УДК 159.9
А.А. Рычкова
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье ставится задача рассмотреть условия формирования нравственно-эстетической среды в коллективе младших школьников. В результате анализа автор приходит к выводу, что эффективность нравственно-эстетического воспитания младших школьников может быть достигнута при создании в коллективе нравственно-эстетической среды. Формирование нравственно-эстетической среды в коллективе младших школьников реализуется при помощиуправления коллективом по принципам мотивированности, целостности, эмоциональной насыщенности, культуро- и природосообразности, включения младших школьников во взаимодействие личности и коллектива, направленной на передачу и усвоение нравственных и эстетических ценностей и готовности педагогов к созданию нравственно-эстетической среды и реализации этих условий.
Ключевые слова: среда, педагогические условия, нравственно-эстетическое воспитание, нравственно-эстетическая культура педагога, принцип мотивированности, принцип целостности, принцип эмоциональной насыщенности, принцип природосооб-разности и культуросообразности.
В условиях перестройки современного российского общества, затронувшего существенные сферы жизнедеятельности - семьи и семейного воспитания, системы образования, институтов труда важно оказывать эффективное нравственно-эстетическое воздействие на молодое поколение уже в период их начальной активной социализации, который приходится на младший школьный возраст. Между тем образовательные учреждения не справляются в полной мере с подобной воспитательной функцией. Современную школу отличает во многом формальный характер нравственно-эстетического воспитания. В стенах учебных заведений часто не учитывается важность сензитивности младшего школьного возраста для нравственно-эстетического воспитания личности в целом.
Анализ психолого-педагогической литературы и деятельности образовательных учреждений свидетельствует, что на современном этапе существует ряд значительно снижающих эффективность процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников противоречий между: потребностью формирования нравственно-эстетической среды в коллективе младших школьников и существовании необходимых педагогических условий для ее создания; существующей необходимостью педагогического содействия формированию нравственно-эстетической среды в коллективе младших школьников и ее теоретической разработанностью; недостаточной разработанностью методического обеспечения и готовностью педагогов к реализации этой деятельности.
Нравственно-эстетическое воспитание реализуется в процессе особенных взаимодействий с другими людьми, посредством создания определенных условий. Совокупность людей связанных общностью условий Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. в Толковом словаре русского языка, определяют как среда. Таким образом, нравственно-эстетическое воспитание возможно при создании нравственно-эстетической среды в коллективе младших школьников [1].
Анализируя сущность среды, авторы по-разному подходят к ее структуре, к ее развивающему потенциалу. Например, И.3. Гликман определяет понятие среда воспитания как природное и социальное окружение, стихийно влияющее на развитие детей, подчеркивая тем самым ее внешний, не организованный педагогически, стихийный характер [2].
Однако, по нашему мнению, среда воспитания может быть педагогически организована и оказывать целенаправленное воздействие на личность школьника.
Мы придерживаемся позиции ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, заключающейся в том, что развитие личности, являясь одной из целей об-
© Рычкова А.А., 2013.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2013. №95(20).
разования, происходит не спонтанно, а в результате педагогического управления.
Применительно к образовательному процессу образовательных учреждений управленческая деятельность означает создание условий, необходимых для качественного развития учащихся.
Педагогические условия являются источником возникновения, существования и развития самого процесса, залог его наличия и возможностей совершенствования. Специально создаваемые педагогические условия обладают способностью регулирования педагогического процесса, возможностью делать его компоненты соотносимыми друг с другом. Кроме того, педагогические условия являются своего рода «атмосферой» образовательного процесса и именно от целенаправленности, логической стройности системы протекания данного процесса зависит его эффективность.
В свою очередь, коллектив может стать важным инструментом формирования личности при условии разумного управления им со стороны педагога. Коллектив младших школьников организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом. Формирование и развитие коллектива младших школьников происходит поэтапно, методически организованно. Эффективное управление коллективом младших школьников возможно при условии глубокой теоретической вооруженности педагога в вопросах коллектива, особенно таких, как опора на самоуправление, организация деятельности и отношений, развитие коллектива и личности.
Субъективно, для самого школьника, акт воспитания должен быть ответом на проблему -его собственную, личную, коллектива, общественную, государственную, общемировую.
Деятельность и взаимоотношения коллектива должны находить отклик в душе и сердце ребенка. Дети не только воспринимают информацию от взрослых, но и сопереживают происходящему, принимают сами решения, ставят вопросы и самостоятельно дают на них ответы. Готовность учащегося воспринимать и переживать информацию, которую готовит для него взрослый или коллектив, подразумевается под принципом мотивированности.
Затем нравственное и эстетическое нельзя отделять вследствие того, что нравственное и эстетическое начала в человеке предполагают единство их влияния на развитие ребенка. Формирование единого и целостного образа мира ребенка отражается в принципе целостности.
Далее, Л.А. Венгер и В.С. Мухина выделяют следующие условия нравственного развития личности ребенка: знание норм, привычки поведения, эмоциональное отношение к нравственным нормам, внутренняя позиция самого ребенка [3, с. 270].Первостепенным авторы называют знание нормативов поведения. Этические эталоны выработаны в человеческой культуре исторически. Они выступают в качестве полярных взаимосвязей добра и зла. Нравственные представления ребенка в большой мере зависят от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этими эталонами. Л.С. Венгер отмечает, что индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным самоуважения и уважения окружающих, приводит к пониманию эмоциональной потребности соответствовать положительному нравственному эталону. Окружение должно давать ребенку разнообразные и меняющиеся впечатления, вызывающие эмоциональный отклик, возможность прожить и выразить свои чувства в какой-либо деятельности, побуждать к освоению полюсов «добро - зло», «прекрасно -безобразно» и пр. Способность среды воздействовать на эмоции ребенка рассматривается как принцип эмоциональной насыщенности.
Понимание воспитания как создания условий для развития человека обусловливает принципы природосообразности и культуросообразности.
Трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы как сферы разума.
В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.
Поэтому, принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
Обобщив вышесказанное, мы определяем первое педагогическое условие формирования нравственно-эстетической среды в коллективе младших школьников, как управление коллекти-
вом младших школьников по принципам мотивированности, целостности, эмоциональной насыщенности, культуро- и природосообразности.
Как уже говорилось ранее, необходимым звеном в процессе нравственного воспитания является моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков. [4, с. 8-14], что возможно непосредственно во взаимодействии с другими участниками коллектива.
На основе анализа литературы установлено, что основными компонентами в нравственно-эстетическом воспитании являются воспитанники, воспитатели и возникающий в результате их взаимодействий процесс нравственно-эстетического воспитания. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенных в систему групповых взаимоотношений [5].
Успех нравственно-эстетического воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. Это раскрывает моральный климат в коллективе.
Тем более, основными задачами нравственного воспитания в младшем школьном возрасте является расширение информационного поля знаний о нравственных коллизиях и моделях их решения, стимулирование моральной рефлексии, развитие нравственных чувств, формирование собственного нравственного опыта, а задачами эстетического воспитания выступают расширение сферы действия эстетического отношения (потребностей, установок, переживаний, суждений), расширение диапазона эстетических реакций и дифференциация основных эстетических чувств - прекрасного, возвышенного, трагического и т.д., развитие эстетического вкуса и перевод эстетических эмоций в эстетически направленные действия [6, с. 84.].
Так же, нравственное и эстетическое развитие в младшем школьном возрасте напрямую связано с эмоциональным и творческим развитием ребенка.
Нравственное и эстетическое становится частью внутреннего мира человека в процессе передачи, сообщения человеку определенных знаний. Эта передача осуществляется как в словесной, так и образно-чувственной форме; кроме того, другим путем данной передачи является создание условий жизнедеятельности, которые приводят к желаемому результату.
Таким образом, взаимодействие младших школьников как личности с коллективом, направленного на передачу и усвоение нравственных и эстетических ценностей является еще одним условием формирования нравственно-эстетической среды в коллективе младших школьников.
Наряду с вышеизложенным, в жизни младших школьников неоценима роль педагога, который помогает преодолевать первые трудности, связанные с переходом из дошкольного образования.
Педагоги выступают носителями и потенциальными творцами нравственно-эстетической культуры, что обусловливает предъявление высоких требований со стороны общества к их нравственно-эстетической культуре и актуализирует необходимость эффективного ее формирования [7].
Нравственно-эстетическая культура педагога заключается в его умениях организации и управления педагогическим процессом на основах гуманности и добра, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и имеет необходимые условия для развития и реализации своих задатков и способностей.
Всколыхнув все творческие способности, все существо ребенка, педагог может вызвать всю сферу нравственных и эстетических чувств, которой и определяется творческое отношение к работе, труду, учебе, возникновение соответствующих суждений, которые могут перерасти в убеждения. Роль педагога - в организации правильного нравственно-эстетического воспитания.
Л.С. Выготский считает, что правильное воспитание вовсе не означает искусственного привития детым извне совершенно чуждых им чувств, идеалов или настроений. Он видит правильное воспитание в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиваться и направить это развитие в определенную сторону [8, с. 46]. Если же педагог не опирается на возрастные возможности ребенка, побуждая его к активности, или использует такие методы, которые «принуждают» ребенка, то неизбежным результатом этого окажется свертывание активности ребенка, торможение творческого процесса восприятия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2013. №5(20).
Между тем, воспитать в ученике духовно богатую, эстетически развитую личность способен лишь тот педагог, который сам является человеком высокой духовной и эстетической культуры.
Следовательно, нравственно-эстетическая культура педагога представляет собой целостную систему элементов, которая выражается в гармоничном состоянии морального сознания, эмоциональной культуры, нравственных убеждений и нравственного поведения. Высшим уровнем нравственно-эстетической культуры педагога является выработанная, сформированная воспитанием и образованием, самосовершенствованием и самообразованием способность и готовность строить свое поведение и профессиональную деятельность в соответствии с системой ценностных ориентаций, общественно принятых норм, идеалов и требований, профессионального долга и моральной ответственности за результаты своего труда.
Таким образом, мы определили третье педагогическое условие, которое включает в себя готовность педагогов к созданию нравственно-эстетической среды.
Подведя итог, следует сказать, что нравственно-эстетическая среда в коллективе младших школьников будет сформирована посредством реализации таких условий, как:
Во-первых, управление коллективом по принципам мотивированности, целостности, эмоциональной насыщенности, культуро- и природосообразности;
Во-вторых, включение младших школьников во взаимодействие личности и коллектива, направленной на передачу и усвоение нравственных и эстетических ценностей;
В-третьих, готовность педагогов к созданию нравственно-эстетической среды и реализации этих условий.
Библиографический список
1. Ожегов С И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 320 с.
3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. пособие для уч-ся пед. уч-щ. М.: Просвещение, 1988. 336 с.
4. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. М.: Педагогика, 2005. 219 с.
5. Реан А.А. Психология детства. СПб.: прайм ЕВРО-ЗНАК, 2003. 368 с.
6. Эстетика: учеб. пособие для вузов / Под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 2000. 240 с.
7. Пырикова О.В. Формирование нравственно-эстетической культуры будущих учителей посредством духовной музыки: дис. канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 22.04.2011: утв. 28.04.2011. Воронеж, 2011. 208 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, 2004. 512 с.
РЫЧКОВА Анастасия Андреевна - магистрант факультета психологии и педагогики Челябинского государственного университета.