Научная статья на тему 'Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов'

Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14915
2143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественное мышение / художественно-образное мышление / развитие мышления / мышление школьников

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисов Владимир Юрьевич

Рассматривается структура художественно-образного мышления: компоненты [(творчество, эстетическое чувство, логика, волевые операции (самоконтроль, критика)], психические процессы (память, воображение, внимание, ассоциации, представления) и их возрастные изменения в младшем подростковом периоде психолого-педагогические условия (эмоциональный и социальный факторы, проблемный подход, формы занятий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of is art-image thinking is regarded and its following components are identified: creativity, esthetic sense, logic, volitional operations (self-control, critique), psychic processes (memory, imagination, attention, associations, representations) along with their age changes during the younger teenage period as well as psychological and pedagogical conditions (emotional and social factors, problem approach, forms of classes).

Текст научной работы на тему «Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов»

В. Ю. Борисов

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 4-5 КЛАССОВ

Рассматривается структура художественно-образного мышления: компоненты [(творчество, эстетическое чувство, логика, волевые операции (самоконтроль, критика)], психические процессы (память, воображение, внимание, ассоциации, представления) и их возрастные изменения в младшем подростковом периоде; психолого-педагогические условия (эмоциональный и социальный факторы, проблемный подход, формы занятий).

V. Borisov

THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC-IMAGE THINKING OF 4 AND 5 GRADE PUPILS

The structure of is art-image thinking is regarded and its following components are identified: creativity, esthetic sense, logic, volitional operations (self-control, critique), psychic processes (memory, imagination, attention, associations, representations) along with their age changes during the younger teenage period; as well as psychological and pedagogical conditions (emotional and social factors, problem approach, forms of classes).

Важнейшим звеном в системе воспитания и образования подрастающего поколения является школа. Современная школа находится на сложном пути выполнения задач по обеспечению качества образования на основе его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В этих условиях структура содержания образования средней школы не может иметь маловажных аспектов. Но все же предметы эстетического цикла можно выделить в этой системе особо, так как они, прежде всего, направлены на формирова-

ние и развитие духовно-нравственных представлений.

Предметы художественно-эстетического цикла — изобразительное искусство, музыка, литература, МХК — формируют, в первую очередь, убеждения, мотивацион-но-ценностную структуру личности подростка, его понятия о морали, чести и достоинстве, героизме, добре и зле, прекрасном и гармоничном, которые так востребованы в этом возрасте. Эти убеждения формируют активную творческую позицию личности подростка. Такая позиция позволяет подростку не только быть латентным «но-

сителем» возвышенных понятий и идей, но и поступать в соответствии с этими убеждениями, что является важнейшими чертами самовоспитания личности школьника.

В этом процессе присвоения культурных ценностей своего народа и формирования характера взрослеющего человека особенно важным является развитие художественно-образного мышления, которое позволяет на основе идеи «прекрасного» более эффективно формировать внутреннюю культуру подростка и его убеждения.

Изобразительное искусство в общеобразовательном учреждении в первую очередь связано с поиском данной идеи прекрасного на основе художественно-творческих решений, сопряженных с интеллектуальными особенностями развития школьников младшего подросткового возраста, а именно — с их художественно-образным мышлением.

Вопрос развития мышления младших подростков является актуальным в психологической и педагогической науке. Мыслительная деятельность приобретает в младшем подростковом возрасте особую значимость. Мышление младшего подростка 10-12 лет характеризуется социально зависимыми условиями обобщенного познания объективной реальности, где возрастные и индивидуальные особенности регулируют его психологическую жизнь. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Формирование мышления ребенка в школьных условиях всегда направлено на решение какой-либо учебной задачи [3-5]. Не является исключением и развитие художественно-образного мышления, которое направлено на решение художественно-творческих задач в процессе изобразительной деятельности.

Обобщенное познание окружающего мира средствами изобразительного искусства младшим подростком на уроках изо-

бразительного искусства чаще всего происходит путем подражания, чувственного отражения и интерпретации сути явлений. Таким отражением объективной реальности является образ. «Образ» в переводе с латинского означает имитацию. Художественный образ — это присущая искусству форма отражения действительности и отношения к ней художника, раскрывающая общее через конкретное и осуществляемая в творческом процессе [11].

Следовательно, образ имеет сложную собирательную структуру, в которой мы выделяем несколько уровней:

- образ-замысел в творческом воображении художника;

- образ-произведение, воплощенный в том или ином материале;

- образ-восприятие, возникающий в сознании зрителя.

Три уровня являются основой художественного образа. Образ-замысел является той «искрой», возникающей в процессе мышления творца, что ляжет в основу образа-произведения. Итогом этой преобразовательной деятельности должен стать образ-восприятие. Мы будем соотносить эту структуру с качественными характеристиками образа, рассмотренными нами ниже: форма, содержание и материал.

Умение мыслить образами — это умение видеть объекты цельно, опосредованно, во взаимосвязи. Основным фактором творческой личности является именно умение мыслить образно. Образное мышление оперирует образами непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийной обработкой и мысленным преобразованием. При анализе понятия образного мышления младшего подростка возникает вопрос об особенностях такого мышления у учащихся 4-5 классов при постановке учебно-творческих задач.

Исследуя образное мышление младшего подростка в преломлении к проблемам и задачам учебного предмета «Изобразительное искусство», мы говорим о таком

психологическом феномене, как художественно-образное мышление. Однако понятийный аппарат психологии не имеет однозначного толкования художественно-образного мышления. Столь малая освещенность проблемы развития художественно-образного мышления связана, прежде всего, с определенными сложностями в области создания психолого-педагогических, творческих условий, с отсутствием общих и частных развивающих методик, с «размытостью» целей преподавания изобразительного искусства в школе и др. А между тем художественно-образное мышление — процесс познания окружающей действительности, творческое отражение ее на основе изобразительных знаний, умений и навыков, взаимоотношения формы и содержания в искусстве.

Художественно-образное мышление — продукт творческой деятельности художника. Такое мышление тесно связано с творческими способностями, с художественной наблюдательностью, с духовными качествами личности. Поэтому нерешенность проблем, с этим связанных, влияет на качество художественного образования и эстетического воспитания младших подростков. Изобразительное искусство в образовательном учреждении — это поиск художественно-творческих решений, сопряженных с интеллектуальными особенностями детей подросткового возраста.

«Художественно-образное мышление» как категория философии — индивидуальная форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала.

А. Н. Леонтьев считал мышление высшей ступенью познания. Следовательно, и художественно-образное мышление нужно понимать как широкую сферу познания, особое видение мира и мироощущение, в котором раскрывается диалектика взаимоотношений человека и среды. Анализируя исследования в области психологии и ху-

дожественной педагогики, мы приходим к выводу, что «художественно-образное мышление» как категория психологии и эстетики — это один из видов мышления, направленный на решение логико-эмпирических проблем и задач в творческой деятельности, характеризующийся использованием средств художественной выразительности.

Художественно-образное мышление формируется благодаря развитию таких психических процессов и компонентов мышления, как творческое восприятие, воображение, логичность, креативность (как способность к обнаружению и постановке проблем, творческая продуктивность), синестезия (как способность воспринимать информацию всесторонне, по всем существующим каналам восприятия), память, эм-патия (способность к сопереживанию), анализ и сопоставление, наличие личност-но значимого стимула, обусловливающего позитивную мотивацию и динамику образного мышления, сензитивность (чувствительность), ассоциативность (способность при восприятии заданного образа активизировать внутренне схожие образы), волевые операции (самоконтроль, критика и т. д.).

Мы подчеркиваем, что художественно-образное мышление является сложным психическим процессом, включающим в себя теоретическое и эмпирическое основания познания действительности. Проанализируем некоторые основные компоненты художественно-образного мышления, а также соответствующие им возрастные особенности.

Определяя художественно-образное мышление как специфическую форму отражения действительности в условиях творческого процесса, мы выделяем одну из основ рассматриваемого феномена — творчество.

Различия в определениях творчества и процессов его протекания не позволяют делать точные заключения о наличии или отсутствии творческой одаренности у

младшего подростка в любом контрольном срезе его деятельности. [6]. Творчество — это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности.

Сталкивая личность с множеством новых, противоречивых жизненных ситуаций, младший подростковый возраст стимулирует и актуализирует ее творческие потенции.

Способность к творчеству рассматривается психологией как высшая форма мышления, превосходящая обычные мыслительные акты. Важнейший интеллектуальный компонент творчества — творческое и дивергентное виды мышления, которые предполагают, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равнозначных ответов [4].

Основным показателем творчества является интеллектуальная активность, сочетающая в себе два компонента: познавательный и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных операций. Неразрывность творческого, интеллектуального и личностного развития ребенка показана в работах Н. С. Лейтеса, уделяющего особое внимание роли возрастных особенностей в творческом развитии [4].

В художественно-образном мышлении мы определяем творчество как способность мыслить эстетическими образами во множестве вариантов, где итоговым показателем выступает оригинальность образа. В этом смысле художественное творчество школьников 4-5 классов начинается с обостренного внимания к явлениям мира и предполагает яркие впечатления, умение их удержать в памяти и осмыслить. Проектируя мыслительный художественный образ в пространство листа, ученик решает ряд задач по созданию наглядного, визуального образа (поиски решений, возникновение и формулирование характеристик

образа, проверку соответствия образа, возможность модификаций). Поэтому младший подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной и творческой активностью, которая стимулируется естественной возрастной любознательностью подростков.

В структуре художественно-образного мышления младших подростков мы особо выделяем чувственную основу образов: чувственное и рациональное содержание. Чувственное содержание основано на образах восприятия, ощущения, представления. Рациональное — на образах логических структур и явлений.

С позиции процесса обучения нас интересуют следующие диаметрально противоположные образные явления: образ восприятия как чувственное отражение реально существующих объектов действительности и образ воображения, оперирующий мысленными представлениями об объекте, не участвующем в непосредственном процессе восприятия.

Художественный образ трактовался в эстетике как продукт творческого воображения, возникающий в процессе создания и восприятия произведения. Восприятие в искусстве — это процесс созерцания, осмысления произведений искусства или явлений действительности. Часто процесс восприятия опережает процесс ощущения. Создание образа на основе прошлых ощущений порождает другое качественное свойство чувственного образа — представление. Представление — это образ-фантом, возникающий на основе прошлого чувственного опыта и созданного перцептивного образа предмета или события. Роль представлений в развитии образного мышления у учащихся 4-5 классов невозможно переоценить. Работы учащихся, в основном тематического характера, часто выполнены на основе имеющихся представлений.

Наиболее ярким показателем психической индивидуальности младшего подростка в процессе развития художественно-

образного мышления являются память и воображение. Память — это отражение прошлого опыта подростка. Способность учащегося преобразовывать восприятия, образы памяти в конкретные изобразительно-пластические произведения посредством линейных и цветотоновых средств есть первый критерий уровня развития мышления подростка. Для повышения уровня художественно-образного мышления у данной категории учащихся необходимо всячески использовать такой важнейший методический прием, как рисование по памяти.

Физиологической основой процессов памяти младшего подростка являются временные нервные связи в коре головного мозга, которые обычно называют ассоциациями. Ассоциации — это отражение связей предметов и явлений действительности. У младших подростков ассоциативное мышление приобретает конкретный, опосредованный характер. Основываясь на накопленном опыте познания действительности, ассоциации обретают новое качество с развитием памяти и воображения подростка. Часто в психологической литературе мышление соотносят с воображением. Под воображением мы будем понимать психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение — это определенный отход от действительности, но действительность является источником воображения. Воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом. Такое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в продуктах творческой деятельности [5].

Творческая деятельность включает в себя не только мыслительные процессы (вооб-

ражение, память и др.), но и их практическое воплощение в художественной учебно-творческой деятельности младших подростков: восприятие зрителем и материально-техническое качество воплощения образа.

Цельность художественного образа в работах младших подростков определяется не только их восприятием действительности, осмыслением и изображением объектов действительности, но и восприятием зрителя. Воплощенный подростком в рисунке мысленный образ объекта познания может неоднозначно (с потерей смысла и выразительности) восприниматься наблюдателем. Причина тому — слабый уровень владения средствами художественной выразительности, не позволивший полностью передать задуманное юным художником. Отсутствие этого базового уровня приводит к кризисному переходу от детского рисования к подростковому и к угасанию творческой активности в изобразительной деятельности.

Формированию такого базового уровня способствует, прежде всего, освоение учащимися художественной грамоты. Гармоничное сочетание специфических навыков и умений с духовно-нравственными идеалами в художественном образовании способствует развитию творческих способностей, образного мышления и формированию активной личности школьника. Такой подход лежит в основе программ, отстаивающих принципы академической школы в обучении изобразительному искусству.

Единство изобразительного и выразительного определяет целостность художественного образа в работах младших подростков.

Необходимо подчеркнуть, что эстетические и интеллектуальные чувства, способствуя развитию художественно-образного мышления подростка, обогащают его духовно-эстетический мир и влияют на процесс формирования личности в целом.

Одним из интеллектуальных способов художественно-образного мышления млад-

шего подростка являются операции логики, критики и т. д. Рассмотрим эти операции подробнее.

В психологии выделяется довольно много классификаций мышления человека по разным типообразующим основаниям, но абстрактно-логическое является одним из основных видов, дополняя художественно-образное мышление. В мышлении школьника переходного возраста (4-5 классы) особенно заметна разница между образно-чувственным (1-4 классы) и абстрактно-логическим (5-9 классы). При обучении в 4-5 классах у детей формируется осознанность, критичность мышления. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются варианты решения, дети учатся обосновывать, доказывать, озвучивать свои суждения. В начальной школе формируются такие приемы логического мышления, как сравнение, связанное с выделением общего и различного, анализ, связанный с выделением и обозначением разных свойств и признаков, обобщение, связанное с отвлечением от несущественных особенностей и объединением на основе существенных. Преобладание в основной (5-9 классы) школе учебных предметов логического характера над чувственно-эстетическими и духовно-нравственными приводит к дис-гармонизации личности младшего подростка. Этот вывод основывается на теоретико-практических результатах проведенного нами исследования. Во-первых, это положение о функциональной асимметрии головного мозга: левое полушарие мозга отвечает за логику и рационализм; правое полушарие — за творчество, эмоции и чувства. Доминирование художественно-образного мышления (в любой модальности — визуальной, аудиальной, кинестетической) в основных электрофизиологических показателях и по данным эмпирических психологических исследований связано с большей активацией правого полушария, тогда как оперирование логико-символическим

материалом коррелирует с активностью левого. Во-вторых, выводы сделаны на основе собственного многолетнего педагогического опыта в качестве учителя изобразительного искусства и на основании констатирующего эксперимента.

Несомненно, превалирование одной модальности мышления над другой будет иметь место, но здесь стоит говорить о гармоничном развитии мышления младшего подростка в учебно-творческих условиях. Абсолютное доминирование как одного модуса мышления, так и другого приводит к неоптимальному результату, к выводам, не соответствующим реальности. Поэтому значение логического в структуре художественно-образного мышления определяется, прежде всего, уровнем причинно-следственных связей (логика сюжетной композиции, соответствие созданного образа задуманному и т. д.) и уровнем практических компетенций учащегося, в том числе знаний, умений и владений, определенными базовыми программами по изобразительному искусству для средних общеобразовательных учреждений.

Одним из основных методов развития логического компонента в структуре художественно-образного мышления мы считаем метод проблемного обучения. Данный метод определяется системой правил подготовки и объяснения учебного материала через постановку проблемы и показ способов ее решения. Он формирует у учащихся способы поисковой деятельности. Функциональное значение этого метода выражается в формировании у учащихся понятия о способах решения учебно-творческой проблемы, в формировании представления о способах творческой деятельности.

Методику применения метода можно свести к созданию проблемной ситуации и к объяснению сущности основных понятий путем показа решения проблемы. Материал излагается в форме рассказа с показом логики открытия, решения учебно-творческой

проблемы, конструирования способа действий, сопровождается демонстрацией видеофильмов и использованием средств информационно-коммуникативных технологий. В этом случае учитель подбирает факты из истории проблемы и показывает логику решения этой проблемы.

Примером такого варианта может служить урок-беседа о русских живописцах XIX века, где рассматривается, например, история создания одного из шедевров В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Учителю необходимо обратить внимание учащихся на ряд проблем, возникших у художника в процессе написания картины, и пути их решения. Например, для правдоподобного создания образа России XVII века В. И. Суриков должен был хорошо знать быт и нравы этой эпохи и уметь создавать яркие психологические характеристики. Проблему реалистической передачи зимы и снега художник решает живописными приемами оптического смешения, когда два-три разных мазка на расстоянии сливаются и дают нужный цвет. Достаточно вспомнить ослепительно свежий, искрящийся снег в другой картине В. И. Сурикова — «Взятие Снежного городка». Если же подойти к полотну поближе, снег как бы «рассыпается» на синие, голубые, розовые мазки. Проблему передачи динамики (движения) в картине художник решает применением композиционного приема, оставляя пространство перед зрителем подчеркнутым двумя сокращающимися линиями (следы от полозьев саней). В первом варианте картины В. И. Сурикову не удалось достаточно правдоподобно передать динамику удаляющихся саней, так как «не хватало воздуха» перед главной действующей фигурой боярыни и зрителем. Решение заключалось в подшивании к нижнему краю картины куска холста, создавшего недостающее пространство и динамику в картине. Приводя в своем рассказе исторические факты, обнажая противоречивость данных, учитель создает проблемную ситуацию,

сам формулирует проблему и показывает, как она решена мастерами прошлого, обращая внимание учащихся на логику движения мысли художника к истине (в том числе на его ошибки, сомнения, успехи, описание опытов).

Заметим, что превалирование логичности в творческом мышлении создает «шаблонное мышление» рациональными правилами, скупость эмоциональных, образных характеристик в творческих работах, отход к репродуктивному методу. Отсюда и необходимость развития художественно-образного мышления подростков средствами изобразительного искусства. Но логичность в творческом процессе вовсе не означает истинность или верность результата решения задач. Младшему подростку необходимо развивать критичность мышления по отношению как к творческому процессу изобразительной деятельности, так и к самому себе, т. е. самокритичность.

С. Л. Рубинштейн считал критичность существенным признаком зрелого ума. «Некритичный, наивный ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение — за окончательное. Критический ум тщательно взвешивает все доводы «за» и «против» и подвергает их всесторонней проверке» [8]. Критические периоды в жизни младшего подростка — это наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям. Подростка необходимо научить ставить творческие задачи, решать их и критически оценивать результат своего решения [3]. Только ставя и решая проблемные ситуации в учебно-творческом процессе, можно обеспечить позитивную динамику развития художественно-образного мышления, отраженную в продуктах детского изобразительного творчества.

Мы выделяем три этапа развития художественно-образного мышления у младших подростков:

1. Этап подражания, служащий для выработки умений и навыков.

2. Этап репродуктивного развития художественно-образного мышления, необходимый для преемственности прежних форм художественной культуры и выработки у учащихся определенного типа художественно-образного мышления, ограниченного рамками определенной художественной культуры. В рамках нашей современной культуры — это, прежде всего, академический метод обучения в форме реалистического отражения действительности.

3. Этап творческого развития художественно-образного мышления, необходимый для дальнейшего развития культуры в целом и развития оригинальности и неповторимости мышления в частности.

К первому этапу мы относим теоретико-эмпирические знания младших подростков основных законов рисунка, живописи и декоративного рисования. Такие знания в практическом воплощении составляют конструкцию художественного образа, его выразительности. Умение образно мыслить и качественно передавать продукт мыслительной деятельности в творческих работах особенно важно на уроках изобразительного искусства в основной школе. Ведь подросток находится в стадии осознанного выбора профессии, и многие выбирают профессии гуманитарного цикла, связанные с изобразительным искусством. А художественно-образное мышление является основой для формирования художника как личности. Второй этап превращает знания первого этапа в умения и владения. Высшим результатом развития образного мышления младших подростков является творческий уровень оперирования или владения образами. Показателем развития образного мышления в условиях изобразительной деятельности учащихся может служить устойчивое проявление позитивного развития «образности» в творческих работах. Развитие происходит в процессе освоения определенных типов деятельности. Следовательно, «развитие» обозначает

как изменение мышления школьников, так и связанное с ним изменение продуктов их изобразительной деятельности в определенных условиях среды.

Говоря о таких условиях, мы, прежде всего, говорим о психолого-педагогических условиях развития художественно-образного мышления учащихся на уроке изобразительного искусства. Необходимо отметить основные условия, препятствующие современной школе обеспечивать весь спектр задач по развитию художественно-эстетических способностей детей. В первую очередь это недостаточное количество часов, отводимых Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ 2009 г. на образовательную область «Искусство» (один урок в неделю на каждый класс). Следующим фактором является отсутствие отдельного кабинета изобразительного искусства в 25% школ Московской области: учебный кабинет обычно предназначен и для занятий другими предметами (чаще всего — предметом «Музыкальное искусство») практически в половине школ. Проведенное в рамках нашего исследования анкетирование учителей изобразительного искусства выявило низкую укомплектованность методического и натурно-постановочного фондов в 45% школ Московской области. Отсутствуют элементарные технические средства обучения в 20% школ. И третий фактор — отсутствие компетентных, квалифицированных специалистов в области «Изобразительное искусство».

Все это вызывает острую необходимость разработки оптимизированных методик преподавания изобразительного искусства и, в частности, методов развития художественно-образного мышления как творческой грани личности современного ученика.

Мониторинг констатирующего эксперимента показал, что 48% четвероклассников и 60% пятиклассников в процессе воплощения образа увлекаются логико-конструк-

тивным построением (внешней формой) изображения, мало уделяя внимания эстетической стороне, эмоциональному содержанию и смысловой нагрузке (внутренней форме) художественного образа. С позиций гармоничного развития творчески активной личности учащегося и, в частности, гармоничного развития художественно-образного мышления, это — негативная тенденция. Виной тому — не только превалирование логических задач в обучении, но и психофизиологические особенности развития личности подростка, которые не всегда учитываются при проектировании психолого-педагогических условий развития художественно-образного мышления младших подростков.

Обеспечить условия такого развития на уроках изобразительного искусства в рамках концепции проблемного обучения можно на следующих видах занятий.

Рисование на темы (построение композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению, и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры). Этот вид занятий наиболее полно отвечает требованиям развития художественно-образного мышления у младших подростков. Но мышление оперирует образами практического опыта познания мира. Это означает, что необходимо сначала овладеть умениями выполнить реалистический рисунок. Основы этих знаний и умений можно заложить учащимся на уроках рисования с натуры.

Рисование с натуры (рисунок и живопись). Рисование с натуры включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевы-ми красками, пером и кистью. При переходе из младшего звена в среднее и далее — в старшие классы учащиеся продолжают изучать на разных уровнях сложности про-

стейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения. Такой подход в формировании изобразительных компетенций учащихся создает «инструментарий» выразительности художественного образа в рисунках младших подростков.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Возникающий в представлении подростков образ, до того как он будет изображен, необходимо наполнить содержательными характеристиками. Для более ясного отражения в мышлении ребенка предметов, явлений, событий нужно использовать взаимосвязь эмоционально-чувственных и рационально-логических факторов. Здесь главную роль играет компетентность учителя. Беседы также воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Вербальное участие в беседе класса, процессы представления, воображения, фантазии — все это дает необходимый фундамент для развития художественно-образного мышления младших подростков.

Квалификация учителя, уровень его профессионального мастерства принципиально изменяет качественный уровень обучения учащихся. Высокий уровень развития образного мышления педагога, способность создавать художественные образы в собственной изобразительной деятельности и творчестве являются основным педагогическим условием развития творческих способностей учащихся.

Для эффективного развития образного мышления и создания выразительного художественного образа в рисунке необходимо добавить стадию умственного моделирования образа, основанную на образной, выразительной речи учителя, использующего для наполнения представлений учащихся яркие, образные выражения, сравнения, аналогии, метафоры. Создание творческой, эмоционально насыщенной

атмосферы на уроке изобразительного искусства — основополагающее психолого-педагогическое условие развития художественно-образного мышления младших подростков.

Урок-игра является самой «нестандартной» формой проведения занятий в процессе развития художественно-образного мышления у подростков. И таким видом занятия часто пренебрегают учителя, не уделяя должного внимания этой проблеме. А ведь интерактивность, интерес, увлекательность, новые знания и закрепление пройденного — те аспекты развития образного мышления, которые в полной мере позволят младшим подросткам лучше понять прочную связь искусства с окружающим миром.

Обозначая эффективные виды занятий по изобразительному искусству в русле нашей проблемы, необходимо сказать, что доминирующей типологией занятий будет комбинированный тип урока, так как развитие художественно-образного мышления — сложный и многогранный процесс.

Помимо данных форм обучения, в контексте развития художественно-образного мышления младших подростков особую роль играют методические средства. Считаем, что для эффективного развития художественно-образного мышления важно применение комплексной системы методов на уроках комбинированного типа с использованием средств информационно-коммуникативных технологий (далее — ИКТ). Анализ современной методической литературы, рассматривающий вопрос создания выразительного образа в работах учащихся младшей и средней школ, показал, что применение средств ИКТ в педагогическом процессе расширяет возможность влияния на формирование необходимых компетенций личности. ИКТ интересует нас не только с позиций подмены классических наглядных материалов и пособий, но, прежде всего, как современное средство развития художественно-образного

мышления учащихся 4-5 классов на уроках изобразительного искусства.

Применяя в формирующей группе нашего эксперимента средства информационно-коммуникативных технологий как средства интерактивного (с непосредственным участием в формировании визуального образа учеников) воздействия на формирование художественного образа, при контрольном срезе параллельных классов получаем увеличение выразительности и «образности» в рисунках в усредненных показателях на 9% выше, чем в констатирующей группе. Выявлено доминирование повествовательно-описательного, «раздумывающего» характера образов, более свободное использование изобразительных техник.

Заметим, что при любом обучении усвоение художественных компетенций происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств учащихся. Учет индивидуальных особенностей детей — одно из ведущих условий развития мышления младших подростков.

Важное значение в учебно-воспитательном процессе необходимо уделять одному из главных дидактических принципов — последовательности и систематичности. Особое внимание этому следует уделять при реализации данного принципа в 4 классе, так как он является переходным в среднюю школу. Если предмет «Изобразительное искусство» в начальных классах ведется несистематически или преподавателем, не имеющим художественного образования, у учащихся не развиваются образное мышление, художественно-творческие способности, тогда все проблемы переходят на следующий учебный этап. В средней школе учителю придется столкнуться с дополнительными проблемами: это и борьба со страхом перед неудачей, и разрушение сложившегося комплекса неуверенности в своих способностях, и отсутствие интереса к изобразительной деятельности и т. п. По-

этому учителю будет необходимо сначала пробудить интерес к изобразительной деятельности и только потом перейти к обучению и к качественному развитию творческих компетенций.

В определении качественного уровня мы различаем три вида подготовки учащихся.

Начальный (исходный) уровень — показывает имеющийся уровень подготовки у учащихся в начале обучения (диагностируется в каждом классе в начале учебного года), определяет содержание и направление учебно-воспитательного и развивающего процесса на достижение поставленных задач развития художественно-образного мышления младших школьников.

Достигнутый уровень — показывает достигнутый в ходе обучения уровень развития художественно-образного мышления у учащихся (определяется в каждом классе в конце учебного года).

Нормативный уровень — определен образовательным стандартом общего образования и программой для каждого класса (45 классы).

Исходя из трех качественных определений художественного образа (формы, содержания и материала), мы разработали

критерии оценки, показывающие уровень развития художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов, на основе анализа рисунков (с натуры, тематических, декоративных), разделив их на три блока (табл. 1):

I — блок критериев (параметров), оценивающий форму художественного образа в рисунках младших школьников.

II — блок критериев, оценивающий содержание художественного образа в рисунках младших школьников.

III — блок критериев, оценивающий материально-техническое исполнение художественного образа в рисунках младших школьников.

При разработке критериев мы опирались на методические материалы, позволяющие рассматривать рисунки детей как результат обучения изобразительной деятельности, способствующей развитию художественно-образного мышления.

Нами выделено пять уровней развития художественно-образного мышления младших подростков, соотнесенных с принятой в общеобразовательной школе пятибалльной системой оценивания деятельности учащихся (табл. 2).

Таблица 1

Форма художественного образа Содержание художественного образа Материально-техническое исполнение художественного образа

Графическое решение образа; композиционное решение образа; художественно-образное решение рисунка Тематическая композиция; пейзаж; портрет; декоративная композиция Примитивный уровень; удовлетворительный уровень; свободный уровень; творческий уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обозначение уровня Оценка в баллах Название и содержание уровня

Высокий 1 -й вариант 5 Художественно-творческий уровень

2-й вариант 5 Учебно-творческий уровень

Средний 4 Общеучебный уровень

Ниже среднего 3 Проблемный уровень

Низкий 2 Критический уровень

Таблица 2

Оценка качества реализации художественного образа в творческих работах учащихся 4-5 классов выставляется по четырехбалльной системе (исключая «единицу»).

Базой исследования послужило МОУ «Мишутинская средняя общеобразовательная школа» Московской области. Экспериментальная методика апробировалась студентами 1У-У курсов художественно-графического факультета Московского педагогического государственного универси-

тета в течение педагогической практики в школах города Москвы: № 46, 58, 80, 109, 588, 1637.

Данные оценки качества художественно-образной составляющей учебно-творческих работ младших подростков представлены в таблице 3.

Результаты данных сравнительного анализа, полученные в ходе констатирующего и формирующего эксперимента, приведены в диаграмме.

Таблица 3

Уровни Оценка в баллах Контрольный класс (констатирующий эксперимент), 49 чел. Экспериментальный класс (формирующий эксперимент), 46 чел.

Высокий 1-й вариант 5 0% 7 чел. (15%)

2-й вариант 5 13 чел. (26,5%) 21 чел. (46%)

Средний 4 20 чел. (41%) 8 чел. (17%)

Ниже среднего 3 9 чел. (18%) 6 чел. (13%)

Низкий 2 7 чел. (14%) 4 чел. (8%)

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

□ Низкий

□ Ниже среднего

□ Средний

□ Высокий 1

□ Высокий 2

4 кл. (К) 4 кл. (Ф) 5 кл. (К) 5 кл. (Ф)

Диаграмма развития художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов (сравнительный этап): — констатирующий эксперимент; Ф — формирующий эксперимент

Как видно из представленной диаграммы, общие данные по классам в констатирующем эксперименте колеблются около средних значений. Отношение «изобразительности» к «выразительности» в этих классах — на уровне «удовлетворительно» и «хорошо». Экспериментальная группа имеет более высокий средний балл, отмечается художественно-творческий уровень решения художественного образа.

Сравнительный анализ полученных данных с результатами констатирующего эксперимента позволил обнаружить значительные изменения, свидетельствующие о хороших результатах сформированности творческих компетенций у учащихся экспериментальных классов, которые успешно справились с заданиями по рисованию с натуры, тематическому и декоративному рисованию.

Подводя итог рассмотренным нами компонентам художественно-образного мышления, сформулируем ключевые выводы.

Во-первых, развитие художественно-образного мышления в младшем подростковом возрасте зависит от индивидуальных особенностей, таких как тип и характер мышления (функциональная асимметрия головного мозга). Активно формируются осознанность, логичность, критичность и самоконтроль мышления.

Во-вторых, возрастная периодизация меняет характер психических процессов:

- воображение приобретает более избирательный, направленный характер, зависящий от конкретных личностных интересов;

- память, как и воображение, носит избирательный характер, долго хранит яркие впечатления и явления мира; повышается роль процессов выделения осмысленных связей с их последующей практической реализацией;

- внимание становится более сосредоточенным, интенсивным, объем «полез-

ной» информации, получаемой из среды, увеличивается; способность длительно сохранять и переключать внимание с одного предмета на другой с возрастом увеличивается;

- представление вместе с вниманием и памятью становится более содержательным, структурным и носит эмоционально окрашенный характер, процесс построения становится быстрее;

- ассоциативность обретает явный и обобщенный характер сопоставления, становится богаче и разнообразней.

В-третьих, мышление сохраняет наглядно-эмпирический характер. Формирование ИКТ-компетентности протекает в новом качестве, огромно влияние интерактивности.

Говоря об особенностях психолого-педагогических условий развития художественно-образного мышления в младшем подростковом возрасте, особо отметим применение дидактических принципов, форм занятий и методов преподавания предмета «Изобразительное искусство», направленных на развитие художественно-образного мышления. Личность учителя изобразительного искусства и его профессиональная компетентность важны для реализации творческого потенциала учащихся. В учебно-творческом процессе нет мелочей, поэтому даже эмоциональный настрой учителя передается учащимся и влияет на их творческую продуктивность. Социальный фактор является одним из ведущих в формировании личности младшего подростка. Творческая рабочая атмосфера в классе создает необходимые условия для формирования и развития художественно-образного мышления младших подростков. Тематическое рисование, рисование с натуры и декоративное рисование — основные виды занятий, развивающие творческие компетенции и художественно-образное мышление учащихся 4-5 классов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.

2. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. М.: Гардарики, 2002.

3. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1979.

4. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.

5. НемовР. С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.

6. Психологический журнал. М.: Наука; Российская Академия наук. 2001. Т. 22. № 2. С. 75-86.

7. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. (Серия «Мастера психологии»).

9. Терещенко Н. А. Развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства: Дис. ... канд. пед. наук. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2005.

10. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 1981.

11. Эстетика: словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.

REFERENCES

1. Vygotskij L. S. Sobranie sochinenij: V 6i t. T. 2: Problemy obschej psihologii / Pod red. V. V. Davydova. M.: Pedagogika, 1982.

2. Zinchenko V. P. Psihologicheskie osnovy pedagogiki. M.: Gardariki, 2002.

3. Kon I. S. Psihologija junosheskogo vozrasta: Problemy formirovanija lichnosti: Ucheb. posobie dlja stu-dentov ped. institutov. M.: Prosveschenie, 1979.

4. Lejtes N. S. Umstvennye sposobnosti i vozrast. M.: Pedagogika, 1971.

5. NemovR. S. Psihologija. V 3 kn. Kn. 2. Psihologija obrazovanija. M.: Prosveschenie; VLADOS, 1995.

6. Psihologicheskij zhurnal. M.: Nauka; Rossijskaja Аkademija nauk. 2001. T. 22. № 2. S. 75-86.

7. Psihologija: Slovar' / Pod obsch. red. A. V. Petrovskogo, M. G. Jaroshevskogo. M.: Politizdat, 1990.

8. Rubinshtejn S. L. Osnovy obschej psihologii. SPb.: Piter, 1999. (Serija «Mastera psihologii»).

9. Tereschenko N. A. Razvitie hudozhestvenno-obraznogo myshlenija mladshih shkol'nikov na urokah izob-razitel'nogo iskusstva: Dis. ... kand. ped. nauk. M.: Mosk. ped. gos. un-t, 2005.

10. Hrestomatija po obschej psihologii. Psihologija myshlenija / Pod red. Ju. B. Gippenrejter, V. V. Petuho-va. M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1981.

11. Estetika: Slovar' / Pod obsch. red. A. A. Beljaeva i dr. M.: Politizdat, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.