, некая замкнутость, «отгороженность» этому виной. Что - век НТР, создающий роботов, в какой-то мере «роботизирует» и нас? Могут быть еще и другие причины, или они все вместе уже повлияли на нас таким образом, что на улицах сплошь озабоченные лица, а смех и улыбки в школах можно увидеть лишь на переменах [3, с. 7].
Для формирования эмоциональной культуры обучающихся могут быть использованы проблемные лекции, творческие задания, адаптивная система обучения, коммуникативные ситуации, учебно-деловые игры, ролевые
игры, «дискуссии», брейнсторминг, индивидуальные задания-практикумы. Эмоциональное восприятие не едино для чувств и вкусов обучающихся. В пределах эмоционального отношения к действительности мы встречаем разницу восприятия, обусловленную индивидуальными особенностями обучающихся, переживания и формы выражения его. Формирование эмоциональной позиции обучающегося тесно связано с его духовным, нравственным, физическим развитием, оно демонстрирует его взгляды, раскрывает чувства, воздействует на все его поведение и на отношения с другими людьми.
Для формирования нравственной культуры обучающихся, в сущности, необходимо понимание учителем духовно-нравственных принципов повседневной жизни. Учитель должен видеть в своем ученике друга, единомышленника. Повлиять на нравственное воспитание обучающихся возможно через учебный материал. В нем должно быть сосредоточено большое количество морально-этических суждений. Учитель через представленные примеры выводит обучающихся на осмысление отношений между людьми в обществе.
Необходимо «включать» обучающихся в такие ситуации, в ходе которых нужно выбрать стиль руководства, определить совокупность действий, способов общения в соответствии со своими жизненными установками. Одна из задач использования данных форм и методов воспитательного процесса состоит в том, чтобы показать будущему члену общества, сколь непросты и неоднозначны могут быть подходы к поведению в сложных, нестандартных ситуациях, а также преследуется задача развития творческого мышления учащихся с ориентацией на дивергентное мышление, предполагающее множество одинаково правильных и равноправных ответов на один и тот же вопрос.
«Сегодня миллионы наших вчерашних и сегодняшних соотечественников будто в одночасье потеряли человеческий разум, ослепленные злобой и ненавистью, они с остервенением бросаются на каждого, кого можно заподозрить в вине за личные неудачи, они готовы идти по трупам к сытой жизни и примитивным благам. Они торопятся, будто жить осталось последний год, отталкивают от кормушек слабых, будто никогда не слышали о разумном, добром и вечном. Они не отдают себе отчета в том, как постыдно выглядят в глазах своих детей, забытых и брошенных» [6].
Здоровое и благополучное общество - это здоровые и благополучные граждане. Учитель, умело используя учебный материал, а также личным примером должен дать толчок личностному саморазвитию обучающихся. Нравственная организация сознания порождает комплекс других личностных структур:
- опосредствование выводит сознание на уровень перевода внешних воздействий во внутренние импульсы поведения, предопределяя необходимость деятельности личным пониманием нравственности или безнравственности предстоящего действия в контексте или вне контекста общечеловеческих ценностей;
- ориентирование - умение выбирать нравственные ориентиры для построения личностной картины мира - индивидуального мировоззрения [4].
Таким образом, воспитание личности предполагает обучение нравственной жизни в целом. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей, раскрывать свой потенциал и свои способности. Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков. Нравственный человек всегда будет духовным, что в совокупности позволит сформировать здоровый социум.
Список источников
1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.
2. Белозерцев Е. П. Образование. Историко-культурный феномен. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. 49 с.
3. Белухин Д. А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Дашков и К, 2007. 128 с.
4. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. 352 с.
5. Гусейнов А. А. Этика: учебник. М.: Гардарика, 1998. 472 с.
6. Дрожжина Н. Б. Анализ философских концепций нравственности [Электронный ресурс]. URL: https://superinf.ru/ view_helpstud.php?id=1058 (дата обращения: 18.04.2017).
7. Караковский В. А. Стать человеком [Электронный ресурс]. URL: http://lib2.podelise.ru/docs/181/index-13339.html (дата обращения: 18.04.2017).
8. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. М.: Детская литература, 2001. 365 с.
9. Формирование гуманности у младших школьников как научно-педагогическая проблема [Электронный ресурс]. URL: http://www.eduriver.ru/dionum-33.html (дата обращения: 18.04.2017).
THE FORMATION OF MORAL AND EMOTIONAL ATTITUDE OF SECONDARY SCHOOL PUPILS
Romanova Svetlana Vladimirovna
Moscow State Pedagogical University Sverom@mail. ru
The article deals with the issue of the formation of the moral and emotional attitude of pupils in secondary school. The conception of the formation of spiritual and moral education of pupils on the basis of the realization of various pedagogical technologies and a personal example of a teacher with a moral culture is also considered. The notions of morals and morality are revealed. The author models the pedagogical situation at the level of the academic discipline "Foreign Language" within the framework of the readiness of pupils to implement the moral values in real life.
Key words and phrases: morals; morality; society; education; culture.