ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ /
THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION
Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 371.806.6
Методологические и практические аспекты духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования
А. С. Косогова Т. П. Нахаева
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация.
Ключевые слова:
В статье уточнено определение понятия «духовно-нравственное воспитание» с позиций современной социокультурной ситуации. Выделен смыслообразую-щий компонент духовно-нравственного воспитания. Обосновывается направленность на целостное, системное видение окружающего мира как значимый фактор духовно-нравственного воспитания. Представлены принципы духовно-нравственного воспитания. На примере Воскресной школы г. Иркутска показаны некоторые особенности реализации программы на основе этих принципов.
духовно-нравственное воспитание, системное мышление, принципы духовно-нравственного воспитания, интеграция.
Дата поступления статьи в редакцию: 8 сентября 2017 г.
Духовно-нравственное воспитание - приоритетная задача всех уровней и направлений образования. Как показывают педагогические и социологические исследования [3], современное общество функционирует в состоянии постоянного ухудшения показателей качества жизни, психического и духовного здоровья. Особенно это заметно среди молодёжи и подростков. Существующая «традиционная» система образования не справляется с возложенными на неё обязанностями. Как показывают исследования в области методологии образования [4; 5], она не воспитывает человека, живущего в гармонии с окружающим миром, и это разрушает здоровье как ребёнка, так и учителя. Образовательная система, по мысли Н. В. Масловой, не базируется на Законах Мира, не развивает целостное (гармоничное дву-
полушарное) мышление, и потому не воспитывается человек, вся деятельность которого была бы направлена на сохранение природы и себя как неразрывной её части. Как следствие, система образования не развивает совестливость, нравственность, она не нацелена на развитие в людях взаимопомощи, заботливого отношения друг к другу и природе. А это в настоящее время - важнейшая задача сохранения жизни на Земле, возможности дальнейшего существования человека. Вместо этого мы видим хищническое отношение к природе, межличностную и социальную агрессию.
Цель духовно-нравственного воспитания молодёжи, в том числе подростков, связана с мотивацией и развитием системного, целостного мышления, видения в глобальном аспекте связей и отношений природы, человека, космоса. Это, на наш взгляд, определяющее условие, которое оздоравливающе действует как на человека, так и окружающий его мир, способствует духовно-нравственному воспитанию. Нравственное воспитание представляет собой организованный процесс поэтапного освоения подростками внешнего и внутреннего мира посредством эмоциональной регуляции, общения, общественно полезной деятельности, самоопределения. Суть этого процесса сводится к интеграции в единую систему своей личностной позиции, волевой саморегуляции поведения, его критической оценки, осознанного переживания своего практического опыта.
В нашем понимании духовно-нравственное воспитание - это воспитание физически, нравственно и психически здорового человека, обладающего системным, целостным мышлением и использующего системный и целостный подход в творческом решении учебных, жизненных, производственных задач.
Отсутствие духовно-нравственной составляющей в мировоззрении обучающегося, целостного и системного видения мира порождает неверие в возможность устремления к Истине, то есть к справедливости, совести, доброте, нравственности. В результате жизнь реализуется как блуждание во мгле, бесперспективности, отчаянии, ощущается пустота жизни, как следствие, - ненужность учёбы, школы, образования.
Обращаясь к возможностям образовательных институтов в решении задач духовно-нравственного воспитания, мы полагаем, что значительными возможностями в этом направлении обладает система дополнительного образования.
Именно в дополнительном образовании возможно обеспечение индивидуальной образовательной траектории, создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества педагога и учащегося. В рамках дополнительного образования возможно создание нравственно-эмоциональной атмосферы свободного выбора деятельности, среды общения через включение достижений культуры в содержание образовательного процесса, индивидуальной и коллективной творческой деятельности [1; 2].
Структура и содержание дополнительного образования позволяют организовать работу в согласовании с общими законами и динамикой развития природы, общества и личности на основе деятельностной активности, то есть самодеятельности учащегося. В условиях этого образования возможно более активное взаимодействие с внешней средой и другими системами под влиянием объективных и субъективных факторов, в том числе через разнообразные
Ж
ДПШИ'И.Г
образовательные услуги при условии интеграции деятельности всех участников. Поскольку взаимоотношения педагога и подростка не имеют другой основы, кроме добровольной и взаимной заинтересованности, строящейся на совместной деятельности, то это становится настоящей подготовкой к жизни в аспекте духовно-нравственных ценностей. Активизируется процесс формирования гражданского самосознания, развитие способности к социальному творчеству как решению исследовательских общественно значимых задач, в том числе с несформулированными условиями, осуществляется разработка путей постижения самого себя и смысла жизни.
Если обратиться к внутренним преобразованиям подростка благодаря грамотно организованному образовательному процессу в системе дополнительного образования, то можно увидеть главный фактор его духовно-нравственного воспитания. И этот фактор - системное мышление, которое становится основным способом восприятия действительности. Учащиеся, обладающие системным мышлением, обретают следующие способности.
Они видят мир в его цельности, наполненности множественными связями. Они понимают необходимость редукции модели реальности, благодаря чему происходит упрощение восприятия и появляется возможность переключаться между моделями.
Подростки учатся распознавать эффект обратной связи, то есть учатся определять влияние, которое оказывает одно звено системы на все остальные. Они осознают, что колебания неизбежны и доступны для рассмотрения, но результат редко бывает немедленным, часто он отсрочен во времени. Поэтому его не всегда можно тотчас увидеть.
Дети обретают готовность к тому, что понадобится менять свои убеждения в зависимости от складывающихся обстоятельств. Однако фундаментальные духовно-нравственные ценности остаются неизменными и определяют дальнейшие ориентиры в творческой самореализации.
Они начинают ориентироваться в первом приближении в различных уровнях реальности. То есть они способны переключаться в анализе компонентов системы, при этом обращают внимание и на систему в целом, и на её компоненты.
Подростки учатся самостоятельно постигать и начинают генерировать ментальные модели мира, отношений, взаимодействий для создания своих причинно-следственных связей в конкретных обстоятельствах.
В статье сделана попытка конкретизации теоретических и методических основ духовно-нравственного воспитания подростка в сфере дополнительного образования. Для этого мы уточнили сущность понятия «духовно-нравственное воспитание», выделили в качестве существенного признака этого процесса направленность на развитие системного мышления. Опираясь на определённое нами понятие духовно-нравственного воспитания, мы полагаем, что выше обозначенный результат можно получить, если педагог будет работать с опорой на принципы, обеспечивающие целостность восприятия окружающей действительности и продуктивной самореализации в этой действительности. Это принципы:
- интегративности содержания программ дополнительного образования для
обогащения связей и отношений в изучаемом, исследуемом объекте;
- социально-педагогического партнёрства - образование локальных кластеров «педагог - социальный партнёр - обучающийся»;
- осознанной и практически реализуемой ориентации на развитие системного мышления в рамках индивидуально-личностного взаимодействия;
- создания условий социальной и личностной востребованности результатов образовательной деятельности.
На основе этих принципов выстраивается программа дополнительного образования Воскресной школы г. Иркутска.
В рамках этой программы нами сделана попытка преодолеть мировоззренческое и содержательное единообразие воспитательных практик дополнительного образования, расширить границы культурных основ воспитания, обогатить ценностный мир ребёнка. Представилось целесообразным обращение к отечественной православной традиции воспитания и образования в семье и обществе. Мы исходили из того, что, с одной стороны, православная культура обладает мощным нравственным потенциалом, она стала основанием для развития отечественной письменности, истории, философии, антропологии, искусства. С другой стороны, у светских педагогов появилась возможность использовать потенциал православной культуры в воспитательной работе подростков.
Нам удалось содержание этого направления дополнительного образования ввести в структуру личности, повысить его ценностный потенциал. Программа «притянула» к себе интересы учащихся, педагогов, социальных партнёров, общества (слушателей и зрителей).
Например, в рамках программы были интегрированы в курсе «Церковное песнопение» такие разделы, как «Литургики» и «История церковной музыки». Это позволило рассматривать слово как музыкальный элемент для более ясного выражения смысла. Благодаря тому, что слово и музыка слиты воедино, текст в пении исполняется разумно. Значимым в этом процессе является и темп исполнения.
Программа предусматривала и музыкально-театральную составляющую, что позволило расширить границы социального взаимодействия. Программа решала кроме духовно-просветительской, культурно-образовательной задачи также задачу социально-благотворительную. Кульминацией этой интегратив-ной программы было общественно значимое событие. Это были концерты, спектакли в доме престарелых, в детском реабилитационном центре, органном зале г. Иркутска и др., на которых все участники получали возможность публично презентовать не только результаты своего сотрудничества, сотворчества, но и свой продукт. Подростки могли адресно передать результаты своего обучения и воспитания тому, для кого они этот продукт делали и для кого он был важен.
Значимой в духовно-нравственном воспитании подростков была образовательная программа Воскресной школы по краеведению «Мой край родной». Она носила интегративный характер, в процесс освоения программы включались как левое полушарие мозга, так и правое. Программа в разделах «Народная культура», «Православное краеведение», «Литературное краеведение» предусматривала проведение занятий, которые представляют собой инсцени-
ДПШИ'И.Г
рованные представления, выставки, праздники народного календаря, викторины. В рамках этих занятий активизируется левое полушарие.
Через знания и умения по истории и культуре родного края (разделы «Географическое краеведение», «Историческое краеведение», «Экскурсионно-ис-следовательское краеведение») активизировалось правое полушарие, реализовалось осознанное развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю, что способствовало формированию нравственной личности гражданина и патриота России. Радел «Экологическое краеведение» носил системный, ин-тегративный характер, связанный с решением практических задач по сохранению и развитию родного края.
Таким образом, выделенные нами положения о возможностях дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании, смыслообразующей дефиницией которого выступает системное (целостное, глобальное) мышление и опирающаяся на это мышление практическая деятельность, дают возможность содействовать процессам становления духовно-нравственной личности на более высоком организационном и процессуальном уровне
Список литературы
1. Аксёнова, А. Ю. Роль этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных школьников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Ю. Аксёнова. - СПб., 2004. - 202 с.
2. Зелинский, К. В. Нравственное воспитание младших школьников на занятиях с православно-культурным компонентом содержания: дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / К. В. Зелинский. - Волгоград, 2011. - 200 с.
3. Социокультурные проблемы современного человека [Электронный ресурс] : мат-лы III Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. О. А. Шамшиковой, Н. Я. Большу-новой. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2009. - Ч. IV - 387 с. - URL: http://ipkfp. nspu. ru/file.php/1/sbornik/sbornik_4_2009.pdf (дата обращения: 10.11.2016).
4. Маслова, Н. В. Золотой ключик для учителя. Основы ноосферной педагогики / Н. В. Маслова, В. Д. Милованова. - М. : Традиция, 2016. - 196 с. (серия «На одном языке с природой»).
5. Маслова, Н. В. Ноосферное образование. Научные основы. Концепция. Методология / Н. В. Маслова. - М. : Ин-т холодинамики. - 2002. - 338 с.
А
уЦ'ДПО ПРО/
1ЧУДПО HPQ.r
Methodological and Practical Aspects of the Teenagers' S piritual and M oral Education
of A dolescents in the Additional E ducation
A. S. Kosogova
Irkutsk State University, Irkutsk
T. P. Nakhaeva
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. The article clarifies the definition of the concept of "spiritual and moral education" in terms of the current socio-cultural situation. The meaning-forming component of spiritual and moral education is found out. The authors substantiate the focus on a holistic systemic vision of the surrounding world as a significantfactor in spiritual and moral education. The principles of spiritual and moral education are presented. On the example of Irkutsk Sunday School some features of the program implementation are shown on the basis of these principles.
Keywords: spiritual and moral education, system thinking, principles of spiritual and moral education, integration.
Косогова
Анастасия Самсоновна
Kosogova
Anastasiya Samsonovna
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6
тел.: 8(3952)200739 e-mail: [email protected]
Нахаева
Тамара Павловна
аспирант кафедры педагогики
Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6
тел.: 8(3952)200739 e-mail: [email protected]
Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor of the Department of Pedagogy
Pedagogical Institute, Irkutsk State University
6 Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk, 664011
tel.: 8(3952)200739 e-mail: [email protected]
Nakhaeva Tamara Pavlovna
Postgraduate Student, Department of Pedagogy
Pedagogical Institute, Irkutsk State University
6 Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk, 664011
tel.: 8(3952)200739 e-mail: [email protected]