Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В РУСЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ'

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В РУСЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ / РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежов Андрей Николаевич, Власенко Алексей Владимирович, Гончарова Наталья Александровна, Кретинина Галина Вячеславовна

В статье обозначена роль педагогика как науки. Подчеркивается, что педагогика не только исследует направления и возможности формирования воспитательной и образовательной среды, но и способна осуществлять прогностическую функцию для общества. Внимание уделяется педагогическому мониторингу, который основывается и держится на беспристрастных фактах и учебно-аргументированных мыслях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ежов Андрей Николаевич, Власенко Алексей Владимирович, Гончарова Наталья Александровна, Кретинина Галина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT EDUCATION AND TRAINING SYSTEMS IN LINE WITH PEDAGOGICAL FORECASTS

The article outlines the role of pedagogy as a science. It is emphasized that pedagogy not only explores the directions and possibilities of the formation of an educational and educational environment, but is also able to carry out a predictive function for society. Attention is paid to pedagogical monitoring, which is based and maintained on impartial facts and educationally reasoned thoughts.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В РУСЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ»

УДК 378.4

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В РУСЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ

Андрей Николаевич Ежов

студент

michyatut554@gmail .com Алексей Владимирович Власенко

аспирант alexs68tmb@eandex.ru Наталья Александровна Гончарова доктор педагогических наук, профессор

nata-alexa@mail. ги Галина Вячеславовна Кретинина кандидат педагогических наук, доцент

nata-alexa@mail. ги Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия.

Аннотация. В статье обозначена роль педагогика как науки. Подчеркивается, что педагогика не только исследует направления и возможности формирования воспитательной и образовательной среды, но и способна осуществлять прогностическую функцию для общества. Внимание уделяется педагогическому мониторингу, который основывается и держится на беспристрастных фактах и учебно-аргументированных мыслях.

Ключевые слова: воспитание и обучение, педагогические прогнозы, работа воспитателя и учителя, воспитательная и образовательная среда.

Педагогика как наука не только исследует различные направления и возможности формирования воспитательной и образовательной среды, но и осуществляет прогностическую функцию. Другими словами, педагогика способна совершать мониторинги в сфере образования, составлять план работы средних учебных заведений и иных учебно-общевоспитательных организаций в перспективе [2;3;4,5]. К примеру, в наше время вследствие педагогического мониторинга определено, что к окончанию данного тысячелетия и в начале предстоящего произойдет увеличение значимости роли педагогики в жизни людей, замечено, что «к педагогике как науке будут обращаться все эксперты, работающие в сфере общения с людьми, в особенности с детьми. Это, в первую очередь, сотрудники масс-медии (телевидения, кинематографа, радио, прессы). От успехов в области педагогики зависит, какими станут в дальнейшем воспитание и обучение [8]. От педагогики зависит также процветание общества в целом» [6]. Фантаст Иван Ефремов выразил своё мнение по данному поводу в книге «Час быка». Земляне оказываются на планете Янг. Повелитель задаёт вопрос: «Как могли на Земле люди создать общество гармонии, красоты, добра и любви?» Ему дали следующий ответ, согласно которому это стало возможно потому, что профессии учителя и врача были сделаны ведущими по отношению к другим» [1].

Увеличение значимости роли педагогики в жизни людей во многом увязывается, согласно мнению исследователей, с профессиональным развитием личности педагога. так, «профессиональное развитие личности педагога -процесс постепенного формирования комплекса профессионально значимых качеств, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности» 1]. Также отмечено, что «общие закономерности и тенденции профессионального развития педагогов находят свое отражение в исследования, в которых используется понятие профессионального становления и развития личности» [1]. Анализ работ, связанных с изучением проблемы развития и совершенствования профессиональных компетентностей позволил обобщить значимые свойства и качества такого понятия как профессиональная

компетентность. Темой профессионального совершенствования и самосовершенствования педагогических коллективов, а также специалистов педагогического направления в неразрывной взаимосвязи с окружающим миром и последовательного овладения педагогами и динамики и логики развития профессиональных компетенций, адекватных современному содержанию образования, посвящены труды Н.И. Лапина, В.В. Краевского, И.С. Кона, А.К. Марковой А.Е. Кондратенкова, Н.В. Кухарева, , В.А. Кольцовой, В.С. Магуна, М.С. Кагана, Д. Майерса, , Р.П. Мильруда С.Л. Володиной, Н.В. Кухарева, Л.Н. Лесохиной, Л.Х. Магамадовой, Е.И. Пассова, С.В. Васьковской, К.И. Саломатова. Исследователи уверены, что «успешная реализация поставленной в исследовании проблемы профессионального развития педагогов образовательных организаций, связанных с профессиональным развитием важных профессиональных компетентностей педагога, зависит от эффективности управленческой деятельности внутри образовательной организации» [6]. Несмотря на значительное количество разработанных программ, проблема управления профессиональным развитием педагогов остается недостаточно исследована в рамках реализации компетентностного подхода в образовании, предложено малое количество доведенных до практики методов работы, которые бы актуализировали профессиональное развитие педагога.

Доказано, что основные профессионально значимые качества и характеристики личности педагога «формируются, изменяются, преобразовываются, углубляются, ослабляются или вовсе сводятся на «нет», или усиливаются в ходе профессиональной социализации личности педагога. В этом процессе педагог участвует одновременно и как носитель и одновременно как проводник, усвоенных им профессионально значимых знаний, качеств, компетенций, как объект воздействия непосредственно на него социальных условий и субъект, активно преобразующий педагогическую деятельность и себя» [6]. Эти обратные воздействия профессиональных достижений на личность педагога выступают как дополнительные условия развития повышения уровня

профессионального развития. Необходимым условием профессионального развития педагога является профессиональное самообразование педагога -опосредованное практикой расширение полученных ранее знаний и компетенций, а также творческое освоение педагогом своей профессиональной роли с целью полноценного и адекватного исполнения данной роли [7]. Грамотно организованный педагогический мониторинг в полной мере может оценить уровень профессионального самообразования педагога.

В целом педагогический мониторинг основывается и держится на настоящих, беспристрастных фактах и учебно-аргументированных мыслях. Детей растит и воспитывает не только семья, детские сады, средние учебные заведения, а также телевидение, кинофильмы, театральные сцены, т.е. вся окружающая среда. В таком случае следует поразмыслить над вопросом, как можно повысить положительное воспитательное воздействие общества на детей и сократить негативное влияние.

Как принято говорить в науке, «следует педагогизировать все сферы деятельности людей, т.е. повысить значимость воздействия деятельности воспитателей, учителей и иных педагогических экспертов на средства массовой информации, на мнения родителей и инициаторов свободного времяпрепровождения детей и т.д. При этом данное воздействие необходимо реализовывать как в детском саду, в средних учебных заведениях, по месту жительства ребенка, так и делать данное воздействие составляющей правительственной политики в сфере воспитания и обучения нового поколения» [6]. По этой причине воспитатели и учителя должны быть наделены полномочиями применять свои профессиональные умения и навыки в работе с детьми, а также с другими участниками образовательного процесса.

Деятельность воспитателей и учителей непростая, поскольку в настоящее время не имеется надлежащей национальной стратегии по работе с детьми. Воспитательному коллективу в целом и воспитателю в частности очень сложно противодействовать потоку негативной информации, которая обрушивается на детей из средств массовой информации. Например, некачественные и

малобюджетные фильмы и телепрограммы, в которых присутствует грубая и даже нецензурная речь, состязания, которые никак не развивают умственные способности детей.

Безусловно, противодействовать данному потоку негативной информации воспитатель и учитель не в силах. Нужен контроль на уровне правительства над внутренней (духовной) продукцией, предназначенной детям. Необходимо иметь в виду тот факт, что при начальном развитии у детей еще не сформированы ценностные концепции, оценочная система своих и чужих действий, позволяющая выбирать и грамотно производить анализ всей информации, которая приобретается из различных источников.

И здесь вновь можно акцентировать внимание на важности работы воспитателя и учителя, на которых лежит большая ответственность за развитие ценностных ориентаций детей, начиная с дошкольного возраста. Воспитатели и учителя оказывают помощь родителям и всем людям, которые причастны к воспитательному процессу детей. Только эксперт-педагог способен серьезно, с позиций науки как педагогики, предоставить множество советов, сделать верные указания, провести консультации.

Множество людей придерживаются мнения, что в педагогические институты идет молодежь, намного слабее подготовленная тех сверстников, которые поступают в технические вузы. В настоящее время, многие не считают профессию учителя достаточно перспективной. Авторитет данной профессии не очень высок. Существуют определенные предпосылки поступления в педагогические ВУЗы, это: 1. аргументы, указывающие о реальной ориентированности профессии на работу с людьми (стремление учить и развивать детей); 2. преподавательская нацеленность на результат (понимание своих педагогических возможностей, реализация принципа значимости деятельности педагога); 3. аргументы, не включающие преподавательской направленности (заинтересованность к науке, стремление получить высшее образование, желание к материальной состоятельности).

Преобладание конъюнктурных побуждений приводит к тому, что приблизительно 40 % поступающих в педагогические институты, - это люди, которые не будут работать учителем. Данные результаты говорят о том, что стремление к преподавательской деятельности, к самореализации в профессии учителя для общества с точки зрения молодежи крайне низок. Специальность учителя в большей степени пользуется спросом, в основном, среди девушек.

Таким образом, подводя итоги рассуждениям, можно заключить, что что необходимо обозначить важность работы учителя. Невысокий социальный статус данной работы учителем происходит из следующих факторов: значительная часть времени учителя занята воспитательной и учебной деятельностью; у учителя мало свободного времени; невысокая заработная плата труда снижают общественный статус учителя. Однако увеличение общественной значимости работы педагога гарантировало бы поступление в педагогические вузы наиболее подготовленной доли абитуриентов, в результате чего стало бы возможным подбор в педагогические высшие учебные заведения поступающих согласно требованиям, которые предоставляют руководители высших учебных заведений в соответствии с будущей профессией учителя.

Список литературы:

1. Гасанова П.М. Роль учителя в современном обществе // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [электронный ресурс: https://scienceforum.ru/2015/article/2015013557] .

2. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Перечень основных инновационных форм взаимодействия участников педагогического процесса // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

3. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Формирование воспитательного пространства вуза средствами иностранного языка // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: мат-лы Нац. контент-

платформы (г. Мичуринск, 12 декабря 2019 г.) / под общ. ред. Г.В. Коротковой. - Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ, 2019. С. 10-12.

4. Гончарова Н.А. Роль дисциплин гуманитарного цикла в нравственном воспитании младших школьников // В сборнике: XIII Пасхальные чтения: материалы двенадцатой научно-методической конференции. М.: Московский педагогический государственный университет, Институт филологии и иностранных языков, 2015. С. 135-140.

5. Гончарова Н.А. Современные тенденции в подготовке магистра филологического образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 12. Ч. 2. С. 49-52.

6. Ильичева И.В. Особенности профессиональной деятельности учителя: учебно-методическое пособие. М.: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Гимназия № 1409», 2017. - 41 с.

7. Манаенкова М. П., Калякин Е.В. Психолого-педагогические основы профессионального становления педагога-психолога // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2021. Т. 20. № 1(47). С. 67-72. DOI 10.20310/1810-231X-2021 -20-1 (47)-67-72.

8. Манаенкова М. П., Бозоева Я.М. Семейное воспитание - основа формирования личности ребенка // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

UDC 378.4

TRENDS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT EDUCATION AND TRAINING SYSTEMS IN LINE WITH PEDAGOGICAL FORECASTS

Andrey N. Ezhov,

undergraduate student, michyatut554@gmail .com Alexey V. Vlasenko post-graduate student alexs68tmb@eandex.ru Natalia A. Goncharova, Doctor of Science, Professor, nata-alexa@mail .ru, Galina V. Kretinina, Ph.D., Associate Professor, nata-alexa@mail .ru, Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Russia

Annotation. The article outlines the role of pedagogy as a science. It is emphasized that pedagogy not only explores the directions and possibilities of the formation of an educational and educational environment, but is also able to carry out a predictive function for society. Attention is paid to pedagogical monitoring, which is based and maintained on impartial facts and educationally reasoned thoughts.

Keywords: education and training, pedagogical forecasts, the work of the educator and teacher, the educational and educational environment.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.