INTEGRATION OF EDUCATION. 2014, No. 3 УДК 371(470+571) DOI: 10.15507/Inted.076.018.201403.019
к проблеме стандартизации современного школьного образовательного пространства россии
Т. В. Сафонова (Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, г. Глазов, Россия)
Статья посвящена вопросам модернизации и инновационным процессам в сфере современного школьного российского образования за последние десятилетия; описана стандартизация образовательной деятельности и выявлены особенности их реализации. Дана оценка эффективности этапов преобразований в законодательстве, профессиональной педагогической деятельности на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Исследованы перспективы совершенствования школьной жизни.
Автором рассмотрены особенности содержания образовательной деятельности на современном этапе, выделены задачи, которые решают образовательные организации сегодня, обзорно представлено образовательное законотворчество последнего времени. В статье представлено мнение о том, что стандартизация школьного содержания образования уменьшает возможности приобщения школьников к этнонациональной культуре. Это приводит к затруднениям в формировании этнической идентичности. Автор пишет о необходимости соблюдения баланса интересов в федеральном и национально-региональном компонентах при реализации образовательных стандартов.
Ключевые слова: образовательные стандарты; образовательное законодательство; инновационные изменения; результаты реформирования школьного образования; этническая идентичность; духовнонравственное воспитание.
ON THE ISSUE OF STANDARDISATION OF PRESENT-DAY SCHOOL EDUCATIONAL SPACE OF RUSSIA
T. V. Safonova (Glazov State Pedagogical Institute V. G. Korolenko, Glazov, Russia)
The article covers the issues of modernisation and innovative processes of modem Russian school education in recent decades, standardisation of educational activities, and identifies features of their implementation. The author makes conclusions about the effectiveness of the stages of reforms in the legislation, the standards of education and professional pedagogical activity at the turn of the XXI century, reveals the weaknesses and predicts the prospects of improvement of school life.
Author paid attention to the peculiarities of educational activities content at the present stage, highlighted the problems which are being solved by educational organizations today, an overview of recent educational lawmaking is presented. The article presents the idea that standardization of school curriculum reduces the possibilities of introduction of students to the ethno-national culture, which leads to difficulties in the formation of ethnic identity. The author writes about the need to balance the interests of the federal, national and regional components in the implementation of educational standards.
Keywords: educational standards; educational legislation; innovative changes; the results of the reform of school education; ethnic identity; moral education.
Актуальность исследуемой проблемы безусловна, поскольку последние 20 лет сопровождаются перманентным обсуждением принимаемых различного рода документов, в том числе и нормативно-правовых актов, которые призваны модернизировать, изменить или придать инновационный характер тем или иным аспектам образовательной политики государства. Практически все последние 20 лет идет процесс изменений (развития) в целях, задачах, методах, содержании, способах и средствах, предполагаемых результатах образовательной деятельности; ведется
поиск образовательных парадигм (магистральных путей развития), стратегиях (путей и методов их реализации), тактиках (темпах, сроках, способах). Кардинальные преобразования в 90-е гг. прошлого столетия осуществлялись с вполне конкретным подтекстом - решалась задача отхода от прежних социалистических, советских парадигм и происходило определение новых, в контексте идей «перестройки», рыночной экономики, демократизации и либерализации общественной, социально-экономической, политической и культурной жизни страны. В связи этим возникает
© Сафонова Т. В., 2014 19
проблема анализа и сопоставления преобразований в школьной системе конца прошлого века и начала нынешнего, что позволит дать ответы на такие вопросы: есть ли существенные различия в тенденциях последнего десятилетия прошлого века и первого десятилетия ХХ1 в.? Что общего мы наблюдаем в реформационных процессах, происходящих в исследуемый период? Попытаемся дать ответы на эти и другие вопросы.
Отметим, что главным событием в 1990-е гг. стало принятие первого закона «Об образовании» (1992) и то, что как следствие юридически были закреплены обязательный государственный минимум содержания образования в форме временных государственных стандартов, вариативность, право на самостоятельное педагогическое творчество преподавательских коллективов и педагогов, что было отражено в базисном учебном плане. Значительным достижением образовательной деятельности стали новые виды и типы образовательных учреждений: колледжи, гимназии, лицеи, инновационные школы, коррекционные классы и школы, школы-комплексы и др. Среди достижений первого этапа проводившихся реформ можно назвать переход от унитарного, единообразного обучения к образованию по выбору. Учащимся и родителям предлагался выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов и форм получения образования.
Значительные изменения произошли в начальной школе. В системе начального образования с начала 90-х гг. на первый план выдвинулась развивающая функция обучения, обеспечивающая становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных способностей. Одновременно началось обновление содержания предметов естественно-математического цикла, усиливалась прикладная направленность курсов. В школах большое распространение получили интегрированные курсы по естествознанию. Наиболее радикальные изменения происходили в гуманитарном образовании, одним из его основных направлений явилось граждан-
ско-правовое. К началу 1996 г. возросло число образовательных учреждений, реализующих различные инновационные образовательные программы, в том числе экспериментальные школы-комплексы и центры дифференцированного обучения; реабилитационные центры, школы одаренных детей; учреждения внешкольного дополнительного образования и др. Поиск учебно-методических инноваций привел к тому, что школа основывалась на уходе от традиционного репродуктивного метода обучения и внедрения методик активной совместной деятельности учащегося и учителя в решении проблем взаимного использования творческого и интеллектуального потенциалов. Подчеркнем, что именно в это время в системе образования получили соответствующее развитие национальные образовательные программы благодаря реализации национально-регионального компонента образовательного стандарта [4]. В 1995 г. завершился первый этап реализации Федеральной программы образования, а в 1996 г. началась вторая стадия ее реализации. С учетом реального состояния системы образования и перспектив дальнейшего развития образования субъектами РФ были подготовлены Программы развития образования на 1995-2000 гг., утверждались проекты «Образование». Важным этапом в развитии нормативно-правовой базы в сфере образования стало принятие административно-территориальными субъектами законов «Об образовании». В конце 1997 г. законы были приняты, вступили в силу, началась их реализация, но к исходу XX в. все основные звенья системы образования подверглись определенным изменениям в духе общей концепции реформирования общества, его социально-экономических основ. Таким образом, программы развития образования и принятые законы стали нормативно-правовой и организационной основой региональной политики в сфере образования, определяющей стратегию совершенствования системы образования, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения в качественном образовании. В 1999 г. начальное образование завершило переход на базисный учебный
план. Появились оригинальные авторские учебные планы и программы, учитывающие федеральный, региональный и школьные компоненты содержания образования. В соответствии с Программой развития образования начался переход начальной школы на 4-летнее обучение. Дальнейшее развитие получило дополнительное образование детей. Глубокие качественные изменения происходят в системе общего среднего (полного) образования: образовательные учреждения ввели новые предметы, углубили изучение различных дисциплин, предложили профильную подготовку, продолжилась работа по стандартизации в образовании и развитию информационных технологий.
Особое внимание на этом этапе отводилось развитию национально-региональных образовательных программ. Органы управления образованием совместно с национальными сообществами придавали особое значение возрождению национальных культур, языка, традиций. Отличительной особенностью данного периода стало формирование сетевого образовательного пространства, в том числе на основе межправительственных соглашений заключались договоры о сотрудничестве в сфере образования с Министерствами образования разных субъектов, например Удмуртии и Татарстана и др. Кроме того, решалась задача подготовки кадров для школ и детских дошкольных учреждений с изучением родного языка [5]. Осуществлялась переподготовка учителей родного языка, директоров школ с национальным контингентом учащихся, в школах изучались языки титульных и других народов России и Зарубежья.
Характерной чертой стало и то, что в условиях неполного государственного финансирования учреждениями привлекались дополнительные средства от внебюджетной деятельности (выпуск продукции в учебно-производственных мастерских, платные образовательные услуги и др.), позволяющие укрепить учебно-материальную базу, производить ремонт помещений, осуществлять текущие платежи за коммунальные услуги. Особо следует отметить, что в исследу-
емый период широкое распространение получило международное сотрудничество в сфере образования, основной целью которого являлась интеграция в мировое образовательное пространство для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей и повышения качества образовательных услуг.
Таким образом, в 90-х г. ХХ в. наблюдались следующие черты:
— в последнее десятилетие ХХ в. изменилась законодательная основа образовательной деятельности (развивалось законотворчество как на государственном, так и региональном уровнях);
— в образовательные программы включался вариативный компонент как в содержание обучения, в выбор методов, способов, средств, так и учебно-методическое и программное обеспечения (демократизация образовательной деятельности);
— составной частью содержания образования стал национально-региональный компонент (он позволил задать новую парадигму образования - возвращение к истокам);
— у образовательных учреждений появилась возможность зарабатывать деньги для нужд школы (коммерциализация образовательной деятельности);
— стали развиваться международные связи в сфере образования (отражение процессов «глобализации» и поликуль-турного образования).
Следующий период развития отечественной педагогической системы (начало ХХ1 в. и особенно его первое десятилетие) стало весьма знаменательным:
1. В российском образовании начались модернизационные процессы («Наша новая школа»). Возросла актуальность таких направлений, как повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров, работа с одаренными детьми, инклюзивное образование и др.
2. Был разработан приоритетный национальный проект «Образование». Особое внимание уделялось совершенствованию школьной инфраструктуры, питанию школьников, обеспечению транспортными средствами, материально-техническому оснащению школ (в том числе созданию
единого образовательного пространства школ посредство ИКТ).
3. В этот период приняты ФГОС ООО (второго и третьего поколения). Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет серьезные требования к изменению парадигмы образовательной деятельности школы: происходит переход от предметно-центристского обучения к развитию личности ученика, формированию его человеческого образа, основывающегося на базовой духовно-нравственной культуре [7].
4. В школах были введены государственная итоговая аттестация (после 9 класса сдаются обязательные экзамены по русскому языку и математике, с 2014 — ОГА) и единый государственный экзамен (ЕГЭ). С 2009 г. зачисление в российские вузы проводится по итогам ЕГЭ. Успешно сдавшие его абитуриенты могут подать документы сразу в несколько вузов. Число предметов, по которым должен писать тест конкретный ученик, варьируется. Помимо обязательных экзаменов (математика и русский) выпускник может выбрать дополнительные дисциплины в зависимости от специфики вузов, куда он собирается поступать.
5. Одной из самых значимых вех реформирования российского образования стало вступление в силу нового «Закона об образовании в РФ» (сентябрь 2013 г.). Закон изменил структурно педагогическую систему (дошкольное образование стало ее первой ступенью, существенно изменились права и обязанности образовательных организаций др.).
6. Важным событием стало принятие «Стандарта педагога» (октябрь 2013 г.), в котором были прописаны квалификационные требования к деятельности учителей и их подготовке, функциям педагогической деятельности (действия, знания, умения и др.) в рамках трудового законодательства [3].
7. Принято Положение «О нормах профессиональной этики педагогической деятельности» (2010 г.). Существенное внимание стало отводиться соблюдению этических норм педагогической деятельности в общении с детьми, коллегами, администрацией, родителями.
8. В 2009 г. была разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания граждан России». Пришло понимание того, что именно на основе прочного духовно-нравственного фундамента складывается устойчивый менталитет нации, обеспечивающий ее историческую жизнеспособность [2]. Нация, утратившая свою духовно-нравственную, национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами истории. Был сделан вывод о том, что настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни, сохранения культурного достояния всех народов России [1].
итак, мы видим, что характерными чертами реформирования образования в Российской Федерации на рубеже веков стали определение законодательной основы всех происходящих преобразований; распространение принципов демократического управления (в том числе педагогического менеджмента) во всех сферах образовательной деятельности; сохранение ведущих позиций государства в части определения идеологического заказа к образованию; распространение сетевого проектирования образовательной деятельности и информатизации образовательного пространства.
Какие же проблемы остаются «за кадром» происходящих преобразований и ждут своего рассмотрения в дальнейшем? Школа в России — более короткая по продолжительности, нежели в других странах. По-видимому, следует проанализировать последствия такого явления с точки зрения педагогической науки и практики. Не отработана в широкой педагогической практике система выбора индивидуального образовательного маршрута школьника на всех этапах его подготовки (проектирование индивидуальных образовательных программ, доступный экстернат и др.). Наблюдается недостаточная включенность педагогических
коллективов в поле научно-исследовательской деятельности, как следствие - несовершенство учебно-исследовательской деятельности школьников. Сохраняется предметно-центристская ориентация на «олимпиоников» при определении результатов качества школьного образования. Куда важнее (и отметим, гораздо сложнее) отслеживать фактор воспитанности личности выпускника школы (духовность, нравственность, идентификация, социализированность, интернализация и др.). Также остро стоит проблема защиты здоровья ребенка в процессе обучения (физического, психического и духовного).
Особо отметим возросшую в последние годы потребность в формировании национальной идентичности обучающихся, их этнокультурной коммуникативной компетентности, готовности вести конструктивный диалог, идти на взаимодействие, что усиливает необходимость обращения к национально-региональному компоненту в содержании образования [6]. Следует также подчеркнуть, что современная школа не вполне рассчитана на работу с талантливыми детьми, она центрирована на выполнение универсальной образовательной программы. По мнению Я. И. Кузьминова, ректора НиУ «Высшая школа экономики», следует развивать лицеи при ведущих университетах, это и будет системной работой с талантливыми детьми. Вторая часть работы с ними — лидерские и авторские школы, хотя они далеко не всегда сфокусированы на этом.
Существует большое колличество перспектив развития образовательного пространства в России, в том числе в принятой в 2013 г. «Концепции поддержки педагогического образования».
В заключение отметим, что модернизация, инновационное (прогрессивное) развитие, стандартизация - это чрезвычайно сложные процессы. Каждый из них имеет свои закономерности и подвержен четкой алгоритмизации (этапы рождения новой идеи и возникновение концепции; воплощения идеи в какой-либо продукт-образец; практического применения созданного продукта (образца), его доработка; получения устойчивого эффекта). После
этого начинается самостоятельное существование новшества (закона, стандарта, реформы, преобразования, инновации). В фазе использования преобразований выделяются дальнейшие стадии:
— распространения (происходит внедрение в новые сферы);
— господства новшества в конкретной области, когда оно собственно перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается данная стадия появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным;
— сокращения масштабов применения новшества, связанная с заменой его новым продуктом.
Отвечает ли заданному алгоритму происходящие в современном образовательном пространстве России инновационные преобразования или наблюдается незавершенность этапов, и как следствие — не всегда достигается задуманный результат - этот вопрос требует дальнейших изысканий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — Москва, 2010. - 29 с.
2. Петракова, Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т. И. Петракова. - Москва, 1999. — 39 с.
3. Приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» от 18.10.2013 N° 544н [Электронный ресурс]. — Режим доступа: М1р://%'%г«г. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/.
4. Сафонова, Т. В. Национально-региональный компонент в образовании : теория и практика реализации / Т. В. Сафонова. - Глазов : ГГПИ, 2005. - 326 ^
5. Сафонова, Т. В. Национально-региональные особенности развития образования в Удмуртской Республике / Т. В. Сафонова. - Глазов : ГГПИ, 2006. - 120 с.
6. Сафонова, Т. В. Особенности развития региональных образовательных систем (этнонациональный аспект) / Т. В. Сафонова. — Екатеринбург ; Ижевск : Изд-во «УрО РАН Институт экономики», 2010. — 123 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от
6 октября 2009 г. N° 373) [Электронный ресурс] // ИА «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/97127/#ixzz2subnElqy.
Поступила 17.12.13.
Об авторе:
Сафонова Татьяна Витальевна, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» (Россия, г. Глазов, ул. Первомайская, д. 25), доктор педагогических наук, [email protected]
Для цитирования: Сафонова, Т. В. К проблеме стандартизации современного школьного образовательного пространства России / Т. В. Сафонова // Интеграция образования. - 2014. - № 3 (76). - С. 19-24. DOI: 10.15507/Inted.076.018.201403.019
REFERENCES
1. Danilyuk A., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii [Concept of spiritually-moral development and upbringing the personality of the Russian citizen]. Moscow, 2010, 29 p.
2. Petrakova T. I. Gumanisticheskie cennosti obrazovanija v processe duhovno-nravstvennogo vospitanija podrostkov: avtoref. diss. ... d-ra ped. nauk [Humanistic values of education in the process of spiritually-moral education of youth. Author’s abstract of Doct. Ped. Sci. diss.]. Moscow, 1999, 39 p.
3. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n “Ob utverzhdenii professional'nogo standarta “Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')”” [Order of the RF Ministry of Labour of 18.10.2013 N 544н
"On approval of the professional standard of a "Teacher (teaching activities in the field of pre-school, primary General, basic General and secondary General education) (educator, teacher)". Available at: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_155553//.
4. Safonova T. V. Nacional'no-regional'nyj komponent v obrazovanii: teorija i praktika realizacii [National and regional component in education: theory and practice of implementation]. Glazov, GGPI Publ., 2005, 326 p.
5. Safonova T. V. Nacional'no-regional'nye osobennosti razvitija obrazovanija v Udmurtskoj Respublike [National and regional peculiarities of development of education in the Udmurt Republic]. Glazov, GGPI Publ., 2006, 120 p.
6. Safonova T. V. Osobennosti razvitija regional'nyh obrazovatel'nyh sistem (jetnonacional'nyj aspekt) [Features of development of the regional educational systems (the ethno-national aspect)]. Yekaterinburg - Izhevsk, Institute of Economics UB RAS Publ., 2010, 123 p.
7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija (utv. prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 6 oktjabrja 2009 g. № 373) [Federal state educational standard primary General education (appr. order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of October 6, 2009, No 373)]. “GARANT”. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97127/#ixzz2subnElqy.
About the author:
Safonova Tatyana Vitalyevna, professor, Pedagogics Chair, V. G. Korolenko Glazov State Pedagogical Institute (25, Pervomayskaya Str., Glazov, Russia), Doktor nauk degree holder in pedagogical sciences, [email protected]
For citation: Safonova T. V. K probleme standartizacii sovremennogo shkol'nogo obrazovatel'nogo prostranstva Rossii [On the issue of standartisation of present-day school educational space of Russia]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, no. 3 (76), pp. 19-24. DOI: 10.15507/Inted.076.018.201403.019