Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПРЕДМЕТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗНЫХ ИСКУССТВ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жук Александр Сергеевич, Безбородова Людмила Александровна

Статья посвящена анализу возможностей и особенностей интеграции предметов эстетического цикла в начальной школе. Рассматриваются задачи эстетического воспитания младших школьников, приведены примеры работы, основанной на принципах интеграции разных видов искусств и творчества. Актуальность исследования обусловлена высоким воспитательным потенциалом предметов эстетического цикла в начальной школе и недостаточным вниманием к этим предметам в учебных организациях. Авторами выделены три ведущие содержательные линии эстетического воспитания в начальной школе: развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусства; обогащение эмоционального мира младшего школьника; создание условий для творческого развития, а также определены основные принципы содружества или взаимодействия разных видов искусства - это сюжетно-тематическое родство произведений искусства и эмоциональнообразный принцип моделирования. В статье рассмотрены авторские определения понятий «межпредметная интеграция» и «эстетическое развитие», а также комплекс ведущих методов обучения, позволяющих осуществлять интеграцию предметов эстетического цикла в начальной школе: арт-технологии, творческие проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жук Александр Сергеевич, Безбородова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF THE AESTHETIC CYCLE SUBJECTS IN PRIMARY SCHOOL

The article analyzes the possibilities and features of integrating the aesthetic cycle subjects in primary school. The purposes of aesthetic education of primary schoolchildren are considered, examples of work based on the principles of integration of different types of arts and creativity are given. The relevance of the study arises from the high educational potential of the aesthetic cycle subjects in primary school and insufficient attention to these subjects in educational organizations. The authors have identified three leading content lines of aesthetic education in primary school: the development of an aesthetic attitude to the phenomena of the surrounding life and art; enrichment of the emotional world of a younger student; conditioning for creative development, the basic principles of association or interaction of different types of art are also defined - this is the narrative of works of art; the emotional-figurative principle of modeling. The article considers the authors’ definitions of the concepts of «interdisciplinary integration» and «aesthetic development», as well as a complex of leading teaching methods that allow the integration of the aesthetic cycle subjects in primary school: art technology, creative projects.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 372.87:373.3 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-205-212

ББК74.202.701

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

INTEGRATION OF THE AESTHETIC CYCLE SUBJECTS IN PRIMARY SCHOOL

Жук Александр Сергеевич

Педагог-психолог ГБОУ, школа № 1245, г. Москва; аспирант, Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected]

Zhuk Alexander S.

Teacher-psychologist, Moscow school № 1245; PhD postgraduate student at Moscow Pedagogical State University E-mail: [email protected]

Безбородова Людмила Александровна

Профессор кафедры теории и практики начального образования Института детства, Московский педагогический государственный университет, доктор педагогических наук E-mail: [email protected]

Bezborodova Lyudmila A.

Professor at the Department of Theory and Practice of Primary Education, the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена анализу возможностей и особенностей интеграции предметов эстетического цикла в начальной школе. Рассматриваются задачи эстетического воспитания младших школьников, приведены примеры работы, основанной на принципах интеграции разных видов искусств и творчества. Актуальность исследования обусловлена высоким воспитательным потенциалом предметов эстетического цикла в начальной школе и недостаточным вниманием к этим предметам в учебных организациях. Авторами выделены три ведущие содержательные линии

Abstract. The article analyzes the possibilities and features of integrating the aesthetic cycle subjects in primary school. The purposes of aesthetic education of primary schoolchildren are considered, examples of work based on the principles of integration of different types of arts and creativity are given. The relevance of the study arises from the high educational potential of the aesthetic cycle subjects in primary school and insufficient attention to these subjects in educational organizations. The authors have identified three leading

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Жук А. С., Безбородова Л. А., 2021

эстетического воспитания в начальной школе: развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусства; обогащение эмоционального мира младшего школьника; создание условий для творческого развития, а также определены основные принципы содружества или взаимодействия разных видов искусства - это сюжетно-тематическое родство произведений искусства и эмоционально-образный принцип моделирования. В статье рассмотрены авторские определения понятий «межпредметная интеграция» и «эстетическое развитие», а также комплекс ведущих методов обучения, позволяющих осуществлять интеграцию предметов эстетического цикла в начальной школе: арт-технологии, творческие проекты.

content Lines of aesthetic education in primary school: the development of an aesthetic attitude to the phenomena of the surrounding Life and art; enrichment of the emotional world of a younger student; conditioning for creative development, the basic principles of association or interaction of different types of art are also defined - this is the narrative of works of art; the emotional-figurative principle of modeling. The article considers the authors' definitions of the concepts of «interdisciplinary integration» and «aesthetic development», as weLL as a complex of Leading teaching methods that aLLow the integration of the aesthetic cycLe subjects in primary schooL: art technoLogy, creative projects.

Ключевые слова: интеграция, предметы эстетического цикла, эстетическое воспитание, эстетическое развитие, взаимодействие разных искусств, младшие школьники.

Keywords: integration, aesthetic cycLe subjects, aesthetic education, aesthetic deveLopment, interaction of different arts, younger students.

Для цитирования: Жук А. С., Безбородова Л. А. Интеграция предметов эстетического цикла в начальной школе // Проблемы современного образования. 2021. № 4. С. 205-212. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-205-212.

Cite as: Zhuk A. S., Bezborodova L. A. Integration of the aesthetic cycle subjects in primary school. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 4, pp. 205-212. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-205-212.

Введение

В настоящее время предметы эстетического цикла в начальных классах преподаются отдельно друг от друга, без межпредметных связей, и это значительно затрудняет для ребенка установление взаимосвязей между ними для целостного эстетического освоения мира. Интеграция предметов эстетического цикла дает возможность более глубоко проникнуть в суть учебного предмета, рассмотреть его с разных сторон, дает ребенку понимание того, что все в этом мире взаимосвязано и наш мир прекрасен в своем многообразии и единстве.

Преобразования в современной России относятся к разным областям жизни общества. В огромной степени они коснулись и образования, которое наполнилось новыми смыслами, содержанием, идеями, связанными с необходимостью учета актуальных

условий и движущих сил становления личности. Образование стало отличаться большей вариативностью, что позволяет расширить возможности для компетентного выбора личностью собственного жизненного пути. Особое внимание уделяется фактору воспитания и развития учащихся.

В отечественной науке проблемы преподавания предметов эстетического цикла рассматриваются с давних времен. Область эстетического воспитания учащихся - это одно из эффективных средств для самореализации личности и ее адаптации в социуме. Предметы эстетического цикла позволяют развивать у детей способности, которые являются важными как для художественного, так и научного познания. Однако на настоящий момент открытыми остаются вопросы, касающиеся возможностей и особенностей интеграции предметов эстетического цикла в процессе обучения младших школьников.

Предметы эстетического цикла отличаются от прочих предметов начальной школы тем, что все они объединены своей принадлежностью к разным видам искусства. В данном случае предмет обучения - не непосредственные знания (математические, языковые), а объекты искусства и способы творческой, художественной, музыкальной деятельности (восприятие произведений живописи, музыки, слушание музыки, рисование, пение). Между тем знания природы искусства, эстетические понятия и закономерности здесь также важны, поскольку они позволяют глубже понять и прочувствовать непосредственно разные виды искусств. В связи с этим периодически у педагогов, методистов, теоретиков образования и воспитания возникают вопросы, касающихся преподавания предметов эстетического цикла, создания и корректировки образовательных программ.

Эстетическое воспитание в начальной школе направлено по своей сути на обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта обучающихся. Оно способствует развитию у детей художественно-образного мышления, формированию способностей к художественному творчеству. На основании этого можно выделить три ведущие содержательные линии эстетического воспитания в начальной школе, которые также в образовании должны воплощаться на основах интеграции: развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусства; обогащение эмоционального мира младшего школьника; создание условий для творческого развития. Предметы эстетического цикла дают возможность вместе с детьми проникнуть глубоко в суть вещей и человеческих переживаний, они обучают школьников размышлять и анализировать, воздействуют на их нравственную, духовную сферу, формируют эмпатию и эмоциональный интеллект.

Эстетическое развитие выступает как динамический процесс, на основе которого актуализируются важнейшие личностные и интеллектуальные подструктуры. Младший школьный возраст наиболее важен для эстетического развития, поскольку на этом этапе закладываются фундаментальные основы развивающейся личности, появляются аргументированные суждения, активно формируются ценности, интересы. Эстетическое развитие ребенка как важнейшее направление образовательной деятельности подчеркивали еще такие ученые, как Н. И. Киященко, М. Д. Таборидзе, В. Н. Шацкая, И. Ф. Смольянинов, О. П. Котикова.

Младшие школьники изучают не ряд явлений в рамках одного предмета, а одно явление с помощью нескольких предметов (музыка, изобразительное искусство, технология и литературное чтение). Ведущим методом обучения в таких условиях может стать творческий проект, над которым коллективно работает команда школьников. При этом они могут разделить обязанности - кто-то хорошо может провести исследовательскую работу, кто-то оформить итоговые результаты, это надо развивать и дальше [1, с. 83-88].

Для решения этой задачи подходят арт-технологии [2, с. 52-57], основными отличительными чертами которых являются персонализация, творческий характер деятельности и стремление постичь природу эмоциональной выразительности личности. Для большинства детей это может стать способом познания мира, которое будет проходить через разные предметы. Эти технологии формируют мотивационное и ценностное отношение учителей и учащихся к содержанию образовательного процесса. Эмоциональное восприятие материала способствует фиксации внимания и поддержанию интереса. Этот подход наиболее жизненный.

Интеграция предметов эстетического цикла в большинстве источников понимается как синтез разных видов искусств. Т. И. Хресина, например, акцентирует внимание на сочетании преподавания изобразительного искусства и музыки, иногда с привлечением литературы (чаще поэзии) [3], а также обращает внимание при рассмотрении этого понятия на синтез разных видов искусств и психологии творческого процесса, сочетание творческой деятельности и нравственно-эстетического воспитания. В любом случае целью преподавания предметов эстетического цикла и их интеграции выступает формирование цельной личности.

Анализ нормативно-правовой документации по образованию [4] и методической литературы [5-7] позволяет выделить следующие основные задачи, связанные с преподаванием предметов эстетического цикла в начальной школе и эстетическим воспитанием младших школьников:

• создание условий для усвоения, пополнения и обобщения эстетических знаний и впечатлений младших школьников, создание целостной картины мира, в том числе на понимании эстетических категорий;

• развитие у детей на основе материала предметов эстетического цикла эмоциональной сферы, нравственных качеств, творческих способностей, то есть целостное формирование гармоничной личности, которые являются условиями возникновения эмоциональных чувств и оценок объектов и явлений, появления удовольствия от них;

• создание условий для формирования потребностей в преобразовании мира по законам красоты и гармонии, в созидании и творчестве, в реализации красоты через искусство и другую деятельность и взаимодействии с окружающими.

С точки зрения А. А. Мелик-Пашаева, эстетическое развитие всегда связано с чувственным восприятием. Поэтому процесс преподавания предметов эстетического цикла опирается на такое содержание, которое может быть непосредственно воспринято чувствами. На этой основе учащиеся смогут позднее не только увидеть или услышать

внешнюю оболочку объекта или явления, но и осмыслить, прочувствовать внутреннее состояние, эмоции, характер и судьбу [8].

На эстетическое развитие ребенка огромное влияние оказывает деятельность, ко -торая организуется с ними в процессе обучения в начальной школе. Об интеграции разных видов искусств, которая обусловлена их родственной природой, синкретич-ностью, размышляли еще П. А. Флоренский, В. В. Кандинский, Б. Т. Лихачев, Б. М. Не-менский.

Г. Н. Дубогрызова полагает, что интеграция музыки, изобразительного творчества и литературного материала позволяет осуществлять одновременное воздействие на мысли, чувства и представления ребенка, обогатить разные стороны жизни учащегося. Уроки, построенные на основе интеграции, всегда отличаются информационной насыщенностью, они интересны детям, поскольку позволяют органично сочетать разные виды деятельности. При этом важно, чтобы и педагог умел творчески мыслить, быть хорошо образованным и разбираться в разных видах искусства, литературы [9].

Как правило, интеграция предметов эстетического цикла на уроках осуществляется на трех уровнях: межпредметные связи; взаимодействие разных искусств на основе интеграции (взаимное дополнение); взаимодействие искусств на основе синтеза (синкретизм, одновременное взаимодействие органов чувств на основе системы знаков и символов - более соотносится с преподаванием в старшей школе) [9].

Интеграция предметов эстетического цикла на уроках в начальной школе может быть осуществлена следующим образом: когда в учебном процессе используется принцип объединения разных предметов единой темой; когда в пространстве определенного урока могут сочетаться разные виды искусства.

Полагаем также возможным на уроках в начальной школе сочетать, например, изобразительную деятельность с другими видами деятельности: драматизацией, придумыванием сказок, веселых или грустных историй, сочинением или чтением стихов, а также использовать органичное использование музыки для понимания характера образа и способов его выражения, для внутреннего проживания образа. Можно также предложить школьникам воплотить свои переживания от музыки в виде рисунка или графических линий, контуров, пятен (иметь на уроках музыки альбом для рисования в целом полагаем необходимым).

Эстетическая деятельность включает также общение с произведениями искусства. Не ознакомление, а именно общение, в котором ребенку предоставляется возможность не только получать элементарные знания, но и познавать самого себя и окружающий мир через произведение художника, композитора, режиссера.

В качестве примеров методов работы, основанной на интеграции предметов эстетического цикла, можно привести беседы с обучающимися о живописи и музыке; проблемные вопросы, предваряющие ознакомление с произведением искусства; метод сравнения произведений искусства; метод словесного рисования, метод создания проблемно-поисковых ситуаций в распознавании музыкального или художественного образа; разнообразные драматизации, игры, а также творческие, исследовательские задания и проекты.

Основой технологии реализации художественной интеграции может стать выбор заданий, который обуславливается тематикой, жизненным опытом детей, их возрастными особенностями, тем, что средства выразительности у разных видов искусств похожи. Например, ритмическая и пластическая выразительность одинаково встречаются в поэзии, в музыке и в изобразительном искусстве. Ритм есть в мелодии, в линиях рисунка и в строках стихотворения. Свойства музыки перекликаются со свойствами живописи. Музыкальный тембр легко сравнить с оттенками цветов в живописи, а смена лада в музыкальной композиции похожа на светотень в живописи.

Что можно сказать о динамике, свойственной искусству в целом? Она выражена и в музыке, и в танце, и в живописи, и в литературе, и в драматическом искусстве. Еще одной общей чертой можно считать принципы создания композиции произведений искусства. Для примера рассмотрим правила построения картины. В классической живописи такой процесс предполагает следующую последовательность создания образа: на переднем плане изображают главный объект картины; второстепенные объекты, на которые важно обратить внимание, располагают на заднем плане; после художник прорисовывает фон, за счет которого образ предстает завершенным и целостным.

Это же характерно и для музыки - главные ноты и определенный такт являются началом мелодии, в любом произведении есть главная тема, мелодия. А далее звуки оркестра дополняют основную мелодию и делают ее неповторимой. Этот же принцип лежит в основе любого литературного произведения - есть главные персонажи, есть второстепенные, и есть мир, в котором они существуют.

Заключение

Мы полагаем важным рассматривать интеграцию как особенный психологический механизм «перетекания» одного эстетического компонента в другой: от переживания (эмоции) - к пониманию (представлению, знанию) - к приятию (отношению) - и к сотворчеству (в данном отношении важно предварительное установление художественных образов, которые выступают значимыми для младших школьников). Эффективна также на уроках интеграция образной, интонационной и смысловой сфер - это позволяет осуществить более глубокое проникновение в сущность искусства, познать и осмыслить его законы и ценности.

Принципами содружества или взаимодействия разных видов искусства являются:

• сюжетно-тематическое родство произведений искусства;

• эмоционально-образный принцип моделирования;

• стилевое единообразие произведений искусства.

Интеграция предметов эстетического цикла в начальной школе имеет важное значение в развитии личности ребенка, формировании личностных взглядов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением обучения и воспитания.

Список литературы

1. Безбородова Л. А., Земскова Л. В., Жук А. С. Жизнестойкость как ресурс педагогической работы учителя в процессе реализации инклюзивного образования // Наука и школа. 2020. № 4. С. 83-88.

2. Безбородова Л. А., Безбородова М. А. Эмоциональный интеллект как важный фактор коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов // Наука и школа. 2018. № 3. С. 52-57.

3. Хресина Т. И. Интеграция предметов эстетического цикла в педагогической практике // Вестн. Православного Свято-Тихоновского гуманитар. ун-та. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 2 (13). С. 79-87.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: https://fgos.ru/#5af1e98a1fa6443b6 (дата обращения: 21.02.2021).

5. Бесова М. А. Теория, методика, технология воспитания и обучения младших школьников. Минск: Жасскон, 2005. 140 с.

6. Давыдова С. Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: вопросы теории и практики. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. 305 с.

7. Павлова Н. А. Принципы организации художественно-эстетической деятельности учащихся // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 69. С. 451-459.

8. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству. М.: Изд-во Бином, 2012. 159 с.

9. Дубогрызова Г. Н. Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей: метод. разработки занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Армавир, 2002. 88 с.

10. Ревякин Д. В. К проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего возраста // Начальная школа. 2011. № 4. С. 93-96.

References

1. Bezborodova L. A., Zemskova L. V., Zhuk A. S. Zhiznestoykost kak resurs pedagogicheskoy raboty uchitelya v protsesse realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya. Nauka i shkola. 2020, No. 4, pp. 83-88.

2. Bezborodova L. A., Bezborodova M. A. Emotsionalnyy intellekt kak vazhnyy faktor kommunikativnogo vzaimodeystviya prepodavatelya i studentov. Nauka i shkola. 2018, No. 3, pp. 52-57.

3. Khresina T. I. Integratsiya predmetov esteticheskogo tsikla v pedagogicheskoy praktike. Vestn. Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogogumanitar. un-ta. Ser. 4:Pedagogika. Psikhologiya. 2009, Iss. 2 (13), pp. 79-87.

4. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart nachalnogo obshchego obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru/#5af1e98a1fa6443b6 (accessed: 21.02.2021).

5. Besova M. A. Teoriya, metodika, tekhnologiya vospitaniya i obucheniya mladshikh shkolnikov. Minsk: Zhasskon, 2005. 140 p.

6. Davydova S. D. Khudozhestvenno-esteticheskoe obrazovanie mladshikh shkolnikov: voprosy teorii i praktiki. Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 2003. 305 p.

7. Pavlova N. A. Printsipy organizatsii khudozhestvenno-esteticheskoy deyatelnosti uchashchikhsya. Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. 2008, No. 69, pp. 451-459.

8. Melik-Pashaev A. A. Stupenki k tvorchestvu. Moscow: Izd-vo Binom, 2012. 159 p.

9. Dubogryzova G. N. Sintez iskusstv v khudozhestvenno-esteticheskom razvitii detey: metod. razrabotki zanyatiy dlya detey doshkolnogo i mladshego shkolnogo vozrasta. Armavir, 2002. 88 p.

10. Revyakin D. V. K probleme formirovaniya khudozhestvenno-esteticheskogo vkusa u detey mladshego vozrasta. Nachalnaya shkola. 2011, No. 4, pp. 93-96.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 4

Статья поступила в редакцию 24.02.2021 The article was received on 24.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.