Научная статья на тему 'Формирование ИКТ-компетентности и социальной активности студентов педагогического вуза посредством интерактивных форм обучения'

Формирование ИКТ-компетентности и социальной активности студентов педагогического вуза посредством интерактивных форм обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ДИСПУТ / ФОРМИРОВАНИЕ / TEACHER / STANDARD / COMPETENCE / SOCIAL ACTIVITY / INTERACTIVE FORM OF EDUCATION / DEBATE / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Папышев Алпыс Абдешович, Сафонова Людмила Анатольевна, Сафонов Владимир Иванович, Молчанова Елена Александровна, Жамков Александр Анатольевич

В статье рассмотрены вопросы профессиональной педагогической подготовки. На основе анализа нормативных документов в области педагогического образования представлены такие направления профессиональной подготовки, как формирование ИКТ-компетентности и социальной активности. Они являются важными составляющими компетентности педагога, работающего в современных условиях информатизации образования и развития способов взаимодействия в современном обществе. Показано, что эти направления подготовки имеют точки соприкосновения. Предложено их совместное формирование путем использования интерактивных форм обучения, предполагающих обучение в сотрудничестве и ставших особенно популярными в связи с процессами модернизации общего и профессионального образования. Все участники образовательного процесса взаимодействуют, моделируют различные ситуации и совместно решают поставленные проблемы. В ходе реализации интерактивных форм обучения участники погружаются в атмосферу делового сотрудничества по разрешению некоторой проблемы, актуальной для выработки конкретных навыков и качеств будущего педагога. Интерактивные формы обучения позволяют активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучаемых, вовлечь их в процесс обучения в качестве активных участников, развить у них навыки анализа и коммуникативные компетенции. В статье описан опыт реализации такой интерактивной формы обучения, как диспут. Представлен сценарий проведения диспута по проблемам, поднятым в фильме об учителе, подробно описаны этапы и содержание деятельности участников диспута. Сценарий подразумевает предварительную подготовку как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов, в ходе которой им необходимо проявить или повысить компетентность в области применения ИКТ, а также свою социальную активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Папышев Алпыс Абдешович, Сафонова Людмила Анатольевна, Сафонов Владимир Иванович, Молчанова Елена Александровна, Жамков Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming ICT-Competence and Social Activity Among Students of Teacher Training Institute by Means of Interactive Forms of Education

The paper is concerned with issues of professional pedagogical training. On the basis of the analysis of normative documents in the field of pedagogical education such directions of professional training as furthering of ICT competence and social activity are presented. They are important components of a prospective teacher's competency working in modern conditions of informatisation of education and development of ways of interaction in modern society. It is shown that these directions of training have a common ground. Considering this they can both be formed by using interactive forms of education which assume training in cooperation and which are getting especially popular in connection with processes of modernisation of the general and professional education. All participants of educational process interact, model various situations and together solve the set problems. During realisation of interactive forms of education participants plunge into the atmosphere of business cooperation while solving a problem essential for development of concrete skills and qualities of a future teacher. Interactive forms of education allow to enhance cognitive and cogitative activity of learners, to involve them in the process of training as active participants, to further their skills of the analysis and communicative competences. The paper explores experience in the realisation of such interactive form of education as debate. The scenario of a debate on the problems raised in the video about a teacher is presented, stages and the content of activity of debate participants are described in detail as well. The scenario implies preliminary preparation of both parties: teachers and students during which they have to demonstrate or further their competence in the application of ICT and the same refers to social activity

Текст научной работы на тему «Формирование ИКТ-компетентности и социальной активности студентов педагогического вуза посредством интерактивных форм обучения»

INTEGRATION OF EDUCATION, vol. 19, no. 2, 2015 тШШ&Ш^Щ^ УДК 378.147:004 DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.059

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

А. А. Папышев (Евразийский университет им. Л. Н. Гумилева, г. Астана, Казахстан), Л. А. Сафонова, В. И. Сафонов, Е. А. Молчанова, А. А. Жамков (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия)

В статье рассмотрены вопросы профессиональной педагогической подготовки. На основе анализа нормативных документов в области педагогического образования представлены такие направления профессиональной подготовки, как формирование ИКТ-компетентности и социальной активности. Они являются важными составляющими компетентности педагога, работающего в современных условиях информатизации образования и развития способов взаимодействия в современном обществе. Показано, что эти направления подготовки имеют точки соприкосновения. Предложено их совместное формирование путем использования интерактивных форм обучения, предполагающих обучение в сотрудничестве и ставших особенно популярными в связи с процессами модернизации общего и профессионального образования. Все участники образовательного процесса взаимодействуют, моделируют различные ситуации и совместно решают поставленные проблемы. В ходе реализации интерактивных форм обучения участники погружаются в атмосферу делового сотрудничества по разрешению некоторой проблемы, актуальной для выработки конкретных навыков и качеств будущего педагога. Интерактивные формы обучения позволяют активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучаемых, вовлечь их в процесс обучения в качестве активных участников, развить у них навыки анализа и коммуникативные компетенции. В статье описан опыт реализации такой интерактивной формы обучения, как диспут. Представлен сценарий проведения диспута по проблемам, поднятым в фильме об учителе, подробно описаны этапы и содержание деятельности участников диспута. Сценарий подразумевает предварительную подготовку как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов, в ходе которой им необходимо проявить или повысить компетентность в области применения ИКТ, а также свою социальную активность.

Ключевые слова: педагог; стандарт; компетентность; социальная активность; интерактивная форма обучения; диспут; формирование.

FORMING ICT-COMPETENCE AND SOCIAL ACTIVITY AMONG STUDENTS OF TEACHER TRAINING INSTITUTE BY MEANS OF INTERACTIVE FORMS OF EDUCATION

А. А. Papyshev (L. N. Gumilev Eurasian National University, Astana, Kazakhstan) L. A. Safonova, V. I. Safonov, E. A. Molchanova, A. A. Zhamkov

(Evsevyev Mordovia State Pedagogical Institute, Saransk, Russia)

The paper is concerned with issues of professional pedagogical training. On the basis of the analysis of normative documents in the field of pedagogical education such directions of professional training as furthering of ICT competence and social activity are presented. They are important components of a prospective teacher's competency working in modern conditions of informatisation of education and development of ways of interaction in modern society. It is shown that these directions of training have a common ground. Considering this they can both be formed by using interactive forms of education which assume training in cooperation and which are getting especially popular in connection with processes of modernisation of the general and professional education. All participants of educational process interact, model various situations and together solve the set problems. During realisation of interactive forms of education participants plunge into the atmosphere of business cooperation while solving a problem essential for development of concrete skills and qualities of a future teacher. Interactive forms of education allow to enhance cognitive and cogitative activity of learners, to involve them in the process of training as active participants, to further their skills of the analysis and communicative competences. The paper explores experience in the realisation of such interactive form of education as debate. The scenario of a debate on the problems raised in the video about a teacher is presented, stages and the content of activity of debate participants

© Папышев А. А., Сафонова Л. А., Сафонов В. И., Молчанова Е. А., Жамков А. А., 2015

59

are described in detail as well. The scenario implies preliminary preparation of both parties: teachers and students during which they have to demonstrate or further their competence in the application of ICT and the same refers to social activity.

Keywords: teacher; standard; competence; social activity; interactive form of education; debate; formation.

Современность диктует новые требования к подготовке педагогических кадров, направленные на изменение подходов к профессиональной подготовке будущих учителей, вызванные информатизацией общества, широким применением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, необходимостью учета личностных характеристик обучаемых и др. [4].

Так, приказ «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» содержит требования к формированию так называемой ИКТ-компетентности учителя. В структуру профессионального стандарта педагога входят три обязательных компонента профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитательная и развивающая деятельность. К части обучения относятся трудовые действия: формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и владение ИКТ-компетентностями (общепользовательская, общепедагогическая, предметно-педагогическая). При описании трудовой функции, осуществляемой в ходе педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования, отмечаются умение применять образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Таким образом, педагог в сфере применения ИКТ в профессиональной деятельности должен быть компетентен в следующих вопросах:

- осуществление поиска информации посредством ИКТ;

- обработка электронных данных разных типов, преобразование форматы данных;

- видеозапись с использованием технических средств;

- видеомонтаж, добавление титров, эффекты с использованием соответствующего мультимедийного программного обеспечения и т. д.

В нормативной документации о профессиональной подготовке педагога находит отражение понятие социальной активности. Отметим, что существуют различные трактовки понятия «социальная активность» [2; 6; 8-10], некоторые из которых представлены ниже.

Так, В. З. Коган определяет социальную активность как сознательную и целенаправленную деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности.

Социальная активность определяется как сознательная деятельность человека, который изменяет окружающие его общественные условия, воспитывает в себе желаемые качества личности. Социальная активность является необходимым условием для формирования индивида как деятельного, энергичного субъекта, изменяющего ход исторического процесса. Она является необходимой предпосылкой для всестороннего развития личности, проявляется в самых разных формах. Социальная активность может быть групповой, коллективной или индивидуальной. Основными сферами социальной активности являются политическая, трудовая, научная, эстетическая сферы. Противоположностью социальной активности выступает социальная пассивность. Она обусловлена тем, что человек не может реализовать свои идеи, цели, удовлетворить потребности, а вынужден быть

выразителем чужой воли, действовать по чужим указаниям [9].

Отметим определение социальной активности студента как сложного состояния и одновременно интеграционного свойства обучающегося в высшем учебном заведении осуществлять осознанное, детерминированное преимущественно им самим взаимодействие с социальной средой по преобразованию себя и среды на пользу общества и самого субъекта посредством учебно-профессиональной деятельности, следуя социальным и нравственным нормам [8].

Социальная активность учителя - инициативность, деловитость, творческое отношение к различным сторонам жизни общества, настрой на целенаправленное, планомерное выполнение профессиональных обязанностей [5]. Творческие ресурсы человека лишь тогда оказываются социальными, когда выражаются в активной и общественно значимой дея-тельности.Социальная активность учителя побуждает к развитию и обогащению личностных ресурсов, она отличается своими специфическими особенностями, обусловленными характером педагогической деятельности [7].

Возвращаясь к приказу «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"», отметим, что в структуре стандарта присутствуют требования к педагогу, связанные с его социальной активностью [4]. Так, при описании трудовой функции, реализуемой в ходе обучения, определено владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий. В ходе реализации воспитательной деятельности формируются умения проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка); сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач; развивать у обучающихся познавательную ак-

тивность, самостоятельность, инициативность, творческие способности; формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира; владение методами организации экскурсий, походов, экспедиций; знание основных закономерностей возрастного развития, стадий и кризисов развития и социализации личности и др. В ходе реализации развивающей деятельности -оказание адресной помощи обучающимся; знание закономерностей формирования и развития детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенностей и др.

Таким образом, для реализации указанных требований в структуру социальной активности педагога необходимо включить такие умения, как выступление перед аудиторией; формулирование и доносение до собеседников своей социальной позиции; способствование формированию социальной позиции учеников; аргументированное отстаивание своей точки зрения; взаимодействие в коллективе при решении общих задач и др.

ИКТ-компетентность и социальная активность могут обладать точками соприкосновения. Например, педагог может организовать выступление перед аудиторией с использованием ИКТ (вебинары, видеоуроки и др.), реализовать общение и совместную деятельность с использованием информационного взаимодействия (дистанционные консультации, форумы и др.).

С целью формирования составляющих ИКТ-компетентности и социальной активности у студентов педагогического вуза был подготовлен и проведен диспут «Педагогика - мое призвание». В качестве основы диспута взяты проблемы, представленные в кинофильме «Большая перемена» (Мосфильм, 1973 г.). В данном фильме показаны проблемы, с которыми учителю приходится сталкиваться при осуществлении профессиональной деятельности; представлены качества учителя, необходимые для его успешной работы; выявлены особенности взаимодействия учителя, педагогического коллектива и обучающихся.

Диспут можно отнести к интерактивным формам обучения, позволяющим активизировать участие обучаемых в образовательном процессе. Под диспутом понимают публичный спор на научную и общественно важную тему для выработки единого мнения, нахождения общего решения и установления истины путем сопоставления различных суждений [1, с. 402]. Этапы имеющихся методик (алгоритмов) организации диспутов можно представить следующим образом:

— подготовка к диспуту (определение темы, выявление актуальных вопросов для обсуждения, определение рабочих групп, установление сроков подготовки и др.);

— информирование зрителей о теме и дате диспута;

— подготовка оборудованного помещения для проведения мероприятия;

— проведение диспута с участием ведущих, рабочих групп и зрителей (изложение и обсуждение различных точек зрений на актуальные вопросы);

— формирование выводов по итогам диспута и рефлексия.

В соответствии с указанными этапами в рамках подготовки к диспуту была проведена предварительная работа. В диспуте приняли участие шесть команд.

В качестве домашнего задания ими были подготовлены видеоролики, содержащие фрагменты из фильма, иллюстрирующие поставленный вопрос, а также мнения членов группы о нем. Кроме этого, по каждой теме было записано видеовыступление экспертов - преподавателей вуза, специализирующихся в поставленных вопросах.

В начале мероприятия силами студентов была исполнена песня «Черное и белое», что позволило передать атмосферу фильма. Мероприятие проводилось в кинозале физико-математического факультета МГПИ им. М. Е. Евсевьева, что дало возможность задействовать киноэкран и зву-копередающую аппаратуру. Объявление о мероприятии было дано заблаговременно, что позволило привлечь большое количество участников. Спецификой диспута явился его несоревновательный характер: не было жюри, и, соответственно, баллов за ответы и видеоролики. Оценка того или иного этапа выражалась в аплодисментах зрителей и небольших подарках членам команд. Мероприятие сопровождалось музыкальными фрагментами из кинофильма «Большая перемена» (композитор -Э. Колмановский).

Рассмотрим подробно сценарий диспута.

Диспут «Педагогика - мое призвание!»

1. Фоновая заставка. Циклическое воспроизведение главной музыкальной темы фильма «Большая перемена».

Участники и зрители рассаживаются в кинозале.

2. Начало. Запуск трейлера фильма, за основу которого были взяты рекламные ролики фильма на телеканалах.

3. Выход ведущего.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы собрались, чтобы задуматься над вопросом, что необходимо, чтобы педагогика была призванием каждого из нас. Выпускники нашего вуза - это прежде всего учителя. Поэтому уже в стенах института нужно задумываться о своей будущей профессии, познавать ее особенности и подводные камни. Об этом написано много научных трактатов, учебников и статей, а также снято фильмов. Узнаем, что думают наши студенты и преподаватели о личности учителя и знакомы ли они с классикой жанра.

4. Интервью. На экране демонстрируется интервью с преподавателям и студентами, не участвующими в подготовке к мероприятию. Видео снято и смонтировано студентами.

Вопросы интервью.

1. Назовите самых великих, на Ваш взгляд, педагогов.

2. Какой вклад внес Северов Нестор Петрович в образование?

3. Как Вы относитесь к «Большой перемене»?

4. На какого человека Вы хотели бы быть похожи?

5. Методы работы кого из Ваших преподавателей (коллег) Вы хотели бы взять на вооружение? Почему?

6. Считаете ли Вы принуждение к учению насилием над личностью?

7. Какие фильмы про школу Вам нравятся? Почему?

5. Исполнение песни «Черное и белое».

Силами студентов исполняется песня «Черное и белое» (Э. Колмановский, М. Танич). На киноэкране демонстрируются фрагменты из фильма «Большая перемена».

6. Блиц-опрос.

Ведущий: Спасибо за прекрасно исполненную песню, погрузившую нас в приятную атмосферу фильма «Большая перемена», фильма об учителе, впервые пришедшем в школу и ощутившем на себе все радости и сложности профессии.

В нашем мероприятии принимают участие 6 команд. Узнаем, насколько внимательно наши студенты просмотрели этот фильм. Приглашаю на сцену по два человека из каждой подгруппы.

Под музыку из кинофильма студенты выходят на сцену.

Ведущий: Сейчас Вам будут заданы вопросы по фильму «Большая перемена». Первая команда, поднявшая руку, отвечает. Если никто не отвечает, то помогают команды из зрительного зала.

На экране чередуются слайды презентации с вопросами и иллюстрациями к ним. После ответа студентов выводятся слайды с ответами.

Вопросы блиц-опроса.

1. Об учениках какого возраста идет речь в фильме? (О взрослых).

2. В каком году вышел фильм? (1973).

3. Какой школьный предмет преподавал Нестор Петрович? (История).

4. В чем отличие взрослых учеников от детей, по мнению Нестора Петровича и директора школы? (Они курят больше, у них семьи и заботы, они пьют и не всегда лимонад).

5. Что сделал Нестор Петрович для того, чтобы футболист Отто Фукин пошел готовиться к контрольной по немецкому языку? (Встал вместо него в ворота).

6. Зачем Геннадий Ляпишев просил устроить ему только первую рабочую смену? (Чтобы вечером ходить на танцы).

7. Какой поступок Нестор Петрович вынудил совершить Александра Петрыкина, чтобы тот поверил в свое великодушие? (Спасти утопающего).

8. О каком историческом лице шла речь во вдохновенной лекции Нестора Петровича в музее? (О Нероне).

9. В каких отношениях были Ганжа и Светлана Афанасьевна? (Муж и жена).

10. В каком классе учились герои фильма? (9А).

11. В каком образе приснилась Нестору Петровичу Полина, когда он заснул на уроке? (В образе стюардессы).

12. За что педсовет хотел наказать Степана Леднева? (Он раньше времени сказал вахтерше, что урок закончен, и та дала звонок).

7. Домашнее задание.

Ведущий: В качестве домашнего задания студентам были предложены для обсуждения вопросы проблемного характера, нашедшие свое отражение в фильме. Сейчас мы увидим, как команды ответили на эти вопросы, а затем выслушаем мнение экспертов из числа наших преподавателей.

Просмотр видеороликов, записанных студентами, с ответами на поставленный вопрос. Затем просмотр видеороликов, в которых проблему рассматривает эксперт из числа преподавателей.

Вопросы для обсуждения.

1. Какие методы обучения и воспитания приводят к изменению самооценки личности?

2. Может ли человек без педагогического образования реализовывать педагогические функции?

3. Что первичнее в науке: теория или практика?

4. Зачем нужно ходить в школу?

5. Нетрадиционные приемы запоминания.

6. Должен ли педагог обладать актерскими способностями?

Ведущий: Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении поднятых вопросов. Надеюсь, что ответы на них позволили лучше понять особенности выбранной профессии.

8. Интервью учителя.

А теперь выслушаем учителя, пришедшего в первый год в школу. Узнаем, что он ощутил, пережил и какие советы он даст Вам - будущим учителям. Слово предоставляется учителю информатики одной их школ города, выпускнику нашего факультета.

Демонстрируется интервью с учителем.

9. Завершение диспута.

Ведущий: На этом мы завершаем наш диспут. Может быть, мы ответили не на все вопросы, но задумались о педагогической профессии, о ее роли в нашей жизни. Спасибо всем организаторам и участникам диспута. Спасибо зрителям.

Звучит вальс из фильма «Большая перемена».

С видеозаписью мероприятия можно ознакомиться по ссылке: http://www.youtube.com/ watch?v=8hiKsbXsJ94.

Подводя итоги проведенного мероприятия, отметим, что студенты проявили интерес и к фильму, и к его обсуждению. Проведенный диспут позволил приобщить студентов к классике советского кино о школе; привлечь их к обсуждению педа-

гогических проблем, поднятых в фильме; реализовать и развить навыки обработки информации с использованием ИКТ. Все это в совокупности способствовало формированию их социальной активности и развитию ИКТ-компетентности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи : учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. -Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 537 с.

2. Иванов, А. В. Методика формирования социальной активности учащегося : учебное пособие / А. В. Иванов. - Москва : Талант, 2012. - 350 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Пилипчевская, Н. В. Изучение социальной активности студентов педагогического вуза: теория и практика / Н. В. Пилипчевская // Вестник ТГПУ. - 2008. - Вып. 2 (76). - С. 15-19.

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г., № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.

5. Социальная активность учителя / Словарь психологического портала «Психотест» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psihotesti.ru/gloss/tag/sotsialnaya_aktivnost_uchitelya/.

6. Третьяков, Н. Ф. Социальная активность личности : учебное пособие / Н. Ф. Третьяков. - Москва : Педагогика, 2001. - 230 с.

7. ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата «Образование и педагогика» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/5.

8. Харланова, Е. М. Социальная активность студентов : сущность понятия [Электронный ресурс] / Е. М. Харланова // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 4. - Режим доступа: http:// teoriapractica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/4/pedagogika/harlanova.pdf.

9. Человек и общество : Культурология. Словарь-справочник / под ред. О. М. Штомпеля. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 544 с.

10. Шаламова, Л. Ф. Социальная активность молодежи : принципы управления / Л. Ф. Шаламова // Высшее образование в России. - 2006. - № 7. - С. 96-99.

Поступила 08.04.15.

Об авторах:

Папышев Алпыс Абдешович, доцент кафедры высшей математики механико-математического факультета Евразийского университета им. Л. Н. Гумилева (Казахстан, г. Астана, ул. К. Мунайтпасова, д. 5), доктор педагогических наук, darap57@mail.ru

Сафонова Людмила Анатольевна, доцент кафедры информатики и вычислительной техники ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» (Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11а), кандидат педагогических наук, safonova.lan@yandex.ru

Сафонов Владимир Иванович, доцент кафедры информатики и вычислительной техники ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» (Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11а), кандидат физико-математических наук, wawans@yandex.ru

Молчанова Елена Александровна, доцент кафедры информатики и вычислительной техники ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» (Россия, г Саранск, ул. Студенческая, д. 11а), кандидат физико-математических наук, blondi1204@rambler.ru

Жамков Александр Анатольевич, ассистент кафедры информатики и вычислительной техники ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» (Россия, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11а), jeroma@bk.ru

Для цитирования: Папышев, А. А. Формирование ИКТ-компетентности и социальной активности студентов педагогического вуза посредством интерактивных форм обучения / А. А. Папышев [и др.] // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, № 2. - С. 59-66. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.059

REFERENCES

1. Vvedenskaja L. A. Ritorika i kul'tura rechi [Rhetoric and culture of speech]. Rostov on Don, Phoenix Publ., 2012, 537 p.

2. Ivanov A. V. Metodika formirovanija social'noj aktivnosti uchashhegosja: uchebnoe posobie [Technique of formation of social activity of a pupil]. Moscow, Talant Publ., 2012, 350 p.

3. Pilipchevskaja N. V. Izuchenie social'noj aktivnosti studentov pedagogicheskogo vuza: teorija i praktika [Study of social activity of students at pedagogical higher education institution: theory and practice]. Vestnik TGPU = TGPU Bulletin. 2008, issue 2 (76), pp. 15-19.

4. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 18 oktjabrja 2013 g., № 544n "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo,

nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')" [The order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013, №э. 544n Moscow "On the approval of the professional standard "The Teacher (Pedagogical Activity in the Sphere of the Preschool, Primary General, Core General, Secondary General Education) (tutor, instructor)""]. Available at: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.

5. Social'naja aktivnost' uchitelja [Social activity of a teacher]. Available at: http://psihotesti.ru/gloss/tag/ sotsialnaya_aktivnost_uchitelya/.

6. Tretjakov N. F. Social'naja aktivnost' lichnosti [Social activity of personality]. Moscow, Pedagogics Publ., 2001, 230 p.

7. FGOS VPO po napravlenijam bakalavriata "Obrazovanie i pedagogika" [The Federal state educational standard of higher education for bachelor degree programmes "Education and pedagogics"]. Available at: http:// fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/5.

8. Kharlanova E. M. Social'naja aktivnost' studentov: sushhnost' ponjatija [Social activity of students: essence of concept]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija = Theory and practice of social development. 2011, no. 4. Available at: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/4/ pedagogika/harlanova.pdf.

9. Chelovek i obshhestvo: Kul'turologija [Person and society: Culture studies]. Rostov on Don, Phoenix Publ., 1996, 544 p.

10. Shalamova L. F. Social'naja aktivnost' molodezhi: principy upravlenija [Social activity of the youth: principles of management]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2006, no. 7, pp. 96-99.

Submitted 08.04.15.

About the authors:

Papyshev Alpys Abdeshovich, research assistant professor, Chair of Mathematics, Faculty of Mathematics and Mechanics, L. N. Gumilev Eurasian National University (5, K. Munaytpasov Str., Astana, Kazakhstan), Dr. Sci (Pedagogy), darap57@mail.ru

Safonova Lyudmila Anatolyevna, research assistant professor, Chair of informatics and computer facilities, Evsevyev Mordovia State Pedagogical Institute (11а, Studencheskaya Str., Saransk, Russia), Ph.D. (Pedagogy), safonova.lan@yandex.ru

Safonov Vladimir Ivanovich, research assistant professor, Chair of informatics and computer facilities, Evsevyev Mordovia State Pedagogical Institute (11а, Studencheskaya Str., Saransk, Russia), Ph.D. (Phys.-Math.), wawans@yandex.ru

Molchanova Elena Aleksandrovna, research assistant professor, Chair of informatics and computer facilities, Evsevyev Mordovia State Pedagogical Institute (11а, Studencheskaya Str., Saransk, Russia), Ph.D. (Phys.-Math.), blondi1204@rambler.ru

Zhamkov Alexander Anatolyevich, assistant professor, Chair of informatics and computer facilities, Evsevyev Mordovia State Pedagogical Institute (11а, Studencheskaya Str., Saransk, Russia), jeroma@bk.ru

For citation: Papyshev А. А., Safonova L. A., Safonov V. I., Molchanova E. A., Zhamkov A. A. Formiro-vanie IKT-kompetentnosti i social'noj aktivnosti studentov pedagogicheskogo vuza posredstvom interaktivnyh form obuchenija [Forming ICT-competence and social activity among students of teacher training institute by means of interactive forms of education]. Integracija obrazovanija = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 2, pp. 59-66. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.059

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.