Научная статья на тему 'Формирование художественно-образного мышления младших школьников: опыт диагностического исследования'

Формирование художественно-образного мышления младших школьников: опыт диагностического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1036
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ИСКУССТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лупандина Елена Александровна, Мантя Кристина Александровна, Коробейников Александр Владимирович, Пешкова Ольга Владимировна

Представлен опыт формирования художественно-образного мышления младших школьников как процесс создания художественных образов средствами интеграции предметов эстетического цикла. В качестве диагностического инструментария предлагается модифицированная диагностика художественно-образного мышления, особенности которой заключаются в использовании доступных заданий, разработанных на основе интеграции музыки, изобразительного искусства и литературы. Результаты проводимого исследования свидетельствуют о возможности использования интеграции предметов эстетического цикла для развития художественно-образного мышления младших школьников в условиях образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лупандина Елена Александровна, Мантя Кристина Александровна, Коробейников Александр Владимирович, Пешкова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ARTISTIC AND CREATIVE THINKING OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN: AN EXPERIENCE OF THE DIAGNOSTIC STUDY

Presented to the readers experience of formation of artistic and creative thinking of younger students as a process of creating artistic images by means of integration of subjects of an aesthetic cycle. As a diagnostic mechanism proposed modied diagnostic of artistic creative thinking, characteristics of which consist in the use of available tasks based on the integration of music with visual arts and literature. The results of ongoing studies indicate the possibility of using integration of subjects of an aesthetic cycle for the development of artistic and creative thinking of younger schoolboys in conditions of educational institution

Текст научной работы на тему «Формирование художественно-образного мышления младших школьников: опыт диагностического исследования»

УДК 372.87 ББК 74.268.5

DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-3-103-110

Е.А. Лупандина, К.А. Мантя, А.В. Коробейников, О.В. Пешкова (Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОПЫТ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Представлен опыт формирования художественно-образного мышления младших школьников как процесс создания художественных образов средствами интеграции предметов эстетического цикла. В качестве диагностического инструментария предлагается модифицированная диагностика художественно-образного мышления, особенности которой заключаются в использовании доступных заданий, разработанных на основе интеграции музыки, изобразительного искусства и литературы. Результаты проводимого исследования свидетельствуют о возможности использования интеграции предметов эстетического цикла для развития художественно-образного мышления младших школьников в условиях образовательной организации.

Ключевые слова: образ, художественно-образное мышление, младший школьник, искусство, интеграция, развитие.

E.A. Lupandina, K.A. Manta, A.V. Korobeinikov, V.O. Peshkova (Orenburg state pedagogical University, Orenburg, Russia)

m

о

_o

о ^

Э

x s

3

4 ro c;

X

<u

FORMATION OF ARTISTIC AND CREATIVE THINKING I

OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN: AN EXPERIENCE OF THE DIAGNOSTIC STUDY

ro ^

? о

0 ч

1 <u

<u о

m о

I— ^ о <u

Presented to the readers experience offormation of artistic and creative thinking of younger students as a process of creating artistic images by means of integration ofsubjects ofan aesthetic cycle. As a diagnostic mechanism proposed modified diagnostic of artistic creative thinking, characteristics of which consist in the use of available tasks based on the integration of music ^ | with visual arts and literature. The results of ongoing studies indicate the possibility of using integration of subjects of an aesthetic cycle for the development of artistic and creative thinking o of younger schoolboys in conditions of educational institution.

Keywords: image, artistic creative thinking, Junior high school student, art, integration,

m о ср

development. £ §

го m

о ^

Э ф IZ

0Q

о

CÜ о

ф

ю о ü

о ^

0Q

ГС

< го"

I S

ч

I

го

с

<

В современном обществе востребованы люди творческих профессий, связанных с дизайном, архитектурой, изобразительным искусством. Такие специалисты обязательно должны обладать развитым художественно-образным мышлением, без которого невозможно создание будущего творческого продукта.

Художественно-образное мышление - индивидуальная форма отражения объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала [11].

Художественно-образное мышление - сложный психологический процесс познания, связанный с открытием нового субъективного знания и направлен на создание художественного образа как результата развития ребенка-реципиента и ребенка-творца, способного эмоционально реагировать на окружающий мир и выражать к нему субъективное отношение [1, с. 78-83].

Исследования ученых и педагогов В.В. Канащенковой, Н.А. Терещенко, Л.П. Галкиной, Н.А. Батюк, направленные на изучение содержания художественного произведения, сходятся в том, что художественно-образное мышление -это процесс создания новых образов и визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым [2; 6; 7; 10].

Л.С. Выготский отводит ведущее место воображению, указывая на то, воображение как комбинационно-ассоциативный процесс, образная память и интуиция являются связующим звеном от восприятия как функционирующего аналитического и эмоционального процесса к художественному мышлению как специфическому аналитико-синтетическо-му и обобщающему процессу создания художественного образа [5].

Художественно-образное мышление тесно связано с творческими способностями, с художественной наблюдательностью, с духовными качествами личности, интеллектуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Данный вид мышления позволяет более эффективно развивать внутреннюю культуру ребенка и его убеждения [7; 8; 10].

Формирование художественно-образного мышления детей в начальной школе может проходить на уроках художественно-эстетического цикла, так как данный процесс особо значим для формирования системы эстетических ценностей, взглядов, убеждений личности, развития творческих способностей детей.

Для исследования формирования художественно-образного образного мышления на основе диагностики «Определение уровня развития художественно-образного мышления учащихся детской художественной школы в изобразительной деятельности» (Д.А. Рудой), диагностики универсальных творческих способностей для детей (В. Синельников, В. Кудрявцев), «5 рисунков» (Н.А. Леп-ская), «Громкий - тихий» (Е. Торшилова, Т. Морозова) [9] нами была разработана модифицированная комплексная методика, позволяющая выявить уровень развития исследуемого типа мышления младших школьников путем интеграции учебных материалов по музыке, литературному чтению и изобразительному искусству в начальной школе.

Предлагаемая диагностическая методика апробировалась авторами и педагогами двух образовательных организаций (в количестве 8 человек): МОБУ Александровская ООШ Саракташского района Оренбургской области среди учащихся 4 класса начальной школы (в количестве 21 человека), МОУ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля № 57» г. Оренбурга среди учащихся 4 класса начальной школы (в количестве 25 учащихся).

Методика формирования художественно-образного образного мышления заключалась в следующем: после изучения музыкального произведения учащимся предлагалось придумать и нарисовать несколько рисунков (3-5) на отдельных листах бумаги одинакового

размера (1/2 альбомного листа). На обратной стороне по мере выполнения рисунков необходимо было указать номер рисунка, имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?». Ответ на вопрос рассматривается как сочинение-миниатюра в любом выбранном учащимися литературном жанре. Далее ребятам предлагалось сопроводить каждый рисунок музыкальным фрагментом: им предлагалось напеть мелодию из оперы либо придумать собственную (например, отстукивая ритм).

В соответствии с модифицированной диагностической методикой мы выделили такие показатели развития художественно-образного мышления младшего школьника в искусстве, как:

1) способность воплощать форму художественного образа в различных произведениях искусства;

2) способность воплощать содержание и замысел художественного образа в разных видах художественно-творческой деятельности и в создании своего конечного творческого продукта;

3) способность осуществлять техническое исполнение художественного образа в разных видах художественно-творческой деятельности и в создании своего конечного творческого продукта.

Взяв за основу качественные определения художественного образа по В.Ю. Борисову [4], мы разработали собственные критерии оценки, характеризующие уровень развития художественно-образного мышления младших школьников в трех основных видах искусства: изобразительном и музыкальном искусстве, литературном чтении.

Таблица 1. Критерии развития художественно-образного мышления младших школьников в изобразительном и музыкальном искусстве,

литературном чтении

Вид искусства Форма художественного образа Содержание и замысел художественного образа Техническое исполнение художественного образа

Изобрази- - Графическое - Тематическая Примитивный

тельное решение образа; композиция; уровень;

искусство - живописное - пейзаж; удовлетворитель-

решение образа; - портрет; ный уровень;

- композиционное - декоративная свободный

решение образа; композиция уровень;

- художественно- творческий

образное решение уровень

рисунка

Музыкальное искусство - Авторские образы; - традиционные образы; - фантастические образы; - импровизация - лирические - образы чувств, ощущений; - эпические - описание; - драматические -образы-конфликты, столкновения;

ш

о

_0

о ^

Э

X ^

3

4 го с;

I

ф ц

Э

о о

го ^

^ £ ° §

0

1

ч:

ф

ф 5

ш о

н ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о _

ф о

* о

о ^

Ч О ^ ф

X т

О I © §

Вид искусства Форма художественного образа Содержание и замысел художественного образа Техническое исполнение художественного образа

- сказочные образы -сказки, нереальные; - комические - смешные

Литературное чтение Традиционные образы; авторские образы; образы природы; конкретный герой Образы героев (образ-персонаж и образ-характер), образы (картины) природы, образы-вещи и образы-детали

го ш

о ^

Э

ф

С

□□

О

со о

ф

ю о

о <С

ГС

< го"

I I

го

с

<

ш

Первый блок критериев, оценивающий форму художественного образа в работах младших школьников, второй -блок критериев, оценивающий содержание художественного образа в работах младших школьников, третий - блок критериев, оценивающий техническое исполнение художественного образа в работах младших школьников [4]. При разработке критериев мы учитывали материалы, позволяющие рассматривать работы учащихся как результат обучения различным видам искусства, способствующим развитию художественно-образного мышления младших школьников [2; 3; 6].

Уровни отражают 4 основных показателя развития художественно-образного мышления у младшего школьника при создании произведения искусства:

Высокий уровень - ребенок имеет высокий уровень развития творческого воображения, осуществляет оригинальный подход к вопросу создания художественного образа, решает проблему без каких-либо усилий, проявляет полную самостоятельность при создании творческого продукта; у него хорошо развита способность наблюдения и эмоционального восприятия произведений искусства, всегда присутствует ярко выраженная эмпатия в интонации голоса при определении настроения произведения, он сво-

бодно и правильно осуществляет отбор художественных средств для создания художественного образа в произведении искусства; создаваемое произведение искусства имеет завершенный характер.

Уровень выше среднего - ребенок имеет достаточно высокий уровень развития творческого воображения, но осуществляет недостаточно оригинальный подход к вопросу создания художественного образа, прилагает усилия для решения проблемы, недостаточно проявляет самостоятельность при создании творческого продукта; у него достаточно хорошо развита способность наблюдения и эмоционального восприятия произведений искусства, не всегда присутствует ярко выраженная эмпатия в интонации голоса при определении настроения произведения, ребенок недостаточно свободно и правильно осуществляет отбор художественных средств для создания художественного образа; создаваемое произведение искусства имеет элементы завершенности.

Средний уровень - ребенок имеет невысокий уровень развития творческого воображения, испытывает затруднения при решении вопроса создания художественного образа, прилагает большие усилия для решения проблемы, испытывает затруднения при создании творческого продукта; у него недостаточно

хорошо развита способность наблюдения и эмоционального восприятия произведений искусства, не всегда присутствует ярко выраженная эмпатия в интонации голоса при определении настроения произведения, ребенок не в полной мере правильно осуществляет отбор художественных средств для создания художественного образа; создаваемое произведение искусства имеет элементы завершенности.

Низкий уровень - ребенок имеет низкий уровень развития творческого воображения, при решении вопроса создания художественного образа использует образцы, действует стандартно, прилагает большие усилия для решения проблемы, испытывает большие затруднения при создании творческого продукта, не готов осмыслить и преобразовать; у него слабо развита способность наблюдения и эмоционального восприятия произведений искусства, отсутствует каким-либо образом выраженная эмпатия в интонации голоса при определении настроения произведения, ребенок не способен осуществлять отбор художественных средств для создания художественного образа; не готов к созданию какого-либо произведения искусства.

Оценивание каждого уровня осуществлялось по следующей шкале: высокий уровень - 4 балла; уровень выше среднего - 3 балла; средний уровень -2 балла; низкий уровень - 1 балла.

Диагностика проводилась в 4 классе в начале года, после изучения лирико-эпической оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», и в конце года, после изучения лирико-драматической оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» на уроках музыки.

Авторами была проведена сравнительная диагностика на начало и конец учебного года. Согласно результатам диагностики в начале года были получены следующие количественные результаты:

1) в группе учащихся Александровской ООШ у 1 ребенка(4,8%) уро-

вень художественно-образного мышления выше среднего, у 10 (47,6%) - средний, у 10 (47,6%) -низкий уровень;

2) в группе учащихся СОШ №57 на начало года у 3 учащихся высокий уровень (12%), у 7 (28%) - уровень выше среднего, у 14 (56%) - средний, у 1 ребенка (4%) - низкий уровень.

В ходе научного исследования были выявлены следующие качественные изменения в группах учащихся: увеличился интерес младших школьников к процессу создания новых художественных образов, указывающий на повышение уровня эмоционально-ценностной сферы и получение детьми специальных художественно-творческих умений; повысилась способность наблюдения и эмоционального восприятия произведений искусства, дети стали более свободно и правильно осуществлять отбор художественных средств для создания художественного образа в произведении искусства.

Однако, результаты исследования в группе учащихся Александровской ООШ и в группе учащихся школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля г. Оренбурга имеют различия. Как видно из представленных данных, в школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля г.Оренбурга более высокие показатели количественных и качественных изменений среди учащихся с высоким уровнем художественно-образного мышления.

Первоначальные показатели предоставили широкий спектр для дальнейшей работы. С учащимися обеих групп в течение года проводилась дифференцированная работа по развитию художественно-образного мышления с учетом результатов проведенной диагностики. Результаты итоговой диагностики доказали эффективность проделанной работы.

По результатам диагностики в конце года в группе Александровской ООШ у 3 учащихся (14,3%) - высокий уровень раз-

ш

о

_0

о ^

Э

X ^

3

4 го с;

I

ф ц

Э

о о

го ^ ^ £ 0 Ш

0

1

ф

ф 5

ш о

н ^

о _

Ф °

* о

о ^

Ч О

^ ф

X т

<» Е

О I

© о

го m

о ^

Э ф IZ

0Q

О

со о

ф

ю о ср о

0Q <

ГС

< (О

X

s ч

I

го

с

<

вития художественно-образного мышления, у 6 (28,6%) - уровень выше среднего, у 11(52,3%) - средний уровень, у 1 учащегося (4,8%) - низкий уровень.

В группе СОШ №57 произошли более значительные изменения: высокий уровень у 7 человек (28%), у 12 (48%) -уровень выше среднего, у 6 испытуемых (24%) - средний уровень.

Таким образом, результаты диагностического исследования развития художественно-образного мышления младших школьников в процессе изучения предметов эстетического цикла начальной школы позволили сделать выводы об эффективности предлагаемой методики. Именно в процессе интеграции предметов эстетического цикла (музыки с изобразительным искусством, изобразительного искусства с литературой) происходит формирование художественно-образного мышления учащихся, имеющее ряд преимуществ для детей: от формирования познавательного интереса к искусству и создания целостной картины мира до систематизации знаний и развития умений и навыков в области искусства, развития эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, художественно-образного мышления учащихся.

Проведенное исследование доказывает необходимость качественного и глубокого изучения предметов эстетического цикла в начальной школе, позволяющего повысить уровень художественно-эстетических потребностей младших школьников, их интересов; получить определенные художественно-творческие умения, развить художественно-образное мышление средствами искусства в процессе художественно-творческой деятельности.

Таким образом, формирование художественно-образного мышления младших школьников средствами искусства имеет весьма важное социальное, педагогическое, психологическое значение. Содержание предметов эстетического цикла способствует эффективному раз-

витию художественно-образного мышления в частности, гармоничному развитию личности в целом.

Библиографический список:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Алиев Ю.Б. Методологические основы вокально-педагогического творчества. - М.: ВЛАДОС, 1993.

2. Батюк Н.А. Формирование художественно-образного мышления детей, как средство активизации воспитательной функции урока музыки // Наша школа. - 2002. - №4. С. 137-141.

3. Беляева О.М. Художественно-образное мышление и его особенности в изобразительной деятельности // Пути и средства повышение качества художественного образования и эстетического воспитания. - М.: МГПУ, 2010. - С. 78-83.

4. Борисов В.Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2010. - №125. С. 176-188.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь: хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М., 1981. -153 с.

6. Галкина Л.П. Художественно-творческая деятельность младшего школьника на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(5). - Режим доступа: https://sibac. info/archive/meghdis/2(5).pdf

7. Канащенкова В.В. Подходы к исследованию феномена «Художественное мышление» // Вектор науки ТГУ -№3(6). С. 143-146.

8. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.

9. Рудой Д.А. Определение уровня развития художественно-образного мышления учащихся детской художественной школы в изобразительной деятельности [Электронный ресурс] // Ученые записки: элек-

тронный научный журнал Курского государственного университета №1/2012. - Режим доступа: http:// cyberieninka.m/artide/n/opredelenie-urovnya-razvitiya-udozhestvenno-obraznogo-myshleniya-uchaschihsya-detskoy-hudozhestvennoy-shkoly-v-izobrazitelnoy.

10. Терещенко Н.А. Развитие художественно-образного мышления младших классов на уроках изобразительного искусства: дис. ... к.п.н. - М., 2005 // Библиотека ав-

торефератов и диссертаций по педагогике [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: // nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/ dissertaciya-razvitie-hudozhestvenno-obraznogo-myshleniya-mladshih-shkolnikov-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva#ixzz4b725J36f.

11. Эстетика: словарь / под общ. ред. А.А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989.

Поступила 08.09.2017

Об авторах:

Лупандина Елена Александровна, старший преподаватель кафедры художественно-эстетического воспитания, магистрант Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (Россия, г. Оренбург, ул. Пушкинская, д. 18), [email protected]

Мантя Кристина Александровна, магистрант Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (Россия, г. Оренбург, ул. Пушкинская, д. 18), [email protected]

Коробейников Александр Владимирович, магистрант Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (Россия, г. Оренбург, ул. Пушкинская, д. 18), [email protected] °

Пешкова Ольга Владимировна, магистрант Федерального государственного бюд- * жетного образовательного учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (Россия, г. Оренбург, ул. Пушкинская, д. 18), | [email protected]

ш

Для цитирования: Лупандина Е.А., Мантя К.А., Коробейников А.В., Пешкова О.В.

Формирование художественно-образного мышления младших школьников: опыт диагностического исследования // Современная высшая школа: инновационный аспект. -

2017. - Т. 9. - № 3. С. 103-110. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-3-103-110

References:

1. Aliev Y.B. Methodological foundations of vocal-pedagogical creativity. M.: VLADOS, 1993. [In Russian]

2. Batiuk N.A. Formation of artistic and creative thinking of children as a means of strengthening the educational function of the music lesson // Our school. - 2002. - No.4. P. 137-141. [In Russian]

3. Belyaeva O.M. Artistic creative thinking and its specifics in the fine art // The Ways and means of improving the quality of art education and aesthetic education. M.: Moscow state pedagogical University, 2010. - P. 78-83.

X

ф

с; Э

о о

го ^

? о

0 ч

1 ф I с; Ф о m о н s

о _

ф °

* о

о ü

d о

^ ф

X т

ф

° £ © о

4. Borisov V.Y. The Development of artistic and creative thinking of students in grades 4-5 // Izvestia Russian state pedagogical University. A. I. Herzen. - 2010. - No.125. P. 176-188. [In Russian]

5. Vygotsky L.S. Thinking and speech: readings in General psychology. Psychology of thinking. M., 1981. - 153 p. [In Russian]

6. Galkina L.P. the Artistic and creative activity of younger schoolboys at lessons of literary reading // the Scientific community students: Interdisciplinary research: collection of articles on the Mat. V mezhdunar. stud. scientific.-pract. Conf. No.2(5). Available at: https://sibac. info/archive/meghdis/2(5).pdf [In Russian]

7. Konashenkova V.V. approaches to the study of the phenomenon of «Artistic thinking» // Vector science TSU. - No.3(6). P. 143-146. [In Russian]

8. Nemov R.S. Psychology. M.: Education; VLADOS, 1995. [In Russian]

9. Rudoy D.A. Determination of the level of development of artistic and creative thinking of pupils of children's art school in fine arts // scientific notes: electronic scientific journal of the Kursk state University No. 1/2012. - Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ opredelenie-urovnya-razvitiya-udozhestvenno-obraznogo-myshleniya-uchaschihsya-detskoy-hudozhestvennoy-shkoly-v-izobrazitelnoy. [In Russian]

10. Tereshchenko N.A. Development of artistic and creative thinking of primary school lessons art : Diss. kand. PED. Sciences. M., 2005 // Library abstracts and dissertations on education. - Available at: http: // nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-razvitie-hudozhestvenno-obraznogo-myshleniya-mladshih-shkolnikov-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva#ixzz4b725J36f. [In Russian]

11. Aesthetics: the dictionary / under the General editorship of A.A. Belyaev and others. M.: Politizdat, 1989. [In Russian]

About the authors:

Lupandina Elena Aleksandrovna, senior lecturer, Department of Arts and Aesthetic Education, Master student, Orenburg state pedagogical University (Russia, Orenburg), [email protected]

Mantia Kristina Aleksandrovna, Master student, Orenburg state pedagogical University (Russia, Orenburg), [email protected]

Korobeynikov Alexandr Vladimirovich, Master student, Orenburg state pedagogical University (Russia, Orenburg), [email protected]

Peshkova Olga Vladimirovna, Master student, Orenburg state pedagogical University q (Russia, Orenburg), [email protected] o

| For citation: Lupandina E.A., Manta K.A., Korobeinikov A.V., Peshkova V.O. Formation of artistic and creative thinking of primary school children: an experience of the diagnostic study // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. - No. 3. P. 103° 110. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-3-103-110

<

(0 X

s

x

ro

с

^

< uu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.