Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРЕСА И УВЛЕЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ НА ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРЕСА И УВЛЕЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ НА ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / РАЗВИТИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Нина Сергеевна, Мурзаева Надежда Эдуардовна, Макарова Мария Викторовна

Статья посвящена такой актуальной теме, как влияние интереса и увлечения изобразительным искусством на общее развитие личности обучающегося. Идея всестороннего развития личности возникла еще в античности, в эпоху Возрождения получила широкое распространение среди философов и педагогов. Такой подход рассматривался как идеал воспитания и саморазвития личности, культурного совершенствования. Всестороннее развитие личности подразумевает формирование умственных, нравственных, эстетических, трудовых, экологических, гражданских и физических качеств в совокупности. Оно необходимо для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Нина Сергеевна, Мурзаева Надежда Эдуардовна, Макарова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL STUDY OF THE INFLUENCE OF INTEREST AND PASSION FOR FINE ART ON THE OVERALL DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF A STUDENT OF SECONDARY SCHOOL AGE

The article is devoted to such an urgent topic as the influence of interest and passion for fine art on the overall development of the student's personality. The idea of comprehensive personal development originated in antiquity, in the Renaissance it became widespread among philosophers and educators. This approach was considered as an ideal of upbringing and self-development of the individual, cultural improvement. Comprehensive personal development implies the formation of mental, moral, aesthetic, labor, environmental, civic and physical qualities in the aggregate. It is necessary for the formation of his personality, for the development of physical and intellectual abilities, spiritual qualities.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРЕСА И УВЛЕЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ НА ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 372.874

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Нина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Мурзаева Надежда Эдуардовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Макарова Мария Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРЕСА И УВЛЕЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ НА ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ СРЕДНЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена такой актуальной теме, как влияние интереса и увлечения изобразительным искусством на общее развитие личности обучающегося. Идея всестороннего развития личности возникла еще в античности, в эпоху Возрождения получила широкое распространение среди философов и педагогов. Такой подход рассматривался как идеал воспитания и саморазвития личности, культурного совершенствования. Всестороннее развитие личности подразумевает формирование умственных, нравственных, эстетических, трудовых, экологических, гражданских и физических качеств в совокупности. Оно необходимо для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

Ключевые слова: изобразительное искусство; общее развитие личности; обучающиеся; развитие; эстетическое воспитание.

Annоtation. The article is devoted to such an urgent topic as the influence of interest and passion for fine art on the overall development of the student's personality. The idea of comprehensive personal development originated in antiquity, in the Renaissance it became widespread among philosophers and educators. This approach was considered as an ideal of upbringing and self-development of the individual, cultural improvement. Comprehensive personal development implies the formation of mental, moral, aesthetic, labor, environmental, civic and physical qualities in the aggregate. It is necessary for the formation of his personality, for the development of physical and intellectual abilities, spiritual qualities.

Key words: fine arts; general personal development; students; development; aesthetic education.

Введение. Сегодня общее развитие личности обучающегося является ключевой задачей современного образования. Содержание занятий по изобразительному искусству позволяют решать задачи нравственного, эстетического, трудового воспитания обучающихся. Процесс формирования личности - это цельный, взаимообусловленный процесс формирования потребностей, чувств, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов, который создает педагог при организации учебного процесса. Изобразительное искусство способствуют развитию таких психических функций, как восприятие, воображение, гибкость мышления. Актуальность темы исследования заключается в том, что роль изобразительного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению, а занятия изобразительным и декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию изобразительных способностей, логического мышления, чувства ритма и цвета, дают представление о закономерности и совершенстве формы, способствует формированию эстетического отношения к действительности. Кроме того, различные виды творческой активности способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости и других качеств, необходимых для успешного обучения.

Учебная деятельность совпадает по времени с прохождением человеком стадий развития личности и, несомненно, должна оказывать положительное влияние на ее всестороннее развитие. Интересы у школьников начинают формироваться с первого класса и на протяжении всей учебной деятельности: от простой заинтересованности к процессу обучения до профессионального самоопределения, а пик познавательной активности у детей и собственная мотивация к получению новых знаний приходится на период от 7 до 12 лет. В связи с этим тема влияния интереса и увлечения изобразительным искусством, а, значит и развития творческих способностей детей, актуальна и своевременна.

Изложение основного материала статьи. Большинство современных педагогов считают разностороннее и гармоничное развитие личности основной целью воспитательно-образовательного процесса. Достижение этой цели возможно благодаря включению человека в различные виды деятельности.

Развитие личности человека начинается с момента рождения и длится всю жизнь. В современных педагогических словарях даются следующие определения данному понятию.

«Развитие - это взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомофизиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений (духовной сфере)» [4].

«Развитие личности - сложный процесс становления особого качества человека, приобретаемого им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Личность - это прежде всего социальная характеристика человека, указывающая на качества, формирующиеся под влиянием общественных отношений. Человек формируется как личность в социальной системе путем целенаправленного воспитания. Личность - это мера присвоенного общественного опыта, с одной стороны, и вклад человека в культуру - с другой» [5, С. 239].

В современном понимании общее развитие личности включает в себя такие элементы, как: физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, трудовое воспитание, эстетическое воспитание, идейно-политическое (гражданское) воспитание, экономическое воспитание, экологическое воспитание [12, С. 35-36].

Понятие общей одаренности вводят авторы в своем исследовании и определяют ее как пригодность к широкому кругу деятельностей или сочетание способностей, от каждой из которых зависит успешность выполнения той или иной деятельности, но и в этом случае общее не предшествует частному, а наоборот, есть результат «сборки» отдельных элементов [3, С. 14].

Вопрос о всестороннем развитии личности обсуждался еще в античности. В Древней Греции главенствовала идея калокатагии - гармонии в физическом и духовном развитии человека. К этим взглядам снова обратились в эпоху Возрождения педагоги-гуманисты, и с конца XIX по XX в. идея всестороннего и гармоничного развития личности получила распространение [16].

Так, французский мыслитель Мишель Монтень предложил концепцию человека нового времени - широко образованного и критически мыслящего. В формировании личности он придавал значение только тем знаниям, которые были получены опытным путем. Только через самостоятельное наблюдение, сопоставление, сравнение человек учится мыслить.

Философ Эразм Роттердамский считал, что формирование личности ребенка происходит до семи лет с помощью родителей, а затем он продолжает развитие посредством систематического обучения и воспитания. Идеалом сформированной личности по Э. Роттердамскому является человек с ощущением морального долга и религиозного послушания [16].

Итальянский философ Витторино да Фельтре главным принципом образования называл гармоничное всестороннее развитие человека во всех планах. В обучении детей ключевую роль отводил их заинтересованности в предмете. В его школе изучались такие дисциплины, как литература, классические языки, алгебра, геометрия, черчение, уделялось внимание физическому воспитанию [11].

Французский писатель-гуманист Ф. Рабле считал, что у ребенка должен быть спланированный режим дня и многостороннее образование, что в дальнейшем будет способствовать развитию самостоятельности и развитию творческих способностей. При этом обучение должно быть конкретным и понятным, связанным с окружающей действительностью, а не абстрактным или представлять собой заучивание без понимания. Идеал формирования личности по Рабле - это человек, сочетающий в себе духовное и телесное образование.

Именно в эпоху Возрождения зародилась мысль о том, что человек - это главная ценность на земле, тем самым способствуя распространению гуманизма - человечности по отношению к людям. Многие мысли, не реализованные тогда, воплощаются в системе современного воспитания и образования. Гуманистический подход в образовании подразумевает разностороннее развитие личности. Он реализуется благодаря применению педагогами принципов гуманизма на практике.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский считал, что невозможно воспитывать всех детей с одной и той же целью, поскольку люди не могут быть в равной степени всесторонни, умны и умелы, имеют различное положение в обществе, что сказывается на различиях в постановке воспитательных целей. Общим для всех людей является стремление к счастью, которое, как считал Ушинский, заключается в труде, и поэтому цель воспитания состоит в поиске подходящего для каждого человека труда и подготовка к нему. Опережая современников, Ушинский первый задался вопросом о роли конкретного индивида в формировании его личности [15].

Всемирно известный педагог А.С. Макаренко особо выделил преимущества коллективного воспитания и разработал методику формирования коллектива как инструмента формирования личности. В данном случае коллектив выступает в роли социального фактора развития личности, поскольку умение взаимодействовать с окружающими является одной из основополагающих сфер жизни.

Советский педагог П.Ф. Каптерев был поборником всестороннего развития личности. Он считал эффективным и значимым для развития ребенка применение в учебном процессе игровые методы обучения [6].

Сегодня существует два наиболее противоположных взгляда на факторы общего развития личности. Одни авторы отводят минимальную роль окружению, при этом подчеркивают роль врожденных качеств человека в развитии его личности (З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон). Другие, наоборот, считают, что развитие личности в том или ином направлении происходит благодаря обучению и воздействию социальной среды, в которой человек находится (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Вне зависимости от различий в трактовке термина «личность» в большинстве психологических концепций развития личности заложена идея о становлении личности в процессе жизни.

Одной из концепций отечественной психологии, касающейся развития личности, является теория развивающего обучения [8].

Впервые идеи теории развивающего обучения прослеживались в трудах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др. Сегодня эта альтернативная традиционной педагогическая система получила распространение благодаря деятельности советских психологов и педагогов - Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Зайкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. в 1960-80 гг. [17].

Три основных составляющих метода развивающего обучения - это постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение, организация оценки найденного способа действия.

Система развивающего обучения не только позволяет формировать личность в процессе получения знаний об основах наук, но и оказывает значительное влияние на развитие эмоциональной сферы обучающихся. Процесс оценки, когда не только конкретный обучающийся дает ее, но и сам получает ее от других, означает эмоциональное переживание неудовлетворенности собой, своей некомпетентностью, спроецированное на объект действия. Такое чувство, порождающее внутреннюю напряженность, стимулирует искать лучший способ решения, а не довольствоваться средним результатом [9].

Таким образом, разнообразные качества человека формируются в совокупности, оказывая взаимодействие друг на друга, обуславливая и дополняя, благодаря чему достигается всестороннее развитие личности. Разрозненность сфер педагогического процесса будет способствовать отрицательному развитию личности [7].

Одним из элементов всестороннего развития личности является эстетическое воспитание. Оно обеспечивается благодаря занятиям по изобразительному искусству. Основной задачей их проведения является развитие художественных способностей обучающихся в процессе изучения и практического овладения видами изобразительного искусства. Целью является развитие у обучающихся эстетических потребностей, вкуса, воспитание интереса к искусству, понимания его роли в жизни народа.

Актуальность изучения изобразительного искусства определяется проблемами в современной воспитательно-образовательной среде. В нынешних условиях занятия по общеобразовательным предметам в учреждениях различных ступеней зачастую не доставляют необходимый обучающимся психологический комфорт, должную свободу действия из-за многих внешних и внутренних факторов. Кроме того, не создаются условия для всестороннего развития личности обучающихся, уделяется меньше внимания роли искусства и творческой деятельности.

Для этапа среднего школьного возраста становится особенно актуальной проблема развития творческого мышления, поскольку не все обучающиеся качественно и количественно соответствуют условиям обучения в общеобразовательной школе. Некоторые обучающиеся полностью соответствуют требованиям успешного обучения и развития, другие - только в удовлетворительной степени, что может послужить возникновению проблем различного рода. а в других - едва достигают допустимого предела, что способствует появлению разного рода трудностей у детей, осложняется переходом в подростковый возраст, расширением школьного окружения. Стоит отметить, что именно в этом возрасте у ребенка формируется осознанная способность к творчеству, связанная с определенной сферой деятельности человека [14].

Задача педагога состоит в том, чтобы направить обучающихся, помочь найти подходящее конкретной личности увлечение, раскрыть творческие способности. Это возможно благодаря грамотной рекомендации научно-популярной

литературы, характеру межличностного отношения, способам организации общественно-полезной деятельности, совету в подборе секции или кружка, в том числе и кружка по изобразительному искусству.

Занятия по изобразительному искусству проводятся в рамках урочной и внеклассной деятельности в общеобразовательной школе и обучения в учреждениях дополнительного образования.

Внеклассная работа по изобразительному искусству многопланова. Возможно проведение лекций, бесед, докладов, в которых не только педагог предлагает обучающимся готовую информацию, но и сами обучающиеся готовят сообщения по определенной теме. Тем, кто всерьез планирует в будущем связать свою жизнь с изобразительным искусством, будет полезно и интересно посетить экскурсию в мастерские художников, в музеи, на выставки. Такие мероприятия позволяют расширять кругозор и «насмотренность» обучающихся, развивать их как в области искусства, так и истории. Участие обучающихся в оформлении образовательного учреждения к праздникам позволяет им ощутить общественную полезность своих умений, способствует определению своего положения в обществе.

К основным формам внеклассной работы с обучающимися относятся кружки, факультативные занятия, домашнее рисование, выставки и др. Так, занятия в кружках продолжают и дополняют урочную деятельность. Занятия посещают те обучающихся, которые испытывают эстетическую потребность в изобразительном искусстве и желают более углубленно изучать его [1]. Это возможно благодаря составлению программы занятий с учётом склонностей и интересов обучающихся, а также с опорой на уровень знаний каждого и возможности кружка. В отличие от урочной деятельности, кружки изобразительного искусства могут охватывать более широкий спектр видов деятельности. Занятия могут проводиться по рисунку и живописи, лепке, декоративно-прикладному искусству, керамике, витражу и др.

Благодаря занятиям изобразительным искусством происходит всестороннее развитие личности, охватывающее не только умственное и эстетическое воспитание, но и нравственное и трудовое, поскольку обучающимся предстоит взаимодействие в коллективе с общими интересами и творческими стремлениями. Каждый обучающийся должен стараться посещать все занятия, соблюдать режим коллективного труда, выполнять задания согласно учебной программе и соблюдать правила поведения [13].

Немаловажным фактором при развитии творческих способностей обучающегося является семья. Творческие способности заложены в ребенке с рождения и раскрываются по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но степень развития потенциала во многом определяется семьей. Семья способна оказывать как позитивное, так и негативное влияние на желание ребенка заниматься творчеством. Даже если сами родители не могут дать какие-то практические знания в изобразительном искусстве, важно уделять внимание увлечениям ребенка. Обсуждать, но не осуждать с ним его работы, задавать вопросы, связанные с мотивами создания того или иного сюжета, поощрять и поддерживать творческую активность, будь то поставленная на видное место работа ребенка или новые материалы для творчества [2].

Выводы. Таким образом, по итогам проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что изобразительное искусство является средством эстетического развития личности обучающегося. Его целью является развитие у обучающихся эстетических потребностей, вкуса, воспитание интереса к искусству, понимания его роли в жизни народа. Именно на этапе среднего школьного возраста формируется осознанная потребность к творчеству. Развивая эстетические категории, изобразительное искусство является одним из способов активизации образного мышления, творческих способностей, воображения и интуиции. В зависимости от степени заинтересованности обучающегося в изо-деятельности отличается и объем занятий, и содержание программ. С точки зрения разностороннего развития личности задачей педагога становится не только эстетическое воспитание обучающегося как умение чувствовать прекрасное, но и умственное -посещение экскурсий, изучение истории искусства, трудовое - привитие любви и уважения к труду, практических и общественно-полезных навыков, нравственное - обучение правилам поведения в обществе.

Исследование понятийного аппарата развития личности позволило сделать следующие умозаключения: общее развитие личности означает совокупность таких элементов, как физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, идейно-политическое, экологическое и экономическое воспитание.

Особо выделено, что занятия художественным творчеством играет немаловажную роль в становлении личности подростка, но начинать развитие творческих способностей следует с раннего детства, когда ребенок самостоятельно берет карандаши и фломастеры и старательно выводит понятные ему сюжеты. При это стоит помнить, что ребенок не должен лишаться детства, игры. Многие родители в стремлении воспитать вундеркинда или великого художника гипертрофированно смещают акценты в воспитании и обучении. Необходимо найти баланс. Особенно важна поддержка и позитивная оценка творчества в среднем школьном возрасте, пересекающимся с подростковым периодом.

Литература:

1. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - С. 5.

2. Бусыгина, З.Р. Развитие творческой личности ребенка старшего дошкольного возраста методами арт-терапии (ИЗО -деятельности) / З.Р. Бусыгина // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - №4. - С. 214-219.

3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей: учеб. пособие для бакалавриата, спициалитета и магистратуры. -М.: Юрайт. - 2019. - 350 с.

4. Закирова, А.Ф. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

5. Каленникова, Т.Г. Словарь психолого-педагогических понятий: справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / авт.-сост. Т.Г. Каленникова, А.Р. Борисевич. - Минск: БГТУ, 2007. - 68 с.

6. Каптерев, П.Ф. Лучшие педагоги России [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.best-pedagog.ru/kapterev-petr-fedorovich/, свободный. - (дата обращения: 30.01.2022 г.)

7. Мусаева, Т.Р. Роль образования в развитии личности [Электронный ресурс] / Культура и образование. - 2014. - № 12. - Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2781/, свободный. - (дата обращения: 30.01.2022 г.)

8. Общее развитие личности в контексте модернизации содержания дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Про ДОД. - Режим доступа: https://prodod.moscow/archives/1088, свободный. - (дата обращения: 30.01.2022 г.)

9. Панца, И.В. Теоретические основы развивающегося обучения / И.В. Панца / РО ИПК и ПРО. - 2005. - № 3(18). -С. 171-175.

10. Перевощикова, Е.Н. Бычков А.В. Методические аспекты формирования у студентов новых компетенций по разработке заданий для учащихся в рамках модульного подхода / Е.Н. Перевощикова, А.В. Бычков // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №1. - С. 6.

11. Ревякина, Н.В. Итальянский гуманист и педагог Витторино да Фельтре в свидетельствах учеников и современников / Н.В. Ревякина // М.Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 145 с.

12. Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.

13. Тарасова, Е.С. Роль кружка изобразительного искусства в развитии личности младшего школьника / Е.С. Тарасова // Вестник СНО ДонНУ. - 2021. Вып. 13. Том 2: Социально-гуманитарные науки, часть 2. - С. 560-564.

14. Терещенко, Д.П., Возрастные особенности формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста / Д.П. Терещенко // Вестник науки и образования. - 2019. - №9 (Часть 3). - С. 61-67.

15. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский; ред. М.И. Кондаков, вступ. ст. С.Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1988. - Т. 6. - С. 323-324.

16. Школа и педагогика в эпоху возрождения [Электронный ресурс] / Гуманистическая педагогика эпохи Возрождения - Режим доступа: http://psihdocs.ru/gumanisticheskaya-pedagogika-epohi-vozrojdeniya.html?page=2, свободный. - (дата обращения: 30.01.2022 г.)

17. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.

Педагогика

УДК 371.1

кандидат педагогических наук, доцент Петрунина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО-

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье раскрыты направления, пути и средства развития познавательных способностей младшего школьника в музыкально-творческой деятельности. При этом выявлено, что музыкально-творческая деятельность младшего школьника - это реализация, с одной стороны, интересов школьников, а, с другой, овладение ими различными способами познания (восприятия, интерпретации) музыкального искусства. Использование различных видов музыкально-творческой деятельности школьников (слушание и восприятие музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, импровизации, инсценирование), способствует стимулированию не только развития познавательных способностей младших школьников, но и расширению музыкально-образного видения мира. В результате проведенного исследования выявлены факторы развития познавательных способностей младшего школьника как биологические, так и социальные, учет которых позволяет развивать музыкально-творческий потенциал личности обучающегося. При этом подчеркивается, что особую значимость приобретает выбор содержания, методов и средства обучения и воспитания, а также педагогическая поддержка происходящих изменений в личностном развитии младшего школьника. Определены содержательные характеристики развития познавательных способностей младшего школьника, подчеркнута необходимость включения детей в разнообразные виды деятельности, в том числе музыкально-творческую. Такой подход позволяет активизировать интересы школьников. овладение ими различными способами познания (восприятия, интерпретации) музыкального искусства.

Ключевые слова: познавательные способности, младший школьник, педагогическая поддержка, музыкально-творческая деятельность, виды музыкально-творческой деятельности.

Annotation. The article reveals the directions, ways and means of developing the cognitive abilities of a younger student in musical and creative activity. At the same time, it was revealed that the musical and creative activity of a junior schoolboy is the realization, on the one hand, of the interests of schoolchildren, and, on the other, their mastery of various ways of cognition (perception, interpretation) of musical art. The use of various types of musical and creative activities of schoolchildren (listening to and perceiving music, singing, playing musical instruments, musical and rhythmic movements, improvisation, staging) contributes to stimulating not only the development of cognitive abilities of younger schoolchildren, but also the expansion of musical and imaginative vision of the world. As a result of the conducted research, the factors of the development of cognitive abilities of a younger student, both biological and social, have been identified, taking into account which allows developing the musical and creative potential of the student's personality. At the same time, it is emphasized that the choice of content, methods and means of teaching and upbringing, as well as pedagogical support for the ongoing changes in the personal development of a younger student, is of particular importance. The content characteristics of the development of cognitive abilities of a younger student are determined, the need to include children in various types of activities, including musical and creative, is emphasized. This approach makes it possible to activate the interests of schoolchildren. mastering them in various ways of cognition (perception, interpretation) of musical art.

Key words: cognitive abilities, primary school student, pedagogical support, musical and creative activity, types of musical and creative activity.

Введение. Развитие познавательных способностей - проблема, решение которой зависит от многих факторов (factor -делающий, производящий), определяющих возможность объединения тех или иных компонентов в определенную систему, по сути это та движущая сила, которая способствует каким-либо изменениям [2].

Факторами развития способностей младшего школьника являются как биологические, так и социальные; кроме того, особую значимость приобретает выбор содержания, методов и средства обучения и воспитания, а также педагогическая поддержка происходящих изменений в личностном развитии младшего школьника.

Изложение основного материала статьи. При определении и обосновании содержательных характеристик развития познавательных способностей младшего школьника следует подчеркнуть необходимость включения детей в разнообразные виды деятельности, в том числе музыкально-творческую. При этом важно учитывать, что деятельность - это, прежде всего, «форма активности субъекта, направленная на познание и преобразование мира и самого человека» [3].

В этой связи следует пояснить, что основные (структурные) составляющие деятельности (цель, мотив, способы, условия, результат) относятся и к музыкально-творческой деятельности, которая является познавательной, в условиях которой происходит развитие способностей к восприятию музыки как возможности познавать окружающий мир.

Проведенный анализ позволяет выявить, что музыкально-творческая деятельность младшего школьника - это реализация, с одной стороны, интересов школьников, а, с другой, овладение ими различными способами познания (восприятия, интерпретации) музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.