Научная статья на тему 'Актуальные проблемы стандартизации школьного образования'

Актуальные проблемы стандартизации школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2293
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ / ТЕХНОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА РАЗДЕЛА «КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ / METHOD OF TESTING A TEACHING MATERIAL OF THE SECTION «COMPUTER MODELING» / STANDARDIZATION OF SCHOOL EDUCATION / EDUCATIONAL STANDARD / DIDACTIC UNITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова Татьяна Витальевна, Лукина Дарья Гeннадьевна

Рассмотрены актуальные проблемы стандартизации школьного образования и представлены результаты опытно-экспериментальной работы по определению эффективности технологии определения соответствия учебного материала раздела «Компьютерное моделирование» образовательному стандарту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафонова Татьяна Витальевна, Лукина Дарья Гeннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of standardization of school education

The article describes the actual problems of standardization in school education and the experimental results of the efficiency analysis for the method of testing a teaching material of the section «Computer modeling» for the compliance with the educational standard.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы стандартизации школьного образования»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

59

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2012. Вып. 2

УДК 37.3

Т.В. Сафонова, Д.Г. Лукина

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены актуальные проблемы стандартизации школьного образования и представлены результаты опытно-экспериментальной работы по определению эффективности технологии определения соответствия учебного материала раздела «Компьютерное моделирование» образовательному стандарту.

Ключевые слова: стандартизация школьного образования, образовательный стандарт, дидактические единицы, технология определения соответствия учебного материала раздела «Компьютерное моделирование» образовательному стандарту.

Одной из современных тенденций развития содержания школьного образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого модернизированного образовательного пространства в стране, благодаря которому будет обеспечена преемственность единой системы дошкольного, школьного, дополнительного, среднего специального и высшего профессионального образования, получаемого обучающимися в разных типах образовательных учреждений [4]. Стандартизация образовательной деятельности обусловлена и задачей вхождения России в мировое образовательное пространство, что во многом обусловлено Болонским процессом и требует учета тенденций развития содержания образования в международной образовательной практике.

Российская система образования, как и любая масштабная система, достаточно консервативна. И в этом есть свои плюсы и минусы. Консервативность помогла устоять в сложные постсоветские годы. В то же время эта особенность обусловливает медленную реакцию системы образования на новые вызовы и требования. Общее образование является одним из наиболее устоявшихся уровней российской системы образования, требующим кардинальных инновационных преобразований. Существующие проблемы общего образования являются результатом накопленных противоречий в течение не одного десятилетия, в том числе проблем определения содержания учебного материала, подлежащего проверке в ЕГЭ, а также несоответствия содержания школьных учебников требованиям образовательного стандарта.

Данные противоречия создают определенные риски стандартизации образования, в том числе выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы школы [1]. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий интересы личности школьника, семьи, общества и государства и представляет собой совокупность трех видов требований - к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям образовательной деятельности, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся [3].

Таким образом, главное предназначение нового стандарта - реализация согласованного общественного заказа на воспитание успешного поколения граждан страны, владеющего современными знаниями, навыками и компетенциями, воспитанного в духе идеалов демократии, правового государства и в соответствии с базовыми национальными ценностями и общечеловеческими ценностными установками [2]. Эта образовательная парадигма требует научно-теоретического и методического осмысления существующих задач образования. Так, современной школьной практикой жизненно востребована технология определения соответствия содержания школьных учебников заданным параметрам в стандарте (Фундаментальное ядро содержания общего образования). Наш научный интерес связан с преподаванием школьного курса информатики как наиболее востребованного сегодня учебного предмета, а именно с определением соответствия содержания школьных учебников по информатике с требованиями стандарта.

Следует отметить, что при стандартизации содержания образования одной из основных задач выступает адаптация существующих образовательных программ к образовательной среде и условиям их реализации, что рассматривается в работах В.П. Беспалько, В.И. Загвязинского, М.П. Лапчика,

В.С. Леднева, А.А. Мирошниченко, А.М. Новикова, Г.И. Саранцева, Г.Ф. Федорец и др. Проблеме изучения содержания образования посвящены работы Ю.К. Бабанского, В.В. Краевского, В.С. Лед-

нева, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, А.М. Сохора, Ю.Г. Татура. Различным аспектам структурирования содержания школьной информатики посвящены исследования А.П. Ершова, Р.Р. Камалова, А.Г. Кушниренко, И.В. Роберт, И.Г. Семакина, Е.К. Хеннер, П.М. Эрдниева. Идеи технологизации образовательной деятельности содержатся в трудах таких авторов, как В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, А.С. Казаринов, М.В. Кларин, Г.К. Селевко.

В настоящее время школьный курс информатики рассматривается как общеобразовательный предмет, в содержании которого присутствует значительная фундаментальная научная составляющая, что нашло отражение, в частности, и в утвержденном стандарте по этому курсу. Учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в федеральном базисном учебном плане в 8 и 9-х классах по одному и двум часам в неделю соответственно. В связи с этим необходимо иметь такой учебник для основной школы, который позволил бы за 105 часов раскрыть фундаментальное инвариантное ядро содержания обучения информатике, не зависящее от его вариативной части, связанной с изучением конкретных постоянно совершенствующихся средств информационных технологий. Учебник должен позволить школьнику за минимальное количество учебного времени достичь требуемого уровня подготовки по информатике и информационно-коммуникационным технологиям. С этой функцией существующие школьные учебники по информатике, к сожалению, справляются не в полной мере. Следовательно, необходимо создать технологию, позволяющую построить учебный материал, максимально приближенный к требованиям стандарта.

Проблема структурирования и отбора содержания учебного материала давно и широко обсуждается. Изучив все известные модели логической структуры учебного материала, мы разработали свою технологию определения соответствия учебного материала раздела «Компьютерное моделирование» образовательному стандарту на основе разработанной модели. Мы предположили, что если выделить дидактические единицы раздела «Компьютерное моделирование» в учебной программе (на основе Фундаментального ядра содержания общего образования) и сравнить с дидактическими единицами учебников, то можно выявить между ними соответствие, и на его основе выстроить учебный материал, максимально приближенный к требованиям стандарта. Результаты соответствия представлены в табл. 1.

Таблица 1

Данные соответствия содержания учебников требованиям стандарта

Соответствие дидактическим единицам ФГОС Школьные учебники информатики

Макарова Н.В. Угринович Н.Д. Семакин И.Г.

50 % 44 % 32 %

Данные таблицы показывают, что содержание раздела «Компьютерное моделирование» анализируемых учебников не в полной мере соответствует дидактическим единицам образовательного стандарта, следовательно, ни один из представленных учебников не может обеспечить эффективное изучение тем предмета.

Содержание обучения состоит из дидактических элементов, среди которых основными являются понятия. В соответствии с нацеленностью на выделение фундаментальных основ были определены требования к системе понятий школьного курса информатики:

• системность (понятия должны быть представлены в системе);

• целостность (основные понятия должны быть рассмотрены в целостности и модель курса должна иметь завершенный характер);

• структурность (каждое понятие имеет свой уровень иерархии);

• аксиоматичность (имеются понятия, которые не могут быть определены в границах данной системы и принимаются как аксиомы);

• полнота (система понятий должна включать основные понятия информатики как науки);

• минимальная достаточность (понятия и отношения между понятиями должны быть необходимы и достаточны для представления системы понятий за минимальное количество времени с учетом уровня подготовки обучаемых);

• логическая непротиворечивость (отношения между понятиями должны быть построены в соответствии с законами логики);

• преемственность (формирование понятия должно основываться на сформированных ранее понятиях и быть востребованным при дальнейшем обучении);

• методическая целесообразность (необходимо учитывать влияние формирования понятий на развитие и воспитание учащихся);

• открытость (возможность добавления новых элементов) [6].

При упорядочивании дидактических единиц необходимо учитывать причинно-следственные связи школьного курса информатики. Система понятий должна строиться вокруг системообразующего понятия «информационные процессы», которое формируется, развивается и обобщается.

Последовательность изучаемого материала школьного курса информатики должна быть такова, что в первую очередь выделяются основные понятия (информация и информационные процессы, объект и система, язык и код), общие принципы (принципы работы компьютера, принципы кодирования данных), фундаментальные свойства (свойства информации, свойства алгоритмов). Это позволяет начать с главного, постепенно развивать понятия, теоретически обогащая и упорядочивая всю понятийную структуру учебного материала. Выделение ведущих понятий дает возможность изложить материал научно, с единой точки зрения и с общих позиций переосмыслить уже известные факты, заложить основы всей системы знаний, раскрыть внутренние связи и отношения фундаментальных понятий, показать их проявления на конкретных фактах и явлениях действительности.

При структурировании содержания обучения осуществлялось его экспертное оценивание. При изучении работ специалистов, занимающихся исследованиями в области экспертизы, а в частности педагогической экспертизы А.И. Суббето, В.С. Черепанова, были реализованы следующие этапы экспертизы.

1. Подготовительный этап, заключающийся:

• в принятии решения о проведении педагогической экспертизы директивной организацией (в нашем случае данной директивной организацией была администрация школы, на базе которой осуществлялось исследование);

• в формировании рабочей группы из преподавательского коллектива кафедры информатики и студентов.

2. Этап работы рабочей группы, на котором:

• разрабатывалась система критериев для оценки качества организации изучения темы;

• определялись принципы формирования экспертной комиссии (количество экспертов);

• разрабатывались образцы анкет для проведения педагогической экспертизы;

• формировалась сама экспертная комиссия.

3. Этап работы экспертной комиссии, на котором предполагалось проведение анкетирования экспертов для выявления показателей эффективности организации изучения темы.

4. Заключительный этап включал анализ результатов экспертизы группой ведущих экспертов и их обсуждение.

При оценке показателей анкеты для оценки эффективности построения учебного материала раздела «Компьютерное моделирование» мы использовали 5-балльную шкалу. Проанализировав анкеты, вычислили весовые коэффициенты каждого показателя (табл. 2).

Таблица 2

Весовые коэффициенты показателей определения критериев эффективности построения учебного материала раздела «Компьютерное моделирование»

Критерий Эксперты Wi

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Степень соответствия ГОС и типовой программе по предмету 3 5 5 5 3 5 2 4 4 0,087

Научность, соответствие современному уровню развития науки 5 3 5 5 4 5 3 4 5 0,094

Полнота структуры учебного материала 5 4 5 5 5 5 3 5 4 0,099

Информативность 5 5 5 4 5 4 5 4 5 0,101

Внутри- и межпредметные связи 4 4 5 4 4 3 4 3 3 0,082

Рациональное сочетание и использование методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (интернет-технологии; ТСО) 4 5 2 3 4 3 5 4 4 0,082

62

Т.В. Сафонова, Д.Г. Лукина

2012. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Окончание табл. 2

Логичность и доступность 5 5 5 3 5 4 5 4 5 0,099

Использование приемов закрепления информации (повторение; включение вопросов на проверку понимания; подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса; тестирование) 5 4 3 4 5 4 5 3 4 0,089

Обеспечение индивидуального стиля обучения 5 4 2 3 5 4 5 4 4 0,087

Степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы 5 5 2 5 5 4 4 4 5 0,094

Наличие комбинированных упражнений, задач, примеров 5 3 3 3 5 3 5 3 5 0,085

Таким образом, больший весовой коэффициент получил показатель «информативность». На его основе оценивалась разработанная технология. Для оценки разработанной нами информационной системы «Сравнительный анализ учебников» мы провели ее экспертизу. Данная информационная система была апробирована в МОУ СОШ №1 п. Кез и ряде других школ республики. В качестве экспертов выступал учительский коллектив школы, члены методобъединения учителей информатики, преподаватели информатики вуза. Программа была скопирована в компьютеры в школьном кабинете информатики. Эксперимент проходил в 3 этапа. На констатирующем этапе эксперимента с учетом разработанных критериев была проведена диагностика качества обучения информатике учащихся в целях определения исходного показателя. На формирующем этапе при изучении темы «Компьютерное моделирование» контрольная группа занималась по учебнику И.Г.Семакина «Информатика и ИКТ», а экспериментальная группа изучала материал, построенный на основе разработанной нами технологии. На контрольном этапе была подтверждена эффективность технологии, результатом использования которой стало повышение качества обучения информатике школьников экспериментальной группы.

Данные о результатах, полученных до и после проведения эксперимента в контрольной группе, проиллюстрированы на рис.1.

контрольная группа

констатирующим

контрольный

«неудовл.» «удовл.» «хорошо» оценки

«отлично»

Рис. 1. Динамика изменений в контрольной группе

Данные о результатах, полученных до и после проведения эксперимента в экспериментальной группе, проиллюстрированы на рис. 2.

экспериментальная группа

констатирующим

контрольный

оценки

Рис. 2. Динамика изменений в экспериментальной группе

Проанализировав данные, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе количество учеников, успешно справившихся с выполнением контрольного теста (набравших 10 - 12 баллов), превышает количество учеников контрольной группы. В то же время количество учеников экспериментальной группы, набравших меньше 3 баллов, ниже, чем в контрольной группе. Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проведения эксперимента была подтверждена гипотеза о том, что учебный материал, построенный на основе дидактических единиц стандарта, повышает эффективность обучения.

За соответствие содержания учебников стандарту мы принимали сходство понятийного аппарата рассматриваемых тем, то есть наличие явных, реальных и контекстных определений выделенных дидактических единиц. Учебный материал для изучения темы «Компьютерное моделирование» мы построили на основе соответствия содержания школьных учебников и дидактических единиц стандарта, используя при этом все анализируемые учебники (Н.В. Макарова, И.Г. Семакин, Н.Д. Угрино-вич). В исследовании и при анализе содержания учебников, и при построении учебного материала мы брали во внимание только учебные пособия, исключая всякого рода дополнения к ним (задачники, практикумы). На рис.3 представлен алгоритм построения учебного материала на основе соответствия между образовательным стандартом и учебниками информатики.

Рис. 3. Алгоритм построения учебного материала на основе соответствия между образовательным

стандартом и учебниками информатики

Таким образом, опытно-экспериментальным путем была проверена эффективность и целесообразность предложенной технологии определения соответствия учебного материала раздела «Компьютерное моделирование» образовательному стандарту в результате ее внедрения в практику обучения в школах Удмуртской Республики. На основе результатов эксперимента можно сделать вывод, что эффективность построения учебного материала раздела «Компьютерное моделирование» на основе нашей технологии доказана.

Перспектива исследования состоит в распространении разработанной технологии на другие разделы учебного предмета для переработки, структурирования и систематизации учебной информации, установления разумного единообразия при отборе содержания курса с целью дальнейшей фун-даментализации обучения информатике в школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блохин А.А., Монахов С.В. Риски введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения // Педагогика. 2009. №4. С. 69-76.

2. Кондаков А.М., Кузнецов А.А. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования // Педагогика. 2008. №8. С. 9-28.

3. Рыжаков М.В. Стандарт как общественный договор // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. №1.

С. 12-18.

4. Феденко Л.Н. Федеральные государственные образовательные стандарты // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2011. №5. С.20-25.

Поступила в редакцию 20.04.12

Т. V. Safonova, D. G. Lukina

Actual problems of standardization of school education

The article describes the actual problems of standardization in school education and the experimental results of the efficiency analysis for the method of testing a teaching material of the section «Computer modeling» for the compliance with the educational standard.

Keywords: standardization of school education, educational standard, didactic units, method of testing a teaching material of the section «Computer modeling» for the compliance with the educational standard.

Сафонова Татьяна Витальевна, доктор педагогических наук, профессор E-mail: safonova1956@mail.ru

Лукина Дарья Г eннадьевна, магистрант E-mail: zarazka71@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» 427621, Россия, УР, г. Глазов, ул. Первомайская, 25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Safonova T.V., doctor of pedagogical sciences, professor E-mail: safonova1956@mail.ru

Lukina D.G., magister student E-mail: zarazka71@mail.ru

Glazov State Pedagogical Institute

427621, Russia, Udmurtia, Glazov, Pervomaiskaya st., 25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.