7. Семенова Н.В., Ляпин В.А. Гигиенические подходы к оценке физической подготовленности студентов вузов и адаптации их к профессии // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7684.
8. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов третьей функциональной группы здоровья НИ ИрГТУ / Е.П. Игнатьева, М.М. Колокольцев, В.Ю. Лебединский [и др.] / под ред. проф. В.Ю. Лебединского. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. - 204 с.
9. Шаратских А.Ю., Кузекевич В.Р. Сравнительный анализ уровня физической подготовленности студентов первых курсов педагогического института ИГУ / А.Ю.Шаратских, В.Р.Кузекевич // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 298-306.
10. Яцун С.М., Беоталов Д.В., Горбунова А.С. Мониторинг состояния здоровья и физического развития студентов КГУ и реализация его результатов в электронном «Паспорте здоровья» / С.М.Яцун, Д.В.Беоталов, А.С.Горбунова // Здоровье для всех. 2016. № 1. С. 3-7.
11. Кolokoltzev M.M., Iermakov S.S., Katarzyna Prusik. Двигательные качества и функциональные характеристики студенток различных типов конституции / M.M. ^^^^ev, S.S.Iermakov, Katarzyna Prusik // Physical education of students. - 2018. - №1. - PP. 31-37.
12. WMA Declaration of Helsinki - Ethical Principles for Medical Research Involving Human Subjects. Retrieved from http://www.ub.edu/recerca/Bioetica/doc/Declaracio_Helsinki_2013.pdf
Педагогика
УДК: 373.3
кандидат педагогических наук, доцент Кондрашова Елена Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Алонцев Владислав Васильевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); студент Майорова Анна Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования у обучающихся готовности к социальному взаимодействию как одной из актуальных проблем в современной педагогической науке и общества в целом. В связи с этим, данная статья направлена на описание методов сплочения коллектива младших школьников, правил существования в коллективе, условий формирования социального взаимодействия посредством коллективно-творческого дела. Изложенный подход определяет один из методических аспектов формирования у детей социального взаимодействия, который может служить в качестве руководства в реализации современных ориентиров образования.
Ключевые слова: взаимодействие, социальное взаимодействие, младшие школьники, коллективно-творческое дело, принципы коллективного взаимодействия.
Annоtation. The article substantiates the necessity of formation of students ' readiness for social interaction as one of the urgent problems in modern pedagogy and for society as a whole. In this regard, this paper aims to describes the methods of teambuilding younger students the rules of existence in the collective, pedagogical conditions of formation of social interaction through collective creative business. The presented approach defines one of the methodological aspects of the formation in children of social interaction that can serve as guidance in the implementation guidelines of modern education. The study materials are of practical importance for the professional educator.
Keywords: interaction, social interaction, young learners, collectively creative business, the principles of collective interaction.
Введение. Формирование у обучающихся готовности к социальному взаимодействию в процессе образования является для современной педагогической науки и для общества в целом актуальной проблемой. Это объясняется тем, что младший школьник, переступив порог школы, становится общественным субъектом. Он попадает в новую, незнакомую ему обстановку, где помимо непререкаемого авторитета в лице учителя появляются сверстники. У него возникают обязанности, к которым он не привык. Выполнение этих обязанностей является для школьника важным фактором достижения успеха в глазах родителей, учителей и одноклассников. Несомненно, определяющим в достижении цели обучения выступает самостоятельная активность ребёнка, но это качество проявится только в том случае, если он сможет свободно взаимодействовать со своими сверстниками. В детских и подростковых группах могут быть выделены следующие виды отношений:
1. Функционально-ролевые отношения: развиваются в различных видах жизнедеятельности детей таких, как трудовой, учебной, продуктивной, игровой. В ходе этих отношений учащийся усваивает нормы и способы действия в группе под контролем и непосредственным руководством со стороны взрослого.
2. Эмоционально-оценочные отношения между детьми - это осуществление исправления поведения сверстника в соответствии с нормами, которые приняты в совместной деятельности. Здесь на первый план выступают эмоциональные предпочтения - антипатии, симпатии, дружеские привязанности и т. д. Они возникают рано, и формирование этого типа отношений может быть обусловлено внешними моментами восприятия или оценкой взрослого, либо прошлым опытом общения.
3. Личностно-смысловые отношения между детьми - это такие взаимосвязи в группе, при которых цели и мотивы одного ребенка в группе сверстников приобретает для других детей личностный смысл. Когда
товарищи в группе начинают переживать за этого ребенка, его мотивы становятся своими собственными, ради которых они действуют.
Изложение основного материала статьи. В современной школе приоритетной задачей выступает не только обучение, но и формирование человека, способного творчески мыслить, реализовывать себя как личность, успешно взаимодействовать с окружающим миром. Понятие «взаимодействие» в психологии объясняется как процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В философии «взаимодействие», трактуется как понятие для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами, для характеристики форм человеческого события, человеческой деятельности и познания. Таким образом, мы можем сделать вывод, что «взаимодействие» в широком смысле слова - это процесс, в ходе которого субъекты или объекты взаимодействуют между собой. В социологическом аспекте понятие «взаимодействие» сужается и рассматривается как взаимодействие между двумя и более индивидами, в процессе которого передается социально значимая информация, или осуществляются действия, ориентированные на другого.
Согласно положениям, изложенным в работе Л. И. Фридмана, формирование личности младших школьников тесно связано с социальным взаимодействием. Общение со сверстниками и учителями помогает ребёнку развивать такие социальные качества как взгляды, убеждения, мировоззрение, определённое отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе [8].
Именно в период младшего школьного возраста у детей возникают коллективистские отношения, формируется общественное мнение, взаимная оценка. Стоит отметить, что и в детском саду дети состоят в определенных отношениях со своими сверстниками, но характер деятельности, на основе которой организуются дети, значительно отличается от деятельности и целей, поставленных у учеников в классе. Я. Л. Коломинский говорит о том, что первое время пребывания в школе дети потрясены множеством новых впечатлений, их настолько сильно интересует то положение, в котором они оказались, что они абсолютно не замечают своих новых товарищей [4]. На основе опыта педагогов хочется описать такие ситуации, когда дети порой не замечали, кто сидит за соседней партой. На наш взгляд взаимоотношения младших школьников главным образом определяются педагогом через реализацию образовательного процесса. Он способствует формированию межличностных отношений в классе. Е. Е. Кравцова считает, что уже к концу второго или третьего класса роль учителя становится менее значимой, а вот отношения с одноклассниками становятся более тесными и независимыми [5].
Ребенку, пришедшему в школу, достаточно тяжело освоиться среди сверстников. Дети не знакомы друг с другом, они не могут проявить себя в игре, как это было в детском саду, помимо этого у них появляются права и обязанности новой социальной роли-ученика, к которым также сложно привыкнуть. Педагог Л. И. Божович говорит о том, что готовность к школе личностная и интеллектуальная не всегда совпадают [1]. Поэтому перед учителем стоит огромная задача помочь детям адаптироваться к новой социальной группе - классу. Стоит отметить, что под психологической готовностью к школьному обучению понимается не только необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения, но и в коллективе сверстников. В ходе анализа теоретических представлений относительно возрастных особенностей детей 6-7 лет была выдвинута гипотеза о том, что умственная, коммуникативная и эмоциональная готовность к школе - это комплект составляющих, уровень развития которых необходим для того, что ребенок мог благополучно учиться в школе [2].
Формирование социального взаимодействия является важным фактором успешного развития младшего школьника, как в школе, так и за её пределами. Подготовить ребёнка к взаимодействию с окружающими задача не только педагога, но и родителей. Педагогические условия, организуемые учителем, должны быть направлены на развитие у учащегося таких качеств как коммуникативность, дружелюбность, честность, доброжелательность и т.д.
Установление у младших школьников готовности к социальному взаимодействию обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий, таких как внеклассные занятия, мероприятия, посвященные определенным темам, родительские собрания, классные часы, а также различные формы урока: урок-путешествие, урок-диспут, урок-игра, урок-викторина и т.д. Существует множество методов и приёмов, используемых педагогами, благодаря которым можно сформировать взаимоотношения в коллективе, в данной статье мы рассмотри один из них.
Каждый педагог и работник образовательного учреждения знаком с такой формой работы как коллективно-творческое дело (далее КТД). Впервые данное понятие было введено в середине 60-х годов учёным педагогом И.П. Ивановым, последователем А.С. Макаренко. Коллективно-творческое дело - это воспитательное средство коммунарской методики; социальная деятельность детской группы, направленная на создание творческого продукта [3].
В методике коллективно-творческого воспитания КТД выступает структурным компонентом и создает игровую творческую атмосферу, в которой каждый участник деятельности что-то придумывает, фантазирует, сочиняет, делает что-то новое.
В процессе коллективно-творческого дела обучающиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
Стоит отметить, что в ходе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить свой уникальный способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.
Методика И.П. Иванова «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности, она активно используется многими педагогами. Ребята и учителя с интересом занимаются защитой фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) потому, что все это происходит не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.
Для педагога коллективно-творческое дело является отличным методом сплочения младших школьников. Такая форма работы помогает обучающемуся проявить свои таланты, показать интеллектуальные способности, научиться правилам совместной работы, построить положительные
взаимоотношения со своими одноклассниками, а также усвоить определенные правила существования в коллективе.
Как показывает педагогический опыт, не всякое коллективное дело является коллективно-творческим делом. Отличительными признаками данного педагогического средства являются: совместное создание, проведение и продумывание дела и высокая мотивация создателей.
Прежде чем использовать коллективно-творческие дела в своей педагогической практике следует понять, какой вид и форма КТД подходят именно для того или иного возраста и какую цель вы преследуете, организовывая в своём классе КТД.
В нашей статье мы рассмотрим, какое коллективно-творческое дело будет приемлемо для младших школьников и поможет им научиться успешно взаимодействовать друг с другом.
Чтобы сплотить детскую группу, необходимо увлечь детей и включить их в совместную деятельность. Новая, незнакомая им деятельность непременно заинтересует младших школьников, так как они всегда стремятся к новым впечатлениям. Так как в первом классе, дети ещё очень близки с родителями, то будет целесообразно включить в коллективно-творческое дело не только учеников, но и их родителей. Для учителя это будет неплохим средством знакомства с семьями своих учеников.
При планировании коллективно-творческого дела важно выбрать тему, которая будет интересна детям. Темы будет зависеть от вида КТД, их несколько:
- общественно-политическое;
- трудовое;
- познавательное;
- экологическое;
- спортивное;
- художественное;
- досуговое и т.д.
Очевидно, что первоклассникам политическая тема будет не только не интересна, но и не понятна. Для детей данного возраста подойдут темы, связанные с досугом, спортом, экологией, открытием новых знаний, творчества.
Существует также формы проведения коллективно-творческих дел или по-другому типы КТД. И. П. Иванов выделяет три основных типа коллективно-творческого дела:
1. Представление (коллективные песни, игры, концерт).
2. Малое творческое дело (телевизионные конкурсы, ролевые игры, перемещения по станциям).
3. Большое творческое дело (конкурс или набор постановок, разновидности диспутов) [3].
Выбор типа также зависит от того, насколько масштабно ваше дело.
Тему КТД учитель предлагает сам или принимает идеи от родителей и возможно учеников. Далее составляется список дел и распределение поручений на каждого участника. Следует отметить, что поручения должны быть понятны детям и увлекательны. Навязчивая просьба осуществить ту или иную деятельность, вызовет у ребёнка равнодушие к ней. Чтобы такого не произошло, следует придерживаться принципов коллективного взаимодействия:
• Принцип гуманизма: опора на позитивные качества ребенка, понимание и сочувствие, а также помощь ученику, если она необходима;
• Принцип природосообразности: задания должны соответствовать психофизиологическим и возрастным особенностям детей;
• Принцип равенства и сотрудничества: все участники, в том числе ученики, имеют равные положения;
• Принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, включающих в себя моральные и нравственные устои, а также нормы национальной культуры и региональные традиции;
• Принцип открытости и доступности: все участники могут принимать участие в той или иной деятельности, в том числе высказывать свои мнения, выдвигать предложения;
• Принцип добровольности: ребенок добровольно выбирает вид деятельности и самостоятельно решает, как будет организовывать эту деятельность;
• Принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка (участника).
Более подробно разберем последний принцип, так как он один из важных итогов любой коллективной деятельности. Несомненно, все дети разные, одни прикладывают множество усилий при выполнении какой-либо деятельности, другие, даже если тема будет им интересна, не смогут развить её до конца, выложиться на все сто процентов. В коллективно-творческом деле необходимо, чтобы ситуация успеха была создана для каждого обучающегося при любых обстоятельствах, ведь даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое состояние ученика, это принцип работает и в обратную сторону. В коллективе радость от достижения цели усиливается, объединяется в единый успех, что естественно является особенным фактором сплочения коллектива.
Как и любая деятельность, коллективно-творческое дело имеет свою определенную общепринятую структуру. Данное педагогическое средство складывается из нескольких стадий, которые представлены более подробно С. В. Сидоровым [7]. Первое, что необходимо делать при организации КТД это поставить цель деятельности и обозначить задачи, которые нужно решить в процессе этой деятельности, а также важно найти место, сроки и способы проведения коллективных дел. Одним из главных правил КТД является точное распределение обязанностей между участниками, важно, чтобы обязанности были равносильны. Условно, можно распределить роли учащихся по подготовке какого-либо дела следующим образом:
- участник,
- генератор идей,
- участник - организатор,
- организатор.
Участник КТД получает какое-либо определенное задание (например: изготовить бумажные цветы, написать маленький рассказ, сыграть роль в соответствии со сценарием, найти необходимые вещи и т.д.). Важно очень чётко формулировать задания, и так, что бы ребёнок реально мог его выполнить. После выполнения задания обязательно нужно похвалить участника.
Генератор идей - это роль, которую может делать и участник и организатор. В первом классе, дети в этом плане пассивны, поэтому генератором идей выступает в основном организатор. Генератор идей выдвигает, предлагает идеи, но не обязательно способен их реализовать. Важно поддерживать генераторов идей и их предложения, особенно если он не способен на другие роли. Не все способны быть генераторами идей - поэтому неправомерно требовать выдвижение идей от всех, но спрашивать идеи и предлагать выдвигать их нужно.
Организатор - человек, который организует данное дело полностью. Организатор способен определить и сформулировать задачи, которые необходимо решить для данного дела (приведем для примера ряд задач: оформление места проведения, организация репетиции, договоренность по поводу необходимых атрибутов и т.д.). Несмотря на то, что организатор выполняет множество задач, необходимо, чтобы половина его работы была распределена между другими участниками.
При подготовке коллективно-творческого дела нужно помнить о некоторых возрастных и психологических особенностях детей. Дети младшего школьного возраста нуждаются в двигательной активности, а также переключении деятельности с пассивной на активную, и наоборот. Долгое изготовление и продумывание какого-либо дела вызывает у детей трудности, и, в конце концов, ребенок просто потеряет интерес к этой деятельности. Если такая работа всё же предстоит, педагогу нужно организовать игровую переменку, в которой дети смогут отдохнуть. Любой ребенок нуждается в смене деятельности - одной из особенностей КТД является чередование деятельности. Стоит отметить, что дети, переключаясь с одной уже знакомой деятельности на другую, могут помочь своим товарищам в каком-либо деле, стоит только направить их на помощь.
Подготовка - самая продолжительная и ответственная часть коллективно-творческого дела. На наш взгляд именно данная стадия показывает, насколько выбранная тема интересна детям, с удовольствием или равнодушием учащиеся подходят к выполнению своих обязанностей. Нельзя не обратить внимания на то, что при подготовке КТД рассматривается проблема, заявленная в нашей статье, а точнее формируется ли в процессе совместной деятельности готовность к социальному взаимодействию.
Стадия проведения коллективно-творческого дела показывает итог работы подготовки к нему: успешно ли участники осуществили задуманное, придерживались ли плана. Главная задача педагога - это помощь в сглаживании неудач, которые могут встретить ребёнка при участии в КТД. Непосредственное проведение самого дела и подведение итогов по нему происходит во внеурочное время. КТД должно осуществляться на позитивной ноте, вызывать у детей радость, удовольствие от деятельности. Каждый ученик и родитель должен чувствовать себя важной и значимой частичкой коллектива.
Также необходимо провести коллективную рефлексию в ходе игры. В ходе педагогических игр происходит оценка своих собственных способностей, признание постоянного их развития, а также осознание их уровня залога успеха в своей деятельности - все это процедуры рефлексии [6]. Проводить её стоит на следующий день после самого коллективно-творческого дела, чтобы детские впечатления не утихли к моменту рефлексии. Вначале каждый ученик должен высказаться, рассказать, что ему понравилось, а может быть и не понравилось в общем деле с классом. И только в конце учитель высказывает свою точку зрения, чтобы невольно не навязать её детям.
Именно рефлексия и подведение итогов являются важным фактором формирования социального взаимодействия между учащимися. Со временем дети будут вспоминать это совместное дело, обсуждать его, рассказывать друг другу интересные моменты и возможно сложности, которые возникали во время работы.
Выводы. Выбор и организация коллективно-творческого дела в школе играют важную роль для формирования социального взаимодействия не только между учениками, но и между родителями и учителем. Проанализировав КТД как педагогическое средство, можно сказать, что данный метод обучения и воспитания несёт в себе характерные черты коммунарской методики: товарищеские взаимоотношения, творческий подход, инициатива и самостоятельность учащихся, групповое взаимодействие. Именно в школе закладывается основа коллектива, то, каким он будет, и как будет существовать на протяжении всей начальной школы.
Литература:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Питер, 2008. 398 с.
2. Венгер Л. А. Готов ли Ваш ребенок к школе / под ред. Т. Д. Марцинковская. - М.: Знание, 1994. - 192 с.
3. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. 188 с.
4. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск: «Народная асвета», 1969. С. 196-197.
5. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 152 с.
6. Сайгушев Н. Я., Веденеева О. А., Кондрашова Е. Н. Игровое моделирование как интегративный способ рефлексивного управления профессиональным становлением будущего учителя // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и Психология. Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 57. Ч. 7. С. 155-161.
7. Сидоров С. В. Организация воспитательной работы в ученическом коллективе: учеб. пособие. Шадринск, 2004. 122 с.
8. Фридман, Л. М. О психологии младшего школьника // Начальная школа плюс До и После. 2001. № 2. С. 3-10.
Педагогика
УДК 373.1
аспирант кафедры рисунка и графики Коннова Алиса Сергеевна
Институт культуры и искусств Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор кафедры рисунка и графики Рощин Сергей Павлович
Институт культуры и искусств Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)
ОЛИМПИАДЫ И КОНКУРСЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проведением конкурсов и олимпиад по изобразительному искусству, их эффективность в деле развития эстетических и морально-нравственных представлений подрастающего поколения, важнейшее значение для полноценного художественного образования. Показаны наиболее удачные методы организации и проведения конкурсов, перспективы развития этого направления в художественно-творческой деятельности детей, занимающихся изобразительным искусством.
Ключевые слова: изобразительное искусство, конкурсы, олимпиады, художественное творчество, образование.
Annotation. The article deals with the issues related to competitions and Olympiads in fine arts, their effectiveness in the development of aesthetic and moral representations of the younger generation, the most important for a full-fledged art education. The most successful methods of organization and holding of competitions, prospects of development of this direction in the artistic and creative activity of children engaged in fine arts are shown.
Keywords: fine arts, competitions, Olympiads, artistic creativity, education.
Введение. В век информационных технологий и глобализации среди некоторых слоев общества наблюдается тенденция утраты интереса к традиционным явлениям искусства и культуры. Наиболее уязвимым здесь становятся дети и подростки. Изобразительное искусство в своих традиционных классических формах перестает интересовать детей. Куда быстрее и проще воспринимается яркая компьютерная графика, трансляция которой сегодня происходит практически ежесекундно с экранов телевизоров, всех возможных гаджетов и даже на улице с билбордов, мультимедийных экранов и прочих средств передачи преимущественно рекламой информации, не заключающей в себе культурной ценности. Ни для кого не секрет, что детьми гораздо лучше считывается зрительная информация особенно через красивые и яркие изображения. У любого человека есть внутреннее, заложенное природой тяготение к получению информации для удовлетворения различных потребностей, в том числе носящих эстетический характер. В недавнем времени это происходило только при посещении музеев и галерей, театров и домов культуры, при чтении книг и журналов с богатым иллюстративным рядом, отражающим полноту картины сюжетной линии. Обществу было востребовано изобразительное искусство, как и другие виды искусств, высшего качества, созданное сформировавшимися и признанными мастерами. Сегодня же окружающий нас мир переполнен массой второсортных и низкопробных продуктов, в частности и в различных областях изобразительного искусства, что оказывает пагубное влияние на эстетическую и духовную культуру. В такой ситуации особенно подвержены негативному влиянию дети и подростки, развитие личности которых и закладка ценностных ориентиров находятся на этапе своего формирования.
Общество продолжает поиски решения этой проблемы. Перед учителем изобразительного искусства стоит важнейшая задача исследования и подбора новых механизмов и методов, позволяющих пробудить у обучающихся интерес к урокам изобразительного искусства в современных условиях глобализации и информатизации обучения. Для успешного развития творческих способностей ребёнка необходимо постоянное стимулирование его познавательной инициативы и активное включение в различные виды предметной деятельности.
Изложение основного материала статьи. В данной статье мы бы хотели затронуть одно, достаточно интересное на наш взгляд и заслуживающее внимание, направление педагогической деятельности, связанное с организацией и реализацией различных конкурсных проектов в образовательной системе. Рассмотреть конкурсы и олимпиады детского художественного творчества как методы стимулирования творческой деятельности обучающихся.
На сегодняшнем этапе развития образования все возможные предметные олимпиады и конкурсы активно внедряются в образовательный процесс и проводятся на различных уровнях, начиная с внутри школьных и заканчивая международными. Более того их использование в процессе обучения поддерживается на государственном уровне и признается важной деталью образовательной среды необходимой для успешного и эффективного развития способностей обучающихся. И это не случайно.
Существует ряд исследований в области образования такого явления как различные конкурсные проекты в сфере художественного детского творчества, включающих изучение исторического и организационного опыта проведения мероприятий. Данные исследования подтверждают, что конкурсы детского рисунка являются социально значимыми педагогическими проектами и должны рассматриваться как неотъемлемая часть образовательного процесса будущих художников. Их внедрение и использование в обучении и воспитании подрастающего поколения помогает сформировать более обширную, глубокую и разностороннюю образовательную среду. Наиболее интересными, на наш взгляд, являются работы Бакушинского А.В., Щербакова В.С., Лабунской Г.В., Алексеевой В.В.
Конкурсы и олимпиады детского художественного творчества различаются по своей направленности и специфике и в конечном результате могут быть направлены на достижение разных целей. Но в целом активное привлечение обучающихся к участию в мероприятиях, имеющих соревновательный подтекст способствует накоплению ценного жизненного опыта в области выдерживания конкурсных испытаний и отбора. Это будет сопровождать их практически на протяжении всей жизни, поможет адаптироваться в социальной среде и конечно будет очень полезным при преодолении важных испытаний в период окончания школы и поступления в вуз. Любой ребенок в итоге сталкивается с подобной ситуацией - современная форма