АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНО-
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 2 Ярышева А.Н. , Арябкина И.В.
1Ярышева Анастасия Николаевна - аспирант;
2Арябкина Ирина Валентиновна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и социальной психологии, факультет педагогики и психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова,
г. Ульяновск
Аннотация: в статье рассмотрена проблема формирования культурно-эстетического воспитания младших школьников во внеурочной музыкально-творческой деятельности, аспекты развития нравственных качеств, а также способностей в современном образовательном учреждении. Рассмотрены главные элементы развития нравственных качеств, а также основные направления. Ключевые слова: культурно-эстетического воспитания младших школьников.
ANALYSIS OF THE PROBLEM OF THE FORMATION OF CULTURAL AND AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN
EXTRACURRICULAR MUSICAL AND CREATIVE ACTIVITIES
12 Yarysheva A.N. , Aryabkina I.V.
1Yarysheva Anastasia Nikolaevna - graduate Student;
2Aryabkina Irina Valentinovna - Doctor of Education, Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND SOCIAL PSYCHOLOGY, FACULTY OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION ULYANOVSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER I.N. ULYANOV,
ULYANOVSK
Abstract: the article considers the problem of the formation of cultural and aesthetic education of younger schoolchildren in extracurricular musical and creative activities, aspects of the development of moral qualities, as well as abilities in a modern educational institution. The main elements of the development of moral qualities, as well as the main directions are considered.
Keywords: cultural and aesthetic education of younger schoolchildren.
УДК 1174
Педагогическая наука уделяет большое внимание проблеме формирования у подрастающего поколения особого механизма взаимодействия с окружающей действительностью, который впоследствии предопределяет роль и место каждой личности в этой действительности. Отношение при этом может рассматриваться как понятие, раскрывающее сущность как внутренней взаимосвязи и взаимодействия каждого из компонентов и явлений окружающей действительности, так и их внешнего индивидуального взаимодействия с личностью человека. При выявлении логико-философского смысла понятия «воспитание» интересным представляется категориальная принадлежность данного понятия к отражению способа, рода бытия и познания человека.
Понятие «культурно-эстетическое воспитание младших школьников» появилось в педагогике искусства сравнительно недавно. Однако предпосылки к его возникновению следует искать в древности, когда провозглашалось стремление к единству рассудка и чувства, в особенностях развития эстетической мысли с древних времен и до наших дней. В данном контексте сама эстетика может быть рассмотрена, прежде всего, как наука, убеждающая человека в существовании прекрасного, совершенного, возвышенного, помогающая человеку вступить с действительностью в культурно-эстетическое отношение.
Понятия «человек» и «воспитание» не могут быть отделимы друг от друга. Потребность личности в самоидентификации является ключевой и содержит в себе, помимо биосоциального, социального, политического, национально-этнического уровней, уровни культурный и цивилизационный. На протяжении жизни человек испытывает потребность в личностной идентификации, т.к. с ее помощью ему удается существовать в гармонии с самим собой, с окружающими его людьми внутри эпохи. Гармоничное существование человека с самим собой подразумевает поиск личностью «образа себя», образа, помогающего найти и установить связь человека с действительностью [2].
Интересно в данном контексте обратиться к культуре и философии Античности, которая за основу долгое время брала идею дедуктивного уподобления природе как средоточия и отражения космических начал и сил. Поэтому цель заключалась в обязательном и необходимом подражании природному началу,
которое полагалось высшим. С этих позиций Пифагор (ок. 580 - 500 гг. до Р.Х.), основатель этико-религиозного общества, целью которого было нравственное обновление, очищение религиозных воззрений, также затрагивает вопрос о добродетели. Пифагор писал: «Если тебя спросят: «Что такое добродетель? -отвечай: «Любомудрие, употребленное в действие» [4, с. 16].
Иной взгляд был у Аристотеля (384 - 322 до н.э.). Рассматривая его эстетическую мысль, необходимо отметить, что именно об этом философе говорят, как о человеке, который ввел в науку категорию «отношение». Аристотель понимал отношение как соотнесение «того, о чем говорят, с тем, что оно есть в связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому...» [7, с. 66]. Рассматривая сущность не что иное, как условие возможности отношений, философ полагал, что любое отношение соотносит сущности определенных видов. Особую роль Аристотель отводил искусству, которое он понимал, как подражание, свойственное человеку по природе. Аристотель писал о том, что людям с детстваприсуще подражание, что они склонны к подражанию в высшей степени, и, более того, первые свои познания получают «посредством подражания». Аристотель утверждал, что подражание «всем доставляет удовольствие», приводя в пример то сильное чувство, которое возникает у человека в момент рассматривания картины. Кроме того, мыслитель неоднократно обращает внимание на значительный образовательный потенциал искусства, признавая за ним способность развивать у человека образное мышление, которое и учит человека «соображать» При этом именно Аристотель, как и другие, считает занятия искусством важнейшим условием возникновения добродетели [6].
На основании этого можно выделить добродетель как одно из проявлений культурно-эстетического отношения личности к действительности в ее практической деятельности, поведении, общении. Следует учесть, что деятельность Аристотеля как философа характеризуется отказом от дедуктивного подхода, присущего многим его предшественникам, и обращением внимания на проблемы и вопросы социального характера. При рассмотрении проблематики, заявленной в настоящем исследовании, значение имеет тот факт, что Аристотель, утверждая принцип индукции в естественнонаучном и социальном познании мира, считал базовыми для преподавания молодым людям гуманитарных дисциплин (мифологии, литературы и логики). Именно в концепции Аристотеля (имеющей, помимо философской, серьезную педагогическую ценность) мы можем увидеть идеи сочетания обучения на принципах формальной логики с явным акцентом на гуманитарное начало (мыслитель считал необходимым подкреплять рассмотрение обильных явлений и фактов действительности, трактовку философских положений и метафизики стихотворным творчеством, иллюстрациями ияркими примерами).
По мнению Демокрита (460 до н.э. — ок. 370 до н.э.), основателя атомистики, критерием для выбора и избегания служат чувства, которые являются проводниками человека в формировании отношения ко всему окружающему. Демо крит пишет о том, что человек внутренней интуитивно выбирает то, что подходит ему (т.е. на подсознательном уровне отбирает близкое, родное). Если же человек чувствует «чуждость или отторжение», он старается избегать взаимодействия. Демокрит считал, что счастье и «спокойствие души» (гармонияв сосуществовании с окружающим миром) и есть основа жизни благоговейной.
Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н. э.), рассуждая о блаженной жизни, считает не менее значимым для человека понятие «благо», поскольку оно «есть непобедимая сила души, опытная в делах, спокойная в действии, с большим человеколюбием и заботливостью к ближним». Высшее благо, по мнению Сенеки, состоит в душе, которая довольная добродетелью и не приемлет, презирает «случайные блага». .
Этическое учение Сократа (469 - 399 г. до н.э.) строится на определении того, что, по мнению философа, составляет счастье и определяет правильный вы бор линии поведения и образа деятельности личности вообще для его достижения. Чрезвычайно важным в русле изучения проблематики становления взглядов на систему культурно-эстетических отношений является перенос Сократом снимания и даже самого предмета философии с идеи связи и единства человека и природы (главенствующей до него) на систему социальных отношений начало нравственного мира и поступков человека. Такой подход привел Сократа и его последователей к тому, что мир присущих человеку отношений не есть лишь отражение природы, т.к. человек не представляет собой отражение и единство с общим принципом природных сил. Для всего последующего за Сократом хода развития эстетической (и не только эстетической!) мысли важной стала его убежденность в том, что причины и основы поведения человека проистекают не из характера общих закономерностей и принципов природы или мира, а из социально-нравственного значения и сути. В центре учения Сократа лежат, таким образом, индуктивные взгляды и подходы индуктивного характера. Для нас же важным является то, что концепт Сократа, имеющий социально-философский характер, с момента его возникновения, принципиально изменил сам характер обучения и воспитания, принципы общего формирования и становления.
Изучив учение Сократа, можно предположить, что именно выбор образа действия, соотносящегося с требованиями всеобщего нравственного закона, делает из людей творцов своей судьбы. Говоря о знании как о добродетели, Сократ признавал, что на поведение человека, помимо знания, влияет еще и чувство симпатии, неприязни, зависти, равнодушия и др.
Таким образом, в трудах философов древности мы находим основания для определения основополагающих смыслов формирования культурно-эстетического отношения личности к
действительности на современном этапе развития цивилизации. Далее важным для нас представляется проследить путь развития эстетической мысли в Европе и России, начиная с XVT-XVTI вв.
Из изложенного выше можно резюмировать, что культурно-эстетическое отношение младших школьников к действительности базируется на развитой духовной, морально-нравственной составляющей личности. Его формирование невозможно без обращения личности к искусству, которое позволяет интегрировать в себе, а значит, и комплексно воздействовать на все компоненты отношения.
Список литературы /References
1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б.Г. Ананьев; Рос. акад. наук. Ин-т психологии. Москва: Наука, 2001. 277 с. (Памятники психологической мысли). ISBN 5-02-013093-1.
2. Видяпина А.А. Создание творческой среды для развития одаренности на уроках музыки и искусства [Текст] / А.А. Видяпина // Одаренный ребенок, 2015. № 1 (январь-февраль). С. 28-34.
3. БатуринГ.И., КузинГ.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995. С. 72.
4. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности: Автореф. дис. доктора пед. наук. Л., 1973. 42 с.
5. Кочетов А.И. Методика изучения личности школьника // Педагогическая диагностика в школе. Минск: Народная асвета, 1987. С. 34-72.
6. Петровский A.B. Психологическая характеристика личности // Общая психология. М.: Просвещение, 1970. С. 117-119.
7. Трофимова Н.М. Нравственное формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Воронеж, 1992. С. 46.
8. ЭльконинД.Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960. С. 328.