Научная статья на тему 'Формирование структуры конкурентоспособности и самореализации студентов в условиях современного общества'

Формирование структуры конкурентоспособности и самореализации студентов в условиях современного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
156
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL QUALITIES / SELF-REALIZATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сысоев Юрий Васильевич, Семенов Виктор Георгиевич, Таракин Дмитрий Сергеевич

Проблема конкурентоспособности и самореализации в условиях построения современного гражданского общества сохраняет свою актуальность. В статье определены, основные причины формирования структуры мотивационно-ценностных и когнитивных факторов, социально-личностно-поведенческие тенденции, определяющие конкурентоспособность и самореализацию личности студентов. В процессе обучения студентов в высшем учебном заведении изменение соотношения категорий конкурентоспособности идет в направлении усиления индивидуальных и профессиональных способностей за счет понижения социальных. Положительным моментом этой тенденции является осознание студентами важности развития профессиональных качеств для повышения уровня готовности. В условиях рисков современного общества, как показывает исследование, только устойчивые проработанные ценностные ориентации, как нравственные доминанты сознания и поведения, могут обеспечить высокий уровень самореализации и конкурентоспособности личности студента. Особенно важным является создание условий для самостоятельного осмысления молодым человеком ценностей, необходимых в последующей жизни для успешной самореализации и профессиональной конкурентоспособности. Эту проблему можно решать в рамках системы психологического сопровождения личности, учитывая при этом социальный, культурный и психологический опыт студентов, а также особенности организации образовательного процесса в конкретном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сысоев Юрий Васильевич, Семенов Виктор Георгиевич, Таракин Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of the Structure of Competitiveness and Students'' Self-Realization in Modern Society

The problem of competitiveness and self-realization in modern civil society keeps the relevance. The article analyzes the main reasons for the formation of the motivational value-based patterns and cognitive factors, social and personal behavioral tendencies determining the competitiveness and self-realization of the personality of students. In the course of training the students a change in the ratio of categories of competitiveness is directed at strengthening of individual and professional abilities due to the decrease of the social ones. The positive aspect of this tendency is the student's awareness of the importance of development of professional qualities for increasing the level of readiness. According to the research, in terms of the risks of modern society, only the proven steady and valuable orientations as moral dominants of consciousness and behavior, canprovide the high level of self-realization and competitiveness of the student. Creation of conditions for independent judgment by a young man of the values necessary in the future life for successful self-realization and professional competitiveness is especially important. This problem can be solved within the system of psychological support, considering thus social, cultural and psychological experience of students as well as features of the organization of educational process at a particular higher education institution.

Текст научной работы на тему «Формирование структуры конкурентоспособности и самореализации студентов в условиях современного общества»

УДК 37.013.77. ББК 74.200.5

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Ю.В. Сысоев, В.Г. Семенов, Д.С. Таракин

Аннотация. Проблема конкурентоспособности и самореализации в условиях построения современного гражданского общества сохраняет свою актуальность. В статье определены основные причины формирования структуры мотивационно-ценностных и когнитивных факторов, соци-алъно-личностно-поведенческие тенденции, определяющие конкурентоспособность и самореализацию личности студентов. В процессе обучения студентов в высшем учебном заведении изменение соотношения категорий конкурентоспособности идет в направлении усиления индивидуальных и профессиональных способностей за счет понижения социальных. Положительным моментом этой тенденции является осознание студентами важности развития профессионал ьных качест в для п овышения уровня готовност и, В условиях рисков современного общест ва, как показывает исследование, только устойчивые проработанные ценностные ориентации, как нравственные доминанты сознания и поведения, могут обеспечить высокий уровень самореализации и конкурентоспособности личности студента, Особенно важным является создание условий для самостоятельного осмысления молодым человеком ценностей, необходимых в последующей жизни для успешной самореализации и профессиональной конкурентоспособност и, Эту проблему можно решат ь в рамках системы психологического сопровождения личности, учитывая при этом социальный, культурный и психологический опыт студентов, а также особенности организации образовательного процесса в конкретном вузе.

Ключевые слова: конкурентоспособность, профессиональные качества, самореализация личности, студенты.

THE FORMATION OF THE STRUCTURE OF COMPETITIVENESS AND STUDENTS' SELF-REALIZATION IN MODERN SOCIETY

Yu.V. Sysoev, V.G. Semenov, D.S. Tara kin

Abstract. The problem of competitiveness and self-realization in modern civil society keeps the relevance. The article analyzes the main reasons for the formation of the motivational value-based patterns and cognitive factors, social and

Преподаватель

1EK

4/2014

personal behavioral tendencies determining the competitiveness and self-real-ization of the personality of studen ts. In the course of training the students a change in the ratio of categories of competitiveness is directed at strengthening of individual and professional abilities due to the decrease of the social ones. The positive aspect of this ten dency is the studen t 's awareness of the importance of developmen t of professional qualities for increasing the level of readiness. According to the research, in terms of the risks of modern society, only the proven steady and valuable orien tations as moral dominan ts of consciousness and behavior, canprovide the high level of self-realization and competitiveness of the student. Creation of conditions for independent judgment by a young man of the values necessary in the fu ture life for successfid self-realization and professional competitiveness is especially importan t. This problem can be solved uithin the system of psychological support, considering thus social, cultural and psychological experience of students as well as features of the organization of educational process at a particular higher education institution,

Keywords: competitiveness, professional qualities, self-realization, students.

Актуальность исследования особенностей конкурентоспособности н самореализации личности в условиях современного общества состоит в том, что вследствие затяжных социально-экономических и политических реформ в России современная студенческая молодежь живет в условиях пересмотра основных ценностей.

Материалы исследований отечественных ученых свидетельствуют о том, что каждое новое поколение российской молодежи по показателям социального положения н развития уступает предыдущему. Оно менее подготовлено физически, слабее развито функционально, менее здорово психически, духовно, более криминально. Современная молодежь более негативно относится к труду, в большей мере отчуждена от образования и знаний, от общества, государства, политики и т.д. [1-4]. Деморашьзационные процессы в обществе, кризис духовности создали сложную ситуацию по воспитанию сту-

денческой молодежи в вузах. В подобной ситуации важно определить психическую адаптивность, целеполага-ние, мотпващюнно-ценностные и когнитивные факторы, определяющие конкурентоспособность и самореализацию студента как личности и соцналь-но-лпчностно-поведенческне тенденции молодых .людей.

Современная студенческая молодежь — группа особого риска. Особого, потому что она живет в кризисном обществе, когда радикально меняются все сферы бытпя, а недостаток соцно-гуманитарных знаний у старших поколений н властных структур любого уровня делают принимаемые ими в отношении молодежи управленческие решения малоэффективными, не способствуют ее успешной конку-р ентоспособностп, социокультурной адаптации и инкультурации. Для того чтобы соответствовать современным тенденциям развития общества, каждый студент должен не просто

адаптироваться к новой социально-экономической ситуации н политической ситуации, ориентируясь на внешние нормы, правила и требования, но и быть конкурентоспособным, уметь выстраивать собственную линию поведения. В данном случае, существенно возрастает роль самосознания и самоадаптации в становлении личности, умение постоянно и адекватно оценивать свою деятельность н соотносить ее с требованиями социума, что в конечном итоге детерминирует поведение студента в разных экстремальных ситуациях.

Существенное место в формировании структуры конкурентоспособности и самореализации студентов занимает самооценка личностных качеств, которые присущи молодым людям. В рамках исследования была изучена самооценка студентов (п=300), обучат ющихся в государственных вузах Центрального федерального округа, из которых 56% составляют юноши и 44% девушки. Из них 75% респондентов обучаются на бюджетной и 24,7%

— на коммерческой основе. Возраст респондентов составил: до 18 лет — 8,4%, от 18 до 21 года -61,1%, от 20 до 23 лет

- 23,6%, от 23 до 25 лет - 6,9%. В ходе исследования было предложено определить, какие нз 17 личностных характеристик в наибольшей степени соответствуют социальной среде современной молодежи. Перечень включал такие качества, как: целеустремленность, креативность, вера в своп силы, патриотизм, стремление к осуществлению жизненных целей, индивидуальность, романтизм, вера в идеалы, высокая социальная активность, стремление стать личностью, выделиться, стать лидером, пессимизм, неверие в собственные силы, иждивен-

чество, отсутствие желания прикладывать усилия для достижения намеченных целей, стремление к материальному успеху .любым путем, цинизм, рационализм, прагматизм, эгоизм.

В ходе исследования студентами оценивалось 16 факторов (по 7 бальной шкале), которые были классифицированы по трем группам. В первую группу вошли факторы, определяющие индивидуально-типологические свойства, и в первую очередь, личностные качества студентов н их способности, характер профессионализации, выраженной в конкурентоспособности, готовности личности к профессиональной деятельности. Вторая группа включала факторы, отражающие физическое развитие, гармоничность индивида. Третью группу составляли факторы, определяющие качество жизни: условия проживания, материальную обеспеченность родителей, их социальные контакты с окружающими

Результаты исследования показали, что наиболее значимыми для успешной самореализации в жизни студенты считают профессионализацию и конкурентоспособность (75,3%), получение высшего образования (60,6%), активную жизненную позицию (57,2%). Во второй группе оцениваемых факторов большинство респондентов отдали предпочтение внешней красоте (69,8%), а среди третьей группы предложенных к оценке факторов наиболее значимыми оказались материальный статус и различные жизненные блага (61,9%).

Д.ля большинства респондентов важным фактором формирования конкурентоспособности и самореализации явилось понимание значимости роли выбора собственного пути и успеха, при этом выраженным условием

Преподаватель ^

4/2014

успешной самореализации отмечалось наличие финансовых средств (личных и у родителей), которые в современной жизни, по их мнению, крайне необходимы на всех этапах самореализации, в том числе и в будущей профессиональной деятельности.

Показательно, что последующие исследования подтвердили, что своей жизнью н обучением в вузе в целом удовлетворены — 56,2% респондентов, частично удовлетворены — 42,5%, не удовлетворены — 1,4%.

Такнм образом, оценки и мнения опрошенных в значительной степени свидетельствуют о достижении баланса между их ожиданиями и реальным социальным и экономическим статусом, материальным положением, качеством и перспективностью получаемого высшего профессионального образования. Установлено, что на психологическое самочувствие студентов существенно влияет самооценка жизненных возможностей. Респонденты высоко оценивают своп предпочтения: высшее образование, выбор профессии и дальнейшие пути самореализации, достижение высокого уровня конкурентоспособности жизненного благополучия. Подобную точку зрения разделяют 86% респондентов. При этом 32% опрошенных оценивают возможность получить высшее профессиональное образование как высокую по значимости и реальную, а 58% — как среднюю н трудно достижимую. К другим приоритетам, важным для профессиональной конкурентоспособности личности, студенты отнесли возможности: 1) «устроиться на высокооплачиваемую работу» (87%), 2) «поступать в соответствии и своими убеждениями» (81%), 3) «получать необходимую информацию по интересующим

вопросам» (78%), 4) «добиться для себя и своей семьи достойного уровни материального благополучия» (75%).

Показательно, что в оцениваемой структуре не было выявлено ведущих качественных характеристик, которые выделяли бы все респонденты как наиболее значимые. Обобщенный образ современного студента в восприятии респондентов диффузен и не имеет четких контуров. Но все же при оценке наиболее характерных качеств современной молодежи 34,2% респондентов выделили: целеустремленность, стремление к осуществлению жизненных целей, веру в своп силы, патриотизм; 39% опрошенных в качестве ведущей черты характера современной молодежи выделили эгоизм. Современному студенту, по мнению опрошенных, свойственны: индивидуальность (25,5%), романтизм, вера в идеалы (21,4%), высокая социальная активность (12,5%), стремление стать личностью (11%), выделиться, стать лидером (14,2%), пессимизм, неверие в собственные силы н иждивенчество (12,5%), отсутствие желания прикладывать усилия .1.1 и достижения намеченных целей (25,5%), стремление к материальному успеху .любым путем (20,2%).

Таким образом, на основании полученных результатов исследований можно сделать вывод о том, что объективной причиной, влияющей на самореализацию, конкурентоспособность и развитие личности в условиях рисков современного общества, является, прежде всего, когнитивный диссонанс, возникающий в ответ на противоречие между имеющимися и приобретенными знаниями и представлениями. Существенным образом на отношение к формированию конкурентоспособности и самореализации влияет защита

82

от некорректного вмешательства, про-тестность студенческого социума против навязывания отдельных позиций. К сожалению, исходя из результатов исследования, мы можем выделить свойственное отдельным опрошенным студентам отсутствие нравственно-ценностного «стержня» личности, изолированность и автономизацию ценностных позиций, а также давление факторов среды. Для преодоления у студенческой молодежи духовных и нравственных кризисов и достижения адекватной самореализации и конкурентоспособности в современном обществе в образовательном процессе в вузе необходимо направленно содействовать формированию нравственно значимых ценностей индивида. Важно, как никогда ранее, создавать эффективные условия для самостоятельного осмысления молодым человеком ценностей, необходимых ему в будущем. Как показывают результаты нашего исследования, только устойчивые, сформированные и проработанные ценностные ориентации могут обеспечить высокий уровень успешной самореализации и профессиональной конкурентоспособности личности студентов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика [Текст] / И.М. Ильинский. -М.: «Социум», 2001. - 123 с

2. Лутовинов, В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях (социально-философский анализ) [Текст] / В.И. Лутовинов: дис. ... д-ра философ. наук. - М.: ВУ МО РФ, 1998.

3. Сысоев, Ю.В. Патриотическое воспитание в сфере физической культуры и спорта сегодня и в прошлом [Текст] / Ю.В. Сысоев. - Москва-Смоленск: Изд-во «Смя-дынь», 2005. - 152 с.

4. Сысоев, Ю.В. Духовная культура курсантов вузов МВД России [Текст] / Ю.В. Сысоев. - Смоленск: Изд-во «Смядынь», 2014. - 144 с.

REFERENCES

1. Il'inskij I.M., Molodjozh' i molodjozhnaja politika, Moscow, 2001, 123 p.

2. Lutovinov V.I., Patriotizm i problemy ego formirovanija u rossijskoj molodjozhi v sovremennyh uslovijah (social'no-filosofskij analiz), Moscow, 1998.

3. Sysoev Ju.V., Patrioticheskoe vospitanie v sfere fizicheskoj kul 'tury i sporta segodnja i v proshlom, Moscow -Smolensk, 2005, 152 p.

4. Sysoev Ju.V., Duhovnaja kul'tura kursantov vuzov MVD Rossii, Smolensk, 2014, 144 p.

Сысоев Юрий Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики спортивной тренировки и их применения, Московский педагогический государственный университет; Заслуженный работник физической культуры РСФСР, академик Международной академии наук педагогического образования, maraton90@mail.ru Sysoev Yu.V., Dr. of Science (Pedagogy), Professor, Theory and Methods of Sports Training, Moscow State Pedagogical University; Honored Worker of Physical Culture of the Russian Federation, Academician, International Academy of Sciences of Pedagogical Education, maraton90@mail.ru

Семенов Виктор Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра легкой атлетики, Смоленская академия физической культуры спорта и туризма; Заслуженный работник физической культуры РФ, maraton90@mail.ru Semenov V.G., Dr of Science (Pedagogy), Professor, Track and Field Athletics Department, Smolensk Academy of Physical Culture of Sport and Tourism, Honored Worker of Physical Culture of the Russian Federation, maraton90@mail.ru Таракин Дмитрий Сергеевич, капитан полиции, специалист группы психофизиологического

обеспечения, УМВД России по Смоленской области, maraton90@mail.ru Tarakin D.S., Police Captain, Specialist of Group of Psychophysiological Providing, Regional Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Smolensk Region, maraton90@mail.ru

Преподаватель XXj_

4 / 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.