Научная статья на тему 'Развитие образного мышления учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования'

Развитие образного мышления учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1807
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / FINE ART / FIGURATIVE THINKING / IMAGINATION / ARTISTIC IMAGE / CREATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Мария Сергеевна

В данной статье рассматриваются методы, способы, условия, способствующие развитию творческих способностей и образного мышления учащихся на занятиях изобразительным искусством. В данном аспекте затрагивается тема эстетического воспитания, а также отмечается ведущая роль процесса формирования зрительной памяти, являющейся важнейшей предпосылкой развития воображения и образного мышления. Как помочь учащемуся развить образное мышление при создании художественного образа в процессе творческой деятельности?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of students’ figurative thinking in fine art classes in the system of additional education

The article considers the methods, techniques, conditions that contribute to the development of creative abilities and figurative thinking of students in fine art lessons. The article touches upon the problem of aesthetic education. The leading role of visual memory which is the most important ground for developing of imaginative thinking and art thinking is also mentioned in the article. How can we help pupils develop imaginative thinking when creating an artistic image during their art creative work?

Текст научной работы на тему «Развитие образного мышления учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования»

1УДК 372.874 ББК 74.268.51

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. С. Алексеева

Аннотация. В данной статье рассматриваются методы, способы, условия, способствующие развитию творческих способностей и образного мышления учащихся на занятиях изобразительным искусством. В данном аспекте затрагивается тема эстетического воспитания, а также отмечается ведущая роль процесса формирования зрительной памяти, являющейся важнейшей предпосылкой развития воображения и образного мышления. Как помочь учащемуся развить образное мышление при создании художественного образа в процессе творческой деятельности?

Ключевые слова: изобразительное искусство, образное мышление, воображение, художественный образ, творческое развитие.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' FIGURATIVE THINKING IN FINE ART CLASSES IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

M. S. Alexeeva

Abstract. The article considers the methods, techniques, conditions that contribute to the development of creative abilities and figurative thinking of students in fine art lessons. The article touches upon the problem of aesthetic education. The leading role of visual memory which is the most important ground for developing of imaginative thinking and art thinking is also mentioned in the article. How can we help pupils develop imaginative thinking when creating an artistic image during their art creative work?

Keywords: fine art, figurative thinking, imagination, artistic image, creative development.

В современной социально-экономической и социально-культурной ситуации в нашей стране с особой остротой актуализируются общечеловеческие нравственные ценности, духовность народа. Социально-экономическое и культурное развитие России связано с созданием полноценной жизнедеятельности ее граждан. В последние годы в системе образования заметно усилилось внимание к проблемам художественно-эстетического вос-

питания, которое рассматривается как важное звено целостного образования, как способ гармонии духовной и практической жизни учащихся. В этой связи «для создания условий и возможностей в свободном выборе ребенком привлекательных видов деятельности служат учреждения дополнительного образования» [1, с. 69-70].

Проблема развития образного мышления учащихся в новых условиях современного об-

разования является в настоящее время одной из наиболее актуальных, решение которой имеет большое значение для воспитания творческой личности. Воображение необходимо не только на занятиях изобразительным искусством, но оно является и обязательным условием успеха во всех областях деятельности человека. Л. А. Буровкина пишет: «Сегодня обществу нужны творческие люди, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию» [2, с. 3]. В процессе обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования учащиеся порой сталкиваются с предметами и явлениями, которые необходимо наглядно представить и отразить в художественно-образной форме, определив для этого необходимые художественно-выразительные средства. Как практика показывает, такой процесс часто носит пассивный характер и вызывает затруднения у учащихся. Вместе с тем важнейшим средством познания действительности является художественно-творческая деятельность, благодаря которой формируется эстетический вкус, эмоциональная отзывчивость, развивается образное мышление.

В теоретическом аспекте изучению проблемы художественного образования, творческой деятельности рассматривались отечественными и зарубежными учеными, психологами и педагогами: П. К. Анохиным, Р. Арнхеймом, Г. В. Бедой, Н. А. Бердяевым, Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготским, Дж. Гилфордом, Дж. Дьюи, В. С. Кузиным, У. Ламберт, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Б. С. Мейлах, Д. И. Фельдштейном,

A. Т. Шумилиным и др.

Проблеме художественного развития детей на занятиях изобразительным искусством посвящены труды психологов Е. Я. Басина, М. С. Бережной, А. А. Бодалева, Е. И. Игнатьева, Е. И. Исаева, А. Н. Малюкова, А. А. Мелик-Пашаева,

B. И. Слободчикова, Д. Н. Узнадзе и др.

В современную теорию и практику художественного образования, эстетического воспитания учащихся существенный вклад внесли труды А. Д. Алехина, О. А. Апраксиной, Г. В. Беды, Л. А. Буровкиной, С. Е. Игнатьева, Т. С. Комаровой, В. В. Корешкова, В. С. Кузина, С. П. Ломова, К. В. Макаровой, Л. Г. Медведева, А. А.

Прищепы, Н. Н. Ростовцева, А. С. Хворостова, Н. К. Шабанова, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикало-вой и др.

В научной и методической литературе по изобразительному искусству, существующей на сегодняшний день, достаточно основательно исследуются различные стороны проблемы развития творческих способностей учащихся, разрабатываются многочисленные методические рекомендации по развитию у учащихся умений и навыков рисования, вместе с тем проблема формирования образного мышления у учащихся до сих пор остается актуальной. В свою очередь В. Т. Лихачев подчеркивает, что «...важное значение для развития школьников имеет внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству». В возрасте 7-9 лет ребенок переживает в своем развитии стадию активного конкретно-чувственного мышления. В этот период закладываются основы конструктивного мышления, объемно-пространственных представлений. «Рисунок, живопись и лепка являются необходимыми средствами для формирования психики и имеют большое значение в эстетическом, художественном воспитании. занятия изобразительным искусством во внеклассной внешкольной работе. развивают наглядно-образное мышление учащихся» [3, с. 146].

Именно художественный образ, являющийся центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания, лежит в основе передаваемого учащимся эстетического опыта. Познание духовной сути художественной образности повлияет на развитие богатого воображения и оригинальности мышления, творческой активности, фантазии, а также поможет становлению эмоциональной сферы учащихся.

Под воздействием изобразительного искусства во внутреннем мире учащегося происходят изменения, способствующие формированию личностных потребностей в творческом самовыражении и стремления к самопознанию и саморазвитию, что необходимо для становления личности.

Для создания какого-либо художественного произведения необходимы именно творческое воображение и образное мышление, которые являются основой воплощения творческих замыслов и идей в художественный образ.

Л. С. Выготский говорит о том, что «стремление воображения к воплощению - это и есть подлинная основа и движущее начало творчества» [4, с. 34].

Неотъемлемым звеном познания мира, связывающим их в целостную картину, является память. Именно память объединяет все познавательные процессы, обеспечивая накопление информации, знаний и навыков. Формирование зрительной памяти учащихся предполагает целенаправленное наблюдение и оценку материала с точки зрения эстетических позиций, а также выделение существенных признаков и свойств изучаемых предметов и явлений. Разнообразный и богатый запас образов памяти, который также является важнейшей предпосылкой развития воображения, сильно облегчает процесс рисования.

Воспитанное художественное видение и визуальное восприятие активно участвуют в вынашивании, возникновении и уточнении художественного образа и дальнейшем воплощении творческого замысла. Когда в творческом процессе сформировался определенный образ, встает задача наполнения его достоверными подробностями. Опыт изображения, творческой переработки полученных впечатлений служит развитию воображения, творчества, без которых, как известно, невозможна ни одна продуктивная деятельность. Необходимо начать работу над эскизами, собрать подготовительный материал, найти натуру. Руководимый творческим замыслом, художник ищет опору в окружающей действительности. Замысел - это представление будущего рисунка и способов его создания.

Убедительность и полнота художественного образа связаны со зрительными впечатлениями, накопленными в том числе в процессе изучения натуры. Являясь основным методом художественного образования, рисование с натуры, например натюрморта, обогащает учащихся знаниями о пластических характеристиках объекта, дает возможность аналитического изучения характера формы, ее конструкции, цветового строя и богатства состояний. Необходимо воспитывать у учащегося интерес к предметам изобразительного искусства, развивать у него способность замечать, понимать изображе-

ние знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа, но и на художественную форму: яркий цвет, гладкую поверхность глины, поверхность плоскости и т. п.

После изучения натуры учащиеся выполняют подготовительный рисунок натюрморта, учатся компоновать изображение натюрморта на листе.

Учащийся должен стремиться сохранить в памяти знания и яркие образные представления, чтобы в нужный момент употребить их в своей творческой работе. При невнимательном отношении к натуре на занятиях изобразительным искусством и небольшом опыте работы по памяти и воображению развить образное мышление не всегда удается.

Развитие творческих способностей и образного мышления учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования будет наиболее эффективно при правильно и интересно организованном педагогическом процессе. «Занятия в системе дополнительного образования детей способствуют развитию способностей и интересов социального и профессионального самоопределения учащихся, дают возможность заниматься художественным и техническим творчеством, исследовательской работой» [5, с. 243]. Необходимо использование различных методов и приемов работы с учащимися, упражнений и творческих заданий на развитие воображения, фантазии, творческого мышления, использование многообразных художественных материалов, а также интеграции различных видов искусства. Например, чтобы нарисовать натюрморт, учащимся необходимо сначала научиться изображать составляющие натюрморта. После этого учащиеся приступают к выполнению изображения натюрморта в целом, компонуя его в формате листа.

Для формирования умений и навыков, необходимых при выполнении заданий, мы на занятиях изобразительным искусством используем наглядные пособия, современные информационные технологии, в том числе интерактивную доску, что позволяет продемонстрировать фотографии, иллюстрации, репродукции картин художников и лучшие образцы мировой художественной культуры,

быстрый поиск нужной информации, наглядных материалов.

Ребенок выражает в своих рисунках собственное мироощущение. Детские работы затрагивают нашу эмоциональную сферу своей выразительностью. Выразительность - основной существенный признак художественного образа, свойство художественного отражения в образной, наглядной, яркой форме раскрывать сущность изображаемых явлений и характеров, передавать отношение художника к материалу творчества, его переживания, чувства, оценки. Глубина художественной выразительности обусловлена способностью автора сделать доступными для чувственного восприятия наиболее характерные признаки отображаемого явления и привести их в связь с реальными эстетическими потребностями, со своим личным мироощущением [6].

Одним из самых доступных для учащегося средств выразительности является цвет. Практика показывает, что использование красок ярких и чистых тонов в разнообразном сочетании в процессе рисования и другой творческой деятельности присуще большинству учащихся начальных классов.

Организация и проведение занятий по изобразительному искусству в системе дополнительного образования с целью развития образного мышления учащихся, на наш взгляд, способствует:

• проявлению и формированию художественных способностей;

• раскрытию индивидуальности и неповторимости каждого ребенка;

• развитию творческого воображения, образного мышления, художественного вкуса, эстетических чувств, умений и навыков;

• ознакомлению с приемами и способами работы различными материалами;

• высокому уровню развития коммуникативных способностей.

Приобщая учащегося к восприятию изобразительного искусства, мы помогаем ему не только лучше понимать и чувствовать мир, но тем самым лучше понять и смысл его изобразительной деятельности.

Таким образом, в процессе художественно-творческой деятельности на занятиях изобразительным искусством в системе дополнитель-

ного образования изобразительные действия становятся более точными, уверенными и смелыми. Достигается это не только упражнениями, но и повышающейся осознанностью, целенаправленностью этих действий. Изобразительные действия становятся все более разнообразными, самостоятельными и обобщенными. И для того чтобы раскрыть индивидуальные качества и способности каждого учащегося, необходимо стимулировать его самостоятельную работу творческого, исследовательского характера.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буровкина Л. А. Художественно-творческая деятельность учащихся в учреждениях дополнительного образования как средство формирования социально-культурной личности // Materially VIII Mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji "Strategiczne pytania swiatowej nauki - 2012". - Vol. 13. Pedagogiczne nauki: Przemysl. Nauka i studia.

- C. 69-73.

2. Буровкина Л. А. Теоретико-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук.

- М., 2011. - 38 с.

3. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.

- 93 с.

5. Буровкина Л. А. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования как средство приобщения учащихся к национальной культуре // Вестн. Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманитар. науки. - 2007.

- Вып. 8 (52). - С. 242-245.

6. Выразительность в искусстве // Краткий словарь по эстетике. - М.: Политиздат, 1964. -544 с. - URL: http://esthetiks.ru/virazitelnost-v-iskusstve.html (дата обращения: 27.01.2018).

7. Мочалова С. А. Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 164 с.

REFERENCES

1. Burovkina L. A. Khudozhestvenno-tvorcheska-ya deyatelnost uchashchikhsya v uchrezhdeni-yakh dopolnitelnogo obrazovaniya kak sredstvo formirovaniya sotsialno-kulturnoy lichnosti. In: Materialy VIII Miqdzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji "Strategiczne pytania swiatowej nauki - 2012". Vol. 13. Pedagogic-zne nauki: Przemysl. Nauka i studia. Pp. 69-73.

2. Burovkina L. A. Teoretiko-metodologicheskie usloviya khudozhestvennogo obrazovaniya uchashchikhsya v uchrezhdeniyakh dopolnitel-nogo obrazovaniya. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Moscow, 2011. 38 p.

3. Likhachev B. T. Teoriya esteticheskogo vospi-taniya shkolnikov. Moscow: Prosveshchenie, 1985.

4. Vygotskiy L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste: psikhol. ocherk: kn. dlya uchitelya. Moscow: Prosveshchenie, 1991. 93 p.

5. Burovkina L. A. Dekorativno-prikladnoe iskus-stvo v sisteme dopolnitelnogo obrazovaniya kak sredstvo priobshcheniya uchashchikhsya k nat-sionalnoy kulture. Vestn. Tambovskogo un-ta. Ser.: Gumanitar. nauki. 2007, Iss. 8 (52), pp. 242-245.

6. Vyrazitelnost v iskusstve. In: Kratkiy slovar po estetike. Moscow: Politizdat, 1964. 544 p. Available at: http://esthetiks.ru/virazitelnost-v-iskusstve.html (accessed: 27.01.2018).

7. Mochalova S. A. Razvitie tvorcheskikh sposob-nostey uchashchikhsya na zanyatiyakh izobra-zitelnym iskusstvom v sisteme dopolnitelnogo obrazovaniya. PhD dissertation (Education). Moscow, 2010. 164 p.

Алексеева Мария Сергеевна, аспирант кафедры живописи и композиции Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета e-mail: [email protected]

Alexeeva Maria S., Post-graduate student, Painting and Composition Department, Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.