Научная статья на тему 'Художественный образ в изобразительной деятельности учащихся'

Художественный образ в изобразительной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1714
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЗАМЫСЕЛ / МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипникова Е. В.

В статье рассматриваются условия формирования художественного образа в изобразительной деятельности учащихся художественных школ, исследуется роль замысла в процессе рисования. Анализируются проблемы, связанные со снижением интереса к рисованию у подростков, даются методические рекомендации по совершенствованию образного мышления у учащихся, формированию полноценных представлений, необходимых для создания изображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC IMAGE IN THE VISUAL ACTIVITY OF STUDENTS

The article deals with the conditions of the formation of an artistic image in the visual activity of students of art schools, examines the role of conception in the drawing process. The article analyzes the problems connected with the reduction of interest in drawing of adolescents, gives methodological recommendations for improving the creative thinking of students, and the formation of full representations necessary to create an image.

Текст научной работы на тему «Художественный образ в изобразительной деятельности учащихся»

УДК 378. 147:75

художественный образ в изобразительной деятельности учащихся

В статье рассматриваются условия формирования художественного образа в изобразительной деятельности учащихся художественных школ, исследуется роль замысла в процессе рисования. Анализируются проблемы, связанные со снижением интереса к рисованию у подростков, даются методические рекомендации по совершенствованию образного мышления у учащихся, формированию полноценных представлений, необходимых для создания изображения.

Ключевые слова: художественный образ, зрительное восприятие, замысел, мышление, образное мышление, представление, восприятие, изобразительная деятельность.

E. B. CHpunHUHoea E. V. Skripnikova

ARTISTIC IMAGE IN THE VISUAL ACTIVITY OF STUDENTS

The article deals with the conditions of the formation of an artistic image in the visual activity of students of art schools, examines the role of conception in the drawing process. The article analyzes the problems connected with the reduction of interest in drawing of adolescents, gives methodological recommendations for improving the creative thinking of students, and the formation of full representations necessary to create an image.

Keywords: artistic image, visual perception, conception, thinking, creative thinking, representation, perception, visual activity.

Изобразительная деятельность человека напрямую связана с такими важнейшими психическими функциями, как зрительное восприятие, моторная координация, речь, мышление. При этом занятия рисованием не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывают их между собой, помогая ребенку упорядочить усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире, играя, таким образом, роль одного из механизмов совершенствования всего организма и психики в частности.

Изобразительная деятельность ребенка - одно главных средств его самовыражения, в котором проявляются многие стороны детской психики. Рисунок является средством познания, посредством которого обнаруживаются особенности мышления, воображения, эмоционального состояния. Рисунок позволяет наиболее глубоко осмыслить интересующие ребенка явления, события действительности. Поэтому, как известно, каждый дошкольник и младший школьник с увлечением рисует. К началу подросткового возраста это увлечение, однако, в большинстве случаев проходит; верность рисованию сохраняют, как правило, художественно одаренные дети. Распространенно мнение, что к подростковому возрасту рисование исчерпывает свои биологические функции, его адаптивная роль снижается. Ребенок переходит к более высокому уровню абстракции, на первый план выступает слово, позволяющее с большей легкостью, чем рисование, передавать сложность окружающего мира, разнообразных событий и отношений. Тем не менее психологические исследования доказывают, что в подростковом возрасте изобразительное искусство остается важнейшим средством и интеллектуального и психического развития.

Можно назвать массу обстоятельств того, почему изобразительная деятельность перестает интересовать подростка, но главная причина в том, что возросшие потребности ребенка, повысившаяся требовательность к себе и собственному творчеству не позволяют ему создавать удовлетворяющие его изображения.

В подростковом возрасте происходит активная перестройка сознания, вызванная изменениями в системе отношений

детей с окружающей действительностью и другими людьми. Существует немало прямых и косвенных данных, подтверждающих то, что в сюжетных рисунках отражаются многие важные стороны отношения детей к действительности и к другим людям. Не нужно забывать, что в подростковом возрасте большое место занимают социальные отношения, поиск своего места в обществе. В свою очередь, занятия рисованием помогают ребенку определиться, позволяют разобраться в сложных человеческих взаимоотношениях.

В. Д. Гуржапов, исследуя рисунки подростков, выявил в них нарушение целостности замысла, которое выразилось в изменении оценки главного и второстепенного в событии, что не позволяло юным художникам достичь желаемого результата даже на уровне их изобразительных возможностей, так как они не могут верно спланировать свою работу. Анализируя детские рисунки, можно выделить три уровня развитости замысла: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень наблюдается у учащихся, которые самостоятельно не могут найти источник замысла для рисунка. Они способны действовать только по образцу или указанию учителя. Образы наблюдений и представлений достаточно скудны. Как показывают психологические исследования [1], такие дети редко связывают свой личный опыт (и житейский, и культурный) с рисованием, считая, что изображать надо только то, что умеешь, что уже рисовал раньше или что показывали взрослые. На рисунках таких детей, независимо от задания, повторяются одни и те же объекты, изображенные почти одинаково (солнышко с краю листа, домик-конура с трубой, дерево-морковка, цветочки-ромашки; фигуры людей отличаются в лучшем случае, одеждой и прической).

Средний уровень типичен для учащихся, запас образов наблюдения и воображения которых актуализируется только в том случае, если на определенный замысел их кто-то навел, из которого ребенок выбирает то, что соответствует опыту его наблюдений и впечатлений. В этом случае он выполняет интересные, оригинальные рисунки. В том случае, если такой подсказки не было, ребенок оперирует шаблонами.

Высокий уровень демонстрируют дети, которым достаточно только задать тематику работы, и они быстро находят замысел для своего рисунка. Рисунки таких детей отличаются как необычностью выбранного сюжета, так и оригинальностью изобразительного решения.

Анализ работ подростков доказывает, что с формированием замысла, поиском художественного образа у большинства из них существуют проблемы, отсюда вытекает вопрос, так каким же образом исправить данное положение?

Замысел отличается осмысленностью и устойчивостью, что обусловливает конкретную установку на наблюдение, а качество его формирования зависит от наличия у рисующих четких представлений, которые будут складываться в процессе целенаправленного наблюдения. Теоретической основой разработки метода формирования замысла будущего рисунка служат исследования по психологии представления (Б. Г. Ананьева, Н. Н. Волкова, Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и др.). Поскольку представления - это образы предметов и явлений, в данный момент не воспринимаемые, но воспринятые ранее в той или иной комбинации, то они выступают в роли своеобразного эталона, с которым сравнивается наблюдаемое. Чем эти представления ярче и богаче, тем достоверней и убедительней формируется замысел будущего изображения.

Л. Г. Медведев в своем исследовании подчеркивает, что процесс создания художественного образа проходит две стадии развития: формирование умозрительного замысла, включающего в себя единство содержания и формы, и воплощение умозрительного образа в соответствующую материальную форму. Автор справедливо отмечает, что художественный образ формируется в процессе анализа совершенно конкретных предметов, когда единичное передается во всей сложности, многогранности, обобщенности и подчиненности идейному замыслу художника [2, с. 24].

Таким образом, любой образ начинается с замысла. Способен ли ребенок создать художественный образ? Качество изображения ребенка развивается постепенно, по мере его взросления. Как известно, дети обладают неодинаковыми задатками, поэтому и рисунки их различаются и по художественной выразительности, и по технике исполнения. Очень часто детский рисунок говорит не о способностях ребенка, а о степени обученнос-ти. В рисунках одаренных детей отсутствуют изобразительные штампы, выразительные средства рисунка или живописи они используют достаточно убедительно, само изображение отличается законченностью и целостностью. Другие дети, особенно эта тенденция усиливается к подростковому возрасту, используют штампы, боясь от них отказаться (белый снег, зеленая трава, солнце в углу листа и проч.). В этом случае о формировании какого-либо образа говорить не приходится.

Итак, в своем рисунке подросток пытается передать не конкретные зрительные впечатления, а совокупный результат личного знания о мире. Чем эти знания полноценнее, богаче, чем отчетливее у него образ представления, тем более убедительным будет художественный образ.

Полноценный художественный образ возникает не сразу, а постепенно, развиваясь из интеллектуального и изобразительного познания действительности сначала простых форм, затем более сложных. Поэтому задача поиска образа для учащихся вполне посильна, только критерии оценива-

ния должны выдвигаться несколько иные, чем для оценивания работы взрослого.

Как мы отметили, любой образ начинается с замысла. В процессе рождения художественного замысла большое значение имеют две составляющие: включение эмоций в изобразительный процесс, как побудителей любого творчества, и полноценных представлений, необходимых для воплощения образа. Другими словами, для рождения нового необходимо сочетание яркого эмоционального и в то же время объективного и многостороннего осмысления мира.

Формирование полноценного представления, необходимого для рождения композиционного замысла, предполагает длительное и целенаправленное восприятие объектов изображения. На начальных этапах обучения это будут прежде всего объекты живой и неживой природы. Например, предметы постановок, которые учащийся должен изучить не только в рамках целей и задач изобразительной грамотности - форма, конструкция, объем, тон и проч. Обучающийся должен уметь абстрагироваться от этих задач, учиться наряду с этим решать задачи творческого характера: увидеть в обычном бытовом предмете образ, необычный и оригинальный. К примеру, преподаватель, используя в качестве объекта обычный чайник, может предложить учащимся через такие средства выразительности, как цвет и стилизация формы создать «характер» чайника («кипящий от ярости» или «добродушный»), ученик должен антропомофизировать неодушевленный предмет. Другими словами, обычный предмет натюрмортной постановки выступает здесь средством решения различных задач, как академических, так и эмоционально-образных. По мере взросления школьника эти задачи (образные, композиционные, колористические) должны, соответственно, усложняться.

В подростковом возрасте, особенно на занятиях по композиции, целесообразно уделять внимание такому сложному объекту изображения, как человек. Поскольку подростки стремятся изображать именно людей, взаимоотношения между ними, сюжетное рисование в этот период для них наиболее предпочтительно. В этой связи следует предоставлять учащимся возможность самостоятельного поиска и наблюдения объектов будущего изображения. Но творческий интерес в таких заданиях должен сочетаться с исследовательским. Например, для успешного решения тематических композиций «День города», «Мой класс», «Каникулы» и др. перед учащимися следует поставить задачу внимательно наблюдать за людьми и постараться заметить такие детали, которые раннее ускользали от внимания, результаты своих наблюдений отразить в набросках и зарисовках. Непосредственно на уроке происходит обсуждение задания, анализируются выполненные наброски.

Для организации представлений, в соответствии с замыслом изображения, очень важно уметь ими свободно оперировать, другими словами, владеть динамическим, подвижным образом. Для достижения этой цели важно изучить объект со всех сторон, как видимых, так и невидимых. Зарисовки объектов со всех сторон должны сопровождать каждое занятие по изобразительному искусству. Краткосрочное рисование до сих пор остается практически невостребованным видом деятельности в художественной школе. В современной художественной школе, к сожалению, практически не уделяется внимания этому виду рисования. В то время как привязанность ученика к одному месту и рассмотрение предмета

Гуманитарные исследования • 2017 • № 2 (15)

109

с одной точки зрения, определенной местом за столом или мольбертом, совершенно не способствует изучению объекта. Поэтому объект для изображения следует постоянно поворачивать, а учащихся менять местами.

Методичное использование в рисовании устоявшихся композиционных закономерностей значительно облегчает процесс реализации замысла, но их применение требует крайней осторожности. Решение определенных композиционных задач, целенаправленно поставленные педагогом на уроках как в формальных упражнениях, так и в длительных заданиях формирует у учащихся умение подчинять композиционные принципы идее изображения.

На формирование замысла детей всегда влияет реальность, их опыт общения с готовыми продуктами культуры -книгами, картинами, музыкой, кино- и телефильмами и т. п. Важным источником замысла в детском творчестве является художественная литература, особенно сказки. Нередко в роли готового замысла выступают сюжеты и образы мультипликационных и игровых кино и телевизионных фильмов, влияние которых не всегда полезно, потому что закрепляют в рисунках штампы изображений, чем ограничивают развитие творческой фантазии ребенка.

Произведения изобразительного искусства влияют на воображение детей главным образом тем, что не только наводят их на источник замыслов в окружающей действительности, но и показывают в ней то интересное, чего раньше они не замечали. В развитии эстетического вкуса, в воспитании способности выбирать объекты для изучения и восприятия велика роль педагога. Л. А. Ивахнова выделя-

УДК 378

к вопросу о реализации принципа

академической свободы в современном университетском образовании

В статье дается изложение вариантов реализации принципа академической свободы в теории и практике университетского образования. Со времени появления первых университетов наблюдались две противоположные тенденции: одна из них - нацеленность на получение и тиражирование фундаментальных знаний; другая - на получение высококлассной практической профессиональной подготовки. Важнейшим условием реализации гуманистического характера образования являются академические свободы, предоставляющие всем субъектам образовательного процесса свободу выбора в процессе профессиональной подготовки. Традиционно академическая свобода включает в себя такие элементы, как свобода преподавания и свобода студентов. Академическая свобода преподавателя сегодня заключается в выборе им приоритета исследовательского или преподавательского треков.

Ключевые слова: принцип академической свободы, высшее образование, академическая свобода преподавания, академическая свобода исследования.

ет ряд психологических особенностей для организации восприятия искусства. Она особо подчеркивает, что эстетическое воздействие искусством должно быть систематичным, первое впечатление от картины должно перейти в целенаправленное рассматривание, иначе оно начнет угасать, учитель должен избегать простого пересказа сюжета картины. Необходимо разъяснение сюжета, наложенное на композиционную схему, серьезный разговор о средствах выразительности, использованных художником [3, с. 103].

В замыслах рисунков подростков явственно проявляется новая тенденция во взглядах детей на окружающий их мир. Умение анализировать изобразительную деятельность детей на уроках очень важно для педагога, поскольку в замыслах рисунков всегда просвечивает личность учащегося, а это открывает пути для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

1. Гуружапов В. А. Образ человека в замыслах сюжетных рисунков детей 9-10 лет // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С. 94-98.

2. Медведев Л. Г. Академический рисунок в процессе художественно-образного образования. Омск : Издат. дом «Наука», 2008. 290 с.

3. Ивахнова Л. А. Профессинальная деятельность учителя изобразительного искусства : учеб. пособие. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2003. 130 с.

© Скрипникова Е. В., 2017

Т. О. Соловьёва, Д. Н. Соловьёв T. O. Soloveva, D. N. Solovyev

TO THE ISSUE OF REALIZATION OF ACADEMIC FREEDOM PRINCIPLE IN MODERN UNIVERSITY EDUCATION

The article describes the options of realization of the principle of academic freedom in the theory and practice of university education. Since the appearance of the first universities, two contradictory tendencies have been observed: one of them is the focus on receiving and replicating fundamental knowledge; the other - on receiving practical high-quality professional training. The most important condition for the realization of the humanitarian nature of education is academic freedom, which gives all subjects of the educational process the freedom of choice in the process of professional training. Traditionally, academic freedom includes such elements as freedom of teaching and freedom of students. Today's academic freedom of the teacher consists of his choice of the priority of the research or teaching tracks.

Keywords: the principle of academic freedom, higher education, academic freedom of teaching, academic freedom of research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.