том числе и на французский язык. Согласно последним данным, сегодня «Завещание» переведено на 110 языков мира! :
Прости, если отзвук рыданья Pour mes chansons en pleurs
Услышишь ты в песне моей: Je te demande pardon,
Чье сердце не знает страданья, Le coeur sans douleur,
Тот пусть и поет веселей, Ton chant a du bon.
Но если бы народу родному Mais si envers mon peuple
Мне долг оплатить дoвелось J'arrive à payer la dette,
Тогда б я запел по-другому, Mon chant sonnerait au triple,
Запел бы без боли, без слез. Ma peine deviendrait obsolète.
(Перевод с осет.языка П.Панченко) (Перевод на франц.язык Р.Кулиева) [1].
Поэтические произведения поэта-гуманиста посвящены незыблемым общечеловеческим ценностям -любви к родине и преданности к своему народу; сострадании к людям и любому человеку; равенстве и дружбе людей разных сословий и национальностей; любви к труду и стремлении молодежи к образованию; любви к родному краю и бережном отношении к природе.
При сопоставлении поэтических произведений К.Л.Хетагурова и французских поэтов 19-20 вв. обнаруживается, что в них много общего и, в этом случае, можно говорить, что их творчество тесно переплетается в рамках единой тематики и проблематики. Так, у французского поэта и писателя 20 века Эрве Базена (Hervé Bazin) в стихотворении «Учение» речь идет о ценности образования, важной составляющей жизни человека, благодаря которой можно получить хорошие, прочные знания. Символом учения, знаний у поэта становится яблоко. Такой же подход к учению, просвещению молодежи студенты находят у Коста в стихотворениях «Школьник»,"Ш écolier"; «Будь мужчиной»,"Sois un homme'^ др.
Однако в каждом из этих стихотворений интерес для анализа и сравнения представляют именно те языковые средства (лексические, грамматические, стилистические и др.), которые объективно отражают реалии жизни и быта народа. Все это помогает лучше понять не только культуру страны изучаемого языка, но и, что особенно важно, культуру своей страны и своего родного края. Необходимо отметить большое воспитательное воздействие творчества поэта-гуманиста К.Л. Хетагурова, как на детей, школьников, так и учащуюся молодежь.
Выводы. Пламенные стихи, речи, поэмы Коста давно стали жемчужиной осетинской национальной литературы и сегодня не утратили своей этнокультурной и общечеловеческой значимости. Поэтические переводы на другие языки, в том числе французский, воспринимаются как «окно» в новый мир культуры одного их кавказских народов. Включая в иноязычный учебно-воспитательный процесс материалов региональной культуры, следует опираться на сравнительно-сопоставительный подход, с помощью которого можно выявлять общие черты и отличия в родной и чужой культурах, чтобы помочь учащимся легко войти в пространство чужой культуры. Таким образом и происходит переключение обучаемых в другую культуру: без отчуждения от своей родной и с толерантным отношением к другой.
Итак, важнейшим шагом в установлении диалога культур между представителями разных лингвоэтносоциумов мы относим внедрение в вузовский образовательный процесс этнорегионального компонента - стихотворений К.Л. Хетагурова и их переводов на другие языки. Совершенно очевидно, что результатом межкультурного взаимодействия между людьми, говорящими на разных языках (в данном случае, через поэтические переводы), является взаимовлияние и взаимообогащение этнокультур этих народов.
Литература:
1. Кулиев Р.К. Избранные стихотворения К.Л. Хетагурова в поэтическом переводе на французский язык. В 2-х частях. Учебное пособие. Изд-во СОГУ, Часть 1, Владикавказ, 2014. 112 с.
2. Кулиев Р.К. Избранные стихотворения К.Л.Хетагурова в поэтическом переводе на французский язык. В 2-х частях. Учебное пособие. Изд-во СОГУ, Часть 2, Владикавказ, 2016. 92 с.
3. Кулиев Р.К., Муриева М.В. Педагогический аспект переводов стихотворений К.Л. Хетагурова на французский язык. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2018. № 2. С. 75; С. 73.
4. Муриева М.В. Формирование социолингвистической компетенции в процессе обучения иностранному языку в вузе. Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 2. C. 72.
Педагогика
УДК: 37.015:37.017]:17
кандидат педагогических наук, доцент Науменко Наталья Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Шаврыгина Ольга Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ
Аннотация. В статье обоснована актуальность духовно-нравственного воспитания школьников, обозначены основные угрозы духовно-нравственной безопасности подрастающего поколения современной России, определены педагогические ориентиры воспитания духовно-нравственных качеств детей в семье и общеобразовательной организации.
Ключевые слова: воспитание, педагогические ориентиры, духовно-нравственное воспитание, морально-нравственная сфера, духовно-нравственная безопасность, духовно-нравственные качества.
Annоtation. The article substantiates the relevance of the spiritual and moral education of students, identifies the main threats to the spiritual and moral security of the younger generation of modern Russia, defines the pedagogical directions in instilling children's spiritual and moral qualities in the family and general education organization.
Keywords: upbringing, pedagogical directions, spiritual and moral éducation, moral and ethical sphere, spiritual and moral security, spiritual and moral qualities.
Введение. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека [7]. Сегодня это утверждение выдающегося отечественного педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского становится как никогда актуальным. Сложные социально-экономические процессы, происходящие в современной России, привели к девальвации многих общечеловеческих ценностей, снижению уровня духовности и нравственности подрастающего поколения. Глобальной задачей, стоящей перед государством и обществом в сфере духовной культуры, является обеспечение культурно-духовной и морально-нравственной безопасности граждан в свете значимых интересов личности и общества от внешних и внутренних угроз [2].
Необходимость воспитания молодого поколения в общеобразовательных организациях, семье и других социальных институтах диктуется появлением значительного количества угроз, поскольку без надлежащего контроля над духовным развитием школьников повышается уровень детской преступности, девиантного поведения и нарушения социальных норм.
Изложение основного материала статьи. Наиболее значимыми среди основных угроз духовно-нравственной безопасности подрастающего поколения современной России, по нашему мнению, являются следующие:
- Рассогласованность систем правовой, социальной и морально-нравственной регуляции, как следствие нестабильной политической обстановки внутри и вне страны. Многие общественные нормы не находят своего отражения во всех трех системах и поэтому игнорируются некоторыми членами общества [2].
- Социокультурный раскол и кризис межпоколенческих отношений, в результате которого детям необходимо выбирать между принятыми в обществе социальными нормами и теми нормами, которые они считают необходимыми только для собственного блага. Данный выбор провоцирует появление множества индивидуальных нормативных систем [2].
- Кризис морально-нравственной сферы, проявляющийся в снижении нравственных стандартов и общекультурного уровня населения, дегуманизации всех видов человеческой жизни, развитии деструктивных социокультурных явлений. Усиление данного кризиса в дальнейшем может привести к утрате социокультурной идентичности всего сообщества [10].
- Вестернизация культуры, ее массовизация и виртуализация. Открытость культуры России внешнему влиянию привела к тому, что большая часть предметов отечественной культуры во всех ее направлениях (музыке, театре, кино, изобразительном искусстве, художественной литературе и т.д.) была заимствована с Запада. Современная массовая культура предлагает обществу неограниченный объем знаний, которые модернизируют социальную реальность посредством внедрения в социальную жизнь всевозможных новшеств, способствует распространению «западного» мировоззрения, идеалов и формирует культ технологического знания. Бесспорно, влияние информационного пространства и сети Интернет на культуру обладает позитивным потенциалом, в основе которого практически безграничные информационные ресурсы и эффективные цифровые технологии. В то же время, отсутствие механизмов контроля ведет к «загрязнению» интернет-пространства (к примеру, социальные сети), что в свою очередь оказывает пагубное влияние на культурную среду [10].
- Деформация каналов и механизмов трансляции культурного наследия и духовного опыта нации. Передача социокультурных представлений и ценностей в рамках семьи, общеобразовательного учреждения, общественных организаций и СМИ не осуществляется в систематическом и целенаправленном режиме. В результате у подрастающего поколения не формируется целостная картина мира [5].
- Социально-демографический кризис, обусловленный трансформационными изменениями в системе семейно-брачных ценностей и морально-нравственных устоев современного российского общества [2].
- Криминализация поведения и сознания молодежи, вызванная кризисом духовно-нравственной и социокультурной сфер жизни социума. Процессы «массовизации» и «потребительства» духовной культуры повлекли за собой изменение ценностных ориентаций современной молодежи, их морально-нравственных принципов, стиля и образа жизни [2].
- Безразличие, утрата смысла жизни как характерные состояния массового сознания [2].
Обозначенные угрозы оказывают негативное влияние на социокультурное пространство и повышают
уязвимость государства, общества и конкретной личности.
В этой связи особую значимость приобретает создание единой системы духовно-нравственного воспитания в семье, школе и других социальных институтах, что актуализируется вышедшими в последние годы нормативно-правовыми и научно-методическими документами: Закон РФ «Об образовании», Национальный проект «Образование», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации на 2016-2020 голы», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и др.
Сегодня педагогической теорией и практикой доказано, что воспитание истинно нравственного человека невозможно без формирования у него соответствующих качеств усилиями всех социальных институтов.
Духовно-нравственные качества обучающегося мы рассматриваем, вслед за Н. В. Соповой, как ценностные характеристики личности в векторе само- (самообразования, самосовершенствования), отмеченного нравственной доминантой, выражающие стабильно положительное отношение личности к другим людям и себе [6].
Названные качества личности являют собой одну из существенных характеристик ее сознания и мировоззрения. Общее содержание и направленность духовности человека во многом основываются на его нравственных качествах, которые выполняют, по сути, особую интегративную роль, имея всепроникающий характер по отношению к другим качествам, определяя меру его культурности. Формируясь как духовные ценности на протяжении всей жизни, они в то же время выполняют и охранительно-защитную функцию в духовном мире школьников.
Перед семьей, школой встает задача формирования таких значимых духовно-нравственных качеств личности обучающихся, как милосердие, отзывчивость, совестливость, трудолюбие, справедливость,
порядочность, терпимость. Данные качества выступают духовной опорой, способствующей формированию и развитию духовно-нравственного портрета каждого школьника как личности.
Кратко остановимся на характеристике некоторых из них.
Милосердие рассматривается нами как качество, основанное на любви ко всему живому, проявляющееся в деятельном соучастии в судьбе Другого, готовности бескорыстно помогать нуждающимся; сострадательной любви, доброте. Данное качество помогает человеку принять других людей, которые в чем-то могут быть несовершенными, и помочь им, при этом, не осуждая их.
Отзывчивость, по нашему мнению, синкретически объединяет в себе такие нравственные качества, как: сердечность, доброта, сочувствие, участливость, сострадательность, чуткость, щедрость.
Совестливость мы трактуем как нравственное чутье, сознание и чувство ответственности человека за свое поведение, побуждающее его к истине и добру. Совестливый человек стыдится своих проступков, не перекладывает вину на другого человека, способен принести извинения. В основе данного ценного духовно-нравственного качества лежат сформированные у человека такие основы духовности как совесть, вина, любовь к ближнему, страх навредить ему.
Трудолюбие - духовно-нравственное и волевое качество личности, заключающееся в стремлении и умении добросовестно, увлеченно и с чувством удовлетворения выполнять трудовую деятельность и трудовые функции. Оно проявляется в подвижническом труде по долгу и совести, именно благодаря ему, человек становится полезным обществу и людям. Трудолюбие было и остается качеством, характеризующим духовно-нравственный идеал русского человека.
Под справедливостью мы понимаем такое качество личности, которое проявляется в ее способности априори следовать правде, истине в своих мнениях и поступках; в любых ситуациях действовать на законных и честных основаниях.
Порядочность характеризуем как неспособность к безнравственным поступкам, честность. Порядочный человек проявляет деликатность, бескорыстие, скромность, выполняет свои обещания, не наносит умышленного вреда окружающим, надежен в общении и совместных делах.
Терпимость - это духовно-нравственное качество, которое проявляется в уважительном и доброжелательном отношении к другому мировоззрению, мнению, убеждению, верованию, образу жизни, а также традициям, привычкам, и недостаткам других людей.
Важнейшими педагогическими ориентирами воспитания заявленных духовно-нравственных качеств школьника в различных социальных институтах мы видим: национальный воспитательный идеал; систему базовых национальных ценностей; школу как центр взаимодействия институтов воспитания; учителя как носителя и транслятора общечеловеческих ценностей.
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определен национальный воспитательный идеал, характеризующийся как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [3].
Национальный воспитательный идеал является высшей целью образования, достижение которой представляется возможным только при единении усилий основных субъектов воспитания: школы, семьи и общественных организаций. В определении современного национального воспитательного идеала решающую роль играют отечественные традиции и преемственность по отношению к идеалам воспитания предыдущих эпох.
Сегодня востребована духовно-нравственная личность, способная нести ответственность за свой выбор в условиях свободы, проявлять инициативу, творчество, готовность к саморазвитию. Утверждение в том, что человек становиться личностью только в социуме, обязывает нас отказаться от абстрактного личностно ориентированного воспитания вне временных, культурных и государственных границ и направить усилия на воспитание личности гражданина современной России.
Важную социально-политическую роль в условиях необходимости модернизации страны играет солидарная устремленность в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного состояния, наполненность жизни каждого человека социально-значимыми смыслами. Следовательно, современный национальный воспитательный идеал, как педагогический ориентир духовно-нравственного воспитания школьников, подчеркивает важность формирования таких качеств личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и верность традициям исторического прошлого страны.
Система базовых национальных ценностей, хранимых в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемых от старшего поколения к младшему, как ориентир воспитания духовно-нравственных качеств обучающихся, обеспечит успешное развитие нашей страны в современных социокультурных условиях [3].
В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и гуманности, или те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые помогает человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.
Базовые национальные ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество) лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников, т. е. организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся. Для создания и полноценного функционирования такого пространства требуются согласованные усилия всех социальных институтов воспитания: школы, семьи, общественных организаций (российское движение школьников, учреждения культуры, досуга спорта, здравоохранения, дополнительного образования детей).
Школа как центр взаимодействия институтов воспитания должна объединить их усилия на пути нравственного становления каждого школьника. Единство воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения, семьи и общественных организаций (российское движение школьников, учреждения культуры, досуга спорта, здравоохранения, дополнительного образования детей) обеспечивается целенаправленной систематической деятельностью школы, отвечающей современным требованиям: научность, творчество, ответственность и заинтересованность в результатах духовно-нравственного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.
Именно школа осуществляет основополагающую часть воспитательной работы, на нее возлагаются сверхзадачи формирования духовно-нравственных качеств личности. Вместе с тем, это ни в коем случае не умаляет значимости других институтов воспитания, а подчеркивает важность согласования их действий. Ведущая роль в этом триединстве отводится школе еще и потому, что она расширяет и развивает воспитательные возможности семьи (осуществляя педагогическое просвещение родителей), координирует семейное воспитание, ориентирует деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, регулирует их действия.
Учитель как носитель и транслятор общечеловеческих ценностей. Для эффективного выполнения функции носителя и транслятора общечеловеческих ценностей педагогом важно обеспечить соблюдение следующих условий:
- Смысл деятельности педагога заключается в передаче накопленного опыта и культуры от старшего поколения к младшему.
- Миссия общеобразовательной организации, реализуемая учителем, состоит в сохранении, развитии и диссеминации мировой культуры, а также культуры своего Отечества, в подготовке конкурентоспособной личности, готовой к самопознанию и саморазвитию.
- Современный педагог ориентирован на поиск научной истины, на идеалы справедливости, добра, свободы, соблюдение школьных традиций.
- Имидж учителя отражает корпоративный дух педагогического сообщества, транслирование общей культуры личности.
- Благоприятный психологический климат в коллективе поддерживается путем создания дружеской атмосферы, на основе доверия, сотворчества и соучастия, конструктивным решением конфликтных ситуаций.
- Личностно-ориентированное педагогическое общение выступает эффективным средством трансляции общечеловеческих ценностей.
Выводы. Сказанное выше позволяет высказать идею о том, что сегодня выстраивается новая педагогика воспитания, в основе которой лежит идея гуманизма, равенства, признание человеческой жизни и жизни вообще как высшей ценности. Вследствие чего, воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся является основой образовательного (в частности, воспитательного) процесса в школе, семье и общественных организациях. Заботясь о духовности и нравственности подрастающего поколения, мы способствуем тому, чтобы каждый сегодняшний школьник стал милосердным, отзывчивым, трудолюбивым, порядочным гражданином своего Отечества и смог найти своё уникальное место в жизни и обществе.
Литература:
1. Абдуллаева Н.А. Духовно-нравственное воспитание современного школьника / Н.А. Абдуллаева // Известия чеченского государственного педагогического университета. - 2013. - № 1(7). - С. 66-68.
2. Гафиатулина Н.Х. Духовно-нравственная безопасность современной молодежи / Н.Х. Гафиатулина // Вестник института истории, археологии и этнографии. - 2017. - № 1(49). - С. 134-144.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - 89 с.
4. Ольховецкая Е.М. Нравственная воспитанность младших школьников как результат духовно-нравственного воспитания / Е.М. Ольховецкая // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2015. - № 5-1. -С. 66-69.
5. Селезнева А.В. Ценностные основания российской национально-государственной идентичности / А.В. Селезнева // Вестник российской нации. - 2017. - № 4. - С. 82-94.
6. Сопова Н.В. Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации: Монография / Н.В. Сопова. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический институт, 2014. - 184 с.
7. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
9. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования / Под общ. ред. С.В. Чуева. - М.: Изд. дом ГУУ, 2017. - 131 с.
10. Шестопал Е.Б. Социокультурные угрозы и риски в современной России / Е.Б. Шестопал, А.В. Селезнева // Социологические исследования. - 2018. - № 10. - С. 90-99.
Педагогика
УДК 371
соискатель Науменко Таисия Петровна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РЕАЛЬНОГО УРОВНЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
УЧИТЕЛЯ
Аннотация. Данная статья посвящена выявлению реального состояния проблемы качества жизни учителя. Автор статьи обосновывает логику экспериментальной работы, обосновывает диагностический инструментарий по выявлению уровня качества жизни учителя в соответствии с критериями исследуемого феномена. Приводятся результаты констатирующего эксперимента с выводами и перспективами решения выявленной проблемы. В результате исследования автор приводит перспективные идеи для решения проблемы повышения уровня качества жизни учителя.
Ключевые слова: качество жизни учителя, повышение качества жизни, констатирующий эксперимент. Annotation. This article is devoted to identifying the real state of the problem of the quality of life of a teacher. The author of the article justifies the logic of experimental work, justifies diagnostic tools for identifying the level of quality of life of a teacher in accordance with the criteria of the phenomenon under study. The results of the ascertaining experiment with the conclusions and prospects for solving the identified problem are given. As a result of the study, the author provides promising ideas for solving the problem of improving the quality of life of a teacher.