Научная статья на тему 'Принципы развивающего иноязычного образования в начальной школе'

Принципы развивающего иноязычного образования в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1349
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / FOREIGN LANGUAGE PRIMARY EDUCATION / СПОСОБНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ / SYSTEM OF PRINCIPLES / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL VALUES / КОГНИТИВНОЕ И КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / COGNITIVE AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT / YOUNG LEARNERS' ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитенко З.Н.

Статья посвящена принципам, на которых базируется теория развивающего иноязычного образования в начальной школе. Рассматривается система принципов, обусловливающих нравственное и когнитивное развитие младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF FOREIGN LANGUAGE PRIMARY EDUCATION AIMED AT YOUNG LEARNERS DEVELOPMENT

The article deals with the principles the foreign language education theory in the primary school is based on. The author examines a system of principles determining young English learners moral and cognitive development.

Текст научной работы на тему «Принципы развивающего иноязычного образования в начальной школе»

#

Проведенный урок отвечает определенным методическим требованиям: отчетливая целенаправленность; систематическая последовательность структуры урока. Восприятие архитектурной среды учащимися происходит через преобразование окружающей действительности на основе произвольного пространственного воображения и ассоциативного мышления.

Учащиеся, перерабатывая прошлый опыт, вспоминая свои жизненные впечатления, на его основе творчески строят свою новую ментальную реальность - воображаемый художественный образ города будущего. А мы, учителя, узнаем их чувства, желания и потребности. Воображение школьников позволяет пробудить чувствительность к данной фантастической реальности, дает возможность почувствовать нарушения общей гармонии (различные катаклизмы, диспропорции в природно-ланд-шафтной и архитектурной среде). Дети строили свой мир в соответствии с идеалом, отсюда появляются фантастические названия городов будущего и др. Сознание обучаемых настраивается на иные культурные реалии и ценностные ориентации.

Таким образом, творческое воображение является необходимым условием развития практически-позна-

вательной деятельности школьника. Мы увидели, что особенное значение этот психический процесс приобретает при обучении языку и речи, которое обусловливает важность развития творческого воображения на уроках русского языка. Формированию творческого воображения на уроках способствует: использование наглядно-образных средств урока; включение в процесс заданий, стимулирующих деятельность воображения. В творчестве осуществляется самораскрытие личности каждого ребенка.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сычугова Л. П. Обучение речи: культуроведче-ский подход: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. А. Ходяко-вой. - Киров, 2008. - С. 39, 86-89, 103, 198.

2. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб., 2008. - С. 284-290.

3. Сычугова Л. П. Словарь искусства: семантико-функциональный толково-сочетаемостный словарь искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура. - Киров, 2008. - С. 26.

ПРИНЦИПЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

PRINCIPLES OF FOREIGN LANGUAGE PRIMARY EDUCATION AIMED AT YOUNG LEARNERS' DEVELOPMENT

З. Н. Никитенко

Статья посвящена принципам, на которых базируется теория развивающего иноязычного образования в начальной школе. Рассматривается система принципов, обусловливающих нравственное и когнитивное развитие младших школьников.

Z. N. Nikitenko

The article deals with the principles the foreign language education theory in the primary school is based on. The author examines a system of principles determining young English learners' moral and cognitive development.

Ключевые слова: иноязычное образование в начальной школе, способности младшего школьника, система принципов, нравственные ценности, когнитивное и коммуникативное развитие.

Keywords: foreign language primary education, young learners' abilities, system of principles, moral values, cognitive and communicative development.

В данной статье рассматриваются принципы, составляющие ядро разработанной нами концепции начального развивающего образования [1].

Проблема выделения принципов иноязычного образования в начальной школе является не менее сложной и не менее важной, чем проблема определения целей и содержания. Основная сложность проблемы выделения принципов заключается в следующем. Согласно теории познания, в окружающей нас действи-

тельности принципов не существует, существуют лишь законы, по которым живет природа. Отсюда понятно, что человек может сформулировать принципы, если он познает эти законы. Поэтому, «чтобы иметь право считать то или иное положение принципом, мы должны быть уверены в том, что перед нами действительно познанная закономерность» [2, с. 115]. Такую же точку зрения, которую мы полностью разделяем, высказывает и Н. Д. Гальскова [3, с. 193].

Ф

Таким образом, принцип трактуется в данной работе как закономерность, выполняющая функцию принципа. Следовательно, чем полнее мы познаем закономерности, согласно которым происходит овладение младшими школьниками иностранным языком (ИЯ) как средством межкультурного общения, тем точнее выдвигаемые нами принципы.

Исходя из этого все принципы развивающего иноязычного образования в начальной школе базируются на закономерностях, которые мы выявили, исследуя социально-педагогические, психологические, психолингвистические и нейрофизиологические особенности овладения детьми иноязычной речевой деятельностью, и тех закономерностях, которые были сформулированы при рассмотрении окружающей младших школьников методической действительности, связанной с условиями реализации их духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения [1, с. 90-320].

В методической науке известны различные номенклатуры принципов обучения иностранным языкам, анализ которых привел нас к выводу о том, что по большей части они отражают процесс обучения, а не процесс учения/овладения учащимися ИЯ; не отражают как закономерностей овладения ИЯ школьниками 6-10 лет, так и всего комплекса условий изучения нового языка в начальной школе, и, самое главное, они сформулированы вне контекста иноязычного образования как способа развития личности. Мы сделали попытку выстроить такую систему принципов, которая бы верно указывала путь к достижению цели начального иноязычного образования: развитие личности младшего школьника, способного к межкультурному общению на иностранном языке.

Комплексность цели развивающего иноязычного образования (РИО), сложность объекта овладения - иноязычная речевая деятельность как способ иноязычного общения - и специфика возраста школьников диктуют необходимость выделения иерархии принципов, отражающих суть нашей концепции, регулирующих весь образовательный процесс и определяющих технологию РИО. Впервые идею о ранжировании принципов выдвинул Е. И. Пассов еще в 1977 г. [4, с. 105-115].

Многомерность процесса начального иноязычного образования обусловливает необходимость выделения принципов, определяющих специфику деятельности ученика при освоении предмета «иностранный язык» в начальной школе и связанных:

1) с общими закономерностями развивающего иноязычного образования;

2) с закономерностями воспитания как нравственного становления младшего школьника, закономерностями становления учебной деятельности, которая «вырастает» у младших школьников из игровой деятельности, закономерностями становления иноязычной речевой деятельности и сопряженными с ней когнитивными процессами.

Итак, многоаспектность характера иноязычного образования в начальной школе диктует необходимость выделения иерархии принципов, а любая иерархия (если это иерархия) определяется системообразующим принципом. Поскольку системообразующий принцип всегда вытекает из стратегической цели и отражает предмет исследования, то таким принципом является принцип развивающего иноязычного образования (далее - принцип развития), который носит методологический характер. Этот принцип выражает личностную направленность образовательного процесса по овладению ИЯ, а именно: направленность на личность ученика, его реальные потребности, на развитие его способности к диалогу культур на иностранном языке. Все другие принципы представляют собой своеобразную конкретизацию принципа развития в начальном иноязычном образовании - именно категория «развитие» пронизывает их и объединяет в одно целое.

Принцип развития, как системообразующий принцип, по-новому преломляет фундаментальный психологический принцип развивающего обучения применительно к иноязычному образованию в начальной школе. В соответствии с этим принципом условия для развития и саморазвития младшего школьника обеспечиваются ведущей деятельностью младшего школьного возраста - учебной деятельностью, на основе которой и посредством общения происходит и овладение иноязычной речью, и становление школьника как человека культурного, прежде всего в нравственном отношении, речевом и познавательном.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания иноязычного образования на стимулирование и поддержку духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности и творческих возможностей ученика при овладении ИЯ в процессе учебной деятельности. Данный принцип не снижает освоения детьми знаний, навыков и умений как средств для развития способности к межкультурному общению, но не как самоцель начального иноязычного образования.

Принцип развития получает свое конкретное содержание в принципах I и II рангов, которые, определяют развивающий характер начального иноязычного образования. Принципы I ранга являются высшими методическими принципами, отражают общие закономерности РИО и действуют на всех его уровнях: целевом, содержательном и технологическом.

В качестве методических принципов I ранга выделяются культуросообразность, общение, самостоятельность и природосообразность как принципы развития и саморазвития младшего школьника при овладении ИЯ как средством межкультурного общения. Эти принципы определяют духовно-нравственное развитие младшего школьника, его интеллектуальное развитие и становление учебной деятельности (учение) по овладению ИЯ.

#

Это принципы относятся к высшему уровню, поскольку носят универсальный и аксиоматический характер.

Культуросообразность как методический принцип развития первого ранга отражает две закономерности, выявленные при рассмотрении культуросозидающей функции РИО [1]:

1) педагогическую; воспитание - это есть вхождение человека культуру, это есть обретение им ценностей культуры;

2) одну из главных закономерностей овладения школьниками ИЯ - язык через культуру и культура через язык [5].

Этот принцип отвечает за воспитание и развитие ученика как субъекта своей культуры, способного жить и взаимодействовать в поликультурном и многоязычном мире и способного достойно представить ее на иностранном языке в межкультурном общении носителям других этнокультур.

Общение как принцип развития первого ранга отражает и цель развивающего иноязычного образования, и путь достижения этой цели.

Общение как высший методический принцип базируется:

- на доказанном Е. И. Пассовым постулате о том, что общение в иноязычном образовании является закономерностью, присущей действительности, поскольку оно охватывает все аспекты образовательного процесса и является для ученика каналом познания, инструментом развития, способом воспитания и средой учения [5];

- на выявленной, при рассмотрении роли иноязычного общения в РИО, методической закономерности, что общение является средством духовно-нравственного и интеллектуального развития младшего школьника [1, с. 305-318].

Общение в РИО является основным средством когнитивного развития и средством обретения ценностей культуры: духовно-нравственных, национальных и общечеловеческих.

Общение как методический принцип первого ранга лежит в основе овладения иностранным языком и является мощным средством интеллектуального развития младших школьников. Принцип общения связан и с учебным аспектом стратегической цели РИО и отражает известную закономерность, что процесс овладения ИЯ как средством общения должен быть адекватен процессу общения по его основным параметрам [5, с. 118], ведущие из которых - речевая направленность и мотивированность. Данный принцип определяет развитие способностей учащихся к иноязычной речевой деятельности в процессе учебной деятельности, связанных с формированием речевых навыков и развитием речевых умений.

Самостоятельность как принцип развития первого ранга базируется на следующих закономерностях:

- педагогической - развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены, самостоятельность мышления ученика, его инициатива и актив-

ность достигается его собственной деятельностью и собственными силами;

- методической - языку нельзя научить, языку можно только научиться, прилагая собственные усилия. Продвижение младшего школьника в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

Этот принцип связано со становлением самостоятельности детей в учебной деятельности по овладению новым языком и со способностью строить самостоятельные высказывания в устной и письменной речи.

Следует подчеркнуть, что самостоятельность как принцип развития нельзя понимать узко, в том смысле, что ученик работает один. Этот принцип связан не просто с воспитанием самостоятельности, а с воспитанием самостоятельной, активной личности младшего школьника; он имеет выход в учебную и в речевую деятельность младшего школьника и предполагает индивидуальный подход к стимулированию его речемыслительной активности. В соответствии с этим принципом нравственные качества и ценности, так же как и способности (речевая, учебно-познавательная), являются личностным приобретением самого ученика.

В соответствии с этим принципом развития главным действующим лицом образовательного процесса является ученик, который выступает не послушным исполнителем, а, чувствуя себя свободно и комфортно, принимает активное участие в обсуждении задач и тем урока, выстраивает его сюжет. Самостоятельность всегда связана с активностью ученика, с его умением и желанием учиться, то есть с развитием учебно-познавательной способности.

Самостоятельность ученика в РИО связана с возможностью его свободного выбора, который важен для самовоспитания и саморазвития. Путь к овладению языком лежит через самостоятельную речемыслитель-ную деятельность. Речемыслительная активность исключает псевдоречевые упражнения и предполагает прежде всего коммуникативную оправданность всех предлагаемых ученику упражнений, когда у ученика есть определенная задача и есть выбор способов ее решения. Речемыслительная деятельность в РИО всегда носит самостоятельный характер (потому что нельзя подумать за кого-то) и обеспечивается соответствующей технологией.

Природосообразность как принцип развития первого ранга базируется на выявленных психолингвистических и психофизиологических закономерностях, в соответствии с которыми и задача и деятельность должны реализовываться в рамках возрастных психофизиологических возможностях организма [1, с. 165-260]. Опираясь на идеи Л. С. Выготского и его учеников (Н. И. Жин-кин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев), мы придаем значение и «биологическому» в развитии речевой способности ученика, понимаемому здесь как готовность его структур мозга; это «биологическое» кон-

Ф

Таблица

Иерархия принципов развития

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ

системообразующий принцип

Воспитание Учение Познание й

Культуросообразность как принцип развития H й а

Общение как принцип развития i—i 3 в

Самостоятельность как принцип развития s я В s

Природосообразность как принцип развития а К

Воспитание Учение Познание

1. Ориентация на приоритет 1.Овладение учебной деятельностью 1. Единство чувственного и

духовно-нравственного посредством универсальных учебных рационального в познании ИЯ

развития - формирование действий в процессе общения. и иной культуры.

нравственных качеств и ценностей (патриотизм, ответственность и др.). 2.Функциональность в овладении речевым материалом. 2. Учет овладения детьми языком в онтогенезе и школьного опыта освоения грамоты (чтения и письма) родного языка. 3. Использование опыта овладения родной культурой при ознакомлении с иной культурой в процессе иноязычного образования.

2. Формирование у ученика и обретение им нравственных ценностей посредством общения с учителем и со сверстниками. 3. Поддержка творческой индивидуальности ученика. 3. Сопряженное развитие языковой, речевой и учебно-познавательной способностей как основы овладения иноязычной речевой деятельностью. 4. Преимущественное развитие правополушарной деятельности при овладении речевым материалом. й F-< В Й а i—i i—i 3 в

4. Сотрудничество как основа взаимопонимания в диалоге культур. 5. Поэтапное овладение иноязычными речевыми умениями: а) принцип устного иноязычного общения; 4. Познание иноязычных языковых средств посредством проблемных задач. s В" в s а К

5. Создание воспитывающей б) принцип взаимосвязанного овладения 5. Ориентировка в системе

культурной среды. всеми видами речевой деятельности. иностранного и родного

6. Управление становлением 6. Опора на рефлексию и самооценку языков.

нравственного развития через учебной деятельности. 6. Опора на культурные

личностные универсальные действия в процессе общения 7. Использование опор при овладении иноязычной речью. 8. Использование игры как способа мотивации и как способа овладения устной иноязычной речью универсалии. 7. Осознание многообразия и равноценности всех культур

цепция РИО принимает во внимание наряду с «социальным». Принцип природосообразности означает учет психолингвистических и психофизиологических закономерностей, выявленных на основе многомерного анализа [1, гл. II]. Одна из психофизиологических закономерностей, которая никогда не принималась во внимание методикой, связана с межполушарным взаимодействием. Считается доказанным, что нагрузка на левое, логическое полушарие (заучивание слов, диалогов, многочисленные повторения за учителем и т. п.) приводит к его перегрузке («левополушарное утомление»), замедлению речевого развития, к блокировке функциональных систем и, как следствие, к психоэмоциональному нездоровью младшего школьника. Природосообраз-ность как принцип развития РИО предполагает обязательную опору на ведущую деятельность младшего школьного возраста.

Таким образом, природосообразность касается всего процесса развития младшего школьника в на-

чальном иноязычном образовании, но не по всем своим исконным тезисам. С одной стороны, мы относим этот принцип к принципам I ранга с определенными ограничениями, связанными с тем, что мы не можем считать ученика «чистой доской» (tabula rasa) и не можем повторить онтогенез его речевого развития. С другой стороны, по нашему глубокому убеждению, действие принципа природосообразности при овладении младшим школьником иноязычной речевой деятельностью является своеобразным и нужным ограничителем действия других принципов - нельзя предлагать младшему школьнику того, что он не может в себя вместить, и того, что превышает его психофизиологические возможности, форсирует его психическое развитие и вызывает эмоциональное нездоровье.

Методические принципы РИО II ранга определяют и регулируют развитие и саморазвитие личности ученика и его способностей в процессе иноязычного образования через воспитание, учение и познание.

Рассматривая содержание РИО, мы выделили в нем три аспекта: воспитание, развитие и учение. В функциональном плане учение младшего школьника и познание представляют собой единый процесс. В психологических исследованиях эта особенность, присущая становлению учебной деятельности в младшем школьном возрасте, находит свое выражение в термине «учебно-познавательная деятельность» [5], что мы уже отмечали в одной из наших работ. Следуя этой логике, можно рассматривать все начальное иноязычное образование как процесс развития ученика, что мы и сделали, выделив в качестве системообразующего принципа разработанной нами концепции принцип развития.

В гносеологическом плане принципы, специфичные для каждого из аспектов иноязычного образования, формулируются в рамках категорий «воспитание», «учение» и «познание». То есть воспитание, учение и познание разделяются здесь гносеологически - в реальном образовательном процессе они объединены.

В результате анализа, связанного с сущностью воспитания, познания и учения младших школьников при овладении иностранным языком и с исследованием культуро-созидающей и человекообразующей функций РИО, была сформулирована иерархия принципов развития, схематично представленная в таблице.

Сделаем несколько замечаний к данной схеме.

1. Ряд принципов, выделенных в рамках каждой из категорий «воспитание», «учение» и «познание», могут расширять свое влияние и распространяться на другую категорию, то есть быть «и там, и там». Это объясняется целостностью процесса развития младшего школьника в иноязычном образовании, которое может быть разделено только гносеологически, а в реальном процессе, как мы уже отмечали, все взаимосвязано и взаимообусловлено.

2. Логика формулирования принципов привела к тому, что принципы «для воспитания» отражают воспитательную деятельность педагога, а принципы «для учения» и «для познания» отражают учебную деятельность ученика, связанную с развитием иноязычной речи и познанием языка и культуры.

Выделенная иерархия принципов РИО и их реализация в образовательном процессе направлена:

- на формирование у младших школьников интереса к предмету «Иностранный язык», внутренней мотивации

в овладении иноязычной речью и стремления узнавать новое о языках и культурах;

- воспитание гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свою страну, свою малую родину и осознание своей этнической и национальной принадлежности через обретение национальных и общечеловеческих ценностей в процессе освоения языка и культуры;

- на развитие способности и готовности общаться с носителями языка на уровне своих речевых возможностей и потребностей в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме;

- на развитие способности к диалогу культур и достойному представлению своей культуры при непосредственном (аудирование и говорение) и опосредованном (чтение и письмо) межкультурном общении, испытывая гордость за свою культуру и уважение к иной культуре, осознавая особенности культуры своего народа через знакомство с культурой стран изучаемого языка, а также культур других народов;

- на формирование представления о том, как устроен иностранный язык, в чем состоят его основные секреты и чем он отличается от родного языка, а также о том, что чужая речь, как и родная, строится по правилам, а не представляет собой нагромождение фраз.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Никитенко З. Н. Развивающее иноязычное образование в начальной школе. - М.: Глосса-Пресс, 2010.

2. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. - М.: «Русский язык» Курсы, 2010.

3. Гальскова Н. Д. Теоретические основы образовательной политики в области подготовки учащихся по иностранным языкам: Дис. ... д-ра пед. наук. - М.: МГЛУ, 1999. - 477 с.

4. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.: Русский язык, 1977.

5. Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельност-ный подход. - М.: МГППУ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.