Научная статья на тему 'ИГРА И ЕЁ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ИГРА И ЕЁ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ / ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Ольга Романовна, Протасова Ольга Александровна

В настоящей статье рассматривается игра, как традиционный метод обучения и воспитания в процессе обучения иностранному языку в школе. Определены цели и задачи игровой деятельности. Использование игровых технологий на уроках иностранного языка помогает раскрыть творческий потенциал обучающихся, мотивирует к дальнейшей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Ольга Романовна, Протасова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GAME AND ITS ROLE IN TEACHING ENGLISH

This article examines the game as a traditional method of teaching and upbringing in the process of teaching a foreign language at school. The goals and objectives of the game activity are defined. The use of gaming technologies in foreign language lessons helps to unleash the creative potential of students, motivates them to further activities.

Текст научной работы на тему «ИГРА И ЕЁ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 372.881.1

ИГРА И ЕЁ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Ольга Романовна Богданова

студент

olgabogdanova2003@yandex.ru Ольга Александровна Протасова

кандидат педагогических наук, доцент

olga_mich@mail. т Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В настоящей статье рассматривается игра, как традиционный метод обучения и воспитания в процессе обучения иностранному языку в школе. Определены цели и задачи игровой деятельности. Использование игровых технологий на уроках иностранного языка помогает раскрыть творческий потенциал обучающихся, мотивирует к дальнейшей деятельности.

Ключевые слова: игра, игровые ситуации, игровая технология, творческие способности.

Главной задачей современного школьного образования является достижение образовательных результатов. Цель современного образования сводится не только к достижению предметных результатов, но и к формированию личности обучающегося, а также на овладение необходимыми умениями и навыками. Игра с самого детства неотрывно связана с образовательной деятельностью человека. Технология игры помогает понять жизнь, искать жизненные решения, позволяет обучающимся погрузиться в эту атмосферу.

Для познания мира, приобщения к культуре других народов, а также для осознания собственной культуры в современном обществе в настоящее время активно используют иностранные языки.

В настоящее время изучение иностранного языка начинается уже в дошкольном возрасте. Чем раньше у ребёнка проявится интерес к изучению иностранного языка, тем более целенаправленную мотивацию к учебной деятельности приобретёт школьник, развивая в себе не только познавательный интерес, но и творческую активность.

Как же развить в ребёнке интерес к языкам?

Игры, игровые ситуации вызывают у школьников наибольший интерес по сравнению с другими приемами организации. Известно, что именно в игре активизируется мыслительная деятельность детей, эмоциональная составляющая. Педагогу же игра помогает сделать учебный процесс интересным.

Игру следует относить к традиционным и признанным методам обучения и воспитания. Ценность данного метода состоит в том, что в игровой деятельности в тесной взаимосвязи находятся обучающая, развивающая и воспитательная функции.

В ситуации игры гораздо увереннее и быстрее происходят процессы восприятия. Для играющего чаще важен сам процесс игровой деятельности, а не результат игры. Игровая педагогическая технология - это организация учебного процесса в форме различных педагогических игр.

При игровом методе занимающимся предоставлена широкая свобода, которая способствует повышению уровня инициативности, ловкости, находчивости в процессе творческих решений поставленных задач. Игра позволяет моделировать межличностные и межгрупповые отношения. Особенно, если игровой процесс носит соревновательный характер. Понимание жизни, умение решать жизненные вопросы с помощью игры является главной задачей технологии игры.

Данный вид работы позволяет научиться работе в группе, а также научиться распределять обязанности внутри группы. Таким образом, каждый учащийся мог внести что-то своё в проведение игры, добавить своё видение. Даже те обучающиеся, которые более замкнуты в себе, могут раскрепоститься в игре. Для каждого в группе есть своя работа, своё дело. Работая в группе, обучающиеся не только учатся распределять между собой обязанности, но и договариваться при совместной работе, находить компромиссы, общие решения для выполнения одного общего задания, для достижения лучшего результата. В групповой деятельности выявляется лидер. Уже на этапе подготовки и распределения обязанностей мы можем наблюдать отражение личностных результатов, а именно формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим участникам группы, его мнению, освоение социальных норм, правил поведения, ролей в группе, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Имея возможность выбрать для себя роль в группе, учащийся может проявить себя и свои творческие способности в разных областях и сферах.

Для продуктивного использования методов игры стоит придерживаться нескольких принципов: дефицита информации, приоритета ученической самодеятельности, работы в малых группах, объективной оценки, тематического урока, соответствия задания и его выполнения.

На наш взгляд, следует разнообразить формы контроля, добавив творческие элементы работы. Тем самым, у обучающихся появится

возможность проявить свои творческие способности, своё видение текстов. К тому же творческие задания мотивируют к их выполнению. В большинстве случаев выполнение творческих заданий создаёт ситуацию успеха, что мотивирует на успешное выполнение и последующих заданий.

На наш взгляд, процесс обучения иностранным языкам с применением игровых технологий является необычным и продуктивным способом мотивации обучающихся к деятельности. Выполнять задание можно как в индивидуальном порядке, так и группой. Данный урок предоставляет ученикам свободу выбора материала, помогает раскрыть творческий потенциал обучающихся, мотивирует к дальнейшей деятельности. Используя игровые технологии на уроках иностранного языка, возможно достижение следующих целей:

Личностные:

- формируется коммуникативная компетенция в процессе творческой деятельности при общении со сверстниками;

- формируется желание изучать иностранные языки.

Метапредметные:

- развиваются творческие способности учащихся с помощью самостоятельной подготовки к игре;

- развивается умение нестандартного подхода к выполнению задания;

- развивается умение работать в группах, распределять обязанности внутри группы.

С.В. Еловская считает, что игровая технология представляет собой целостную систему, охватывающую конкретную часть образовательного процесса. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие личностные качества воспитанников, обеспечивающие эффективность вхождения в социум, их самореализацию в соответствии с интересами и возможностями»[1, с.113].

На уроках английского языка развитие творческой личности определяется выбором игровых технологий [2; 4], технологий творческого обучения в школе [5;6].

По мнению Каракещишян А.А, Гончаровой Н.А. и Кретининой Г.В. «игры можно использовать в любой возрастной категории лишь с той разницей, что с возрастом игры могут быть более разнообразными и сложными» [3, с.187].

Подводя итог вышесказанному отметим, что, используя игровые технологии при обучении иностранного языка, учителю необходимо соблюдать чувство меры, иначе игра будет не интересна для обучающихся. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока и должна иметь свою цель, приводить к результату.

Список литературы:

1. Еловская С.В., Еловская А.А., Будилова А.В. Виды и классификации лингводидактических игр // Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона: сборник материалов Областной научно-практической конференции. 2018. С. 112-115.

2. Еловская С.В., Кулик Л.В. Развитие творческой личности на уроках английского языка в условиях ограниченности ресурсов // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сборник научных трудов XV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 26-31.

3. Каракещишян А.А., Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Игровые технологии на уроках иностранного языка: теоретический аспект проблемы исследования //Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 187.

4. Машевская С.М. Школа как игра // Научный поиск. 2015. №1.2 . С. 44-47.

5. Попова Н.В., Моторина А.Е., Протасова O.A. Использование активных методов обучения на уроках английского языка // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3. С. 32-41.

6. Попова С.В., Ульянов С.С. Обучение иностранному языку в вузе на основе смешанного обучения «перевернутый класс» // Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков: актуальные вопросы и перспективы исследования: сборник научных статей по материалам XXXI Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЧПГУ. 2021. С.126-130.

V. Попова С.В., Протасова О.А., Некрасова М.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся старших классов на основе межпредметного подхода // Наука и образование. 2019. Т.2. № 4. С. 102.

S. Сидорова И.В., Томонов Д.С. Педагогические технологии как условие достижения нового образовательного результата // Современные тенденции развития науки и образования: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, 2021. С. 108-111.

UDC 372.881.1

THE GAME AND ITS ROLE IN TEACHING ENGLISH

Olga R. Bogdanova

student

olgabogdanova2003@yandex.ru Olga A. Protasova

Ph.D., Associate Professor olga_mich@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. This article examines the game as a traditional method of teaching and upbringing in the process of teaching a foreign language at school. The goals and objectives of the game activity are defined. The use of gaming technologies in foreign language lessons helps to unleash the creative potential of students, motivates them to further activities.

Keywords: game, game situations, game technology, creativity.

Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 27.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.