УДК 74 200 55 ББК 371 013
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бобоева Машхура Равшанбековна, старший преподаватель кафедры общей педагогики ГОУ "ХГУ имени акад. Б.Гафурова" (Таджикистан, Худжанд)
ШАРОИТХ^ОИ ПЕДАГОГИИ Бобоева Машхура Равшанбековна,
ТАШАККУЛИЗАВКЦ сармуаллимаи кафедраи педагогикаи умумии
ЭСТЕТИКИИХОНАНДАГОНИ МДТ "ДДХ ба номи акад.Б^афуров"
ХУРДСОЛ (Тоцикистон, Хуцанд)
PEDAGOGICAL Boboeva Mashkhura Ravshanbekovna, senior
CONDITIONS FOR FORMING lecturer of the department of general pedagogy
AESTHETIC TASTE OF YOUNGER under the SEI "KSU named after acad. B.
SCHOOLCHILDREN IN SECONDARY Gafurov " (Tajikistan, Khujand)
SCHOOLS OF TAJIKISTAN E-mail: [email protected]
Ключевые слова: эстетический вкус, эстетическое воспитание, эстетическое сознание, эстетическая культура поведения, подражание, идеал, эстетическая ценность, эстетическое отношение, эстетическое качество, прекрасное, безобразное
В статье рассматривается вопрос формирования правильного положительного эстетического вкуса у подрастающего поколения, что является неотъемлемой частью подготовки подрастающего поколения к жизни и труду, с одной стороны, и основой формирования их эстетического сознания и культуры поведения - с другой. В связи с этим особую значимость приобретает процесс моделирования сущности и основного содержания формирования эстетического вкуса, что является многоаспектной научно-теоретической проблемой, от правильного решения которой зависит оптимизация эстетического воспитания подрастающего поколения на практике. Указывается, что формирование эстетического вкуса зависит от формирования эстетическо-духовных интересов, потребностей как к деятельности, так и к общению, которые составляют основу социальной сущности человека. Отмечается, что формирование эстетического вкуса напрямую влияет на качество и результат отношения личности к деятельности и в целом на уровень подготовки подрастающего поколения к жизни и труду, а также на уровень их всестороннего развития. Автор предлагает для решения этой задачи использование широкого спектра многообразия и разнообразия средств формирования эстетического вкуса.
Вожахои калиди: завци эстетики, тарбияи эстетики, шуури эстетики, фарщнги рафтори эстетики, пайрави, идеал, арзишии эстетики, муносибати эстетики, сифати эстетики
Ташаккули завци эстетикии насли наврас цисми цудонопазири таркибии омодасозии хонандагони хурдсол ба щёт ва меунат маусуб меёбад, ва аз цониби дигар он асоси ташаккули шуур ва фаруанги рафтори ощо мебошад. Вобаста ба ин раванд моуият ва мундарицаи асосии ташаккули завци эстетики ауамияти махсуси мубрам касб менамояд, ки ин муаммои бисёрцабуаи илми- назарияви буда, аз щллу фасли дурусти он беутар намудани тарбияи эстетикии насли наврас дар амал вобаста аст. Ташаккули завци эстетики аз ташаккули шавцу рагбат, талаботуои рущ-эстетикй нисбат ба фаъолият ва муошират, ки асоси моуияти ицтимоии инсонро ташкил медщанд вобаста аст. Вобаста ба ин ташаккули завци эстетики бевосита ба сифат ва натицаи ицроиши як цатор чорабиниуои мактабе, ки муносибатуои шахсият ба муошират ва умуман ба дарацаи омодагии насли наврас ба щёт ва меунат, щмчунин ба дарацаи инкишофи щматарафаи шахсият таъсир мерасонад.
Key words: aesthetic taste, aesthetic upbringing, aesthetic consciousness, aesthetic culture of behavior, imitation, ideal, aesthetic value, aesthetic attitude, aesthetic quality, beautiful, rough
The article dwells on the issue beset with correct positive aesthetic taste formation in the younger generation being an integral part of the younger generation training for both life and work, on the one hand, basis for their aesthetic consciousness and culture of behavior formation - on the other hand. In this regard, the process of modeling the essence and main content of the formation of aesthetic taste, which is a multifaceted scientifico-theoretical problem possesses particular relevance designing on the premise of the correct solution optimizing an aesthetic upbringing of the younger generation depends in term of practice,
upon the whole. It is indicated that aesthetic taste formation depends on aesthetico-spiritual interests one needs both activities and communication forming based on the social essence of a personality. It is underscored that aesthetic taste formation directly affects the quality and result of a persons attitude to activity and the level of preparation of the younger generation for both life and work, also the level of their all-round development in general. The author of the article proposes to solve the relevant problem resorting to a wide range of diversity and variety of means aimed at the theme explored.
В современных школах Таджикистана, особенно в начальных классах, одной из актуальных проблем является формирование эстетического вкуса младших школьников. Эстетическое развитие личности ребенка начинается в раннем возрасте. В плане эстетического воспитания начальная школа играет незначительную роль. В научных исследованиях мы провели анкетирование с учителями младших классов и выяснили, что 80% учителей школ не назвали начальную школу одним из ведущих факторов в вопросе эстетического воспитания школьников. Таким образом, на сегодняшний день в обществе существует проблема относительно вопросов повышения духовной и нравственной культуры личности ребенка, так как сложившаяся ситуация с эстетическим воспитанием молодежи может привести к торможению в обществе в вопросах культурного развития людей. Поэтому эстетическое воспитание и выявление путей их решения в современном обществе представляет сегодня актуальную задачу.
Учителя начальных классов стремятся большое внимание уделять эстетическому воспитанию младших школьников. В Национальной Концепции воспитания Республики Таджикистан в одном из разделов раскрываются основные понятия эстетического воспитания, где указано, что источниками красоты могут быть различные пейзажи, художественные произведения, музыка, одежда, украшения и др. На основе этой принятой Концепции учителя младших классов стремятся воспитывать у своих учеников чувство прекрасного и формировать у них эстетический вкус в процессе учебно-воспитательной работы [1].
Особенно важной задачей является формирование художественных, музыкальных, литературных эстетических вкусов у подрастающего поколения посредством изобразительного искусства, обычаев и традиций таджикского народа.
Научные исследования подтверждают, что на формирование эстетического вкуса младших школьников влияют как внешние, так и внутренние факторы.
Если рассматривать внешние факторы, то к ним относятся социальная среда, включающая национальные ценности художественной культуры, окружающий мир, который связан с законами красоты.
В.А. Сухомлинский в своих сочинениях высказал мысль: «человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари...». [7,с.23] Велика роль эстетического начала в воспитании детей, так как эстетические воззрения человека всегда являются частью его отношения к окружающей действительности.
Психологами отмечено, что на развитие и формирование эстетического вкуса младших школьников влияют и психические процессы, такие как чувства, образное мышление, воображение. В младшем школьном возрасте у детей проявляются разнообразные формы эстетических чувств. Источниками эстетических чувств являются литературные произведения, уроки музыки, изобразительное искусство и труд. Учителя младших классов должны приобщать своих учеников к прекрасному с учетом того, что общение с искусством должно приносить детям огромную радость. Развитие эстетического вкуса младших школьников является важным условием для всестороннего развития личности ребенка. Результаты научных исследований и анализ литературы показывают, что эстетический вкус принадлежит по своей категории к тем явлениям, которые требуют от педагогов системного подхода при решении данной проблемы. Учеными выделена структура эстетического сознания, состоящая из эстетической оценки, эстетического суждения, эстетических интересов, эстетических потребностей и эстетических вкусов.
№2(67) 2021
• НОМАИ ДОНИШГО^ • УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ • SCIENTIFIC ШТЕ8
Рисунок 1. Структура эстетического сознания
эстетическая оценка
эстетический вкус
Формирование эстетического вкуса младших школьников зависит от их возрастных особенностей развития. Так как формирование эстетических вкусов является многогранным и разносторонним процессом. Для формирования эстетического вкуса младших школьников влияют следующие условия:
1) семейный быт, т.е. условия жизни ребенка в семье.
В семье формируются основы эстетического вкуса младших школьников, закладываются основы эстетического воспитания, приобщение к чувству прекрасного, первая оценка и видение красоты предметов и явлений;
2) учебная деятельность общеобразовательных школ, где в процессе уроков происходит овладение учебными дисциплинами и учитель может формировать эстетические вкусы младших школьников (родного языка, изобразительного искусства, музыки и чтения);
3) внеклассная и внешкольная работа (школьные кружки шитья и вязания, лепки, хоровое пение и др.);
4) взаимодействие учителя младших классов со школьными ученическими организациями, например, «Ахтарон»;
5) сотрудничество общеобразовательных школ с центрами дополнительного образования;
6) сотрудничество с центрами детского и юношеского творчества, музыкальными и художественными школами.
Все перечисленные нами условия являются приоритетными, значимыми, могут способствовать формированию эстетического вкуса младших школьников, т.е. будут удовлетворены интересы и развитие их творческих способностей.
Но в современном обществе существует и ряд проблем, препятствующих и усложняющих процесс формирования эстетического вкуса младших школьников. Эти возникшие трудности требуют от педагогов и родителей повседневной и кропотливой работы. Эстетический вкус объединяет в себе важные стороны ценностного отношения и способствует эмоциональной, интеллектуальной и практической активности младшего школьника. Это позволило нам выделить три аспекта формирования эстетического вкуса у младших школьников: эмоциональный, интеллектуальный и деятельностный.
Эмоциональная сторона позволяет реагировать младшим школьникам на предметы и явления окружающей среды, активизировать эмоционально-чувственную связь.
Интеллектуальная же связана с образным мышлением.
Также выделяют третью сторону формирования эстетического вкуса - деятельностную, проявляющуюся в разных формах деятельности.
Важное значение имеет в эстетическом воспитании и учебно-воспитательный процесс в школе. Многие выдающиеся ученые высказывались о необходимости воспитывать в подрастающем поколении чувство прекрасного. Педагог К.Д.Ушинский отмечал, что «каждый учебный предмет содержит эстетический элемент, передачу которого должен осуществлять учитель».
Учебные предметы естественно-математического цикла, а также трудовое воспитание способствуют формированию эстетического вкуса и, конечно же, тесно взаимосвязаны между
эстетическое эстетические
сУжДение I интересы
эстетические потребности
собой . Изучая содержание учебных программ по учебным предметам, можно рассмотреть, как конкретизируется развитие эстетического вкуса младших школьников на уроках изобразительного искусства и труда, во время хорового пения, на уроках природоведения, в самодеятельных кружках, таких как литературные кружки, драматические, хореографические, в кружках кройки и шитья, в спортивных секциях, даже при организации субботников, при уборке класса и других учебных помещений.
Детям младшего школьного возраста необходимо развивать эстетический вкус через чтение художественных произведений, где писатели, как мастера художественного слова, раскрывают красоту природы. На уроках пения дети знакомятся с классиками мировой музыки. Даже помещения должны быть эстетически оформлены, и учитель должен быть одет со вкусом, так как дети считают своего учителя идеалом для подражания.
В развитии эстетического вкуса младших школьников важное место имеет личность педагога, который организует учебный процесс. Урок является одной из форм формирования эстетического вкуса младших школьников. В процессе учебы у детей закладываются основы понимания красоты природы, окружающего мира, эстетического отношения к жизни. Другой формой развития эстетических вкусов детей младшего школьного возраста является внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность способствует формированию эстетического вкуса и выполняет ряд функций:
- дает возможность развивать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- способствует нравственному и духовному обогащению личности младшего школьника;
- развивает их образное мышление;
- решает вопросы формирования эстетического вкуса младших школьников.
О необходимости проведения внеурочной работы с младшими школьниками с целью формирования их эстетического вкуса не раз подчеркивали выдающиеся ученые-педагоги: А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, отечественные педагоги - академики М.Лутфуллоев, Ф.Шарифзода, профессоры Х.Д. Джонназаров, Ш.А. Шаропов, А. Азизов, О.Исломов и др.
Большой вклад в исследование проблемы развития эстетического вкуса внес известный педагог С.Т.Шацкий. В его школах ребята принимали активное участие в подготовке самодеятельных спектаклей, драматических кружках, в коллективных хоровых пениях. Ученики С.Т.Шацкого коллективно слушали музыку, смотрели фильмы, посещали театры и обсуждали театральные постановки. Все это послужило стимулом к развитию эстетических и нравственных черт и качеств личности детей младшего школьного возраста.
Методику С.Т.Шацкого мы вместе со студентами факультета начального образования и специальной педагогики применяли во время прохождения педагогической практики в общеобразовательных школах Согдийской области. Студенты-практиканты использовали различные формы и методы работы с целью формирования эстетического вкуса младших школьников. В организованных ими внеклассных мероприятиях участвовали учащиеся 2-х и 3-х классов. К работе были подключены 96 учеников. Школьники принимали участие в постановочных спектаклях, были организованы выставки народных ремесел и проведен конкурс на лучший рисунок. Главным условием проведения внеурочных мероприятий по развитию эстетического вкуса был предусмотрен учет возрастных особенностей: их понимание о красоте окружающего мира, их предметно-образное мышление, эмоциональное состояние и впечатлительность, склонность к творчеству и фантазиям, ознакомление с миром в процессе игровой деятельности. Это способствует эффективности усвоения знаний и умений в процессе деятельности, требующей этих умений: опору на эмоциональное восприятие, активизацию деятельности двух полушарий - левого и правого.
В процессе внеурочных мероприятий важно воздействовать на эмоциональную сферу личности при помощи народного фольклора, народных традиций и образного материала произведений искусства. Таким образом, следует пересмотреть учебную программу в общеобразовательных школах, для того чтобы в ней были учтены проблемы формирования эстетического вкуса младших школьников.
Во-первых, при освоении учебного материала необходимо заострить внимание учащихся на эмоционально-ценностное отношение к учебной информации.
Во-вторых, организовать эстетически направленную творческую деятельность с целью решения трех задач: образовательной, воспитательной и развивающей.
В-третьих, имеющиеся учебные программы разработать с целью развития у младших школьников чувства прекрасного к окружающей действительности.
№2(67) 2021 • НОМАИ ДОНИШГО^ • УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ • SCIENTIFIC NOTES
Путем использования различных форм организации внеурочной деятельности дети приобретают богатый социальный опыт, развивается художественно-эстетический вкус, появляется потребность общения с прекрасным. Такими формами работы считаются кружковые занятия, походы в музеи, в картинные галереи, встречи с деятелями театра и культуры.Каждый предметный урок способен внести свой вклад в развитие эстетического вкуса младших школьников. Например, на уроках природоведения в 4 классах возможно приобщение учащихся к прекрасному и обогащение их эстетического опыта в процессе краеведческой и научно-поисковой деятельности.Важное значение для развития эстетического вкуса детей играет и функционирование школьных исторических музеев. Так, например, в общеобразовательной школе № 22 г. Худжанда существует школьный музей Джаббара Расулова, где учащиеся школы могут ознакомиться с выдающимся деятелем и политиком, внесшим вклад в историю развития Таджикистана советского периода.В этой школе совместно с учителями и студентами факультета начального образования и специальной педагогики был проведен семинар на тему «Основы духовно-нравственной культуры таджикского народа», целью которого были решение задачи эстетического развития и формирования эстетического вкуса на примерах таджикской культуры и искусства, духовной традиции нашей республики. Во внеклассных мероприятиях можно использовать следующие формы: проведение весенних праздников, таких как 8 Марта, посвященный Дню матери, праздник «Навруз», «Культура поведения», «Культура общения», «История древнего города Худжанда» и др.В учебных программах «Изобразительное искусство и труд» в младших классах занимает центральное место в формировании эстетического вкуса младших школьников. В процессе учебных занятий, а также на внеклассных мероприятиях использование учебных пособий создает основу для развития потребности и готовности к эстетическому творчеству, формирования эстетических представлений через освоение национальных таджикских традиций и художественной народной культуры.В условиях возрастания социальной роли личности, как носителя национальных традиций таджикского народа, при ограниченном времени на изучение искусств в школе важнейшей задачей является повышение роли эстетического воспитания. Программа «Изобразительное искусство и труд», предусмотренная в младших классах, решает эту актуальную задачу, исходя из характера народного искусства, соединив в интеграционном курсе две такие дисциплины, как изобразительное искусство и труд, музыка и пение. Учителя школы города Худжанда (№ 22,24,7) разработали программу по развитию высокой художественной образованности младшего школьника, где раскрывается содержание программы: изобразительное искусство, народный орнамент Таджикистана, основы художественного ремесла и др.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан, 3.03.2006
1. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя/Под ред. М.Ф.Овсяникова. - М.: Просвещение, 1983.-223с.
2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/А.Н.Леонтьев.- М.: Политиздат, 1977.-
304с.
3. Теория эстетического воспитания /АНСССР, Т33 Ин-т философии; Отв.ред. Н.И. Киященко, Н.Л.Лейзеров. - М.: Искусство, 1979.- 255с.
4. Толстых, В.И. и др. Эстетическое воспитание: Учебник для средних проф.-техн. учеб. заведений/ В.И.Толстых, Б.А. Эренгросс, К.А. Макаров.- М.: Высшая школа, 1979.-288с.
REFERENCES:
1. National Concept of Education under Tajikistan Republic, 03.03.2006
2. A Brief Dictionary in Aesthetics: book for teachers / under the editorship of M.F. Ovsyanikov. -M.: Enlightenment, 983. - 223 p.
3. Leontief A.N. Activities. Consciousness. Personality. - M.: Politizdat, 1977. - 304 p.
4. Theory of Aesthetical Upbringing / Academy of Sciences of USSR, - V.33. The institute of philosophy; editors-in-charge: N.U. Kiyashenco, N.I. Leyzerov. - M.: Art, 1979. - 255 p.
5. Tolstykh V.I. and others. Aesthetical Upbringing: manual for comprehensive vocational-educational institutions. / V.I. Tolstykh, B.A. Eringross, K.A. Makarov. - M.: Higher School, 1979. - 288p.