Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities/
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumcmitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/
ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)
Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ THEORY AND METHODS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING
IN SECONDARY SCHOOL
Научная статья
УДК 372.881.1
DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-1-105-112
Значимость начального иноязычного образования для языковой подготовки обучающихся общеобразовательной школы: теоретический аспект проблемы исследования
Наталья Александровна ГОНЧАРОВА*, Наталия Владимировна МЕЛЕХОВА,
Сергей Сергеевич УЛЬЯНОВ
ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» 393760, Российская Федерация, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101
*Адрес для переписки: [email protected]
Аннотация. Подчеркнута значимость начального иноязычного образования младших школьников для дальнейшего изучения иностранного языка в основной и средней школе. Детально рассмотрено понятие «начальное иноязычное образование»; выявлены аспекты и специфика начального иноязычного образования, представленные в методической науке с 1940 г.; проанализированы термины «обучение языку» и «усвоение языка». В рамках исследования обращено внимание к требованиям Федерального государственного образовательного стандарта в области реализации начального иноязычного образования, определена роль младшего школьника в обучении иностранному языку. Обосновано, что навыки и умения владения иностранным языком, сформированные в начальной школе, являются базой для дальнейшего овладения обучающимися иностранным языком с целью осуществления полноценной иноязычной коммуникации. Спецификой начального образования является игровая деятельность, закладывающая основы естественного овладения иностранным языком младшими школьниками. Основным преимуществом игровой деятельности в сравнении с другими видами деятельности является обеспечение естественных мотивов для осуществления основных речевых действий младшим школьником. Опора на родной язык и учет закономерностей овладения родной речью при обучении иностранному языку выступают в качестве важнейших характеристик начального иноязычного образования. Сформулирован вывод, что изучение иностранного языка в начальной школе происходит естественно и по тем же каналам, что и освоение родного языка.
Ключевые слова: начальное иноязычное образование, обучение языку, усвоение языка. Федеральный государственный образовательный стандарт, навыки и умения осуществления иноязычной коммуникации, аспекты иноязычного образования
Для цитирования: Гончарова Н.А., Мелехова Н.В., Ульянов С.С. Значимость начального иноязычного образования для языковой подготовки обучающихся общеобразовательной школы: теоретический аспект проблемы исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 1. С. 105-112. https://doi.org/10.20310/ 18100201-2022-27-1-105-112
Original article
DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-1-105-112
The importance of primary foreign language education for the language training of general school students: the theoretical aspect of the research problem
Natalya A. GONCHAROVA*, Nataliya V. MELEKHOVA, Sergey S. ULYANOV
Michurinsk State Agrarian University 101 Internatsionalnaya St., Michurinsk 393760, Tambov Region Russian Federation * Corresponding author: [email protected]
Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная
© Гончарова Н.А, Мелехова Н.В, 2022
Abstract. The importance of primary foreign language education of younger school students for further study of a foreign language in secondary and high schools is emphasized. The concept of "primary foreign language education" is studied in detail, the aspects and specifics of primary foreign language education presented in methodological science since 1940 are identified, the terms "language learning" and "language acquisition" are analyzed. Within the framework of the article, we addressed the requirements of the Federal State Educational Standard in the field of implementation of primary foreign language education and determined the role of the younger student in teaching a foreign language. It is substantiated that the skills and abilities of foreign language proficiency formed in elementary school are the basis for further mastering of a foreign language by students in order to implement full-fledged foreign language communication. The specific trait of primary education is a game activity that lays the foundations for the natural mastery of a foreign language by younger students. The main advantage of playing activities in comparison with other types of activities is the provision of natural motives for the implementation of basic speech actions by young students. Reliance on the native language and consideration of the patterns of mastering native speech when teaching a foreign language are the most important characteristics of primary foreign language education. The conclusion is made that learning a foreign language in elementary school occurs naturally and through the same channels as mastering the native language.
Keywords: primary foreign language education, language learning, language acquisition. Federal State Educational Standard, skills and abilities of foreign language communication, aspects of foreign language education
For citation: Goncharova N.A., Melekhova N.V., Ulyanov S.S. Znachimost' nachal'nogo inoya-zychnogo obrazovaniya dlya yazykovoy podgotovki obuchayushchikhsya obshcheobrazovatel'noy shkoly: teoreticheskiy aspekt problemy issledovaniya [The importance of primary foreign language education for the language training of general school students: the theoretical aspect of the research problem], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 1, pp. 105-112. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2022-27-1-105-112 (In Russian, Abstr. in Engl.)
'3'
ВВЕДЕНИЕ
Значимость владения иностранным языком не вызывает сомнения. Также не может вызвать сомнения и тот факт, что базу для прочного овладения иностранным языком с целью осуществления полноценной иноязычной коммуникации составляют навыки и умения владения иностранным языком, сформированные в начальной школе, когда обучающиеся впервые приступают к познанию иных фонетических, лексических, грамматических аспектов коммуникации, разнящихся от аналогичных аспектов родного языка. Однако не всегда значимости начального иноязычного образования придавалось огромное значение.
Так, начиная с 1940 г., понятие «начальное иноязычное образование» в отечественной науке прошло долгий путь становления. Каждый отрезок пути - этап - характеризовался новыми открытиями в методике обучения иностранным языкам в начальной школе, отмечался следованиям государственным указам и подчинялся развитию тенденций изучения иностранных языков (далее ИЯ) согласно требованиям времени.
Несколько крупных экспериментов были проведены в 1987 г., а также в 2002-2004 гг., в ходе которых проверялись новые идеи и подходы к обучению иностранным языкам в начальной школе, послужившие созданию методических комплектов для обучающихся. Далее предмет «Иностранный язык» приобрел статус обязательной учебной дисциплины в системе начального образования, в результате чего в 2002 г. был разработан и издан проект образовательного стандарта начального общего образования, на основе которого впоследствии создавалась программа преподавания ИЯ в начальной школе. Позже, через 2 года, образовательный стандарт начального общего образования по ИЯ был закреплен законодательно и стал действовать в общероссийском масштабе1.
1 Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего и среднего (полного) образования: федеральный компонент
Целью исследования является теоретическое обоснование значимости и сущности начального иноязычного образования для иноязычной подготовки обучающихся, выпус-тившихся из начальной школы и перешедших в основную и далее в среднюю школу.
МЕТОДЫ
Методами исследования, положенными в основу настоящей работы, являются: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, контент-анализ основных аспектов начального иноязычного образования, обобщение имеющихся значимых точек зрения на проблему начального иноязычного образования младших школьников.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Под Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) понимается совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию2. Последние изменения во ФГОС были представлены в 2020 г.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего
государственного стандарта общего образования утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089. Доступ из СПС «Гарант».
2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 24.08.2021).
профессионального и высшего профессионального образования3.
В данных документах также представлены обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания области «Иностранный язык», среди которых:
- формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы;
- формирование начальных навыков и умений общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, развитие иноязычных коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Далее рассмотрим понятие «начальное иноязычное образование», имеющееся в методической науке. Согласно существующему мнению, под «начальным иноязычным образованием» понимается социально и индивидуально обусловленный процесс и результат коммуникативного, когнитивного и нравственного развития и саморазвития личности младшего школьника, процесс формирования способности обучающегося использовать иностранный язык как средство общения с представителями иной культуры [1]. В результате у выпускника начальной школы должны сформироваться личностные качества, ценностные ориентации и способности, которые обучающийся не имел ранее [2]. Специфика иноязычного образования определяется многоаспектностью данного понятия.
Так, в отечественной методике выделяются 4 аспекта иноязычного образования: развитие, воспитание, учение и обучение [1]. Рассмотрим каждый аспект более подробно.
Под развитием понимается когнитивное (интеллектуальное) развитие и саморазвитие
3 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897). URL: https://fgos.ra/ (дата обращения: 24.08.2021).
личности младшего школьника, комплекса его способностей и готовностей к использованию ИЯ как средства общения, а также развитие и поддержание интереса к новому языку и иной культуре.
Под воспитание попадает нравственное развитие и саморазвитие младшего школьника в процессе изучения неродных языков и культур. Развитие и воспитание являются приоритетными аспектами начального иноязычного образования на том основании, что на уроках иностранного языка обучающийся учится отстаивать свое мнение, самостоятельно или в группе решать иноязычные коммуникативно-познавательные задачи, знакомится с культурами стран изучаемого языка.
Учение предполагает познание школьником языковых средств, культуры страны изучаемого языка и овладение иноязычной речевой деятельностью как новым способом общения. Однако учение младшего школьника невозможно без обучения, так как на уроке иностранного языка должно осуществляться сотрудничество - совместная работа учителя и школьника.
Под обучением понимается специально организованная педагогическая деятельность, обеспечивающая овладение младшими школьниками иностранным языком как средством иноязычного общения с представителями иной культуры. Обучение в начальном иноязычном образовании представляет не только процесс управления учебной деятельностью обучающихся по овладению иностранным языком, но и создание благоприятных условий для успешности, самостоятельности, творчества младшего школьника и развития его личности.
Попутно заметим, что главной целью общего школьного образования является развитие и воспитание нравственной личности, готовой и способной к созидательной творческой деятельности. Полагаем, что подобное развитие, безусловно, связано с формированием навыков и умений владения иноязычной речью. Наиболее точное и краткое определение понятию «речь» предложила
И.А. Зимняя, согласно мнению которой, речь -это способ формирования и формулирования мысли [3]. Полагаем, что самостоятельную иноязычную речь у младших школьников возможно формировать при условии, когда дети формируют и формулируют свои мысли и выражают их самостоятельно на иностранном языке (пусть даже на самом элементарном уровне), а не когда повторяют многократно за учителем слова и речевые образы [1].
Как известно, для успешного обучения иностранному языку необходимо создать мотив. В повседневной жизни ребенок всегда имеет мотив для каждого речевого и неречевого действия. Мы уверены, что игровая деятельность становится той самой внутренней естественной мотивацией к осуществлению иноязычной речевой деятельности для младшего школьника, начинающего осваивать иностранный язык. Ребенку необходимо видеть результат собственного практического применения иностранного языка. Исследователями замечено, что игра, как способ мотивации младшего школьника, является одной из специфик начального иноязычного образования, а также является для ребенка психологическим оправданием для перехода на новый язык в условиях, когда естественной потребности в этом языке нет [4].
В возрасте с 6-10 лет дети проходят период спокойного и равномерного развития. Это время для наиболее продуктивного овладения системой действий, которая будет необходима обучающемуся на последующих этапах обучения. Многими исследователями отмечалась природная предрасположенность и эмоциональная готовность детей к овладению языками. Так, К.И. Чуковский посвятил свою знаменую книгу «От двух до пяти» ре-четворческой деятельности дошкольников.
В специальных исследованиях также подчеркиваются преимущества раннего обучения иностранному языку, а именно:
- положительное влияние на развитие психических функций (память, мышление, восприятие, воображение), на общие речевые способности ребенка;
- раннее знакомство ребенка с культурами других стран через общение на новом языке.
Исследователи уверены, что наиболее подходящим возрастом для изучения иностранного языка является возраст 5 лет, когда система родного языка усвоена ребенком на достаточном уровне, чтобы начать обучение иностранному языку. Родным языком, согласно «Толковому словарю русского языка», является язык, на котором говорят с раннего детства, перенимая его от родителей и родных4. Иностранный же язык дети познают вне языковой среды, с помощью средств обучения, и не используют в повседневном общении.
В отечественной современной методике определено такое понятие, как «овладение языком» (acquisition), которое имеет ряд отличий от понятия «изучение языка». Так, овладение языком - процесс формирования иноязычных навыков и умений, обеспечивающих возможность пользоваться языком в различных ситуациях общения. Овладение иностранным языком протекает часто неосознанно, интуитивно, непреднамеренно, без целенаправленного усвоения в отличие от процесса изучения языка. Овладение иностранным языком происходит обычно в результате собственной познавательной деятельности. Исследователи уверены, что овладение иностранным языком может проходить по принципам овладения ребенком родным языком. Это неосознанный процесс, который достигается не в каких-либо формальных условиях обучения, а в повседневном контексте. Лингвисты Н. Хомский и Э. Лен-нерберг полагают, что все дети обладают врожденными способностями, которые направляют процесс языкового обучения. По мнению психолингвиста С. Крашена, - специалиста по проблемам прикладной лингвистики, заложившего теоретические основы усвоения второго языка (second language acquisition), - изучение языка - процесс осознанный, включающий в себя изучение пра-
4 Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Адепт: ИДДК ГРУПП, 2003.
вил и языковых средств [5]. Учитывая данный факт, методисты в своих работах делают акцент на том, что при организации образовательного процесса по иностранному языку важными критериями являются учет школьного опыта освоения родного языка и родной культуры, а также учет закономерностей овладения родной речью в онтогенезе, так как именно там представлен скрытый потенциал повышения уровня овладения иноязычной речью обучающимися младших классов [1]. Еще одним фактом, подтверждающим не только специфику, но и значимость начального иноязычного образования, является мысль о том, что именно начальное обучение, интегрирующее в себе процессы практики обучающегося иностранному языку и овладения языком, является одним из основных и, пожалуй, единственно оптимальных способов (путей) получения языкового образования [6].
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- освоение системы знаний, навыков, умений и опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка5.
5 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897). URL: https://fgos.ra/ (дата обращения: 24.08.2021).
В своей работе «Педагогическая психология» И.А. Зимняя акцентирует внимание на важности учебной деятельности младшего школьника, поскольку именно в данном виде деятельности обучающийся может сформировать отношение к себе, миру, окружающим людям и далее реализовать данное отношение уже к содержанию и методам обучения, учителю, школе [4]. Следовательно, в начальной школе формируется личность ребенка, а уроки иностранного языка являются одним из инструментов, способствующих достижению желаемых результатов не только в процессе обучения иностранному языку, но и в процессе становления личности ребенка в целом.
Заметим, что личность определяется как совокупность индивидуальных социально-психологических качеств, характеризующих человека и определяющих систему его отношений к окружающему миру [7]. Начальное иноязычное образование ставит своей целью формирование системы нравственных и культурных ценностей младшего школьника, соответствующих идеалу современного образования. Благодаря языку младший школьник входит в культуру, а иностранный язык способствует расширению культурной картины мира. Дцром культуры являются смыслы, осознать которые человек может только в сравнении, например, своей культуры и новой, изучаемой культуры. Младший школьник, познающий культуру народа - носителя изучаемого языка, повышает собственный статус как субъекта своей культуры [1].
ВЫВОДЫ
Таким образом, впервые требования ФГОС в области начального образования соотнесены с важностью и со спецификой осуществления начального иноязычного образования младших школьников. Иноязычное образование - понятие многоаспектное, включающее в себя учение, воспитание, обучение и развитие. Данными аспектами определена специфика начального иноязычного образования. Игровая деятельность также
является спецификой начального иноязычного образования. Главным преимуществом игровой деятельности выступает обеспечение естественных мотивов для осуществления всех речевых действий младшего школьника. Обучающая игра связана с учебной деятельностью и помогает заложить основы компонентов учебной деятельности, таких как постановка цели, контроль и оценка своих действий и людей вокруг. Важнейшей спецификой начального иноязычного образования выступает опора на родной язык и учет закономерностей овладения родной речью при обучении иностранному языку. Изучение иностранного языка в начальной школе происходит также естественно, как и освоение родного языка. Начальное иноязыч-
ное образование способствует как становлению личности младшего школьника, развивает его потенциал и способности к иноязычному общению с представителями других культур, так и является основой для дальнейшего формирования иноязычных коммуникативных навыков и умений обучающихся общеобразовательной школы. Перспективы дальнейших научных разработок в данном направлении нам видятся в более детальном рассмотрении проблемы влияния раннего изучения иностранного языка на общее интеллектуальное, эмоциональное, волевое развитие личности обучающегося не только начальной школы, но и основной и средней школы.
Список источников
1. Никитенко З.Н. Иностранный язык в начальной школе: теория и практика. М.: Флинта, 2019. 328 с.
2. Гончарова Н.А. Роль дисциплин гуманитарного цикла в нравственном воспитании младших школьников // 12 Пасхальные чтения: материалы двенадцатой науч.-метод, конф. М.: Моск. пед. гос. ун-т, Ин-т филол. и иностр. яз., 2015. С. 135-140.
3. Зимняя II.A. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 219 с.
4. Зимняя II.A. Педагогическая психология. М.: Университет, кн.; Логос, 2008. 384 с.
5. Кг ashen S. Principles and Practice in Second Language Acquisition. N. Y.: Pergamon Institute of English 1982. 202 p.
6. Галъскоеа Н.Д. Современная система обучения иностранным языкам: понятие и особенности // Иностранные языки в школе. 2018. № 5. С. 2-12.
7. Божович Л.II. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
References
1. Nikitenko Z.N. Inostrannyy уazyk v nachal'nov shkole: teoriva i praktika [Foreign Language in Primary School: Theory and Practice]. Moscow, Flinta Publ., 2019, 328 p. (In Russian).
2. Goncharova N.A. Rol' distsiplin gumanitarnogo tsikla v nravstvennom vospitanii mladshikh shkol'nikov [The role of the disciplines of the humanitarian cycle in the moral education of primary schoolchildren], Materialy dvenadtsatoy nauchno-metodicheskoy konferentsii «12 Paskhal 'nyye chteniva» [Proceedings of the 12th Scientific and Practical Conference "12th Easter Readings"]. Moscow, Moscow Pedagogical State University, Institute of Philology and Foreign Languages Publ., 2015, pp. 135-140. (In Russian).
3. Zimnyaya I.A. Psikhologiva obucheniva inostrannvm yazykam v shkole [Psychology of Teaching Foreign Languages at School]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1991, 219 p. (InRussian).
4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskavapsikhologiva [Educational Psychology]. Moscow, Universitetskaya kniga Publ., Logos Publ., 2008, 384 p. (In Russian).
5. Krashen S. Principles and Practice in Second language Acquisition. New York, Pergamon Institute of English, 1982, 202 p.
6. Galskova N.D. Sovremennaya sistema obucheniya inostrannym yazykam: ponyatiye i osobennosti [Modern system of teaching foreign languages: concept and features]. Inostrannvve vazvki v shkole - Foreign languages at School, 2018, no. 5, pp. 2-12. (In Russian).
1. Bozhovich L.I. Liclmost' i eve formirovanive v detskom vozraste [Personality and Its Formation in Childhood]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1968, 464 p. (In Russian).
Информация об авторах
Гончарова Наталья Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков и методики их преподавания, Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская обл., Российская Федерация, ORCID: 0000-0002-7313-5374, nata-alexaiS>mail.ra
Мелехова Наталия Владимировна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков и методики их преподавания, Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская обл., Российская Федерация, nata-alexa®!mail. ru
Ульянов Сергей Сергеевич, ассистент кафедры иностранных языков и методики их преподавания, Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская обл., Российская Федерация, ORCID: 0000-0002-2950-1736, aaa.ulyanoviSiyandex.ra
Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 01.10.2021
Одобрена после рецензирования 24.12.2021
Принята к публикации 14.01.2022
Information about the authors
Natalya A. Goncharova, Doctor of Pedagogy, Professor of Foreign Languages and Methods of Their Teaching Department, Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-7313-5374, nata-alexa(S>mail.ra
Nataliya V. Melekhova, Candidate of Pedagogy, Professor of Foreign Languages and Methods of Their Teaching Department, Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation, nata-alexa(S!mail.ru
Sergey S. Ulyanov, Assistant of Foreign Languages and Methods of Their Teaching Department, Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-2950-1736, aaa.ulyanov(S)yandex.ru
Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.
The article was submitted 01.10.2021 Approved after reviewing 24.12.2021 Accepted for publication 14.01.2022