Научная статья на тему 'Новый комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) и уровень готовности студенток к его выполнению'

Новый комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) и уровень готовности студенток к его выполнению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / УЧИТЕЛЬ / НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО / ЛИЧНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY / TEACHER / REGULATORY REQUIREMENTS OF THE TRP COMPLEX / TRAINER'S PERSONALITY / PHYSICAL EXERCISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоев Юрий Васильевич, Сысоева Елена Юрьевна

В статье на основе проведенного социологического исследования дается анализ отношения студенток педагогического вуза к занятиям различными физическими упражнениями, которые являются основными для подготовки к выполнению нормативных требований на выносливость и развитие силы в новом комплексе ГТО, введенном с 1 сентября 2014 г. во всех учебных заведениях Российской Федерации. Регулярность занятий (2-3 раза в неделю) медленным бегом, длительной быстрой ходьбой, плаванием, прогулкой на лыжах, закаливанием свидетельствует о высокой активности и убежденности будущих учителей в необходимости заниматься своим физическим совершенствованием для сохранения высокой профессиональной работоспособности и укрепления здоровья. Полученные данные показали, что большинство студенток педагогического вуза пассивно относятся к своей физической подготовке, слабо владеют необходимыми двигательными навыками, чтобы успешно выполнить нормативные требования нового комплекса ГТО, недостаточно активно используют летние каникулы для укрепления своего здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоев Юрий Васильевич, Сысоева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The New “Ready for Labor and Defense” (TRP) Complex and the Level of Preparedness of Students Towards its Implementation

The article is based on sociological research and provides an analysis of attitude of students of pedagogical higher education institution to training various physical exercises that are basic to meet regulatory requirements for endurance and strength development in the new TRP complex, introduced from 1 September 2014 in all educational institutions of the Russian Federation. The frequency of the classes (two or three times a week) slow Jogging, long brisk walk, swimming, ski touring, hardening testifies of high activity and confidence of the future teachers of the need to engage in their physical development to maintain high professional energy for work and health promotion. The obtained data showed that the majority of students of pedagogical University have passive attitude to their physical training, poor command of the necessary motor skills to successfully meet the regulatory requirements of the new TRP complex and insufficiently use the summer break to strengthen their health.

Текст научной работы на тему «Новый комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) и уровень готовности студенток к его выполнению»

1УДК 796.011 ББК 74.200.55+75.1

НОВЫЙ КОМПЛЕКС ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ (ГТО) И УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОК К ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ

Ю. В. Сысоев, Е. Ю. Сысоева

Аннотация. В статье на основе проведенного социологического исследования дается анализ отношения студенток педагогического вуза к занятиям различными физическими упражнениями, которые являются основными для подготовки к выполнению нормативных требований на выносливость и развитие силы в новом комплексе ГТО, введенном с 1 сентября 2014 г. во всех учебных заведениях Российской Федерации. Регулярность занятий (2-3 раза в неделю) медленным бегом, длительной быстрой ходьбой, плаванием, прогулкой на лыжах, закаливанием свидетельствует о высокой активности и убежденности будущих учителей в необходимости заниматься своим физическим совершенствованием для сохранения высокой профессиональной работоспособности и укрепления здоровья. Полученные данные показали, что большинство студенток педагогического вуза пассивно относятся к своей физической подготовке, слабо владеют необходимыми двигательными навыками, чтобы успешно выполнить нормативные требования нового комплекса ГТО, недостаточно активно используют летние каникулы для укрепления своего здоровья.

Ключевые слова: студентки педагогического вуза, учитель, нормативные требования комплекса ГТО, личность воспитателя, физические упражнения.

THE NEW READY FOR LABOR AND DEFENSE (TRP) COMPLEX AND THE LEVEL OF PREPAREDNESS OF STUDENTS TOWARDS ITS IMPLEMENTATION

Yu. V. Sysoev, E. Yu. Sysoeva

Abstract. The article is based on sociological research and provides an analysis of attitude of students of pedagogical higher education institution to training various physical exercises that are basic to meet regulatory requirements for endurance and strength development in the new TRP complex, introduced from 1 September 2014 in all educational institutions of the Russian Federation. The frequency of the classes (two or three times a week) slow Jogging, long brisk walk, swimming, ski touring, hardening testifies of high activity and confidence of the future teachers of the need to engage in their physical development to maintain high professional energy for work and health promotion. The obtained data showed that the majority of students of pedagogical University have passive attitude to their physical training, poor command of the necessary motor skills to successfully meet the regulatory requirements of the new TRP complex and insufficiently use the summer break to strengthen their health.

Keywords: students of pedagogical University, teacher, regulatory requirements of the TRP complex, trainer's personality, physical exercise.

В настоящее время в России около полутора миллионов учителей работает в системе школьного образования. Это - одна из самых многочисленных социопрофессиональных групп. Учитывая, что именно в школе происходит духовное, социальное и психическое становление личности школьника, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. В этой связи в наши дни как никогда

актуальны слова нашего выдающегося педагога К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя потому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы, никакой искусственный организм заведения, как бы он хитро не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» [1, т. 2, с. 63]. Именно от личности воспитателей, начиная от ро-

дителей, школьного учителя, педагога в вузе, спортивного тренера, руководителя художественной самодеятельности и т. д., зависят мировоззренческие установки, нравственно-духовное отношения в социуме, дисциплинированность, стремление к вершинам новых знаний, физическому самосовершенствованию подрастающего поколения. От убежденности школьного учителя в необходимости вести здоровый образ жизни во многом зависит и убежденность школьника. Эта убежденность будущего учителя формируется в период его учебы в вузе. Какая эта убежденность?

Для изучения этой проблемы нами было проведено социологическое исследование в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) в 2014-2015 учебном году, в котором приняли участие студентки различных специализаций (историки, филологи, физики, математики, искусствоведы и т. д.) с первого по пятый курс как представители будущего учительского сообщества. На каждом курсе опрашивалось по 115-120 респондентов, их возраст в зависимости от года обучения колебался от 17 до 25 лет (табл. 1), что соответствовало V и VI ступеням нормативных тре-

бований нового комплекса ГТО [2, с. 31, 34; 3, с. 31, 34]. С учетом требований этого комплекса нас интересовала активность занятия девушек в спортивной секции (табл. 2), использования ими циклических упражнений на выносливость (медленный бег, длительная быстрая ходьба, владение навыками катания на велосипеде, на лыжах, умение плавать) (табл. 3-7), регулярность применения упражнений на развитие силы, закаливающих процедур, утренней гимнастики (табл. 8-13). Как показали результаты исследования (см. табл. 2), активно на протяжении всех пяти лет учебы в вузе в спортивных секциях занималось от 0,9% до 7,1% студенток. Основная масса спортсменок (1,8-7,1%) тренировалась 2-3 раза в неделю (см. табл. 2, поз. 2), меньшая часть - ежедневно (0,9-2,10%). Чем старше становились студентки, тем меньшее их количество продолжало активно заниматься избранным видом спорта (см. табл. 2, поз. 1-2). Аналогичная динамика наблюдалась нами при использовании студентками вуза циклических упражнений на выносливость (см. табл. 3-7).

В табл. 3 обращает на себя внимание данные применения респондентками медленного

Таблица 1

Возраст участников социологического опроса (студентки), %

Полных лет КУРС

I II III IV V

17-18 лет 90,0 35,5 0,0 0,0 0,0

19-20 лет 6,4 50,9 82,7 47,8 4,6

21-23 года 2,7 10,9 16,4 50,9 90,0

24-25 лет 0,0 2,7 0,9 0,9 4,6

Таблица 2

Занятия в спортивной секции

№ Как часто КУРС

I II III IV V

1 Ежедневно 2,1 1,6 1,8 0,9 0,9

2 2-3 раза в неделю 7,1 4,6 4,5 4,4 1,8

3 2-3 раза в месяц 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

4 Очень редко 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

5 Не занимаюсь 90,8 93,8 93,7 94,7 97,3

Таблица 3

Занятия медленным бегом

№ Как часто КУРС

I II III IV V

1 Ежедневно 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

2 2-3 раза в неделю 6,7 6,9 6.4 7,3 6,4

3 2-3 раза в месяц 6,9 2,7 5,3 4,6 6,3

4 Очень редко 24,5 24,6 21,8 20,0 20,6

5 Не занимаюсь 61,9 65,8 66,5 68,1 66,7

бега (бег трусцой) (2-3 раза в неделю и в месяц) как средства для укрепления здоровья и подготовки к выполнению нормативного требования ГТО в беге на 2 км с учетом времени или 3 км кросс по пересеченной местности без учета времени (см. табл. 3, поз. 2). Корреляционный анализ показал, что такой бег использовался только спортсменками как средство укрепления здоровья и для улучшения своих спортивных результатов в избранном виде спорта.

Применение бега эпизодически 2-3 раза в месяц или очень редко (поз. 3-4) для поддержания высокой работоспособности, как показывают многочисленные исследования, никакого эффекта не дают. Это же подтверждают данные социологического исследования, проведенные в 2014 г. доктором педагогических наук П. А. Виноградовым и кандидатом педагогических наук Ю. В. Окуньковым. Лишь 6,1% обучающихся в школе и вузе проявляют интерес к оздоровительному бегу [4, с. 61]. И здесь следует отметить, что еще 1987 г. нами был дан подробный анализ причин, почему школьники и студенты не проявляют интереса к этому виду физической подготовки [5]. Среди них главные:

• низкий уровень общей теоретической и методической подготовленности учителей в школе и преподавателей в вузе по физическому воспитанию;

• отсутствие у педагогов необходимых знаний и умений по обучению технике бега на длинные дистанции;

• отсутствие у педагогов знаний по динамике изменения сознания и физиологических процессов под влиянием нарастающего утомления при длительном беге;

• отсутствие умений и навыков стимулирования школьников и студентов во время бега;

• отсутствие у педагогов умений и навыков в организации проведения медленного бега, управления темпом бега в условиях учебной группы (убивает не дистанция, а темп бега);

• отсутствие у педагогов знаний и умения убеждать студентов в важности медленного бега для здоровья и подготовки к службе в рядах вооруженных сил.

Еще меньшей популярностью у будущих учителей пользуется длительная ходьба (см. табл. 4) как средство подготовки к туристскому походу на 15 км с проверкой туристских навы-

ков (поставить палатку, развести костер и т. п.). Этим средством активного отдыха пользуются студентки крайне редко, и то только в спортивно-оздоровительном лагере в летнее время.

То же самое можно сказать и о прогулках на лыжах (см. табл. 5). Редкое использование этого средства (2-3 раза в месяц) для развития выносливости и закаливания организма в зимнее время не позволяет будущим школьным учителям активно проводить свой досуг на природе в свободное время, формировать в себе убежденность вести здоровый стиль жизни. А ведь лыжная подготовка в Средней полосе России в зимнее время является основной для всех видов учебных заведений, особенно теперь, когда она включена как обязательная дисциплина при подготовке к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. Бег на лыжах на 3 км или 5 км требует хороших навыков владения техникой передвижения на лыжах в различных условиях местности (на равнине, при спуске с горы или подъеме в гору и т. п.), а также хорошей функциональной подготовки. Наши социологические исследования показали, что студентки педагогического вуза не занимаются лыжной подготовкой в рамках учебной программы и лишь незначительная их часть 2-3 раза в месяц или очень редко становятся на лыжи в зимний период (см. табл. 5, поз. 3-4).

Все это свидетельствует о том, что основная масса студенток (97%) не готова к выполнению нормативных требований комплекса ГТО, а руководство вуза и профессорско-преподавательский состав кафедры физвоспитания не стремятся активизировать работу в этом направлении. Особый интерес в ходе социологического опроса для нас представляли данные о владении девушками таким жизненно важным навыком, как умение держаться на воде. Как видно из табл. 6, большинство студенток педагогического вуза умеют плавать. Однако обращает на себя внимание тот факт, что, поступив учиться в вуз, определенное количество девушек как не умели плавать или кое-как держались на воде (27,7%), так и окончили учебу в вузе, не овладев в должной мере этим жизненно важным навыком. Это значит, что в настоящее время вуз не располагает необходимой материальной базой для обучения плаванию или не имеет средств для аренды соответствующего спортивного сооружения. В новом комплексе ГТО во всех возрастных группах плавание является обязатель-

Таблица 4

Занятия спортивной ходьбой на 10 и более километров

№ Как часто КУРС

I II III IV V

1 Ежедневно 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

2 2—3 раза в неделю 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

3 2—3 раза в месяц 2,7 0,0 0,0 0,0 0,0

4 Очень редко 13,7 19,1 18,8 19,1 12,3

5 Не занимаюсь 83,6 80,9 81,2 80,9 87,7

Таблица 5

Занятия лыжной подготовкой в зимнее время

№ Как часто КУРС

I II III IV V

1 Ежедневно 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

2 2—3 раза в неделю 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

3 2—3 раза в месяц 2,7 4,7 5,5 9,1 10,6

4 Очень редко 38,8 36,5 32,1 23,4 27,3

5 Не занимаюсь 58,5 58,8 63,9 67,5 62,1

Таблица 6

Умение плавать

№ Ответы КУРС

I II III IV V

1 Да, умею 72,3 71,4 72,7 72,2 71,2

2 Нет, не умею 11,9 11,9 10,9 10,7 11,5

3 Кое-как держусь на воде 15,8 16,7 16,4 17,1 17,3

ным, а для выполнения норматива в этом виде испытания на бронзовый и серебряный значок (V и VI ступень) необходимо проплыть 50 м без учета времени. Желающие получить золотой значок ГТО обязаны проплыть 50 м за 1 мин 10 с.

Чтобы подготовиться и выполнить этот норматив, девушкам необходимо регулярно 2-3 раза в неделю в течение семестра посещать бассейн. Социологический опрос показал, что лишь незначительная часть студенток может позволить себе на первом и втором курсе (2,7%) за соответствующую личную оплату посещать бассейн, более редкие занятия (2-3 раза в месяц) желаемого результата не дают. Основная масса студенток практически не готовится к выполнению необходимых нормативных требований комплекса ГТО во время учебы в вузе (табл. 7). Во время летних каникул, как видно из табл. 8, возможность студенток активно заниматься плаванием значительно возрастает. Около 50% из них плавают ежедневно либо 2-3 раза в неделю или в месяц. Однако в частных беседах выяснилось, что респондентки никогда не ставят перед собой цель проплыть то или иное расстояние. Они просто купаются, получая удовольствие от пребывания на свежем воздухе у водоема в компании друзей.

В рекомендациях к двигательному режиму для тех, кто готовится к выполнению нормативных требований по ГТО, отмечается необходимость выполнять утреннею гимнастику в объеме не менее 140 мин в неделю, то есть по 20 мин ежедневно. Но эти рекомендации выполняются в основном только теми, кто занимается в спортивной секции. Основная масса студенток (82-84%) этого не делает (см. табл. 9). Это же относится и к практическому использованию упражнений с отягощениями (гантели, эспандеры и т. п.) (см. табл. 10).

Как отмечается в рекомендациях, в каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 ч [2, с. 31, 34; 3, с. 31, 34], а всего для выполнения государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении ГТО (приказ Минспорта России от 08.07 2014 г. № 575) рекомендуется недельный двигательный режим в объеме от 6 ч и более в неделю. Такого объема двигательной активности студентками педагогического вуза достичь сложно, тем более что в их сознании физическая культура как ценность не является приоритетной.

При проведении социологического исследования нас также интересовал вопрос использо-

Таблица 7

Плавание в бассейне

№ Как часто КУРС

I II III IV V

1 Ежедневно 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

2 2-3 раза в неделю 2,7 2,7 0,0 0,0 0,0

3 2-3 раза в месяц 4,6 6,4 6,3 0,9 0,8

4 Очень редко 25,2 40,1 40,3 41,2 40,1

5 Не занимаюсь 67,5 50,8 53,4 57,9 59,1

Таблица 8

Купание в реке, озере в летнее время

№ Как часто КУРС

I II III IV V

1 Ежедневно 7,2 10,0 10,0 10,0 11,7

2 2-3 раза в неделю 18,0 19,1 12,0 20,0 20,0

3 2-3 раза в месяц 12,6 20,0 16,4 21,8 20,0

4 Очень редко 20,6 20,3 21,8 18,4 22,7

5 Не занимаюсь 41,6 30,6 39,8 29,8 25,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 9

Выполнение утренней гигиенической гимнастики

№ Как часто КУРС

I II III IV V

1 Ежедневно 4,6 4,6 2,4 4,4 4,6

2 2-3 раза в неделю 8,2 8,2 8,4 4,1 4,6

3 2-3 раза в месяц 4,1 7,3 4,2 6,2 6,4

4 Очень редко 8,7 8,4 12,4 12,2 9,8

5 Не занимаюсь 74,4 71,5 72,6 73,1 74,4

вания студентками вуза нетрадиционных средств оздоровления, таких как контрастное обливание водой (теплая-холодная), посещение парной бани, купание зимой в проруби (см. табл. 11-13). Как известно, эти средства оздоровления с давних времен широко использовались на Руси.

Полученные результаты показали, что контрастное обливание теплой и холодной водой -единственное средство, которое чаще всего используется девушками для укрепления своего здоровья (см. табл. 11). Ежедневно или 2-3 раза в неделю от 17 до 25% студенток это практикует в режиме своего дня. Однако следует отметить, что и столь доступное средство оздоровления для большинства респонденток нашего исследования не является обязательным (60-72%).

Еще меньший интерес у будущих педагогов вызывает посещение парной бани (см. табл. 12). Только каждая десятая студентка 2-3 раза в месяц использует этот народный метод для укрепления своего здоровья. Большинство из них посещают баню летом, когда с родителями отдыхают на даче. Основная масса девушек (90%) от-

рицательно относится к посещению бани, утверждая, что им там становится плохо. Из беседы с ними выяснилось, что они не владеют необходимыми знаниями о правилах пребывания в парной бане. Все это говорит о том, что необходимо широко пропагандировать это народное средство в повседневной жизни будущих педагогов. К сожалению, учителя в школах, преподаватели в вузах в 95% случаев не проводят разъяснительной работы о важности этого средства поддержания высокой работоспособности и хорошего здоровья, а порой сами не являются примером для своих учеников в этих вопросах.

В последние 20-30 лет во многих городах и поселках России для укрепления здоровья широко практикуется в зимнюю пору древний обычай - регулярные купания в проруби. Чаще всего проверить свои волевые качества и устойчивость к холодной воде в крещенские морозы приходят к проруби тысячи людей разного возраста 19 января каждого года. И хотя такие одноразовые крещенские купания особо не прибавляют здоровья, среди студенток пе-

дагогического вуза есть те, кто это делает (см. табл. 13). И здесь отмечается некоторая закономерность: к пятому курсу желающих посетить в Крещенские морозы прорубь увеличивается вдвое (см. табл. 13, поз. 4).

Полученные нами результаты социологического исследования среди студенток педагогического вуза позволяют сделать вывод о том, что более 90% из них не готовы к регулярной подготовке к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. Такая подготовка не стала необходимой в их режиме дня, в их сознании еще не сложились представления о важности здорового стиля жизни, а следовательно, убежденности быть примером для своих будущих учеников.

Особая роль в выполнении Указа Президента РФ от 24 марта № 172 о введении в действие комплекса ГТО отводится руководителям различных организаций и прежде всего работниками учебных заведений. Чтобы успешно решить эту задачу, им важно выполнить ряд условий, из которых главными являются:

• обладать развитыми организаторскими качествами, уметь убеждать молодежь в необходимости постоянного физического совершенствования на благо Родины с учетом возраста и пола в различных климатических условиях. Уметь вести активную пропаганду здорового образа жизни, быть личным примером в регулярной подготовке к выполнению всех нормативов комплекса ГТО;

Таблица 10

Упражнения с отягощениями

№ Как часто КУРС

I II III IV V

1 Ежедневно 4,3 1,0 1,4 1,0 1,7

2 2—3 раза в неделю 3,6 2,7 3,1 4,2 3,3

3 2—3 раза в месяц 3,6 8,2 5,5 4,6 4,5

4 Очень редко 4,6 5,6 5,2 4,6 6,2

5 Не использую 83,9 82,5 84,8 83,6 84,3

Таблица 11 Контрастное обливание водой

№ Как часто КУРС

I II III IV V

1 Ежедневно 7,3 11,8 14,6 14,6 11,8

2 2—3 раза в неделю 10,0 10,0 12,7 14,6 14,6

3 2—3 раза в месяц 10,0 7,3 10,0 8,2 13,6

4 Очень редко 30,4 12,7 22,7 20,3 22,7

5 Не использую 40,9 58,2 38,6 42,2 37,3

Таблица 12

Парная баня

№ Как часто КУРС

I II III IV V

1 Ежедневно 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

2 2—3 раза в неделю 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

3 2—3 раза в месяц 10,0 12,7 10.9 11,8 10,4

4 Очень редко 20,0 17,3 7,6 9,1 8,2

5 Не использую 70,0 69,0 80,0 79,0 80,0

Таблица 13 Купание зимой в проруби

№/№ Купание зимой в проруби КУРС

I II III IV V

1 Ежедневно 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

2 2—3 раза в неделю 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

3 2—3 раза в месяц 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

4 Очень редко 3,6 1,0 3,6 3,6 7,4

5 Не использую 96,2 98,6 96,2 96,2 92,4

• учебный процессе в школе, в вузе по физической подготовке должен быть полностью подчинен развитию тех физических и психических качеств, которые необходимы для успешного выполнения нормативных требований комплекса ГТО;

• понимание всеми работниками учебного заведении значимости в подготовке подрастающего поколения к выполнению нормативных требований комплекса ГТО;

• убежденность юношей и девушек постоянно заниматься своим физическим совершенствованием, как важного средства сохранения и укрепления своего здоровья во имя Родины. Иметь глубокие знания и необходимые умения и навыки в развитии силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости, закаливания организма.

Выполнение этих условий актуально прежде всего для учителей общеобразовательных школ и педагогов вуза и их руководителей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ушинский, К. Д. Сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский. - М.: АПН РСФСР, 1948.

2. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы [Текст] / Н. В. Паршикова, В. В. Бабкин, П. А. Виноградов, В. А. Уваров; под общ. ред. В. Л. Мутко; М-во спорта РФ. - М.: Советский спорт, 2014.

3. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы [Текст] / Н. В. Паршикова, В. В. Бабкин, П. А. Виноградов, В. А. Уваров; под общ. ред. В. Л. Мутко; М-во спорта РФ. - М.: Спорт, 2016.

4. Виноградов, П. А. Об отношении различных групп населения Российской Федерации к Всероссийскому физкультурно-спортивно-му комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) (по результатам социологического исследования) [Текст] / П. А. Виноградов, Ю. В. Окуньков. - М.: Советский спорт, 2015.

5. Травин, Ю. Г. Почему не бегает молодежь? [Текст] / Ю. Г. Травин, Ю. В. Сысоев // Легкая атлетика: бег и здоровье: журнал в журнале. - 1987. - № 5. - С. 22.

REFERENCES

1. Ushinskiy K. D. Sochineniya. Moscow: APN RSFSR, 1948.

2. Parshikova N. V., Babkin V. V., Vinogradov P. A., Uvarov V. A. Vserossiyskiy fizkulturno-sportivnyy kompleks "Gotov k trudu i oborone" (GTO): dokumenty i metodicheskie materialy. Moscow: Sovetskiy sport, 2014.

3. Parshikova N. V., Babkin V. V., Vinogradov P. A., Uvarov V. A. Vserossiyskiy fizkulturno-sportivnyy kompleks "Gotov k trudu i oborone" (GTO): dokumenty i metodicheskie materialy. Moscow: Sovetskiy sport, 2016.

4. Vinogradov P. A., Okunkov Yu. V. Ob otnoshe-nii razlichnykh grupp naseleniya Rossiyskoy Federatsii k Vserossiyskomu fizkulturno-sport-ivnomu kompleksu "Gotov k trudu i oborone" (GTO) (po rezultatam sotsiologicheskogo issle-dovaniya). Moscow: Sovetskiy sport, 2015.

5. Travin Yu. G., Sysoev Yu. V. Pochemu ne begaet molodezh? Legkaya atletika: beg i zdorov'e: zhurnal v zhurnale. 1987, No. 5, p. 22.

Сысоев Юрий Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, МАНПО; почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный работник физической культуры РСФСР, мастер спорта СССР e-mail: maraton90@mail.ru

Sysoev Yuriy V., ScD in Education, Professor, academician, Russian Academy of Natural Sciences, International Teacher's Training Academy of Science, Honorary worker, Higher professional education of the Russian Federation, Honored worker of Physical culture of the RSFSR, master of sports of the USSR e-mail: maraton90@mail.ru

Сысоева Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания РЭУ им. Г. М. Плеханова e-mail: maraton90@mail.ru

Sysoeva Elena Yu., senior lecturer, physical education Department, Plekhanov Russian University of Economics e-mail: maraton90@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.