1УДК 796.011.1
ББК 75.1+74.200.50
ВЛИЯНИЕ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА РОССИИ
Ю. В. Сысоев, Е. Ю. Сысоева
Аннотация. Введенный Указом Президента Российской Федерации с 1 сентября 2014 г. новый Всероссийский комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) позволит определить уровень физической подготовленности различных категорий граждан России и их отношение к своему физическому совершенствованию. Правильно организованная пропаганда комплекса ГТО даст возможность активно воздействовать на сознание россиян в целях понимания значимости укрепления здоровья не только для себя, но и для эффективной готовности к труду и обороне государства, формировать нравственные и патриотические качества. Формируя педагога-патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше его культурный уровень, тем разнообразнее и ярче проявляются его нравственные и патриотические качества. Важным направлением в решении этих проблем среди педагогического сообщества является создание нормального морально-психологического климата в коллективе, общественного мнения в государстве о труде педагога, высокий уровень мотивации к постоянному физическому совершенствованию во имя России.
Ключевые слова: государство, комплекс ГТО, нравственные и патриотические качества, духовная культура, идеология, ценности, сознание, студентки педагогического вуза, школьные учителя, морально-психологический климат в коллективе, отношение к Родине.
THE IMPACT OF THE REGULATORY REQUIREMENTS OF THE COMPLEX „READY FOR LABOR AND DEFENSE" ON THE FORMATION OF MORAL AND PATRIOTIC QUALITIES OF THE TEACHING COMMUNITY OF RUSSIA
Yu. V. Sysoev, E. Yu. Sysoeva
Abstract. Introduced by the decree of the President of the Russian Federation from 1 September 2014 a new national complex „Ready for labor and defense" enables to determine the level of physical preparedness of different categories of citizens and their relationship to their physical improvement. Properly organized propaganda of the complex would allow to actively influence the minds of Russians in order to understand the importance of health promotion not only for themselves but also for effective preparedness for labor and defense of the state, to form moral and Patriotic qualities. Forming a teacher-patriot means formation of a cultural person. The higher his cultural level the more varied and brighter manifest his moral and Patriotic qualities. An important direction in the solution of these problems among pedagogical community is creation of normal morally- psychological climate, public opinion in the state about the work of the teacher, the high level of motivation to constant physical improvement for the sake of Russia.
Keywords: state, „Ready for labor and defense" complex, moral and patriotic qualities, spiritual culture, ideology, values, consciousness, students of pedagogical universities, school teachers, moral and psychological climate in the team, the attitude towards the Homeland.
Поступательное развитие любого государства обеспечивается многими факторами и сопутствующими условиями. Первостепенное значение имеет политическое устройство государства, состояние экономики и, безусловно, социальной сферы. В настоящее время наша страна преодолела тот негативный рубеж, который характеризовался развалом экономики, невнятностью политики и глубочайшим невниманием к социальному устройству общества. Но, к сожалению, социальный кризис до конца еще не преодолен и долгое будет напоминать о себе. Российские либерал-демократы разного толка, обещая всем в 1990-е гг. «...полное процветание и благополучие в случае перехода на "западную" модель общественного устройства.» [1, с. 64], заменили советскую идеологию на либерал-демократическую, которая «. по своей сути представляет собой не что иное, как идеологическое оружие для разрушения нашего национального и религиозного самосознания» [2, с. 129]. «Наши демократические друзья» из дальнего зарубежья активно этому всячески содействовали, помогая внедрять в сознание граждан России «рыночные отношения», суть которых сводится к главному: «Обогащайся любыми способами!» Прошло уже 25 лет с момента демонтажа социалистического строя, но идею «рынка» средства массовой информации в нашей стране до сего времени пытаются выдать за основной смысл жизни для россиян. За эти годы они в полной мере ощутили на себе огромное влияние западной идеологи, ее социальных и политических идеалов и ценностей. Подводя некоторые итоги такого влияния, в конце 1990-х гг. Генри Киссинджер писал: «Крушение советского коммунизма знаменовало интеллектуальную победу американских идеалов.» [3, с. 11], и в эти же годы доктор философских наук, профессор, академик РАЕН И. М. Ильинский отмечал: «...материальное - деньги, вещи - в сознании россиян выше всякой меры возвысилось над духовным, и в настоящее время отсюда исходит главная угроза всему, в том числе и самому материальному» [4, с. 72].
Этот прогноз известного ученого и общественного деятеля России оказался пророческим. Рыночные отношения в стране оказали отрицательное воздействие на сознание граждан России, и прежде всего на их отношение к госу-
дарству, человека к человеку, нравственности, гражданскому самосознанию, духовному единству общества, и, как следствие этого, отношение к труду и безопасности страны [5], к главному закону нашей страны - Конституции РФ. В ней, в частности, записано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества...» [6].
В настоящее время США и их союзники в Западной Европе продолжают активно оказывать воздействие на сознание граждан нашей страны. Права и свободы, провозглашенные в Конституции РФ, стали восприниматься значительной частью граждан как вседозволенность. Все это отразилось на жизнедеятельности подрастающего поколения России. В школах и высших учебных заведениях из года в год неуклонно снижается качество воспитания и образования. В них все меньше остается места нравственности, гражданственности, патриотизму, порядочности, социальной активности. Тема патриотизма практически исчезла из школьных учебников, литературы, кино, театра, живописи. Взамен этих ценностей в практику воспитания и обучения активно внедрялись такие понятия, как выгода, деньги, коррупция, беспринципность и индивидуализм.
В настоящее время суть проблемы состоит в том, чтобы сформировать новую систему нравственного и патриотического воспитания, которая должна предать всей жизнедеятельности граждан России новую идейную направленность. Привить им такие ценности, как любовь к своей стране, к Отечеству, к согражданам, озабоченность происходящим за рубежом и на огромных просторах нашей Родины, готовность исполнять свой гражданский долг во имя интересов государства. Именно так определяет зада-
чи Президент РФ В. В. Путин перед всеми ветвями власти, политическими партиями, учебными заведениями и различными организациями, говоря о патриотизме, именно так сформулированы эти цели и задачи в Законе о патриотическом воспитании граждан РФ на 2016-2020 гг., в котором патриотизм определяется как:
• любовь к Родине, преданность своему Отечеству;
• стремление служить его интересам;
• готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Это сознательно и добровольно применяемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цели патриотического воспитания:
• формирование патриотических чувств и сознания российских граждан;
• развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности, способности проявить себя в укреплении государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Задачи патриотического воспитания:
• утверждение в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы;
• создание возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
• воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга;
• привитие гражданам чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - ГЕРБА, ФЛАГА, ГИМНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, другой символики и исторических святынь Отечества;
• привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защите как высшего духовного долга;
• создание условий для усиления патриотической направленности СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни;
• формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
Для решения этих задач создан новый Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Введенный с 1 сентября 2014 г. на всей территории Российской Федерации [7], он является правопреемником Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО, основанного в СССР в 1931 г. Комплекс ГТО в предвоенные годы позволил миллионам советских людей с 1941 по 1945 г. вступить в смертельную схватку с фашизмом не только хорошо физически, но и духовно-нравственно подготовленными. Миллионы вчерашних школьников, студентов, учителей, бухгалтеров, врачей, простых тружеников сельского хозяйства в короткий срок овладели навыками владения оружием, знаниями профессиональной диверсионной работы. Десятки тысяч из них стали первоклассными танкистами, летчиками, моряками, командирами партизанских отрядов. За личный героизм более 5 млн граждан СССР были награждены орденами Советского Союза, 7 млн - медалями, 11 603 человека стали Героями Советского Союза [8, с. 44]. Из них 64,3% Героев Советского Союза в предвоенные годы занимались тремя и более видами спорта, а 35,7% - двумя или одним, все они были значкистами комплекса ГТО [9] .
В годы войны весь прогрессивный мир с восхищением следил за подвигами советских людей в воздухе, на море и на суше. Советские летчики по велению долга сознательно совершили 459 воздушных таранов. Только 22 июня 1941 г. таранный удар применили 15 наших летчиков-истребителей против немецких. По два тарана в воздухе совершили около 30 сталинских соколов. Более 500 таранов горящими са-
молетами морских и наземных целей было совершено в годы войны, а это значит, что более 1000 летчиков, штурманов, стрелков, слившихся воедино с горящими машинами, нанесли сильнейший удар по фашистам, превратив смертельно раненную машину в разящее оружие. И здесь следует отметить, что фашисты за все годы войны ни разу не осмелились ни на воздушный таран, ни на смертельное пикирование. Более 500 бойцов Красной армии закрыли своим телом амбразуры вражеских дзотов, последовав примеру Александра Матросова. Как же надо было любить свою Родину и как ненавидеть фашистов, чтобы совершать такие подвиги!
Какие нравственные и патриотические качества личности побуждали их на такие подвиги? Многочисленные исследования, воспоминания очевидцев, мемуары Героев Советского Союза позволяют ответить на этот вопрос. Главными их качествами были верность в служении Отечеству, честность, ответственность, чувство собственного достоинства, вера в справедливость, коллективизм, воля, готовность к самопожертвованию во имя победы над врагом. Л. Н. Толстой писал: «Плохо, если у человека нет ничего такого, за что он готов умереть» [10, т. 68, с. 129]. Великий гуманист и мыслитель на личном примере доказал всем глубокую связь между личными качествами и конкретным отношением к реальной действительности.
Известно выражение «личностью не рождаются, личностью становятся», однако личностью становятся, если рядом есть мудрый наставник: в семье, учебных и трудовых коллективах, в неформальных творческих объединениях. Огромная роль в этом принадлежит также средствам массовой информации. Но самое активное формирование и воспитание личности происходит в школе, колледже, вузе. От того, как в этих учебных заведениях организовано обучение новым знаниям и способам их усвоения, зависит развитие личности. Неправильно усвоенные нормы и правила в детстве в последствие поддаются коррекции с большим трудом. Л. С. Выготский по этому поводу писал: «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» [11, с. 385]. Особенностью такого возрастного перехода являются количественные изменения физических, психических и духовно-нрав-
ственных ценностей личности в качественные. Знания закономерностей этих качественных изменений, умение вовремя увидеть их и скорректировать в правильном направлении с учетом возраста - суть профессиональной готовности учительского сообщества к воспитательной деятельности, к формированию личности. В Концепции национальной безопасности РФ отмечается, что интересы государства состоят «в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций, патриотизма, гуманизма и культуры.» [12]. Эти качества личности, а следовательно, и ее социальная зрелость формируются только в процессе активной деятельности, под влиянием многих факторов. Усвоенный личностью опыт преобразуется индивидом в только ему присущее сочетание знаний, умений и навыков, свойств и характера. Это определяет личность как индивидуальность и составляет его неповторимое «Я». Чем разнообразнее и глубже воплощаются в индивиде общественные отношения, чем богаче, сложнее его внутренний мир, тем выше уровень его социальной зрелости. Социальная зрелость отражает качественное состояние личности и является ее важнейшей интегра-тивной характеристикой.
Исходя из многообразий включенности личности педагога в систему общественных отношений в профессиональной деятельности, структуру его социальной зрелости можно представить по двум направлениям:
• в зависимости от отражения основных общественных отношений и степени включенности личности педагога в них;
• от понимания и осмысления педагогом своей деятельности как профессионала и значимости его результатов деятельности для общества.
По первому направлению социальная зрелость личности педагога складывается из политической, правовой, нравственной, религиозной, педагогической и т. п. Эти направления определяют основу мировоззрения личности, а его ядром является научное мировоззрение. Оно зависит от направленности воспитания, нравственной и патриотической составляющей и проявляется в активной деятельности. Из этого следует, что социальная зрелость предполагает теоретический уровень формирования мировоззрения. Мировоззренческая под-
готовка значкистов ГТО должна пронизывать все элементы их тренировочных занятий и определять действия и поступки занимающихся с позиций «Ради чего? Во имя чего?».
В условиях политического кризиса в стране, плюрализма мнений по самым острым проблемам внешней и внутренней политики нашего государства без разнообразных знаний представителям педагогического сообщества разного возраста, пола, вероисповедания порой трудно разобраться с тем, что происходит сегодня вокруг них. Свидетельством тому являются полученные нами данные среди студенток педагогического вуза и учителей Московской области и г. Смоленска о развитости у них нравственности и патриотических качеств. В ходе социологического исследования нами были опрошены 682 студентки педагогического вуза и 931 учительница.
Для изучения патриотического сознания студенток педагогического вуза и учителей, работающих в школе, им было предложено ответить на вопрос об отношении к Родине: «Есть два суждения, какое из них ближе Вам? Первое -"Родина у человека одна, и ее грешно покидать", второе - "Родиной человеку может стать любая страна, где ему комфортно жить"».
Ценность ответов заключается в том, что отношение к Родине у студенток с первого по пятый курс и среди учителей позволили определить вектор развития патриотического сознания этих представителей педагогического сообщества и тем самым их социальную зрелость. В табл. 1 представлены данные, которые отражают динамику отношения студенток педагогического вуза к Родине. Чем старше становятся студентки, тем ниже уровень их патриотического сознания, тем выше их представление о том, что где-то «там» за пределами Родины
жить лучше. Обращает на себя внимание большой процент ответов респонденток, не определившихся в своем отношении к названной проблеме (см. позицию 3 в табл. 1). Корреляционный анализ показал тесную взаимосвязь между отношением респонденток к Родине и их двигательной активностью (0,74). Ранее нами были опубликованы данные о низкой активности студенток в занятиях различными физическими упражнениями [10], это свидетельствует о том, что профессорско-преподавательский состав вуза не формирует у них ответственного отношения к своему здоровью как личной и общественной ценности.
Размытость, неопределенность социально-политических ценностей студенток, граничащие с аполитичностью и неспособностью ориентироваться в современной обстановке, показывает, что учащиеся не избежали негативного влияния кризисных явлений в нашей стране. Курс на демократизацию нашей повседневной жизни стал восприниматься молодежью как призыв к вольнице, вседозволенности; подростки отказываются от законопослушания и обязанности учиться. Доминирующим мотивом поступления студенток в педагогический вуз является эгоистическая направленность, о чем свидетельствует низкая дисциплина посещения занятий на протяжении всей учебы в вузе (68,4%), постоянный поиск какой-либо работы в ущерб учебным занятиям (65,7%), отсутствие интереса к общественной работе (89,6%), нежелание после окончания вуза работать в школе (80,2% опрошенных), невысокий морально-психологический климат в учебной группе (табл. 2). Все это подтверждает тот факт, что управленческая и воспитательная работа профессорско-преподавательского состава вуза находится на низком уровне и не отвечает интересам государства в подготовке студенток к работе в школе, в
Таблица 1
Отношение студенток к Родине (%)
№ Отношение к Родине КУРС
I II III IV V
1 Родина у человека одна, и ее грешно покидать 40,0 40,9 31,8 40,0 30,0
2 Родиной человеку может стать любая страна, где ему комфортно жить 37,3 32,7 41,8 37,3 50,8
3 Затрудняюсь ответить 22,7 26,4 26,4 22,7 19,2
отсутствии профессиональных знаний, умений и навыков по формированию высоких нравственных и патриотических качеств у студенток.
Динамика отношения к Родине среди школьных учителей имеет некоторое отличие в сравнении со студентками педагогического вуза (табл. 3). В противоположность студенткам, чем старше учителя, тем выше их уровень патриотического сознания (см. позицию 1 в табл. 3). Однако и среди них отмечается большой процент тех, кто считает, что Родиной человеку может быть любая страна, где ему лучше живется, либо не могут определиться в ответе на поставленный вопрос (см. позиции 2 и 3 в табл. 3).
Последнее обстоятельство говорит о необходимости целенаправленно заниматься формированием патриотических качеств у учителей. Обусловлено это характером их профессиональной деятельности и имеет ряд особенностей, к числу которых относится отношение окружающих к их профессии. Большинство из них считает, что авторитет учителя в обществе в настоящее время оценивается как низкий (позиция 3 в табл. 4). Корреляционный анализ показал, что между пре-
стижностью профессии учителя в обществе и оценкой взаимоотношений в коллективе имеется тесная связь (0,68). Чем ниже они оценивают морально-психологический климат в своем трудовом коллективе, тем негативнее они воспринимают отношение окружающих к своей профессиональной деятельности (0,63). Известный кинорежиссер С. Соловьев достаточно четко сформулировал мысль о первенстве духовно-нравственных ценностей у российских граждан по отношению к таким важным качествам, как экономические, правовые, политические, экологические и др. Он отмечает, что «безусловно, без совести жить можно так же, как без руки или без ноги, вмиг катастрофы не случится. Но в будущем это может привести к тому, что мы все можем стать частью огромного "общества инвалидов"» [цит. по: 13].
Важным фактором в регулировании взаимоотношений в учительском коллективе и в формировании нравственных качеств является уверенность учителя в своем будущем (табл. 5). Менее половины учителей первой возрастной группы (24-41 год) смотрят в будущее с оптимизмом (42,6%), и только каждый четвертый из них после
Таблица 2
Морально-психологический климат в учебной группе (%)
№ Мнение студентов об учебной группе Курс
I II III IV V
1 Высокий: приятно приходить на занятия, в группе взаимовыручка, всегда придут на помощь 31,8 16,9 11,8 10,9 6,3
2 Средний: натянутые отношения из-за разницы в возрасте, различных жизненных интересов и отношения к учебе 22,7 36,5 38,2 42,5 40,2
3 Низкий: постоянные ссоры, сплетни, зависть, низкая культура общения, отсутствие духовных интересов, равнодушие, высокомерие, использование нецензурной лексики, отсутствие интереса к учебе и т. п. 32,7 33,9 32,7 42,5 43,5
4 Затрудняюсь ответить 11,8 11,8 16,4 3,6 10,0
Таблица 3 Отношение учителей к Родине (%)
№ Отношение к Родине Группы
24-41 год 42 года и старше
1 Родина у человека одна и ее грешно покидать 50,6 69,1
2 Родиной человеку может стать любая страна, где ему лучше живется. 29,1 20,1
3 Затрудняюсь ответить 20,3 10,8
42 лет надеется на лучшее в современных условиях (25,2%). Большинство же учителей либо не могут определиться в своем будущем, либо без оптимизма его ждут (см. позиции 2, 3 в табл. 5).
Однако несмотря на это как в первой группе, так и во второй большинство учителей считают, что они, имея высшее педагогическое образование, поступили правильно, избрав своей профессией работу учителя в школе (позиция 1 в табл. 6). Вместе с тем обращает на себя внимание большой процент тех, кто не определил за многие годы работы в школе свое отношение к профессии школьного учителя (см. позиции 2, 3 в табл. 6). Причиной этого мы видим в том, что в городах Московской области и в г. Смоленске не всегда можно найти работу по душе. Вот и приходится заниматься нелюбимым делом. Конечно, это сказывается на морально-психологическом климате в их трудовом коллективе. Более половины учителей оценивают его как средний из-за разницы в возрасте, жизненных интересов, отношения к работе (табл. 7).
Низкий уровень духовно-нравственных и патриотических качеств школьного учителя разрушает целостность его личности, уничтожая такое качество, как потребность защищать собственное достоинство и достоинство других людей, и чем надежнее эти качества школьного учителя, тем значительнее его вклад в формирование личности школьника. И сегодня, когда определяющими являются исключительно эко-
номические показатели, а все остальные, включая духовность, являются вторичными, важно кардинально изменить стиль мышления и видения происходящего в воспитании граждан России. Практика жизни показала, что никогда не подведет человек, обладающий нравственными качества коллективиста, патриота, непримиримого ко всем проявлениям подлости, стяжательства и предательства, постоянно стремящегося к своему интеллектуальному и физическому самосовершенствованию. К сожалению, как уже нами отмечалось, в повседневной жизни постоянно отмечаются двойные стандарты в политике, в нравственных отношениях между людьми, пренебрежительном отношении к моральным нормам общения, в том числе и в педагогическом сообществе.
В современных условиях, когда резко обострилась проблема сохранения всех российских ценностей, не только материальных, но и нравственных, культурных, исторических, функция защиты Отечества, готовность к ее осуществлению является ее конечной целью, и не случайно между культурой и патриотизмом существует тесная взаимосвязь. Формируя педагога-патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше его культурный уровень, тем разнообразнее и ярче проявляются его нравственные и патриотические качества. Эти качества формируются в процессе разнообразной познавательной и практической деятельности будущего пе-
Таблица 4
Мнение учителей о престижности своей профессии в обществе (%)
№ Мнение учителей Группы
24-41 год 42 и старше
1 Престижность профессии высокая 0,6 1,0
2 Престижность профессии средняя 30,1 21,3
3 Престижность профессии низкая 67,6 77,1
Таблица 5
Мнение учителей о своем будущем (%)
№ Мнение учителей Группы
24-41 год 42 и старше
1 Смотрю в будущее с оптимизмом 42,6 25,2
2 Смотрю в будущее без оптимизма 27,8 40,8
3 Затрудняюсь ответить 29,5 34,1
Таблица 6
Отношение учителей к выбору своей профессии (%)
№ Отношение учителей Группы
24-41 год 42 и старше
1 Поступила правильно 76,1 67,3
2 Совершила ошибку 6,3 11,1
3 Затрудняюсь ответить 17,6 21,6
Таблица 7
Морально-психологический климат в учительском коллективе (%)
№ Мнение учителей о коллективе Группы
24-41 год 42 и старше
1 Высокий: приятно приходить на работуи общаться с коллегами, в коллективе взаимовыручка, всегда придут на помощь 35,4 29,2
2 Средний: натянутые отношения из-за разницы в возрасте, разных жизненных интересов, отношения к работе и т. п. 50,4 54,7
3 Низкий: постоянные ссоры, доносы, зависть, низкая культура общения, равнодушие, высокомерие, отсутствие интереса к работе и т. п. 9,1 8,9
4 Затрудняюсь ответить 6,8 5,2
дагога вначале в школе, вузе, а затем в работе с детьми. Одним из таких направлений познавательной и практической деятельности является регулярная подготовка к выполнению всех нормативных требований комплекса ГТО. Осознание представителями педагогического сообщества необходимости своего совершенствования в этом направлении зависит от понимания ими значимости физической культуры в своей профессиональной и повседневной жизни. Чтобы выработать собственное суждение о ценности или неценности для себя физической подготовленности, им необходимо владеть как можно большей информацией об этом явлении.
Проведенные нами социологические исследования показали, что занятия по программе подготовки к выполнению нормативных требований комплекса ГТО практически не оказывают влияние на воспитание нравственных и патриотических качеств студенток педагогического вуза и на школьных учителей. Одной из причин этого является низкий уровень организационных мероприятий со стороны руководства вуза и профессорско-преподавательского состава, с другой - отсутствием мотивации у педагогического сообщества к своему физическому совершенствованию.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакиров В. С. Какая идеология у нас возможна? // Общественные науки и современность. - 1991. - № 6. - С. 60-68.
2. Душенов К. Основные тенденции общественно-политической жизни современной России // Наш современник. - 1994. - № 7. - С. 129.
3. Киссинджер Г. Дипломатия: пер. с англ. -М.: Ладомир, 1997.
4. Ильинский И. М. О спасательной роли образования. - М.: ИМ, 1998.
5. Собина В. А., Сысоев Ю. В., Рожков А. А. Психолого-педагогические, биологические и социальные проблемы здорового образа жизни военнослужащих: моногр. / РАЕН, Международный фонд «Знамя Победы». -М. - Смоленск: Смядынь, 2010. - 140 с.
6. Конституция Российской Федерации. - URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 22.03.2017).
7. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы / Н. В. Паршикова, В. В. Бабкин, П. А. Виноградов, В. А. Уваров; под общ. ред. В. Л. Мутко; М-во спорта РФ. - М.: Советский спорт, 2014. - 60 с.: ил.
8. Сысоев Ю. В., Малышев А. А. Воспитание на традициях в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
9. Филатов Ю. И. Физическая культура и спорт на службе Родины в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1972. - 60 с.
10. Толстой Л. Н. Круг чтения: сентябрь // ПСС.
- Т. 68. - С. 129.
11. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. - М., 1983.
- С. 385.
12. Концепция национальной безопасности. Указ Президента Российской Федерации от 20 января 2000 г. № 24. - М., 2000.
13. Аргументы и факты. - 2008. - № 45. - С. 3.
14. Сысоев Ю. В., Сысоева Е. Ю. Новый комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) и уровень готовности студенток вуза к его выполнению // Наука и школа. - 2016. - № 5. -С. 56-62.
REFERENCES
1. Bakirov V. Nauka i ideologiya. Obshchestven-nye nauki i sovremennost. 1991, No. 6, pp. 6068.
2. Dushenov K. Osnovnye tendentsii obshchest-vennopoliticheskoy zhizni sovremennoy Rossii. Nash sovremennik. 1994, No. 7, p. 129.
3. Kissinger H. Diplomatiya. Moscow: Ladomir, 1997. (in Russian)
4. Ilyinskiy I. M. O spasatelnoy roli obrazovani-ya. Moscow: IM, 1998.
5. Sobina V. A., Sysoev Yu. V., Rozhkov A. A.
Psikhologo-pedagogicheskie, biologicheskie i sotsialnye problemy zdorovogo obraza zhizni voennosluzhashchikh: monogr. Moscow - Smolensk: Smyadyn, 2010. 140 p.
6. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii. Available at: http://www.constitution.ru/ (accessed: 22.03.2017).
7. Parshikova N. V., Babkin V. V., Vinogradov P. A., Uvarov V. A. Vserossiyskiy fizkulturno-sportivnyy kompleks "Gotov k trudu i oborone" (GTO): dokumenty i metodicheskie materialy. Moscow: Sovetskiy sport, 2014. 60 p.: il.
8. Sysoev Yu. V., Malyshev A. A. Vospitanie na traditsiyakh v sporte. Moscow: Fizkultura i sport, 1986.
9. Filatov Yu. I. Fizicheskaya kultura i sport na sluzhbe Rodiny v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945). Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 1972. 60 p.
10. Tolstoy L. N. Krug chteniya: sentyabr. In: Com-pl. works. Vol. 68, p. 129.
11. Vygotskiy L. S. Coll. works. Vol. 4. Moscow, 1983.
12. Kontseptsiya natsionalnoy bezopasnosti. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 20 Jan. 2000 No. 24. Moscow, 2000.
13. Argumenty i fakty. 2008, No. 45, p. 3.
14. Sysoev Yu. V., Sysoeva E. Yu. Novyy kompleks "Gotov k trudu i oborone" (GTO) i uroven go-tovnosti studentok vuza k ego vypolneniyu. Nauka i shkola. 2016, No. 5, pp. 56-62.
Сысоев Юрий Васильевич, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, заслуженный работник физической культуры РСФСР, Почетный работник высшего профессионального образования, академик РАЕН, МАНПО, мастер спорта СССР e-mail: [email protected]
Sysoev Yury V., ScD in Education, Professor, Moscow State University of Education, honored worker of physical culture, Russian Soviet Federative Socialist Republic, Honored Worker, Higher Professional Education, academician, Russian Academy of Natural Sciences, International Teacher's Training Academy of Sciences e-mail: [email protected]
Сысоева Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания РЭУ им. Г. М. Плеханова email: [email protected]
Sysoeva Elena Yu., senior lecturer, Physical education Department, Plekhanov Russian University of Economics email: [email protected]