Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Наталья Александровна, Кретинина Галина Вячеславовна

В статье рассмотрены основные вопросы, связанные с эстетическим воспитанием младших школьников в рамках образовательного пространства начальной школы. Эколого-эстетическое воспитание младших школьников рассматривается как часть общего образовательного процесса. В статье обозначены основные принципы и условия реализации эстетического воспитания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Наталья Александровна, Кретинина Галина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PRINCIPLES AND CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article deals with the main issues related to the aesthetic education of younger schoolchildren within the educational space of primary school. Ecological and aesthetic education of younger schoolchildren is considered as part of the general educational process. The article outlines the basic principles and conditions for the implementation of aesthetic education of younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.013

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Наталья Александровна Гончарова

доктор педагогических наук, профессор

nata-alexa@mail. т Галина Вячеславовна Кретинина

кандидат педагогических наук, доцент

nata-alexa@mail. т Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия.

Аннотация. В статье рассмотрены основные вопросы, связанные с эстетическим воспитанием младших школьников в рамках образовательного пространства начальной школы. Эколого-эстетическое воспитание младших школьников рассматривается как часть общего образовательного процесса. В статье обозначены основные принципы и условия реализации эстетического воспитания младших школьников.

Ключевые слова: принципы эстетического воспитания, эколого-эстетическое воспитание, экологическая культура, психолого-педагогические условия эстетического воспитания младших школьников, эстетическое воспитания.

Проблема взаимосвязи человека с природой с точки зрения эстетических аспектов наиболее полно рассматривается в теории и практике экологической эстетики, где отражаются социально-эстетические аспекты взаимодействия человека и природы. Экологическая эстетика оказывает большое влияние на эстетическое воспитание младших школьников, и, по сути, в экологической эстетике сформулирована приоритетная задача эстетического воспитания природой младших школьников - задача воспитания экологической культуры в свете решения трех подзадач:

- формирование экологических знаний,

- развитие положительных эмоций и чувств обучающихся по отношению к природе,

- создание устойчивой мотивации к деятельности по сохранению природы.

Эколого-эстетические проблемы исследуются в ряде работ. Так, в работах

М.Д. Таборидзе внимание ученого обращено «на проблемы формирования гуманного отношения к природе» и на «на соблюдении гармонии природы и социальных потребностей человека» [9, с. 46] В работах И.Т. Суравегиной, В.Н. Шацкой природоохранная деятельность в процессе изучения младшими школьниками природы выступает «как главный мотив взаимодействия с ней на правах бережного отношения и приумножения ее красот» [8, с. 86]. Е.А.Савина исследует «экологически грамотные поведенческие модели младших школьников» [7, с. 14].

На основании анализа проведенных педагогических исследований [2,3,4,5,6], а также исследований проблемы эколого-эстетического воспитания можно сделать вывод о том, что эколого-эстетическое воспитание младших школьников «как часть общего образовательного процесса эстетического воспитания» [8, с. 94-110] направлено на развитие:

- познавательного интереса к окружающему миру природы,

- умения видеть и ценить красоту природы,

- навыков грамотного поведения в природе и формирование мотивации к гармоничному преобразованию окружающего мира.

Важной составляющей эстетического воспитания являются принципы, «определяющие общее направление и основные требования к содержанию и организации процесса эколого-эстетического воспитания» [1, с.47], а именно: «научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности, «позитивного центризма» (отбора знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста), непрерывности и преемственности педагогического процесса дошкольного образования и начальной школы, дифференцированного подхода к каждому ребенку при максимальном учете психологических особенностей, возможностей и интересов, рационального сочетания разных видов деятельности, развивающего характера обучения, основанного на активных формах и методах обучения» [7,8,9].

Принципы эстетического воспитания соответствуют общим принципам воспитания, среди которых принципы гуманистической направленности, природосообразности, культуросообразности. Особый акцент в трактовке принципов эстетического воспитания в педагогической литературе делается на сочетании принципов природосообразности, базирующихся на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов и культуросообразности, в основе которого лежит ценностное отношение к окружающему миру. Так, В.А. Сухомлинский писал: «Обучать нужно природосообразно и культуросообразно. Чем больше культуросообразное согласуется с природосообразным, тем благороднее, гармоничнее складывается жизнь» [9, с. 76]. Подобным образом великий педагог выделяет особое целевое предназначение миссии школы в эстетическом воспитании детей в гармонии с природой.

Создание системы эстетического воспитания возможно при соблюдении организационно-педагогических условий. Следуя определению организационно-педагогических условий, данному В.А. Беликовым, мы под данными условиями понимаем «совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного

педагогического процесса (мер воздействия), лежащих в основе управления функционированием и развитием» [1, с. 22]. В некоторых исследованиях выделяются следующие общие педагогические условия воспитания эстетической культуры детей младшего школьного возраста: деятельностный подход к организации образовательного процесса, направленного на эстетическое воспитание; межпредметные связи в вопросах эстетической тематики, отражающих формирование ценностных ориентиров эстетического характера, эмпатии, развитии способности к эстетическому восприятию природы и образного мышления; учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста; дифференцированный и индивидуальный подход в процессе воспитания эстетической культуры; профессиональная педагогическая грамотность учителя в вопросах формирования эстетически образованной личности, способной видеть, адекватно воспринимать и ценить прекрасное. При этом приоритетным педагогическим условием эстетического воспитания природой в психолого-педагогической литературе выступает деятельностный подход, согласно которому развитие эстетических способностей младших школьников является мотивационным стимулом их самостоятельной творческой деятельности.

Таким образом, в начальной школе процесс эстетического воспитания школьников осуществляется при соблюдении ряда принципов и психолого-педагогических условий, ориентированных на адекватное и целенаправленное формирование экологических знаний, способности адекватного восприятия, понимания и взаимодействия ребенка с красотой природы.

Список литературы:

1. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект : монография. М.: Владос, 2004. 357 с.

2. Гончарова Н.А. Логический подход к формированию филологической компетенции студентов магистратуры педагогических вузов (на

материале национальных вариантов английского языка): Дисс. ... докт. пед. наук / Н.А. Гончарова. - Ярославль, 2011. 489 с.

3. Гончарова Н.А., Швецова В.М. Языковая личность в аспекте диалога культур: проблема восприятия языкового знака // Экология языка и речи. Материалы IX Международной научной конференции. Тамбов, 2021. С. 34-37.

4. Кретинина Г.В. Методика обучения студентов филологических факультетов иноязычной спонтанной речи (английский язык как дополнительная специальность): автореф. дисс. к. пед. н. / Г.В. Кретинина. -Тамбов, 2002. 20 с.

5. Мишина Е.Н. Воспитательные возможности процесса обучения иностранному языку // Наука и Образование. 2020. Т. 3. №4. С. 353.

6. Мишина Е.Н. Развивающий потенциал дисциплины «Иностранный язык» в системе вузовского образования// Сб.: Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: материалы Национальной контент-платформы. Мичуринск, 2019. С. 30-33.

7. Савина Е. А. Внеурочная познавательная деятельность как фактор развития воспитательной системы образовательного учреждения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Ярославль, 2006. 21 с.

8. Суравегина И.Т. Экология и мир: Метод. пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. - М.: Новая шк., 1994. 125 с.

9. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. Кишинёв, 1979.

10. Эстетическое воспитание школьников: Вопр. теории и методики / М. Д. Таборидзе, Д. К. Бусурашвили, О. Г. Алавидзе и др.; Под ред. М. Д. Таборидзе. - М.: Педагогика, 1988. 101 с.

UDC 37.013

BASIC PRINCIPLES AND CONDITIONS FOR THE

IMPLEMENTATION OF AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER

SCHOOLCHILDREN

Natalia A. Goncharova

Doctor of Science, Professor nata-alexa@mail .ru Galina V. Kretinina

Ph.D., Associate Professor nata-alexa@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article deals with the main issues related to the aesthetic education of younger schoolchildren within the educational space of primary school. Ecological and aesthetic education of younger schoolchildren is considered as part of the general educational process. The article outlines the basic principles and conditions for the implementation of aesthetic education of younger schoolchildren.

Keywords: principles of aesthetic education, ecological and aesthetic education, ecological culture, psychological and pedagogical conditions of aesthetic education of younger schoolchildren, aesthetic education.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.