Научная статья на тему 'Проблемы образования в контексте духовной безопасности современной России'

Проблемы образования в контексте духовной безопасности современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ / ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (ЭЛИТАРИЗАЦИЯ / ФОРМАЛИЗАЦИЯ / НИЗКИЙ СТАТУС ПЕДАГОГА) / ПРОТИВОРЕЧИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / УГРОЗЫ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОСТОЯНИЯ УГРОЗАМ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / SPIRITUAL SAFETY / TRENDS OF CONTEMPORARY RUSSIAN SCHOOL / EDUCATION PROBLEM (ELITARIZATION / FORMALIZATION / LOW STATUS OF THE TEACHER) / CONTRADICTIONS OF AN EDUCATION SYSTEM / THREAT OF SPIRITUAL SAFETY / DIRECTION OF OPPOSITION TO THREATS OF SPIRITUAL SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климов Сергей Николаевич, Сысоев Юрий Васильевич

В статье анализируются актуальные проблемы образования с точки зрения духовной безопасности как особого вида национальной безопасности России. Дается характеристика современной российской школы: переход на уровневую систему; стандартизация системы образования, в рамках которой федеральные государственные стандарты высшего образования напрямую увязываются с профессиональными стандартами; повышение роли научно-исследовательской работы в образовательном процессе наряду с обучением; активное внедрение информационных технологий. Рассматриваются накопившиеся в последние годы реформирования отечественного высшего образования вопросы в организационно-управленческом аспекте (проведение необъяснимой стратегии объединения вузов; элитаризация образования; реализация жесткого бюрократического подхода, ведущего к избыточному формализму; невысокий социальный статус педагога) и в содержательном аспекте (рассогласование содержания образовательных программ и запросов практики, ориентация на рост объемов научной деятельности, в целях зарабатывания денег, наряду с педагогической). Вскрывается ряд противоречий, присущих современной системе образования: между уровнем культуры и уровнем образования; между целями образования и средствами их достижения; между формой и содержанием в образовании; между обучением и воспитанием; между общекультурной и узкоспециальной направленностью образования. В связи с процессами модернизации отечественного образовательного пространства обозначаются угрозы духовной безопасности, предполагающие поиск путей противодействия им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климов Сергей Николаевич, Сысоев Юрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION PROBLEMS IN THE CONTEXT OF SPIRITUAL SAFETY OF CONTEMPORARY RUSSIA

In article current problems of education from the point of view of spiritual safety as a special type of national security of Russia are analyzed. The characteristic of contemporary Russian school is given: transition to-level system; standardization of an education system within which federal state standards of the higher education directly coordinate with professional standards; increase in a role of research work in educational process along with training; active introduction of information technologies. The questions which have collected in recent years reforming of domestic higher education in organizational and administrative aspect are considered (carrying out inexplicable strategy of merging of higher education institutions; education elitarization; realization of the tough bureaucratic approach conducting to an excess formalism; the low social status of the teacher) and in substantial aspect (a mismatch of contents of educational programs and inquiries of practice, orientation to growth of volumes scientific activity, for the purpose of earning money, along with pedagogical). A number of the contradictions inherent in a modern education system is opened: between the level of culture and education level; between the purposes of education and means of their achievement; between form and content in education; between training and education; between common cultural and highly specialized orientation of education. Due to the processes of modernization of domestic educational space the threats of spiritual safety assuming search of ways of counteraction by him are designated.

Текст научной работы на тему «Проблемы образования в контексте духовной безопасности современной России»

УДК 316.3/ 37

КЛИМОВ Сергей Николаевич

Российский университет транспорта (МИИТ)

академик Международной академии наук

педагогического образования

г. Москва, Россия

klisn@mail.ru

СЫСОЕВ Юрий Васильевич Институт физической культуры, спорта и здоровья, Московский педагогический государственный университет г. Москва, Россия maraton90 @mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье анализируются актуальные проблемы образования с точки зрения духовной безопасности как особого вида национальной безопасности России. Дается характеристика современной российской школы: переход на уровневую систему; стандартизация системы образования, в рамках которой федеральные государственные стандарты высшего образования напрямую увязываются с профессиональными стандартами; повышение роли научно-исследовательской работы в образовательном процессе наряду с обучением; активное внедрение информационных технологий. Рассматриваются накопившиеся в последние годы реформирования отечественного высшего образования вопросы в организационно-управленческом аспекте (проведение необъяснимой стратегии объединения вузов; элитаризация образования; реализация жесткого бюрократического подхода, ведущего к избыточному формализму; невысокий социальный статус педагога) и в содержательном аспекте (рассогласование содержания образовательных программ и запросов практики, ориентация на рост объемов научной деятельности, в целях зарабатывания денег, наряду с педагогической). Вскрывается ряд противоречий, присущих современной системе образования: между уровнем культуры и уровнем образования; между целями образования и средствами их достижения; между формой и содержанием в образовании; между обучением и воспитанием; между общекультурной и узкоспециальной направленностью образования. В связи с процессами модернизации отечественного образовательного пространства обозначаются угрозы духовной безопасности, предполагающие поиск путей противодействия им.

DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-1-114-123

Sergey N. KLIMOV Russian Transport University (MIIT) Academician of International Academy of Pedagogical Education Sciences Moscow, Russia klisn@mail.ru

Yuri V. SYSOEV

Institute of Physical Culture, Sport and Health Moscow State Pedagogical University Moscow, Russia maraton90@mail.ru

EDUCATION PROBLEMS IN THE CONTEXT OF SPIRITUAL SAFETY OF CONTEMPORARY RUSSIA

In article current problems of education from the point of view of spiritual safety as a special type of national security of Russia are analyzed. The characteristic of contemporary Russian school is given: transition to-level system; standardization of an education system within which federal state standards of the higher education directly coordinate with professional standards; increase in a role of research work in educational process along with training; active introduction of information technologies. The questions which have collected in recent years reforming of domestic higher education in organizational and administrative aspect are considered (carrying out inexplicable strategy of merging of higher education institutions; education elitarization; realization of the tough bureaucratic approach conducting to an excess formalism; the low social status of the teacher) and in substantial aspect (a mismatch of contents of educational programs and inquiries of practice, orientation to growth of volumes scientific activity, for the purpose of earning money, along with pedagogical). A number of the contradictions inherent in a modern education system is opened: between the level of culture and education level; between the purposes of education and means of their achievement; between form and content in education; between training and education; between common cultural and highly specialized orientation of education. Due to the processes of modernization of domestic educational space the threats of spiritual safety assuming search of ways of counteraction by him are designated.

Ключевые слова: духовная безопасность, тренды Keywords: spiritual safety, trends of contemporary

современной российской школы, проблемы обра- Russian school, education problem (elitarization,

зования (элитаризация, формализация, низкий formalization, low status of the teacher), contradic-

статус педагога), противоречия системы образова- tions of an education system, threat of spiritual safety,

ния, угрозы духовной безопасности, направления direction of opposition to threats of spiritual safety противостояния угрозам духовной безопасности

С конца ХХ века российское общество живет в эпоху перемен. Единственной константой нашего бытия является нестабильность. Но, как говорится, времена не выбира-

ют... Причем нестабильность касается всех сфер общественной жизни. Пожалуй, нет в государственном и общественном устройстве ни одного островка, надежно защищенного от трансформаций. Это касается и глубинных слоев духовной жизни.

Исторический опыт нашей страны свидетельствует о том, что Россия всегда была сильна при наличии общенациональной идеи (православной, самодержавной, коммунистической), выступавшей духовной основой социального развития, синтезировавшей прошлое, настоящее и будущее. Ныне этой идеи, объединяющей воедино всю нацию, нет. Да и духовный фундамент проходит испытание на прочность под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.

В этой связи проблема духовной безопасности России выступает едва ли не определяющей картину современного социокультурного бытия.

Как сложное и многогранное явление духовная безопасность понимается как «состояние и условия жизнедеятельности социума, которые обеспечивают сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны, а вместе с тем способность государства решать назревшие задачи экономического, социального и политического развития» [1, с. 128].

Выступая особым видом национальной безопасности, духовная безопасность, в свою очередь, включает в себя различные подвиды: информационно-психологическую, идеологическую, культурную, религиозную, научную и образовательную.

Аксиологические основания духовной безопасности, безусловно, связаны с таким социальным институтом, как образование.

Современная российская школа характеризуется рядом трендов: переходом на уровневую систему; государственной стандартизацией всей образовательной системы, корреляцией федеральных государственных образовательных стандартов с профессиональными стандартами; значительным влиянием новых информационных технологий на образовательный процесс; увеличением доли научно-исследовательской работы наряду с обучением и т.д.

Проводимая на протяжении последних десятилетий реформа российского образования оставляет открытыми массу вопросов.

В организационно-управленческом аспекте:

Во-первых, проводится непонятная и не согласованная с педагогической общественностью объединительная стратегия школ и вузов.

Во-вторых, общественному сознанию россиян навязывается элитарный подход к образованию. Иначе как можно объяснить точку зрения вице-премьера РФ Ольги Голо-дец относительно необязательности высшего образования для большинства и якобы избыточности образованных людей в нашей стране: «65% населения могут справиться со своими обязанностями без высшего образования...» [2]. Соответственно, на основании этого тезиса предлагается секвестировать бюджетный сегмент образования.

Однако нижним порогом финансирования образования в большинстве стран принято считать не менее 5% ВВП. По данным Всемирного банка на 2014 г., из 153 стран Россия занимает 98 место с 4,1% [3]. Опыт Южной Кореи ярко свидетельствует о ведущей роли высшего образования для развития общества. Например, в 2009 г. доля государственных расходов на высшее образование в этой стране составила 17,1% [2, с. 68], а в 2014 г. она заняла первое место в Рейтинге эффективности национальных систем образования 2014 г. (Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment 2014) [4].

В-третьих, чрезмерная забюрократизированность образования выражается как во всепоглощающей формализации, так и в ограничении академической университетской свободы. Достаточно заметить, что все основные процедуры лицензирования, аккредитации государство жестко контролирует и отслеживает, держа вузы на «коротком поводке». Градус формализации современного российского образования зашкаливает. В свое время И.А. Ильин так писал о вреде формализма: «.От него мертвеют наука и искусство. От него вырождаются управление, суд и юриспруденция. Не благодатна и не жизненна формальная мораль. Для воспитания, преподавания и службы формализм убийственен. И

пустая форма семьи, не наполненная любовью и духом, не осуществляет своего назначения. Тогда "форма" оказывается пустою видимостью, отвлеченною схемою, мертвящей черствостью, фарисейским лицемерием. И потому формализация и механизация культуры противоречат христианскому духу и свидетельствуют о ее вырождении» [5, с. 46].

В-четвертых, предпринимаются робкие и малоэффективные шаги правительства по реальному, а не фиктивному повышению социального статуса педагога, прежде всего приведение в соответствие здравому смыслу адекватной материальной оценки затраченного преподавателями труда.

Данные социологического опроса учителей Московской области и г. Смоленска (количество респондентов - 931 человек) свидетельствуют о следующем.

Большинство из опрошенных считает, что авторитет учителя в обществе в настоящее время оценивается как низкий (позиция 3, таблица 1).

Табл. 1. Мнение учителей о престижности своей профессии в обществе (%)[10] Table 1. The opinion of teachers about the prestige of their profession in society (%)

Мнение учителей Группы

24-41 год 42 года и старше

Престижность профессии высокая 0,6 1,0

Престижность профессии средняя 30,1 21,3

Престижность профессии низкая 67,6 77,1

Источник: Сысоев Ю.В., Сысоева Е.Ю. Морально-психологический климат в школьных учительских коллективах России // Сб. «Здоровый образ и физическое воспитание студентов и слушателей вузов: Мат-лы XIII Межд. очно-заочной научно-практ. конф. 2 апр. 2015 г., г. Москва. В 2-х частях. Часть 1 / Под ред. А.В. Карасёва, Е.А. Разумовского, А.А. Сафонова, В.А. Собины. М.: ИНЭП, 2015. С. 103-110.

Source: Sysoev Yu.V., Sysoeva E.Yu. Moral and psychological climate in school teachers' teams of Russia. "Healthy image and physical education of students and students of universities": XIII Int. Internally-Correspondence Scientific-Practical. Conf. 2 Apr. 2015, Moscow - in 2 parts. Part 1. Ed. A.V. Karasev, E.A. Razumovsky, A.A. Safonova, V.A. Sobin. Moscow: INEP, 2015. Pp. 103-110.

Важным фактором в регулировании взаимоотношений в учительском коллективе в формировании нравственных качеств является уверенность учителя в своем будущем (таблица 2).

Табл. 2. Мнение учителей о своем будущем (%)[10] Table 2. Teachers' opinion on their future (%)

Мнение учителей Группы

24-41 год 42 года и старше

Смотрят в будущее с оптимизмом 42,6 25,2

Смотрят в будущее без оптимизма 27,8 40,8

Затруднились ответить 29,5 34,1

Источник: Сысоев Ю.В., Сысоева Е.Ю. Морально-психологический климат в школьных учительских коллективах России // Сб. «Здоровый образ и физическое воспитание студентов и слушателей вузов: Мат-лы XIII Межд. очно-заочной научно-практ. конф. 2 апр. 2015 г., г. Москва. В 2-х частях. Часть 1 / Под ред. А.В. Карасёва, Е.А. Разумовского, А.А. Сафонова, В.А. Собины. М.: ИНЭП, 2015. С. 103-110.

Source: Sysoev Yu.V., Sysoeva E.Yu. Moral and psychological climate in school teachers' teams of Russia // "Healthy image and physical education of students and students of universities": XIII Int. Internally-Correspondence Scientific-Practical. Conf. 2 Apr. 2015, Moscow - in 2 parts. Part 1 / Ed. A.V. Karasev, E.A. Razumovsky, A.A. Safonova, V.A. Sobin. Moscow: INEP, 2015. Pp. 103-110.

Менее половины учителей первой группы (24-41 год) смотрят в будущее с оптимизмом (42,6%) и только каждый четвертый после 42 лет надеется на лучшее в современных условиях (25,2%). Большинство же учителей либо не могут определиться в своем будущем, либо без оптимизма его ждут (см. таблица 2, позиции 2, 3).

Табл. 3. Отношение учителей к выбору своей профессии (%)[10] Table 3. The attitude of teachers towards choosing their profession (%)

Отношение учителей Группы

24-41 год 42 и старше

Поступили правильно 76,1 67,3

Совершили ошибку 6,3 11,1

Затруднились ответить 17,6 21,6

Источник: Сысоев Ю.В., Сысоева Е.Ю. Морально-психологический климат в школьных учительских коллективах России // Сб. «Здоровый образ и физическое воспитание студентов и слушателей вузов: Мат-лы XIII Межд. очно-заочной научно-практ. конф. 2 апр. 2015 г., г. Москва. В 2-х частях. Часть 1 / Под ред. А.В. Карасёва, Е.А. Разумовского, А.А. Сафонова, В.А. Собины. М.: ИНЭП, 2015. С. 103-110.

Source: Sysoev Yu.V., Sysoeva E.Yu. Moral and psychological climate in school teachers' teams of Russia // "Healthy image and physical education of students and students of universities": XIII Int. Internally-Correspondence Scientific-Practical. Conf. 2 Apr. 2015, Moscow - in 2 parts. Part 1 / Ed. A.V. Karasev, E.A. Razumovsky, A.A. Safonova, V.A. Sobin. Moscow: INEP, 2015. Pp. 103-110.

Несмотря на это, как в первой, так и во второй группе большинство учителей считают, что они, имея высшее педагогическое образование, поступили правильно, избрав своей профессией работу учителя в школе (таблица 3, позиция 1).

Вместе с тем обращает на себя внимание большой процент тех, кто не определил за многие годы работы в школе свое отношение к профессии школьного учителя (см. таблицу 3, позиция 2, 3). Причиной этого мы видим в том, что в городах Московской области и в г. Смоленске не всегда можно найти работу по душе. Вот и приходится им заниматься нелюбимым делом.

Безусловно, это сказывается на морально-психологическом климате в их трудовом коллективе. Более половины учителей оценивают его как средний из-за разницы в возрасте, жизненных интересах, отношении к работе (таблица 4).

Не менее интересны и результаты опроса студенток (682 респондента) педагогического вуза Московской области и г. Смоленска о развитости у них нравственности и патриотических качеств.

Для изучения патриотического сознания студенток педагогического вуза как будущих школьных учителей им был задан вопрос об отношении к Родине: «Есть два суждения, какое из них ближе Вам?»: Первое - «Родина у человека одна, и ее грешно покидать», второе - «Родиной человеку может стать любая страна, где ему комфортно жить».

Табл. 4. Морально-психологическом климат в учительском коллективе (%)[10] Table 4. Moral and psychological climate in the teaching staff (%)

Мнение учителей о коллективе Группы

24-41 год 42 года и старше

Очень высокий: приятно приходить на работу и общаться со своими коллегами, в коллективе взаимовыручка, всегда придут на помощь 35,4 29,2

Средний: натянутые отношения из-за разницы в возрасте, жизненных интересах, отношении к работе и т.п. 50,4 54,7

Низкий: постоянные ссоры, доносы, зависть, низкая культура общения, равнодушие, высокомерие, отсутствие интереса к работе и т.п. 9,1 8,9

Затруднились ответить 6,8 5,2

Источник: Сысоев Ю.В., Сысоева Е.Ю. Морально-психологический климат в школьных учительских коллективах России // Сб. «Здоровый образ и физическое воспитание студентов и слушателей вузов: Мат-лы XIII Межд. очно-заочной научно-практ. конф. 2 апр. 2015 г., г. Москва - в 2-х частях. Часть 1 / Под ред. А.В. Карасёва, Е.А. Разумовского, А.А. Сафонова, В.А. Собины. М.: ИНЭП, 2015. С. 103-110.

Source: Sysoev Yu.V., Sysoeva E.Yu. Moral and psychological climate in school teachers' teams of Russia "Healthy image and physical education of students and students of universities": XIII Int. Internally-Correspondence Scientific-Practical. Conf. 2 Apr. 2015, Moscow - in 2 parts. Part 1. Ed. A.V. Karasev, E.A. Razumovsky, A.A. Safonova, V.A. Sobin. Moscow: INEP, 2015. Pp. 103-110.

Ценность ответов по этим двум суждениям заключается в том, что отношение к Родине у студенток с 1-го по 5-й курс позволило определить вектор развития патриотического сознания этих представителей педагогического сообщества и, тем самым, их социальную зрелость. В таблице 5 представлены данные, которые отражают динамику отношения студенток педагогического вуза к Родине: чем старше становятся студентки, тем ниже уровень их патриотического сознания, тем выше их представление о том, что где-то «там», за пределами Родины, жить лучше. Обращает на себя внимание большой процент ответов респонденток, не определившихся в своем отношении к названной проблеме (позиция 3 в таблице 5).

Табл. 5. Отношение студенток к Родине (%)[11] Table 5. The attitude of students to the Motherland (%)

Отношение к Родине Курс

I II III IV V

Родина у человека одна и ее грешно покидать 40,0 40,9 31,8 40,0 30,0

Родиной человеку может стать любая страна, где ему комфортно жить 37,3 32,7 41,8 37,3 50,8

Затрудняюсь ответить 22,7 26,4 26,4 22,7 19,2

Источник: Сысоев Ю.В., Сысоева Е.Ю. Динамика ценностных ориентаций студенток педагогического вуза в период обучения // Сб. науч. трудов межд. науч. конф. 17-18 марта 2016 г. МАНПО. Ч. 1. М. С. 54-61.

Source: Sysoev Yu.V., Sysoeva E.Yu. Dynamics of value orientations of students of pedagogical high school during the period of training. Sat. sci. works of Int. Sci. Conf. March 17-18, 2016. Part 1. M. Pp. 54-61.

Размытость, неопределенность социально-политических ценностей студенток, граничащих с неспособностью ориентироваться в современной обстановке, показали, что они не избежали негативного влияния кризисных явлений в нашей стране. Курс на демократизацию нашей повседневной жизни стал восприниматься молодежью как призыв к вольнице, вседозволенности, отказу от законопослушания, стремления учиться. Доминирующими мотивами поступления студенток в педагогический вуз выступают мотивы эгоистической направленности, что проявляется в низкой дисциплине посещения занятий на протяжении всей учебы в вузе (68,4%), в постоянном поиске какой-либо работы в ущерб учебным занятиям (65,7%), в отсутствии интереса к общественной работе (89,6%), в нежелании после окончания вуза работать в школе (80,2% опрошенных), в невысоком морально-психологическом климате в учебной группе (см. таблицу 6).

Все это подтверждает тот факт, что в воспитательной работе профессорско-преподавательскому составу вуза есть над чем работать.

Табл. 6. Морально-психологический климат в учебной группе (%)[11] Table 6. Moral-psychological climate in the study group (%)

Мнение студентов Курс

I II III IV V

Очень высокий: приятно приходить на занятия, в группе всегда есть взаимовыручка, каждый всегда придет на помощь 31,8 16,9 11,8 10,9 6,3

Средний: натянутые отношения из-за разности в возрасте, жизненных интересах, отношении к учебе 22,7 36,5 38,2 42,5 40,2

Низкий: постоянные ссоры, сплетни, зависть, низкая культура общения, отсутствие духовных интересов, равнодушие, высокомерие, нецензурная брань, отсутствие интереса к учебе и т.п. 32,7 33,9 32,7 42,5 43,5

Затрудняюсь ответить 11,8 11,8 16,4 3,6 10,0

Источник: Сысоев Ю.В., Сысоева Е.Ю. Динамика ценностных ориентаций студенток педагогического вуза в период обучения // Сб. науч. трудов межд. науч. конф. 17-18 марта 2016 г. МАНПО. Ч. 1. М. С. 54-61.

Source: Sysoev Yu.V., Sysoeva E.Yu. Dynamics of value orientations of students of pedagogical high school during the period of training. Sat. sci. works of Int. Sci. Conf. March 17-18, 2016. Part 1. M. Pp. 54-61.

Следует продумать системные меры по повышению уровня воспитания нашей молодежи в интересах государства.

В содержательном аспекте функционирования системы образования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, содержание образования далеко не всегда и не во всем соответствует запросам и потребностям практики. Огромные потоки информации никак не способствуют системному усвоению знаний обучающимися, а информационная разношерстность не позволяет не только осмысливать, но и использовать эти потоки информации. В этой связи А.С. Панарин писал так: «Чем выше избыток идущей извне общей информации, не находящей эффективного ролевого использования в стране-реципиенте, тем выше хаотичность социального поведения, связанного с неспособностью выстроить систему приоритетов и иерархию ценностей» [6, с. 22].

Во-вторых, не всегда обоснована и не подкреплена административными, человеческими и финансовыми ресурсами политика соединения воедино педагогической и научной деятельности одним и тем же преподавателем при большой аудиторной нагрузке. Практика свидетельствует о том, что преподаватели, занимающиеся научными исследователями, должны быть выделены в отдельную категорию, как, например, в США или Китае.

В-третьих, содержанию системы образования присущи противоречия:

- между переходом на общемировые образовательные стандарты и отсутствием кадров, готовых на качественно ином уровне реализовывать Болонскую систему;

- между уровнем культуры и уровнем усвоенных знаний (образованностью). Современной рыночной экономике необходимы профессионалы высокого класса без учета духовной зрелости личности. Однако наша отечественная образовательная традиция всегда исходила из принципа гармоничного развития человека, который сочетал бы в себе черты как специалиста, так и духовно богатой личности. Образованная духовность несет угрозу обществу, о чем справедливо писал в прошлом столетии И.А. Ильин: «.образование не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, - и начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальная "образованность" вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации» [7, с. 177-178]. Конечно, российское государство не ставит целью культивировать узконаправленных профессионалов без духовности, но перекосы между знаниевым вектором и формированием духовно-нравственного мира есть;

- между целями в российском образовании и способами, путями их достижения. Декларируемая установка на повышение качества образования сопровождается качественными структурными изменениями: сокращено количество вузов (с 2008 г. на 16%); идут организационно-управленческие процессы, ведущие к изменению привычного образовательного ландшафта (слияние, поглощение, присоединение, объединение вузов); принижается статус отраслевого образования, что ведет к потере интеллектуального и научного потенциала педагогического, сельскохозяйственного, транспортного и других направлений образования; усиливается дифференциация высшей школы посредством разделения на федеральные, национальные исследовательские, опорные и иные вузы; сокращение сети филиалов, позволяющих получать образование в местах проживания россиян, только усиливает неравенство в плане доступа к образовательным услугам; внедрение системы ЕГЭ и тестирования из весьма эффективного, но дополнительного способа превратилось в безоговорочное средство контроля знаний;

- между формой и содержанием в образовательном пространстве. Это противоречие обусловлено, во-первых, перманентными изменениями в государственных стандартах высшего образования, которые вызывают необходимость постоянной переработки материалов учебного и методического обеспечения, занимая значительную долю времени и сил преподавателей на приведение документов в соответствие с требованиями ФГОС; во-вторых, массовыми проверками образовательных организаций, оцениваемых главным образом по формальным признакам (структура и содержание сайта организации, наличие образовательных программ, соответствие лицензионным требованиям, соблюдение законодательства в области образования);

- между обучением и воспитанием. В начале XIX века А.С. Пушкин так писал о важности воспитания: «Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего Отечества; воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла» [8, с. 177-178]. Проблема воспитания подрастающего поколения остается одной из важнейших задач всех субъектов образовательной деятельности. Причем воспитания национально укорененного, а не интернационально размытого и обезличенно глобализацион-ного.

Именно на национальном аспекте воспитания делал акцент И.А. Ильин в первой половине прошлого века: «Бороться с национальным обезличиванием наших детей мы должны именно на этом пути: надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству - были национальными, у нас в России - национально русскими...» [9, с. 197].

- между общекультурным и узкопрофессиональным векторами при получении образования. Одним из следствий процветания данного противоречия является распространенный «эффект Даннинга-Крюгера», означающий, что люди с низким уровнем квалификации, принимая неверные решения, не осознают их ошибочности в силу низкого уровня компетентности.

Преподаватели московских вузов на Форуме, проходившем 17 июня 2014 г. под девизом: «Разумная нагрузка! Достойная оплата! Нет сокращениям!», обратились к президенту и правительству страны с требованиями: проведение широкой общественной дискуссии по вопросам реформирования образования и науки; отмена «дорожной карты»; обеспечение открытости информации о размерах и источниках формирования доходов для коллективов образовательных организаций; создание прозрачной и справедливой системы начисления заработной платы ППС; сокращение объема учебной, особенно аудиторной нагрузки; создание условий для занятия преподавателями научной и методической деятельностью и ряд других. Прошло три года, но озвученные требования остались нереализованными.

В связи с вышеизложенным считаем важным вычленить основные угрозы духовной безопасности, которые необходимо осознавать и искать направления, способы противостояния им.

Прежде всего, наметилась тенденция деинтеллектуализации российского социума, связанная с упадком интеллектуального потенциала и неспособностью удовлетворять потребностям становления общества знаний.

Ценностно-нормативная деградация молодых россиян связана с культивированием приоритетов безответственной свободы, жизненной стратегии индивидуализма, потребления, успеха любой ценой.

Идеологическая дезориентация стала следствием отсутствия в российском обществе сплачивающей национальной идеологии. Декларируемые концептуальные национальные идеи, идеологические модели не реализуются в отечественной социальной практике.

Обоснованны опасения потери духовной идентичности, обусловленной сдачей позиций российской системы образования в угоду западноевропейским нетворческим заимствованиям моделей и подходов, ориентацией на подготовку человека-экономического, а не формирование человека-духовного.

Расширяется влияние угрозы киберсоциализации, разрушающей границы реального коммуникативного пространства и обедняющей естественные формы общения.

Нам представляется чрезвычайно важной задача духовно-нравственного воспитания российской молодежи как основного стратегического социального ресурса, гаранта духовной суверенности страны.

Для решения данной проблемы необходимы:

- взвешенная государственная молодежная политика в целом и образовательная в частности;

- усилия общества и государства в подготовке объединяющей всех членов социума идеологии;

- опора на традиционные, проверенные временем и историей ценностные основы, являющиеся залогом духовной безопасности;

- создание в российском обществе условий и возможностей эффективного противостояния социальных институтов семьи, образования, культуры средствам массовой информации, которые в основном ориентированы исключительно на получение прибыли.

Таким образом, современное состояние отечественного образования предполагает необходимость глубокого рефлексивного анализа, учитывающего положительный опыт постсоветского реформирования школы, выявление проблем, требующих вдумчивого разрешения исходя из целевой установки на сохранение национальной идентичности, защиту социокультурного своеобразия и духовной безопасности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Безопасность Евразии. 2002. Энциклопедический словарь-ежегодник. - М.: Книга и бизнес, 2003.

2. Булгакова Н. Образ угрозы. Ждать ли секвестра? / / Поиск. - 2016. - № 32-33.

3. [Электронный ресурс] / URL: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info

4. Топ-40 стран мира по эффективности системы образования - 2014 / URL: http://www.kursiv.kz/ 08.09.2016.

5. Ильин И.А. Основы христианской культуры. - М.: АСТ, 2007.

6. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегтческая инициатива в XXI веке /А. Пана-рин. - М.: Русскш мiръ; Московский учебник, 2005.

7. Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. Т. 2. Кн. 2. - М.: Русская книга, 1993. - С. 177-178.

8. См.: Пушкин А.С. О народном воспитании / URL: http://www.rvb.ru/pushkin/01text/08history/04official/1177.htm

9. Ильин И.А. Пути России / Иван Ильин; сост. А.Д. Путинцев. - М.: Вагриус, 2007.

10. Источник: Сысоев Ю.В., Сысоева Е.Ю. Морально-психологический климат в школьных учительских коллективах России // Сб. «Здоровый образ и физическое воспитание студентов и слушателей вузов: Мат-лы XIII Межд. очно-заочной научно-практ. конф. 2 апр. 2015 г., г. Москва. В 2-х частях. Часть 1 / Под ред. А.В. Карасёва, Е.А. Разумовского, А.А. Сафонова, В.А. Собины. М.: ИНЭП, 2015. С. 103-110.

11. Сысоев Ю.В., Сысоева Е.Ю. Динамика ценностных ориентаций студенток педагогического вуза в период обучения // Сб. науч. трудов межд. науч. конф. 17-18 марта 2016 г. МАНПО. Ч. 1. М. С. 54-61.

REFERENCES

1. Safety of Eurasia. 2002. Encyclopaedic dictionary annual. М.: Book and business, 2003.

2. Bylgakov N. Character of threat. To wait a sequestration? // Search № 32-33 (2016).

3. Available at: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure - on - education/info.

4. Top-40 of the world countries on efficiency of the system ofeducation - 2014. Available at: http://www.kursiv.kz/ (accessed: 08.09. 2016).

5. Ilin of И.А. Bases of christian culture. М.: АSТ, 2007.

6. Panarin А.С. Revenge of history : Grew. strategistinitiative in the XXI century. der Panarin. М.: Russkiу mir: Моск. studies., 2005.

7. Ilin of IA Collected works: in 10 т. of Т. 2. Кн. 2 М.: the Russian book, 1993. pp. 177-178.

8. Sm.: Pushkin of А.С. About folk education ofhttp. Available at:://www.rvb.ru/pushkin/01text/08history/04official/1177.htm

9. Ilin of IA. Ways of Russia. Ivan Ilin ; сост. А. D. Putincev. - М.: Vagrius.

10. Source: Sysoev Yu.V., Sysoeva E.Yu. Moral and psychological climate in school teachers' teams of Russia. "Healthy image and physical education of students and students of universities": XIII Int. Internally-Correspondence Scientific-Practical. Conf. 2 Apr. 2015, Moscow - in 2 parts. Part 1. Ed. A.V. Karasev, E.A. Razumovsky, A.A. Safonova, V.A. Sobin. Moscow: INEP, 2015. Pp. 103-110.

11. Sysoev Yu.V., Sysoeva E.Yu. Dynamics of value orientations of students of pedagogical high school during the period of training. Sat. sci. works of Int. Sci. Conf. March 17-18, 2016. Part 1. M. Pp. 5461.

Информация об авторах:

Климов Сергей Николаевич, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, социологии и истории, заместитель директора по учебно-методической работе, Российский университет транспорта (МИИТ),

Information about the authors:

Sergey N. Klimov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Professor of Department of Philosophy, Sociology and History, Deputy Director for Academic and Methodological Work, Russian Transport University (MIIT), Academician of Inter-

академик Международной академии наук педагогического образования, г. Москва, Россия klisn@mail.ru

Сысоев Юрий Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания, Институт физической культуры, спорта и здоровья, Московский педагогический государственный университет, заслуженный работник физической культуры РСФСР, почетный работник высшего профессионального образования РФ, академик Российской академии естественных наук, академик Международной академии наук педагогического образования, мастер спорта СССР, г. Москва, Россия maraton90@mail.ru

Получена: 05.02.2018

Для цитирования: Климов С.Н., Сысоев Ю.В. Проблемы образования в контексте духовной безопасности современной России. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 1 . с.114-123. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-1-114-123.

national Academy of Pedagogical Education Sciences,

Moscow, Russia klisn@mail.ru

Yuri V. Sysoev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of Department of Sports Disciplines and Methods of Teaching, Institute of Physical Culture, Sport and Health, Moscow State Pedagogical University, Honored Worker of Physical Culture of RSFSR, Honored Worker of Higher Professional Education of Russian Federation, Academician of Russian Academy of Natural Sciences, Academician of International Academy of Pedagogical Education Sciences, Master of Sports of USSR, Moscow, Russia maraton90@mail.ru

Received: 05.02.2018

For citation: Klimov S.N., Sysoev Yu.V. Education problems in the context of spiritual safety of contemporary Russia. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol . 10. no.1. Pp. 114-123. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-1-114-123. (in Russ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.