Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрунина Марина Александровна

В статье раскрыты направления, пути и средства развития познавательных способностей младшего школьника в музыкально-творческой деятельности. При этом выявлено, что музыкально-творческая деятельность младшего школьника - это реализация, с одной стороны, интересов школьников, а, с другой, овладение ими различными способами познания (восприятия, интерпретации) музыкального искусства. Использование различных видов музыкально-творческой деятельности школьников (слушание и восприятие музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, импровизации, инсценирование), способствует стимулированию не только развития познавательных способностей младших школьников, но и расширению музыкально-образного видения мира. В результате проведенного исследования выявлены факторы развития познавательных способностей младшего школьника как биологические, так и социальные, учет которых позволяет развивать музыкально-творческий потенциал личности обучающегося. При этом подчеркивается, что особую значимость приобретает выбор содержания, методов и средства обучения и воспитания, а также педагогическая поддержка происходящих изменений в личностном развитии младшего школьника. Определены содержательные характеристики развития познавательных способностей младшего школьника, подчеркнута необходимость включения детей в разнообразные виды деятельности, в том числе музыкально-творческую. Такой подход позволяет активизировать интересы школьников. овладение ими различными способами познания (восприятия, интерпретации) музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрунина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES OF A YOUNGER STUDENT IN MUSICAL AND CREATIVE ACTIVITY

The article reveals the directions, ways and means of developing the cognitive abilities of a younger student in musical and creative activity. At the same time, it was revealed that the musical and creative activity of a junior schoolboy is the realization, on the one hand, of the interests of schoolchildren, and, on the other, their mastery of various ways of cognition (perception, interpretation) of musical art. The use of various types of musical and creative activities of schoolchildren (listening to and perceiving music, singing, playing musical instruments, musical and rhythmic movements, improvisation, staging) contributes to stimulating not only the development of cognitive abilities of younger schoolchildren, but also the expansion of musical and imaginative vision of the world. As a result of the conducted research, the factors of the development of cognitive abilities of a younger student, both biological and social, have been identified, taking into account which allows developing the musical and creative potential of the student's personality. At the same time, it is emphasized that the choice of content, methods and means of teaching and upbringing, as well as pedagogical support for the ongoing changes in the personal development of a younger student, is of particular importance. The content characteristics of the development of cognitive abilities of a younger student are determined, the need to include children in various types of activities, including musical and creative, is emphasized. This approach makes it possible to activate the interests of schoolchildren. mastering them in various ways of cognition (perception, interpretation) of musical art.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

12. Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.

13. Тарасова, Е.С. Роль кружка изобразительного искусства в развитии личности младшего школьника / Е.С. Тарасова // Вестник СНО ДонНУ. - 2021. Вып. 13. Том 2: Социально-гуманитарные науки, часть 2. - С. 560-564.

14. Терещенко, Д.П., Возрастные особенности формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста / Д.П. Терещенко // Вестник науки и образования. - 2019. - №9 (Часть 3). - С. 61-67.

15. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский; ред. М.И. Кондаков, вступ. ст. С.Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1988. - Т. 6. - С. 323-324.

16. Школа и педагогика в эпоху возрождения [Электронный ресурс] / Гуманистическая педагогика эпохи Возрождения - Режим доступа: http://psihdocs.ru/gumanisticheskaya-pedagogika-epohi-vozrojdeniya.html?page=2, свободный. - (дата обращения: 30.01.2022 г.)

17. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.

Педагогика

УДК 371.1

кандидат педагогических наук, доцент Петрунина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО-

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье раскрыты направления, пути и средства развития познавательных способностей младшего школьника в музыкально-творческой деятельности. При этом выявлено, что музыкально-творческая деятельность младшего школьника - это реализация, с одной стороны, интересов школьников, а, с другой, овладение ими различными способами познания (восприятия, интерпретации) музыкального искусства. Использование различных видов музыкально-творческой деятельности школьников (слушание и восприятие музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, импровизации, инсценирование), способствует стимулированию не только развития познавательных способностей младших школьников, но и расширению музыкально-образного видения мира. В результате проведенного исследования выявлены факторы развития познавательных способностей младшего школьника как биологические, так и социальные, учет которых позволяет развивать музыкально-творческий потенциал личности обучающегося. При этом подчеркивается, что особую значимость приобретает выбор содержания, методов и средства обучения и воспитания, а также педагогическая поддержка происходящих изменений в личностном развитии младшего школьника. Определены содержательные характеристики развития познавательных способностей младшего школьника, подчеркнута необходимость включения детей в разнообразные виды деятельности, в том числе музыкально-творческую. Такой подход позволяет активизировать интересы школьников. овладение ими различными способами познания (восприятия, интерпретации) музыкального искусства.

Ключевые слова: познавательные способности, младший школьник, педагогическая поддержка, музыкально-творческая деятельность, виды музыкально-творческой деятельности.

Annotation. The article reveals the directions, ways and means of developing the cognitive abilities of a younger student in musical and creative activity. At the same time, it was revealed that the musical and creative activity of a junior schoolboy is the realization, on the one hand, of the interests of schoolchildren, and, on the other, their mastery of various ways of cognition (perception, interpretation) of musical art. The use of various types of musical and creative activities of schoolchildren (listening to and perceiving music, singing, playing musical instruments, musical and rhythmic movements, improvisation, staging) contributes to stimulating not only the development of cognitive abilities of younger schoolchildren, but also the expansion of musical and imaginative vision of the world. As a result of the conducted research, the factors of the development of cognitive abilities of a younger student, both biological and social, have been identified, taking into account which allows developing the musical and creative potential of the student's personality. At the same time, it is emphasized that the choice of content, methods and means of teaching and upbringing, as well as pedagogical support for the ongoing changes in the personal development of a younger student, is of particular importance. The content characteristics of the development of cognitive abilities of a younger student are determined, the need to include children in various types of activities, including musical and creative, is emphasized. This approach makes it possible to activate the interests of schoolchildren. mastering them in various ways of cognition (perception, interpretation) of musical art.

Key words: cognitive abilities, primary school student, pedagogical support, musical and creative activity, types of musical and creative activity.

Введение. Развитие познавательных способностей - проблема, решение которой зависит от многих факторов (factor -делающий, производящий), определяющих возможность объединения тех или иных компонентов в определенную систему, по сути это та движущая сила, которая способствует каким-либо изменениям [2].

Факторами развития способностей младшего школьника являются как биологические, так и социальные; кроме того, особую значимость приобретает выбор содержания, методов и средства обучения и воспитания, а также педагогическая поддержка происходящих изменений в личностном развитии младшего школьника.

Изложение основного материала статьи. При определении и обосновании содержательных характеристик развития познавательных способностей младшего школьника следует подчеркнуть необходимость включения детей в разнообразные виды деятельности, в том числе музыкально-творческую. При этом важно учитывать, что деятельность - это, прежде всего, «форма активности субъекта, направленная на познание и преобразование мира и самого человека» [3].

В этой связи следует пояснить, что основные (структурные) составляющие деятельности (цель, мотив, способы, условия, результат) относятся и к музыкально-творческой деятельности, которая является познавательной, в условиях которой происходит развитие способностей к восприятию музыки как возможности познавать окружающий мир.

Проведенный анализ позволяет выявить, что музыкально-творческая деятельность младшего школьника - это реализация, с одной стороны, интересов школьников, а, с другой, овладение ими различными способами познания (восприятия, интерпретации) музыкального искусства.

Проблема способностей в психолого-педагогических исследованиях представлена, прежде всего, в работах С.Л. Рубинштейна и Б.М.Теплова. Рассматривая структуру способностей, С.Д. Рубинштейн выделяет два основных компонента: «операциональный» - отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность; «ядро» составляют психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза [6].

Под способностями, по мнению Б.Т. Теплова, следует понимать определенные индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого и которые, по своей сути, не сводятся к имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают возможность их приобретения и развития [6].

Важна точка зрения В.Д. Шадрикова, определяющего способность как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции. Следует учитывать и системный подход, разработанный в психологии Б.Ф. Ломовым, концепцию функциональной системы П.К. Анохина и представления Б.Г. Ананьева, связанные с особенностями механизмов (функциональных и операциональных) психики.

Важна и точка зрения Г.И. Щукиной о познавательной активности, которая характеризуется стремлением к умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями на воспроизводящем, интерпретирующем и творческом уровнях [7].

Таким образом, развитие познавательных способностей младшего школьника в музыкально-творческой деятельности связано с пониманием того, что способности - это свойства функциональной системы, а задатки - свойства компонентов этой системы.

Обратимся к видам музыкально-творческой деятельности и особенностям познания музыки, которые состоят в том, что посредством проникновения в мир музыки дети познают окружающий мир и самих себя. К примеру, обучающийся осмысливает и проявляет себя, исполняя произведения не только по заданному образцу, но и путем создания новых образцов, что позволяет активно развивать фантазию, воображение, проявлять себя в начальных формах музыкального творчества: песенного, игрового,танцевального.

Следует учитывать, что в музыкальном творчестве важны: эмоциональная отзывчивость и творческое воображение, абстрактное и конкретное мышление, логика и интуиция, а также способность мыслить аналитически [1].

То есть познание - один из путей творчества и если речь идет о развитии познавательных способностей младших школьников средствами музыки, то, несомненно, следует учитывать их уровень познания и творчества как возможность самовыражения и саморазвития. При этом особую значимость приобретает выполнение заданий творческо-развивающего характера по воплощению художественного образа в слове, звуке, движении.

Для решения заявленных проблем необходимо сочетание различных видов музыкально-творческой деятельности школьников: слушание и восприятие музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, импровизации, инсценирование, которые, на наш взгляд, стимулируют не только развитие познавательных способностей младших школьников, но и расширяют музыкально-образное видение мира.

К примеру, слушание музыки, будучи самостоятельным видом деятельности, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности и может включать: вступительное слово учителя; собственно слушание и восприятие музыкального произведения; анализ прослушанного (с учетом мнений обучающихся); повторное слушание на новом, более высоком сознательном и эмоциональном уровне; подведение итогов (на воспроизводящем, интерпретирующем и творческом уровнях).

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое использование педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального произведения в целом и вообразить (представить) те или иные музыкальные образы. Следует учитывать, что в процессе восприятия музыки младшими школьниками активизируются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, ассоциации с происходящим в данный момент событиями и ответные реакции школьников на них.

Речь идет о специфике организации музыкально-творческой деятельности, которая позволяет определить не только логику действий учителя, но и младшего школьника. При этом педагог осмысливает содержание музыкально-творческой деятельности, методы, приемы и средства ее реализации для того, чтобы музыкально-творческая деятельность являлась для обучающихся процессом выбора действий познания музыкальной культуры, в то же время приобретения ими опыта музыкально-творческой деятельности.

В музыкально-творческой деятельности следует учитывать не только возраст ребенка, но и уже имеющиеся способности и склонности к видам музыкальной деятельности. Успешное решение этих задач зависит не только от приемов и методов, форм организации музыкально-творческой деятельности, но и от качества используемого репертуара.

Следует подчеркнуть необходимость учета следующих особенностей развития младшего школьника: младшие школьники имеют все-таки небольшой опыт восприятия и осмысления музыкальных произведений. Именно поэтому следует развивать у обучающихся имеющиеся представления о музыке, которая может передать всю гамму человеческих чувств и их оттенков. То есть приобщаясь к культурному музыкальному наследию, школьник не только присваивает культурный опыт поколений, но и приобретает музыкальный вкус. Ведь известно, что многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует растущего человека на осмысление нравственных категорий «добра и зла», «прекрасного и безобразного», воспитание определенных чувств и настроений.

Развитие познавательных способностей младшего школьника связано с использованием эвристических бесед о музыке, в том числе созданием ситуаций для размышления при знакомстве с музыкальной терминологией, характеризующей настроения, чувства, переданные в музыкальном произведении. Нет сомнения и в том, что эмоциональная отзывчивость, как одна из характеристик младшего школьного возраста, способствует приобретению таких качеств личности, как доброта, умение сопереживать и сочувствовать другому человеку.

Важно воспитание чувства ритма, которое формируется, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях и позволяет детям глубже понять музыкальное произведение, почувствовать смену ее характера. Подобные занятия требуют от школьника внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только для развития познавательных способностей средствами музыки, но и для его общего развития.

Таким образом, склонности и способности к определенным видам музыкально-творческой деятельности возможно и необходимо развивать, учитывая особенности развития познавательной активности младшего школьника как важной составляющей деятельности вообще (музыкально-творческой в том числе).

Основными направлениями музыкально-творческой деятельности младшего школьника являются следующие: целеполагание, развитие музыкальных и творческих способности детей с учетом возможностей каждого ребенка; формирование музыкальной культуры, способствующей формированию общей духовной культуры, развитие музыкального вкуса [5].

Так целеполагание в развитии познавательных способностей (в условиях музыкально-творческой деятельности) - это действия учителя, которые соотнесены с возможностями, желаниями и целями младшего школьника в процессе знакомства с музыкальными произведениями на уровне эмоционального восприятия, осмысления и воспроизведения музыкального произведения. Речь может идти о занятиях пением, включающих слушание и восприятие музыки при выполнении творческих заданий, которые способствуют не только развитию их воображения, фантазии, но и уверенности в себе, в своих силах.

Кроме того, в процессе включения младших школьников в различные виды музыкально-творческой деятельности появляется возможность взаимодействовать друг с другом, общаться и строить отношения на основе познания самого себя и своих сверстников.

Музыкально-творческая деятельность, таким образом, представляет собой интегративный процесс, объединяющий в себе разнообразные виды музыкальной деятельности, которые способствуют овладению детьми теми способами деятельности, которые позволяют не только сформировать познавательные способности, но и обеспечить личностное развитие.

Следующая важная особенность - расширение воспитательного и развивающего потенциала музыкально-творческой деятельности для реализации познавательных способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка.

Содержательной базой воспитания, по мнению Н.Е. Щурковой, является «отношение к наивысшим ценностям, их освоение, усвоение и присвоение», а признание индивидуальности каждого школьника - это признание определенного уровня развития личности, при этом «феномен индивидуальности рождается в деятельности, проявляет свою неповторимость в деле, в продукте созидательной деятельности, привносит в жизнь человека благо и добро - оставляя, таким образом, след своего присутствия на земле» [8, С. 78; С. 149].

Выводы. Развитие познавательных способностей младшего школьника состоит в использовании возможностей музыкально-творческой деятельности и предполагает реализацию следующих направлений: включенность детей в целеполагание; учет возможностей каждого школьника; формирование музыкальной культуры, способствующей формированию общей духовной культуры, развитие музыкального вкуса младшего школьника.

То есть ценностное восприятие мира (средствами музыки в том числе) позволяет воспитать активного, отзывчивого, любознательного человека.

Литература:

1. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке / Д.Б. Кабалевский. - М.: Эксмо, 2005. - 224 с.

2. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. Избранное. Психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев; под ред. В.В. Давыдова и др. - М.: Просвещение, 1981. - 534 с.

4. Петрунина, М.А. Музыкально-творческая деятельность младших школьников: технологии и организация интегративных занятий: учебное пособие / М.А. Петрунина; Мин-во науки и высшего образования РФ, ФГБОУ ВО «Оренбург. гос. пед. ун-т.». - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - 52 с.

5. Радынова, О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. - Дубна: Феникс+, 2011. - 352 с.

6. Теплов, Б.М. Способности и одарённость / Б.М. Теплов // Психология индивидуальных различий. - М.: Изд. Московского университета, 1992. - 134 с.

7. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

8. Щуркова, Н.Е. Воспитание - XXI век. Методика и искусство / Н.Е. Щуркова, М.И. Мухин. - Волгоград: Учитель, 2016. - С. 78

Педагогика

УДК 376

доктор педагогических наук, профессор, первый проректор Питюков Владимир Юрьевич

ОЧУ ВО «Российская международная академия туризма» (г. Химки)

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ НА РЕБЕНКА ОСЛОЖНЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация. Рассматриваются вопросы терминологического разнообразия при характеристике проблемы девиантного поведения. Обосновывается понятие «ребенок осложненного поведения», определяются причины и показатели ребенка осложненного поведения. Описывается подход, связанный с тремя сферами личностного проявления, лежащий в основе технологии педагогической реакции на ребенка осложненного поведения.

Ключевые слова: ребенок осложненного поведения, девиантное поведение, ценностное отношение, психическое состояние, функционально-операционный подход, педагогическая технология.

Annotation. The issues of terminological diversity in the characterization of the problem of deviant behavior are considered. The concept of "a child of complicated behavior" is substantiated, the causes and indicators of a child of complicated behavior are determined. The approach associated with three spheres of personality manifestation, underlying the technology of pedagogical reaction to a child of complicated behavior, is described.

Key words: child of complicated behavior, deviant behavior, value attitude, mental state, functional and operational approach, pedagogical technology.

Введение. При рассмотрении проблемы девиантного поведения чрезвычайно важно определить изучаемое явление и подходы, с позиции которых оно рассматривается. В зависимости от избранного ракурса открываются различные перспективы и технологии решения поставленных целей и задач. Одним из таких подходов является взгляд на девиантное поведение как на проблему самого ребенка, поведение которого осложняется целым комплексом причин социального, психологического, аксиологического характера. Технология педагогической реакции на ребенка осложненного поведения должна выстраиваться в русле функционально-операционного подхода и учитывать три сферы личностного проявления (поведение, отношение, состояние).

Целью статьи является теоретическое обоснование технологии педагогической реакции на ребенка осложненного поведения.

Изложение основного материала статьи. Вводя термин «ребенок осложненного поведения», мы прекрасно понимаем, что сегодня в педагогических исследованиях распространены и другие определения, такие как «трудный», «педагогически

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.