Научная статья на тему 'ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство / творчество / эстетическое образование / эстетическое развитие / эстетическая культура / интерес / развитие / мышление / память / языковые способности / музыка / художественно-эстетическое развитие / музыкально-эстетическое развитие / музыка / обучающиеся / будущие педагоги. / arts / creativity / aesthetic education / aesthetic development / aesthetic culture / interest / development / thinking / memory / language abilities / music / artistic and aesthetic development / musical and aesthetic development / music / students / future teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф Ш. Салитова, О В. Ульянова

В статье рассматриваются перспективные, по мнению авторов, пути формирования интереса студентов к эстетическому образованию (с учётом опыта зарубежных коллег). Обосновывается необходимость повышения интереса к художественному творчеству будущих педагогов, обучающихся в вузе. Разъяснены причины необходимости в деятельности, связанной с художественным, музыкальным и другими видами творчества в образовательных учреждениях. Развивающий эффект творческой деятельности объясняется с точки зрения нейронауки, согласно междисциплинарным научным исследованиям зарубежных педагогов и нейрофизиологов. Перечислены основные преимущества влияния занятий музыкой и изобразительной деятельностью, касающиеся развития мышления, внимания, памяти, восприятия, речевых способностей, эмоционально-волевой сферы, что оказывает колоссальный положительный эффект на формирование как учебных, так и социальных навыков и в целом – характера и позитивного мировосприятия индивида. Характеризуются концепции ряда зарубежных исследователей, занимающихся проблемами художественного творчества в образовании. Предлагаются некоторые рекомендации, которые могут способствовать повышению интереса современных учащихся к художественно-эстетической и музыкально-эстетической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF FORMING THE INTEREST OF STUDENTS TO AESTHETIC EDUCATION IN CONDITIONS OF A MODERN UNIVERSITY: FOREIGN EXPERIENCE

The article considers promising ways, according to the authors, of forming studentsinterest in aesthetic education (taking into account the experience of foreign colleagues). The article substantiates the need to increase interest in the artistic creativity of future teachers studying at a university. Reasons for the need for activities related to art, music and other types of creativity in educational institutions are explained. The developing effect of creative activity is explained from the point of view of “neuroscience”, according to interdisciplinary research by foreign teachers and neurophysiologists. The main advantages of the influence of music and visual activities related to the development of thinking, attention, memory, perception, speech abilities, emotional and volitional sphere are listed, which has a huge positive effect on the formation of both educational and social skills and, in general, the character and positive perception of the individual. The article describes the concepts of a number of foreign researchers dealing with the problems of artistic creativity in education. There are some recommendations that can help increase the interest of modern students in artistic and aesthetic and musical-aesthetic activities.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Москва, 2005.

3. Ананьев Б.Г К психофизиологии студенческого возраста. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Ленинград, 1974: 4 - 18.

4. Бех И.Д. Рефлекция психического здоровья у старшеклассников. Запорожье, 2010.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2002.

6. Галимова Э.З. Педагогический потенциал образовательной среды вуза в повышении эффективности профессиональной социализации студента. Мир науки, культуры, образования. 2010; № 4: 109 - 112.

7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва: МПСИ, 2002.

References

1. Tuhvatullin B.T., Aliphanova F.N. Voenno-professional'naya podgotovka kursantov vuzov vnutrennih vojsk Rosgvardii. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal: materialy II mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2013; Ch. 3: 79 - 82.

2. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar'po pedagogike. Moskva, 2005.

3. Anan'ev B.G. K psihofiziologii studencheskogo vozrasta. Sovremennyepsihologo-pedagogicheskieproblemy vysshejshkoly. Leningrad, 1974: 4 - 18.

4. Beh I.D. Reflekciya psihicheskogozdorov'ya u starsheklassnikov. Zaporozh'e, 2010.

5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002.

6. Galimova 'E.Z. Pedagogicheskij potencial obrazovatel'noj sredy vuza v povyshenii 'effektivnosti professional'noj socializacii studenta. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2010; № 4: 109 - 112.

7. Pryazhnikov N.S. Metody akíivizaciiprofessional'nogo ilichnostnogosamoopredeleniya. Moskva: MPSI, 2002.

Статья поступила в редакцию 29.09.20

УДК 378

Salitova F.Sh, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Gzhel State Univercity (Gzhel, Moscow Region, Russia), E-mail: [email protected]

Ulyanova O.V., postgraduate, Gzhel State Univercity (Gzhel, Moscow Region, Russia), E-mail: [email protected]

WAYS OF FORMING THE INTEREST OF STUDENTS TO AESTHETIC EDUCATION IN CONDITIONS OF A MODERN UNIVERSITY: FOREIGN EXPERIENCE.

The article considers promising ways, according to the authors, of forming students' interest in aesthetic education (taking into account the experience of foreign colleagues). The article substantiates the need to increase interest in the artistic creativity of future teachers studying at a university. Reasons for the need for activities related to art, music and other types of creativity in educational institutions are explained. The developing effect of creative activity is explained from the point of view of "neuroscience", according to interdisciplinary research by foreign teachers and neurophysiologists. The main advantages of the influence of music and visual activities related to the development of thinking, attention, memory, perception, speech abilities, emotional and volitional sphere are listed, which has a huge positive effect on the formation of both educational and social skills and, in general, the character and positive perception of the individual. The article describes the concepts of a number of foreign researchers dealing with the problems of artistic creativity in education. There are some recommendations that can help increase the interest of modern students in artistic and aesthetic and musical-aesthetic activities.

Key words: arts, creativity, aesthetic education, aesthetic development, aesthetic culture, interest, development, thinking, memory, language abilities, music, artistic and aesthetic development, musical and aesthetic development, music, students, future teachers.

Ф.Ш. Салитоеа, д-р пед. наук, проф., Гжельский государственный университет, пос. Электроизолятор, E-mail: [email protected]

О.В. Ульянова, аспирант, Гжельский государственный университет, пос. Электроизолятор, E-mail: [email protected]

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

В статье рассматриваются перспективные, по мнению авторов, пути формирования интереса студентов к эстетическому образованию (с учётом опыта зарубежных коллег). Обосновывается необходимость повышения интереса к художественному творчеству будущих педагогов, обучающихся в вузе. Разъяснены причины необходимости в деятельности, связанной с художественным, музыкальным и другими видами творчества в образовательных учреждениях. Развивающий эффект творческой деятельности объясняется с точки зрения нейронауки, согласно междисциплинарным научным исследованиям зарубежных педагогов и нейрофизиологов. Перечислены основные преимущества влияния занятий музыкой и изобразительной деятельностью, касающиеся развития мышления, внимания, памяти, восприятия, речевых способностей, эмоционально-волевой сферы, что оказывает колоссальный положительный эффект на формирование как учебных, так и социальных навыков и в целом - характера и позитивного мировосприятия индивида. Характеризуются концепции ряда зарубежных исследователей, занимающихся проблемами художественного творчества в образовании. Предлагаются некоторые рекомендации, которые могут способствовать повышению интереса современных учащихся к художественно-эстетической и музыкально-эстетической деятельности.

Ключевые слова: искусство, творчество, эстетическое образование, эстетическое развитие, эстетическая культура, интерес, развитие, мышление, память, языковые способности, музыка, художественно-эстетическое развитие, музыкально-эстетическое развитие, музыка, обучающиеся, будущие педагоги.

С древнейших времён музыкальное и изобразительное искусство считалось неотъемлемой частью мира человека, необходимым условием его существования в культурном социуме, фактором гармоничного развития. Понимание ценности эстетического образования менялось на протяжении веков, однако всегда оставалось актуальным. В настоящее время нет сомнений, что эстетическое образование играет важную роль в становлении личности ребёнка, поэтому является необходимой составляющей процесса воспитания.

Однако в последние годы дисциплины эстетического цикла мало включаются в учебные планы вузов и колледжей, а то и вовсе отсутствуют. Всё меньшее значение придаётся в школе эстетическому воспитанию, без которого невозможно полноценное духовно-нравственное формирование подрастающих поколений - соотношение учебных дисциплин складывается отнюдь не в пользу данного фактора. Но школьные учителя и педагоги-психологи не должны забывать о ценности эстетической составляющей школьной жизни. Для этого в любом учебном заведении необходимо поддерживать и создавать культурную среду. Самому педагогу независимо от его специализации следует быть носителем культурных ценностей и источником эстетических ориентиров для окружающих. Он должен

быть не только осведомлен, но и лично заинтересован в своём эстетическом развитии. Это одно из условий успешной передачи знаний тем, кого обучает и воспитывает современный учитель.

В отечественной педагогике достаточно хорошо разработаны методы воспитания эстетической культуры будущего педагога (Фролова Т.В., Хамзина ПР., Суходольская-Кулешова О.В.) [1, с. 4; 2, с. 10 - 11]. Но в современных условиях, к сожалению, их невозможно реализовывать в полном объёме по причине недостаточности или отсутствия в учебном плане соответствующих дисциплин. В связи с этим возникает вопрос о дополнительном наполнении программ подготовки будущих педагогов. Это наполнение должно нести современную, содержательную, интересную и важную для самого студента информацию, чтобы будущий педагог, сам являясь образованным и увлечённым в плане эстетической культуры человеком, мог создавать культурную среду и воспитывать интерес к эстетической составляющей в процессе своей работы с обучаемыми.

В настоящее время, несмотря на признание научной и педагогической общественностью значимости эстетической парадигмы образования, существенно снижаются возможности её воплощения в отечественную текущую образователь-

ную практику. В связи с этим представляется необходимым обратиться к опыту педагогов и учёных разных стран мир прошлого и настоящего, которые активно изыскивают новые возможности формирования интереса к искусству у различных контингентов обучающихся. Особое внимание при этом они обращают на эстетическое развитие будущих педагогов, чтобы они могли и стремились раскрывать в своей дальнейшей профессиональной деятельности творческий потенциал своих воспитанников, создавая для них благоприятную культурную среду.

Зарубежный опыт показывает, что если обогатить содержание учебного процесса студента такой информацией, которая даст ему возможность осмыслить, какую огромную роль может играть искусство в жизни любого человека, то он будет с большей готовностью привносить эти знания и эстетическую культуру в жизнь своих учеников [3, с. 40; 4, с. 14].

В последние десятилетия за рубежом (США, страны Европейского союза и др.) проводились междисциплинарные исследования по изучению влияния различных видов искусства на успешность учебной деятельности в разнообразных образовательных пространствах с возрастной дифференциацией категорий обучающихся. К настоящему времени накоплен довольно большой опыт исследований, соединивших в себе несколько областей научных знаний: педагогику, психологию, нейропсихологию, нейробиологию и др. Такая интеграция различных научных направлений позволяет проникать важнейшим для педагогики областям психологических знаний в педагогическую науку и менять отношение педагогов к актуальным вопросам обучения и воспитания. Исследования, о которых идёт речь, касаются влияния художественного, музыкального, театрального и хореографического искусства на развитие познавательных процессов обучаемых (А. Бреан, Г Скейе, А. Пател, М. Познер, Б. Патойне, К. Дунбар, Дж. Джонидес, E. Виннер, Г Шлауг и другие) [3, с. 38; 5, с. 82; 6, с. 297; 7, с. 7 - 8].

Исследования показывают, что деятельность, сфокусированная на любом виде искусства, оказывает позитивное воздействие на качественное и функциональное состояние мозга. Улучшения касаются памяти, внимания, скорости и качества освоения новых знаний, интереса к учёбе, креативности и смелости при освоении любых новых задач, не только собственно творческих.

Для решения проблемы повышения уровня интереса будущих педагогов, обучающихся в вузе, к искусству также целесообразно обратиться к современному зарубежному опыту. Например, будущие учителя должны знать, что практика в любом виде искусства существенно улучшает внимание и память, а это положительным образом сказывается на процессе обучения и повышает интеллектуальный уровень: «Если мы находим искусство, которое «работает» для нас, которое зажигает в нас интерес и вовлекает нас всем сердцем, мы заметим улучшения и в других областях, в которых важно внимание, таких как обучение. Улучшается память, а также процесс познания в целом» [7, с. 2].

Фондом Dana Foundation, частной благотворительной организацией в Нью-Йорке (США), занимающейся фундаментальными исследованиями мозга, совместно с педагогами регулярно организуются исследования, связанные с преподаванием различных видов искусства и влиянием эстетического образования на мозг человека. Учёные утверждают, что дети, обучающиеся музыке или изобразительному искусству, демонстрируют лучшие способности к обучению чтению; у них лучше развиты способности к звуковому анализу. Получены данные об улучшении вычислительных навыков и улучшении способностей детей в процессе освоения геометрии. Танец также помогает продвижению в учёбе как деятельность, требующая одновременно умственных действий, пространственной ориентировки и двигательных навыков. Этим он побуждает к организации сложных действий. Драматическое же искусство более всего способствует развитию памяти и формированию социальных навыков [9].

Особое место в зарубежных исследованиях по проблемам влияния искусства на обучение и воспитание занимает музыка. В них убедительно доказывается полезность занятий этим видом художественного творчества для каждого индивида. Почти все исследователи однозначно отмечают, что мозг музыканта (обучавшегося музыке от 2-х до 5-ти лет) по своему функциональному состоянию превосходит мозг не-музыканта. Нейрофизиологи обнаружили, что мозг человека, занимавшегося музыкой не менее 2-х лет, претерпевает некоторые структурные изменения, в частности, увеличивается объём серого вещества. В результате у него развивается способность работать быстрее и тратить меньше энергии, чем раньше на решение различных задач. Ребёнок, обучающийся музыке, успешнее решает творческие задачи, используя при этом нестандартные

Библиографический список

способы, справляется с эмоциями, возникающими из-за трудностей в учёбе или жизни, управляет своим поведением в проблемных социальных ситуациях [3]. Взаимодействие с музыкой заставляет работать весь мозг в целом, а не отдельные его участки. Этими и другими особенностями процесса музыкальной деятельности ученые объясняют колоссальное влияние на процессы обучения. Вот некоторые результаты экспериментов, проведенных педагогами и психологами с привлечением технологий, позволяющих непосредственно и по истечении времени наблюдать за работой мозга:

• знания, умения и навыки обучающегося музыке лучше структурированы, распределены по категориям,

• процесс запоминания у музыканта лучше организован, ему легче припоминать уже имеющиеся знания и «наслаивать» на них новые,

• ребёнок, занимающийся музыкой, более успешен в овладении математическими знаниями, речью, звуковым анализом и синтезом, чтением,

• внимание и контроль за собственной деятельностью и своими эмоциями в учебном процессе и при общении с другими людьми у тех, кто занимается музыкой, выше, чем у других (А. Пател, И. Перетц, Р. Заторри, М. Познер, К. Дун-бар, Дж. Джонидес) [9].

Дж. Бертон, Р. Хоровиц и Х. Абелес по результатам своего проекта по внедрению в школы (12 американских школ, 2046 учеников) программы по обучению искусству всех детей сделали следующие выводы: «Узко сфокусированная программа, в которой нет предметов искусства или им уделяется недостаточное внимание, оказывает негативный эффект на развитие когнитивной компетентности и мыслительных навыков, а также на развитие личности и её отношение к жизни в целом» [3, с. 11].

В этой связи представляет интерес исследование А. Коллинз, австралийского педагога и ученого: «В связи с уменьшением акцента, времени, ресурсов, выделяемых для музыкального образования в течение трёх последних десятилетий, всё меньше и меньше будущих учителей, проходящих обучение, ... получают личный опыт понимания эстетических преимуществ музыкального образования. Следовательно, всё, что остаётся - это научное понимание преимуществ» [4, с. 3].

Анитой Коллинз был проведён эксперимент по обучению учителей элементарным навыкам музицирования, повышению осведомленности о музыкальном искусстве, а также о современных исследованиях работы мозга в процессе занятия искусствами. В исследовательской работе Коллинз педагогам-не-музыкан-там было показано, как занятия музыкой развивают, в том числе, немузыкальные способности и улучшают успеваемость [5, с. 295 - 311]. Результаты исследования показали, что педагоги, участвовавшие в исследовании, стали гораздо больше заинтересованы в музыкально-эстетическом воспитании и образовании своих воспитанников. Полученные ими знания из области нейробиологии, а также собственный опыт музицирования существенно повысили у учителей общего профиля ценность музыкального образования. Неожиданным результатом стало качество положительных изменений: экспериментальная группа обратилась к «широким философским преимуществам музыкального образования для развития ребенка», как бы заново оценивая его эстетическое и общечеловеческое значение [5, с. 211].

Анализ зарубежных источников показывает, что объём дисциплин эстетического цикла в учебных заведениях, занимающихся подготовкой будущих педагогов, имеет тенденцию к снижению не только в России, но по тем или иным причинам в целом ряде стран мира. Данная проблема приобретает в настоящее время глобальный характер. Учёные обеспокоены спадом интереса детей и молодежи к подлинному искусству, причины которого видят в недостаточности внимания к вопросам этетического воспитания как со стороны школы, так и института семьи [10, с. 29]. В связи с этим видится перспективным более активное объединение усилий отечественных специалистов и зарубежных коллег, в том числе на базе деятельности международных организаций и фондов, как например, International Society for Music Education (Международное общество музыкального образования), в рамках которого функционирует Российская общенациональная секция.

Таким образом, одной из первоочередных задач научной и педагогической общественности становится разработка системы мер, способствующих повышению значимости различных видов художественной деятельности в жизни современного социума.

1. Фролова Т. В. Художественно-эстетическое развитие студентов е воспитательной системе университета. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2006.

2. Хамзина ГР Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического ВУЗа. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2002.

3. Burton J., Horowitz R., Abeles H. Learning in and through the arts. Curriculum implication. Champions of change. Center for Arts Education Research. Teachers College, Columbia University. 1999; № 7: 35 - 46.

4. Collins A.M. Neuroscience, music education and the pre-service primary (elementary) generalist teacher. International Journal of Education & the Arts. 2014; Vol. 15, № 5. Available at: http://www.ijea.org/v15n5/

5. Collins A.M. Bigger, better brains: neuroscience, music education and the pre-service early childhood and primary (elementary) generalist teacher. PhD thesis. Melbourne, 2012.

6. Бреан А., Скейе ГУ. Музыка и мозг: Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект. Перевод с английского. Москва: Альпина Паблишер, 2020.

7. Posner M., Patoine B. How arts training improves attention and cognition, 2009. Available at: http: //www.dana.org/printerfriendly.aspx?id=23206

8. Magsamen S.H. Battro A.M. Understanding how the arts can enhance learning. International mind, brain, and education society and blackwell publishing, Inc. 2011; Vol. 5, № 1: 1 - 2.

9. Learning, arts and the brain. The Dana Consortium Report on Arts and cognition. Organized by M. Gazzaniga. New York/Washington, D.C., 2008. Available at: http: s.dosworkspase. com/d/AFsrhKG4nll7pODcxrmmFA

10. Magsamen S.H. The arts as part of our everyday lives: making visible the value of the arts in learning for families. International mind, brain, and education society and blackwell publishing, Inc. 2011; Vol. 5, № 1: 29 - 32.

References

1. Frolova T.V. Hudozhestvenno-'esteticheskoe razvitie studentov v vospitatel'noj sisteme universiteta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2006.

2. Hamzina G.R. Muzykal'no-'esteticheskoe vospitanie studentov nemuzykal'nyh fakul'tetov pedagogicheskogo VUZa. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2002.

3. Burton J., Horowitz R., Abeles H. Learning in and through the arts. Curriculum implication. Champions of change. Center for Arts Education Research. Teachers College, Columbia University. 1999; № 7: 35 - 46.

4. Collins A.M. Neuroscience, music education and the pre-service primary (elementary) generalist teacher. International Journal of Education & the Arts. 2014; Vol. 15, № 5. Available at: http://www.ijea.org/v15n5/

5. Collins A.M. Bigger, better brains: neuroscience, music education and the pre-service early childhood and primary (elementary) generalist teacher. PhD thesis. Melbourne, 2012.

6. Brean A., Skeje G.U. Muzyka i mozg: Kak muzyka vliyaetna 'emocii, zdorov'e i intellekt. Perevod s anglijskogo. Moskva: Al'pina Pablisher, 2020.

7. Posner M., Patoine B. How arts training improves attention and cognition, 2009. Available at: http: //www.dana.org/printerfriendly.aspx?id=23206

8. Magsamen S.H. Battro A.M. Understanding how the arts can enhance learning. International mind, brain, and education society and blackwell publishing, Inc. 2011; Vol. 5, № 1: 1 - 2.

9. Learning, arts and the brain. The Dana Consortium Report on Arts and cognition. Organized by M. Gazzaniga. New York/Washington, D.C., 2008. Available at: http: s.dosworkspase. com/d/AFsrhKG4nll7pODcxrmmFA

10. Magsamen S.H. The arts as part of our everyday lives: making visible the value of the arts in learning for families. International mind, brain, and education society and blackwell publishing, Inc. 2011; Vol. 5, № 1: 29 - 32.

Статья поступила в редакцию 30.10.20

УДК 378

Khovalyg N.N., postgraduate, Department of Pedagogy, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]

ETHNOPEDAGOGICAL FAMILY VALUES IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNGER PUPILS. The article presents an analysis of the ethno-ped-agogical family values of the Tuvan people in the spiritual and moral education of primary schoolchildren. The family as an ethnopedagogical value is a separate category in the spiritual and moral education of the individual. Ethno-pedagogical family values can include the love of schoolchildren for the surrounding native nature, the foundations of patriotic and labor education in the family, close people, home, health and happiness of family members. The paper considers issues in accordance with the "Concept of spiritual and moral education and development of personality in educational institutions of the Republic of Tyva". Younger students from the earliest years receive skills and abilities related to the working life of the family. The work also separately systematized ethno-pedagogical values in families with a traditional way of life. The article is intended for researchers in the field of pedagogy, teachers and graduate students of pedagogical training areas.

Key words: family, Tuvan people, spiritual and moral education, education, values, ethnopedagogy.

Н.Н. Хоеалыг, аспирант, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В настоящей статье представлен анализ этнопедагогических семейных ценностей тувинского народа и их роль в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Семья как этнопедагогическая ценность представляет собой отдельную категорию в духовно-нравственном воспитании личности. К этнопедагогическим семейным ценностям можно отнести любовь школьников к окружающей родной природе, основы патриотического и трудового воспитания в семье, близких людей, домашний очаг, здоровье и счастье членов семьи. В работе рассмотрены вопросы в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва. Младшие школьники с самых ранних лет получают навыки и умения, связанные с трудовой жизнью семьи. В работе также отдельно систематизированы этнопедагогические ценности в семьях с традиционным укладом. Статья предназначена для исследователей в области педагогики, преподавателей и аспирантов педагогических направлений подготовки.

Ключевые слова: семья, тувинский народ, духовно-нравственное воспитание, образование, ценности, этнопедагогика.

Цель статьи - раскрыть основы этнопедагогических семейных ценностей в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

В настоящее время важное место в образовании занимает духовно-нравственное воспитание личности, основанное на семейных ценностях. Н.М. Боаги отмечает: «Этнопедагогический подход к воспитанию, ставший приоритетным в современных условиях, актуализирует проблемы изучения народной педагогики как фактора традиционной системы воспитания подрастающего поколения. Её основу составляют духовная культура, народные традиции, обычаи, а также социально-этические нормы поведения в воспитании гражданина своей Родины» [1]. Итак, в настоящее время этнопедагогический подход в духовно-нравственном воспитании младших школьников занимает особое место в тувинской народной педагогике.

В становлении и развитии тувинской народной педагогики огромную роль сыграли труды М.Б. Кенин-Лопсана [2], Ч.М. Чулдума [3]. В народной педагогике тувинцев главное место занимают этнопедагогические исследования Х.Д.-Н. Ооржака [4; 5], Т.Т. Мунзук [6; 7; 8], ПД. Сундуй [9], А.С. Шаалы [10; 11], С.Я. Ооржак [12], Н.Ч. Дамба [6] и др. В данных работах раскрыты основные пути формирования тувинской народной педагогики, характеризующие этнопедагоги-ческие традиции тувинского народа.

Как и у других народов, у тувинцев сформировалась народная педагогика, которая прочно вошла в традиционную систему воспитания и играет главную роль в стремлении народов сохранить свою самобытность.

А.С. Шаалы пишет: «В современных этнопедагогических исследованиях предметная область расширяется. В обосновании актуальности их содержания важно направлять внимание не только на возрождение, сохранение и значимость традиций, обычаев, обрядов и других аспектов этнической культуры, на знания

людей в данной области, но и, прежде всего, на формирование этнопедагогиче-ских семейных ценностей у младших школьников. В соотнесении с категорией «воспитание» требуется более углубленное изучение в этнопедагогических исследованиях «кижизидилге», исходя из его корня «кижи» - человек» [11]. В качестве примера можно привести самую известную тувинскую пословицу Кижи болуру чажындан, аът болуру кулунундан ('Человеком становятся с детства, конь становится с жеребенка'). Учитель во время занятий с помощью пословицы передает самые важные качества духовно-нравственного воспитания младших школьников.

О воспитательной сущности тувинской народной педагогики справедливо пишут Т.Т. Мунзук, Н.Ч. Дамба и В.В. Марюхина, выделяя, что «тувинский народ накопил богатый опыт воспитания подрастающего поколения, создал прекрасные прогрессивные традиции и обычаи, в которых сконцентрированы методы и приемы, средства и пути народного воспитания. У тувинцев сложился нравственный идеал арата-скотовода, земледельца и охотника» [6, с. 88].

В настоящее время недостаточно используются задачи и возможности эт-нопедагогической науки в духовно-нравственном воспитании младших школьников, особенно в региональных научных исследованиях.

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности выражается в следующей системе базовых национальных ценностей:

1. Человек как личность.

2. Семья как ценность.

3. Культура как ценность.

4. Язык как ценность.

5. Природа как ценность.

6. Труд как ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.