Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСАНТОВ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА / ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА / ЧУВСТВО ПАТРИОТИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василевский Алексей Александрович, Гончарова Наталья Александровна

В статье подчёркнута значимость выбора способов педагогического воздействия на курсантов для формирования патриотических качеств личности в зависимости от темперамента обучающихся и набора черт личности, определяемых как характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Василевский Алексей Александрович, Гончарова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF PATRIOTIC QUALITIES OF FUTURE SERVICEMEN

The article emphasizes the importance of choosing methods of pedagogical influence on cadets for the formation of patriotic personality traits, depending on the temperament of students and a set of personality traits defined as character.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

УДК 37.034

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Алексей Александрович Василевский

аспирант sudya_12@mail.ru Гончарова Наталья Александровна

доктор педагогических наук, профессор

nata-alexa@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье подчёркнута значимость выбора способов педагогического воздействия на курсантов для формирования патриотических качеств личности в зависимости от темперамента обучающихся и набора черт личности, определяемых как характер.

Ключевые слова: курсанты, психологические особенности курсантов, качества личности, тип темперамента, черты характера, чувство патриотизма.

Известно, что в современном, быстро развивающемся и изменяющемся мире особую важность приобретает наличие у граждан постоянных и неизменных нравственных ориентиров, и духовных ценностей [2,3,4]. Военно-политическое руководство страны неоднократно заявляло о важности формирования нравственности молодёжи, порой отдавая этому наиважнейшему качеству приоритет перед образованием. Так, в ходе выступления 21 июня 2017 года, Президент страны В. В. Путин отметил, что в настоящее время считает нравственность важнее образования и профессиональных навыков. Ранее Президент России провёл встречу с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам патриотического воспитания, на которой высказал следующее: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее» [1].

Мы полагаем, что особое значение процесс формирования патриотических качеств имеет для военнослужащих, т.е. для той категории граждан, чья деятельность непосредственно связана с защитой интересов страны, её обороной и безопасностью. Воспитание чувства патриотизма у курсантов - будущих офицеров, - на которых государство, в свою очередь, в дальнейшем возлагает обязанность по обучению и воспитанию будущего подчиненного личного состава, будет связано с психологическими особенностями курсантов: личностными, возрастными и особенностями, вытекающими из статуса курсанта как военнослужащего [5,6]. Рассмотрим каждую из приведённых психологических особенностей подробнее/

Так, под личностными психологическими особенностями в научной литературе понимаются внутренние и глубинные особенности людей,

делающие каждого из нас индивидуальным, отличным от остальных представителей нашего вида. К подобным особенностям относят все то, что является постоянным, глубинным, стабильным и оказывает влияние на остальные свойства человеческой личности, а именно: темперамент, мотивы поведения, психологический характер, способности, стремления, личностную идентичность [7]. Попутно заметим, что существуют четыре общепринятых вида темперамента, которые были впервые описаны Гиппократом: сангвиник, меланхолик, флегматик, холерик. Далее считаем необходимым охарактеризовать каждый из видов темперамента применительно к курсанту -будущему военнослужащему

Для курсанта-сангвиника характерна подвижность, активность, быстрая реакция на изменяющуюся обстановку, лёгкое усвоение учебного материала, способность заниматься несколькими делами одновременно. Отрицательными качествами курсанта-сангвиника являются отсутствие усидчивости, длительной концентрации внимания, способности доводить начатое до логического завершения.

Курсант-меланхолик - легкоранимый тип темперамента. Курсанту-меланхолику свойственно глубоко переживать и обдумывать эмоции и мысли, легко поддаваться на воспитательные воздействия, чутко сопереживать чужой беде, приходить на помощь своим товарищам. Курсантов, обладающих подобным типом темперамента, не рекомендуется привлекать для деятельности, требующей долгой и высокой активности и быстрой реакции на обстановку.

Курсанту-флегматику свойственна фундаментальность и монотонность в выполнении действий, всесторонняя оценка обстановки, взвешенность при принятии решений, усидчивость, высокая работоспособность, уравновешенность. Курсант-флегматик имеет высокую устойчивость в стрессовых ситуациях. Отрицательной стороной характера курсанта-сангвиника будет безразличие к делам коллектива, неспособность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Курсант-холерик порывист, решителен. Курсант-холерик быстро, но порой поверхностно оценивает факты, легко заражает своей активностью других, склонен к лидерству в коллективе. Холерики не копят негатив, а часто выплёскивают негативные эмоции на других. Курсанты-холерики быстро успокаиваются, легко находят порой нестандартное решение встающим перед ними задачам. Курсант с подобным типом темперамента часто имеет проблемы в коллективе, связанные со взаимоотношениями с остальными его членами. Курсант-холерик вспыльчив, прямолинеен, нетерпелив, склонен к грубости.

Оценка курсанта с точки зрения его темперамента имеет большое значение для педагога. Выбирая педагогическое воздействие для формирования патриотических качеств курсанта и оценивая результат этого воздействия, преподавателю необходимо учитывать, с каким типом темперамента курсанта он имеет дело.

Под влиянием окружающего мира и воспитания личность приобретает черты, определяющие отношение к миру, обществу, делу, которым она занимается, и к самому себе. Совокупность черт, характеризующих личность, называется характером. Из специальных источников следует, что характер представляет систему относительно устойчивых психических черт, качеств личности, психический склад. Характер определяет линию поведения человека и выражается в отношении к окружающему миру, к деятельности, к другим людям, к самому себе [9]. Характер характеризуется такими качествами, как моральная воспитанность, полнота, цельность, определённость, сила, уравновешенность. Исследователи полагают, что моральная воспитанность является наиболее ценным качеством личности и характеризует отношения с членами общества, понимаемые как полнота личности, цельность личности, определённость личности, сила личности и уравновешенность личности.

Так, полнота личности показывает, насколько разносторонне развита личность, насколько разнообразны интересы и потребности личности. Цельность личности характеризуется отсутствием противоречий, однородностью убеждений. Определённость личности психология трактует как

стремление к конкретике, отсутствие инвариативности в поведении и убеждениях. Сила личности трактуется как способность личности достигать поставленных целей, бороться с трудностями, решать возникшие задачи. Уравновешенность личности - это гармония активности и сдержанности. Исходя из всесторонней оценки личности, можно предположить, что черты характера личности обучающегося будут оказывать влияние на процесс формирования чувства патриотизма курсанта. В свою очередь процесс воспитания курсанта-патриота должен способствовать полноценному становлению личности, развитию её наиболее ценных качеств [8].

Таким образом, реализация на практике установок военно-политического руководства страны по воспитанию граждан-патриотов будет зависеть от наличия или сформированности тех или иных качеств личности, связанных с типом темперамента курсанта или с набором черт его характера.

Список литературы:

1. Выступление Президента РФ на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. http://kremlin.ru/events/president/transcripts/commLnity_meetings/16470

2. Гончарова Н. А. Истоки формирования концепта «патриотизм» в сознании подрастающего поколения // Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Краснодарский край, с. Сукко; Всероссийский детский центр "Смена", 16-18 апреля 2019 г.). Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. 260 с. С. 101-106

3. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Перечень основных инновационных форм взаимодействия участников педагогического процесса // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

4. Гончарова Н.А. Роль дисциплин гуманитарного цикла в нравственном воспитании младших школьников // В сборнике: XIII Пасхальные чтения: материалы двенадцатой научно-методической конференции. М.:

Московский педагогический государственный университет, Институт филологии и иностранных языков, 2015. С. 135-140.

5. Гусева М. Н. Интерактивные методы формирования имиджа будущего государственного служащего в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 38. С. 40-49.

6. Гусева М. Н., Синепупова О.С. Имидж государственного служащего как фактор социально-экономического развития территории М. Н. Гусева, О. С. Синепупова // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2015. № 4. С. 26-30.

7. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 512 с

8. Сидорова И.В., Виданова Н.В. Духовно-нравственное воспитание обучающихся в процессе изучения событий великой отечественной войны с использованием краеведческого материала // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 97.

9. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. 480 с.

UDC 37.034

PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF PATRIOTIC QUALITIES OF FUTURE

SERVICEMEN

Alexey A. Vasilevsky

postgraduate student sudya_12@mail.ru Natalia A. Goncharova

Doctor of Science, Professor nata-alexa@mail .ru

Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article emphasizes the importance of choosing methods of pedagogical influence on cadets for the formation of patriotic personality traits, depending on the temperament of students and a set of personality traits defined as character.

Keywords: cadets, psychological characteristics of cadets, personality qualities, type of temperament, character traits, sense of patriotism.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.