Научная статья на тему 'Стандартизация образовательной деятельности: проблемы, поиски, решения'

Стандартизация образовательной деятельности: проблемы, поиски, решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / EDUCATIONAL STANDARDS / EDUCATIONAL LEGISLATION / INNOVATIVE CHANGES / RESULTS OF SCHOOL EDUCATION REFORM / ETHNIC IDENTITY / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова Татьяна Витальевна

Статья посвящена инновационным процессам в сфере современного российского образования; в ней представлены отдельные направления стандартизация образовательной деятельности и выявлены особенности их реализации. Дан анализ преобразований в законодательстве и профессиональной педагогической деятельности за последние 20 лет развития педагогической системы России, рассмотрены перспективы ее совершенствования. Анализируются особенности содержания образовательной деятельности на современном этапе, выделены задачи, решаемые образовательными организациями сегодня. Высказано мнение о том, что стандартизация школьного содержания образования снижает возможности приобщения школьников к этнонациональной культуре, что затрудняет формирование этнической идентичности и развитие этнического самосознания личности. Указывается на необходимость баланса интересов в федеральном и национально-региональном компонентах при реализации образовательных стандартов, а также на роль духовно-нравственного воспитания обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафонова Татьяна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARDIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article covers the issues of modernization and innovative processes in contemporary Russian education. It presents several trends of educational activity standardization, and identifies features of their implementation. The author analyzes the effectiveness of legislative reforms and the professional pedagogical activity over the last 20 years; predicts the prospects of its improvement. The author discusses the peculiarities of educational activities content at the present stage, highlights the problems which are being solved by educational organizations today. The article presents an idea that standardization of school curriculum reduces the possibilities of students’ introduction to the ethno-national culture, which impedes the formation of ethnic identity and the development of ethnic self-consciousness. The author declares the need to balance the interests of federal, national and regional components in the implementation of educational standards; stresses the role of spiritual and moral education of students.

Текст научной работы на тему «Стандартизация образовательной деятельности: проблемы, поиски, решения»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_83_

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 3

УДК 371 Т.В. Сафонова

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ

Статья посвящена инновационным процессам в сфере современного российского образования; в ней представлены отдельные направления стандартизация образовательной деятельности и выявлены особенности их реализации. Дан анализ преобразований в законодательстве и профессиональной педагогической деятельности за последние 20 лет развития педагогической системы России, рассмотрены перспективы ее совершенствования. Анализируются особенности содержания образовательной деятельности на современном этапе, выделены задачи, решаемые образовательными организациями сегодня. Высказано мнение о том, что стандартизация школьного содержания образования снижает возможности приобщения школьников к этнонациональной культуре, что затрудняет формирование этнической идентичности и развитие этнического самосознания личности. Указывается на необходимость баланса интересов в федеральном и национально-региональном компонентах при реализации образовательных стандартов, а также на роль духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Ключевые слова: образовательные стандарты; образовательное законодательство; инновационные изменения; результаты реформирования школьного образования; этническая идентичность; духовно-нравственное воспитание.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние двадцать лет в Российской Федерации постоянно реформируется образование, и, как следствие, обсуждаются принимаемые различного рода документы, в том числе и нормативно-правовые акты, которые призваны модернизировать изменять те или иные направления образовательной политики государства или придать им инновационный характер. Происходят изменения в целях, задачах, методах, содержании, способах, средствах и предполагаемых результатах; ведется поиск образовательных парадигм, стратегий и тактик. В кардинальных преобразованиях 1990-х гг. через стандартизацию содержания образования решалась задача отойти от социалистических, советских подходов. Определялись новые подходы соответственно целям «перестройки», рыночной экономики, демократизации и либерализации общественной, социально-экономической, политической и культурной жизни страны. Были приняты Федеральные государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования (ФГОС), предъявляющие серьезные требования к структуре образовательных программ, к условиям и результатам образовательной деятельности: происходит переход от предметно-центристского обучения к развитию личности ученика, формированию его на основе духовно-нравственной культуры; в профессиональном образовании разрабатывается многоуровневая компетентностная парадигма подготовки будущих работников (бакалавров, магистров, специалистов педагогического образования) [14].

В практике образования широко распространены получили модернизационные процессы («Наша новая школа»). Актуализируются такие направления, как повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров, работа с одаренными детьми, инклюзивное образование и др. Разработан и реализуется приоритетный национальный проект «Образование». Особое внимание уделяется совершенствованию школьной инфраструктуры, питанию учащихся, обеспечению транспортными средствами, материально-техническому оснащению (в том числе созданию единого образовательного пространства школ посредством ИКТ).

С вступлением в силу нового «Закона об образовании в РФ» (сентябрь 2013) структурно изменилась педагогическая система (дошкольное образование стало ее первой ступенью, существенно изменились права и обязанности образовательных организаций др.). Важным событием стало принятие «Стандарта педагога» (октябрь 2013), заявившего квалификационные требования к деятельности учителей и их подготовке, функциям педагогической деятельности (действия, знания, умения и др.) в рамках трудового законодательства [8].

Принято Положение «О нормах профессиональной этики педагогической деятельности (2010). Существенное внимание стало отводиться соблюдению этических норм педагогической деятельности в общении с детьми, коллегами, администрацией и родителями. Новая образовательная парадигма включает в себя с 2009 г. «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания граждан России», поскольку настоящее и будущее общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного на-

2014. Вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

следия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни, сохранения культурного достояния всех народов России [7].

Подчеркнем: в 1990-е гг. прошлого века особое внимание в процессе стандартизации образования отводилось развитию национально-региональных образовательных программ; органы управления образованием совместно с национальными сообществами придавали особое значение возрождению национальных культур, языка и традиций. Отличительной особенностью стало формирование сетевого образовательного пространства, в том числе на основе межправительственных соглашений: заключались договоры о сотрудничестве в сфере образования с Министерствами образования разных субъектов, например, Удмуртии и Татарстана и др. Кроме того, готовились кадры для школ и детских дошкольных учреждений с изучением родного языка [10]. Осуществлялась переподготовка учителей родного языка, директоров школ с национальным контингентом учащихся; в школах изучались языки титульных и других народов России и Зарубежья.

В начале XXI в. в этой сфере образовательной деятельности произошли изменения: из структуры стандартов исчез национально-региональный компонент. В связи с этим возникли проблемы. Особо отметим, что возросла потребность в формировании национальной идентичности обучающихся, их этнокультурной коммуникативной компетентности, готовности вести конструктивный диалог, идти на взаимообщение. Возникает необходимость возврата к национально-региональному компоненту в содержании образования [15]. В современных условиях формирование этнической идентичности школьников осуществляется в контексте модернизации образования, в том числе стандартизации образовательных программ. Современные стандарты задают в качестве образовательного результата идеал выпускника национальной школы, обладающего богатым духовно-нравственным потенциалом; умеющего соотносить личные и общечеловеческие ценности; усвоившего этнокультурные ценности своего народа; обладающего толерантным отношением к представителям других народов; постигшего многообразие других культур [11]. Но механизм для достижения такого результата не разработан.

Как отмечает Т.Г. Стефаненко, начиная с 1960-1970 гг. наметились процессы, выражающиеся в стремлении народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада, осознать свою принадлежность к определенному этносу [12]. Это обстоятельство и ряд других (тлеющие межэтнические конфликты и др.) нельзя игнорировать при определении целей, задач обучения и воспитания подрастающего поколения [6]. Будем исходить из того, что главная ценность образовательной деятельности - личность ребенка во всей ее индивидуальности. В педагогике это реализуется через категории развития, обручения и воспитания с учетом изучения института детства, что изначально влияет на возникновение «основной личности»[5]. В контексте исследуемой проблемы важны ориентиры, заданные С.А. Токаревым как основные особенности теории «культура и личность» через возвращение к индивидуальной психологии; через разработку понятия «личность» как первичной единицы, определяющей структуру целого; через особый интерес к процессу формирования личности [13].

Современное этнокультурное воспитание личности учитывает состояние социкультурной и эт-нонациональной среды, потребностей и возможностей заинтересованных сторон (субъектов образования), которые, в свою очередь, исходят из приоритета личности школьника, учета его склонностей, способностей и интересов. Выделим лишь одну проблему в контексте темы исследования: сохранение языка титульной нации УР. При доминанте федерального компонента стандартов нового поколения есть опасность снизить значимость регионального заказа к образованию. Между тем участники проведенного нами опроса (150 студентов ГГПИ) при ответе на вопрос, для чего необходимо изучать национальную культуру, ответили: для консолидации этноса по интересам и для его защиты; чтобы больше узнать о национальных особенностях, традициях, языке и т. д.; чтобы развивать национальное самосознание; для сохранения, поддержания и изучения культуры и языка этноса; для ликвидации межнациональных конфликтов, межнационального противостояния; для представления нашей страны на международных форумах.

Эти суждения позволяют заявить проблему: как в условиях Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения реализовать педагогический потенциал этнопсихологии, этнопедагогики и многонациональной истории в процессе развития и воспитания граждан России? Проблема представляется важной и требующей этнопсихологического и психолого-педагогического исследования.

Федеральные государственные стандарты высшего профессионального педагогического образования предъявляют серьезные требования к результатам образовательной деятельности, особое ме-

Стандартизация образовательной деятельности... 85

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 3

сто отводя процессу духовно-нравственного становления личности обучающегося. В высшей школе это направление длительное время носило идеологический окраску и декларативный характер.

Известно, что духовно-нравственное развитие личности непосредственно связано с формированием ее эмоционально-чувственного состояния. Чувства и эмоции - основные категории психологии, основательно исследованные отечественными и зарубежными психологами и педагогами (выделим труды П.П. Блонского, В. Вундта, У. Джеймса, Б.И. Додонова, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, З. Фрейда, П.М. Якобсона и др.). Познавая действительность, человек определенным образом относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности [1]. Важное значение имеет становление эмоционально-чувственной сферы будущего специалиста (бакалавра, магистра) в контексте аксиологического подхода. Основываясь на точке зрения В.А. Сахарова (понятие «чувство» определяется им как относительно устойчивое свойство личности, представляющее собой форму отражения реальных отношений субъекта в связи с его потребностями и мотивами к значимым для него объектам реальной действительности), полагаем, что одна из целей профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов - это формирование эмоционально-чувственной сферы будущего педагога, имеющей ценностно-ориентированную духовно-нравственную направленность.

Профессии социальной направленности, в том числе педагога-психолога весьма сложны и ответственны, они предполагают овладение набором компетенций. Так, современный психолог должен уметь анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские, в том числе религиозные, проблемы (ОК-2); быть готовым к восприятию социальных и культурных различий; уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); уметь реализовать учебные программы базовых и элективных курсов различных образовательных учреждений (ПК-1) и др. Перечисленные компетенции формируются при изучении вузовских дисциплин, направленных на подготовку бакалавров психолого-педагогического образования. Но возникает вопрос, на каком этапе и какими средствами наряду с компетенциями будет формироваться духовно-нравственная культура студента. Это научно-педагогическая и учебно-методическая проблема, ждущая своего решения. Актуальность ее возрастет в связи с новыми задачами, которые встают перед современной российской школой.

Как уже отмечено, ФГОС определяет новую парадигму образовательной деятельности школы: происходит переход от предметно-центристского обучения к развитию личности ученика, формированию его нравственного облика на базовой духовно-нравственной основе. В связи с этим в Основную образовательную программу каждой школы вводятся как обязательный компонент программа духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника и новый учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКиСЭ), включающий в себя модуль «Основы православной культуры», значимость которого в воспитании подрастающего поколения отмечают школьные педагоги. Приведем слова учителя начальных классов школы п. Лоза Игринского р-на: «Сам курс ОРКиСЭ очень интересен, так как школьники активно принимают участие в беседах, вместе ищут ответы на вопросы, несут полученные на уроках знания домой и в общении с родителями выполняют домашние задания по темам. Я, как учитель 4-го класса, считаю, что введение предмета ОР-КиСЭ необходимо, так как именно этот предмет (как никакой другой) прививает уважение к культурным и религиозным традициям народов. Он способствует воспитанию нравственности, ребенок узнает историю возникновения и развития традиционных религий России, их обычаи и традиции».

Сегодня востребовано как жизненно необходимое непосредственное общение студентов, будущих педагогов, с представителями различных социальных институтов, что помогает использовать возможности культурной образовательной среды региона в организации вузовского образовательного процесса и повышения его качества. По мысли Р.С. Немова [3], специфика чувства как способа восприятия мира в том, что объекты и явления мира отражаются не в форме понятий, а в форме переживаний, сквозь призму личностного отношения к ним. Мы практикуем как метод духовно-нравственного воспитания студентов встречи с интересными людьми, в том числе со служителями религиозного культа, священнослужителями Русской Православной Церкви, которые доносят до слушателей знание об основах христианского воспитания ребенка и в то же время помогают студентам понять христианские ценности. Студенты подтверждают педагогическую значимость подобных встреч, ежегодно организуемых членами Лаборатории социально-педагогических исследований кафедры педагогики.

Согласно размышлениям Б.И. Додонова, формирование чувств идет через осмысление и освоение определенных моральных, общественно-политических, культурных и эстетических ценностей, а

2014. Вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

также через творческое постижение самим субъектом новых ценностей. Ценности, неразрывно связанные с потребностями личности и общества, образуют сложную иерархию, и те из них, по отношению к которым «взвешиваются» все остальные, называются фундаментальными [2]. Истоки фундаментальных духовно-нравственных ценностей восходят к христианской морали. Приведем отзывы студентов, участников встреч с православными священнослужителями. Студентка Б.А. пишет: «Мне очень понравилась встреча с Батюшкой. Его слова заставили о многом задуматься, он задел темы любви и семьи с непривычной для меня стороны. Сама я являюсь крещеной, но многое о том, что сегодня нам рассказали, я слышала впервые. Но меня это и радует. Когда еще выпадет шанс узнать о своей религии не из книг, фильмов, а из уст Батюшки. Мне кажется, что такие встречи должны проходить чаще». Этот отзыв подтверждает мысль А.В. Петровского о том, что чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Студентка Ф.А. отмечает: «Эти встречи надо проводить регулярно. Но, на мой взгляд, такие мероприятия надо начинать проводить в школе в младшем и подростковом возрасте, когда у нас формируются характер и отношение к жизни». В унисон звучит отзыв У.А.: «Мне встреча понравилась тем, что общались простым, житейским языком. Обсуждалась очень популярная тема "Семья", многое стало понятно и хотелось бы, чтобы такие беседы проводили не только в институте, после того, как многие грехи совершены, а в школе, для предотвращения этих грехов, в классах 4, 6, 8-м и обязательно в 9-м, так как это самый расцвет распущенности». Этих высказываниях по существу -психологическое отражение в форме переживания жизненного смысла явлений. В отзыве И.Л. читаем: «Когда мне сказали, что к нам придет Батюшка, я немного смутилась: "Зачем нам, студентам, слушать священника?" Но когда он начал говорить с нами о самом насущном (любовь, поведение девушки до брака, обязанности жены, воспитание детей) я хотела слушать его бесконечно. Просто в моем подсознании нажалась кнопка "Пуск" для дальнейших размышлений о жизни, о вечном». Такое мнение иллюстрирует суждение о том, что эмоция определяется как психологическая форма осуществления потребности, выражающая ее активную сторону (С.Л. Рубинштейн).

Студентка Х.А. делится с нами своими мыслями: «Благодаря таким встречам мы будем больше духовно-нравственно обогащаться, и многие задумаются над своими поступками, действиями, своим образом жизни, что-то исправят к лучшему в своей жизни». Студент М.И. откровенен: «Встреча с Батюшкой очень понравилась. Меня, как человека, далекого от веры, очень сильно заинтересовали его речи и метод подачи. Нужно чаще проводить такие собеседования». О силе слова священника пишет А.О: «У таких людей, как Батюшка, есть безусловно чему научиться. Я узнала много нового и даже в какой-то степени пересмотрела взгляды на жизнь; то, о чем он рассказывает - очень полезная вещь». Исходя из определения Р.С. Немова, что чувства - это устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер, они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам, в данном случае формируются определенныее чувственные проявления к ценности религии в жизни человека, ее служителям и к тому, о чем они говорят [3].

Тысячелетия назад человечество выработало вечные истины, которые сегодня мы называем базовыми ценностями и обозначены прегрешения. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы у будущих педагогов сформировалось четкое отношение к этим ценностям, произошло их приятие (интериориза-ция) [9]. Опыт показывает, что это успешно достигается с помощью эмоционально-чувственного переживания ситуаций, которые создаются в процессе обучения студентов в вузе. Д. пед. н., проф. МПГУ Т.И. Петракова в своих работах, обращенных к изучению педагогического наследия в святоотеческом наследии отмечает, что обращение к православному учению о спасении, к опыту христианских подвижников очень много дает для теории и практики образования [7]. В перспективе определяется направление дальнейших изысканий, которое заключается в научно-теоретическом и учебно-методическом обосновании ценностно-ориентированного духовно-нравственного воспитания и обучения будущих педагогов на основе формирования их богатой эмоционально-чувственной сферы. Становится очевидным, что процесс введения ФГОС по новому расставляет приоритеты образовательной деятельности как в школе, так и в вузе. Остро встают вопросы духовно-нравственного становления личности, которые обозначены в принятой в 2014 г. Концепции поддержки педагогического образования. В заключение отметим, что затронутые в статье отдельные вопросы стандартизации образовательной деятельности решаются педагогической практикой и в то же время сохраняется потребность в их научно-педагогическом обосновании, определении их методологической и научно-теоретической основы, выявлении закономерностей, принципов и моделей новых подходов к воспитанию подрастающего поклонения в школе и вузе.

Стандартизация образовательной деятельности... 87

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2010. 29 с.

2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. URL: http://Marsexx.ru

3. Немов Р.С. Психология. Кн. 1: Общие основы психологии. М., 2003. 688 с.

4. Новый завет. Послания Апостола Павла. Послание к галатам. М.:2007. С. 208.

5. Крысько В.Г.. Этническая психология. М.: Академия, 2002. 320 с.

6. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения. СПб.: Питер, 2005.

7. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999. 39 с.

8. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/

9. Сафонова Т.В. Интеграция православных ценностей семейного воспитания со школьной практикой // Интеграция образования. Саранск, 2010. № 3. С. 25-31.

10. Сафонова Т.В. Национально-региональный компонент в образовании: теория и практика реализации. Глазов: ГГПИ, 2005. 326 c.

11. Сафонова Т.В. Национально-региональные особенности развития образования в Удмуртской Республике. Глазов: ГГПИ, 2006. 120 с.

12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Ин-т психологии РАН; «Академический проект», 1999. 320 с.

13. Токарев С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. М.: МГУ, 1952. 616 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373). ИА «ГАРАНТ». URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/97127/#ixzz2subnElqy

15. Хотинец В.Ю. Этничексая идентичность и толерантность. Екатеринбург, 2002.124 с.

Поступила в редакцию 18.07.14

T. V. Safonova

STANDARDIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article covers the issues of modernization and innovative processes in contemporary Russian education. It presents several trends of educational activity standardization, and identifies features of their implementation. The author analyzes the effectiveness of legislative reforms and the professional pedagogical activity over the last 20 years; predicts the prospects of its improvement. The author discusses the peculiarities of educational activities content at the present stage, highlights the problems which are being solved by educational organizations today. The article presents an idea that standardization of school curriculum reduces the possibilities of students' introduction to the ethno-national culture, which impedes the formation of ethnic identity and the development of ethnic self-consciousness. The author declares the need to balance the interests of federal, national and regional components in the implementation of educational standards; stresses the role of spiritual and moral education of students.

Keywords: educational standards; educational legislation; innovative changes; results of school education reform; ethnic identity; spiritual and moral education.

Сафонова Татьяна Витальевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

ФГБОУ ВПО«Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» 427600, Россия, г. Глазов, ул. Первомайская, 25 E-mail: [email protected]

Safonova T.V.,

Doctor of Pedagogy,

Professor at Department of pedagogy

Glazov State Pedagogical Institute

427600, Russia, Glazov, Pervomayskaya st., 25

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.