Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЗНАЧИМОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЗНАЧИМОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТСКАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Наталья Александровна, Кретинина Галина Вячеславовна, Мелехова Наталия Владимировна

В настоящей статье эстетическое воспитание младших школьников рассматривается как значимое направление деятельности общеобразовательной школы. Авторами утверждается, что в современной науке существуют различные определения понятия эстетическое воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Наталья Александровна, Кретинина Галина Вячеславовна, Мелехова Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION AS A SIGNIFICANT AREA OF ACTIVITY OF A SECONDARY SCHOOL

In this article, the aesthetic education of younger schoolchildren is considered as a significant area of activity of a comprehensive school. The authors claim that in modern science there are different definitions of the concept of aesthetic education.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЗНАЧИМОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 37.013

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЗНАЧИМОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Наталья Александровна Гончарова

доктор педагогических наук, профессор

nata-alexa@mail. т Галина Вячеславовна Кретинина кандидат педагогических наук, доцент

nata-alexa@mail. т Наталия Владимировна Мелехова кандидат педагогических наук, доцент

nata-alexa@mail. т Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В настоящей статье эстетическое воспитание младших школьников рассматривается как значимое направление деятельности общеобразовательной школы. Авторами утверждается, что в современной науке существуют различные определения понятия эстетическое воспитание.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, младший школьный возраст, детская познавательная активность, эстетическое отношение к окружающему миру.

Известно, что младший школьный возраст является наиболее благодатным периодом роста детской познавательной активности. Так, в научно-педагогической литературе младший школьный возраст назван сенситивным периодом активизации познавательной деятельности в исследовании природных процессов и явлений.

Детям свойственна эмоциональная окрашенность воображения, восприятия, умственной деятельности. Данная особенность логики познавательного развития младшего школьника, отмечаемая в работах В.М. Бронникова, В.Ф. Базарного, Б.И. Додонова, В.В. Зеньковского, О.В. Набока, Е.Н. Ращикулиной, выделена как субъективная эмоционально-чувственная сторона процесса познания, которая, по словам В.В. Зеньковского, «придает глубокий и творческий смысл умственной деятельности» [6, с. 56-97].

Формирование эстетического отношения к природе - необходимое условие эстетического воспитания младших школьников, так как подразумевает выработку способности к восприятию гармонии природы, красоты природных явлений, живой и неживой природы. Развитие эстетического восприятия природы младшими школьниками предполагает эмоциональное отношение к окружающим природным явлениям, к объектам живой и неживой природы.

Формирование личности - очень многогранный и целостный процесс, важным элементом которого является эстетическое воспитание [3; 4; 8; 9]. Являясь важным элементом целостной образовательной системы, эстетическое воспитание может проявлять свою эффективность только в динамичной, целенаправленной взаимосвязи с другими элементами, формирующими образовательное пространство образовательного учреждения. Так, доказано, что достижение личностных результатов процесса эстетического воспитания обеспечивается за счет совокупности всех учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана, вариативной части основной образовательной программы в урочной и внеурочной деятельности.

В современной науке существуют различные определения понятия эстетическое воспитание. Некоторые исследователи определяют данное понятие как процесс, направленный на формирование у школьников эстетического отношения к окружающему миру [2; 5]. Эстетическое воспитание школьников в процессе обучения должно быть направлено на формирование эстетической культуры, как элемента целостного воспитательного процесса [1; 7].-При формировании эстетической культуры основной акцент должен быть направлен на развитие индивидуальных способностей каждой личности к творчеству, к проявлению эстетических чувств в процессе учебной деятельности и повседневной жизни.

Исследователями также определены условия эстетического воспитания младших школьников, к которым отнесены: деятельностный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в процессе развития эстетического восприятия природы и взаимодействия с ней, готовность педагогов начальной школы к организации эстетического воспитания природой детей младшего школьного возраста с привлечением родителей к совместному эколого-эстетическому творчеству.

На основе анализа процессов воспитания эстетической культуры, прослеживаемых в работах О.А. Бычихиной, А.К. Дремова, Н.И. Киященко, Г.С. Лабковской, Д.Б. Лихачева, и др., можно проследить ступени формирования эстетического сознания младших школьников как взаимосвязанных процессов эмпатии (эмоционально-чувственный опыт) -познания (приращение эстетических знаний) - эмоционально - оценочного суждения (эстетическая оценка и эстетическое суждение) — формирования эстетики взаимодействия с окружающим миром (деятельностный компонент). Как следует из представленной последовательности формирования эстетического сознания младших школьников, первым этапом (ступенью) освоения ребенком окружающего мира выступает его эмоционально-чувственный опыт, в основе которого лежат процессы восприятия, что и

определяет особенность эстетического восприятия окружающего мира детьми младшего школьного возраста.

Несмотря на интерес психологов и педагогов к проблеме эстетической культуры личности, в современной науке существуют разнообразные подходы к характеристике данного понятия. Некоторые ученые утверждают, что эстетическая культура личности тесно связана с эстетической культурой социума, в котором живет человек [10; 11]. Несмотря на общность мнений авторов о социальной природе эстетической культуры личности, трактовка самого понятия «эстетическая культура» изобилует разнообразием, что вносит элемент проблематичности в процесс формирования эстетической культуры школьников в процессе обучения. Так, некоторые авторы определяют эстетическую культуру как меру освоения личностью эстетических ценностей. Авторы подчеркивают, что человек может не только освоить эти ценности, но и по мере своих возможностей способен участвовать в их создании [12; 13]. Очевидно, что степень сформированности личностной эстетической культуры полностью зависит от качеств личности, позволяющих эффективно участвовать человеку в эстетическом познании и творчестве.

Основной целью образования обучающихся в общеобразовательной школе является обучение, развитие и воспитание Исходя из того, что воспитание - процесс сложный и многогранный, воздействие на личность школьника в процессе образования должно осуществляться постоянно, целенаправленно и затрагивать все направления формирования позитивных качеств личности—Эстетическое воспитание школьников является одним из основных направлений деятельности образовательного учреждения. Основной целью образования на современном этапе является обучение и воспитание личности школьника, определяющие ее всестороннее развитие. Попутно заметим, что всестороннее развитие школьника невозможно без изменений существующих подходов к образовательному процессу. Основной акцент при введении инновационных технологий в систему школьного образования направлен на организацию субъектно-субъектного взаимодействия всех

участников образовательного процесса, позволяющего раскрыть личностный потенциал каждого обучающегося, позволяющего определить индивидуальные психолого-педагогические подходы к формированию всесторонне развитой созидающей личности.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт. 2009. С. 72.

2. Гетманова А.Д. Логика: учебник / А.Д. Гетманова. М.: КНОРУС, 2016. С. 8.

3. Гончарова Н.А. Межкультурная коммуникация и обучение английскому дискурсу // Высшее образование в России. М. 2007. № 8. С. 135137.

4. Гончарова Н.А., Швецова В.М. Языковая личность в аспекте диалога культур: проблема восприятия языкового знака // Экология языка и речи. Материалы IX Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения заслуженного работника высшей школы РФ, доктора филологических наук, профессора Нины Георгиевны Блохиной. Тамбов, 2021. С. 34-37.

5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение. 2010. 223 с.9 с.

6. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга. 1996. 346 с

7. Кочеткова А.А., Левшина Н.И. К проблеме развития познавательно -исследовательской деятельности дошкольников // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-3. С. 397-399

8. Кретинина Г.В. Методика обучения студентов филологических факультетов иноязычной спонтанной речи (английский язык как дополнительная специальность): автореф. дисс. канд. пед. наук. Тамбов. 2002. 20 с.

9. Мухортова Я.А., Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Участие в диалоге культур как фактор сформированности социокультурной компетенции обучающихся // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 190.

10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. 3-е изд. / Р.С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000. Кн. 2. 608 с.

11. Савина Е.А. Внеурочная познавательная деятельность как фактор развития воспитательной системы образовательного учреждения: Дис. канд. пед. наук. Ярославль. 2016. с. 43.

12. Смолонский С.И. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. Том 20. С. 117-119.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Минобразования и науки РФ. М.: Просвещение. 2011. 33 с. (Стандарты второго поколения).

UDC 37.013

AESTHETIC EDUCATION AS A SIGNIFICANT AREA OF ACTIVITY OF A SECONDARY

SCHOOL

Natalia A. Goncharova

Doctor of Science, Professor nata-alexa@mail .ru Galina V. Kretinina Ph.D., Associate Professor nata-alexa@mail .ru Natalya V. Melekhova Ph.D., Associate Professor

nata-alexa@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. In this article, the aesthetic education of younger schoolchildren is considered as a significant area of activity of a comprehensive school. The authors claim that in modern science there are different definitions of the concept of aesthetic education.

Keywords: aesthetic education, primary school age, children's cognitive activity, aesthetic attitude to the surrounding world.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10. 2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.