педагогические науки
Мантрова Мария Сергеевна К ВОПРОСУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ...
УДК 37.012
DOI: 10.26140/knz4-2020-0903-0012
К ВОПРОСУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2020
SPIN-код: 5150-2688
Мантрова Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г. Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected])
Аннотация. В современном обществе все большее значение приобретает духовно-нравственное воспитание современных школьников. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста является одной из сложных задач педагогики в условиях образовательного пространства школы. Именно от уровня духовно-нравственного развития зависит насколько будет личность младшего школьника гармоничной, насколько успешной будет его учебная деятельность. В данной статье рассмотрены особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников. Представлены результаты исследования, целью которого явилась разработка и экспериментальная проверка эффективности программы воспитания и социализации личности как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников. Работа проводилась на базе МОАУ «Гимназия N° 1 г. Новотроицка Оренбургской области». В ней приняли участие 100 обучающихся младших классов. Исследование было направлено на реализацию программы воспитания и социализации личности, как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников, которая будет способствовать формированию у обучающихся ценностных ориентации, нравственных представлений, нравственной самооценки, а также нравственной воспитанности школьников.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, эмоциональная сфера, принципы духовно-нравственного воспитания, развитие эмоциональной сферы школьников.
ON THE ISSUE OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
© 2020
Mantrova Maria Sergeevna, Phd,associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15A,e-mail: [email protected])
Аbstract. In modern society, the spiritual and moral education of modern schoolchildren is becoming increasingly important. Spiritual and moral education of children of primary school age is one of the most difficult tasks of pedagogy in the conditions of the educational space of the school. It is the level of spiritual and moral development that determines how harmonious the younger student's personality will be and how successful their educational activities will be. This article discusses the features of spiritual and moral education of younger students. The article presents the results of a study aimed at developing and experimentally testing the effectiveness of the program of education and socialization of the individual as a means of spiritual and moral education of younger students. The work was carried out on the basis of MOAU "Gymnasium № 1 in Novotroitsk, Orenburg region". It was attended by 100 students of Junior classes. The research was aimed at implementing the program of education and socialization of the individual as a means of spiritual and moral education of younger students, which will contribute to the formation of students ' value orientations, moral ideas, moral self-esteem, as well as moral education of students.
Keywords: spiritual and moral education, emotional sphere, principles of spiritual and moral education, development of the emotional sphere of schoolchildren
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время важную роль в становлении личности подрастающего поколения играет воспитание как целенаправленный процесс, способствующий формированию культурных ценностей. Согласно требованиям ФГОС, целью воспитания выступает социально-педагогическая поддержка становления и развития личности школьника, имеющего такие характеристики, как высоконравственный гражданин со своими духовными и культурными ценностями. На современном этапе развития системы образования России начальное общее образование признано самоценной ступенью, фундаментом всего последующего образования, а духовно- нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения выступают в качестве первоочередных задач системы образования РФ [1,с.209].
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является задачей первостепенной значимости современного образования и представляет собой важный компонент социального и государственного заказа [2,с.105].
Рассматривая систему нравственного воспитания в трудах - Н.Е. Ковалева, Б. Ф. Райского, Н.А. Сорокина, различают несколько аспектов. Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий
всех учащихся. Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием. В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [3,с.68].
По-мнению, Е.А. Ефимовой, процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности [4,с.67].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ многочисленной литературы показывает, что вопросы изучения духовно-нравственного воспитания и духовно-нравственного воспитания младших школьников затрагиваются в работах Е.В. Ярославцевой [5-6], Т.А. Филипповой [7], Е.Ю. Анохиной [8], Т.И. Власовой [9], Ю.А. Добровольского [10], Р.М. Сафиной [11], Р.Т. Теу-важуковой, К.А. Озорковой [12], Е.Д. Жариновой[13], Т.В. Манзюк, Т.В. [14], В.Н. Деккерт [15] и др. [16-20].
Духовно-нравственное воспитание является одним из аспектов воспитания, одной из ведущих целей разви-
Mantrova Maria Sergeevna pedagogical
ON THE ISSUE OF SPIRITUAL AND MORAL ... sciences
тия и формирования личности [6.с.101].
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, согласно точке зрения авторов - А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова, отражает общую ориентацию образования на достижение национального воспитательного идеала, на приобщение школьников к базовым национальным ценностям [21, с.22].
Не вызывает сомнения утверждение о том, что средствами своего труда учитель содействует психическому развитию ученика. При этом главным его инструментом становится взаимодействие с учеником[3, с.44]. Так, по-мнению, Е.В. Ярославцевой разработка инновационных форм и методов должна строиться с учетом вышесказанного - на основе взаимодействия и налаживания коммуникации. Основная цель подобного взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания младших школьников [5,с.98].
Существует несколько основных принципов духовно-нравственного воспитания и развития детей: принцип, направленный на формирование гармоничной личности; принцип природосообразности; принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса; принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса; принцип личностно-ориентиро-ванного подхода; принцип индивидульно-дифференци-рованного подхода; принцип деятельностного подхода; принцип культуросообразности [10,с.348].
МЕТОДОЛОГИЯ.
Формирование целей статьи. Цель исследования -разработка и апробация программы воспитания и социализации личности как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Постановка задания. Исследование было проведено на базе МОАУ «Гимназия № 1 г. Новотроицка Оренбургской области». В ней приняли участие 100 обучающихся младших классов.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В исследовании использовались следующие методы и методики: анкетирование [22,с.206], методика «Сюжетные картинки» [23, с.46], предназначенная для оценки эмоционального компонента ценностных ориентаций школьников, методика для исследования нравственной воспитанности (М.И. Шилова), которая позволяет выявить уровень нравственной воспитанности, проективная методика для диагностики школьной тревожности [24, с.47].
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Представленное исследование состояло из трех этапов:
Констатирующий этап эксперимента. Методики, проводимые на данном этапе исследования были посвящены изучению эмоционального компонента ценностных ориентаций и выявлению уровня нравственной воспитанности младших школьников. Анкета «нравственные понятия», целью которой было изучение когнитивного компонента нравственных ориентаций младших школьников. Испытуемым предлагалось пояснить, как они понимают следующие термины: добро, мудрость, умеренность, счастье, милосердие, вина, зло, мужество, справедливость, дружба, долг. Анализ ответов детей позволил определить, насколько они правильно понимают нравственные понятия. Качественный анализ ответов школьников, показал, что лишь 20 % респондентов справились с заданием. Они смогли объяснить более 7 понятий близко к значению. Например, на вопрос что такое добро ребята отвечали: «добро - это что-то полезное», «быть добрым, значит приносить пользу другим людям». На вопрос, что такое дружба обучающиеся отвечали: «Дружба - это когда два человека доверяют 52
друг другу свои секреты, помогают в трудную минуту». Большинство младших школьников (50%) смогли раскрыть лишь от 3 до 6 понятий. Трудности были вызыва-ны, такими понятиями, как «милосердие», «мудрость», «умеренность». Также 30% обучающихся вообще не смогли объяснить значение предложенных понятий. Результаты диагностики по методике «Сюжетные картинки», предназначенной для оценки эмоционального компонента ценностных ориентаций школьников. Полученные результаты таковы: 20 % обучающихся умеют четко обосновывать свой выбор, т.е. указывают на те моральные нормы, о которых идет речь на картинках. При этом у них наблюдаются адекватные эмоциональные реакции, употребление мимики, жестов при объяснении; 50% обучающихся в процессе выполнения задания правильно раскладывали картинки, обосновывали свои действия, их эмоциональные реакции были адекватны, но выражены слабо; и 30% обучающихся неправильно раскладывали картинки или правильно раскладывали картинки, но не могли обосновать свои действия. При этом они никак не выражали своих эмоций. Для оценки нравственной воспитанности обучающихся мы использовали методику М.И. Шиловой, которая позволяет выявить уровень нравственной воспитанности по следующим показателям: взаимодействие с обществом, чувство патриотизма; умственный труд современных школьников, любознательность; оценка физического труда, отношение к учителю; рефлексия и саморегуляция [25]. Эту методику мы предложили учителю и родителям. Для того, чтобы определить отношение каждого учащегося к выше названным ценностям, мы находили среднее значение баллов, поставленных учителем и родителем ребенка. Также мы определили уровни нравственной воспитанности в целом по классу. Так, отношение к людям развито лишь у 20 % младших школьников - высокий уровень, тогда как 30% показали низкий уровень отношения к окружающим. У 25 % респондентов диагностировали низкий уровень саморегуляции личности и лишь 25% по этому же показателю набрали баллы, соответствующие высокому уровню. По 25 % испытуемых получили баллы от педагога и родителя, соответствующие низкому уровню таких показателей, как отношение к обществу (патриотизм) и отношение к умственному труду (любознательность). Также 45% младших школьников имеют высокий уровень отношения к умственному труду. Это не случайно. Ведь младший школьный возраст характеризуется наличием высокой любознательностью, связанной со сменой ведущей деятельности. Таким образом, среди младших школьников преобладает категория обучающихся, имеющих средний и низкий уровни развития когнитивного компонента нравственных ориентаций, уровень нравственной воспитанности. Результаты диагностики по проективной методике для диагностики школьной тревожности (по А.М. Прихожан), позволяющую определить уровень тревожности младших школьников: так, согласно результатам 55% младших школьников имеют высокий уровень тревожности, у 35% обучающихся -средний уровень тревожности; и у 10% - низкий уровень тревожности. Обобщая все показатели, можно отметить, что в данном классе на 1 месте находятся ценности, связанные с любознательностью, на втором - с отношением к обществу, на третьем - отношение к физическому труду, на четвертом - отношение к людям и на пятом -саморегуляция. Так, 25% респондентов получили баллы, соответствующие высокому уровню нравственной воспитанности, у данной категории школьников есть четкая гражданская позиция; 40% находятся на среднем уровне воспитанности, но у данной категории школьников нет четко сформированной позиции; 35% показали низкий уровень невоспитанности, основанной на личном отрицательном опыте взаимодействия и отсутствием регуляции своего поведения. Таким образом, на основании полученных результатов могут быть внесены корректи-Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)
педагогические науки
Мантрова Мария Сергеевна К ВОПРОСУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ...
вы в систему работы социального педагога с учащимися второго класса, с учетом содержания программы социализации и воспитания личности.
Формирующий этап эксперимента. На данном этапе была разработана программа воспитания и социализации личности как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников. Программа реализо-вывалась в рамках формирующего эксперимента, цель которого состояла в повышении духовно-нравственной воспитанности младших школьников.
Задачи программы: предоставить информацию и закрепить знания о нравственности; сформировать умение анализировать свою деятельность, сплотить класс, развить целеустремленность и настойчивость в достижении результата и реализации творческого потенциала. Структура занятий выглядит следующим образом: этап знакомства с младшими школьниками; проведение классных часов, бесед на тему духовно-нравстенного воспитания, создание и анализ ситуаций по теме занятия, сказки, рассказы);проведение дискуссии (упражнение, демонстрация, цитирование, обобщение выводов, решение предложенных проблем);проведение тренингов, посвященных ценностям; проведение выставок (коллажи, иллюстрирование, объяснение).В процессе проведения беседы учащиеся были активны, проявляли интерес к занятиям, проявляли доброжелательное отношение друг к другу и к педагогу. Содержание тренинга по формированию ценностей включало обсуждение и ранжирование составленного списка ценностей. Учащиеся по очереди обсуждали те ценности, которые наиболее и наименее важны для них. Те учащиеся, которые затруднялись объяснить свой выбор, получали поддержку в виде подсказки от своих товарищей. В качестве основы для проведения дискуссии были сформулированы следующие вопросы: «Дружить или ссориться?», «Каковы пути выхода из этой ситуации?». Для дальнейшей организации межгруппового взаимодействия в классе были созданы группы, которым необходимо было рассмотреть проблему с точки зрения разных позиций. Проведенная работа носила комплексный характер: информирование учащихся о важных ценностях; актуализация эмоционально-ценностного отношения учащихся к различным ценностям; оптимизация деятельности педагога по формированию ценностных ориентаций.
Контрольный этап эксперимента. Предполагал проведение повторной диагностики, целью которой является оценка эффективности работы по духовно-нравственному развитию младших школьников. Итак, для выявления исходного уровня сформированности ценностных ориентаций младших школьников, мы также использовали методику «Нравственные представления», где обучающимся предъявлялись для анализа те же термины, что и на констатирующем эксперименте. Качественный анализ ответов школьников, показал, что лишь 10% не справились с заданием. Они не смогли объяснить более двух понятий. Им удалось объяснить только понятие «дружба» и «долг». Кроме того, 60% школьников справились с заданием частично, то есть смогли дать определение от 3 до 6 понятий. Причем, объяснение было эмоциональным с примерами: «милосердие - это значит «добро», «милое сердце», которое приносит только хорошее, доброе». А также 30% справились с заданием и смогли объяснить более 7 понятий близко к значению: «мудрость - это качество, которое говорит о высоком уме», «не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». Из результатов, можно заметить, что после реализации программы духовно-нравственного воспитания снизился процент учащихся с 30% с низким уровнем нравственных представлений до 10 %, и в тоже время увеличилось количество респондентов с высоким уровнем нравственных представлений с 20% до 30%. Младшие школьники лучше стали анализировать предложенные нравственные понятия, соотносящиеся с жизненными ценностями. Результаты повторной методики
«сюжетные картинки» выглядят следующим образом: 30 % обучающихся умеют четко обосновывать свой выбор, т.е. указывает те моральные нормы, о которых идет речь на картинках. При этом у них наблюдаются адекватные эмоциональные реакции, употребление мимики, жестов при объяснении; 60% обучающихся в процессе выполнения задания правильно раскладывали картинки, обосновывали свои действия, их эмоциональные реакции были адекватны, но выражены слабо; и 10% обучающихся неправильно раскладывали картинки или правильно раскладывали картинки, но не могли обосновать свои действия. При этом они никак не выражали своих эмоций. Результаты повторной диагностики по проективной методике для диагностики школьной тревожности, позволяющую определить уровень тревожности младших школьников таковы:1)на констатирующем этапе эксперимента: так, согласно результатам 55% младших школьников имеют высокий уровень тревожности, у 35% обучающихся - средний уровень тревожности; и у 10% - низкий уровень тревожности;2) на контрольном этапе, обнаружились следующие изменения: согласно результатам 30% младших школьников имеют высокий уровень тревожности, у 40% обучающихся - средний уровень тревожности; и у 30% - низкий уровень тревожности. Для оценки нравственной воспитанности младших школьников мы использовали повторно методику М.И. Шиловой[21,с.217], которая позволяет выявить уровень нравственной воспитанности. Эту методику мы также предложили учителю и родителям и выявили среднее значение по всем показателям. Результаты повторной диагностики по методике М.И. Шиловой, таковы: отношение к людям развито лишь у 40 % младших школьников - высокий уровень, тогда как 10% показали низкий уровень отношения к людям, а у 50% респондентов диагностировали средний уровень отношения к людям. Что касается отношения к саморегуляции личности - это лишь 60% по данному показателю набрали баллы, соответствующие высокому уровню, 30% респондентов диагностировали средний уровень саморегуляции, и 10 % низкий уровень саморегуляции. Кроме того у 35 % испытуемых были получены баллы от педагога и родителя, соответствующие низкому уровню таких показателей, как отношение к обществу (патриотизм) и отношение к умственному труду (любознательность). Также 70% младших школьников имеют высокий уровень отношения к умственному труду, 20% средний уровень и 10% низкий уровень.
Анализируя результаты повторной диагностики по методикам, были выявлены уровни развития нравственного воспитания (Таблица 1).
Таблица 1 - Сравнительные показатели нравственной воспитанности младших школьников
Показатели До формирующего эксперимента После формирующего эксперимента
высокий ср едини низкий высокий средним низкий
обществу 20 60 20 30 60 10
умственному труду 45 30 25 70 20 10
физическому труду 20 60 20 40 50 10
людям 20 50 30 40 50 10
саморегуляция 25 25 60 30 10
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях
В ходе опытно-экспериментальной работы Р.М. Сафиной, согласно полученным данным в экспериментальных классах на 46,8 % уменьшилось число детей с низким уровнем духовно-нравственного поведения и на 29,2 % увеличилось количество детей с высоким уровнем [11,с.106]. Также, в исследовании Теуважуковой Р.Т., Озроковой К.А, в результате проведенной диагностики выявлено, что у детей повысился уровень духовно - нравственного воспитания. В экспериментальной группе к высокому уровню относятся 46% - учеников, средний уровень выявлен у 40% [12,с.149].
Результаты нашего исследования созвучны с резуль-
Mantrova Maria Sergeevna
ON THE ISSUE OF SPIRITUAL AND MORAL ..
pedagogical sciences
татами авторов, так учитывая представленные результаты можно отметить, что существенное различие до и после проведения эксперимента произошло по двум показателям: с 20% до 40% увеличилось количество младших школьников по такому показателю, как отношение к людям. Учащиеся, по мнению педагога и родителей, стали более сдержанными, честными, уважительными по отношению к старшим. Также, с 25 % до 60% увеличилось количество младших школьников с высоким уровнем нравственного развития по такому показателю, как «саморегуляция личности». Школьники стали более требовательны к себе, организованы, самодисциплинированы. Это подтверждает и тот факт, что уменьшилось количество учащихся с низким уровнем нравственной саморегуляции с 25% до 10%. По остальным показателям изменения были несущественны. Это связано, скорее всего, с тем, что наша программа была направлена только на развитие нравственных ценностей, связанных с отношением к людям и к самому себе.
ВЫВОДЫ.
Выводы исследования. Проведенное исследование позволило выявить существенные различия между результатами констатирующего эксперимента и контрольного этапа исследования, а именно повышение уровня требовательности к себе, появление умений в организации своего времени. Анализируя полученные данные по проведенным методикам, можно сделать вывод о том, что наблюдалась положительная динамика от проведения исследования на констатирующем этапе до контрольного этапа, а именно показатели исследуемых качеств в конце эксперимента были значительно выше (уменьшилось количество учеников с низким уровнем нравственной саморегуляции). Таким образом, реализация программы воспитания и социализации личности как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников апробированные формы и методы работы педагога в рамках духовно-нравственного воспитания личности младших школьников, повысили уровень общей культуры, развитие ценностных ориен-таций обучающихся. Проведенное исследование вносит определенный вклад в практическую работу школьного педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению духовно-нравственного развития личности младших школьников.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Вместе с тем, выполненная научно-исследовательская работа не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Дальнейшее исследование возможно раскрыть в следующих направлениях: развитие «Образа-Я» современных школьников, развитие ценностных ориентаций младших школьников в рамках семейных ценностей; выявление особенностей работы социально-психологической службы образовательного учреждения по формированию нравственных ценностей учащихся; особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ильинская И. П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях полиэтнической образовательной среды // Ярославский педагогический вестник — 2014. Т.2 — № 1 -С.209-215.
2. Гайвас, О.В. От добрых слов — к добрым делам : формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале «Доброслова» : в 2 частях : [16+] / О.В. Гайвас, Л.Н. Урбанович ; Смоленская Православная Духовная Семинария. — Смоленск : Свиток, 2016. — Ч. 2. Методические материалы в помощь учителю. — 120 с.: ил. — Режим доступа: по подписке. — URL: http://biblioclub. ru/index.php?page=book&id=498505 (дата обращения: 07.05.2020). — Библиогр.: с. 105-107. — ISBN 978-5-906598-34-9. — Текст: электронный.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников [Текст]//Нач.шк. - 2005. - № 11. - С. 68-71.
4. Ефимова, Е.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности //В сборнике: современные подходы к повышению качества образования сборник статей всероссийской научно-практической конференции. редколлегия: ответственный редактор Л.В. Ведерникова, редактор-составитель Л.А. Павлова, Е.В. Слизкова. 2013. с. 66-70.
5. Ярославцева, Е.В. Инновационные формы и мето-
ды духовно-нравственного воспитания младших школьников // Психология и педагогика:методика и проблемы практического применения.2015.№43.С.97-101.
6. Ярославцева, Е.В. Исследование сущностных характеристик понятия «духовно-нравственное воспитание младших школьников/Психология и педагогика:методика и проблемы практического применения.2015.№43.С.101-106.
7. Филиппова, Т. А. Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников / Т. А. Филиппова. — Текст : непосредственный //Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2).
— С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14740/ (дата обращения: 09.05.2020).
8. Анохина, Е.Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие : [16+] / Е.Ю. Анохина. — 2-е изд., стер. — Москва : Флинта, 2015. — 210 с. — Режим доступа: по подписке. — URL: http://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=461032 (дата обращения: 07.05.2020). — Библиогр.: с. 194-207. — ISBN 978-5-9765-2384-5. - Текст : электронный.
9. Власова, Т.И. Педагогика духовности: содержание и технологии духовно-нравственного воспитания : [12+] / Т.И. Власова.
— Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. — 107 с. : табл., ил. — Режим доступа: по подписке. - URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=575702 (дата обращения: 07.05.2020). — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-4499-1156-8. — DOI 10.23681/575702. — Текст: электронный.
10. Добровольский, Ю.А. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания/Ю.А. Добровольский , А.А. Токарев.— Текст: непосредственный //Молодой ученый.— 2017.— №49 (183).—— С.348-350.— URL: https://moluch.ru/archive/183/46454/ (дата обращения: 07.05.2020).
11. Сафина, Р.М. Результаты опытно-экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников// Сибирский педагогический журнал.2015.№2.С.105-110.
12. Теуважукова, Р.Т., Озрокова К.А., Духовно-нравственное воспитание младших школьников в учебном процессе// Успехи современной науки.2017.Т.1.№3.С.148-151.
13. Жарина, Е.Д. Особенности взаимодействия учителя-ученика —семьи как условия духовно-нравственного воспитания младших школьников // В сборнике: Современная научная мысль материалы III Международной научно-практической конференции. Главный редактор М.П.Нечаев.2017.С.57-64.
14. Манзюк, Т.В. Анализ работы по теме самообразования «духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы)// Образование и воспитание.2017.№5(15).С.13-14.
15. Деккерт В.Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»//Вестник Барнаульского юридического института МВД России.2017.№2(33).С.47-48.
16. Курносова С.А. Духовно-нравственное воспитание школьников. система инновационной работы школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 58-62.
17. Тахохов Б.А. Духовно-нравственное воспитание - актуальная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 207-210.
18. Бакурова Т.П. Содержание модели духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами познавательного туризма // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 256-260.
19. Рзаева У.Д. Духовно-нравственные основы современного экономического поведения //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 91-94.
20. Коблик В.А. Ценностное отношение к труду и его воспитание у подростков //Revista ¡tiinfificá progresiva. 2019. № 1. С. 12-15.
21. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. — М., 2009. — 25 с.
22. Федосеева О. Ю. Педагогическая диагностика духовного и нравственного развития младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — Т. 26. — С. 206—210. — URL: http://e-koncept.ru/2014/64342.htm.
23. Калинина, Л. В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности / Л. В. Калинина // Начальная школа, 2011. - N 1.
— С. 46-50.
24. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. — СПб., 2002. С.47-60.
25. Шилова М.И. Социализация и воспитания личности школьников в педагогическом процессе. М.: ФЛИНТА, 2014. 218 с.
Статья поступила в редакцию 11.05.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020
54
Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)