Научная статья на тему 'Комплекс ГТО - основа формирования здорового стиля жизни российской молодежи в современных условиях'

Комплекс ГТО - основа формирования здорового стиля жизни российской молодежи в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
630
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ГТО / ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ / ШКОЛЬНИК / СТУДЕНТ / ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА (ИРЧП) / ЗДОРОВЬЕ И ДОЛГОЛЕТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / "READY FOR LABOR AND DEFENSE" (RLD) / HEALTHY LIFESTYLE / SCHOOL CHILDREN / STUDENT / SOCIOLOGICAL RESEARCH / THE INDEX OF HUMAN DEVELOPMENT (HDI) / HEALTH AND LONGEVITY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сысоев Ю.В., Сысоева Е.Ю.

В статье анализируется современное состояние здоровья подрастающего поколения России, социальные условия, в которых идет процесс их социализации. Показана динамика демографических изменений в России за последние 26 лет. Названы основные причины увеличения смертности среди различных категорий граждан нашей страны. На основе статистических данных, приведенных в различных источниках, авторы работы показывают место России среди различных стран мира по развитию здравоохранения и образования. Отмечается влияние физической подготовленности населения страны на развитие экономики и ее обороны, здоровья и долголетия граждан. Анализируется состояние физической подготовленности студенческой молодежи вузов, показана значимость активного внедрения новых нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в учебный процесс школы, вуза. Отмечается роль учителя в школе и преподавателя в вузе в формировании у учащихся и студентов убежденности в необходимости занятий физическим самосовершенстованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сысоев Ю.В., Сысоева Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The RLD complex as the basis of formation of healthy lifestyle of the Russian youth in modern conditions

The article analyzes the current state of health of the younger generation of Russia, the social conditions and the process of their socialization. The article presents the dynamics of demographic changes in Russia over the past 26 years and identifies the main causes of increased mortality among the various categories of the Russian citizens. On the basis of statistical data given in different sources, the authors show the place of Russia among the different countries of the world regarding the development of health and education. It notes the importance of physical preparedness of population for the economic development and its defense, people’s health and longevity. The article also examines the status of physical fitness of University students, shows the importance of active implementation of new regulatory requirements of the complex “Ready for labor and defense” (RLD) in the educational process of schools and Universities. The article notes the role of a school teacher and the teacher in higher education institutions in convincing the pupils and students to be engaged in physical self-development.

Текст научной работы на тему «Комплекс ГТО - основа формирования здорового стиля жизни российской молодежи в современных условиях»

1УДК 796.011 ББК 74.200.55+75.1

КОМПЛЕКС ГТО - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ю. В. Сысоев, Е. Ю. Сысоева

Аннотация. В статье анализируется современное состояние здоровья подрастающего поколения России, социальные условия, в которых идет процесс их социализации. Показана динамика демографических изменений в России за последние 26 лет. Названы основные причины увеличения смертности среди различных категорий граждан нашей страны. На основе статистических данных, приведенных в различных источниках, авторы работы показывают место России среди различных стран мира по развитию здравоохранения и образования. Отмечается влияние физической подготовленности населения страны на развитие экономики и ее обороны, здоровья и долголетия граждан. Анализируется состояние физической подготовленности студенческой молодежи вузов, показана значимость активного внедрения новых нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в учебный процесс школы, вуза. Отмечается роль учителя в школе и преподавателя в вузе в формировании у учащихся и студентов убежденности в необходимости занятий физическим самосовершенстованием.

Ключевые слова: комплекс ГТО, здоровый стиль жизни, школьник, студент, здоровом образе жизни, социологическое исследование, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), здоровье и долголетие, образование.

THE RLD COMPLEX AS THE BASIS OF FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE OF THE RUSSIAN YOUTH IN MODERN CONDITIONS

Yu. V. Sysoev, E. Yu. Sysoeva

Abstract. The article analyzes the current state of health of the younger generation of Russia, the social conditions and the process of their socialization. The article presents the dynamics of demographic changes in Russia over the past 26 years and identifies the main causes of increased mortality among the various categories of the Russian citizens. On the basis of statistical data given in different sources, the authors show the place of Russia among the different countries of the world regarding the development of health and education. It notes the importance of physical preparedness of population for the economic development and its defense, people's health and longevity. The article also examines the status of physical fitness of University students, shows the importance of active implementation of new regulatory requirements of the complex "Ready for labor and defense" (RLD) in the educational process of schools and Universities. The article notes the role of a school teacher and the teacher in higher education institutions in convincing the pupils and students to be engaged in physical self-development.

Keywords: "Ready for labor and defense" (RLD), healthy lifestyle, school children, student, healthy lifestyle, sociological research, the index of human development (HDI), health and longevity, education.

Поступательное развитие любого государства обеспечивается многими факторами и сопутствующими условиями. Первостепенное значение имеет политическое устройство государства, состояние экономики и, безусловно, социальной сферы. В настоящее время наша страна преодолела тот негативный рубеж, который характеризо-

вался развалом экономики, невнятностью политики и глубочайшим невниманием к социальному устройству общества. Но, к сожалению, социальный кризис до конца не преодолен и еще долгое время будет напоминать о себе. Наблюдается хроническое и беспрецедентное недофинансирование социальной сферы, и прежде всего человеческого потен-

циала, являющегося движущейся силой научно-технического прогресса, экономики знаний и высокотехнологичных производств. Все это происходит в чрезвычайно сложной военно-политической обстановке в мире. Обострились глубинные, коренные причины войн и вооруженных конфликтов. Под прикрытием лозунга о нарушениях демократических норм после проведения референдума о вхождении Крыма в состав России США и большая часть европейских стран ввели против России санкции. Как и во все сложные для нас времена, наша страна вновь нуждается в сохранении своих земель, в отстаивании духовной самобытности и самоидентичности народа.

В докладе Национального разведывательного совета США о глобальных тенденциях развития человечества до 2015 г. констатируется, что «...население России не только сокращается, но и становится все менее и менее здоровым, а значит, теряет способность служить действующей силой экономического возрождения».

Что же послужило для американцев основанием сделать такие выводы в отношении России? Попробуем в этом разобраться.

Организация Объединенных Наций (ООН) ежегодно публикует «Доклад о развитии человека» в большинстве стран мира. Оценка производится с помощью специального индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), который отражает успех каждой страны в обеспечении трех важнейших аспектов человеческого благополучия:

• здоровья и долголетия, определяемых ожидаемой продолжительностью жизни;

• образования, определяемое комбинацией двух показателей грамотности взрослого населения и охвата его тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим);

• материального уровня жизни, определяемого величиной реального валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения (величиной, пересчитанной в доллары с помощью паритета покупательной способности).

По первому показателю ИРЧП анализ показал, что естественный прирост населения в России завершился в 1991 г., когда было отмечено увеличение численности населения на 104 тыс. человек.

С 1992 г. началось резкое снижение численности населения России. Динамика этого снижения была такова:

1992 г. - 220 тыс. человек;

1993 г. - 732 тыс. человек;

1994 г. - 873 тыс. человек;

1995 г. - 822 тыс. человек;

1996 г. - 776 тыс. человек;

1997 г. - 740 тыс. человек;

1998 г. - 691 тыс. человек;

1999 г. - 918 тыс. человек;

2000 г. - 950 тыс. человек;

2001-2006 гг. - 780-930 тыс. человек;

2007-2008 гг. - более 300 тыс. человек;

2009 по 2013 гг. - более 2 млн человек;

2014 г. - 2,5 млн человек;

2015 г. - 2,5 млн человек.

Таким образом, с начала 1990-х гг. уровень смертности в России поднялся в 3 раза по сравнению с серединой 1980-х. В ноябре 1992 г. (впервые с XV в.) смертность превысила рождаемость. За 1993-2005 гг. население нашей страны сократилось на 11 млн человек и составило на 1 января 2006 г. 142,7 млн. Главная убыль населения идет за счет русского народа. Перечисленные аспекты человеческого благополучия (ИРЧП) показывают, что Россия в мировом сообществе по итогам 2006 г. занимала 67-е место [1].

Неуверенность в завтрашнем дне, снижающийся уровень жизни населения привели к тому, что с 1991 по 2011 г. (за 20 лет!!!) в России было сделано более 78 млн абортов. Одновременно произошло двукратное падение рождаемости, из-за которого страна потеряла не родившимися более 14 млн потенциальных граждан России. По мнению ряда ученых нашей страны, под угрозой генофонд нации, ее национальная безопасность [2, с. 451-452]. В ряде регионов Российской Федерации демографическая ситуация требует немедленного реагирования. Из-за болезней системы кровообращения, онкологических заболеваний, а также от несчастных случаев, травм и отравлений с 2005 по 2015 г. Россия уже потеряла более 4 млн жизней и 300 млрд долларов. За последние 15 лет в некоторых субъектах РФ численность населения сократилась более чем на 15% [3, с. 5].

Только с 01 января 1991 г. по 31 декабря 2014 г., суммарные (с учетом миграционных и

«пространственных» составляющих) демографические потери граждан России превысили 65 220 тыс. человек при резком сокращении потенциала физического, духовно-нравственного и репродуктивного здоровья людей [4].

Сегодня в стране, по мнению председателя правления ассоциации профессиональных обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования доктора медицинских наук Гузель Улумбековой, смертность в России перевалила за 2,5 млн человек в год. Причем, как отмечает глава Института кардиологии Минздрава России И. Е. Чазова, 77-78% смертей происходит от гипертонии. В абсолютных числах это в 2014 г. составило около 1,49 млн, а в 2015 г. - 1,54 млн. Среди умерших в

2015 г. 20% было работоспособных, основную массу которых составили мужчины (79%). Главная причина их смерти - чрезмерное потребление наркотиков, алкоголя и злоупотребление курением [5].

Предпринятые меры в последние годы правительством нашей страны по борьбе с массовым курением, активная пропаганда среди населения необходимости заниматься физической культурой и спортом дали свои положительные результаты. Средняя продолжительность жизни среди мужчин в 2007 г. увеличилась к 2015 г. с 59 лет до 65,92; среди женщин она сохранилась на прежнем уровне (71 год). Разница в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами сократилась до 10,8 лет [5].

И все же в сравнении с другими развитыми странами наше правительство еще недостаточно уделяет внимание вопросам здравоохранения.

Не менее остро сегодня в России стоит вопрос и об образовании. Это второй индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который отражает успех каждой страны в обеспечении человеческого благополучия. В марте

2016 г., как сообщила в средствах массовой информации зам. председателя Правительства РФ О. Ю. Голодец, в стране насчитывалось 22 млн семей, живущих за чертой бедности. По причине распада семей, прежде всего гражданских, ежедневно в стране социальными сиротами становятся 200-220 детей. Как утверждает известный российский адвокат Павел Астахов, почти 700 тыс. детей в настоящее время находятся в

интернатах, приютах, детских домах, а это каждый пятый ребенок в стране - в два раза больше, чем после окончания Великой Отечественной войны. В настоящее время в России насчитывается от 5 до 7 млн беспризорных детей, около 5 млн из них живет на улице, каждый 50-й ребенок в России - беспризорник. Девять из десяти - так называемые социальные сироты (3 млн детей) ежегодно не ходят в школу, эти показали остаются неизменными начиная с 1995 г. [6]. И это одна из причин того, что в России в 48 раз увеличилась детская смертность от наркотиков. Начиная с 1990-х гг. проблема болезней из старости переместилась в пору молодости. Общая смертность населения, как мы уже отмечали, неуклонно росла. Ее возрастной анализ показал, что среди 15-19-летних она выросла на 36,4%, среди 20-24-летних - на 52,3%, среди 22-29-летних - на 61,9% [6].

Остро встал вопрос о воспитании подрастающего поколения нашей страны. Индивидуализм, вседозволенность, жажда наживы любой ценой, коррупция - вот основные составляющие демонтажа социализма в нашей стране либерал-демократами в период перехода к капиталистическим рыночным отношениям. В учебных заведениях стало нормой среди школьников и студентов воровство, половая распущенность, наркомания, пьянство [6-8].

В Финансовом университете при правительстве РФ в сентябре 2015 г. прошел II Международный форум «В поисках утраченного роста», в рамках которого выступили представители государственной власти, экономисты, представители банковского сектора, а также другие известные эксперты. В числе выступавших был президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. Шохин. В частности, он затронул тему инвестиций в человеческий капитал, сказав, что «нынешние корпорации стараются не сокращать квалифицированных сотрудников, потому что через год-два их взять будет неоткуда. Потому что нынешнее образование, мягко говоря, не соответствует рынку труда» [9]. К такому выводу А. Шохин пришел не случайно, так как расходы на образование, по его мнению, не соответствуют велению времени. Это же отмечал и академик С. П. Капица: «Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему

стремились все 15 лет, - воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то еще лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берет в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идет, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить» [10].

Представленный анализ состояния образа жизни различных категорий населения нашей страны с учетом требований ООН позволяет констатировать, что будущая экономическая и оборонная мощь России, ее дальнейшее укрепление независимости во многом зависит от духовно-нравственного потенциала россиян и прежде всего детей, подростков и молодежи.

Юношу и девушку делает личностью усвоенные ими духовные ценности окружающего объективного мира и превращения их в собственные взгляды и убеждения, которые находят свое проявление в их активной жизненной позиции. Всестороннее, гармоничное развитие личности - сложный и длительный процесс. И не случайно анализу этого феномена уделяется такое пристальное внимание в педагогике и психологии.

Теоретически исходным при анализе категорий «всестороннее и гармоничное развитие личности» является понятие «целостности». Все эти характеристики концентрируются в понятие «комплексность». Именно в комплексном подходе к воспитанию подрастающего поколения лежит успех работы [6]. Содержание такого подхода заключается в следующем:

• политическое воспитание (воспитание верности Отечеству вплоть до самопожертвования, понимание целей задач нашей страны как внутри, так и за рубежом);

• профессиональное воспитание (в процессе социализации, приобщения к трудовой деятельности развитие волевых и физических качеств, воспитание эмоционально-волевой устойчивости к неблагоприятным факторам, способности переносить большие физические и психические нагрузки);

• нравственное воспитание (воспитание преданности идеалам Отечества, развитие чув-

ства долга, чести, уважения к лицам другой национальности, к товарищам по учебе и работе, приобщение к истории своего родного края, традициям России и своего вида трудовой деятельности);

• правовое воспитание (воспитание законопослушности, формирование убежденности в трудовой дисциплине, развитие потребности в здоровом образе жизни);

• религиозное воспитание (воспитание патриотизма, формирование уважения к лицам другой национальности и вероисповедания, пропаганда культурного наследия России, развитие потребности в здоровом образе жизни).

Успех комплексного подхода к воспитанию граждан России зависит от беспрерывности его воздействия на них, где бы они ни находились: во время активного отдыха, в процессе учебной, трудовой деятельности, а также от профессиональной организации этой работы всеми категориями лиц, ответственных за воспитание (учителя, спортивные тренеры, врачи, работники искусства, сотрудники телевидения, руководители предприятий и т. п.).

Именно это имел в виду В. В. Путин, вступая в очередной раз в должность Президента Российской Федерации в 2012 г., когда сосредоточил внимание всех на необходимость опираться на прочный фундамент культурных и духовных традиций нашего многонационального государства, на нашу тысячелетнюю историю, на те ценности, которые всегда составляли нравственную основу нашей жизни, то есть на все то, что сделает наше общество развитым не только в экономическом и оборонном отношении, но и в культурном, нравственном, а также социальном [11].

Чтобы выполнить поставленные В. В. Путиным задачи, необходимо формировать у различных категорий граждан России, и прежде всего у молодежи, научные знания о здоровом образе жизни, которые включают в себя большой комплекс умений и навыков в вопросах рационального питания, закаливания, психорегуляции, борьбы с вредными привычками (курение, алкоголь, наркотики), активном использовании физических упражнений различной направленности (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости). Последний фактор в современных условиях оказывает непосредственное влияние на здоровье подрастающего поколения [10; 12].

Исследования отечественных ученых свидетельствуют о том, что каждое новое поколение российской молодежи по показателям социального положения и развития уступает предыдущему. Оно менее подготовлено физически, слабее развито функционально, менее здорово психически, духовно, более криминально (Ю. В. Сысоев [6; 8; 12; 13], В. И. Лутови-нов [14], И. М. Ильинский [15]).

На преодоление этих негативных проявлений среди молодежи направлен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), который действует на всей территории Российской Федерации с 1 сентября 2014 г. и который является преемником Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО, введенного в СССР в 1931 г. [16]. История Советского Союза показала, что этот комплекс позволил миллионам юношей и девушек в суровые годы Великой Отечественной войны вступить в смертельную схватку с фашизмом не только хорошо подготовленными физически, но и духовно. В памяти народа навечно сохранятся имена Зои Космодемьянской, Веры Волошиной, Олега Кошевого, Александра Матросо-ва, Михаила Егорова, Мелитона Кантарии, Алексея Береста и многих, многих других.

В наши дни исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спор-тивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» позволит активно на государственном уровне заниматься патриотическим и физическим воспитанием молодежи, готовить ее к труду и защите Родины [16; 17] и как следствие этого - повышать качество мобилизационных резервов страны в экономике и обороноспособности, значительную часть которых составляет молодежь. К сожалению, за последние 30 лет в стране не проводились исследования, которые показали бы важность влияние здоровья населения, его физической подготовленности на экономику и обороноспособность государства. Однако такие исследования проводились в стране в 1970-1980 гг. Полученные данные показали, что при активных и правильно организованных занятиях по производственной гимнастике на промышленных предприятиях и в учебных заведениях производительность труда и усвоение учебного ма-

териала возрастали на 3-8%, при этом существенно снижались потери рабочего времени благодаря уменьшению заболеваемости, сокращались сроки квалифицированного освоения различных специальностей. Расчеты показали, что если в течение года привлекать к регулярному (2-3 раза в неделю) выполнению простейших физических упражнений порядка 20 млн работников отраслей материального производства, то это обеспечивает дополнительный прирост национального дохода примерно на 3,5 млрд рублей в год [13]. Основоположнику научной медицины Гиппократу принадлежит изречение: «движение - это жизнь». Развивая эту мысль, французский клиницист А. Труссо в XVIII в. писал, что движение может заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства, вместе взятые, не могут заменить движения.

Велика роль физической подготовленности граждан нашей страны и для обороноспособности страны. Современная воинская деятельность связана с большими физическими и психическими нагрузками. Многие военные специальности предъявляют повышенные требования к умственной работоспособности, к быстрой и точной реакции на множество сигналов, к точной координации движения на фоне нарастающего утомления и стрессовой ситуации. В то же время ведущая роль в военном деле в современных условиях принадлежит преимущественно коллективным видам оружия, эффективность которого зависит от таких личностных качеств воина, как коллективизм и высокое чувство долга перед Родиной. Все это меняет аспекты физической подготовки будущих воинов, делая ее более разнообразной по целям [13]. На первое место выдвигается воспитание патриота, готового в любую минуту встать на защиту Родины от внешних и внутренних врагов, обладающего отличной общей физической и психической выносливостью, устойчивого к самым неблагоприятным факторам окружающей среды. Вполне понятно, что эти качества к молодым людям сами собой не приходят, а формируются и воспитываются в процессе многолетней регулярной подготовки на уроках по физической культуре в школе, вузе. Опыт показал, что если учебные занятия регу-

лярно проводятся при различных метеоусловиях (жара, холод, дождь, снег т. п.), то это позволяет юношам и девушкам развить у себя необходимые двигательные навыки, физические и волевые качества, учит преодолевать препятствия различной степени сложности, помогает сформировать у школьников и студентов умение проявлять физическую и психическую выносливость в сложных условиях, адаптирует их организм к неблагоприятным факторам внешней среды, знакомит с организацией здорового стиля жизни.

К сожалению, многие молодые люди рассматривают свое отношение к физической культуре и спорту лишь через призму таких понятий, как «фанат-болельщик», «качок». Основным мотивом для занятий физическими упражнениями, например, для большинства студентов является необходимость получения зачета по предмету «Физическая культура» или для получения удовольствия, воспринимая занятия как развлечения [13; 18], а не как форму своего физического совершенствования для подготовки «к труду и обороне» во имя Родины [19]. Самая, может быть, главная проблема для населения нашей страны состоит в том, что при всеобщей радости за спортивные успехи наших атлетов на международных соревнованиях в физической культуре на бытовом уровне значительное число граждан не видят пользы или считают это занятие пустой тратой времени. По данным социологических исследований, в лучшем случае физическими упражнениями занимаются не более 10% населения, а значит, здоровый образ жизни как основы готовности к труду и обороне России для большинства людей является большой проблемой. Анализ практической деятельности значительной части вузов страны показывает, что 10-15% студентов регулярно курят [8; 12; 20], ежегодно от 15 до 30% студентов освобождается по состоянию здоровья от занятий по физической культуре [20], около 60% обучающихся имеют различные нарушения в здоровье и только 14% юношей и девушек считаются практически здоровыми [6; 8; 18; 20; 21, с. 10]. Более 80% первокурсников не могут не только выполнить минимальные требования в беге на 3000 м (юноши) и 2000 м (девушки), но даже пробежать без остановки дистанцию 1000 м. Около 50% пер-

вокурсников не могут выполнить минимальные требования учебной программы в беге на 100 м, в подтягивании на перекладине и других силовых упражнениях [16], более 30% не умеет плавать [19]. Свыше 40% допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки [21, с. 10].

Сформировать убежденность у всех категорий граждан России в необходимости регулярного физического самосовершенствования во имя Родины - главная задача комплекса ГТО. В Указе «О Всероссийском физкультурно-спор-тивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» отмечается, что «требования к уровню физической подготовленности при выполнении нормативов учитываются в образовательных программах образовательных организаций по предмету (дисциплине) "Физическая культура"» [16; 17]. Из этого следует, что без целенаправленной профессионально организованной работы руководителей учебный заведений, учителей школ и преподавателей вузов по физической культуре вряд ли можно успешно решить вопросы массового привлечения обучающихся к подготовке и выполнению норм комплекса ГТО. Особая роль в этом принадлежит учителю в школе независимо от того, какой предмет он преподает.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Таинственный план на фоне бедности [Текст] // Московская правда. - 2008. - 15 января.

2. Леонов, Н. С. Россия 2000-2008. Закат или рассвет? [Текст] / Н. С. Леонов. - М.: Русский Дом, 2008.

3. Половнев, А. В. Демография [Текст]: практикум / А. В. Половнев. - М.: Военный университет, 2009.

4. Самохин, Н. И. Войны против человечности [Электронный ресурс] / Н. И. Самохин. - Режим доступа: http://www.eifgaz.ru/ samochin-32-15.htm (дата обращения: 18. 08.2016).

5. Галанина, А. В Госдуме хотят увеличить продолжительность жизни мужчин [Текст] / А. Галанина // Известия. - 2016. - № 85 (17 мая).

6. Сысоев, Ю. В. Патриотическое воспитание в сфере физической культуры и спорта сегод-

ня и в прошлом [Текст] / Ю. В. Сысоев. - М.: МФ «Знамя Победы», 2005. - 152 с.

7. Молодежь - будущее России [Текст]. - М.: Изд-во Ин-та молодежи, 1995.

8. Собина, В. А. Психолого-педагогические, биологические и социальные проблемы организации здорового образа жизни военнослужащих [Текст]: моногр. / В. А. Собина, Ю. В. Сысоев, А. А. Рожков; РАЕН, Международный фонд «Знамя Победы». - М. -Смоленск: Смядынь, 2010. - 140 с.

9. Александр Шохин. В поисках утраченного роста [Видео]. - Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=XCFB55Y90-I (дата обращения: 18.08.2016).

10. Капица, С. Россию превращают в страну дураков [Текст] / С. Капица // Аргументы и факты. - 2009. - № 37 (09 сентября).

11. Владимир Путин вступил в должность Президента России [07.05.2012] [Электронный ресурс] / В. В. Путин. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/15224 (дата обращения: 18.08. 2016).

12. Сысоев, Ю. В. Духовная культура курсантов вузов МВД России [Текст] / Ю. В. Сысоев.

- Смоленск.: Смядынь, 2015. - 162 с.

13. Сысоев, Ю. В. Социально-психологические и педагогические проблемы эффективности организации физического воспитания учащейся молодежи. - М.: Спорткомитет, 1986.

- 160 с.

14. Лутовинов, В. И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях (социально-философский анализ) [Текст]: дис. ... д-ра филос. наук / В. И. Лутовинов. - М.: ВУ МО РФ, 1998. - 432 с.

15. Ильинский, И. М. О спасительной роли образования [Текст] / И. М. Ильинский. - М.: Изд-во Ин-та молодежи, 1998.

16. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): док. и метод. материалы / Н. В. Паршикова, В. В. Бабкин, П. А. Виноградов, В. А. Уваров; под общ. ред. В. Л. Мутко; М-во спорта РФ. - М.: Советский спорт, 2014. - 60 с., ил.

17. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): док. и метод. материалы / Н. В. Паршикова, В. В. Бабкин, П. А. Виноградов, В. А. Ува-

ров; под общ. ред. В. Л. Мутко; М-во спорта РФ. - 2-е изд. с изм. и доп. М.: Спорт, 2016. - 208 с., ил.

18. Горшков, А. Г. Работоспособность студентов в учебной деятельности и ее регулирование средствами физической культуры [Текст] /

A. Г. Горшков // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей вузов: материалы науч.-практ. конф., 9 апреля 2009 г., Москва / под ред. А. В. Ка-расева, Е. А. Разумовского, В. А. Собины. -М.: ИНЭП, 2009. - С. 3-7.

19. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л. П. Матвеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Ф и С, СпортАка-демПресс, 2008. - 544 с.

20. Бородулина, О. Н. Педагогическое проектирование физкультурно-оздоровительных занятий со студентками медицинских групп [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О. Н. Бородулина. - Шуя, 2015.

21. Базарный, В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России [Текст] /

B. Ф. Базарный. - Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2004.

REFERENCES

1. Tainstvennyy plan na fone bednosti. Moskovs-kaya pravda. 2008. 15 Jan.

2. Leonov N. S. Rossiya 2000-2008. Zakat ili rassvet? Moscow: Russkiy Dom, 2008.

3. Polovnev A. V. Demografiya: praktikum. Moscow: Voennyy universitet, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Samokhin N. I. Voyny protiv chelovechnosti. Available at: http://www.eifgaz.ru/samochin-3 2-15.htm (accessed: 18.08.2016).

5. Galanina A. V Gosdume khotyat uvelichit pro-dolzhitelnost zhizni muzhchin. Izvestiya. 2016, No. 85 (17 May).

6. Sysoev Yu. V. Patrioticheskoe vospitanie v sfere fizicheskoy kultury i sporta segodnya i v prosh-lom. M.: MF "Znamya Pobedy", 2005. 152 p.

7. Molodezh - budushchee Rossii. Moscow: Izd-vo In-ta molodezhi, 1995.

8. Sobina V. A., Sysoev Yu. V., Rozhkov A. A. Psikhologo-pedagogicheskie, biologicheskie i sotsialnye problemy organizatsii zdorovogo ob-raza zhizni voennosluzhashchikh. Moscow -Smolensk: Smyadyn, 2010. 140 p.

9. Aleksandr Shokhin. V poiskakh utrachennogo

rosta. Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=XCFB55Y90-I (accessed: 18.08.2016).

10. Kapitsa S. Rossiyu prevrashchayut v stranu du-rakov. Argumenty i fakty. 2009, No. 37 (09 Sent).

11. Vladimir Putin vstupil v dolzhnost Prezidenta Rossii [07.05.2012]. Available at: http://krem-lin.ru/events/president/news/15224 (accessed: 18.08. 2016).

12. Sysoev Yu. V. Dukhovnaya kultura kursantov vuzovMVD Rossii. Smolensk.: Smyadyn, 2015. 162 p.

13. Sysoev Yu. V. Sotsialno-psikhologicheskie i pedagogicheskie problemy effektivnosti orga-nizatsii fizicheskogo vospitaniya uchashchey-sya molodezhi. Moscow: Sportkomitet, 1986. 160 p.

14. Lutovinov V. I. Patriotizm i problemy ego formirovaniya u rossiyskoy molodezhi v sovre-mennykh usloviyakh (sotsialno-filosofskiy analiz). ScD Dissertation (Philosophy). Moscow: VU MO RF, 1998. 432 p.

15. Ilyinskiy I. M. O spasitelnoy roli obrazovaniya. Moscow: Izd-vo In-ta molodezhi, 1998.

16. Parshikova N. V., Babkin V. V., Vinogradov P. A., Uvarov V. A. Vserossiyskiy fizkulturno-sport-

ivnyy kompleks "Gotov k trudu i oborone" (GTO): dok. i metod. materialy; pod obshch. red. V. L. Mutko; M-vo sporta RF. Moscow: Sovetskiy sport, 2014. 60 p., il.

17. Parshikova N. V., Babkin V. V., Vinogradov P. A., Uvarov V. A. Vserossiyskiy fizkulturno-sportivnyy kompleks "Gotov k trudu i oborone" (GTO): dok. i metod. materialy. Moscow: Sport, 2016. 208 p., il.

18. Gorshkov A. G. Rabotosposobnost studentov v uchebnoy deyatelnosti i ee regulirovanie sredst-vami fizicheskoy kultury. In: Zdorovyy obraz zhizni i fizicheskoe vospitanie studentov i slush-ateley vuzov: materialy nauch.-prakt. konf., 9 aprelya 2009 g., Moscow. Moscow: INEP, 2009. Pp. 3-7.

19. Matveev L. P. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury. Moscow: F i S, SportAkademPress, 2008. 544 p.

20. Borodulina O. N. Pedagogicheskoe proek-tirovanie fizkulturno-ozdorovitelnykh zanyatiy so studentkami meditsinskikh grupp. Shuya, 2015.

21. Bazarnyy V. F. Shkolnyy stress i demografiches-kaya katastrofa Rossii. Sergiev Posad: Ves Sergiev Posad, 2004.

Сысоев Юрий Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, МАНПО; почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный работник физической культуры РСФСР, мастер спорта СССР e-mail: maraton90@mail.ru

Sysoev Yuriy V., ScD in Education, Professor, academician, Russian Academy of Natural Sciences, International Teacher's Training Academy of Science, Honorary worker, Higher professional education of the Russian Federation, Honored worker of Physical culture of the RSFSR, master of sports of the USSR e-mail: maraton90@mail.ru

Сысоева Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания РЭУ им. Г. М. Плеханова

e-mail: maraton90@mail.ru

Sysoeva Elena Y., senior lecturer, physical education Department, Plekhanov Russian University of Economics e-mail: maraton90@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.