1УДК 372.874 ББК 74.268.51
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
П. Д. Чистов, И. С. Румянцева
Аннотация. В статье обсуждается проблема формирования художественно-обратного мышления школьников на, занятиях по изобразительному искусству. Решение проблемы видится в разработке методики преподавания изобразительного искусства,, которая позволит развить способность образно мыслить, что станет основой, для дальнейшего гармоничного формирования школьника, как личности. В статье приводится опыт работы по программе, разработанной, и, апробированной, в системе дополнительного образования. В заключение акцент ируется внимание на, значимост и, методики, как одном из наиболее существенных факторов, влияющих на, качество образования и, формирование личности, школьника,.
Ключевые слова: процесс обучения, художественно-образное мышление, художественное образование, творческая деятельность.
FORMATION OF PUPILS'CREATIVE THINKING AT THE LESSONS OF FINE ARTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
P. D. Chistov, I. S. Rumjantseva
Abstract. The article deals with the problem of forming artists and, imaginative thinking of schoolchildren, in art, classes. The solution, of the problem is in, the development, of methods of teaching the fine arts, which will become the basis for further harmonious development, of the indi vidual. The article presents the experience of the program developed, and, tested, in the system of additional education. In, conclusion, the article focuses on, the importance of methodology as one of the most, significant, factors affecting the quality of education, and, the formation, of a, fully developed, personality of the learner.
Keywords: educational process, artistic-imaginative thinking, artistic education, creative activity.
В дискуссиях о необходимости квалифицированного преподавания изобразительного искусства в школе или в системе дополнительного образования регулярно поднимается проблема эффективного комплексного решения ряда обучающих, воспитывающих и развивающих задач. Это выражается в представлении предмета «Изобразительное искусство» как целостной системы, способной приобщить обучающегося к художественной культуре, развить собственную культуру обучающегося, научить рисовать, отражать в своих рисунках окружающий мир и отношение к реальности при возникновении образа в художественном исполнении, познакомить с разными художественными техниками и материалами, развить целый ряд важных психических процессов и свойств личности. Педагог «содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании» [1]. К учителю изобразительного искусства предъявляются особые требования. По мнению ученого-педагога Н. Н. Ростовцева, «искусство преподавания состоит в том, чтобы уметь почувствовать, что и в какой форме надо показать ученику, уметь продемонстрировать это так, чтобы ученик двигался вперед, верил в свои силы, а не был подавлен учителем» [2, с. 142]. Следовательно, перед учителем стоит важнейшая задача - создание методики, которая позволила бы учитывать и развивать индивидуальные особенности учащихся.
При создании методики одной из ее составляющих будет учет специфики формирования художественно-образного мышления. Художественно-образное мышление позволяет эффективно формировать знания о реальном мире, опираясь на последовательное изучение закономерностей окружающего мира.
Высшая форма познавательной деятельности - мышление. Оно позволяет человеку отражать окружающую действительность и устанавливать связи в отношениях между
предметами и явлениями. Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое. Вид мышления, при котором решение задачи требует внешних двигательных экспериментов, называется наглядно-действенным. Мышление, основанное на рассуждениях, называется логическим. Посредством рассуждений, синтеза различных знаний можно получить ответ на поставленный вопрос или решить мыслительную задачу.
В наглядно-образном мышлении также используются эксперименты, направленные на поиски решения, они выполняются посредством образов. Образы, используемые наглядно-образным мышлением - это отвлеченные, обобщенные образы, в которых выделяются только признаки и отношения предметов, важные для решения конкретной мыслительной задачи. Нередко в литературе используются термины «образное мышление» или «визуальное мышление», которые почти тождественны понятию «наглядно-образное мышление».
Художественно-образное мышление можно определить как развитую форму наглядно-образного мышления, связанную со способностью генерировать образы в процессе художественной деятельности.
Воображение, эмоции и художественно-образное мышление объективно связаны между собой. «Эмоции - это чувства, вызывающие активизацию воображения, что особенно сказывается на образных представлениях ребенка, приводя к некоторому нарушению объективности отражения предметов, так как в представлениях акцентируется то, что поразило ребенка, вызвало его симпатию или неприятие» [3, с. 4]. Приведенное выше предположение служит основой художественного творчества. «Эмоции неразрывно связаны с творчеством. Эмоции и творчество взаимно подогревают друг друга» [4, с. 185].
Дети, особенно в младшем школьном возрасте, очень эмоциональны, импульсивны. Все это сказывается на развитии психических
процессов непосредственного познания мира. Учебная деятельность на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования стимулирует остроту и свежесть восприятия, развивает любознательность. Развитие процессов восприятия определяет и совершенствует образы представления у детей. Только при определенном уровне развития образной памяти, представления, мышления и воображения ребенку доступно дальнейшее усвоение знаний и умений. Детское изобразительное творчество постоянно изменяется в процессе взросления и обучения, становится более анализирующим, то есть принимает характер организованного наблюдения. Это обусловлено особенностями зрительных восприятий детей. Связь рисования с предшествующим восприятием предметов доказана многолетними исследованиями ученых (Е. И. Игнатьев, Н. П. Сакулина, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов). Анализ изображаемых предметов у детей на разных этапах их развития различен. По мере взросления и умственного развития анализ изображаемого в рисунке растет. Сходство в реалистическом рисунке достигается только через глубокий анализ изображаемого. Представления ребенка становятся все более богатыми.
Навык в создании художественного образа помогает приобретению знаний, добавляет им личностно значимый характер. Основа в виде образов позволяет перевести получаемые знания в эмоционально насыщенные, активизируя воображение и творческий потенциал личности.
Анализ психологической литературы показывает, что художественно-образное мышление, использующее преимущественно правое полушарие, дает ребенку возможность постижения профессиональных основ художественной деятельности, отраженной в произведениях искусства. Правое полушарие оперирует образами непосредственного или чувственного восприятия реального мира, выполняет их обработку на уровне понятий и мысленных
преобразований. Развитие художественно-образного мышления способствует быстрому усвоению новой информации, запоминанию и развивает гибкость мышления.
В изобразительном искусстве основная цель педагога - научить детей осмысленно передавать художественные образы окружающего их мира с помощью различных техник и методик. Невозможно реализовать эту цель без изучения грамоты изобразительного искусства, то есть без обращения к натурным образам и рисованию с натуры.
Процесс формирования художественного образа является поэтапным. Художник генерирует необходимый образ, опираясь на богатство внутреннего мира и на изучение реального мира. Образ, как правило, рождается в набросках, этюдах, зарисовках, то есть в краткосрочной художественной деятельности, которая позволяет захватить самые выразительные свойства. Далее следует этап наполнения образа достоверными деталями и обогащения жизненными подробностями, начинается подбор типажей, натуры и достоверных обстоятельств, передаваемых в набросках и эскизах.
Изобразительная деятельность ребенка в сравнении с поиском художественного образа зрелого художника отличается в интуитивном и, как правило, слабом решении художественной композиции у детей. Это вызвано отсутствием художественного опыта и навыков рисования, что является серьезной проблемой для реализации художественного замысла. Художественное решение образа, предлагаемого детьми, определяется случайностью, синкретичностью и неожиданностью действий, которое может способствовать созданию очень оригинальных произведений. Такая непосредственность примитивного искусства привлекает к себе искренностью выражения. Очень важно научить ребенка осмысливать материал на разных уровнях - логическом, образном и интуитивном. Поэтому правильным результатом учебного процесса
на уроках изобразительного искусства мы считаем не удовлетворенность оригинальностью созданного учеником образа, а осмысленность процесса создания образа, что выражается в способности вариативно решать тему в различных кратковременных рисунках и добавлять формирующийся образ характерными и выразительными свойствами.
В настоящее время продолжаются активные научные поиски в области психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства. В области теории и практики художественного образования и духовно-нравственного воспитания разработкой педагогических методов и средств обучения занимались ученые: Г. В. Беда, А. Н. Вит-ковский, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, С. П. Ломов, В. К. Лебедко, Ю. И. Мезенцева, Н. Н. Ростовцев, Н. П. Сакулина, А. Е. Терентьев, А. А. Унковский. Работы психологов и ученых в области дидактики: С. И. Архангельского, Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьева, В. С. Кузина и Б. Ф. Ломова -также представляют существенную ценность для нашего исследования.
По мнению этих авторов, задача педагога состоит в том, чтобы, учитывая тип памяти и другие нейропсихологические характеристики учащихся, формировать свои дидактические воздействия, опираясь на наиболее активный канал восприятия, и развивать недостаточно развитые каналы восприятия информации.
Как известно, процесс обучения - это закрепление путей движения и обработки информации в нервной системе человека, при этом информация может быть двух видов: сенсорная (нейро-) и вербальная (лингво-).
Все это вызывает потребность поиска ответов на вопросы: «Что делает ребенка более восприимчивым, а мир искусства более понятным ребенку? Как использовать ресурсы искусства для духовного развития личности ребенка?» При поиске ответов на вышеуказанные вопросы мы уделяем большое внимание особенностям образного или чувственного мышления.
В статье «Услышать цвет или перспективы кинестетико-дизайна» Л. Д. Левчик, Е. Л. Ми-рончук поясняют, что «любой художественный образ состоит из трех взаимосвязанных частей: визуальной, аудиальной и кинестетической, каждая из которых воздействует на соответствующие органы (каналы) чувств человека» [5, с. 75]. Для гармоничного развития детей и более полного усвоения материала педагогу необходимо учитывать особенности развития восприятия обучаемых, используя по возможности различные каналы при подаче информации. Кроме того, необходимо учитывать особенности детей, вызванных различиями в развитии правого (творческого) и левого (рационального) полушарий обучаемых. Для этого требуется соответственно готовить материал, задания и упражнения, необходимые для изложения художественных образов с логическим обоснованием. При рассмотрении взаимоотношений рационально-логического и образного мышления как дополняющих духовно-нравственное развитие ребенка напрашивается вывод, что существует проблема повышения потенциала и развития образного мышления.
«Если в процессе обучения не в полной мере используется потенциал правого полушария, то есть образное мышление, воображение и базирующаяся на них интуиция, это отрицательно сказывается на уровне развития творческого потенциала личности, на отношении к искусству, на учебной деятельности в целом» [6, с. 157].
При более эффективном применении методик на базе ФГОС необходим анализ содержания художественного образования. По утверждению ученого-педагога В. С. Кузина, художественное образование является процессом коммуникации, а коммуникация состоит из двух компонентов - вербального (словесного) и невербального (бессловесного).
Бескрайние возможности человеческого мышления опираются на гармоничное развитие левого и правого полушарий головного
мозга, обеспечивающих различные средства для работы во всех сферах деятельности, и особенно в творческой. Соответственно, детей необходимо научить пользоваться всеми возможностями своего мозга для эффективного использования внутренних ресурсов и, таким образом, добиваться успехов по всем направлениям обучения .
Педагогу изобразительного искусства в системе дополнительного образования свойственно свободно ориентироваться во всех перечисленных выше вопросах. Он является для обучающегося как бы проводником между окружающим миром и восприятием, воспроизведением образов этого мира руками ребенка. «Обучение изобразительному искусству представляет педагогический процесс, в ходе которого учащиеся под руководством учителя овладевают систематизированными знаниями в области изобразительных основ, умениями и навыками по применению этих знаний на практике, обращению с различными художественными техниками и материалами, широко используемыми в современной повседневной жизни» [7, с. 50]. Одной из важнейших составляющих процесса воспроизведения образов является изучение правил живописи.
В подтверждение вышесказанного можно рассмотреть программу учебного предмета «Живопись», базирующуюся на федеральных государственных требованиях к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
При выполнении данной программы следует опираться на психологические, физиологические и умственные способности каждого школьника с учетом его возраста. Цель дисциплины «Живопись» как академической художественной дисциплины является локальным случаем решения основных задач обучения теоретическим основам и практической работе на занятиях по изобразительному искусству на примерах исторически сложившихся направлений и эпох в живописи.
Первые три года учащиеся обучаются базовым приемам и законам в живописи на примерах мирового искусства в исторической перспективе для создания и увеличения запаса зрительных образов и навыков их привлечения в нужный момент на занятиях ИЗО. Четвертый и пятый годы обучения - время приобретения самостоятельного опыта создания живописных работ с целью практического закрепления полученных знаний. Это развивает способность обучающихся к ассоциативному мышлению, визуализации и позволяет изучать предмет или явление со всех сторон.
Дисциплина «Живопись» - это важный предмет в течение всего курса обучения в детской художественной школе. Одна из ее функций - улучшение мыслительной деятельности обучающихся, обеспечивающей развитие способности придумывать и реализовывать новые идеи, что и является творческой деятельностью - неиссякаемым источником сил и энергии.
При анализе и оценке любой учебной работы на каждом этапе ее выполнения опираются на определенные аспекты живописи, независимо от направления, техники исполнения и жанровой принадлежности.
Основная работа неизбежно связана с восприятием и изучением окружающего нас видимого трехмерного пространства и перевода его на плоскость. Без развития правополушар-ного типа мышления это невозможно. Следовательно, программа должна являться методической системой, в которой применяемые методы и приемы обучения изобразительному искусству позволяют направить обучающегося, развить способность мыслить образно и развиваться как разносторонняя личность.
Во-первых, программа разработана так, чтобы образовательный процесс содержал в себе межпредметные связи и осуществлялся в триединстве: «Композиция» - «Рисунок» -«Живопись».
Во-вторых, программа опирается на коллегиальный педагогический подход в работе с обучающимися. Три педагога как минимум
справятся с поставленными задачами при условии близких взглядов на культуру и изобразительное искусство. При этом необходимы полная их взаимозаменяемость и постоянное ведение диалога-дискуссии по проблемам, возникающим в ходе реализации программы. Данный пункт программы направлен на то, чтобы воспитать школьника средствами изобразительного искусства как личность с высоким умственным потенциалом, использующую логическое и образное мышление.
Основной задачей педагогического коллектива станет создание правильно ориентированной образовательной среды, в которой происходит взаимодействие всех участников учебного процесса. Очень важно учитывать эмоциональную составляющую процесса. Общий положительный эмоциональный фон должен царить в учебном заведении уже с того момента, как ученик переступил порог школы и увидел грамотно организованное пространство. Творческая деятельность предполагает определенное напряжение психики ученика, и это напряжение нужно подпитывать и средствами разнообразной деятельности (общения, игры, собственно рисования и т. п.) и организованной предметно-пространственной средой. «Творческий характер деятельности напрямую влияет на эмоциональность среды» [4, с. 185], а положительная эмоциональность, в свою очередь, влияет на результативное творчество. Для того чтобы процесс обучения был результативным, содержательной частью процесса становится творческая созидательная деятельность. Педагогу необходимо так формулировать и излагать свои требования, чтобы они могли бы трансформироваться в собственные желания ребенка и внутреннюю потребность их выполнять. Методика преподавания предмета, разрабатываемая педагогом, должна способствовать созданию и закреплению успеха на занятиях, так как это мотивирует учащегося к дальнейшей продуктивной деятельности.
В-третьих, большое значение придается законченности каждого этапа, завершенности
ученических работ, то есть изначально предлагается профессиональный подход в обучении. В процесс обучения вводятся обязательные домашние задания, без которых невозможно сформировать самостоятельное мироощущение личности, воспитать самоорганизацию будущего художника.
В-четвертых, обучение, основанное на исторических примерах, оправдано наглядностью применения тех или иных приемов и законов живописи в произведениях соответствующих эпох. Программа не навязывает определенную тематику по хронологическому принципу. Она позволяет преподавателю наиболее эффективно использовать наглядный метод при формировании у учащихся базовых навыков живописной композиции для изучения и практического применения основ живописи, выстроить тематику с учетом психологических, физиологических и умственных способностей каждого обучающегося и с опорой на его возраст.
Пятое - особое значение в художественных школах придается работе над учебной композицией, подразумевающей следующие этапы:
1. Выбор темы.
2. Подготовка необходимого материала.
3. Изучение техник живописи произведений мастеров и их анализ.
4. Выполнение эскизов.
5. Выполнение картона, как подготовительного рисунка в размер окончательной работы в найденном формате.
6. Выполнение оригинала.
Программа дает возможность применения
различных видов практической работы: работа в мастерской под контролем педагога, выход на пленэр, самостоятельная работа в мастерской и на дому, привлечение обучающихся для помощи одногруппникам или помощь младшим обучающимся. Перечисленные виды практической работы способствуют формированию и закреплению умений обучающихся использовать логическое и образное мышление и делиться своим опытом с другими, что позволяет учащимся
заниматься искусством: по словам отечественного ученого, художника-педагога В. С. Кузина, «искусство - это целый мир идей, представлений, образов, чувств, морально-нравственных оценок, <...> это художественное воспроизведение человеческих идеалов и мыслей, переживаний и свершений» [8, с. 5].
Система обучения строится на чередовании теоретических занятий и практической работы, начиная с выбора мотива и эскизов до окончательной композиции, а также на выполнении домашних заданий, которые преподаватель дает учащимся в индивидуальном порядке.
Для реализации программы преподаватель использует следующие методы обучения: словесный (приветствуется современная форма дискуссии, рассуждения), наглядный (знакомство с темой на примере работ из фонда или по репродукциям картин), практический, эмоциональный (рассмотрение вызываемых ассоциаций, впечатления); типы занятий: беседа, рисование с натуры, на тему и по представлению.
Преподавателю необходимо строить занятия с учетом психологических особенностей возраста обучающихся и передавать знания дозированно в увлекательной, но не сложной для данного возраста форме, дополнять занятия дискуссиями, рассуждениям, прослушиванием музыкальных произведений, требуемых тематикой. Задания на первом году обучения не должны быть излишне подробными и сложными. Сроки на их выполнение необходимо ограничивать, чтобы предотвратить творческое перегорание учеников-художников. Важное значение имеет законченность всех этапов работы, точное выполнение поставленных учебных задач.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что методика преподавания изобразительного искусства, разработанная с учетом приведенных требований, способствует достижению успеха на занятиях по изобразительному искусству, позволяет выявить потенциальные возможности ребенка и активизировать его мыслительную деятельность. Она направлена
на развитие творческих способностей, раскрытие внутренних процессов, решение проблем, сопряженных с удивлением, догадкой, размышлением, озарением и поиском художественного образа. Методика обязательно должна содержать в себе упражнения, направленные на формирование художественно-образного мышления. Все это наиболее полно раскрывается в системе дополнительного образования, учитывая, что на занятия приходят дети, более других заинтересованные в развитии своих художественных навыков и способностей. Конечно, методика не решает всех проблем, возникающих у педагога в процессе обучения, но позволяет достичь максимального взаимопонимания между педагогом и обучающимся.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». - 2011. - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/199499/ paragraph/518:0 (дата обращения: 01.12.2018).
2. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. -М., 2000. - 142 с.
3. Терещенко Н. А. Развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Ростов н/Д., 2005. - 281 с.
4. Чистов П. Д. Условия формирования образовательной среды художественной мастерской // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. - 2016. -№ 2. - С. 179-189.
5. Левчик Л. Д., Мирончук Е. Л. Услышать цвет или перспективы кинестетико-ди-зайна // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-при-
кладное искусство. Дизайн: сб. фак. ИЗО и НР МГОУ - 2016. - № 2. - С. 75-76.
6. Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М., 1989. - 157 с.
7. Ломов С. П., Мезенцева Ю. И. Образовательные функции изоискусства в общеобразовательной школе // Наука и школа. - 2015. - № 6. - С. 49-55.
8. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. -М., 1998. - 334 с.
REFERENCES
1. Prikaz Minzdravsotsrazvitiya RF ot 26.08.2010 N 761n (red. ot 31.05.2011) Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikatsionnogo spravochnika dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov i sluzhashchikh, razdel "Kvali-fikatsionnye kharakteristiki dolzhnostey rabotnikov obrazovaniya". 2011. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/199499/ paragraph/518:0 (accessed: 01.12.2018).
2. Rostovtsev N. N. Metodika prepodavaniya izobrazitelnogo iskusstva v shkole. Moscow, 2000. 142 p.
3. Tereshchenko N. A. Razvitie khudozhest-venno-obraznogo myshleniya mladshikh shkolnikov na urokakh izobrazitelnogo iskusstva. PhD dissertation (Education). Rostov-on-Don, 2005. 281 p.
4. Chistov P. D. Usloviya formirovaniya ob-razovatelnoy sredy khudozhestvennoy masterskoy. Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser.: Pedagogika. 2016, No. 2, pp. 179-189.
5. Levchik L. D., Mironchuk E. L. Uslyshat tsvet ili perspektivy kinestetiko-dizayna. In: Proble-my teorii i metodologii predmetnogo obra-zovaniya. Izobrazitelnoe iskusstvo. Dekora-tivno-prikladnoe iskusstvo. Dizayn: sb. fak. IZO i NR MGOU. 2016, No. 2, pp. 75-76.
6. Rotenberg V S., Bondarenko S. M. Mozg. Obuchenie. Zdorovye. Moscow, 1989. 157 p.
7. Lomov S. P., Mezentseva YU. I. Obrazo-vatelnye funktsii izoiskusstva v obshcheo-brazovatelnoy shkole. Nauka i shkola. 2015, No. 6, pp. 49-55.
8. Kuzin V S. Izobrazitelnoe iskusstvo i metodika ego prepodavaniya v shkole. Moscow, 1998. 334 p.
Чистов Павел Дмитриевич, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета e-mail: [email protected]
Chistov Pavel D., PhD in Education, associate Professor, Dean, Fine arts and folk crafts Faculty, Moscow state
regional university
e-mail: [email protected]
Румянцева Ирина Серафимовна, студент магистратуры, факультет изобразительного искусства и народных ремесел, Московский государственный областной университет, педагог допобразования Детский досуговый центр «Образ жизни» e-mail: [email protected]
Rumyantseva Irina S., Master student, Fine arts and folk crafts Faculty, Moscow state regional University, teacher of additional education, Children's recreational center„Lifestyle" e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.12.2019 The article was received on 03.12.2019